Содержание к диссертации
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования
в сфере культуры 13
Специфика культуры как объекта государственного регулирования 13
Динамика развития государственного регулирования в сфере культуры 28
Направления и методы государственного регулирования сферы культуры на современном этапе 34
Глава 2. Исследование механизма государственного организационно-
экономического регулирования в сфере культуры 49
Организация государственного регулирования и финансовой поддержки культуры 49
Анализ механизма и практики формирования расходов федерального бюджета на культуру 65
Программный подход в государственном регулировании в сфере культуру 79
Глава 3. Совершенствование системы государственного регулирования
в сфере культуры 99
Концептуальный подход к формированию расходов федерального бюджета на финансирование организаций культуры федерального значения 99
Совершенствование организационно-экономического механизма программного подхода в государственном регулировании
в сфере культуры 106
3.3. Формирование дополнительных источников финансирования
расходов в сфере культуры 115
Заключение 123
Библиографический список 132
Приложения 144
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Культура оказывает многоплановое влияние на все стороны жизнедеятельности общества, решает задачу сохранения, создания и развития духовных, нравственных и культурных ценностей, а также играет важную роль в развитии цивилизации и экономики. Сфера культуры специфична: в одних секторах осуществляется прямая государственная поддержка и регулирование, в других - действуют чисто рыночные отношения, в третьих - работа ведется через общественные и некоммерческие организации. Одним из главных субъектов культурной политики является государство. Оно обладает наибольшим объемом ресурсов в этой сфере, а также располагает разнообразными управленческими и властными рычагами и структурами.
Все это определяет высокую степень государственного участия и воздействия на рассматриваемую сферу. Для развития благоприятных экономических и социальных тенденций в стране необходим государственный протекционизм в отношении многонациональной культуры народов России, который должен создать условия для гармоничного развития общества, реализации культурных потребностей граждан, наиболее полного раскрытия творческого потенциала создателей культурных ценностей, обеспечить сохранность и рациональное использование культурно-исторического наследия.
Сбалансированная государственная политика должна превратить область культуры в хорошо организованный и прогрессивный сектор государственной экономики. Достижение этой цели невозможно без четкого определения, прежде всего на федеральном уровне, целей и приоритетов культурной политики и обеспечения реализации этой политики путем создания правовых,
организационных и экономических условий функционирования и развития культуры в обществе.
В современных условиях глобализации и становления информационного общества особую теоретическую и практическую актуальность приобретает решение проблем совершенствования организационно-экономических механизмов государственного регулирования в сфере культуры.
Вопросам экономики культуры и государственного регулирования в рассматриваемой сфере посвящены работы ряда отечественных ученых. Среди них: С.С.Адасинский, ВЛ.Барсук, Н.С.Блохина, О.В.Богачева, И.М.Болотников, О.В.Браилова, К.М.Гасратян, А.И.Глаголев, Г.Х.Гендлер, Р.С.Гринберг, Г.Г.Дадамян, А.И.Дымникова, В.С.Жидков, Е.Н.Жильцов, Г.П.Иванов, ЕЛ.Игнатьева, Н.В.Кротова, В.С.Малышев, П.К.Огурчиков, В.Я.Орлова, В.М.Петров, К.Э.Разлогов, А.Я.Рубинштейн, В.И.Сидоренко, К.Б.Соколов, Б.Ю.Сорочкин, И.А.Столяров, ГЛ.Тульчинский, А.П.Чинарова, С.В.Шишкин, П.М.Шульгин, Л.И.Якобсон. Значительный вклад в решение данной проблемы внесли такие зарубежные ученые как У.Бомол, У.Боуэн, Р.Вильямс, Т.Габлер, Д.Кейнс, Э.Куги, Ч.Лендри, С.Манди, М.Маршалл, Р.Масгрейв, Ф.Матарассо, С.Мак-Кафи, Д.Осборн, Д.Роулз, М.Титцель, А.Хак, Х.Хоггарт, Э.Эверитт и многие другие.
Несмотря на многоплановость и научную обоснованность опубликованных работ, процесс формирования экономики культуры, напрямую связанный с радикальными социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в нашей стране и повлиявшими на все сферы жизни и деятельности, а также с общими процессами развития цивилизации, не завершен. Множество теоретических и практических проблем государственного регулирования в сфере культуры ждут своего решения.
Необходимость дальнейшего совершенствования правовых,
организационных, экономических и финансовых механизмов, способных
благоприятно влиять на экономические и социальные тенденции в стране, очевидна. Все большую актуальность приобретают проблемы формирования и эффективного функционирования- государственной системы регулирования в области культуры, формированияЛэолее эффективной экономической политики в рассматриваемой сфере, совершенствования сети и механизма функционирования организаций культуры, дальнейшего развития программного подхода в осуществлении государственной политики в области культуры.
Все это послужило причиной выбора темы диссертационного
исследования и обусловило его актуальность для теории и практики
совершенствования организационно-экономического механизма
государственного регулирования в сфере культуры на современном этапе.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и путей совершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования в сфере культуры. В соответствии с указанной целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи:
- раскрыть и научно обосновать необходимость государственного
регулирования в сфере культуры;
проанализировать динамику развития, формы и методы государственного регулирования в области культуры, обосновать направления его дальнейшего совершенствования;
проанализировать состояние финансовой поддержки культуры из бюджетных источников;
исследовать методологию и практику формирования расходов федерального бюджета на культуру;
предложить и обосновать пути совершенствования организационно-экономических механизмов формирования расходов федерального бюджета на культуру, в том числе на основе программного подхода.
Объектом исследования являются государственные органы власти и управления, проводящие политику в сфере культуры, а также организации культуры. Для решения ряда задач исследования объектом является, прежде всего, Министерство культуры Российской Федерации, проводящее государственную политику в сфере культуры, а также его подведомственные организации.
Предметом исследования является организационно-экономический механизм государственного регулирования в сфере культуры.
Теоретической, методологической и информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по экономике культуры, нормативные правовые документы по рассматриваемым вопросам, данные бухгалтерского, статистического и аналитического учета и отчетности ряда органов государственной власти и организаций культуры, а также материалы контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации.
В процессе работы применены системный подход, а также методы:
экономико-статистические, сравнительно-аналитические, наблюдения,
группировки и другие.
Научная новизна проведенного исследования состоит в научном
обосновании ряда теоретических, методических и практических задач
осуществления эффективного государственного организационно-
экономического регулирования в сфере культуры на современном этапе.
Основные научные результаты исследования, полученные автором, состоят в следующем:
1. Уточнены основные факторы, определяющие необходимость государственного регулирования в сфере культуры: социальная значимость культуры, ее влияние на экономическое развитие страны, необходимость реализации конституционных норм, убыточность деятельности в большинстве
отраслей культуры, наличие значительных объемов государственных ресурсов в рассматриваемой сфере (16-18).
2. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта выявлены и
систематизированы:
формы и методы государственного регулирования в сфере культуры: организационно-правовые; финансово-экономические, в том числе прямые и косвенные; контрольные (34-36);
направления бюджетного финансирования: финансирование деятельности государственных организаций культуры; финансирование отдельных проектов и мероприятий, в том числе программных; государственные капитальные вложения; расходы на отраслевую науку и отраслевое образование; финансирование международной деятельности в сфере культуры; содержание органов государственного управления; прочие расходы (70-71);
формы бюджетного финансирования: по сметам доходов и расходов организаций культуры, на основе договоров (контрактов) на выполнение отдельных проектов, мероприятий, в виде субсидий, субвенций, грантов (47).
Выявлены и проанализированы основные тенденции финансовой поддержки культуры из бюджетных источников за 2001-2003 годы: рост расходов бюджетов всех уровней на культуру; низкий уровень затрат на культуру в бюджетных расходах; уменьшение доли расходов Министерства культуры Российской Федерации в расходах федерального бюджета на культуру; рост доли расходов федерального бюджета в суммарном объеме бюджетных расходов на культуру и другие (58-62, 67).
Обоснованы и сформулированы пути совершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования в области культуры:
совершенствование организационной структуры государственного регулирования в сфере культуры: преодоление разобщенности органов
государственной власти, осуществляющих регулирование; создание
консультативных органов для делегирования им права отбора проектов и программ и принятия решений по их финансированию (53-57);
формирование расходов федерального бюджета, предназначенных на финансирование текущих и капитальных расходов организаций культуры федерального ведения, на основе предлагаемой Концепции долгосрочного развития организаций культуры по каждому виду деятельности (100-105);
развитие программного подхода в государственном регулировании в сфере культуры: предоставление Министерству культуры Российской Федерации дополнительных полномочий и ресурсов для осуществления функции координатора федеральной целевой программы в полном объеме; включение в состав федеральной целевой программы мероприятий по всем отраслям культуры, в том числе по телерадиовещанию (82, 107-108);
совершенствование организационно-экономического механизма
реализации федеральной целевой программы в области культуры: формирование перечня мероприятий по основной части разделов программы совместно с субъектами Российской Федерации и заключение предварительных соглашений с субъектами Российской Федерации по объемам совместного финансирования до начала финансового года; внедрение долгосрочного планирования по разделу "Недвижимые памятники"; передача Министерством культуры Российской Федерации функций государственного заказчика сторонним организациям, как правило, субъектам Российской Федерации по основному объему программных работ (108-112);
совершенствование государственной инвестиционной политики в сфере культуры, осуществляемой в форме государственных капитальных вложений и в порядке межбюджетных отношений: разработка и законодательное закрепление принципов формирования Федеральной адресной инвестиционной программы; наделение Министерства культуры Российской Федерации
необходимыми полномочиями, кадровыми ресурсами и методическими разработками для осуществления функций государственного заказчика по капитальному строительству в сфере культуры; формирование перечня строек и объектов на основе проведения мониторинга наличия и технического состояния материальной базы культуры; преодоление установившейся практики включения в Федеральную адресную инвестиционную программу необоснованно большого количества "непрограммных" и вновь начинаемых объектов (112-113).
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения диссертационного исследования могут быть использованы:
при разработке и совершенствовании нормативно-правового и организационного механизма государственного регулирования в сфере культуры;
в методологии и практике формирования бюджетных расходов на культуру;
при разработке федеральной целевой программы в области культуры на 2006-2010 годы и механизма ее реализации;
при формировании и реализации государственной инвестиционной политики в сфере культуры;
в учебном процессе отраслевых учебных заведений.
Апробация работы и внедрение. Отдельные результаты исследования использованы Министерством культуры Российской Федерации в практической работе: при выработке механизма реализации федеральной целевой программы; при реорганизации структуры министерства; в совершенствовании аналитического и бухгалтерского учета расходов федерального бюджета.
Различные аспекты исследованных проблем нашли свое отражение в четырех опубликованных работах автора общим объемом 2,7 п. л.
Логика и структура диссертации определяются целью и задачами исследования. В соответствии с логикой исследования в работе рассматриваются теоретические основы и практика государственного регулирования в сфере культуры, анализируются механизмы и практика формирования расходов федерального бюджета на культуру и на этой основе формируются рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма государственного регулирования в рассматриваемой сфере. Структура диссертации определена таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить комплекс малоисследованных проблем по теме диссертации с учетом логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи факторов и основных элементов исследуемых проблем и объектов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В работе 7 таблиц, 4 рисунка, 2 схемы.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены цель, задача, предмет и объект исследования, указана степень научной новизны, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе "Теоретические основы государственного регулирования в сфере культуры" анализируется культура как объект управления, обосновывается необходимость государственного регулирования в этой сфере, раскрываются экономические аспекты культурной деятельности. Исследуются формы и методы государственного регулирования в сфере культуры и динамика его развития, при этом особое внимание уделено состоянию этого вопроса на современно этапе, проведен анализ правовых аспектов государственного регулирования сферы культуры на современном этапе. Здесь выявлен ряд деструктивных моментов, требующих скорейшего решения.
Во второй главе "Исследование механизма государственного организационно-экономического регулирования в сфере культуры"
рассмотрены организационные аспекты государственного регулирования в сфере культуры, состояние финансовой поддержки культуры из бюджетов всех уровней за 2001-2003 годы. Проведен анализ расходов на культуру и исследован 4 механизм формирования расходов.федерального бюджета на культуру, при этом особое внимание уделено исследованию программного финансирования и проводимой государством инвестиционной политики, осуществляемой в формах государственных капитальных вложений и межбюджетных отношений.
В третьей главе "Совершенствование системы государственного регулирования в сфере культуры" разработаны концептуальные подходы к формированию текущих и капитальных расходов федерального бюджета на финансирование организаций культуры федерального значения, разработаны рекомендации по совершенствованию федеральной целевой программы в области культуры на стадии ее разработки, а также финансово-экономического механизма реализации программы. Проведен анализ формирования дополнительных источников финансирования расходов в сфере культуры и разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию этого процесса.
В заключении изложены основные результаты выполненного исследования в виде выводов и рекомендаций.