Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Экономическая культура как объект политэкономического исследования 10
1.1. Экономическая культура и институциональная среда: соотношение, понятия, функции 10
1.2. Эволюция моделей экономического поведения человека 22
1.3. Экономическая культура как система 32
ГЛАВА II. Пути формирования экономической культуры 56
2.1. Экономическое образование как фактор формирования экономической культуры 56
2.2. Классификация сегментов экономической культуры 66
2.3. Пути совершенствования экономического образования 77
Заключение 90
Библиография 92
- Экономическая культура и институциональная среда: соотношение, понятия, функции
- Эволюция моделей экономического поведения человека
- Экономическое образование как фактор формирования экономической культуры
- Классификация сегментов экономической культуры
Введение к работе
Актуальность исследования. Смена социально-экономической ситуации на рубеже XX - XXI веков затрагивает многие страны мира, в том числе происходит глубокая трансформация общественного устройства России. Социально-экономические сдвиги затронули все сферы общественной жизни: условия экономической деятельности, механизм управления, уровень развития экономики, политическую сферу.
Стали привычными такие ранее мало употребляемые термины как рыночная экономика, экономическое мышление, экономическая грамотность, экономическое поведение и т.п. Однако понятие экономическая культура, являющаяся элементом личностных качеств человека, в экономической литературе пока еще малоупотребимо. В то же время специфика современной ситуации состоит в том, что в экономической сфере на первый план выдвигаются гуманитарные, личностные качества человека.
Ориентация на разностороннее, гармоническое развитие личности означает не только отказ от рассмотрения человека как фактора производства, но и углубленное изучение культурной, психологической, нравственной составляющей индивида. На практике это опосредуется теоретико-методологической связью экономической науки с культурологией, социологией, философией, комплексом природо-экологических наук. Другими словами, речь идет о целесообразности применения междисциплинарного подхода.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием экономической культуры общества, как важнейшего общественного института. В рамках экономических процессов современности экономическая культура становится мощным институтом изменения общества, обеспечивающим его высокую мобильность и вместе с тем практические возможности для перехода к рыночной экономике.
Годы господства нерыночного хозяйства способствовали формированию соответствующей экономической культуры нации. Новым политическим и экономическим условиям должна соответствовать другая система экономической культуры, как института, способствующего трансформации и модификации общества.
В связи с вышеотмеченным, явно обозначается такая проблема как поиск путей и методов эффективного разрешения существующего очевидного несоответствия уровня современной экономической культуры новым социально-экономическим условиям в России.
Гипотеза исследования: институциональные подходы к изучению экономического поведения предполагают рассмотрение экономической культуры в качестве элемента институциональной среды, формирующей экономическое поведение субъектов. Это означает, что решение проблемной ситуации современной экономической культуры надо искать внутри самой экономической культуры как общественного института, радикально пересматривая устаревшие представления о роли и значении экономической культуры.
Степень научной разработанности темы. Классики экономической науки - А.Смит, Т.Веблен, М.Вебер, И.Шумпетер, К.Маркс - исследовали вопросы, связанные с экономическим поведением индивида, с различными моделями человека в хозяйственной практике.
Достаточно обширна литература по формированию экономической культуры в советский период. Но экономическая культура рассматривалась тогда в системе партийно-политического просвещения (работы Н.Клепача, Л.Пономарева, В.Попова, В.Чичканова).
Такое направление экономической теории, как
неоинституционализм, подчеркивает важность общественных институтов как полноправных объектов экономического анализа (Р.Коуз, Д.Норт, О.Уильямсон). Представителями этого направления среди российских
ученых в ключе проводимого исследования являются А.Олейник и В.Радаев. Российская экономическая социология уделяет экономической культуре особое внимание (Т.Заславская, В.Рывкина).
Экономическому образованию, как важнейшей составляющей экономической культуры, во взаимосвязи с процессами хозяйствования, не раз уделяли внимание российские исследователи: В.Автономов, Е.Богачев, Н.Гибало, С.Дятлов, Е.Жильцов, С.Иванов, А. Линьков, Н.Литвинова, И.Липсиц, Л.Любимов, В.Рубе, М.Скаржинский, А.Субетто, А.Тяжов, В.Чекмарев, О.Чепыжова.
Большое внимание уделяется экономическому воспитанию в работах кафедры экономической теории Уральского государственного педагогического университета (В.Соловьев, Б.Лившиц, Ф.Рейдерман).
Большим шагом вперед в научной литературе является признание национальных (Ю.Ольсевич, Г.Корацциари, М.Олсон), религиозных и исторических факторов (Э.Афанасьев, Д.Платонов, Г.Главели, А.Кузьминов) в формировании экономической культуры.
Вместе с тем следует отметить отсутствие исследований, посвященных экономической культуре как общественному институту, системе национально-культурных особенностей России, факторам, влияющим на формирование экономической культуры, системе образования, как важнейшему элементу формирования экономической культуры в условиях перехода общества к цивилизованному рынку.
Очевидно, что экономическая культура является сложным многосоставным понятием, требующим для своего анализа раскрытие организационного механизма ее формирования. Очевидно наличие разнообразия сегментов экономической культуры по сферам деятельности. Но не менее очевидно и то обстоятельство, что названное в настоящее время еще не явилось предметом исследования учеными.
Актуальность проблемы и степень ее научной разработки
обусловливают выбор объекта и предмета диссертационного
исследования и определяют его цели и задачи.
Объектом исследования является экономическая культура.
Предметом исследования - экономические отношения, возникающие при взаимодействии индивидов, опосредованные наличием у них экономической культуры, в той или иной степени.
Цель работы - на основе институционального подхода рассмотреть экономическую культуру в качестве элемента институциональной среды, формирующей экономическое поведение субъектов.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
• определить место и роль экономической культуры в институциональной среде.
• рассмотреть специфику формирования экономической культуры в зависимости от специфики экономической системы.
• выделить и обосновать эволюцию моделей экономического поведения субъектов как отражения их экономической культуры.
• выделить и рассмотреть факторы, влияющие на формирование экономической культуры субъектов в переходном этапе развития России.
• определить взаимообусловленность экономической культуры и экономического образования субъектов.
• предложить пути совершенствования экономического образования.
Методологическая основа данного исследования базируется на фундаментальных концепциях институционализма и неоинституционализма, аналитическом и синтетическом методах изучения фактов, эволюционном подходе, а также на сравнительном и теоретическом методах моделирования.
Теоретической основой исследования послужили научные работы классиков экономической теории, посвященные моделям экономического
поведения человека (А.Смит, М.Вебер) и анализ общественных институтов (Т.Веблен, Р.Коуз, Д.Норд, О.Уильямсон). Исследование обеспечено информационной базой на основе статистических сборников и программ.
На защиту выносится: определение места и роли экономической культуры в институциональной среде.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. экономическая культура рассмотрена не за пределами институциональной среды, а как часть ее;
2. выявлена специфика формирования экономической культуры в зависимости от специфики экономических систем, что позволило и выделить в ней нормы и правила, ценности и трансакционные издержки;
3. обоснована эволюция моделей экономического поведения субъектов как отражения их экономической культуры;
4. представлены и проанализированы факторы, влияющие на формирование и развитие экономической культуры в переходном этапе развития России;
5. определена взаимообусловленность экономической культуры и экономического образования и доказано, что экономическая культура как общественный институт, оказывает огромное влияние на развитие общества, может как ускорять, так и замедлять это развитие;
6. предложены пути совершенствование экономического образования как института, влияющего на формирование экономической культуры;
Теоретическая значимость работы заключается в развитии взглядов на экономическую культуру на основе институционального подхода в качестве элемента институциональной среды, формирующей экономическое
поведение субъектов.
Практическая значимость работы. Исследование выполнено в соответствии с планом НИР Костромского государственного педагогического университета им. Н.А.Некрасова и является составной частью научных разработок кафедры экономики: «Трудовой потенциал человека и общества» и «Новая политэкономия», реализуемых в рамках ЕЗН МО РФ и гранта РГНФ. Результаты исследования могут быть использованы на различных уровнях и в различных сферах: - На общегосударственном уровне, при формировании научно
обоснованной государственной политики в области развития
современной экономической науки.
Для совершенствования работы с профессорско-преподавательскими
кадрами ВУЗов.
Теоретические положения диссертации могут быть использованы при
разработке и чтении учебных курсов по экономической теории,
предпринимательства, менеджмента.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях общим объемом 2,1 п.л.. Апробация работы проводилась в ходе выступлений с докладами на республиканской научно-практической конференции «Экономическое воспитание в системе непрерывного образования» (Свердловск, 1991), на российско-американском семинаре по проблемам образования «Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования» (Екатеринбург, 1993), докладов студенческой научной конференции «Гуманизация образования в подготовке студентов педагогического ВУЗа к практической деятельности» (Екатеринбург, 1996), на II Молодежной межвузовской научно-практической конференции «Экономическая наука - хозяйственной практике» (Кострома, 2000), на научных семинарах и заседаниях кафедры экономической теории Уральского государственного педагогического университета в 1995-2000 годах.
Выводы исследования, его материалы и результаты были использованы автором практике преподавания курсов «Основы экономической теории», «Основы менеджмента», «Основы рыночной экономики» в Уральском государственном педагогическом университете, в средних школах и техникумах г. Екатеринбурга, при работе летней экономической школы в Международном молодежном лагере «Таватуй - 93».
Структура построения диссертации определена логикой рассмотрения взаимосвязанных вопросов и совокупностью решаемых задач. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Экономическая культура и институциональная среда: соотношение, понятия, функции
В условиях глубочайшего экономического кризиса нашей страны российские экономисты ищут пути выхода из создавшегося положения. В современной экономической науке распространяется положительное отношение к различным подходам и направлениям мировой экономической мысли. Кроме того, в работах российских экономистов прослеживается междисциплинарный подход. При этом одно из направлений экономической науки, институциональное, - обращает на себя все большее внимание ученых в России. Это связано с теми его основаниями, которые можно сформировать следующим образом: 1. Человеческая природа не является статистической данностью, она изменяется и эволюционирует. 2. Факторы, предопределяющие поведение человека в экономической жизни, берут начало не только в прошлом индивида, но и в прошлом всего человечества. 3. Человек у институционалистов биосоциальное существо (не «экономический человек» А.Смита, и не «механический человек» Бентама) на которое влияет как общество, так и биологическая природа человека. 4. У институционалистов поведение человека определяется не только максимизацией полезности («неоклассическая модель человека»), но и предопределено институтами, существование которых объясняется, в свою очередь, максимизацией полезности.
Институциональную экономику можно представить как систему институтов, среди которых определенное место занимает экономическая культура. Институты - это конструкции, обеспечивающие взаимодействие между индивидами и структурами, обеспечивающими это взаимодействие. На наш взгляд, экономическая культура является одним из институтов институциональной экономики.
Предметом изучения институциональной экономической теории является взаимодействие между индивидами и структурами, обеспечивающие данное взаимодействие. Экономической культурой является институт, который осуществляет взаимодействие индивидов в сфере экономики и культуры. Спецификой данного института является не просто механическое объединение этих двух сфер, но именно взаимопроникновение через экономическое поведение человека. Данное обстоятельство предполагает не только экономическую часть институциональной среды, но и моральное, нравственное начало в деятельности индивида. Мы выдвигаем положение о том, что экономическая культура, кроме норм, правил поведения людей, включает в себя комплекс морально-нравственных ценностей. Индивид, выполняя чисто экономические функции, выступает не только как продукт, но и как носитель и творец экономической культуры. К примеру, выбирая роль банкира, человек не только должен знать банковское дело, но и соответствовать вполне определенным ожиданиям других контрагентов, осуществлять ряд специфических социально-экономических функций. В свою очередь, исполнение любой роли возможно только тогда, когда существуют общественные нормы - формы идеального поведения, общезначимые правила, ограничивающие действия каждого индивида. Если кто-то берет деньги в долг, он обязан вернуть их кредитору. «Отдавать долги» - одна из общественных норм хозяйственного поведения. За нормами скрываются явления более высокого порядка - общественные ценности: высшие принципы человеческого поведения, не связанные с конкретными профессиональными ролями. Например, заповедь «не убий» относится не только к должнику или кредитору, но и к каждому человеку, независимо от его профессиональной роли.
В отличие от институционализма, неоинституционализм поставил во главу угла проблему мотивации человеческого поведения. Это течение интересует процесс принятия решений человеком, предпосылки и условия человеческого поведения. В этой связи большое значение приобретают сложившиеся в обществе нормы и правила поведения людей. В общем виде систему правил поведения классифицировал немецкий экономист В. Ванберг . Правила поведения делятся на наследуемые (передаваемые генетически) и благоприобретенные, передаваемые через культуру. Последние делятся на личные и социальные правила, социальные правила подразделяются на формальные и неформальные.
Позиция В.Ванберга является в большей степени общеправовой, а не экономической и отражает западноевропейскую систему ценностей (систему права) и правил поведения в экономике. В более общем виде она состоит в следующем.
Человеческие инстинкты трансформируются в нормы и правила поведения людей, которые приобретают характер ценностей общества в ходе его экономического развития. Таким образом, экономическая культура является квинтэссенцией понимания человечеством его исторической роли на каждом данном этапе его исторического развития. Вместе с тем, в понимании каждого конкретного индивида данное обстоятельство отсутствует. Каждый человек, ориентируя себя в экономическом пространстве, предполагает данностью те предпосылки своей экономической деятельности, которыми располагает. В этом смысле экономическая культура каждого индивида является продуктом и той исторической эпохи, в которой он живет, и того пласта экономических отношений, которые он впитал с молоком матери. В связи с этим общие нормы, касающиеся образования и развития человеческих отношений, распространяются и на понятия экономической культуры . В частности, понятия предпринимательства2, характерные для рыночной экономики, являются не только продуктом исторического развития общества, но и системой ценностей, заложенных в семье. Среди ценностей, закладываемых в семье с момента рождения человека в семье, ключевое понятие имеет право собственности. Младенец рассматривает в качестве своей собственности мать, женщина - семью, отец семейства - свое домашнее хозяйство. Человек, рождаясь, становится собственником, и живет с этим до смерти. Каждый народ, клан, племя имеет свое понимание собственности, в основе которой лежат совершенно первобытные животные инстинкты. Различные формы собственности получили свое закрепление в различных правовых системах, краткое рассмотрение которых будет представлено ниже. Важно установить главное - та форма экономической культуры, которая является основой деятельности любого человека, является в то же время той основой, с которой этот человек строит свою жизнь, свое будущее и свой бизнес (свою работу).
Эволюция моделей экономического поведения человека
Бесспорный научный интерес приобретает трактовка экономической культуры в работах выдающихся экономистов прошлого. Правда сам термин «экономическая культура» не применяется в их работах, но экономисты исходили из представлений о человеке, о его природе, о закономерностях формирования его поведения в экономике. Речь идет «об обобщенном образе, без индивидуальных и групповых особенностей, которые иногда именуются моделью человека» . Бесспорно, что человек является носителем культуры. «Культура и культурные ценности создаются творческим актом человека, в этом обнаруживается гениальная природа человека» . Первым вопрос об экономическом типе людей поставил А.Смит, разработав модель «человека экономического». Он выделил следующие основные свойства человека, определяющие всю его хозяйственную деятельность: 1) склонность к обмену; 2) собственный интерес, эгоизм; 3) постоянное стремление улучшить свое положение3. А.Смит не сводил собственный интерес людей к получению денежных доходов, помимо заработков, он отмечал в его содержании еще и приятность - неприятность, занятия, его постоянство и непостоянство, больший или меньший престиж в обществе, большую или меньшую вероятность успеха. Взгляды Д.Рикардо на природу человека близки взглядам А.Смита. Главная фигура для него - «капиталист, ищущий прибыльного применения для своих средств» . По существу, модель «экономического человека» он относил только к предпринимателю. В противовес «экономическому человеку» английский ученый Дж. Бентам создал другую модель концепции человеческой природы, известную впоследствии как «бентамовский человек». Основные его черты: претензия на универсальность (в отличие от классиков, ограничивавшихся чисто экономической сферой), надклассовый характер (бентамовский человек настолько абстрактен, что принадлежность к капиталистам, рабочим и землевладельцам для него не существенна), гедонизм, т.е. последовательное сведение всех мотивов человека к достижению удовольствий и избежанию огорчений. Мы не можем согласиться с позицией Бентама, который полагал, что интересы общества не более чем сумма интересов граждан, и идеальный свод законов должен быть построен по принципу максимального счастья для всех. Бентамовский человек стоит гораздо дальше от живой экономики и от жизни в целом, чем модель экономического человека у классиков. Третья модель, возникшая как реакция на концепцию «эргономического человека» классиков, - институциональная. Ее создал Торстейн Веблен. В его концепции человеческой природы важную роль играют инстинкты. Однако речь идет не о биологических инстинктах, а о способах осознанного и целенаправленного человеческого поведения, формирующегося в определенной культурной среде. Цивилизованные народы Запада, с точки зрения Веблена, подвержены влиянию следующих основных инстинктивных склонностей: 1) инстинкт мастерства; 2) праздного любопытства; 3) родительского инстинкта; 4) склонность к приобретательству; 5) набора эгоистических склонностей; 6) инстинкта привычки . Поведение человека определяется институтами: обычаями, привычками, институтами. Институтами являются собственность, государство, прибыль, нравы. Наибольшую известность получил тезис Т.Веблена о «суверенитете потребителя». Веблен поставил под сомнение утверждение, что потребитель является «королем» в обществе, в результате чего потребитель требует и получает лучшие товары и услуги по самым низким ценам. Веблен доказал, что потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления. Потребители в результате такого давления вынуждены принимать неразумные решения. Т.Веблен ввел термин «показное потребление». Суть этого метода в том, что существует тенденция покупать «праздным классом» (богатыми) товары и услуги только для того, чтобы произвести впечатление на других. В свою очередь, такое поведение богатых вынуждает потребителей из среднего класса и даже бедняков имитировать поведение богатых людей, покупая товары в тех же целях. Мы постольку подробно остановились на анализе позиций Т.Веблена, поскольку, на наш взгляд, эти позиции исключительно точно характеризуют сегодняшнюю экономическую ситуацию.
Экономическое образование как фактор формирования экономической культуры
Как было отмечено в первой главе, под экономической культурой понимается совокупность экономических знаний, убеждений, чувств, эмоций, поведенческих стереотипов и практических действий в экономической жизни человека. Экономическая культура формируется под влиянием экономических социокультурных образовательных факторов. Остановимся на влиянии экономического образования на экономическую культуру. Под экономическим образованием понимают процесс целенаправленного воздействия на человека с целью усвоения им экономических знаний и умений. Преодоление кризиса в российской экономике предполагает перестройку всей системы образования, в том числе и экономической. Экономическое образование в административно-командной системе являлось частью марксистско-ленинской идеологии. Перестроить сложную систему экономического образования за несколько лет, конечно, невозможно. Для этого процесса необходимо длительное время. В современных экономических условиях ученые пытаются наметить контуры новой парадигмы в экономической науке, и, следовательно, в преподавании экономической науки . Вот некоторые контуры новой парадигмы преподавания экономической науки: 1. Отсутствие идеологизации экономических знаний. 2. Плюрализм и системность подходов к экономическому знанию. 3. Историзм в преподавании экономической теории. Что под этим подразумевается? Видимо, абсолютной истины в материалистическом понимании истории не существует. Мерой ее является стремление человека и общества в конкретный исторический период. Поэтому исследователи при изучении экономических событий должны вставать на почву того времени, иначе, если исследования проходили под девизом соответствия экономических явлений современному пониманию «прогресса», то человек, его место в экономике, те ценности, которые имели место в каждый исторический период развития экономики уходят из поля зрения современного исследователя. Преподавание экономической теории по принципу это «хорошо» было, а это было «плохо» с точки зрения современности, уничтожает те духовные ценности, ту культуру, которые существовали в определенные периоды. 4. Отказ от внеличностного рассмотрения производственных отношений1. Главное положение такого подхода в административно- командной системе заключались в следующем: «гармония интересов хозяйственных субъектов», «господство общественной собственности на средства производства», социальное равенство и справедливость, обеспечиваемые государственным регулированием цен и доходов, человек -носитель производительных сил и субъект производственных отношений. 5. Отказ от «преимуществ» различных социально-экономических систем. Характерной особенностью мышления командно-административной системы было представление об общественном развитии как об однолинейном развитии, все стадии этого развития различные общества проходят от «низших» ступеней к «высшим». Каждая культура и цивилизация уникальны, самобытны, и делить на «хорошие» или «плохие», «высшие» или «низшие» невозможно. Поэтому в преподавании экономических дисциплин уделяется внимание не только европейской культуре, но и азиатским странам, их культуре. Изучение моделей и многообразных форм организаций общественной жизни азиатских, латиноамериканских стран и т.д. 6. Отказ в преподавании экономических дисциплин от экономического детерминизма, где все объяснялось экономической логикой в понимании его интересов, поступков, социальных структур и институтов. Социальные, политические, нравственные, национальные, религиозные аспекты неотделимы от экономического в природе человека, неотделимы от экономической составляющей его жизнедеятельности.
Классификация сегментов экономической культуры
Как нами уже отмечалось, экономическая культура является сложным и многосоставным понятием. Данная характеристика понятия предполагает возможность классификации сегментов экономической культуры. Как и любая классификация, в основе которой могут быть положены различные принципы и критерии классификационных признаков, наша классификация достаточно условная. Мы структурируем экономическую культуру по сферам деятельности. Следствием являются возможность выделения таких сегментов экономической культуры как культура труда, культура предпринимательства, культура управления, культура взаимоотношений, культура потребления (см. рис. 3).
Современная политэкономия как раздел экономической теории изучает политические проблемы осуществления экономических процессов, группы интересов, действующие в данном обществе и оказывающие влияние на принятие решений в области экономической политики, конституционные проблемы функционирования народного хозяйства и тому подобные вопросы . За всем этим стоит не только изучение практического опыта конкретных стран в конкретное время, но и глубокая теоретическая проработка возникающих здесь проблем, поиск причинно - следственных и функциональных зависимостей, отработка соответствующих моделей. Именно поэтому классификация сегментов экономической культуры нами производится для конкретной страны - России, в конкретных исторических условиях - переходный период. При осуществлении процесса классификации наибольшую трудность вызывает поиск логических оснований, механизмов функционирования отдельных общественных группировок, объединенных общностью социально-экономических интересов и преследующих общие цели в политической области. В этом, как нетрудно понять, кроется один из важнейших механизмов формирования экономической политики. Это лежит в основе механизма принятия социально значимых политических решений1.
Предлагаемая классификация позволит раскрыть организационный механизм формирования экономической культуры и показать значимость неформальных норм в формировании экономической культуры. В предыдущем параграфе мы подробно рассмотрели такой фактор формирования экономической культуры как экономическое образование. Однако, достаточно очевидно, что экономическое образование является формальным институтом (нормой), в то время как на экономическую культуру оказывает достаточно серьезное влияние и неформальные нормы. При этом если элемент образования, как правило, предшествует трудовой деятельности, то неформальные нормы присутствуют в самом процессе трудовой деятельности. Именно поэтому сегментация культуры по сферам деятельности, предложенная нами, является принципиально значимой.
Однако прежде чем рассмотреть отдельные сегменты формирования экономической культуры, заметим особо, что названные процессы являются нелинейными и многомерными. Многомерность возникает в силу специфики различных экономических систем - рыночной, тотальной и т.п.
Человек включен в многообразные связи и отношения с действительностью, но живет и действует он как единое целое. В связи с этим задача синтеза знаний, накапливаемых в разных науках, становится одной из важнейших. Конечно, человек как объект научного исследования представляет собой сложнейшую систему. Его связи и взаимоотношения с окружающим миром весьма многообразны, а потому многообразны его свойства и качества. Науке известны три главные категории качеств1: материально-структурные, т.е. задаваемые строением объекта, функциональные, т.е. вытекающие из функций объекта, и системные, т.е. определяемые принадлежностью этого объекта к той или иной системе. Науки, изучающие человека, имеют дело со всеми тремя категориями. Непонимание специфики разных категории качеств нередко приводит к довольно серьезным ошибкам, к тупиковым вариантам в научных исследованиях. Примером здесь может быть френология, которая пыталась выводить психические свойства человека прямо из строения мозга. Сюда же относятся попытки поиска оснований темперамента, характера, даже мировоззрения человека в типе его телосложения.
Названное объясняет сегментирование экономической культуры в плоскости сфер деятельности, хотя вопрос об объективных основаниях различных свойств человека, о категориях этих свойств и особенно об их соотношениях чрезвычайно сложен. Сейчас еще нельзя сказать, что мы ясно представляем себе пути их исследования и систематизации. Пока можно только полагать, что свойства человека, а экономическая культура является одной из характеристик личности, изучаемые различными научными дисциплинами, имеют разный порядок. Так, скажем, при попытках классификации различных психологических свойств индивида, рассматриваемых как функциональные свойства, возникло предположение о том, что есть, по-видимому, свойства первого, второго и более высоких порядков. Однако в предлагаемой классификации мы не придерживаемся иерархичности.