Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Авторское право на произведения архитектуры Люкшин Алексей Михайлович

Авторское право на произведения архитектуры
<
Авторское право на произведения архитектуры Авторское право на произведения архитектуры Авторское право на произведения архитектуры Авторское право на произведения архитектуры Авторское право на произведения архитектуры Авторское право на произведения архитектуры Авторское право на произведения архитектуры Авторское право на произведения архитектуры Авторское право на произведения архитектуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Люкшин Алексей Михайлович. Авторское право на произведения архитектуры : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 : СПб., 2004 130 c. РГБ ОД, 61:05-12/728

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Объект авторского права в архитектуре 7

Глава 2. Субъекты авторского права на произведения архитектуры 38

Глава 3. Права авторов произведений архитектуры 57

Глава 4. Договоры на создание и использование произведений архитектуры 95

Глава 5. Гражданско-правовая защита авторских прав на произведения архитектуры 116

Список использованной литературы 129

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования связана с активизацией строительной деятельности в Российской Федерации в последнее десятилетие. Строительный бум неизбежно привел к усилившемуся спросу на результаты архитектурной деятельности, т.е. на новые, оригинальные архитектурные проекты, на документацию для строительства, выполненную с использованием новых технических средств. Современных строителей и инвесторов перестали удовлетворять те типовые проекты зданий и сооружений, которые были созданы в предыдущие годы. Заказчиками строительства новых объектов стали не только государственные организации, но и частные компании. Все эти обстоятельства не могли не привести и к активизации архитектурной деятельности.

Несмотря на принятие в 1993 году Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и в 1995 году Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», отношения по защите авторских прав на произведения архитектуры не стали намного понятнее и однозначнее. Права и обязанности сторон, возникающие в процессе создания и использования произведений архитектуры, закрепленные в различных нормативных актах зачастую противоречат друг другу.

Именно поэтому в диссертационном исследовании, на основании подробного изучения, как действующего законодательства, так и правоприменительной практики, была сделана попытка сделать практические выводы в отношении возникновения и реализации авторских прав на произведения архитектуры.

Целью диссертационного исследования является исследование отношений в области создания и использования произведений архитектуры в процессе осуществления архитектурной деятельности на основе всестороннего

анализа теоретических достижений цивилистики, действующего законодательства и конкретных отношений в сфере архитектурного творчества, выявление закономерностей и особенностей правового регулирования этих отношений и выработка предложений по совершенствованию правового регулирования отношений в архитектурной деятельности.

Методологической основой диссертационного исследования являются методы исторического, логического, сравнительно-правового, системно-структурного анализа, сочетание методов как анализа и синтеза, так и метода аналогии. Методологической основой диссертационного исследования являются общие положения теории права, например о соотношении общих и специальных норм права, об императивных и диапозитивных нормах, о приемах толкования норм права и т.д.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных цивилистов: Б.С.Антимонова, М.И.Брагинского, М.М.Богуславского, А.И.Ваксберга, В.В.Витрянского, Э.П.Гаврилова, А.Н.Гейне, М.В.Гордона, О.А.Городова, М.Г.Диканского, В.А.Дозорцева, А.А.Заславского, Н.Д.Егорова, В.Я.Ионаса, О.С.Иоффе, В.О.Калятина, М.И.Никитиной, Х.А.Пизуке, Н.А.Райгородского, И.В.Савельевой, А.П.Сергеева, В.И.Серебровского, Е.А.Суханова, Ю.К.Толстого,

С.А.Чернышевой, Г.Ф.Шершеневича, Т.А.Феддеевой, Е.А.Флейшиц, А.К.Юрченко и других ученых.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в положениях выносимых на защиту:

1. Произведение архитектуры отвечает всем закрепленным действующим законодательством признакам охраноспособного произведения науки, литературы и искусства и, вопреки встречающимся в юридической литературе предложениям, не нуждается в дополнительных критериях охраноспособности.

2.Несмотря на прямое указание Закона РФ «Об архитектурной

деятельности в Российской Федерации», объект авторского права в

архитектуре один, и им является само произведение архитектуры, которое

может воплощаться в различных формах: архитектурном проекте,

документации для строительства, созданной на основе архитектурного

проекта, или архитектурном объекте.

На основе анализа процесса создания архитектурного проекта, сделан

вывод о том, что формой воплощения произведения архитектуры является не

весь архитектурный проект, а та его часть, которая образует архитектурное

решение.

З.Для обеспечения реализации права авторов произведений архитектуры на имя необходимо законодательно обязать собственников архитектурных объектов не препятствовать размещению на них информации об авторах этих произведений архитектуры.

4. Автор произведения архитектуры может реализовать право на его обнародование только один раз, путем обнародования архитектурного проекта, документации для строительства, разработанной на его основе или отстроенного архитектурного объекта.

5.Признание за авторами произведений архитектуры права на защиту репутации неизбежно ограничивает свободу собственников архитектурных объектов по использованию и распоряжению ими. Правовым основанием для разрешения возникающих по этому поводу споров выступает п. 2 ст. 209 ГК РФ.

6. Право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством, а также право требовать от собственника (владельца) архитектурного объекта предоставления возможности осуществить его фото- и видеосъемку следует признать не личными неимущественными правами, как это предусмотрено

в Законе РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», а имущественными правами.

7.Поскольку на практике отдельный авторский договор на создание произведения архитектуры чаще всего не заключается, а является элементом смешанного договора на выполнение проектных, а порой и строительных работ, в подобных договорах целесообразно выделить специальный раздел, посвященный вопросам авторского права на произведение архитектуры. Данный раздел должен содержать все существенные условия авторского договора, предусмотренные ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Оптимальной альтернативой этому является заключение отдельного авторского договора на создание и использование произведения архитектуры, «сопровождающего» договор подряда на выполнение проектных, изыскательских и строительных работ.

8.Действующее авторское законодательство не содержит правовых

препятствий для использования такого способа защиты, как конфискация

контрафактных экземпляров произведения архитектуры по решению суда

и, или их уничтожение, или передача обладателю авторских прав по его

просьбе. Сказанное в полной мере относится и к контрафактным

экземплярам произведения архитектуры, воплощенного в форме

архитектурного объекта.

Практическая значимость диссертационного исследования

заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в нем, могут быть

использованы как при совершенствовании законодательства, так и при

применении на практике действующего законодательства. Не исключена

возможность использования основных положений работы при дальнейшем

научном исследовании авторского права на произведения архитектуры, также

возможно использование ее в учебном процессе как по специальности

«юриспруденция», так и по специальности «архитектура».

Апробация результатов исследования происходила при подготовке, рецензировании и обсуждении его на кафедре гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые научные выводы изложены в опубликованных статьях.

Публикации по теме диссертации:

1. Объекты авторского права на произведения архитектуры. // Арбитражные споры. 2003. № 3.

2. Юридическое лицо как субъект права на произведение архитектуры. // Арбитражные споры. 2003. № 4.

Объект авторского права в архитектуре

Раскрытие понятия объекта авторского права, определение этого понятия и установление его признаков являются важными задачами науки авторского права.

Пункт 1 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» указывает, что «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа их выражения». Таким образом, объектом авторского права является произведение. Но определения этого термина в советском и российском законодательстве не было и нет. Еще в XIX веке Г.Ф.Шершеневич указывал на значительную трудность в определении объекта авторского права, объясняя этим то, что избегает давать определение понятия «произведение». Некоторые отечественные цивилисты считали, что определение понятия «произведение» не является задачей науки гражданского права, т.к. составляет предмет наук специальных, таких как теория литературы, теория искусства, теория науки.

Однако, большинство цивилистов полагают, что такое определение необходимо. Многие авторы давали собственные определения этого понятия. Так, М.Г. Диканскии настаивал, что возможно считать произведением как объектом авторского права всякий результат творческой деятельности удовлетворяющий эстетическому чувству 3. Б.М. Ган считал произведением любое объединенное общей целью сочетание идей, образов или тех и других вместе, хотя бы оно было бы выражено устно или состояло из соединения, переработки или пояснения чужих произведений \ М.В.Гордон указывал, что произведение является результатом творческой деятельности определенного автора, оно есть комплекс идей и образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде . В.И. Серебровский писал, что произведение есть продукт духовного творчества человека . Э.П.Гаврилов определяет произведение как результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме .

Несмотря на обилие определений понятия «произведения», многие современные цивилисты считают классическим определение, данное В.И. Серебровским, который определял произведение как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения .

Думается, что это классическое определение понятия «произведение» подходит и для общей характеристики произведения архитектуры как объекта авторского права. Отечественная цивилистика всегда однозначно относила к объектам авторского права на произведение архитектуры чертежи и планы зданий и строений. Современное законодательство называет их архитектурным проектом и охраняет его как объект авторского права (ст. 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации от 17 ноября 1995 года ). Несомненно, архитектурный проект создается в результате творческого труда архитектора, даже если этот проект не отличается оригинальностью. И, конечно же, архитектурный проект выражается в объективной форме, которую возможно воспроизвести.

По поводу другого объекта авторского права в архитектуре, архитектурного объекта - построенного здания или строения - в отечественной цивилистике не было единого мнения. Одни авторы однозначно относили архитектурный объект к объектам авторского права 2, другие авторы столь же однозначно отказывали архитектурному объекту в охране авторским правом . Действующее законодательство решило этот спор в пользу сторонников признания архитектурного объекта объектом авторского права (ст. 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"). Как бы то ни было, архитектурный объект хотя и сооружен трудом строителей, но создан он в результате творческого труда архитектора. И, конечно же, архитектурный объект выражен в объективной форме и его возможно воспроизвести.

Новым, законодательно закрепленным, объектом авторского права является документация для строительства разработанная на основе архитектурного проекта. Представляется, что законодатель отнес документацию для строительства к объектам авторского права лишь потому, что она представляет собой сокращенный по объему и составу архитектурный проект. Тем более, что в соответствии с п.З ст. 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», архитектору — автору архитектурного проекта принадлежит авторское право и на документацию для строительства, разработанную на основе архитектурного проекта, и на архитектурный объект. А коль скоро документация для строительства представляет собой сокращенный по объему и составу архитектурный проект, то и она создана в результате творческого труда архитектора и выражена в объективной форме. В этом смысле документация для строительства является произведением, объектом авторского права. Факт технической помощи различных специалистов в подготовке документации для строительства не говорит о возникновении соавторства или возникновении нового, производного произведения.

Субъекты авторского права на произведения архитектуры

Субъектами авторского права на произведение, в том числе произведение архитектуры, являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право. Обладателями субъективного авторского права могут быть сами авторы, как российские граждане, так и лица без гражданства и иностранцы. Кроме того, субъектами авторского права могут быть наследники авторов и иные правопреемники или правообладатели. В настоящей главе будет рассмотрено правовое положение авторов, соавторов и работодателей, поскольку именно с ними связаны наиболее актуальные проблемы.

Важнейшими субъектами авторского права являются их авторы. Автором произведения в соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. В отношении произведений архитектуры эта норма подкрепляется указанием п.З ст. 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»: «гражданин, в результате творческого труда которого создан архитектурный проект, признается автором архитектурного проекта». Кроме того, цитируемая норма признает автора архитектурного проекта еще и автором документации для строительства разработанной на основе архитектурного проекта и автором архитектурного объекта.

В соответствии с действующим законодательством авторами произведений могут быть и несовершеннолетние лица. Конечно же, это положение распространяется и на авторов произведений архитектуры, хотя очень трудно представить несовершеннолетнего автора документации для строительства. Но, скажем, несовершеннолетнее лицо может создать эскиз, набросок внешнего вида здания, сооружения, или фасада. Конечно же, в этом случае это лицо будет считаться автором своего произведения.

Отечественная цивилистика придерживается практически единого мнения, что единственным и универсальным критерием для признания лица автором произведения является творческий характер труда создателя произведения. Субъектом авторского права является, прежде всего, то лицо, духовному творчеству которого произведение обязано своим происхождением.

Произведения науки, литературы и искусства, в том числе произведения архитектуры, часто создаются творческим трудом не одного, а двух или более лиц, каждое из которых приобретает авторское право на произведение. Субъектов, создавших произведение в результате коллективного творческого труда принято называть соавторами. Статья 10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» указывает, что авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Действующее законодательство не содержит конкретный перечень условий, при наличии которого возможно было бы без сомнений определять наличие или отсутствие соавторства. И доктрина авторского права, и судебная практика условия возникновения соавторства выводят из действующего законодательства.

Первым важным требованием для признания соавторства является факт создания единого коллективного произведения. Подобное единое коллективное произведение может быть создано в тех случаях, когда такое произведение представляет собой неразрывное целое. Например, в отношении произведения архитектуры таким неразрывным, целым произведением может быть архитектурный проект здания. Но, если предположить, что был создан архитектурный проект комплекса зданий, или «архитектурного ансамбля», то в этом случае будет сложнее определить, возникло ли здесь соавторство, или в данном случае налицо несколько самостоятельных произведений, созданных разными авторами. В литературе признано, что коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов, необходима такая взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобы они воспринимались как единое произведение .

В отечественной цивилистике встречается два взгляда на разделение соавторства на нераздельное и раздельное.

Что касается нераздельного соавторства, то здесь особых различий во взглядах нет. Общепризнанно, что при нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения 2. Отдельно отмечалось, что произведение является неразрывным целым, и его невозможно разделить не в физическом смысле, а в смысле гражданского права 3. Также указывалось, что при нераздельном соавторстве практически невозможно выделить из единого объекта авторского права труд отдельных соавторов.

Права авторов произведений архитектуры

Автор любого произведения, создав его, приобретает субъективные права. Эти права подразделяются на личные неимущественные и имущественные права. Наука авторского права и российское законодательство называют эти права автора исключительными.

Основные положения теории исключительности авторских прав разрабатывались еще российскими дореволюционными цивилистами. Например, В.И.Синайский считал, что содержание авторского права проявляется прежде всего в исключительном праве всеми возможными способами воспроизводить, опубликовывать и распространять свое произведение \ Другой известный цивилист, Г.Ф.Шершеневич, писал, что исключительное право на произведение есть монополия обладателя авторского права на использование произведения .

В советское время отечественная цивилистика, несмотря на упоминание термина «исключительные права» в действовавшем тогда законодательстве (Основы авторского права 1925 и 1928 г.), избегала использовать это понятие или трактовала его весьма своеобразно. Так, М.В.Гордон писал, что говорить об исключительности авторских прав можно только условно, поскольку правомочия автора не могут быть безграничными и могут ограничиваться в интересах общества.

Большинство советских ученых или старались обходить понятие исключительности авторских прав, просто цитируя ст. 7 Основ авторского права, или признавали исключительность за отдельными личными неимущественными правами, например, за правом на опубликование, за правом авторства и т.д. Однако были и ученые, которые признавали исключительность за всеми авторскими правами .

При всем разнообразии мнений в вопросе относимости тех или иных авторских прав к исключительным правам, большинство отечественных ученых едины в трактовке самого понятия исключительности авторских прав. Под понятием «исключительность» понималось неотчуждаемость, неотторжимость от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения прав автора на другое лицо.

В настоящее время понятие исключительности авторских прав общепризнанно. Но понимается оно не в том извращенном значении, которое оно получило в трудах большинства советских специалистов по авторскому праву, а в общепринятом в цивилизованном мире смысле. Исключительный характер авторских прав состоит в признании того, что только сам обладатель авторского права может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения4.

В действующем Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» понятие исключительности авторских прав встречается в ст. 16 Закона, где указано, что автору произведения принадлежит исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом. Данная статья перечисляет имущественные права авторов произведения. Но, что интересно, ст. 15 Закона перечисляя личные неимущественные права авторов, не называет ни одно из них исключительным. Это, конечно же, совершенно не значит, что личные неимущественные права автора, такие как право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации и иные неимущественные права не являются исключительными. Нет никаких сомнений в том, что все личные неимущественные права являются исключительными в силу самой их природы.

Исключительными также являются права, перешедшие на основании закона к другим лицам: наследникам, работодателям (в отношении служебных произведений). Права на произведения, переходящие на основании договора, могут быть исключительными, если на их исключительный характер прямо указано в договоре.

В отечественной цивилистике авторские права принято делить на личные неимущественные и имущественные. Данная классификация авторских прав вызывает множество сомнений у специалистов. Например, В.И.Серебровский вообще отрицал какую-либо возможность и необходимость деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные права , М.В.Гордон указывал на достаточную условность такого деления .

Похожие диссертации на Авторское право на произведения архитектуры