Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста Каратаева Наталья Александровна

Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста
<
Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Каратаева Наталья Александровна. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 1999 238 c. РГБ ОД, 61:00-13/851-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы воспитания уважительного отношения детей к традициям семьи 12-71

1.1. Интегративный подход к традиции как социальному феномену 12 - 42

1.2. Семейные традиции - основа нравственной воспитанности дошкольника 42 - 71

ГЛАВА II. Представления старших дошкольников о семейных традициях 72-139

2.1. Отношение педагогов и родителей к семейным традициям 73 - 104

2.2. Диагностика сформированности отношения к семейным традициям у старшего дошкольника 104 - 139

ГЛАВА III. Педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям 140 -197

3.1. Реализация педагогических условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям 140 - 167

3.2. Работа с педагогическим коллективом и родителями по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста 167 - 197

Заключение 198 - 199

Библиография 200-216

Приложение 217 - 238

Введение к работе

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи — это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т. А. Маркова). Вне зависимости от успехов личность в семье признается и принимается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Семья является важнейшим средством децентрации — умения взглянуть на любые события с позиции другого человека (В. С. Заслуженюк, В. А. Семи-ченко).

Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции. Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс привели к распаду многопоколенной семьи и образованию однопоколенной (нуклеарной). В процессе нуклеаризации существуют как позитивные, так и негативные моменты. Семья получила возможность самостоятельно, без вмешательства «из вне» решать свои проблемы, в том числе и возникающие в воспитании. Вместе с этим процесс нуклеариза- I , ции влечет за собой и разрушение преемственных связей между поколениями,

забвение семейных традиций. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Традиции обычно функционируют в той области общественных отношений, где меньше всего приемлемы другие регулятивные механизмы.

Внутрисемейные отношения в силу их интимного характера трудно поддаются регулированию с помощью кодифицированного права. Особенно это касается сферы нравственных отношений, в которой меньше всего могут быть использованы законы государства. Юридические нормы всегда строго фиксированы во времени и пространстве, чего нельзя сказать о традициях. Традиции благодаря своей неопределенности, поливариативности, а также способности саморазвиваться, которой не обладает ни один юридический закон, не сковывают людей так жестко, как положительное право. Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через само-. стоятельную деятельность человека (В. Д. Плахов, И. В. Суханов). Осуществляя свои функции, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, спрессовывают его в компактную «матрицу» и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору, направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической неразработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также современным состоянием воспитательно-образовательной работы в практике ДОУ по нравственному воспитанию в этом аспекте. По данным психолого-педагогических исследований, к концу дошкольного возраста значительный процент дошкольников не достигает необходимого возможного уровня нравственной воспитанности (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. А. Рояк) и социальной зрелости (О. С. Богданова, В. И. Петрова, В. И. Верхов и др.).

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);

- ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

- признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

- значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

Демократизация общества привела к снижению воздействия на развитие личности таких факторов, как традиция, опыт родительской семьи. Слишком высок динамизм современной жизни. В настоящее время необходима ориентация личности на фамилистическую, «семьецентристскую» культуру, направленность на систему семейных ценностей, приоритет семьи и детей. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи не являлось предметом самостоятельного научного исследования, хотя в этом имеется объективная необхо

димость.

Имеется ПРОТИВОРЕЧИЕ между имеющимися потенциальными возможностями в воспитании уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семейным традициям и отсутствием педагогических знаний, технологий, необходимых для реализации этих возможностей, что составляет область неизвестного знания, содержание которого должно быть представлено в модели работы по воспитанию уважительного отношения к традициям семьи для совершенствования процесса нравственного воспитания.

Выявленное противоречие позволило обозначить ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста?

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию воспитания уважительного отношения к семейным традициям у старших дошкольников.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает процесс нравственного воспитания дошкольников.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс воспитания уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание у дошкольников уважительного отношения к семейным традициям будет эффективным, если:

- уважительное отношение к семейным традициям рассматривается как направленность личности ребенка на историю семьи, ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению чувства сопричастности к семейным традициям, желание развивать и продолжать их; под основными компонентами отношения к семейным традициям понимаются когнитивный, эмоцио-нально-мотивационный и поведенческо-деятельностный;

определена технология, учитывающая последовательность в процессе воспитания уважительного отношения к семейным традициям (ознакомление с родословной; ориентация ребенка на семейные традиции, развитие интереса к ним; обогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных компонентов отношения к традициям семьи; реализация накопленного личного опыта в деятельности, поведении и диагностика уровня сформированности отношения к семейным традициям); педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания отношения к семейным традициям, предполагают учет особенностей детей 6—7-го года жизни, интегративный подход в системе работы по воспитанию отношения детей к семейным традициям, включающий разнообразие средств и методов, а также ориентацию родителей и педагогов на необходимость целенаправленного воспитания у детей отношения к семейным традициям. В соответствии с целью и гипотезой определены ЗАДАЧИ исследования:

1. Разработать содержание понятия «отношение к семейным традициям», показатели, критерии и уровни сформированности уважительного отношения к семейным традициям, педагогическую диагностику изучения сформированности уважительного отношения к семейным традициям старшего дошкольника, теоретически обосновать идею воспитания уважительного отношения к семейным традициям.

2. Выявить типы семей в зависимости от отношения к семейным традициям.

3. Определить корреляционные показатели между уровнем сформированности уважительного отношения к семейным традициям и уровнем нравственной воспитанности старшего дошкольника.

4. Выявить наиболее эффективные условия, способствующие воспитанию уважительного отношения к семейным традициям.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются концептуальные философские, социальные, психолого-педагогические положения: общая фило-софско-социологическая теория традиции В. Д. Плахова; идеи о нормах и ценностях культуры Л. Н. Когана; идеи народной педагогики (Г. Н. Волков, И. С. Кон, Е. В. Субботский); постулаты об определяющей роли социальной среды в процессе формирования личности и о социальной обусловленности семейного воспитания (И. В. Гребенников, С. И. Голод, В.Д. Семенов, А. Г. Хар-чев); теоретические основы нравственного воспитания (Л.И. Божович, Е.В.Бондаревская, С.А. Козлова,Т. А. Маркова, Р. С. Буре, Л. В. Загик, Г. Н. Година и др.); философские, психологические и педагогические теории отношений (А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, О.Г. Дробницкий, Л.В .Занков, А. Г. Здра-вомыслов, Н. В. Мясищев, И. Ф. Харламов).

Для решения поставленных задач нами были использованы МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: логический анализ психолого-педагогической и философской литературы; диагностические: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА:

Первый этап (1995—1996) — поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза.

Второй этап (1997—1998) — опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал. Работа включала моделирование педагогических условий воспитания уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (1999) — заключительно-обобщающий — был посвящен систематизации, апробации, письменному оформлению диссертации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось на базе ДОУ № 6 «Рябинка», № 33 «Светлячок» г. Шадринска Курганской области и ДОУ «Березка» с. Половинного Целинного района Курганской области. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента были охвачены 100 детей 5—6 лет вместе с родителями, 37 воспитателей, из которых 9 выступали в качестве экспертов, 10 заведующих и 15 методистов ДОУ. На этапе формирующего эксперимента — 25 детей старшего дошкольного возраста, их родители и воспитатели экспериментальных групп.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в конкретизации понятия «семейные традиции», в определении понятия «отношение к семейным традициям», в доказательстве зависимости между уровнем сформированности отношения к семейным традициям и уровнем нравственной воспитанности дошкольника.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении понятия, показателей, критериев и уровней сформированности отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста, разработке и экспериментальной проверке технологии воспитания уважительного отношения к семейным традициям детей дошкольного возраста, способствующей совершенствованию процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ и семье.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям использованы в системе педагогического просвещения родителей, в системе повышения квалификации работников дошкольных учреждений, при разработке лекционного курса по

дошкольной педагогике для студентов педагогических институтов и колледжей.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплексом научных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также наличием данных, свидетельствующих о позитивных изменениях в процессе воспитания отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения результатов исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры дошкольной педагогики ШГПИ (1998—1999), на межвузовской практической конференции преподавателей педвузов (Шадринск, 1994). С изложением отдельных аспектов проблемы и результатами исследования автор выступал на заседаниях педагогических советов (1998), семинарах в ДОУ и перед родителями, на студенческих научных конференциях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Отношение дошкольников к семейным традициям представляет собой направленность личности ребенка на историю семьи, ее традиции и включает представления ребенка о семейных традициях (как важных законах жизни семьи, рода), о значимости семейных традиций (являющихся законами регулирования и стабилизации семейных отношений), о социальной причастности к ним в деятельности и поведении.

2. Показатели, критерии и уровни сформированности уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста. Основными критериальными показателями являются: полнота представлений о том, что ценность семейных традиций заключается в их способности фиксировать, передавать социальный опыт семьи, регулировать семейные отно шения, делая их более нравственными (когнитивный компонент); сформиро-ванность эмоциональных проявлений как способность к сочувствию, сопереживанию по отношению к близким, сопричастность семейным традициям (эмоционально-мотивационный компонент); активность в решении проблемных ситуаций как на реальном, так и на вербальном уровне (поведенче-ско-деятельностный компонент).

3.Процесс воспитания уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям представляет собой технологию, учитывающую следующую последовательность структурных компонентов: озна- • комление с родословной семьи; ориентация на семейные традиции; обогащение личного опыта, включающее формирование основных компонентов уважительного отношения; реализация накопленного ребенком опыта в поведении, деятельности; диагностика уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Интегративный подход к традиции как социальному феномену

Институт традиций имеет сложную морфологию, поэтому изучение сущности данного социального феномена требует интегративного подхода, объединяющего усилия специалистов ряда общих и частных наук, представителей различных школ и направлений в отечественной и зарубежной науке. В совокупности традиции представляют собой социальный институт. Как цельное образование он существует и развивается по интегральным законам, отличающимся от законов существования отдельных традиций. И если последние изменяются и обусловлены конкретными социальными условиями, то в целом, институт традиций «вечен» в том же смысле как «вечно» общество.

В глубокой древности было замечено, что обычаи (традиции) суть законы. Геродот [193, с. 295], представляя обычай в качестве закона, называет его «царем и повелителем мира». Обычай у Софокла [193, с. 1241] - «от века установленный закон». Стихийные наблюдения людей нашли отражение в языке: «традиция», «обычай» на языке многих народов означает «закон». Так, в Китае учение о традиции занимало центральное место в этико-нормативной системе Конфуция [192]. Основным понятием Учения Конфуция является «жень» («гуманность»). Он не выдвигая новых моральных норм, разъяснял традиции старины, соблюдение которых способствует достижению «жень». Оно характеризует общий закон отношений людей в обществе и цель нравственного совершенствования. Одним из моральных требований, сформулированных Конфуцием, является требование строго соблюдать семейные и общественные традиции.

В древнегреческой философии учение о традиции воплощается в понятии этоса. В этот период в объяснении традиций, среди других выделяется направление, которое подходит к этосу исключительно как к духовному образо ванию. Этос истолковывается как привычка, что означает социально- психологическое направление, и как нрав, что относится к нравственному сознанию. Истолкование обычаев и традиций в качестве идеальных норм станет в дальнейшем господствующим.

Пришедшая на смену более прагматичная культура Древнего Рима, изменила подход к изучению обычаев и традиций. В понятие традиции начинают вкладывать все более литературный, исторический, этнографический смысл.

В России термин «традиция» первоначально употреблялся как юридический. Об этом свидетельствует авторитетное издание того времени «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. «Традиция», - говорится в томе 28 данного словаря, изданного в 1901 году - «установление фактического господства над вещами со стороны их прежнего владельца в пользу нового, приобретающего их в собственность или владение [237, с.693-694]. Во втором же смысле, на который указывается в словаре, традиция означает «предание» (священное).

Усиление научного интереса к традиции как очень сложному и еще недостаточно изученному явлению, нашло свое отражение в философских, социологических, этнографических, культурологических и других науках. Это способствовало возникновению новой науки - традициеведение.

Каждая из наук имеет прямое или косвенное отношение к традициям и традициеведению как науке. -Философия изучает общие закономерности развития данного феномена, его структуру, функции, виды и классификации; -социология пытается осмыслить место традиций в жизни различных социальных групп, роль традиций в формировании общественного мнения; -этнография, изучая этногенез отдельного народа, исследует его традиции и обычаи, особенности быта, нравы; -культурология рассматривает традиции как компонент культу-. ры, изучает колорит и особенности традиций в разных культурах.

В современной науке нет единого подхода к определению понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. Отсюда возникают немалые трудности в научной разработке этого понятия.

В Большой советской энциклопедии отмечается: «традиция в переводе с латинского - передача, предание; элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных классах в течение длительного времени. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования и его способы. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обряды и т.д.» [31, т. 26, с. 135]. Традиции, следуя данному определению, имеют очень широкое распространение. На наш взгляд, традиция, прежде всего относится к сфере сознания, хотя и в предметах материальной культуры могут быть обнаружены элементы традиционного.

В философской энциклопедии термин «традиция» рассматривается как механизм воспроизводства социальных институтов и норм. Нередко понятие традиции распространяется на общественные установления и нормы, которые" воспроизводятся подобным образом. «Традиционные действия и отношения ориентированы не на достижение конкретного результата (что характерно для рационального действия) и не на реализацию социально зафиксированной нормы, но на повторение прошлого образца. Целесообразность традиции, ее функциональность обычно не осознается» [222, с. 253] Из данного определения следует, что традиционные действия и отношения осуществляются без участия и человек не задумывается над их целесообразностью, ставится под сомнение вопрос об осознанном отношении к традиции, упрощается механизм действия института традиции, что снижает его педагогическую ценность.

По мнению отечественного философа и социолога Д.И. Водзинского, «традиция - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений формы поведения людей, взаимоотношения или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура» [183, с. 225].

Изучая понятие «традиция» нельзя не обратить внимания на истолкова-. ние традиции в качестве обычая. Данная интерпретация встречается в справоч-но-нормативной литературе [152, с. 396]. В связи с этим возникает вопрос о соотношении этих двух понятий и о том, что нужно понимать под словом «обычай».

В литературных источниках объяснение термина «обычай» по существу мало чем отличается от трактовки понятия «традиция». В «Толковом словаре русского языка» [213, с. 442] указывается, что обычай - это традиционно устоявшиеся правила поведения. Точно также разъясняется термин «обычай» в «Толковом словаре русского языка» /под редакцией профессора Д.Н. Ушакова [212, т.2, с.740], отмечается, что обычай - это традиционный порядок. Таким образом, семантический анализ понятий «традиция» и «обычай» указывает, в определенном смысле, на их совпадение. Исследователь русского языка В.И. Даль [74, с. 637-638] рассматривает понятие «обычай» в одном языковом гнезде со словами «обычье», «обыкновение», «обычный» и т.д., «которое помимо повторяемости, каждодневности, всегдашности» означает еще «простое», «обиходное».

Семейные традиции - основа нравственной воспитанности дошкольника

Спектр исследований, направленных на изучение процесса нравственного развития дошкольников, изучение особенностей усвоения детьми дошкольного возраста норм, эталонов, правил поведения в психолого-педагогической литературе представлен чрезвычайно широко. Этой проблеме посвящены исследования Л.В. Артемовой [9], A.M. Виноградовой [59], Л.П. Князевой [109], Т.И. Ерофеевой [87], Л.П. Лаврентьевой [127], Т.И. Пониманской [167], Т.А. Пономаренко [168] и других. В них нравственное развитие ребенка понимается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регулятором поведения. При этом нравственность рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Все данные исследования практически строятся на двух основных позициях: формулировке для дошкольников правил поведения, взаимоотношений и т.п., в которых выражены требования к детям, и создании им условий для упражнения в этих правилах.

В отечественной науке существуют теории формирования нравственных качеств как своеобразном «сплаве» мотивов и способов поведения /JIM. Божович [27], Л.С. Славина [155]/, как проявление устойчивых отношений личности /В.А. Яковлев [240], И.С. Марьенко [139]/, как синтезе эмоционального, рационального и волевого компонентов /Н.И. Болдырев [30], И.Ф. Харламов [228]/. Ученые делают вывод, что более высокий уровень воспитанности имеет более сложную структуру нравственных качеств личности /B.C. Ханчин [227], Н.Я. Скоморохов [155]/. Это доказывает положение о том, что по мере формирования нравственной воспитанности личности нравственные качества пополняются все более сложными компонентами ее внутреннего мира, регулирующими поведение.

Ученые подходят с разных позиций к вопросу о нравственной воспитанности. Одни исследователи предлагают судить о нравственной воспитанности по наличию определенного «набора» наиболее существенных нравственных качеств личности (отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь и т.д.). Такой позиции придерживаются Н.И. Болдырев [30], Н.И. Монахов [143], М.И. Шилова [ 155] и др./.

Другие исследователи сущность процесса нравственного воспитания ви-. дят в постепенном включении личности в систему нравственных отношений общества, конечным результатом которых являются формирование сознательных отношений личности к основным сферам социальной действительности и своему месту в ней. В связи с этим нравственная воспитанность определяется ими как проявление отношений личности к учению, труду, коллективу и т.д. /И.С. Марвенко [139], Б.Т. Лихачев [132], В.Я. Яковлев [240] и др./.

Третьи исходят из того, что нравственное воспитание имеет своей целью формирование устойчивых доминирующих нравственных потребностей, общественно ценных мотивов деятельности и поведения. Самой существенной характеристикой личности считается направленность. Под направленностью понимается система ведущих и устойчивых мотивов поведения. Нравственная воспитанность диагностируется ими в зависимости от доминирующей - общественной или индивидуалистической направленности личности /Т.Е. Конникова [155], З.И. Васильева [155], А.В. Засимовский [98] и др./.

Бондаревская Е.В. [33] доказывает, что анализ нравственной воспитанности может быть осуществлен на нескольких уровнях, где один уровень анализа не отрицает другой, а органически вливается в последующий. Каждый последующий основывается на предыдущих: на уровне развития нравственных чувств; основных отношений личности; устойчивых мотивов деятельности и поведения; способности к моральной регуляции поведения; убеждений морального мировоззрения личности.

По мнению А.С. Белкина [16], область наиболее представительных диагностических показателей лежит в сфере отношений к основным видам деятельности, к людям, самому себе. Диагностические функции нравственной воспитанности выполняют не отдельно взятые отношения, а их сочетание, наборы, которые составляют как бы «матрицы отношений» личности.

Отношение педагогов и родителей к семейным традициям

На констатирующем этапе исследования уровня сформированности уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста были поставлены следующие задачи: 1. Диагностировать наличие когнитивного, эмоционально-мотивационного и поведенческо-деятельностного компонентов уважительного отношения к семейным традициям. 2. Определить уровень нравственной воспитанности старших дошкольников. 3. Выявить корреляционные показатели между уровнем нравственной воспитанности, и уровнем сформированности уважительного отношения к традициям семьи, а также типом семьи.

На третьем этапе констатации был использован серийный эксперимент. В первой серии эксперимента определялось наличие когнитивного, эмоцио-нально-мотивационного и поведенческо-деятельностного компонентов отношения детей к семейным традициям. Исследование осуществлялось с помощью специального подбора диагностических методов: индивидуальных бесед с детьми, проективного интервью, анализа детских рисунков, игр-заданий, рассказов детей, наблюдения за игровой деятельностью, общением дошкольников. Во второй серии эксперимента определялся уровень нравственной воспитанности детей. При этом был использован метод экспертных оценок, наблюдения экспериментатора, проективное интервью, заключения педагогического консилиума и другие. В третьей серии эксперимента осуществлялась статистическая обработка данных первой и второй серии экспериментов. Были использованы математические методы обработки полученной информации. С помощью индивидуальных бесед с детьми было выявлено: - понимание дошкольниками содержания и семантико-смыслового значения слова «семья» («Что означает слово семья?»); соотношение экспрессивных и инструментальных функций (обеспечение материального благополучия и эмоциональной поддержки («К кому ты обратишься с просьбой, чтобы тебе купили новую игрушку? Кому ты покажешь свой рисунок, поделку?»); представления дошкольников о традиционном распределении обязанностей в семье («Что обычно делает дома мама? Что для вашей семьи делает . папа? Что должна делать мама? Что должен делать папа?»); определение представлений дошкольников о главе семьи («Кто в вашей семье главный? Почему? Кто все решает? Кто должен быть самым главным в семье?»); представления дошкольников о семейных традициях («Есть ли в вашей семье законы, которые соблюдаются всеми членами семьи? Какие? Назови их. Для чего нужны семейные законы? Что может случиться с семьей, если все ее члены перестанут соблюдать законы семьи? Как можно поступать с близкими в семье? Как нельзя поступать с близкими? Почему так нельзя поступать?»); представления дошкольников о традиционных семейных праздниках и увлечениях членов семьи («Как в вашей семье отмечают день рождения? Как обычно поздравляют именинника? Какие в вашей семье бывают праздники?); знания дошкольников о родословной и семейных реликвиях («Что означает слово «родственники»? Расскажи о ком-нибудь их своих родственников. Есть ли в вашей семье памятные, дорогие для вас вещи, которые хранятся как память о ком-нибудь? Может быть, такие вещи есть у ваших бабушек, дедушек? Отмечает ли ваша семья юбилеи? Что такое юбилей? Для чего он проводится?»).

В результате анализа данных индивидуальных бесед с детьми было установлено, что слово «семья» для детей шестого года жизни имеет разное се-мантико-смысловое значение: семья - это «родители» (12% детей), подчеркивается обязательное наличие матери и отца. Даже дети из неполных семей говорят, что «семья - это папа и мама», «семья - это родители». Дошкольники с таким пониманием слова. «семья» иногда забывают причислить себя к семье и делают это только после напоминания экспериментатора. «Забывание» о себе, в некоторых случаях, может свидетельствовать об отсутствии эмоциональной теплоты в семейных отношениях; семья - это «когда живут в одном доме дружно и радостно» (9% детей). Дети подчеркивают сплоченность семейного коллектива, наличие благо- приятного психологического климата; семья - это сообщество членов (79% детей). «Семья - это, когда живут папа, мама и сын».

Реализация педагогических условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям

Задачи формирующего эксперимента: 1. Воспитывать уважительное отношение к семейным традициям, выявить наиболее эффективные условия, способствующие этому процессу. 2. Исследовать динамику формирования уважительного отношения к семейным традициям.

Процесс воспитания уважения к семейным традициям, на наш взгляд, включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий. При этом когнитивный (информационно-содержательный компонент) будет выступать как система усвоенных личностью на уровне убеждений социальных знаний - понятий, правил, норм, оценок, ценностей. Эмо ционально-мотивационный компонент - личностный смысл, который придается отношению. Поведенческо-деятельный компонент - совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности. Это приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, приемы актуализации личных ценностей, целепо-лагания (процесса выбора и постановки целей, вмешательства в жизненные ситуации), а также приемы выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желания, коррекции намеченных целей и способов поведения.

Основные принципы формирующего эксперимента: -единство моральных знаний, чувств, поведения; - принцип активности личности; - принцип адресности и индивидуализации личности; - принцип эмоциональной насыщенности развивающей среды. Необходимыми условиями, обеспечивающими эффективность процесса воспитания уважительного отношения к семейным традициям являлись: учет особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, интегративный подход в системе работы по воспитанию уважительного отношения детей к семейным традициям, предполагающий синтез философских, культурологических, исторических, литературоведческих, генеалогических знаний, использование комплекса средств, методов и приемов, ориентацию родителей, педагогов на воспитательный потенциал семейных традиций и необходимость целенаправленной работы по воспитанию уважительного отношения к ним.

Процесс воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста осуществлялся в определенной технологической последовательности: ознакомление с родословной; семьи, ориентация на семейные традиции; обогащение личного опыта, включающее формирование основных компонентов данного отношения; реализация накопленного ребенком опыта в поведении, деятельности; диагностика уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям.

В ходе исследования осуществлялась актуализация семейных традиций через систему работы в ДОУ. Моделирование формирующего эксперимента основывалась на идее актуализации традиций. Под актуализацией понимался переход сложившихся социальных норм из состояния «покоя» в состояние движения», из потенциальных в действующие структуры. В процессе человеческой деятельности традиции угасают в ее предмете - материальных вещах, их. свойствах, отношениях и т.д. Застыв в предметном мире, традиции переходят в особое «покоящееся» («кристаллизованное») состояние в общественных отношениях, готовое вместе с тем в любую минуту снова «ожить» в общественных отношениях. Своеобразное «воскрешение» традиции в человеческих взаимоотношениях, действиях есть ее актуализация.

В моделировании формирующего эксперимента основу составили еле- дующие семейные традиции (семейные законы, устои):

1. Чтить память предков. Изучать родословную семьи, историю, традиции и обычаи, помнить заветы. Ретроспективные рассказы членов семьи о своем детстве, прошлом - «Бабушкины сказы». Проводить дни памяти, ухаживать за могилами. Свято хранить семейные реликвии - организация домашнего мини-музея «Бабушкино кресло», «Старые письма», сохранение документов и наград.

2. Почитать старших в доме. Соблюдать правила поведения в общении со старшими, заботиться о них, помогать. Уважительно относиться к их опыту и знаниям. Проведение семейных советов, оказание внимания старикам через именные поздравления, изготовление подарков, сюрпризов. 3. Уважать родителей. Проявлять послушание, заботу. Соблюдать правила поведения в общении с ними. 4. Заботиться о младших. Знать особенности малышей, заботиться о них, оказывать помощь. 5. Жить дружно. Совместные игры, путешествия, семейное гостеприимство, выпуск семейной газеты и т.д. 6. Традиционные семейные праздники (дни рождения, юбилеи и т.д.). Поздравления - «Музыкальная волна», сюрпризные моменты, традиционное семейное блюдо. 7. Традиционные занятия членов семьи (вязание, плетение, вышивка и т.д.).

Для актуализации традиций необходима субъективная деятельность людей. Она выступала непременным условием актуализации традиций.

Похожие диссертации на Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста