Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) Семенцева Галина Николаевна

Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала)
<
Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Семенцева Галина Николаевна. Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала) : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05, 08.00.14 : Москва, 2001 415 c. РГБ ОД, 71:01-8/314-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современное состояние и тенденции развития кинопроизводства в России 12

1.1. Социально-экономическое значение киноиндустрии в условиях глобализации культурного развития России 12

1.2. Состояние современной российской киноиндустрии 44

1.3. Оценка направлений развития российского кинорынка 62

Глава 2. Анализ организационно-правовых особенностей реализации кинопроектов в России 99

2.1. Особенности финансирования кинопроцессов 99

2.2. Анализ договорно-правовых отношений при создании кинопродукции 118

2.3. Роль государства в организации бизнес-процессов в России 140

Глава 3. Теоретические принципы организационно-финансового управления коммерческими проектами в области кинопроизводства

3.1. Организационные принципы управления кинопроектами в современных рыночных условиях 155

3.2. Теоретические аспекты финансового управления при реализации кинопроектов 194

3.3. Методические подходы к построению экономические моделей коммерческого управления в кинопроизводстве 222

Глава 4. Практические подходы к построению структуры для реализации крупных коммерческих кинопроектов 244

4.1. Рекомендации по объединению организационных и финансовых функций управления для реализации кинопроектов 244

4.2. Пути создания крупных центров реализации кинопроектов 274

4.3. Направления совершенствования организационно-правовых форм финансового сотрудничества с иностранными партнерами в реализации кинопроектов 313

Заключение 348

Список использованной литературы 352

Приложение

Введение к работе


Исторически уже стало закономерным, что каждый новый век, не говоря уже о тысячелетии, несет в себе новые тенденции в социально-культурной жизни народов. В последние десятилетия в условиях глобализации хозяйственных связей между странами в мире происходит интенсивная интернационализация культурных связей.

Одним из наиболее мощных интеграторов межкультурных отношений выступает киноискусство. Кинопроизводство и кинопрокат уже давно вышли за национальные рамки отдельных стран: кино и в теоретическом, и в практическом плане сегодня не имеет границ. Россия также вовлечена во всемирный процесс интернационализации кинопроизводства. В то же время исторически сложившиеся морально-нравственные основы наций, а также существенные различия в уровнях экономического развития отдельных стран не позволяют пока говорить о «мировой» киноиндустрии как таковой.

В центре настоящего исследования находятся теоретические и практические аспекты проблемы современного менеджмента в киносфере и связанных с ней процессов, а также мировые тенденции в развитии кинопроизводства.

Актуальность исследования заключается прежде всего в том, что перестроечные преобразования в России, затронувшие не только экономическую, но и социальную, культурную области жизни, во многом характеризуются стихийными попытками "новой" организации хозяйственной и духовной жизни народа. Отдельные "реформаторы" выступают за возвращение административных методов хозяйственного управления, а другие, наоборот, активно ратуют за более широкое применение рыночных принципов.

Приходится констатировать, что до сих пор наши профессионалы практически не предпринимали серьезных попыток теоретически и практически обобщить передовые мировые достижения в коммерческом управлении кинодеятельностью с тем, чтобы эффективно трансформировать и адаптировать их к национальным особенностям киноиндустрии и кинорынка страны.

Сегодня многие исследователи считают ситуацию с отечественным кинопроизводством и кинопрокатом катастрофической. Поэтому с точки зрения интересов национальной культуры и хозяйственной деятельности в киносфере важнейшей задачей является концентрация и объединение всех материальных, финансовых и творческих ресурсов, во имя сохранения и развития отечественной киноиндустрии.

Не менее важной представляется задача внедрения современных методов проектного подхода в процесс кинопроизводства, развития маркетинга и эффективного менеджмента на рынках сбыта кинопродукции, в области кинопроката, расширения вторичных рынков реализации кинокартин, привлечения зарубежных инвесторов к реализации крупных кинопроектов, рационализации коммерческих связей с иностранными партнерами и, наконец, активного выхода российских кинокартин на зарубежные рынки.

Решение этих задач требует внедрения новых управленческих решений, основанных на современных эффективных методах финансового и организационного менеджмента. В общей сложности речь идет о необходимости выработки конкретной программы мер, направленной на кардинальное изменение ситуации в России в пользу отечественного кино. В методологическом плане реализацию данной задачи мы видим в рамках проектного подхода, получившего в последнее десятилетие широкое распространение как в России, так и за рубежом.

В последние годы отечественные актеры, режиссеры, сценаристы и др. часто реализуют свои замыслы за границей, тогда как зарубежные продюсеры, актеры и инвесторы участвуют в производстве целого ряда российских кинокартин. Но если для других стран подобное «взаимопроникновение» дает больше позитивных, чем негативных «эффектов», то для России потери от коммерческого проникновения западного (в первую очередь американского) кино существенно превышают накопленные в национальном киноискусстве духовные и материальные «плюсы».

Указанные соображения предопределили главные цели исследования: теоретический и прикладной анализ менеджмента в сфере кинобизнеса, а также обобщение основных тенденций и мирового опыта коммерческого управления процессами производства и проката кинокартин; рассмотрение современного состояния российской киноиндустрии и сложившихся направлений развития кинорынка; конкретизация основных теоретических и практических подходов к формированию современного менеджмента бизнес-процессами в кинодеятельности России.

В связи с перечисленными целями в работе поставлены следующие ключевые задачи:

оценка современных процессов глобализации киносферы, определение ее влияния на киноиндустрию и кинорынок России, анализ современного социально-экономического значения отечественной киноиндустрии и возможных тенденций ее развития;

системное изучение управленческих процессов в России в области кинодеятельности на базе обобщения передового мирового опыта кинопроизводства и сбыта кинопродукции;

комплексный анализ путей формирования крупных центров кинопроизвоства и разработка рекомендаций по их реализации в рыночных условиях переходного периода экономики нашей страны;

подготовка предложений по финансовому и

организационному взаимодействию российских и иностранных

партнеров в реализации международных кинопроектов.

Таким образом, объектом авторского исследования стало

многостороннее комплексное изучение теоретических и практических

проблем российской киноиндустрии и ее взаимных связей с мировой

кинематографией в процессах влияния кино в экономической жизни страны.

Хронологические рамки исследования охватывают преимущественно

период перестройки экономики в 90-е годы XX столетия, а в тех случаях,

когда требовалось проследить более длительные тенденции, использовались

материалы и более раннего «советского» периода.

Методологической и теоретической основой работы явились труды и проработки ведущих исследователей в области экономического проектирования, проектного управления и финансового менеджмента. Исследования базировались на трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, и, прежде всего на работах Н. Петракова, А. Вавилова, О. Львова, А. Аганбегяна, О. Богомолова, В. Афанасьева, Ю. Винслава, Г.Попова, Л. Евенко, Н. Ильина, С. Петрова, Д. Долгова, В. Шапиро, А.Астаповича, В.Воропаева, М. Разу, Л. Кантаровича, К.Гранберга, В.Буркова, Д. Новикова и других.

Кроме того, в работе использованы труды отечественных ученых-киноведов, искусствоведов и экономистов в области киноискусства и сопутствующей ему деятельности. Среди них особо следует отметить работы Э. Арнольди, А.Базена, М.Венжер, Д.Дондурея, С.Гинзбурга,

А.Журбина, Н. Зоркая, И. Кокарева, Б. Криштула, Н.Леонтьева, А.Митты, А.Красинского, К. Разлогова, А.Кукаркина.

При этом следует отметить, что из исследованных автором направлений работ по 35 докторским и более 270 кандидатским диссертациям по вопросам кинодеятельности, защищенным в период 1980-1999г.г., ни одна работа не была посвящена проблемам коммерческого управления кинопроизводством в рамках крупных кинопроектов.

Только в последнее десятилетие появилось несколько публикаций, затрагивающих проблемы российского и зарубежного кинобизнеса. В числе таких можно отметить издания: Фрейлих СИ. «Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского», - М.: Искусство, 1992; Журбин А.Б. «Как это делалось в Америке». - М.: «Захаров», 1999; Кокарев И.Е. «Семь дней в июле: диалоги о ПРОКе». - М.: «АПН», 1986; Кокарев И.Е. «Российский кинематограф: между прошлым и будущим». - М: Российский фонд культуры, 2001; Криштул Б.И. «Кинопродюсер». - М.: РФК - «Русская кинопанорама», 2000; Арнольди Э.М. «Жизнь и сказки Уолта Диснея». - М.: Искусство, 1968; Чуковская Е.Э. "Аудио-визуальный бизнес. Договорное регулирование". -М.: «РосКонсульт», 1999.

Вместе с тем, обобщающего, комплексного исследования по проблемам современного менеджмента в кинобизнесе, кинопроизводстве и реализации кинопродукции, с выводами о перспективных направлениях организации кинодеятельности и прогрессивных методах управления до настоящего времени не подготовлено.

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в том, что она представляет собой развернутое, комплексное исследование проблем международного делового сотрудничества в кинопроизводстве и других видах кинодеятельности, с практическими выводами и рекомендациями по управлению крупными кинопроектами в России.

При этом автором получены следующие научные результаты:

определено социально-экономическое значение

кинодеятельности в условиях усиливающейся глобализации мирового хозяйства и включения в нее России;

рассмотрено состояние и тенденции развития современного кинопроизводства;

проанализированы основные направления развития российской киноиндустрии в условиях переходного к рынку периода;

исследованы тенденции и проблемы развития национального кинорынка и его влияния на экономические и хозяйственные процессы, происходящие в стране.

рассмотрены организационно-правовые особенности реализации кинопроектов в России и за рубежом;

исследованы финансовые подходы к кинодеятельности на современном этапе, и влияние государства на происходящие в киносфере бизнес-процессы;

показано непрерывное единство финансовых,

организационных и правовых аспектов кинодеятельности с учетом участия в процессах российских и иностранных предпринимателей;

разработаны теоретические принципы организационно-финансового управления коммерческими кинопроектами;

предложен методический подход к построению экономической модели коммерческого управления в российском кинопроизводстве;

разработан концептуальный подход к формированию крупных центров кинопроизводства на основе создания кинополисов и кинопарков в разных регионах страны;

• - подготовлены практические подходы к построению

организационных структур коммерческого управления кинопроектами;

сделаны рекомендации по объединению организационных и финансовых функций коммерческого управления в рамках единого проекта;

разработан практический подход к созданию кинополиса в районе города Сочи;

даны экономические проработки, реальные финансовые и технико-экономические оценки отдельных конкретных объектов кинополиса, и определена эффективность предполагаемых решений;

изложены основные направления организационно-финансового сотрудничества российских предпринимателей с иностранными инвесторами при реализации кинопроектов;

даны рекомендации по осуществлению по мировым стандартам договорных отношений с зарубежными участниками по привлечению и использованию иностранных инвестиций. Результаты проведенного исследования имеют и практическое

значение. Поставленные в работе вопросы и сделанные предложения

»

направлены на решение крупной народнохозяйственной проблемы - поднятия эффективности и результативности национального кинопроизводства на основе обобщения и использования передового мирового опыта коммерческого управления в киносфере, как в области производства кинокартин, так и в сфере их реализации. С учетом социального, экономического и духовного значения кинопродукции в развитии национальной культуры в работе рассмотрено современное щ состояние российской киноиндустрии и дан анализ сложившихся

направлении развития отечественного кинорынка. Исследование различных этапов и уровней финансового и организационного управления кинопроцессом позволило определить узкие места в практической реализации кинопроектов в России, а также выделить действующие в этой сфере правовые особенности и ограничения.

Структуризация и систематизация комплекса экономико-правовых предпосылок отечественного кинопроизводства и кинопроката позволили наметить основные теоретические и практические подходы к формированию комплексной системы коммерческого менеджмента бизнес-процессами в сфере отечественной кинодеятельности.

Практическая реализация сделанных рекомендаций по созданию кинополиса и системы региональных киноцентров и кинопарков, могла бы поднять на новый качественный уровень российскую киноиндустрию, весь процесс кинодеятельности в стране, а также адаптировать российский кинобизнес к современному менеджменту в данной области международного социально-культурного сотрудничества.

Ключевые положения и выводы настоящей работы могут быть использованы (и отчасти уже используются) при разработке хозяйственной политики и стратегии кинодеятельности в нашей стране и за рубежом, а также при подготовке конкретных проектов киноискусства и управления бизнесом в киносфере.

Отдельные рекомендации работы могут использоваться в учебном процессе киноинститутов по курсу «Экономика и управление кинопроцессами».

Социально-экономическое значение киноиндустрии в условиях глобализации культурного развития России

Как показывает опыт социально-экономического и культурного развития многих стран мира в последние десятилетия, взаимодействие и сотрудничество между хозяйственными системами различных государств и континентальными союзами сегодня характеризуется значительным расширением и усложнением как экономических, так и духовных связей. Глубокие экономические реформы, происходящие в России и в ряде других стран, переход их к рыночной экономике объективно предполагают интеграцию этих стран не только в мировую экономику и мировые финансы, но и в мировую культуру. Этот процесс интеграции уже идет и будет активно расширяться и углубляться независимо от воли и желания отдельных политиков и политических партий. Но если в сфере экономики, производства и финансов за последнее десятилетие достигнут значительный прорыв в понимании общемировых закономерностей развития, то в области социально-культурных, духовно-нравственных межстрановых отношений, даже в рамках отдельных континентов (Европа, Азия, Северная и Южная Америка и т.д.), сохраняется определенное непонимание, неприятие, а часто даже агрессивное отторжение "чужого". Для России здесь определенную роль сыграло то обстоятельство, что исследования отечественных социологов, политологов, культурологов часто не успевали за развитием экономической, политической и социальной жизни в стране. Сказалось и отсутствие какой-либо современной и четкой государственной программы перестройки социально-духовных основ российского общества. В принципе, чем глубже наша страна включалась в мирохозяйственные связи, тем больше должно было сниматься политических, хозяйственных и культурных барьеров, следовательно, тем больше потенциальных возможностей (и благ) должно было получить население. Интеграционные процессы в жизни нации порождают синергический эффект на макроуровне. Носителями интеграции выступают хозяйствующие субъекты экономической деятельности, которые ориентируются на использование мирового опыта с учетом национальных особенностей. В результате, когда жизненные интересы общества выходят за рамки узконациональных интересов, политического и культурного суверенитетов, то начинают активно развиваться процессы межнациональной (транснациональной) интеграции, с более эффективным использованием всех внутренних и внешних ресурсов. Из сказанного вытекает, что макроэкономическая политика государства, ее успехи и поражения во многом зависят не только от соответствия объективным условиям, но и от восприятия этой политики (тех или иных мероприятий) широкими слоями населения страны, от их участия и поддержки или, напротив, неучастия, пассивного или активного противодействия. Поэтому информационное и пропагандистское обеспечение проводимого правительством хозяйственного курса представляет собой не какую-то особую задачу, до которой иногда снисходит государство, а необходимую составную часть всей макроэкономической политики общества. В то же время, развитие финансово-экономических, внутристрановых или международных хозяйственных отношений сегодня невозможно без надлежащего их подкрепления со стороны развития национальной культуры, образования, науки и искусства. При этом одним из самых массовых, интернационализированных, и, в то же время, адаптированных к национальным особенностям видов искусств в настоящее время остается киноискусство. Следовательно, современную киноиндустрию следует рассматривать в качестве элемента глобальной мировой хозяйственной системы, обеспечивающей процесс воспроизводства путем реализации кинопродукции и киноуслуг. Несмотря на динамичное развитие киноиндустрии в течение многих десятилетий, она сегодня не может рассматриваться как окончательно сформировавшееся звено производства и массовой культуры какой-либо страны мира или всего международного сообщества. Даже в США и странах Западной Европы, где в силу ряда социально-экономических и исторических причин (многонационального состава населения; многоукладного образа жизни; ослабления влияния на культуру государственно-административного аппарата; интенсивных темпов общеэкономического развития; широкого международного сотрудничества и интернационализации жизни населения; мощного развития индустрии развлечений и, в частности, кинематографа) киноиндустрия осуществила массовый охват зрителя, превратившись в один из главных инструментов социально-культурного, эстетического, информационного, экономического воздействия на образ и уровень жизни целых народов, все же нельзя говорить о едином глобальном понимании массовой культуры и о наличии четкой системы взаимосвязей между ее ключевыми элементами. Чрезвычайно широкое и практически повсеместное распространение массовой культуры сегодня опирается на стремительное развитие средств коммуникаций и индустрии культуры: периодической печати, кинематографа, радио, телевидения, аудио- и видеозаписей, компьютерных сетей. Ее формирование связывается с процессами модернизации общества, демократизацией и индивидуализацией, усложнением процессов производства, распространением рыночных отношений, ростом благосостояния основной массы населения как в высоко развитых странах, так и в развивающихся, только входящих в мировую среду международного общения. Наступающий XXI век еще в большей степени ускорит и интернационализирует процессы формирования континентальных и межконтинентальных культурных ценностей, объединив их в глобальную мировую культуру.

Особенности финансирования кинопроцессов

Сегодня уже ни для кого не секрет, что для развития киноиндустрии необходимо иметь значительные денежные ресурсы, требуемые объемы которых постоянно растут. Бесперебойное финансовое обеспечение кинопроизводства и проката фильмов - это основная проблема современного кинобизнеса. Мировая практика свидетельствует, что важнейшими субъектами решения этой проблемы являются продюсеры. Так, в США с самого начала развития кинобизнеса обеспечение финансирования входило в обязанности продюсера. В России данная обязанность продюсера запреплена Законом «О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22.08.96 г. (№126-ФЗ), когда в нашу кинопрактику впервые было введено само понятие «продюсер». Для того, чтобы найти нужные денежные суммы, ведущие продюсеры используют различные финансовые инструменты. Американские эксперты, в частности, считают, что не прибегая к многим источникам кредитования, без хитроумных методов привлечения к своим проектам средств, без широкого доступа к свободному рынку предпринимательских, частных и общественных капиталов, кинодело в США не смогло бы развиваться так стремительно [51]. Мы же присоединяемся к мнениям тех исследователей, которые считают, что ведение кинобизнеса, особенно в части его финансирования, не менее творческое дело, чем создание самого аудиовизуального продукта. Например, в разработанной Е. Чуковской схеме прохождения фильма от автора к зрителю, финансированию отведено основополагающее место [99]. Продюсер совместно с сопродюсерами обеспечивает творческий и технологический процесс съемок, включая работу творческого и технологического коллективов, актеров и других участников производства аудиовидеопродукта. Помимо этого, продюсер осуществляет также поиск инвесторов, кредиторов, источников бюджетного финансирования. Нахождение источников финансирования является наиболее важной проблемой, так как развертывание работ прежде всего зависит от размеров и сроков получения финансовых ресурсов. При принципиальном согласии с предложенной Е. Чуковской схемой финансирования, считаем необходимым дополнить эту схему связями, отражающими современные условия развития кинобизнеса в России. В частности, считаем важным добавить два блока, посвященных управлению (менеджер проекта) и маркетингу, включая рекламу. Кроме того, нами дополнены связи между блоками, которые разделены на прямые и косвенные (опосредованные). В результате получена следующая технологическая структура организации кинопроцесса, приведенная на рис. 1. Идея о приоритете финансирования кинопроекта, в данной схеме, не только остается, но даже углубляется. Американские предприниматели, работающие в кинобизнесе, имеют в своем арсенале множество способов (зачастую дополняющих друг друга) получения денежных средств для финансирования кинопроектов. Однако основными финансовыми источниками производства аудиовидеопродукции остаются суперстудии Голливуда. Привлекательность такой системы финансирования в том, что суперстудии могут обеспечить ресурсами не только само производство, но и прокат фильма (как в лучших кинотеатрах страны, так и в регионах, а также в других странах мира). Помимо этого, суперстудии Голливуда, как правило, обеспечивают процесс продвижения кинопродукта к зрителю широкой рекламной кампанией. Процесс активной финансовой поддержки кинопроекта со стороны суперстудий обычно начинается в двух следующих случаях: 1. при наличии частичного финансирования из дополнительных (вне суперстудии) источников и готового «проектного пакета» (сценарий, актеры, режиссер); 2. при уже запущенном в производство проекте. Именно в этих случаях уже вырисовываются основные контуры продукта, а суперстудиям остается его «доработать» и решить, как продвигать, на какие рынки его «выбросить» в первую очередь, определив при этом расходы на рекламу. Следует при этом отметить, что на «доработку» фильма и на прочие рекламные и сбытовые кампании расходы увеличиваются в геометрической прогрессии: объем суммарных затрат будет в несколько раз больше, чем при принятии решения о запуске фильма, а расходы на рекламу и сбыт составят 75-80% объема общих затрат. Именно поэтому суперстудии внимательно изучают все условия (экзогенные и эндогенные) создания и проката будущего кинопродукта, так как цена ошибки на данной стадии чрезмерно высока. В кинобизнесе США сложилось четкое разделение труда, которое напрямую связано с финансовыми возможностями всех участников реализации кинопроекта. Одной из форм финансового подхода к разделению труда является случай, когда независимые продюсеры и кинокомпании-производители могут самостоятельно профинансировать создание фильма в полном объеме, а с суперстудией заключить договор о прокате в расчете не только на национальный, в том числе региональный, но и на зарубежный прокат. Что же касается договора между продюсером и суперстудией, то он одновременно является договором «по финансированию производства и по финансированию проката». В этом случае независимые продюсеры и кинокомпании представляют суперстудии отснятые материалы для принятия последней решения о дальнейшем финансировании, предварительно проработав прогноз проката будущего фильма. При положительной оценке прогноза суперстудия начинает дальнейшее финансирование и сосредоточивает основные усилия на маркетинге и планах сбыта кинопродукции.

Организационные принципы управления кинопроектами в современных рыночных условиях

В условиях рыночных реформ резко возрастает значение управления как метода организации хозяйственной деятельности. Процесс этот объективен и связан со становлением современного бизнеса во всех отраслях деятельности. Российский кинематограф на данном этапе не является в этом смысле исключением, хотя нуждался в резком улучшении управления, как на глобальном уровне, так и на уровне реализации отдельных кинопроектов еще в доперестроечный период. Основное внимание нами в последующем будет обращено на управление проектом в области кино, как на основную производственную единицу. Управление на уровне кинопроекта нами понимается как управление участниками проекта, а в более широком смысле - участниками кинобизнеса. Такое управление должно носить комплексный (системный) характер, и переход от одного этапа реализации кинопроекта к другому должен определять основное содержание всей управленческой деятельности. В таком понимании необходима некая технология управления системой последовательных и параллельных действий, направленных на конечный результат, т.е. на предоставление зрителю законченного аудиовизуальног продукта. При этом данная система управления кинопроектом должна работать в любых условиях, в том числе и в условиях временных и ресурсных ограничений. Исходя из вышеизложенного, считаем возможным дать следующее общее определение объекта управления в кинобизнесе: это комплекс работ по производству и сбыту кинопродукции, направленный на достижение определенных социальных, культурных, экономических и других целей, выполнение которых имеет ограничения во времени, финансовых, материальных и трудовых ресурсах, и которые реализуются в определенных региональных рамках. В соответствии с этим определением нами была предложена общая организационная схема управления кинопроектом, которая включает три уровня управления. На первом уровне, исходя из оценки имеющихся ресурсных и организационных возможностей намечаемого кинобизнеса, определяется идея и коммерческий замысел проекта. На этой основе формулируется его стратегия, намечаются главные цели и задачи, прогнозируется ожидаемый результат, а также разрабатывается принципиальная управленческая схема. На втором уровне формируется тактика реализации кинопроекта. На основе оцененных возможностей и требований внешней и внутренней среды проводится прогнозирование рыночной ситуации, в зависимости от разных вариантов планов реализации проекта, а также исходя из разработанной на первом уровне принципиальной управленческой схемы. На этом же уровне производится проектирование оргструктуры и детальной системы управления всей деятельностью. Помимо этого, определяются и уточняются возможные источники и объемы финансирования проекта (исходя из условий, заложенных в целевой концепции проекта и бизнес-плане), а также формируются конкретные мероприятия по реализации проекта. На третьем уровне решаются конкретные оперативные задачи управления кинопроектом в целом, а также по отдельным составляющим его этапам и уровням управления. В завершении проводится системный анализ выполнения ключевых условий реализации проекта в соответствии с требованиями всех трех уровней управления. Общая организационно-методическая схема управления кинопроектом приведена на В процессе реализации кинопроекта осуществляется переход от идейного замысла сценария кинокартины - через его конкретизацию - к реальному выпуску аудиовизуально продукции. По нашему мнению, управление кинопроектом осуществляет встраивание определенного проектного замысла в конкретную внутреннюю и внешнюю среду, формирует и укрепляет все виды творческой и коммерческой инициативы в рамках единого кинопроекта. Таким образом, происходит переход собственно проекта (кинопроекта) на другой качественный уровень, - на уровень самореализации, благодаря которому весь процесс развития кинозамысла, вплоть до продвижения продукта к зрителю, увязан в единый управленческий комплекс. Особенности управлении кинобизнесом связаны со следующими факторами: масштабностью и сложностью кинопроекта; частыми изменениями окружающих проект условий; возможностью интеграции посредством проекта различных видов деятельности в целостную систему. Используемые при комплексном проектном подходе технологии достаточно многообразны, отдельные методы (технологии) уже достаточно давно и успешно используются в различных управленческих системах. В табл. 14 приведены ключевые виды работ, операций и действий, используемых при управлении кинопроцессом, а также соответствующие им технологии. Данные свидетельствуют, что в кинобизнесе быстрее всего меняются применяемые технологии, а лишь затем - окружение проекта [93]. В наименьшей степени подвержены изменениям организационно-управленческие структуры [ 94 ].

Рекомендации по объединению организационных и финансовых функций управления для реализации кинопроектов

Мировой опыт развития экономических взаимоотношений участников кинобизнеса показывает необходимость (и возможность) развития широких организационно-коммерческих корпоративных связей. В разные периоды времени в развитых странах формирование и развитие деловых отношений имели свои особенности. При этом сохранилась единая целевая ориентация на повышение эффективности кинопроизводства и на сокращение времени между зарождением идеи и появлением фильмов на кинорынке.

Сложившиеся сегодня организационные формы взаимодействия в кинобизнесе можно характеризовать как систему норм, определяющую отношения между партнерами, с одной стороны, и отношения киностудий и кинообъединений между собой, с другой стороны, а также тех и других с физическими лицами (в том числе в рамках самих киностудий и кинообъединений). Известно, что основные формы кинообъединений, в том числе, и с участием инофирм, в общем виде характеризуются тремя основными типами: объединение физических лиц и объединение их капиталов; с участием юридических и неюридических лиц; договорные и уставные киногруппы и объединения.

Формы используемого предпринимательского сотрудничества существенным образом зависят от применяемой технико-технологической формы управления. Из перечисленных выше форм в мировой киноиндустрии наибольшее распространение получили договорные объединения. Такие объединения возникают на базе договора, определяющего, с одной стороны, взаимоотношения между участниками - юридическими и неюридическими лицами, а с другой стороны - между отдельными участниками и самим объединением. В практике российского бизнеса также получили воплощение различного рода предпринимательско-государственные бизнес-объединения, как юридически самостоятельные субъекты, связанные отношениями договорной экономической зависимости. Эти отношения относятся к корпоративным, а система их регулирования и управления получила название смешанного «проектного управления». Такой подход с полным правом может быть применен и к кинобизнесу.

Сущность проектного управления заключается в том, что может сочетать в себе вертикальный и горизонтальный тип взаимодействия субъектов бизнеса. В хозяйственной практике различных стран мира существует множество форм корпоративных объединений, где управление строится по проектному типу. К ним в первую очередь относятся: объединения, созданные путем заключения долгосрочных контрактных отношений (так называемые "мягкие" формы объединения); совместные производства; предприятия с полным слиянием участников объединений на коммерческой основе.

Как правило, у предприятий-участников сохраняется определенная экономическая самостоятельность, в том числе, возможность самостоятельно решать отдельные хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам, в то время как общее (окончательное) решение ключевых вопросов принимает головная (управляющая) фирма, при ограничении (в рамках проекта) стратегической хозяйственной самостоятельности остальных участников объединения.

Как показывает проведенный нами анализ, образование производственных структур в кинобизнесе по инициативе «снизу» следует считать спецификой переходного этапа развития России к рынку, хотя этот метод достаточно универсален и характерен для развитых стран, где хорошо развит механизм договорных отношений. Примечательно, что в России данный метод является преобладающим, так как государство в кинопроизводстве до сих пор сохраняет свой потенциальный интерес. Интегрированные производственные структуры с участием государства сегодня проводят активную политику в кинобизнесе, а сами государственные структуры пытаются оставить за собой контроль над кинопроизводством и сбытом кинопродукции. В соответствии с этим коммерческими целями создания корпоративных кинообъединений является: управление финансовыми потоками; получение источников финансирования для кинопроизводства и кинопроката; повышение эффективности собственно кинопроизводства; ориентация кинопроизводства на активное продвижение кинопродукции на внешний и внутренний кинорынки.

Для достижения данных целей необходимо внедрение в жизнь целого комплекса важнейших управленческих решений, среди которых в первую очередь следует выделить: концентрацию инвестиционных коммерческих ресурсов на приоритетных направлениях развития кино; финансирование производственных разработок НТП, ускоряющих внедрение передовых технологий в кинопроизводстве; содействие демонополизации внутренних и внешних рынков кинопродукции.

Исходя из этого, экономическая сущность и роль коммерческих объединений в кинобизнесе России сводится к целевой концентрации государственного и негосударственного финансового потенциала в рамках комплексной системы бизнес-процесса: «кинопроизводство-прокат-вторичный рынок». Данная роль сводится также к созданию дополнительных мотиваций для перелива финансового капитала коммерческих организаций в сферу кино, а также к повышению управляемости кинобизнеса.

Современная российская киноиндустрия имеет широкие потенциальные возможности для улучшения управляемости всеми процессами развития кинодела. Это создает определенные предпосылки для развития корпоративизма во всей гуманитарной сфере. Сложившиеся сегодня научно-практические подходы к формированию кинобизнеса позволяют выбрать прогрессивные методы управления и финансирования, наиболее приемлемые для специфических российских условий.

Похожие диссертации на Принципы управления реализацией проектов в киноиндустрии России (С привлечением иностранного капитала)