Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века Сарданашвили Ирина Геннадьевна

Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века
<
Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сарданашвили Ирина Геннадьевна. Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.02 : Москва, 1999 194 c. РГБ ОД, 61:00-8/284-6

Содержание к диссертации

Введение 2

Глава 1. Формирование социального учения католической церкви

I, Основополагающие принципы христианской социальной мысли

1. Человек и его спасение как центральная тема религиозной мысли 21

2. Цели земной жизни в религиозном понимании 23

3. Идея несовершенства мира 25

4. Общее отношение католичества к экономике 27

5. Земные задачи церкви. Пастырство 33

II. Современный этап развития социального учения католической церкви

1. История развития католического модернизма

а) основные этапы 37

б) теоретические основы модернизации 46

в) причины модернизации 51

2. Направления модернизации. Основные понятия 56

а), обновление церкви 57

б), персонализм 60

в) евангелизация 62

г) реабилитация экономики 65

3. Общая характеристика современного учения католицизма

а) особенности методологии 67

б) статус современного учения католической церкви 70

в) место в рамках развития экономической науки 73

Глава 2. Экономика как область общественной практики в социальном учении

католицизма 79

I, Основополагающие черты экономической деятельности в интерпретации католичества

1. Представления о христианских основах труда и экономической деятельности 82

2. Трактовка социальных основ экономики 87

3. Особенности экономики как области .материального производства в представлениях католичества 90

а) Материальное благосостояние как благо 91

б) «Практический материализм» 194

- провалы рынка 96

- потребительство 102

- игический нейтралитет экономического поведения 106

- оценка человека и труда ПО

И. Католическая критика концепции либерального капитализма, «Практический индивидуализм» 122

1. Отношение к частному предпринимательству 123

а) Проблемы частной собственности 125

б) Трактовка рынка как механизма взаимодействия частных агентов... 130

2. Католическая интерпретация экономического либерализма 135

а) «Либеральный индивидуализм» 136

б) Критика «теория социальной дифференциации». Автономия экономической сферы 141

III. Отношение католичества к особенностям современной экономики

1. Оценка научно-технического прогресса и его влияния на экономику 151

2. Вопросы концентрации экономической власти 158

3. Проблемы развивающихся стран 163

Заключение 3 70

Библиография 182

Содержание 193  

Введение к работе

Во II половине XX века католицизм - наиболее крупная и достаточно влиятельная христианская конфессия начинает активно развивать свои воззрения и активизировать свою деятельность в социально-экономической области. Этим, в первую очередь, и определяется актуальность исследования экономических аспектов социального учения современной католической церкви.

Согласно данным, приведенным М.Малербом в книге «Религии человечества»3, католичество является наиболее многочисленной конфессией самой распространенной мировой религии - христианства. Оно насчитывает около 850 млн. из общего числа верующих христиан (1400 млн,), в то время как протестанты составляют примерно 400 млн, и православные - 150 млн . Католичество пока остается и самой крупной конфессией в мире. Для сравнения можно привести следующие цифры. Сторонники ислама составляют около 900 млн., из них 90%, т.е. 810 млн. - сунниты, 96 млн. — шииты и 3 млн. - хариджиты. Индуизм насчитывает около 750 млн., буддизм - 250 млн, , иудаизм - 15 млн.

Католическое вероисповедание является доминирующим в целом по Европе (католики - 240 млн. чел., протестанты - 130 млн. чел.) благодаря своему влиянию в таких странах как Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Польша. Венгрия, Чехия, Литва, Она является преобладающей религией в странах Латинской Америки (Бразилия (125 .млн.), Мексика (60 млн.), Аргентина (25 млн.)). Согласно приведенным М.Малербом данным, католицизм преобладает и в США (католики - 55 млн.. протестанты - 34 млн.).

Католицизм является институционально единой религией и. в связи с этим, наиболее централизованной и идейно целостной из всех христианских конфессий. Это определяет влиятельность официального учения церкви. Документы Соборов, а также мнение римского главы церкви, несмотря на отказ от положения о «непогрешимости пап», имеют особый, в некоторых областях неоспоримый авторитет для верующих католиков.

Со II половины XX века, а именно с начала понтификата Иоанна XXIII (1958-1963гг) была провозглашена политика обновления церкви, которая в первую очередь была направлена па установление диалога с миром (не только католическим) и включала в себя развитие и модернизацию социального учения. Это способствовало усилению влияния церкви в целом , а также активному формированию католической экономической мысли как в Европе, так и в Америке. Принадлежащие к этому течению исследования носят разрозненный характер, как в тематическом плане, так и в географическом, но опираются на один теоретический источник - официальную доктрину. Поэтому их развитие может представляться как расширение влияния современного учения самой церкви.

Изучение экономических воззрений современной католической церкви представляется важным не только в силу влиятельности данного вероисповедания, но и потому, что сами они представляют определенный интерес. Во-первых, после крушения социализма, католическое учение представляется одним из немногих, сохранивших критическое отношение к современной системе либер&чизма, в том числе экономического.

Католицизм как определенное направление современной социальной мысли является одним из редких примеров западного традиционализма. В этой связи исследование экономических воззрений католической церкви приобретает определенную актуальность для России, где традиционализм имеет достаточно глубокие корни, хотя и выражается в других формах. В условиях происходящей трансформации российского общества на основе развития современных либеральных моделей, в том числе и в области экономики, изучение критики этих моделей со стороны традиционалистских теорий представляется актуальным. Здесь же следует отметить близость католического и православного вероисповедания как двух апостолических конфессий христианства.

Помимо этого, социальное учение католической церкви, а также развивающиеся на его основе экономические воззрения отдельных представителей католицизма содержат множество интересных положений, как критических, касающихся современных экономических теорий и существующей либеральной модели экономики, так и позитивных. Историография

В отечественной литературе католическая проблематика в целом является достаточно разработанной. Следует отметить, что интерес к этой теме был значительно усилен благодаря деятельности Второго Ватиканского Собора (11.10.1962 - 08.12.1965), ознаменовавшего начало модернизации католической церкви. Большинство книг появляется именно после его созыва. Исследования публикуются в Москве, а также на Украине (Киев, Одесса), в Белоруссии (Минск, Воронеж) и в Литве (Вильнюс), т.е. там, где католицизм имеет определенное влияние.

В основном работы посвящены изучению истории католической церкви, ее отношения к современным проблемам (в частности - вопросам войны и мира), а также конкретной политики, проводимой Ватиканом. Существует целый ряд исследований, пв которых проводится анализ философских концепций современного католицизма в целом (в основном - неотомизм, а также неоавгустинизм, тейярдизм и др.) и отдельных. аспектов католической философии (метафизика, антропология, в меньшей степени -социальная философия). Наибольший интерес представляют работы В.И.Гараджи2, М.В.Желнова1 и Е.М.Бабосова4 Здесь же можно отметить исследования Ф,Г.Овсиенко\ посвященные анализу социальной философии католицизма. В связи с созывом Второго Ватиканского Собора одной из главных тем становится социально-политическая модернизация католической церкви. В 60-70-е гг. в основном появляются иеторико-описательные работы. В 80-х годах исследования приобретают более обобщающий теоретический характер. Большой интерес представляют воспоминания и исследования лиц, присутствовавших на самом Соборе в качестве наблюдателей от СССР (Красиков А. А.6, Ковальский Н.А.7). Особо можно отметить работы И.Б.Ястребова, посвященные изучению различных аспектов социально-политической модернизации католицизма как в отдельных странах (Франция, Литва), так и в целом.

Вопросы социальной политики католицизма занимают одно из главных мест в отечественных исследованиях, посвященных обновлению церкви, т.к. произошедшие в этой области после 60-х годов изменения стали одним из наиболее важных аспектов католического модернизма. Во многом интерес к указанной теме был предопределен марксистским подходом к анализу происходящих процессов и общеполитической направленностью советских исследований. Формирование социальной политики церкви рассматривалось как появление своего рода идеологического конкурента социалистическим идеям. Это диктовало необходимость подробного изучения теоретических основ политики католицизма и формирования последовательной их критики. Благодаря марксистскому подходу к анализу социального учения католической церкви, в исследованиях затрагиваются отдельные вопросы, касающиеся экономики. В частности, подробно анализируется политика церкви в отношении капиталистической системы собственности, так называемого «рабочего вопроса», проблем распределения.

При этом для большинства работ доминирующей является критическая направленность исследований. Социальное учение церкви рассматривается не отдельно, как самостоятельное явление современной мысли, а в сравнении с социально-экономическими положениями марксистской теории. Помимо этого основной акцент ставится на политической стратегии церкви, в связи с чем социальные воззрения католичества часто рассматриваются не как целостная теория, а как совокупность политических заявлений, продиктованных конъюнктурными интересами. Многие исследования носят откровенно пегативистский характер и нацелены исключительно на «раскрытие» прокапиталистической направленности католической социальной политики, иногда за счет сознательного искажения отдельных положений учения. В результате не достаточно четко раскрывается внутренняя логика социальных идей, односторонне анализируется их значимость.

Иной характер приобретают более поздние работы, относящиеся к 90-м годам. Они не столь многочисленны, но отличаются большим разнообразием в подходах. Можно выделить три направления исследований. Первое исследует теологические основы социальных взглядов христианства в целом и католичества в частности9. Второе касается реальной политики Ватикана в современной Нвропе и в мире1". К третьему направлению можно отнести работы, которые посвящены собственно анализу экономических воззрений католической церкви11.

Следует сразу отметить, что экономические воззрения католицизма почти не рассматривались в отечественной литературе. Как уже отмечалось, в ряде работ затрагивались лишь отдельные социально-экономические аспекты католического учения. Нами были найдены лишь три работы отечественных авторов, посвященные собственно экономическим воззрениям католицизма. В 1962 году вышла книга довольно известного исследователя Л.Н.Великовича «Церковь и народный капитализм» (Москва: Издательство Академии наук СССР). Она посвящена критике взглядов западных церквей в вопросах собственности, труда и капитала, классовых отношений, а также «раскрытию» прокапиталистической направленности предлагаемых ими социальных реформ. Работа носит откровенно предвзятый характер. Помимо этого автор не проводит разделения между взглядами католической и протестантской конфессий, а также частными мнениями отдельных клириков и официальной позицией Ватикана.

В 1986 г. в Одесском университете была защищена диссертация по теме «Критический анализ политико-экономической доктрины католицизма» (О.П.Каушанский). Работа в целом направлена на раскрытие буржуазного характера социально-экономической политики католической церкви и предлагаемых ею путей реформирования капиталистического общества. Центральное место в работе занимает анализ католического учения о собственности, проводимый с марксистских позиций. На его основе делается вывод о том, что экономические воззрения католицизма являются «теологической модификацией» современных неокапиталистических теорий. Проводятся аналогии между католическим учением и концепциями «народного

11 Димин М., «Труд и собственность й католической доктрине» // «Правила Игры-Fair play», М., 19% г, №3/4 капитализма», «участия рабочих в управлении», «социального партнерства», «смешанной экономики», разрабатываемыми в западной экономической науке. Многие тезисы работы носят крайне спорный характер, т.к. имеют не научное, а поверхностно-идеологическое обоснование (в частности, оценка учения католической церкви как «апологии частнособственнических отношений»). В целом исследование подчинено интересам идеологической борьбы с католическим влиянием на Украине 

В 1996 году вышла в свет уже упомянутая публикация М.Димина, посвященная вопросам труда и собственности в современной католической доктрине и раскрывающая отношение католической церкви к свободной экономике. Статья представляется достаточно интересной, хотя и несколько односторонней. При анализе автор в основном опирается на идеи американского католика Р.Д.Нейхауза и его интерпретацию энциклики «Сотый год» (1991г) Иоанна-Павла П. В результате частная позиция представителя правого течения католицизма представляется как общая для всей католической церкви.

Существует достаточно большое количество зарубежных исследований, посвященных социальному учению современной церкви. Некоторые из них переведены на русский язык, В основном их авторами являются сами католики. Данные работы могут быть разделены на три части. Первая касается истории католического модернизма, в частности, деятельности Второго Ватиканского Собора11. Второй блок литературы объединяет тексты католических авторов, представляющие собой продолжение идей официальной церкви, их теоретическое и практическое развитие. Эти работы в диссертации используются в качестве объекта исследования, Часть подобных работ посвящена раскрытию теологических основ социальных воззрений церкви (Л. Де Любак, Э.Жильсон14). часть - разработке социально-политических аспектов учения (П.Пупар. Дж.Дефуа. М.Шешо, МЛефевр. К.М.Мартини, МНовак. Д.Всрмерш и др.1"). В ряду последних есть книги и отдельные статьи, в которых представлен католический анализ различных экономических вопросов (П.Верхан, Р.Д.Нейхауз. Дж. Л. Jlapym, Х.Пюэль, В.Меле и др.16). В основном в ігих анализируются проблемы экономической этики как на микроуровне, так и в отношении экономической политики государств. Некоторые работы затрагивают вопросы экономической теории. В них дастся критический анализ как отдельных положений экономической науки, например, методов оценки ВЫП , так и различных экономических теорий . Последние исследую гея католическими авторами с точки фения соответствия христианским представлениям об экономике и человеке.

Третья часть исследований представляет собой собственно аналш католической доктрины (П.де Лобьс, Ю,Майка, П.Биго, Х.Кноче17). Хотя эта литература в основном посвящена социальным воззрениям католицизма, в ней дается анализ отдельных экономических положений учения (П.Биго, Ю.Майка). Помимо этого были найдены несколько статей, которые полностью посвящены исследованию взглядов католической церкви по отдельным экономическим вопросамй. которые представляют большой интерес.

В целом можно заключить, что, во-первых, в существующей по данной теме литературе дан глубокий анализ философских основ католического учения, в том числе касающихся социальной проблематики {философия человека, этика). Эти исследования являются полезным для понимания основ экономических воззрений католицизма, формирования целостного представления об учении католической церкви в этой области. Помимо этого широко освещены различные аспекты социальной политики современного католицизма. Дай общий анализ социального учения церкви, включающий в себя рассмотрение и отдельных экономических вопросов (собственность, эксплуатация, участие рабочих в управлении производством, распределение и т.д.).

Тем не менее, не было предпринято попыток рассмотреть экономические воззрения католической церкви в их целостности. Полностью не исследованы тс аспекты социального учения католицизма, которые касаются критики теоретически основ современных социальных и экономических теорий (представления о человеке, экономическом поведении и т.д.). Помимо этого существующие исследования носят несколько односторонний характер, т.к. в основном отражают точку зрения либо самих католиков, либо сторонников марксизма.

Цели работы

В этой связи основной задачей данного исследования является выявление экономических аспектов современного социального учения католической церкви и их структурирование, определение содержания основных экономических понятий, используемых католицизмом и его своеобразия, Помимо этого ставилась задача проследить зависимость экономических воззрений католицизма от своеобразия его мировоззренческой позиции, а также определить место учения в рамках истории экономической мысли. Целью данной работы также является раскрытие католической критики теоретических основ современных социальных и экономических теорий.

Представленное исследование имеет ряд ограничений. Во-первых, богословские аспекты социального учения но возможности не затрагиваются в работе. Они учитываются как основополагающие аксиомы, на базе которых вся дальнейшая социальная концепция церкви строится уже на основе логики. Исключение из анализа теологических аспектов учения связано с тем, что они в принципе не могут быть объектом научного исследования, т.к. относятся к нерациональному типу знания.

Рассмотрение католического учения на уровне рациональной теории представляется возможным, поскольку сама современная церковь старается формулировать свое учение таким образом, чтобы оно в значительной степени соответствовало нормам нерелигиозного мышления. Как утверждается в апостольской конституции «Радость и надежда», церковь «с самого начала своей истории научилась выражать весть Христову, употребляя понятия и языки различных народов, и старалась, кроме того, разъяснять ее с помощью мудрости философов, для того, чтобы приспособлять Евангелие, насколько возможно, к пониманию всех и к запросам мудрых. Такое приспособление слова откровения должно оставаться законом для всего благовествования. Ибо таким образом в каждом народе пробуждается способность по-своему выражать благовестие Христово и вместе с тем развивается живое общение между церковью и культурами различных народов»1д. Созданию детеологщированных форм учения церкви способствует и современная стратегия католицизма, направленная на распространение своих социальных взглядов не только среди католиков и вообще христиан, но и "всех людей доброй воли".

Вторым ограничением данного исследования является то, что в нем анализируются экономические воззрения только официальной церкви. Современный католицизм включает в себя достаточно большое количество течений. Расхождения между ними, например между консервативными кругами и представителями леворадикальной «теологии освобождения», бьшают достаточно значительными. В настоящей работе главным является определение общих для всего католичества черт. В этой связи анализ ведется на основе официальных документов католической церкви, а именно текстов Второго Ватиканского Собора, энциклик и выступлений пап. Идеи отдельных католических авторов используются лишь в качестве иллюстрации позиции церкви.

Также не ставилось задачи проводить сравнительный анализ социального учения трех христианских конфессий. Тем не менее в ходе исследования отмечаются отдельные моменты, касающиеся сопоставления взглядов католической и протестантской церквей. Что касается православия, то его социальные воззрения практически не затрагиваются в работе. В силу объективных причин, связанных с особенностями экономического и политического развития России, православные социальные воззрения не были оформлены в единое учение и почти не изучались. В н. XX вв. появляется ряд работ, касающихся этой проблематики, но в силу известных обстоятельств эта тенденция была прервана и сейчас лишь начинает возрождаться.

Методология

Предлагаемое исследование ведется в рамках истории экономических учений, что определяет основные методологические подходы к анализу материала. Главным является определение внутренней логики учения, изучение экономических воззрений церкви в их целостности, поиск мировоззренческих основ, а также возможных внешних заимствований или существующих аналогий с современными общественными и экономическими теориями. Использование данного подхода представляется новшеством в сравнении с методом прежних отечественных исследований, которые в основном опирались на политэкономический анализ, что соответствующим образом определяло как характер анализируемых проблем, так и особенности метода

При проведении исследования использовались работы отечественных специалистов, посвященные философскому учению католичества (B.I M араджа, МВ.Желнов), истории и сущности социально-политических взглядов церкви (Ф.Г.Овсиенко, И.В.Ястребов), истории христианских демократических партий Европы. Помимо этого следует назвать рабогы зарубежных авторов, посвященные истории и анализу социального учения католицизма (П.Биго, Ю.Майка, П.де Лобье и др.). Теоретической и методологической основой диссертации стали исследования в области религиоведения (М.Вебер, В.Зомбардт, К.Манхейм и т.д.), а также отдельные работы отечественных экономистов в области методологии и истории экономических учений (В.С.Автономов, О.И.Ананьин, В.С.Афанасьев, Ю.Я. Ольсевич и др.). Научная новизна

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые проведен целостный анализ экономических воззрений современного католицизма. Помимо этого:

1. Выделены три основных объекта, в отношении которых формируются экономические взгляды церкви: экономика как область общественной практики, западная модель либеральной экономики, особенности современной экономики (НТП, укрупнение экономических институтов, экономическая политика в отношении развивающихся стран). На этой основе произведена систематизация экономических воззрений католической церкви. 2. Выделены этапы развития католического модернизма: первый этап (30-е годы XIX в. - 1878 г.) характеризуется развитием модернистских католических течений и их неприятием официальной церковью; второй этап (1878-1903 гг.) связан с понтификатом папы Льва XIII, предпринявшего первые шаги по обновлению католической церкви; третий (1903-1958 гг.) - возврат к консерватизму; четвертый (с 1958 года по настоящее время) - развитие всесторонней модернизации католической церкви. 3. Уточнен статус экономических высказываний католической церкви. Показано, что церковь не стремится создать определенную экономическую доктрину или модель, т.к. признает, что это выходит за рамки ее компетенции. Ее деятельность в области экономики ограничивается стремлением сформировать «правильное» понимание отдельных экономических категорий и воспитать ответственное, в христианском понимании, отношение людей к своим действиям. 4. Покачано влияние мировоззренческих особенностей католицизма на экономические воззрения церкви, выразившееся, в частности, в неприятии принципа экономической автономии, гедонистической модели человека, идей механического сложения общего блага из индивидуальных благ и т.д. 5. Определено содержание ряда экономических категорий, используемых католической церковью (представлений о «провалах рынка», капитале, производственных факторах, ненасыщаемости потребностей), и их своеобразие в сравнении с традиционным их пониманием в современной экономической теории. Также научная новизна работы заключается в обосновании следующих положений: 6. Большая часть экономических понятий получает в католическом учении религиозную интерпретацию. Например, труд рассматривается как главный элемент экономики в силу того, что он является проявлением творческой, а значит «соприродной богу» способности человека. 7. Основой экономических воззрений католицизма является постановка перед экономикой, как ни парадоксально это звучит, неэкономических целей. Главной из них является ликвидация социальных источников развития человеческих пороков. В связи с этим перед экономикой ставятся такие задачи как формирование гуманной хозяйственной системы, соблюдение всеобщею права на труд (достижение полной занятости), создание системы организации труда не на основе экономической эффективности, а с учетом интересов развития и совершенствования личности в религиозном понимании. 8. Защищаемый современным католицизмом принцип «свободного предпринимательства» не означает того, что церковь поддерживает идеи, согласно которым свободное действие экономических механизмов является оптимальным условием для процветания общества. Католицизм настаивает на необходимости подчинения экономики целенаправленной воле человека, но выступает против обобществленных форм подобного подчинения (государственное регулирование). Принцип «свободы предпринимательства» в данном случае базируется на католической концепции «христианского персонализма», утверждающей, что лишь ответственное отношение каждой личности по отношению к своим действиям способно обеспечить гармоничное развитие общества. 9. Экономические воззрения католической церкви в значительной степени носят нормативный характер и подчиняются этическим представлениям о «должном», что сближает их с различного рода социалистическими теориями. 10. Для католицизма характерно определенное недоверие к абстрактным моделям и рациональным конструкциям. Экономические воззрения представителей католицизма всегда являются встроенными в социально-исторический контекст. В связи с этим можно говорить о методологической близости католического учения таким светским течениям экономической мысли как институционализм вебленовского толка, социальная школа, историческая школа (конечно, с учетом особенностей, о которых уже говорилось). 11. Католические экономические воззрения также базируются на достижениях светской экономической науки. В официальных текстах применяется современное понимание капитала и производственных факторов, используются положения неолиберальной концепции рынка (Хайек), теории прав собственности и т.д. Однако, как подчеркивается в диссертации, католичество перенимает не столько идеи, сколько форму для выражения собственных воззрений и области экономики. 

Структура диссертации

Работа состоит из двух глав. Первая глава, касающаяся истории формирования современного учения, разделена на два параграфа, Первый посвящен общим подходам католичества к анализу экономики и социальных проблем. Второй касается современного этапа развития католического учения: а) дается краткая история развития католического модернизма, а также сравнительная характеристика деятельности трех последних пап; б) раскрывается содержание основных понятий и концепций, на которых строится новое социальное учение католической церкви, определяется своеобразие современных взглядов католицизма; в) даются теоретические и методологические особенности социально-экономических воззрений церкви.

Во второй главе рассматриваются непосредственно экономические аспекты современного социального учения католицизма. Материал поделен на три параграфа по тематическому признаку. В первом параграфе отражены взгляды католичества, характеризующие его отношение к экономике как сфере человеческого действия. Во втором параграфе анализируется критика церкви в адрес системы либеральной экономики, которая рассматривается католиками как определенная экономическая модель, построенная па либеральной идеологии н «новом» социальном мировоззрении. Третий параграф посвящен вопросам, касающимся особенностей современной экономики (НТП, проблемы развивающихся стран, концентрация), как они отражены в социальном учении католицизма. Данное деление вводится самим автором в соответствие с собственным пониманием структуры экономических воззрений церкви.  

Похожие диссертации на Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина XX века