Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования навыков невербального общения в процессе музыкального воспитания
1.1. Невербальное общение старших дошкольников как педагогическая проблема 12
1.2. Психолого-педагогические предпосылки формирования навыков невербального общения у старших дошкольников 26
1.3. Педагогические основы формирования навыков невербального общения у старших дошкольников 38
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыковяевербального общения у детей шести-семилетнего возраста
2.1. Диагностика сформированности навыков невербального общения у детей шестилетнего возраста в процессе музыкального воспитания ..59
2.2. Поэтапное формирование навыков невербального общения у детей шести-семилетнего возраста 78
2.3. Итоговый этап опытно-экспериментального исследования 94
Заключение 109
Библиографический список 112
Приложения 12&
- Невербальное общение старших дошкольников как педагогическая проблема
- Психолого-педагогические предпосылки формирования навыков невербального общения у старших дошкольников
- Диагностика сформированности навыков невербального общения у детей шестилетнего возраста в процессе музыкального воспитания
- Поэтапное формирование навыков невербального общения у детей шести-семилетнего возраста
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1щ Современное общество, переживающее перемены во всех сферах политической, экономической и духовной — стоит перед острой необходимостью изменений в устройстве общественной жизни в духе гуманизации. Решение проблемы гуманистического развития общества напрямую зависит от уровня воспитания - важнейшего компонента человеческой культуры. В воспитательном процессе возрастает роль человеческого фактора. Основные понятия гуманистической педагогики --лсамоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь» (К.Роджерс) - делают актуальными межсубъектные отношения взрослого и ребенка, их живое общение. Однако в процессе воспитания в дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях проблема общения очень редко выступает на первый план.
В теоретических и методических работах по проблеме музыкального воспитания общение ограничивается беседой с детьми об услышанном музыкальном произведении (Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, О.П.Радынова и др.), педагоги, практически не обращают внимание на невербальное общение дошкольников в процессе музыкального воспитания. Отдельные вопросы в связи с формированием навыков невербального общения у дошкольников рассматриваются С.И.Бекиной, И.Е.Кулагиной, Т.П.Ломовой, О.П.Радыновой, Е.Н.Соковниной в работах, посвященных музыкально-двигательному воспитанию детей, но навыки невербального общения дошкольников до сих пор не определены и не конкретизированы. Остается открытым вопрос и о том, как их формировать, хотя в практике музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях музыкальными руководителями обращается внимание на формирование навыков невербального общения, ведь при выражении своего отношения к музыкальному произведению дети используют мимику и жесты. Но отсутствие методических и практических рекомендаций по формированию навыков невербального общения у дошкольников делает этот процесс недостаточным.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В психологии и педагогике систематизацией и описанием общения, в частности, невербальных его средств занимаются многие зарубежные (Р. Бердвистелл, А. Мейерабиан, Р. Мораски, А.Пиз, Д.Фаст и др.) и отечественные (Е.М. Верещагин, С.А. Должникова, В.Г. Костомаров, Г.В. Колшанский, В.А. Лабунская, А.А.Позднякова, Н.П.Сметанина и др.) исследователи. Как значимые невербальные средства выделяются кинесические (Р.Бердвистел), которые рассматриваются исследователями как средство сопровождения речи (Е.М.Верещагин), как обязательный, всегда значимый и первичный (относительно момента развертывания речи) невербальный компонент коммуникации (И.Н.Горелов), как вспомогательное средство общения, вторичное относительно коммуникативной функции языка (Г.В.Колшанский), как зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущий коммуникативную функцию либо с точки зрения данного субъекта, либо с точки зрения его партнера, либо для обоих участников речевого акта (Х.Миккин).
Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, А.Маслоу, А.В.Мудрик, Ж.Пиаже, Б.Д.Эльконин и др.), особенно благоприятным для становления функции общения (в том числе и невербального) является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено, с одной стороны, сохранившейся высокой восприимчивостью детей к различным сторонам межличностного общения, а с другой - потерей непосредственности в поведении (Л.С.Выготский), развитием элементов произвольности,
самосознания и самоконтроля, что обеспечивает старшему дошкольнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий. Процесс общения чрезвычайно важен в эстетическом воспитании старших дошкольников. Он подразумевает и обмен мнениями субъектов общения по поводу произведения искусства, в том числе, музыкального. Наряду с вербальной коммуникацией в музыкальном воспитании используется и невербальное общение. Значение его в музыкальном воспитании детей велико, поскольку невербальное общение позволяет детям не только понимать дирижерские жесты, без которых невозможно руководить исполнением хоровой музыки, но и передавать в пластике свое образное восприятие музыки - «пластическое интонирование» - (Т.Е.Вендрова).
Анализ психологической и педагогической литературы свидетельствует о достаточной разработанности проблемы использования невербальных средств общения в образовании. В практике отечественного дошкольного музыкального воспитания возрастает интерес и к проблеме формирования навыков невербального общения на музыкальных занятиях. Однако в дошкольном музыкальном воспитании детей теоретические разработки по использованию и формированию этих навыков отсутствуют.
Необходимость данного исследования определяется ПРОТИВОРЕЧИЯМИ:
- между потребностью современного общества в совершенствовании навыков общения и решением проблемы формирования навыков общения в конкретных видах деятельности старших дошкольников;
между необходимостью повышения эффективности процесса формирования навыков невербального общения у дошкольников и отсутствием организационно-методического обеспечения такого процесса;
- между теоретической разработанностью проблемы формирования навыков невербального общения в общей педагогике и отсутствием научных поисков в связи с проблемой формирования навыков невербального общения в дошкольном музыкальном воспитании.
Из противоречия вытекает ПРОБЛЕМА исследования: возможно ли успешно сформировать навыки невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания?
Все вышеизложенное определило выбор ТЕМЫ исследования: «Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания».
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: содержание, методы и приемы формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить возможность формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания может быть успешным, если:
- учесть взаимосвязь двигательной основы музыкального искусства и естественной двигательной природы ребенка;
- определить основные навыки невербального общения как навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой и навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой;
- выявить этапы формирования навыков невербального общения от ознакомления детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой, через самонаблюдение детей за своими ощущениями, вызванными музыкой, до вербального выражения детьми своих впечатлений о музыке.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд ЗАДАЧ: 1. Обосновать выделение основных навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
2. Обосновать последовательность этапов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
3. Разработать методы и приемы, направленные на формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания и обосновать их использование.
4. Выявить показатели и уровни сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников.
5. Проверить эффективность использования разработанных педагогических приемов и методов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются гуманистический подход в воспитании (А.Маслоу, К.Роджерс,
В.А.Сухомлинский, Ш.Амонашвили и др.); психологические концепции о ведущей роли общения в организации жизнедеятельности и развитии личности (А.А.Бодалев, Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов и др.).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ: теория двигательной природы детского воображения (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин); теория познания музыки как познание самого себя (В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов, А.А.Пиличяускас и др.); теория о функциях и структуре невербального общения (Е.М.Верещагин, С.А.Должникова, В.Г.Костомаров, Г.В.Колшанский, В.А.Лабунская, А.А.Позднякова, Н.П.Сметанина и др.); о невербальном общении в области эстетического воспитания (М.С.Каган, А.Л.Казин, В.И.Петрушин, Т.Г.Русакова и др.); о сущности и функциях педагогической диагностики (Л.В.Моисеева).
БАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: экспериментальная работа осуществлялась в детских садах № 457 Ленинского района г.Екатеринбурга и «Солнышко» пос.Бисерть Свердловской области; в школах № 59 г.Екатеринбурга, № 1, 3 пос.Бисерть Свердловской области. В опытно-экспериментальной работе принимали участие около 160 воспитанников детских садов старшего дошкольного возраста и учащихся первых классов школ.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
На первом (1999-2000г.г.), теоретико-поисковом этапе осуществлялось изучение педагогической и психологической литературы по проблемам общения вообще и невербального общения в частности. Была сформулирована тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи и выбраны методы опытно-экспериментальной работы; подобраны и разработаны методы диагностики; сформулирована гипотеза исследования.
На втором (2000-2001 г.г.), опытно-экспериментальном этапе осуществлялась работа на констатирующем и формирующем этапах исследования; определялись методы и приемы, способствующие формированию навыков невербального общения у детей в процессе музыкального воспитания; были определены экспериментальные и контрольные группы, составлена программа эксперимента, осуществлена ее апробация.
В ходе третьего (2001-2002г.г.), завершающего этапа проверялись теоретические и практические положения исследования; обобщались результаты первого и второго этапов исследования; был произведен анализ, осмысление результатов опытно-экспериментальной работы; формулировались выводы; осуществлялось оформление научно-исследовательской работы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ были предопределены поставленными задачами: монографический (теоретический анализ психологической, социально-психологической, педагогической литературы); диагностические (анкетирование музыкальных руководителей и учителей музыки, беседа с детьми, метод творческих заданий); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); праксиометрические (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов). НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается
- в определении основных навыков невербального общения у старших дошкольников, формируемых в процессе музыкального воспитания;
- в разработке и обосновании комплекса методов и педагогических приемов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников, способствующих их взаимопониманию;
- в теоретическом обосновании последовательности этапов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников от ознакомления детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой, освоение их, через самонаблюдение за своими ощущениями, вызванными музыкой, до вербального выражения детьми своих впечатлений о музыке.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что в нем с учетом взаимосвязи двигательной основы музыкального искусства и естественной двигательной природы ребенка определены навыки невербального общения у старших дошкольников: навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой; навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой; в выявлении показателей сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников: понимание основного эмоционального тона музыкального произведения; выражение основного эмоционального тона музыкального произведения жестами и мимикой; определение значения жестов и мимики, используемых другим человеком.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в разработке поэтапного формирования навыков невербального общения у детей старшего дошкольного возраста, что может быть использовано для совершенствования подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах, вузах, в системе повышения квалификации.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов и научных выводов обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической базы проблемы невербального общения на музыкальных занятиях; реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки и воспроизводимостью результатов опытно-экспериментального исследования.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные результаты исследования внедрены в практику музыкального воспитания на занятиях музыкой в детских садах № 40, 457 Ленинского района г.Екатеринбурга и «Солнышко» пос.Бисерть Свердловской области, а также № 2 г.Лениногорска республики Казахстан и в практику преподавания уроков музыки в общеобразовательных школах № 59 г.Екатеринбурга, №1,3 пос.Бисерть Свердловской области. Материалы исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, нашли свое отражение в четырех опубликованных работах автора и были представлены на научно-практических конференциях федерального и регионального значения: «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 1999), «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже XX-XXI столетий» (Екатеринбург, 2000).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников успешно реализуется в процессе музыкального воспитания, поскольку в основе музыкального искусства как временного вида лежит движение, а естественным состоянием ребенка является его двигательная активность.
2. Основными навыками невербального общения старших дошкольников, формируемыми в процессе музыкального воспитания, являются - навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой;
- навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой.
3. Показатели сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников:
- навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой, его показатели - выражение основного эмоционального тона музыкального произведения жестами и мимикой и определение значения жестов и мимики, используемых другим человеком;
- навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой, его показатели - понимание ребенком основного эмоционального тона музыкального произведения и определение значения жестов и мимики, используемых другим человеком.
4. Основные методы, направленные на формирование навыков невербального общения у старших дошкольников:
- наглядный - метод использования жестовых эталонов;
- наглядно-словесный - метод применения пиктограмм с обозначением мимических выражений.
5. Этапы формирования навыков невербального общения у старших дошкольников как переход от невербального общения - к вербальному могут быть следующими:
• от ознакомления детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой,
• через самонаблюдение детей за своими ощущениями, вызванными музыкой,
• к вербальному выражению детьми своих впечатлений о музыке. СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка и приложений.
Невербальное общение старших дошкольников как педагогическая проблема
Описанием невербального общения занимаются многие зарубежные (Р.Бердвистелл, А.Мейерабиан, Р.Мораски, А.Пиз, Д.Фаст и др.) и отечественные (Е.М.Верещагин, С.А.Должникова, В.Г.Костомаров, Г.В.Колшанский, В.А.Лабунская, А.А.Позднякова, Н.П.Сметанина и др.) исследователи. Однако, анализ литературы по психологии, социальной психологии и педагогике показывает, что в ней нет единого определения термина «невербальные средства общения». Этот термин используется как синоним «невербальных компонентов общения», а также «элементов невербального общения». Под невербальными средствами общения авторы ряда разработок понимают «неязыковые средства», «язык мимики и жестов», «язык телодвижений», «жестикуляция», «невербальные знаки», «невербальный язык» (Е.М.Верещагин, С.А.Должникова, В.А.Лабунская, Н.П.Сметанина и др.).
Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров выделяют два невербальных языка, из которых «первый невербальный язык - соматический, второй называется языком привычного поведения» [10, с. 159]. Под соматическим языком авторы понимают биологические, заложенные в психике человека средства общения, а под языком привычного поведения - выработанные, обусловленные культурой, внешним окружением, обстоятельствами невербальные средства общения и правила их использования. Так, на музыкальных занятиях педагог использует как обыденные, общеупотребимые невербальные средства, так и специальные, связанные с исполнением детьми хоровой музыки. Ряд авторов (В.А.Лабунская, Х.Рюкле и др.) исследуют индивидуальный характер употребления невербальных средств общения. Авторы приходят к выводу о том, что количество и интенсивность употребления невербальных компонентов зависят от типа темперамента, социальной среды, национальности, а также возраста.
Понимание общения как процесса, осуществляемого в единстве вербальных и невербальных средств, естественным образом ставит вопрос о соотношении их друг к другу. Исследователь А.Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Р.Бердвистел провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и А.Мейерабиан, он выявил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Итак, очевидным становится вывод о том, что невербальные средства общения содержат больший процент информации, становясь, следовательно, наиважнейшими средствами и служат для восполнения смысловой и эмоциональной информации или как более экономичное и действенное средство ее передачи..
Совокупность невербальных средств общения - значимых жестов, мнемических и пантомимических движений (кинем) - является предметом исследования кинесики [32].
Кинесику рассматривают как науку, изучающую общение людей через телодвижения (Р.Бердвистел), как средство сопровождения речи (вне зависимости и как значительный субститут речевых отрезков) (Е.М.Верещагин), как обязательный, всегда значимый и первичный (относительно момента развертывания речи) невербальный компонент коммуникации (И.Н.Горелов), как вспомогательное средство общения, вторичное относительно коммуникативной функции языка (Г.В.Колшанский), как зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущий коммуникативную функцию либо с точки зрения данного субъекта, либо с точки зрения его партнера, либо для обоих (Х.Миккин) [32, 130].
Единицами кинетического языка считаются жесты, мимика, пластические телодвижения, позы и выражения лица - все го, что могут использовать как средство выразительного показа восприятия музыки педагог и учащиеся в процессе музыкальных занятий. Рассмотрим подробнее каждую из этих единиц языка невербального общения.
Динамичную часть коммуникативной системы представляют жесты как явления движения (кроме самих жестов сюда входят и микрожесты -мимика и макрожесты - телодвижения).
Все кинетические акты делятся на условные - контролируемые и безусловные - неконтролируемые или трудно контролируемые акты кинетического поведения. Так, жестами называют «условные кинетические акты, отличающиеся коммуникативным характером от других актов безусловного кинетического поведения» [46, с.464].
Также свой стереотип значения имеют выполняющие коммуникативную функцию мимика (движения лицевых мышц) и телодвижения (движения всего корпуса тела). Это безусловные акты кинетического поведения.
Психолого-педагогические предпосылки формирования навыков невербального общения у старших дошкольников
Невербальное общение, как любой вид деятельности (М.И.Лисина), управляется сложными психическими процессами. Деятельность ребенка как субъекта невербального общения начинается с эмоционального первичного восприятия музыкального произведения. Конечная цель такого общения -передача обобщенной эмоциональной оценки музыки другому субъекту общения.
Восприятие в научной литературе рассматривается как сложная форма деятельности по отражению действительности, основу которой составляют зрительные ощущения и восприятия, являющиеся, в свою очередь, отражением объективной реальности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Оно представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс: чтобы в сознании возник образ предмета, необходимо ощущение, вызванное данным предметом, «отделить» от остальных ощущений, воздействующих на наши органы чувств, т.е. произвести их анализ; но для того, чтобы эти ощущения связались между собой в единый образ, одновременно с анализом должен произойти и их синтез. Кроме того, восприятие сопровождается другими психическими процессами личности.
Важным моментом процесса восприятия является прошлый опыт человека. И.П.Павлов подчеркивал: «Никакого сомнения нет в том, что когда речь идет о восприятии, мы прибавляем от себя, от своего прошлого»[99,с.26]. Те же идеи, но только по поводу восприятия искусства встречаются в работах Л.С.Выготского [15,18].
Процесс восприятия регулируется также интеллектом, который формирует задачи восприятия и в соответствии с ними придает ему (теперь уже осознаваемому субъектом) направленность - избирательность и целеустремленность [6]. Формирование и развитие невербального интеллекта начинается на первом году и продолжается в течение всей жизни человека. Известно, что дети с бедно развитым невербальным интеллектом не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние; кроме того, они не всегда сами полностью понимают, что именно им сообщается бессловесным образом. Все это затрудняет процесс общения.
В отличие от обычного восприятия объекта, специфика музыкального восприятия заключается в том, что за восприятием внешнего следует раскрытие системы значений, заложенной композитором, и оно представляет собой единство чувственного и рационального. «Именно чувство есть главная реальность музыкального восприятия, первичный эмоциональный смысл, более или менее одинаково воспринимаемый людьми, объединяющий их в процессе слушания и переживания»[71,с.48]. Эмоциональную основу музыкального восприятия подчеркивают многие авторы (В.Д.Остроменский, Б.М.Теплов и др.) [98, 140]. «Восприятие музыки идет через эмоцию, - писал Б.М.Теплов, -но эмоцией не кончается. В музыке через эмоцию мы познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание»[140,с.23].
Одно из существенных отличительных свойств эмоционально-образной стороны музыкального восприятия состоит в необходимости прямого контакта между информирующим объектом (звучащим произведением) и воспринимающим его человеком. Никакие иные средства общения не могут восполнить слушателю впечатление, которое он получает при непосредственном восприятии музыки. При переводе музыкального содержания на язык, оперирующий иными символами, эмоциональная сущность музыкально-эстетической информации пропадает, поскольку в ней пропадает главное - оригинальные музыкальные символы, пробуждавшие чувства при непосредственном восприятии музыки. Несмотря на огромные смысловые богатства человеческой речи, их явно не хватает для воссоздания содержания музыкального произведения, и самый тщательный поиск необходимых словесных оборотов, словосочетаний, красочных метафор не приносит желаемого результата. И это вполне естественно, так как беспредельное разнообразие эмоций, эмоциональных оттенков, нюансов, составляющих отклик на музыкальное произведение, по своим качественным и количественным показателям во многом превосходит любое иное средство общения.
Возникающий и результате многообразия музыкального языка эмоциональный отклик намного сильнее информативных возможностей речи. Словами его можно только наметить и поэтому, стремясь выразить силу музыкального воздействия, слушатель часто прибегает к невербальным средствам общения, дополняя слова жестами, мимикой и т.д. Это относится и к детям шести-семи лет, для которых выразительные движения - элементы невербального поведения - являются важным и наиболее доступным средством общения, ведь у детей связь музыки с выразительными движениями наиболее крепка. Кроме того, дети шести-семи лет не владеют достаточно широким словарным запасом для передачи эмоционального восприятия музыки другому человеку.
Материальным носителем музыкальных эмоций являются музыкальные интонации, представляющие собой аналоги эмоциональных состояний человека. И музыкальный образ, состоящий из бесконечного разнообразия интонаций, весь «соткан из человеческих чувств» [8,с.290].
Диагностика сформированности навыков невербального общения у детей шестилетнего возраста в процессе музыкального воспитания
Организация опытно-экспериментального исследования предполагала проведение констатирующего этапа, і\елью которого было выявление состояния формируемого качества (навыков невербального общения детей шести-семилетнего возраста в процессе музыкального воспитания) как начальной точки отсчета для анализа последующих изменений, происходящих при формировании этих навыков. Для проведения эксперимента были поставлены задачи: 1. Определить методы диагностики по выявлению уровня сформированности навыков невербального общения детей шести-семилетнего возраста на музыкальных занятиях. 2. Определить показатели, необходимые для диагностики по выявлению уровня сформированности навыков невербального общения детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить уровни сформированности навыков невербального общения детей шести-семи лет на занятиях музыкой. 4. Провести диагностику по выявлению уровня сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников на музыкальных занятиях.
Эксперимент осуществлялся в условиях естественного воспитательного и учебного процессов в подготовительной группе детского сада «Солнышко», первых классах средней школы №1, № 3 мое. Бпсерть Свердловской области. В качестве экспериментальной исследовалась группа детского сада (музыкальный работник - Легкова Лилия Аюповна), а в последующем - 1-А класс средней школы № 3, где дети этой группы стали обучаться. В течение всего периода эксперимента в экспериментальной группе детского сада занимались 24 ребенка. Опытная работа проводилась диссертантом и музыкальным работником детского сада в течение всего периода эксперимента. Элементы разрабатываемой методики систематически включались в музыкальные занятия. Экспериментальная программа включала программный и дополнительный музыкальный материал, на котором было возможно уточнить задачи исследуемой проблемы.
Для выяснения проблем, связанных с освоением детьми старшего дошкольного возраста средств невербального общения - жестов и мимики, используемых музыкальными руководителями, нами был проведен опрос методом анкетирования музыкальных руководителей ДОУ и учителей подготовительных классов детских музыкальных школ. Анкетирование проводилось среди 28 педагогов-музыкантов городов Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Нижнего Тагила, Нижних Серег, пос. Бисерть Свердловской области и г.Лениногорска (республика Казахстан). Общее число исследуемых детей - 837 человек.
Вопросы анкеты условно делятся на три группы. Первая группа вопросов призвана выяснить: значение каких жестов и мимики, используемых музыкальным руководителем дети старшего дошкольного возраста понимали лучше всего? Вторая группа вопросов посвящена выявлению динамики в понимании детьми дирижерских жестов и мимики в процессе музыкального воспитания. Третья группа вопросов направлена на выяснение степени отражения и определения значений детьми используемых дирижером жестов и мимики.
В ходе опроса выяснилось, что: - дети понимали сразу, либо осваивали быстрее всего те жесты, которые наиболее приближены к бытовым. Это жесты, встречаемые детьми в повседневной жизни, такие как: отрывисто, плавно, ниже, выше; - менее доступны детям жесты искусственного происхождения — специальные дирижерские жесты (ауфтакт, фермата и т.д.); - не у всех жестов дети могут определить значение и объяснить назначение даже к концу старшего дошкольного возраста.
Результаты опроса показывают необходимость системной работы музыкальных руководителей с детьми старшего дошкольного возраста по освоению этими детьми средств невербального общения, какими являются жесты и мимика.
Экспериментальные данные констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования были получены при анализе результатов работы в подготовительной группе детского сада.
Основными методами исследования, способствующими решению поставленных задач, стали: - опрос, позволяющий определить уровень музыкального восприятия детей; - творческое задание, включающее употребление невербальных средств общения детьми; - беседа, как возможность определения внутреннего состояния детей в процессе восприятия музыки после использования ими жестов.
Обработка данных по выявлению уровня сформированности навыков невербального общения детей старшего дошкольного возраста проводилась в опоре на следующие показатели, которые впоследствии использовались при проведении контрольных срезов в опытно-экспериментальной работе (табл.1).
Поэтапное формирование навыков невербального общения у детей шести-семилетнего возраста
Результаты диагностики сформированное навыков невербального общения на констатирующем этапе послужили основой разработки формирующего этапа опытно- экспериментального исследования.
Цель формирующего этапа эксперимента - разработка и внедрение в процесс музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста методов и педагогических приемов, формирующих у них навыки невербального общения.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Ознакомление детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой, используемыми при формировании навыков невербального общения на музыкальных занятиях. Закрепление и обобщение понятия «жестовые эталоны».
2. Освоение детьми определенных жестовых эталонов в движении в процессе восприятия основного эмоционального тона музыкального произведения. Закрепление этих жестовых эталонов детьми в памяти.
3. Осознание детьми своих ощущений от восприятия музыки и передача их с помощью жестов и мимики.
4. Выражение детьми собственных переживаний музыки вербально через сравнение их с жестовыми эталонами.
Работа, направленная на формирование навыков невербального общения, проводилась с одними и теми же детьми последовательно, в течение года. На протяжении всего периода эксперимента состав экспериментальной группы оставался неизменным. Количество детей, принимающих участие в эксперименте - 24 человека. Апробация отдельных методов и приемов работы по формированию навыков невербального общения детей старшего дошкольного возраста производилась в МДОУ № 40, 457 Ленинского района г.
Екатеринбурга, №2 г.Лениногорска республики Казахстан, общеобразовательной школе № 59 г. Екатеринбурга. Всего в эксперименте принимали участие около 160 старших дошкольников и учащихся первых классов.
Разработка и внедрение методов и приемов по формированию навыков невербального общения у детей шести-семилетнего возраста были основаны на содержании программы, действующей в большинстве детских дошкольных учреждений: «Музыкальное воспитание в подготовительной группе» под редакцией М.А.Васильевой.
Музыкальный материал, который содержится в названной программе, дополнялся нами музыкальными произведениями, исходя из конкретных задач данного этапа работы. Включение в процесс музыкального воспитания методов и приемов, направленных на формирование у детей шести-семилетнего возраста навыков невербального общения, происходило на музыкальных занятиях регулярно. Для этого в процесс музыкальных занятий музыкальным руководителем включались те или иные задания на отработку элементов освоения методов и приемы, помогающие формировать навыки невербального общения у детей. Поскольку использование комплекса методов и приемов проводилось, в основном, на музыкальном материале, привлеченном авторами программ по музыке и музыкальному воспитанию, дополнительного времени на занятиях для введения новых педагогических приемов не потребовалось.
Формирование навыков невербального общения у детей шести-семи лет в процессе музыкального воспитания проходило в два этапа.
Целью первого этапа было формирование навыка невербального выражения ребенком характера ощущений, вызванных музыкой.
Выполнялись следующие задачи: 1. Первоначальное знакомство детей с жестовыми эталонами, обогащенными различными мимическими выражениями. 2. Закрепление и обобщение у детей понятия «жестовые эталоны». 3. Освоение детьми жестовых эталонов в движении. Целью второго этапа формирующего эксперимента явилось формирование навыка концентрации внимания ребенком на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой. Задачи выполнялись следующие:
1. Закрепление навыка невербального выражения детьми характера ощущений, вызванных музыкой.
2. Определение детьми характера своих и чужих ощущений, вызванных музыкой. Задачи первого этапа решались посредством использования упражнений и игр. направленных на формирование у детей навыков невербального общения на музыкальных занятиях. Их можно разделить на три группы: подготовительные, развивающие и обучающие. Эти группы составляют системный подход к формированию навыков невербального общения, отражая поэтапный процесс развития детьми специфических умений и формирование на их основе навыков. Типы упражнений и игр обусловлены задачами каждого этапа и постепенным усложнением учебно-воспитательного материала.