Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование организационно-экономического механизма управления киноотраслью в РФ Беляева, Татьяна Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляева, Татьяна Владимировна. Формирование организационно-экономического механизма управления киноотраслью в РФ : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Беляева Татьяна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-8/122

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования киноотрасли 11

1.1 Роль кинематографии в развитии сферы культуры 11

1.2 Основные стадии и структуры управления в киноотрасли 23

1.3 Институциональная основа организационно-экономических механизмов киноотрасли 35

Глава 2. Принципы функционирования организационно-экономического механизма управления в киноотрасли 46

2.1 Особенности зарубежных систем управления кинематографией 46

2.2 Характеристика процесса финансирования кинопроизводства 56

2.3 Основные факторы, оказывающие влияние на формирование киноотрасли 77

Глава 3. Меры по совершенствованию организационно-экономического механизма управления киноотраслью 100

3.1 Пути формированию основных механизмов, повышающих эффективность функционирования киноотрасли 100

3.2 Разработка институциональных проектов в киноотрасли 114

3.3 Методы совершенствованию финансирования кинопроизводства 126

Заключение 137

Список использованной литературы и источников 144

Приложение 1 154

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Кинематография сочетает в себе рыночный характер деятельности и высокую степень социальной значимости, что делает ее одной из существенных составляющих развития социально-экономических отношений в обществе. Киноотрасль в РФ в настоящий момент стремительно развивается, во многом следуя общемировым тенденциям, но отставая от развитых киноиндустрий мира по ряду показателей. Наличие различных проблем значительно затрудняет кинопроизводственную деятельность, так как для эффективного функционирования производства фильмов киноотрасль должна быть обеспечена необходимыми ресурсами: техническими, человеческими, институциональными, финансовыми. Подобные проблемы во многом обусловлены недостаточно развитой и несовременной системой управления. Формирование эффективных организационно-экономических механизмов управления киноотраслью выходит на первый план на пути создания конкурентоспособной киноиндустрии и налаживания стабильного производства отечественных фильмов. Разработка таких механизмов становится первоочередной для различных специалистов отрасли, членов киносообщества, государства.

Вопросы развития киноотрасли рассматриваются в новейших исследованиях и трудах ученых в области управления кинематографией, социально-культурной сферой в целом, законодательных актах Российской Федерации, постановлениях и указах Правительства. Данное исследование опирается на работы таких ученых, как Г.А. Ахинов, Н.А. Восколович, А.А.Голутва, Е.В. Егоров, М.И. Жабский, Е.Н. Жильцов, Г.П.Иванов, В.Н. Казаков, И.Е.Кокарев, И.Н. Молчанов, П.К. Огурчиков, Э.А. Пичугин, В.И. Сидоренко. В работе обобщается имеющаяся информация об истории развития и современном состоянии российской киноиндустрии, выдвигаются гипотезы относительно тенденций ее дальнейшего развития. Основой исследования является системный анализ киноотрасли с рассмотрением основных механизмов ее функционирования.

Проблемы киноотрасли довольно широко анализируются в современных исследованиях, наибольшее внимание уделяется аспектам управления кинематографией и государственного финансирования. Однако на фоне развития отечественной киноиндустрии и ее сближения с мировыми тенденциями комплексных исследований по данной проблеме немного.

Отсутствие комплексного подхода к анализу поднятых вопросов в специальной научной литературе обусловило выбор темы данного диссертационного исследования, определило его цель и соответствующие задачи.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является поиск путей совершенствования организационно-экономических механизмов управления киноотраслью на основе систематизации ключевых принципов их формирования.

В соответствии с данной целью сформулированы и обоснованы следующие задачи исследования:

исследовать отечественные и зарубежные системы управления кинематографией и определить место и роль кинематографии в развитии сферы культуры, а также общую структуру и институциональные основы киноострасли;

определить основные факторы развития киноотрасли и проанализировать существующий порядок и механизмы финансирования;

сформировать рекомендации по повышению эффективности функционирования киноотрасли и разработать инфраструктурный проект по внедрению института кинокомиссий;

разработать предложения по реформированию системы государственного управления и поддержки кинопроизводства в целях обеспечения возвратности государственных средств.

Объект исследования. Объектом исследования выступает киноотрасль.

Предмет исследования. Предметом исследования в данной работе являются проблемы формирования и функционирования организационно-экономических и финансовых механизмов управления киноотраслью.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической основой работы явились исследования зарубежных и отечественных авторов в области экономики общественного сектора, экономики сферы услуг и экономики культуры, затрагивающие проблемы киноотрасли и факторов ее развития. Материалом для исследования в данной работе послужили действующее федеральное законодательство, законодательные акты субъектов федерации, а также прочие нормативно-правовые акты.

Для достижения цели исследования были применены следующие общенаучные методы: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, группировка.

Информационная база исследования. Информационной базой исследования послужили материалы периодических и научных изданий; данные официальной государственной статистики; информационно-аналитические исследования и тематические обзоры международных и российских организаций; нормативные документы министерств и ведомств, законодательные акты; web-сайты зарубежных и российских организаций.

Кроме того, в процессе диссертационного исследования были использованы данные из открытых источников информации (базы данных по основному продукту киноотрасли – кинофильмам) и данные профильных исследовательских организаций; результаты авторских разработок.

Важно отметить, что степень раскрытия информации в киноотрасли невысока, что определяет ограниченность доступных для исследования данных. Значения основных показателей могут значительно различаться в зависимости от источника.

Научная новизна исследования. Научная новизна результатов диссертационного исследования, выполненного автором, заключается в том, что:

определены роль и место кинематографии в сфере культуры. Обосновано, что развитие рыночных отношений способствовало условному делению услуг культуры на две группы, где в первой главенствуют коммерческие принципы, во второй – неприбыльные виды деятельности с сильным социальным эффектом. При этом специфика сферы кинематографии состоит в сочетании высокой социальной значимости производимых благ с большой степенью их коммерциализации, в частности, приближение их производства и реализации к рыночным условиям позволяет обеспечивать отрасль необходимыми ресурсами, а продукт кинопроизводства, художественный фильм, оказывает влияние на формирование в обществе духовных ценностей;

выявлены основные факторы, влияющие на формирование в РФ киноотрасли, что позволяет определить ключевые проблемы и возможные точки роста. К факторам, которые позитивно влияют на развитие кинопроизводства, относятся: рост доходов, получаемых от российского кино, а также расширение ресурсной базы и увеличение числа организаций кинопоказа. Среди факторов, оказывающих отрицательное влияние, можно выделить: проблемы организации финансирования отрасли и низкую рентабельность современного кинопроизводства, общую низкую оснащенность кинозалами, а также развитие в России видео- и интернет-пиратства, и отставание от мировых тенденций в управлении кинематографией;

сформированы рекомендации по повышению эффективности функционирования киноотрасли. Подготовлены предложения и разработан инфраструктурный проект по внедрению на федеральном и региональном уровнях института кинокомиссий, которые должны предоставлять информацию о кинопроизводственных и сервисных компаниях, о наличии натурных площадок, а также информацию о действующем законодательстве и порядке взаимодействия с государственными органами для получения в регионах РФ разрешений на съемки и налоговых льгот. Это позволит укрепить систему институтов и будет способствовать развитию отрасли через реализацию проектов совместного с другими странами кинопроизводства;

подготовлены предложения по совершенствованию системы государственного управления киноотраслью и поддержки кинопроизводства как посредством регулятивных мер, так и налаживанием эффективного механизма финансирования, согласно которому государство рассматривается как инвестор, финансирующий кинопроизводство. Предложены основные принципы совершенствования функционирования Фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, включая принцип возврата государственных средств и выбор критериев для отбора получателей государственных средств.

Практическая значимость работы. Значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, дополняют имеющиеся экономико-теоретические представления по проблемам киноотрасли.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что положения данной работы могут быть использованы в качестве руководства для участников киноотрасли, в том числе и на государственном уровне. Проработанные вопросы всесторонне описывают киноотрасль, процесс финансирования и общую ситуацию в отрасли. Предлагаемые решения проблем киноотрасли и рекомендации по их преодолению могут быть приняты в качестве основы ее реформирования.

Ключевые результаты диссертационной работы могут быть положены в основу практической деятельности организаций сферы культуры, а также органов государственной власти, регулирующих деятельность организаций кинематографии.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты соответствуют следующим пунктам паспорта специальности ВАК 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг): 1.6.109 – Совершенствование организации и управления в условиях рынка; 1.6.122 – Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг; 1.6.124 – Формы государственной поддержки отечественных производителей в сфере услуг; 1.6.127. Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на следующих международных научно-практических конференциях:

- ХVII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» состоявшейся 12–15 апреля 2010 г. в Москве;

- ХVII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2011» состоявшейся 11–15 апреля 2011 г. в Москве;

- ХIХ Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012» состоявшейся 9–13 апреля 2012 г. в Москве;

- ХХ Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013» состоявшейся 8–13 апреля 2013 г. в Москве.

Публикации. Основные выводы и положения исследования отражены в 7 публикациях, общим объемом 1,2 п.л. 3 работы опубликованы в рецензируемых журналах, входящих в список ВАК – 0,8 п.л.

Логика исследования. Логика исследования обусловлена целью и задачами, поставленными в исследовании. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Логика исследования определила следующую структуру работы:

Введение

Основные стадии и структуры управления в киноотрасли

Описать сложную структуру киноотрасли можно в различных терминах. В Законе о государственной поддержке кинематографии используется термин кинематография - область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии11. Кинопроизводство — одна из основных отраслей кинематографии, включающая в себя художественно-творческий процесс, технику и технологии создания фильма, организацию производства. Кинопроизводство неразрывно связано с системами доведения до зрителя готового кинопродукта: кино- и видеопрокат, дистрибуция на телевидение и через Интернет, прочие современные системы доведения готового кинопроекта до зрителя. Таким образом, процесс производства фильма и доведения его до зрителя представляет собой сложный процесс, включающий в себя большое количество различных составляющих.

В начале зарождения кинематографа в конце XIX века фильмы представляли собой технические новинки, позволяющие запечатлеть на бумаге, а позднее и на кинопленке, движение. Бурное развитие технического прогресса, появление новых технологий привели к возникновению нового вида искусства и началось производство фильмов, которые делались довольно быстро, создавались «движущиеся картинки», при этом художественная сторона не слишком волновала создателей. Однако и тогда уже можно было выделить основные этапы работы: написание сценария; подбор творческой группы (актёры, художник, оператор); съёмочный процесс; монтажный период.

Со временем процесс кинопроизводства значительно усложнился и для понимания системы функционирования современных механизмов, необходимо рассмотрение структуры киноотрасли в комплексе. Таким образом, основными этапами кинопроцесса становятся: технологические стадии кинопроизводства, процесс разработки кинопроекта и доведения его до зрителя. Так, условно весь процесс можно разделить на планирование, производство, дистрибуцию, показ и потребление . Таким образом, на первой стадии кинопроцесса - на стадии разработки -происходит разработка и приобретение прав на идею, сценарий и проведение различных исследований и соответствующих доработок в сценарии. До того как приступить к процессу производства и вступить в подготовительный период производства, необходимо определится с вопросами финансирования проекта. Далее можно переходить к подготовительному периоду. Необходимо подобрать большой спектр информации и материалов об исторической эпохе и проблемах, затронутых в кинопроизведении.

Во время подготовительного периода режиссёр на основе материалов по теме фильма, разрабатывает концепцию фильма. Творческая группа, в которую кроме режиссёра входят продюсер, художник и оператор создаёт режиссёрский сценарий и экспликацию (толкование режиссёром будущей картины, его видение фильма), в которых даётся представление о характере обстановки места и времени действия, содержатся указания на основные приёмы в работе оператора и художника, определяются особенности звукового оформления фильма. На подготовительной стадии происходит кастинг, комплектование съемочной группы, работа художника над изобразительным решением фильма, подготовка декораций, костюмов, составление бюджета, поиск источников финансирования, а также иные виды планирования. Так же на этом этапе начинается процесс продвижения фильма.

Следующий период - съемочный - собственно период производства, в который происходит непосредственная работа актеров, съемочной группы, а также оплата пленки и съемочной техники, спецэффектов, транспорта. Съёмочный период является самым важным и ответственным этапом в кинопроизводстве, так как именно на этом этапе происходит создание кинопроизведения. Если подготовительный период был проведен на хорошем уровне, то весь съемочный период должен быть расписан по минутам и съемочная группа будет работать четко по заранее намеченному плану. Такая четкость является необходимой, так как съёмочное время очень дорого, ввиду того, что задействовано много людей, используется дорогое оборудование, помещения, электроэнергия и многое другое и все задержки и промедления могут негативно отразится на общем успехе фильма. Для полнометражного фильма съемочный период занимает несколько недель.

Далее следует постпроизводственный этап, на котором происходит монтаж пленки, работа редакторов, запись звука и музыки, применение компьютерной графики и спецэффектов, подготовка титров, а также разработка маркетинговых стратегий. На первых четырех этапах в процессе производства активно участвует производящая студия и продюсер. Продюсер фильма -физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма . Одной из ключевых работ на этих стадиях, кроме процесса разработки, становится работа режиссера. После прохождения послесъмочной стадии, фильм попадает на стадии кинопроката и кинопоказа. Кинопрокат (распространение фильма в любой форме и любыми способами14) подразумевает под собой работу дистрибьюторской компании по распространению фильма через разные источники: телепоказ, спутниковое и кабельное телевидение, в том числе платное, показ через Интернет, видеопрокат (DVD, диски Blu-Ray). Также на данном этапе могут осуществляться мероприятия по получению дополнительных доходов, например, за счет киномерчандайзинга - продажи товаров с символикой фильма. Одним из самых важных источников получения доходов является кинопоказ в кинотеатрах, а также вне их, например, во время показа на кинофестивалях. К современным способом кинопроката можно отнести системы pay-per-view, когда после премьеры в кинотеатрах фильм становится доступным для просмотра по кабельным системам, в которых пользователи платят за просмотр того или иного фильма.

В настоящее время Россия характеризуется особой структурой киноотрасли. Одним из основных участников российского кинорынка, оказывающим влияние и на кинопроцесс, и на процессы реализации кинопродуктов, является государство, обеспечивающее государственную систему управления кинематографией. При этом ключевыми участниками российского кинорынка являются компании, производящие фильмы. Говоря непосредственно о процессе создания фильмов, стоит отметить, что он в России в значительной степени децентрализован: на рынке присутствует большое количество продюсерских центров и кинокомпаний, ряд киностудий и независимых павильонов, много сервисных компаний. При этом рынок является плохо структурированным, так как довольно сложно выделить крупные кинокомпании, аналогичные западному понимаю крупной киностудии. Это связано с тем, что отечественные продюсерские компании пока ещё не достигли необходимых масштабов по объему производства и штату, а крупные киностудии чаще всего занимаются предоставлением павильонов и оборудования для производства фильмов. Подобная сложность и многоплановость системы производства фильмов и обуславливает необходимость функционирования государства, в качестве контролирующего и управляющего органа.

Для понимания общих тенденций развития киноотрасли, необходимо более подробно остановиться на рассмотрении основных участников.

Государство, является одним из ключевых участников российского кинорынка, оказывающим влияние и на кинопроцесс, и на процессы реализации кинопродуктов. В настоящее время правительственным органом, который осуществляет управление в кинематографе, является Министерство культуры РФ. Ранее данную функцию выполняло Федеральное агентство по культуре и кинематографии (упразднено 12 мая 2008 года)15. С 31 декабря 2009 года в структуру органов, отвечающих за функционирование сферы кинематографии, был введен Фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, деятельность которого заключается в распределении государственных средств на поддержку производства художественных фильмов. Существенной функцией государства является государственная поддержка кинематографии в соответствии с законом от 28 22.08.1996 №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Другой действующей стороной киноотрасли, занимающейся процессами ее регулирования, являются общественные организации. Самой крупной такой организацией является Союз кинематографистов РФ, включающий в себя 13 гильдий и насчитывающей около 5000 членов. Также, следует назвать следующие общественные организации: Профсоюз актеров театра и кино, Профсоюз каскадеров, Клуб молодых продюсеров, Национальная ассоциация кинотеатров, Гильдия неигрового кино и телевидения, Конфедерация союзов кинематографистов, Ассоциация DVD создателей, Гильдия продюсеров России, АНКО (Альянс независимых кинопрокатных организаций), РАПО (Российская антипиратская организация), Ассоциация теле- и кинопроизводителей, объединяющая крупнейших игроков теле- и кино- рынков. Многие из этих организация, яркий пример - Союз кинематографистов, ведут активное лоббирование своих интересов. Проблемой, снижающей эффективность деятельности общественных организаций, является отсутствие четко сформулированных целей и задач, слишком широкая их постановка. Также, некоммерческий сектор отрасли представлен различными фондами, оказывающими поддержку отечественному кинематографу: Фонд поддержки патриотического кино, Фонд Андрея Кончаловского по поддержке кино и телевидения, Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества и т.д.

Характеристика процесса финансирования кинопроизводства

Одним из основополагающих моментов производства фильмов является обеспечение его достаточного финансирования. В условиях ограниченности средств, необходимым становится привлечение средств из различных источников: помимо государственной поддержки, частные инвестиции различных спонсоров компаний, частных лиц, благотворительных фондов, использование средств телекомпаний, рекламодателей и т.д.

В настоящее время производство кинофильмов ведется за счет различных источников финансирования.

Можно составить несколько классификаций видов инвестиций в кинопроизводство.

Классификация 1:

внутренние - средства производящей кинокомпании, часть которых является реинвестированной прибылью от других проектов

внешние - все иные источники

Классификация 2:

государственная поддержка

частные инвестиции:

с использованием собственного инициативного финансирования продюсером

с привлечением оборотных средств компании, внешних инвестиций, партнерства, кредитных средств и т.д.

Классификация по типу заказчика (в случае съемки фильма по определенному заказу):

заказчик - государство

заказчик - телевизионный канал

заказчик - спонсор, инвестор

При таком способе финансирования продюсер проекта может уменьшить размеры своих доходов, но при этом он уменьшает и свои риски, передавая права на проект заказчикам.

Классификация инвестиций по целям, с которыми они осуществляются:

в случае, если инвестор оценивает, в первую очередь, социальную значимость кинопроекта (к ним можно отнести государство и различные общественные организации)

в случае, если инвесторы, не оценивают прибыльность проекта, а вкладывают средства по иным причинам, например, для повышения престижа своей компании.

в случае, когда инвесторы ориентированны на получение прибыли от своих вложений, в первую очередь, это банковские инвестиции. Такие инвесторы в своих решениях руководствуются финансовым подходом, включающим анализ рынка, стабильности компании-получателя средств, прогноз движения денежных средств.

Большую долю в финансировании российских фильмов занимают безвозвратные средства, в том числе государственные. Государственная поддержка кинопроизводства проводится согласно с Федеральным Законом № 126 от 22.08.1996 «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» со всеми внесенными изменениями. До 2010 года государственное финансирование фильмов осуществлялось в соответствии с законом и выделялась согласно решениям Министерства культуры о его предоставлении. 31 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации было принято постановление о создании новой структуры государственного финансирования путем создания Фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии36.

В период 2002-2012 гг. наблюдалась тенденция роста общего объема государственной поддержки, причем в 2012 году она выросла по сравнению с 2011 годом на 33%. При этом ожидается, что в 2013 году объем государственной поддержки снизится, ввиду низкой отдачи от расходования государственных средств.

Необходимо отметить, что государственная поддержка играет существенную роль в функционировании кинопроизводства в России. Она была практически незаменимой в период восстановления российского производства в 90-е годы. В последние годы с ростом доли частных инвестиций значение государственной поддержки для кинопроизводства меняется. Так, в 2002 году доля государственных средств составляла 90% всех производственных бюджетов фильмов , в 2006-2009 годах эта доля составляла порядка 20-25% , в 2010-2012 годах, при наметившихся тенденциях сохранения суммарного уровня производственных бюджетов и роста объемов государственной поддержки, эта доля вернулась к прежним 70-90%40. При этом изменение соотношений обусловлено не снижением объемов государственной поддержки, а увеличением участия частных инвесторов.

Доля государственной поддержки кинопроизводства в Федеральном бюджете РФ начиная с 2006 года снижается, хотя до 2004 она росла и составляла 0,69% бюджета, в 2008 году эта доля составляет 0,42% расходов Федерального бюджета41, в 2011 году - 0,04% расходов Федерального бюджета42.

Современной чертой государственного финансирования кинематографии является разделение полномочий в вопросах финансирования между двумя органами: Министерством культуры и Фондом кино. Разделение происходит на основе направлений использования средств: основным направлением деятельности Фонда является финансирование «лидеров отечественного производства», Министерство призвано поддерживать социально-значимые проекты. На рисунке 2.2 можно увидеть основные направления государственной поддержки.

Наблюдается рост средств государственной поддержки на 56%) в 2010 году до 4,9 млрд.руб, при этом в 2011 объем средств сократился на 3,6% за счет снижения финансирования через Министерство культуры и составил 4,8 млрд.руб.. Таким образом, в 2011 году 67% всех средств было направлено через Фонд. В 2012 году объем государственной поддержки составил 5,9 млрд. руб., доля Фонда кино в общей доле средств государственного бюджета на поддержку кинематографии сохранялась в 2012 на уровне 2011 года.

Пути формированию основных механизмов, повышающих эффективность функционирования киноотрасли

В настоящее время государством ведутся активные действия по реформированию системы кинематографии.

Одну из центральных позиций занимают вопросы финансирования киноотрасли, в том числе за счет реформирования Фонда кино и пересмотра выделяемой государственной поддержки.

Наряду с выделением денежных средств отечественному кинематографу государственная поддержка может включать себя ряд дополнительных мер: протекционистских, стимулирующих.

В последние несколько лет был предложен ряд законодательных инициатив, призванных помочь развитию российской кинематографии. Эффективность применения которых хотелось бы оценить далее и дать рекомендации о том, может ли та или иная мера применяться в российской действительности.

Одной из мер, способствующей продвижению отечественного кинематографа, может стать ограничение импортного кино в прокате -ограничение числа иностранных фильмов, разрешенных к показу в отечественном прокате. Такую меру предлагают ряд продюсеров.

Оценим эффект от введения ограничения на импорт фильмов.

Расчеты проводятся в предположении, что доходы между участниками рынка делятся согласно принципам разделения доходов от проката фильма: полученные от продажи билетов средства кинотеатр и дистрибутор делит пополам, далее дистрибутор перечисляет до 75% владельцу данного контента либо иностранному производителю; число посещений российских и иностранных картин находится на уровне 2012 года, отечественные фильмы приравнены к национальным фильмам, а также не учитывается инфляционная со ставляющая.

При оценке эффекта от ограничения импорта делается предположение, что доля выпуска на экраны российских фильмов фиксируется на уровне 20% от общего количества релизов, при этом количество произведенных российских фильмов остается неизменным. Данная мера приводит к сокращению доходов иностранных производителей и кинотеатров порядка 15-18%. Доходы продюсеров национальных фильмов остаются неизменными. В случае, если кинотеатры начинают занимать свободное от зарубежных фильмов экранное время показом российских фильмов, отечественные продюсеры начинают выигрывать. Однако, возвращение кинотеатрам их прежнего уровня дохода возможно в случае, если будет показано еще 71 фильм российского производства (исходя из средних кассовых сборов на один отечественный фильм - 73 млн. руб.).

Другой мерой, которая предлагалась к введению уже несколько раз, является квотирование показа российских фильмов в кинотеатрах -установление минимальной доли всего фактически используемого объема экранного времени. По итогам 2011 года доля российского кино в общем объеме кассовых сборов кинотеатров составила 16,3% , по прогнозам в 2012 году сборы российского кино могут составить до 20% всего рынка91.

Согласно законодательной инициативе, выдвинутой в конце декабря 2012 года, доля российского кино должна равняться 20% от общего количество киносеансов за квартал в многозальном кинотеатре, которая в дальнейшем будет корректироваться правительством92.

Можно привести ряд аргументов как за, так и против такого подхода.

Аргументами за являются доводы о том, что во многих отраслях российской экономики действуют протекционистские меры. В настоящее время прокатчики зачастую требуют от кинотеатров занимать большую часть экранного времени под крупные голливудские релизы, приносящие большую прибыль. Таким образом, зритель ставится в ситуацию ограниченного выбора.

Аргументом против введения такой квоты становится тот факт, что в настоящее время не производится достаточное количество фильмов для массового зрителя, которое могло бы обеспечить ее соблюдение. Отрицательным результатом введения квотирования может стать сокращение кассовых сборов, что в свою очередь может сократить инвестиции на строительство новых кинотеатров. Также ограничение показа импортных фильмов может негативно отразится на зрителях. Кинотеатры могут пойти на то, что если необходимый к показу российский фильм не будет приносить достаточного дохода, показ его будет осуществлен, но в неудобных, неприспособленных залах. Введение квотирования также может вести к ухудшению качества отечественных картин. А другие страны могут пойти на ответные меры в адрес российских фильм или прочих отраслей экспорта. Более того, принимая во внимание требования по вхождению России в ВТО, эта мера может стать противоречащей соглашению. Таким образом, в случае введения данная мера носила бы чисто формальный характер, а не выступало бы реальной государственной поддержкой.

В таблице выше рассмотрены два варианта развития событий в случае ограничения числа сеансов российских фильмов в кинотеатрах на уровне 20% (при этом количество сеансов оценивается исходя из предпосылки что среднее количество мест в кинотеатре 150, и все сеансы полностью заполнены). В первом варианте общая посещаемость кинотеатров находится на том же уровне, но зрители начинают смотреть больше российских фильмов. При этом доходы кинотеатров остаются на том же уровне, дополнительные доходы национальных производителей (+22%) равнозначны убыткам иностранных производителей (-4%) и оцениваются в 0,5 млрд. руб. Зато подобное увеличение количества сеансов отечественных фильмов повысить посещаемость отечественных фильмов на 6,3 млн. чел, что будет способствовать повышению лояльности зрителя к отечественному кинематографу. При Варианте 2 квотирование показа российских фильмов не ведет к росту посещаемости российских фильмов, и общая посещаемость начинает снижаться до 169 млн. чел. При этом кассовые сборы, а также доходы кинотеатров и иностранных продюсеров снижаются на 4%.

Еще одной мерой, призванной способствовать развитию российского кинематографа, может стать отмена налоговых льгот на показ иностранных кинокартин. Данная мера была внесена в качестве законодательной инициативы, регулирующей статью 149 части второй Налогового кодекса РФ. Согласно действующей редакции статьи кинотеатры освобождаются от уплаты налогов при реализации билетов на любые фильмы. Также, производство фильмов, признанных, согласно закону о государственной поддержки кинематографии, национальными не облагается НДС. В основе идеи освобождения кинотеатров от уплаты НДС лежит возложение на них части обязанностей по продвижению национальных фильмов.

В октябре 2011 года в Налоговый кодекс уже вносился ряд поправок, касающихся налогообложения некоммерческих организаций. Данные поправки фактически полностью отменили льготы для кинотеатров, осуществляющих коммерческую деятельность. Однако тогда участники рынка обратились к правительству и Госдуме с документом, где объяснялось, что отмена льгот приведет к росту стоимости билетов и замедлению модернизации киносетей. В результате льготы кинотеатрам были возвращены.

Оценим изменение стоимости билета на иностранный фильм в результате отмены льготы по НДС на продажу билетов на иностранные фильмы. Кинотеатры, не желая оказываться в проигрыше, могут полностью переложить бремя введения этой меры на зрителя. В таком случае введение НДС целиком ляжет на зрителей, увеличив цену билета на 40,9 рублей, что может оказать существенное влияние на желание зрителя посещать кинотеатры.

Методы совершенствованию финансирования кинопроизводства

Немаловажным элементом, оказывающим влияние на весь кинопроцесс, является участие государства, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение эффективного функционирования киноотрасли. Во многом это обусловлено тем, что кинопроизводство в России зависит от государства, и полный отказ от государственного финансирования фильмов пока невозможен.

В связи с этим, встает вопрос об эффективности существующей сейчас системы финансирования кинопроизводства двумя государственными органами: Министерством культуры и Фондом кино. Возникает множество споров об общей эффективности созданного в 2010 году Фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, правильности установленного механизма финансирования.

Как показал проведенный в Главе 2 анализ, за три года работы Фонда он не показал тех высоких результатов, которых от него ждали. В связи с этим в 2013 году система финансирования и функционирования Фонда кино была существенно пересмотрена. Однако от идеи функционирования Фонда как такового не отказались.

Существует множество нареканий в адрес Фонда относительно направленности поддерживаемых им проектов - большую их долю составляют коммерчески успешные фильмы без ярко выраженной социально-значимой тематики. Существующее в кинематографической среде мнение, что поддерживать стоит не фильмы и продюсеров, способных самостоятельно обеспечить себе коммерческий успех, а именно фильмы специальных категорий является аргументом против функционирования данного фонда в таком виде и выделения ему большого количества средств.

Проведенный анализ показал, что выбранная сейчас стратегия верна, так как успешными в прокате смогли стать именно фильмы, которые создавались как потенциально коммерчески успешные. Фильмы социально-значимой тематики существенно отстают по показателям окупаемости. То, какие проекты должны поддерживаться государством, является немаловажным аспектом. Это довольно сложный вопрос, так как мнение, что коммерческий кинематограф не нуждается в такой поддержке, требует более подробного рассмотрения. Так, под коммерческим фильмом понимается проект, целью создания которого является получение прибыли. В реальности коммерчески успешным может стать и фильм, получивший большое количество наград на кинофестивалях и общественное признание. Таким образом, в целом верен принцип, что Министерство культуры оставило за собой предоставление помощи фильмам социального характера - детские, дебютные работы. Для Фонда же верным способом может стать принцип портфельного финансирования, когда средства выделяются сразу на несколько проектов как коммерчески успешных, так и социально-значимых, и хорошие результаты первых позволяют производить вторые. При этом Фонд не должен забывать о социальной функции государства и отбирать в качестве потенциально коммерчески успешных фильмов действительно значимые для российского общества работы, затрагивающие актуальные проблемы.

Немаловажным в организации работы системы финансирования является принцип возвратного финансирования, который был заложен при создании Фонда кино. В 2010-2011 годах кинокомпании должны были возвращать 5% от части доходов фильмов, пропорциональной вкладу Фонда в бюджет проекта, в 2012 году эта доля для комедийных и анимационных фильмов и международных проектов была увеличена до 25%108. Однако, реализовать этот подход не удалось, так как только три компании смогли осуществлять свою деятельность с прибылью. Соответственно, принцип возвратности требует пересмотра подхода. Так в 2013 объем средств, выделяемых Фонду, должен сократиться с 3,9 млрд. руб. до 3 млрд. руб., из которых 1 млрд. руб. должен быть предоставлен на возвратной основе. Объем же бюджетных средств, распределяемых через Министерство культуры на авторские, дебютные и экспериментальные фильмы, увеличится по сравнению с 2012 годом с до 2,3 млрд. руб.10 . После утверждения статей расходов Фонд не сможет распределять средства между этими статьями, как ему захочется. Функции между Министерством и Фондом должны быть четко распределены. Так как, считается, что функции Фонда до настоящего момента были существенно размыты, и он выполнял не функции экономического агента, стимулирующего развитие отрасли, а лишь дублировал функцию Министерства по распределению субсидий.

При этом рассматриваются варианты о предоставлении трехлетних беспроцентных займов кинопродюсерам, и их этих средств возможно будет субсидировать процентные ставки по кредитам, которые привлекут сами компании. Фонд может поставить условия по необходимости возвращения этих средств или претендовать на долю в прибыли от проекта пропорционально вложенным средствам. Сейчас также возможно финансирование проката фильма при условии возврата вложенных средств от 50% до 100%. Также существует возможность направления части средств на премирование продюсерских компаний за успешные в прокате фильмы. При распределении безвозвратной части Фонд должен получить согласие Министерства культуры.

Если обратиться к опыту других стран, то в работе Фонда могут применяться применяемый в Канаде возвращаемый налоговый кредит на производственные услуги кинопродукции, когда организации кинематографии предоставляются льготы по налогообложению, которые, однако, позже возвращаются с процентами. Или же может быть применим условно возвратный беспроцентный кредит, предоставляемый в Германии, в случае которого средства возвращаются только после получения фильмом определенного процента дохода. Также широко субсидирование доли производственных издержек, произведенных на территории страны, причем сумма их часто ограничена. Такой принцип должен применяться и для проектов Фонда, чтобы средства предоставлялись не на размытые цели, а под конкретные издержки на производство фильма, которые заложены в подробную смету проекта и далее будут документально подтверждены производящей компанией.

В целях привлечения дополнительных финансовых, технических и творческих ресурсов, обеспечения качества произведенной продукции, роста имиджа России и укрепления международного сотрудничества может стать поддержка проектов совместного производства. При этом поддержка должна осуществляться только на фильмы, получившие статус национального, можно также прописать условие о том, что производственные издержки должны нестись на территории России.

Идея же поддержки крупных компаний-лидеров также подвергается ряду сомнений. Подобная идея отбора была обоснована Правительством тем, что крупные успешные компании располагают большими производственными ресурсами и смогут реализовывать успешные проекты, а также, тем, что поддержка государством крупных компаний может помочь созданию мощных кинопредприятий - мейджоров, способных противостоять западным компаниям.

Аргументом против является то, что данные компании могут осуществлять свою деятельность, не прибегая к государственной помощи. При этом возможно более устойчивыми как раз являются производители, способные самостоятельно существовать в рыночных условиях, без помощи государства. Что также будет актуально в случае прекращения государственного финансирования в долгосрочной перспективе. Компании, не получающие государственной поддержки, будут стараться создавать успешное кино для получения инвестиций, банковских кредитов, средств из различных иных источников.

Однако проведенный анализ показал, что только три компании, выбранные как компании-лидеры отечественного кинопроизводства смогли обеспечить получение прибыли за счет проектов, профинансированных фондом. Для компании СТВ сработал принцип портфельного финансирования: Фондом было профинансировано за три года 10 проектов этой компании и 3 из них стали коммерчески успешными. Соответственно, при выборе компаний-лидеров необходимо учитывать их опыт в реализации своих проектов, их возможности по обеспечению коммерческого успеха фильма. Актуальным здесь может стать принцип, применяемый в Германии, когда автоматически осуществляется финансирование проекта фильма на основе «предыдущего» уже профинансированного фильма, показавшего успех в прокате.

Похожие диссертации на Формирование организационно-экономического механизма управления киноотраслью в РФ