Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 15
1. Служебные результаты интеллектуальной деятельности: общая характеристика 15
2. Понятие произведения в российском авторском праве 28
3. Критерии служебного произведения 62
ГЛАВА II. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 109
1. Автор служебного произведения 109
2. Личные неимущественные права на служебное произведение 118
3. Исключительные (имущественные) права на служебное произведение 144
4. Авторское вознаграждение авторов служебных произведений 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 170
- Служебные результаты интеллектуальной деятельности: общая характеристика
- Автор служебного произведения
- Исключительные (имущественные) права на служебное произведение
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Интерес к проблемам правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности с каждым годом неуклонно возрастает. Особую значимость в связи с переходом Российской Федерации к рыночной экономике приобретают права на служебные результаты интеллектуальной деятельности, в частности, служебные произведения.
Принятие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), призванной комплексно урегулировать отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, завершило кодификацию российского гражданского законодательства, и, таким образом, сделало очевидной необходимость и актуальность соответствующих, в том числе и авторско-правовых, исследований.
Правовой режим произведений науки, литературы и искусства, являющихся охраноспособными объектами авторского права, приобретает существенные особенности, если они созданы в порядке выполнения служебного задания, данного работнику (автору) в пределах установленной для него трудовой функции, принятой им на себя по трудовому договору (служебные произведения). К числу служебных относятся произведения, создаваемые работниками научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений; сотрудниками редакций газет, журналов, киностудий, телерадиокомпаний; произведения живописи, графики, дизайна, создаваемые художниками предприятий и учреждений; произведения декоративно-прикладного, сценографического искусства, пантомимы и хореографические произведения, создаваемые художниками, оформителями и иными сотрудниками театрально-зрелищных организаций и учреждений; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства,
создаваемые архитекторами и дизайнерами; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, создаваемые фотографами и многие другие произведения.
Служебные произведения составляют существенную долю в объеме создаваемых произведений науки, литературы и искусства, в частности, свыше половины всех произведений на сегодняшний день создаются в порядке выполнения работником служебного задания, данного ему в пределах установленной для него трудовой функции. Анализ судебно-арбитражной практики показывает, что вопрос о том, является ли произведение служебным и кто является обладателем имущественных прав на него поднимается в каждом третьем судебном деле.
Сложная межотраслевая законодательная конструкция понятия служебного произведения, отсутствие в литературе единого взгляда на правовую природу и критерии служебного произведения, отсутствие соответствующих комплексных теоретических исследований и ряд других факторов во многом определяют актуальность и практическую значимость исследования правового режима служебных произведений в российском авторском праве.
Состояние научной разработанности темы. Вопросы служебных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе служебных произведений, стали предметом устойчивого научного интереса в 30-е годы XX века. В этот период необходимо отметить появление работ таких исследователей, как A.M. Винавер, А. Лебедев, М. Лупинский, Б.С. Мартынов, Д. Тендлер.
В советский период не было комплексных монографических или научно-квалификационных авторско-правовых исследований режима служебных произведений, однако в рамках рассмотрения вопросов авторского права в той или иной мере вопросы служебных произведений были затронуты в работах таких ученых, как Н.Г. Александров, Б.С. Антимонов, Е.Л. Белиловский, С.Н. Братусь, Э.П. Гаврилов, A.M. Гарибян, Д.М. Генкин, М.В. Гордон, Б.Н. Городецкий, В.А. Дозорцев, О.С. Иоффе, В.Г. Камышев, В.И. Корецкий, В.П.
Мозолин, М.И. Никитина, А.Е. Пашерстник, Н.А. Райгородский, В.А. Рассудовский, Б.М. Розовская, В.И. Серебровский, Ю.П. Табуцадзе, Ю.К.Толстой, Е.П. Торкановский, Г.И. Федькин, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышева, В.Л. Чертков, А.К. Юрченко и некоторых других.
Непосредственно вопросам правового режима служебных произведений в российском авторском праве посвящен целый ряд публикаций современных исследователей (М. Васильева, СП. Гришаев, Г. Квелидзе, А. Лукьянова, Е.А. Моргунова, Е. Охонько, М.А. Паршуковская, В.В. Погуляев, Е. Примак, И.В. Савельева, В.В. Сорокинайте, Л.А. Трахтенгерц, Е. Шерстобоева), отдельные вопросы служебных произведений были затронуты в рамках диссертационных исследований A.M. Гарибян «Авторское право на произведения науки в СССР» (Москва, 1966), А.А. Заславского «Авторское право в области архитектурной деятельности» (Екатеринбург, 2001), Т. А. Якушевой «Регулирование отношений автора с издательством по авторскому праву Российской Федерации» (Невинномысск, 2002), Е.Я. Баскакова «Особенности рассмотрения и разрешения авторских споров» (Москва, 2004), С.Э. Рябовой «Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении научно-исследовательской, конструкторской и технологической деятельности» (Екатеринбург, 2004), A.M. Люкшина «Авторское право на произведение архитектуры» (Санкт-Петербург, 2004), М.Ю. Родионова «Возникновение и охрана авторских прав при создании кинофильмов» (Москва, 2005), Р.В. Авдонина «Содержание авторского права в российском гражданском праве» (Москва, 2005), Семенова Е.А. «Авторское право на произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания в образовательных учреждениях МВД России» (Санкт-Петербург, 2006). Тем не менее, на сегодняшний день отсутствуют комплексные монографические или научно-квалификационные работы, направленные на исследование авторско-правового режима служебных произведений. Изложенное позволяет говорить о том, что тема правового режима служебных произведений является недостаточной разработанной и требует специального научного исследования.
Цели и задачи исследования. Актуальность темы исследования, отсутствие в российской юридической литературе доктринальных разработок ее отдельных аспектов, предопределили цель диссертационного исследования, которая заключается в изучении комплекса правоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием служебных произведений как охраноспособных объектов авторского права. В соответствии данной целью в работе решаются следующие задачи:
Изучение и формулировка понятия «произведение» для установления критериев охраноспособности произведения как объекта авторского права.
Анализ и определение признака творчества, творческой деятельности как ключевого критерия охраноспособности произведения.
Установление критериев (признаков) служебного произведения как охраноспособного объекта авторского права.
Анализ соотношения авторских и трудовых правоотношений в рамках определения критериев служебного произведения.
Формулировка понятия «служебное произведение».
Характеристика крута лиц, которые могут быть признаны авторами служебного произведения.
Определение принадлежности комплекса имущественных и личных неимущественных прав на служебные произведения.
8. Анализ правоотношений, связанных с вознаграждением авторов
служебных произведений.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу создания и использования служебных произведений, т. е. произведений науки, литературы и искусства, являющихся охраноспособными объектами авторского права, созданных в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Предметом исследования является гражданское законодательство Российской Федерации, регулирующее имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием служебных
произведений, доктрина авторского права, а также соответствующая судебная практика.
Методологическая основа исследования. Основу методологии настоящего исследования составляют научные методы познания общественных явлений и процессов. В качестве методов исследования были использованы обще- и частнонаучные методы познания, при этом в числе общенаучных были использованы такие, как исторический и формально-логический метод, методы системного и комплексного анализа. В числе частноправовых методов -историко-юридический, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также сочетание указанных методов.
Теоретическую основу исследования составили работы правоведов как дореволюционного, так и советского периода, в числе которых Н.Г. Александров, Б.С. Антимонов, М.И. Бару, Е.Л. Белиловский, С.А. Беляцкин, С.Н. Братусь, М. Брун, А.И. Ваксберг, A.M. Гарибян, А.Н. Гейне, Д.М. Генкин, Л.Я. Гинцбург, Н.Г. Гладков, В.А. Глозман, М.В. Гордон, Б.Н. Городецкий, И.А. Грингольц, A.M. Гуляев, В.А. Дозорцев, Н.Д. Егоров, Н.Л. Зильберштейн, В.Я. Ионас, О.С. Иоффе, В.Г. Камышев, Я.А. Канторович, М.Я. Кириллова, В.И. Корецкий, О.А. Красавчиков, С.Н. Ландкоф, В.П. Мозолин, М.И. Никитина, А.Е. Пашерстник, А.С. Пашков, Н.А. Райгородский, В.А. Рассудовский, Б.М. Розовская, В.И. Серебровский, В.И. Синайский, А.И. Ставцева, Ю.П. Табуцадзе, Е.П. Торкановский, Г.И. Федькин, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышева, В.Л. Чертков, Г.Ф. Шершеневич, А.К. Юрченко и др.
В ходе исследования также были использованы труды современных исследователей, таких как А.Е. Артамонова, Е.Я. Баскаков, В.Л. Вольфсон, Э.П. Гаврилов, СП. Гришаев, Н.В. Дельцова, А.А. Заславский, В.О. Калятин, Г. Квелидзе, А. Лукьянова, Н.В. Макагонова, Е.А. Моргунова, Е. Паршуковская, В.В. Погуляев, Е. Примак, Р.Ш. Рахматулина, М.Ю. Родионов, О.А. Рузакова, И.В. Савельева, А.П. Сергеев, В.В. Сорокинайте, Л.А. Трахтенгерц, СВ. Усольцева, В.Э. Фридман, Г.В. Хныкин, И.В. Цветков, Е. Шерстобоева и др.
В работе были использованы и работы зарубежных исследователей, в частности, труды Л. Бентли, В. Веинке, Р. Дюма, Д. Липцик, Б. Шермана.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составили Конституция РФ, новейшее гражданское законодательство, в частности, четвертая часть ГК РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, необходимые для анализа правового режима служебных произведений, а также материалы соответствующей судебно-арбитражной практики.
Научная новизна настоящего диссертационного исследования определяется тем, что впервые в отечественной науке гражданского права (как советского периода, так и современного) правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием служебных произведений, составили предмет самостоятельного исследования. Новизна работы отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:
Гражданское законодательство Российской Федерации не содержит легального определения понятия «произведение» для целей авторского права. В этой связи под «произведением» как охраноспособным объектом авторского права в работе предложено понимать нематериальный продукт творческого труда автора, представляющий собой систему понятий и (или) образов, выраженных в доступной для восприятия объективной форме.
Анализ и систематическое толкование норм ГК РФ, направленные на установление критериев охраноспособности произведения как объекта авторского права, приводят к выводу о том, что произведение как результат интеллектуальной деятельности пользуется авторско-правовой охраной, если оно является результатом творческой деятельности и существует в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.) независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Под творческой деятельностью для целей авторского права предлагается понимать интеллектуальную психическую деятельность
человека, завершающуюся созданием уникальных материальных или нематериальных ценностей, несущих в себе черты индивидуальности автора.
3. Служебное произведение может быть создано только в рамках
существующих между сторонами трудовых отношений, устанавливаемых на
основании норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Соотношение действия норм трудового и авторского права позволяет сделать вывод, что нормы трудового права призваны урегулировать процесс работы автора в организации, тогда как нормы авторского права регулируют отношения по использованию произведений, созданных в результате такой деятельности. Отношения, в рамках которых создаются авторские произведения, регулируются либо авторским, либо трудовым законодательством. Авторские правоотношения бывают абсолютными и относительными, при этом трудовые правоотношения могут быть только относительными. Критерием, который позволит различить соответствующие авторские и трудовые относительные правоотношения, является трудовая функция. Создание авторского произведения в пределах трудовой функции работника опосредуется трудовыми правоотношениями, создание авторского произведения за пределами установленной для работника трудовой функции -авторскими правоотношениями.
При законодательном закреплении критериев служебного произведения представляется недостаточно обоснованным использование категории «трудовые обязанности», поскольку общие рамки деятельности работника, согласно действующему законодательству, обозначаются как «трудовая функция». Именно о трудовой функции, а не о трудовых обязанностях правомерно говорить, конструируя понятие «служебное произведение». При определении содержания трудовой функции работника важную роль имеют штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и должностные инструкции, представляющие собой локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Для квалификации того или иного произведения в качестве служебного сама по себе трудовая функция как таковая не может быть признана самостоятельным критерием. Таким критерием является наличие служебного задания, данного работнику в пределах его трудовой функции, принятой на себя работником по трудовому договору. Вместе с тем, произведение может быть признано служебным только в том случае, если содержанием служебного задания являлось именно создание произведения - охраноспособного объекта авторского права. При этом под служебным заданием следует понимать надлежащим образом оформленное и находящееся в пределах трудовой функции работника распоряжение работодателя или его представителя, обращенное к работнику и возлагающее на него обязанности по созданию индивидуально-определенного результата (произведения).
Служебное произведение как охраноспособный объект авторского права представляет собой нематериальный продукт творческого труда автора, созданный в порядке выполнения служебного задания, данного работнику (автору) в пределах установленной для него трудовой функции, принятой им на себя по трудовому договору и представляющий собой систему понятий и образов, выраженных в доступной для восприятия объективной форме. При этом служебным может являться любое как обнародованное, так и необнародованное произведение науки, литературы и искусства, являющееся охраноспособным объектом авторского права. Авторско-правовой охране подлежит также часть служебного произведения, название служебного произведения, персонаж служебного произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.
Автором служебного произведения может являться только гражданин (физическое лицо), творческим трудом которого создано произведение. Вместе с тем, в порядке правопреемства возможно признание авторских прав за юридическими лицами, однако такими правами могут быть только исключительные (имущественные) права на использование произведения,
поскольку личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. При этом автор (физическое лицо) всегда является обладателем первоначального авторского права, тогда как исключительное авторское право юридического лица является производным, в том числе и исключительное право на служебное произведение.
9. Весь комплекс личных неимущественных прав, предоставленных автору
ПС РФ (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность
произведения, право на обнародование произведения), а также право на
опубликование произведения во всяком случае принадлежат автору служебного
произведения, т. е. физическому лицу, творческим трудом которого создано
такое произведение, при этом автор служебного произведений не пользуются
правом на отзыв.
Для возникновения исключительного права работодателя на служебное произведение достаточно заключенного между сторонами (работником (автором) и работодателем) трудового договора и прямого указания в п. 2 ст. 1295 ГК РФ на то, что исключительное право на служебное произведение принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Формулировка нормы п. 2 ст. 1295 ГК РФ «если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное» позволяет сделать вывод о ее диспозитивном характере и возможности заключения отдельного, отличного от трудового, договора, который будет содержать положения, отличающиеся от законодательной презумпции, согласно которой исключительное право на служебное произведение принадлежат работодателю.
Работодатель вправе использовать служебное произведение с помощью всех перечисленных в ст. 1270 ГК РФ способов, но при этом такие способы и форма использования служебного произведения должны быть обусловлены целью служебного задания, данного работнику (автору) в пределах
установленной для него трудовой функции, принятой им на себя по трудовому договору, а также специальной правоспособностью работодателя.
12. Авторы служебных произведений имеют право на получение особого, помимо заработной платы, вознаграждения за использование работодателем служебного произведения или передачу работодателем исключительного права на служебное произведение другому лицу, а также в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование служебного произведения в течение трех лет.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем, связанных с созданием и использованием служебных произведений, а также иных служебных результатов интеллектуальной деятельности. Наряду с этим результаты настоящей работы могут быть использованы в процессе совершенствования гражданского законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с созданием и использованием служебных результатов интеллектуальной деятельности, в частности, служебных произведений.
Кроме того, положения данного исследования могут быть полезны при проведении учебных занятий по курсу «Авторское право» в юридических учебных заведениях, на юридических факультетах образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено и обсуждено на кафедре гражданского и предпринимательского права Института права Самарского государственного экономического университета. Основные положения исследования изложены автором в опубликованных работах и выступлениях на научно-практических конференциях, проводимых Самарским государственным экономическим университетом. Результаты диссертационного исследования используются в рамках учебного процесса при проведении занятий по курсу «Гражданское
право» в Институте права Самарского государственного экономического университета, а также при подготовке учебно-методической литературы.
Структура работы подчинена целям и задачам диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на семь параграфов, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы, а также материалов судебно-арбитражной практики.
Служебные результаты интеллектуальной деятельности: общая характеристика
Одним из ключевых индикаторов степени цивилизованности общества является его отношение к развитию таких сфер, как наука, культура, техника. Уровень культурного развития и интеллектуальный потенциал общества во многом предопределяют успешное решение стоящих перед ним социально-экономических задач. Вместе с тем, очевидно, что качественные сдвиги в сторону интенсивного развития науки, культуры и техники возможны только при наличии соответствующих, в первую очередь законодательных, условий.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г1, (далее - Конституция РФ) интеллектуальная собственность охраняется законом. При этом каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Значение конституционного принципа свободы творчества сложно переоценить - только законодательное закрепление и последовательная реализация указанного принципа способны стимулировать творческую активность, способствовать созданию соответствующих результатов интеллектуальной деятельности.
Процесс создания творческого результата глубоко индивидуален, его итогом являются уникальные результаты интеллектуальной деятельности. Однако далеко не всегда авторы в полной мере обладают всеми необходимыми средствами для создания желаемых результатов интеллектуального творчества. Творческий процесс, направленный на создание результата интеллектуальной деятельности, способного к участию в гражданском обороте, в процессе извлечения прибыли, почти всегда связан с затратой значительных материально-технических, финансовых средств. Более того, создание отдельных результатов интеллектуальной деятельности зачастую возможно только в рамках конкретных организаций и учреждений соответствующей направленности (например, инженерно-конструкторская, архитектурная деятельность и т. п.). В этой связи в литературе справедливо указано, что для того, чтобы сделать из объекта интеллектуальной собственности инструмент извлечения дохода, в него нужно вложить не только творческие усилия, но и порой очень даже значительные инвестиции. Поэтому множество творческих людей во всем мире предпочитает создавать прекрасное и (или) полезное при поддержке экономически сильных субъектов, отдавая, таким образом, предпочтение гарантированному заработку перед «свободным художничеством», предполагающим вложение собственных средств в разработки и самостоятельную реализацию их результатов1. «Современная эпоха научно-технического прогресса логически приводит к объединению творческих усилий отдельных авторов в рамках специальных коллективов, что нагляднее всего проявляется в организации научных работ, сопровождающихся созданием произведений науки, в деятельности по созданию таких объектов авторского права, как кинофильмы и др.», - отмечают И.В. Савельева и М.А. Паршуковская. О факте создания значительного числа результатов интеллектуальной деятельности в рамках отдельных организаций упоминалось в литературе и ранее3. Как указывает В. А. Дозорцев «развитие производительных сил и общественных отношений привело к тому, что служебные результаты доминируют во многих важнейших сферах; создание, например, изобретений на индивидуальной основе стало достаточно редким»4. В начале 80-х годов прошлого столетия было отмечено, что служебными являются около 90 % всех создаваемых изобретений1.
В связи с отмеченными обстоятельствами необходимо указать, что в настоящее время в Российской Федерации значительное количество результатов интеллектуальной деятельности создаются работниками (авторами), согласно терминологии четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ2 (далее - ГК РФ), вступающей в действие согласно Федеральному закону от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие части четвертой ГК РФ) 1 января 2008 г., в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, (служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец, служебная топология интегральной микросхемы, служебный секрет производства), в порядке выполнения своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебное селекционное достижение). Именно в этом смысле принято говорить о служебных результатах интеллектуальной деятельности.
Автор служебного произведения
Предваряя рассмотрение вопроса об авторских правомочиях на служебные произведения необходимо установить, кто может быть квалифицирован в качестве автора служебного произведения.
Характеризуя круг тех лиц, которые могут быть признаны авторами служебного произведения, необходимо отметить, что субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении охраноспособного объекта авторского права. ГК РФ наделяет авторов произведений науки, литературы и искусства комплексом личных неимущественных и имущественных прав, реализация которых обеспечивает наиболее полное удовлетворение личных и имущественных интересов автора в связи созданием и использованием его произведения. Указанные права в совокупности составляют авторское право в субъективном смысле.
В связи с приведенной характеристикой авторского права в субъективном смысле необходимо отметить, что в литературе классификация авторских прав на имущественные и личные неимущественные является общепризнанной. Вместе с тем, такое деление представляется в известной мере условным, поскольку, во-первых, личные и имущественные права теснейшим образом переплетены, и, во-вторых, каждое авторское правомочие призвано в той или иной степени охранять как имущественные, так и личные неимущественные интересы автора1. Таким образом, представляется, что сущность субъективных авторских прав основывается на едином понимании субъективного гражданского права как предусмотренной законом возможности определенного поведения управомоченного субъекта. В этой связи субъективное авторское право можно определить как обеспеченную нормами права возможность самому субъекту совершать различные действия, требовать определенного поведения от обязанных лиц и обращаться в соответствующие органы за защитой нарушенных прав и интересов. При этом субъективное авторское право - это комплекс имущественных и неимущественных правомочий, имеющих относительно самостоятельное назначение, хотя и тесно связанных между собою.
В соответствии с положениями ГК РФ обладателями субъективных авторских прав могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, их наследники, иные правопреемники, а также Российская Федерация в целом. При этом возникновение прав для каждой категории субъектов связаны с различными юридическими фактами - созданием произведения, переходом авторских прав по договору, наследству и т. д.
Согласно ст. 1257 ГК РФ, автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано, что соответствует п. 1 ст. 1228 ГК РФ, устанавливающему, что автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Авторы (физические лица) являются важнейшими субъектами авторского права, при этом не имеют значения такие факторы, как возраст, пол, гражданство, а также состояние дееспособности. «Субъектом авторского права, - пишет Г.Ф. Шершеневич, - является, прежде всего, то лицо, духовному творчеству которого сочинение обязано своим происхождением. Таким лицом, очевидно, может быть физическое лицо, способное мыслить и творить»1.
В соответствии с п. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Создатель произведения приобретает авторские права сразу, как только достигнутый результат интеллектуальной деятельности облекается в определенную объективную форму, способную обеспечить восприятие такого результата интеллектуальной деятельности иным лицам. «Авторские права у создателя произведения возникают сразу, - отмечает Ю.Н. Дрешер, - как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие иными лицами»1. Не имеет значения при этом назначение и достоинство произведения, тот факт, является ли произведение обнародованным или нет, равно как не имеет значения и степень завершенности, законченности работы - это может быть набросок, эскиз и т. д. Для признания лица автором не требуется выполнения каких бы то ни было формальностей. «Опыт показывает, - пишет В.А. Дозорцев, - что независимо от подлинного автора невозможно не только создать аналогичное произведение, но и воспроизвести его. Никто, кроме Пушкина, не может найти сочетание таких простых слов: «Мороз и солнце; день чудесный!». Поэтому для закрепления права на художественное произведение не требуется никаких формальностей, никакой экспертизы. Право на него возникает в силу самого факта создания произведения»2.
Исключительные (имущественные) права на служебное произведение
В соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Наконец, согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ, которые будут перечислены ниже. В соответствии со ст. 1270 ГК РФ правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. При этом в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
В этой связи с изложенным необходимо дать определение использования произведения, используемое в ГК РФ. В литературе отмечено, что использованием является совершение действий по применению идеальных результатов интеллектуальной деятельности в гражданском обороте , что в самом общем виде использование произведения в авторско-правовом смысле можно определить как совершение действий, в результате которых к произведению открывается доступ для неопределенного круга лиц2. Представляется, что использование произведения в авторско-правовом смысле можно определить как возможность автора самостоятельно принимать решения по всем вопросам, связанным с предоставлением третьим лицам доступа к произведению для извлечения из произведения соответствующих полезных свойств.
Предоставляя доступ к произведению третьим лицам, автор определяет те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. Согласно п. 2 ст. 1270 ПС РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;