Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Правовая природа личных неимущественных прав автора произведения 15-74
1. Особенности правовой природы личных неимущественных прав автора произведения 15-65
2. Значение личных неимущественных прав автора произведения 66-74
Глава 2. Классификация личных неимущественных прав автора произведения 75-139
1. Проблемы классификации личных неимущественных прав автора произведения 75-111
2. Содержание личных неимущественных прав автора произведения 112-139
Глава 3. Защита личных неимущественных прав автора произведения 140-184
Заключение 185-197
Список использованной литературы 198-205
- Особенности правовой природы личных неимущественных прав автора произведения
- Проблемы классификации личных неимущественных прав автора произведения
- Защита личных неимущественных прав автора произведения
Введение к работе
В настоящее время теоретические положения о личных неимущественных правах автора произведения являются разными и противоречивыми, что не позволяет выработать единую, правильную нормативную основу для их регламентации. Существующие в юридической литературе, а также в действующем законодательстве по авторскому праву Республики Таджикистан (далее РТ) некоторые личные неимущественные права автора являются дублирующими, а посвященные им положения порой и противоречивыми, что в итоге создает неопределенность в теории и проблемы в правоприменении. Не наблюдается среди специалистов, а также в законодательстве разных стран солидарность по вопросу классификации личных неимущественных прав автора произведения, а также их содержания. Хотя, общие вопросы «интеллектуальных» прав уже урегулированы законом, в рамках которого вроде определены основные принципы регулирования отношений в сфере интеллектуальной деятельности, но правовая природа личных неимущественных прав автора произведения, в силу отсутствия среди ученых, а также в законодательстве принципиально однозначной позиции, остается неудовлетворительной и оставляет желать лучшего. Личные неимущественные права автора произведения, как основа всего авторского права являются юридическими гарантиями неразрывности связи между автором и созданным им произведением, призваны обеспечить необходимый и надежный уровень охраны и защиты его интересов. Поэтому правильное восприятие их правовой природы на теоретическом уровне позволит должным образом регламентировать их на нормативном уровне, что в итоге обеспечит необходимую охрану моральной сферы автора, не позволит ему раствориться и сохранить свою индивидуальность в сложных отношениях с окружающими по поводу использования выраженного в объективной форме его интеллекта, которая отражает духовное состояние своего обладателя. Такое положение делает необходимым научное исследование указанных вопросов.
На состояние личных неимущественных прав автора произведения большое влияние оказывает таюке процесс глобализации и усиления взаимозависимости государств в этой сфере, что требует гармонизации
положений о личных неимущественных правах автора произведения, а также приведение их в соответствие с международными актами. Взаимосвязь и взаимозависимость в этой области порождают объективную необходимость гармонизации национальных законодательств, даже если они не принимают участия в международных организациях и соглашениях. В этом плане, законодатели отдельных стран последовательно воспроизводят в своих законодательствах по авторскому праву положения, содержащиеся в международных актах. Учитывая то, что РТ проводит курс на вступление в ВТО, унификация в национальном законодательстве конструкции личных неимущественных прав автора становится неизбежной, что также указывает на необходимость проведения исследования по данному вопросу.
Раньше авторское законодательство признавало за автором самые широкие по объёму личные неимущественные права и устанавливало самый строгий режим их неотчуждаемости. Однако, в настоящее время ситуация изменяется, в силу все большего притягивания произведений в имущественный оборот. В такой ситуации охрана личных неимущественных интересов автора произведения становится все более актуальной. Правильно осуществленная защита нарушенных личных неимущественных прав автора произведения позволяет должным образом обеспечить соответствующие интересы автора. Однако, в теории гражданского права РТ представляются недостаточно исследованными также вопросы надлежащей гражданско-правовой защиты личных неимущественных прав автора произведения.
Для РТ значение такого рода исследования обосновывается тем, что в нашей стране ещё не сложились зрелые представления о правовых условиях существования в рыночной среде произведений, в том числе и об особенностях правовой природы личных неимущественных прав автора на подобные произведения.
Исходя из этого, потребность в исследовании выбранной темы и внесения соответствующих предложений по совершенствованию их должной регламентации высока. Изложенные обстоятельства предопределили выбор темы диссертационной работы.
Состояние научной разработанности темы. Личные неимущественные права автора произведения, в силу сложности своей природы, были и остаются предметом научного исследования ученых- цивилистов.
Теоретико-правовые основы личных неимущественных прав автора изучались не только специалистами в области авторского права, но и учеными, исследовавшими гражданские субъективные личные неимущественные права, вообще. Личные неимущественные права автора исследовались также специалистами в области формирующегося в последнее время интеллектуального права.
Вопросы правового изучения личных неимущественных прав автора произведения рассматривались в самые разные исторические периоды, которые условно можно подразделить на такие, как дореволюционный, советский и современный. Исследуемая проблема в данных научных трудах освящена как непосредственно, так и косвенно.
В дореволюционное время вопросы, касающиеся личных неимущественных прав автора, были отражены в трудах таких ученых, как И.Г. Табашников, Г.Ф. Шершеневич. Я.А. Канторович, К. П. Победоносцев, И. А. Покровский.
В советский период вопросы личных неимущественных прав граждан и личных неимущественных прав автора в частности, исследованы и освещены в работах известных ученых цивилистов, таких как Е.А. Флейшиц, Б.С. Антимонов, С.Н. Братусь, М.В. Гордон, И.А. Зенин, М. М, Агарков, О.С. Иоффе, В. И. Серебровский, И. Я. Хейфец, Н.С. Малеин, В. Веинке, В.Л. В.И. Корецкий, Суховерхий, Е.П. Торкановский, P.O. Халфин, К.Б. Ярошенко, С.А. Чернышева, В.Я. Ионас, М.М. Карелина и другие.
Личные неимущественные права в общем, а также права автора исследуются и по сей день. В частности, эти вопросы освящены в работах В.П. Мозолина, Е.А. Суханова, Ю. К. Толстого, А.П. Сергеева, В.А. М.Н. Малеина, А.Л. Маковского, В.А. Дозорцева Э.П. Гаврилова, И.Л. Корнеевой И.А. Близнеца, О.А. Городова, Н.В. Дельцовой, Т.Л. Калачевой, В.О. Калягина, О.А.
Степановой, А.Л. Алферова, Н.Г. Толочкова, М.Д. Чупова, СВ. Усольцева, A.M. Минкова, С.А. Сударикова, В.А. Хохлова и др.
В Республике Таджикистан вопросам личных неимущественных прав и их защиты посвящены работы Ш.Т. Тагайназарова, Ш.М. Менглиева, И.Х. Бабаджанова.
Несмотря на значительное количество проведенных исследований в сфере авторского права, правовая природа личных неимущественных прав автора произведения, их значение и содержание остаются не до конца изученными, что доказывается отсутствием в указанных работах единого мнения. Поэтому, учитывая переход общественных отношений на новый этап своего развития, считаем своевременным и необходимым дать оценку существующим в литературе мнениям и позициям, а также положениям гражданского законодательства Республики Таджикистан, с целью выявления особенностей правовой природы личных неимущественных прав автора произведения, их значения, проанализировать вопросы классификации этих прав, их содержания, а также правовой защиты в рамках современных положений гражданского законодательства Республики Таджикистан.
Объектом исследования являются личные неимущественные права автора произведения как теоретико-правовая категория.
Предмет диссертационного исследования составляет исследование особенностей правовой природы личных неимущественных прав автора произведения, их значение, вопросов классификации, содержания, а также их защиты. Определение уровня и состояния разработанности категории личных неимущественных прав автора, а также состояние правоприменительной практики по данному вопросу в Республике Таджикистан.
Целью работы является проведение системного анализа существующего научного материала по данной проблеме, проведение комплексного теоретико-правового исследования юридической, социальной природы личных неимущественных прав автора произведения и их ценности, состояния правовых норм, регламентирующих их, а также выявления необходимых для уточнения правовой природы рассматриваемых прав особенностей и
последующей выработки на их основе рекомендаций по совершенствованию законодательства Республики Таджикистан по рассматриваемому вопросу. В этом плане, в частности, проанализированы предыдущие и современные взгляды на личные неимущественные права автора произведения, состояние правового регулирования этих прав, рассмотрены гражданско-правовые вопросы, связанные с осуществлением и защитой личных неимущественных прав автора, а также определены пути их совершенствования.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие конкретные задачи:
- исследовать существующие в разные исторические периоды взгляды
ученых и специалистов на особенности личных неимущественных прав в целом
и личных неимущественных прав автора произведения в частности;
проанализировать положения гражданского законодательства Республики Таджикистан относительно особенностей правовой природы личных неимущественных прав автора произведения; ;;
проанализировать такие основы личных неимущественных прав автора произведения, как «личность» и «неимущественность», а также теоретически объяснить мотивы существования этих категорий;
определить свойственные личным неимущественным правам автора произведения особенности и на их основе предложить обобщенное теоретическое понятие личных неимущественных прав автора произведения;
проанализировать значение личных неимущественных прав автора в укреплении его общественного и правового статуса;
проанализировать проблему классификации личных неимущественных прав автора произведения, исследовать природу охраняемых личными неимущественными правами автора интересов и по их результатам определить соответствующий современным требованиям и моральным притязаниям автора произведения перечень личных неимущественных прав, способных обеспечить его обоснованные моральные требования;
- исследовать содержание личных неимущественных прав автора
произведения с учетом положений современной теории и законодательства
Республики Таджикистан и по его результатам проанализировать существующие проблемы и противоречия;
- проанализировать вопросы гражданско-правовой защиты личных неимущественных прав автора по положениям законодательства Республики Таджикистан и выявить их особенности.
В рамках цели исследования поставлена научная задача - выработать конкретные предложения по совершенствованию гражданского законодательства Республики Таджикистан касательно особенностей правовой природы, классификации, содержания и защиты личных неимущественных прав автора произведения.
Теоретической основой исследования выступают фундаментальные теоретические положения науки гражданского права, общей теории права.
Методологическую основу диссертации составляют такие общенаучные и частнонаучные методы исследования, как диалектический, логический, историко-правовой, системно-структурный, социологический, сравнительно-правовой и другие методы научного познания.
Положения и выводы диссертационного исследования сформулированы с учетом положений действующих актов законодательства Республики Таджикистан, а также теоретических положений гражданского права по исследуемому вопросу.
Научная новизна работы заключается в самой постановке вопроса и методе ее исследования. Автором предпринята попытка комплексного и системного научного исследования личных неимущественных прав автора произведения в контексте перехода общественных отношений на новый уровень их развития, что в Республике Таджикистан проводится впервые. Следовательно, данная работа представляет собой хронологически первое в цивилистике Республики Таджикистан фундаментальное исследование личных неимущественных прав автора произведения. Ценность исследования также заключается в сформулированных автором положениях, научных определениях и рекомендациях по совершенствованию отдельных правовых норм гражданского законодательства Республики Таджикистан.
В диссертационном исследовании сформулированы следующие выводы и положения, которые выносятся на защиту:
1. Закрепление личных неимущественных прав автора произведения в
законодательстве является объективным и неизбежным следствием
уникальности произведения, как особого нематериального блага, не имеющего
материальной формы и охраняемого в силу оригинальности выраженного в нем
творческого замысла. Личные неимущественные права автора произведения
обеспечивают должное отношение и уважение к моральной сфере автора, в
связи с использованием его нематериального продукта- произведения,
отражающего уникальность его интеллекта, а также его имущественные
интересы, что в условиях рыночной экономики РТ имеет важное значение.
Правовая природа личных неимущественных прав автора определяется помимо общих признаков, присущих всем личным неимущественным правам в целом, также свойственными им особенностями, вытекающими из их специфических задач. В определении юридической природы личных неимущественных прав автора критерии «личности» и «неимущественности» имеют исключительно важное значение. Каждый из этих критериев, отражает его определенные особенности. Особо подчеркивается значение личных неимущественных прав автора для общества и всего человечества, посредством которых обеспечивается компромисс интересов автора с обществом по поводу использования произведения.
По результатам выявленных особенностей правовой природы личных неимущественных прав автора произведения предлагается следующее теоретическое обобщающее их понятие: «Личные неимущественные права автора произведения - это абсолютные, неотчуждаемые, непередаваемые субъективные права, возникающие на основании закона в связи с созданием произведения и направленные на охрану духовной индивидуальности, интеллектуальной уникальности автора».
4. В целях придания ясности правовой природе личных неимущественных прав
автора произведения, а также их должной регламентации, предлагается внести
определенные коррективы в положения действующего гражданского
законодательства РТ, которые обеспечат однозначное понимание их правовой природы. В частности, ст. 140 и 170 ГК РТ дополнить такими нематериальными благами, как авторство, авторское имя, а также, в ст. 170 ГК РТ ограничить возможности других лиц, защитой принадлежащих умершему нематериальных благ; в ст. 17 закона РТ об авторском праве раздельно предусмотреть особенности личных неимущественных и имущественных прав автора, в этой же статье заменить положение о бессрочной охране права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения, бессрочной охраной авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, а также дополнить аналогичным положением ст. ИЗО ГК РТ. В связи с вышеизложенными изменениями предлагается следующее понятие авторства: «авторство- это юридически обеспеченная объективная возможность считаться автором произведения, которое возникает в силу факта его создания». Считаем, необходимо предусмотреть предложенное понятие «авторства» в положении закона РТ об авторском праве посвященном общим понятиям. 5. Предлагается изменить редакцию статьи 1128 ГК РТ следующим образом: «На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются имущественные права на не противоречащие закону формы и способы их использования, а в случаях, предусмотренных законом, личные неимущественные и исключительные права». Привести в соответствие с предложенным положение ст. 16 Закона РТ об авторском праве. При таком подходе обеспечивается объективное, истинное значение личных неимущественных прав автора произведения, а также ясно определяется форма существования принадлежащих автору лично-неимущественных интересов, возможностей, которые существуют как самостоятельные личные неимущественные права.
б.Предлагается ограничить перечень личных неимущественных прав автора произведения правом авторства, правом на авторское имя, правом на обнародование произведения и на его отзыв, а также правом на неприкосновенность произведения. Защита репутации автора может быть осуществлена в рамках права каждого на деловую репутацию. По результатам
анализа личных неимущественных прав автора произведения указывается на главенствующее, основополагающее значение права авторства и право на неприкосновенность произведения.
7.0спаривается целесообразность признания личного неимущественного права на опубликование, в силу отсутствия достаточного основания для его выделения в отдельное личное неимущественное право. Право доступа и право следования, несмотря на некоторые контрасты личного характера, не могут быть признаны личными неимущественными правами, а скорей всего являются правами лично-имущественными.
8.В целях охраны интересов автора в процессе создания произведения полагается, что право на авторство возникает не в момент завершения творческого труда, а пропорционально к каждой созданной части произведения. 9.Предлагается следующее понятие права на обнародование произведения: «право на обнародование- это юридически обеспеченная автору возможность решения вопроса о первой публичной огласке созданного им произведения». В связи с этим, предлагается дополнить ст. 3- основные понятия- закона об авторском праве РТ следующим положением, раскрывающим содержание обнародования произведения: «обнародование- это юридически обеспеченная автору возможность решения вопроса о первой публичной огласке созданного им произведения».
10.Предлагается прямо предусмотреть в законе РТ об авторском праве возможность опубликования произведения, после смерти автора лицом, обладающим имущественными правами на способы использования произведения, если такое опубликование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме, а также не умаляет его репутацию и достоинство.
11 .Утверждается, что право на защиту возникает у правообладателя тогда, когда принадлежащее ему право кем-то нарушено. Выбор способа защиты личных неимущественных прав автора произведения осуществляется в зависимости от специфики нарушенного права и характера правонарушения. Уточнен следующий перечень способов защиты личных неимущественных прав автора
произведения: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсация морального вреда.
12.Предлагается теоретически дифференцировать категории «способ защиты» и «мер защиты». Исходя из этого, предлагаем в действующей редакции статьи ГК РТ, посвященной защите права интеллектуальной собственности, отделить способы защиты от реализуемых в их рамках мер защиты. 13.Для нематериального вреда, к каковому, в частности, относится моральный вред больше соответствует термин «компенсация». Поэтому, в целях придания большей ясности природе рассматриваемого способа защиты предлагается вместо термина «возмещение» использовать термин «компенсация» и внести соответствующие изменения в положения гражданского законодательства РТ. 14.Форма и вытекающий из нее порядок, в рамках которого реализуется способ защиты, определяется заинтересованным в защите нарушенного или оспоренного права лицом с учетом специфики нарушенного права,^природы правонарушения, применяемых в рамках способа защиты мер, личности самого нарушителя, а также компетенции уполномоченных органов, если иное специально не предусмотрено гражданским законодательством.
В исследовании приведены обобщения, сделаны выводы, имеющие научное и практическое значение, усилена аргументация выдвинутых в специальной литературе положений и предложений для реализации поставленных в диссертации целей и задач.
Теоретическая значимость исследования заключается в формировании нового подхода во взглядах на правовую природу личных неимущественных прав автора произведения, которые могут быть использованы в теории авторского права. Полученные результаты и сформулированные в работе положения и выводы способны расширить учение о личных неимущественных правах автора произведения, способствовать теоретическому осмыслению значения их теоретико-правовых основ и повлиять на рекомендации науки гражданского права, обращенные к законодателю и судебной практике, по конструированию правовой природы, системы, содержания и защиты
исследуемых прав. Уточненная правовая природа, классификация и содержание личных неимущественных прав автора произведения могут быть применены в дальнейших исследованиях по авторскому праву.
В диссертации предложены теоретические подходы, ранее не использованные другими исследователями при анализе проблем личных неимущественных прав автора произведения.
Практическая значимость исследования прежде всего, определяется практическим применением, непосредственным или косвенным, через влияние на цивилистическую доктрину, в работе над новыми положениями законодательства Республики Таджикистан в сфере авторского права, а также в правоприменительной деятельности судов.
Материалы исследования могут быть полезны для авторов произведений при осуществлении ими личных неимущественных прав, широко использованы участниками авторских правоотношений и другими заинтересованными лицами, а также для сторон судебного разбирательства по делам, связанным с защитой личных неимущественных прав автора. Содержащиеся в работе предложения доведены до уровня конкретных рекомендаций и могут быть в дальнейшем использованы как при разработке или совершенствовании актов законодательства Республики Таджикистан, так и в практической работе судебных органов.
Они могут найти свое применение при разработке учебных курсов, программ и проведении в вузах занятий по проблемам личных неимущественных прав автора произведения.
Апробация результатов работы. Диссертация выполнена на кафедре гражданского права юридического факультета Таджикского национального университета и обсуждена на совместном заседании кафедр гражданского, предпринимательского и коммерческого права названного факультета.
Основные положения, результаты и материалы настоящего исследования опубликованы в научных работах автора, докладывались на научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах.
Результаты исследования используются в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплине «Гражданское право ч. 3» спецкурса «Интеллектуальные права»» на юридическом факультете Таджикского национального университета.
Структура диссертационной работы определена, исходя из цели и задач исследования. Представленная работа состоит из введения, 3 глав, включаюших в себя 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Материал в главах расположен последовательно: от общетеоретических вопросов личных неимущественных прав автора произведения к специальным, посвященным их содержанию и защите.
class1 Правовая природа личных неимущественных прав автора произведения class1 link1 Особенности правовой природы личных неимущественных прав автора произведения link1
Вопрос о правах, которые могут принадлежать тому или иному субъекту, имеет крайне важное значение для любых отраслей права, в том числе и для авторского права.
Авторское право, будучи сравнительно молодым правовым институтом гражданского права, продолжает быть предметом дискуссий. Огромное количество литературных источников, отражающих различные идеи, взгляды, рассуждения позволяют сделать вывод о том, что действительно правовая природа авторского права остаётся не до конца выясненной. Осознавая сложность вопроса, Табашников полагал, что «спор о юридической природе авторского права будет, по всей вероятности, продолжаться так же долго, как и спор о юридической природе владения. С тех пор, как положительное законодательство приняло это право под свою защиту, оно носится по горизонту науки без всякого определенного назначения и по дуновению того или другого ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься».1
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема эффективности правовой охраны произведений науки, литературы и искусства как высшего проявления бытия и духа человека. Это связано, в первую очередь, с невероятным по своей быстроте и масштабам развитием технических средств и технологий, позволивших максимально быстро осуществлять копирование и распространение произведений, являющихся традиционными объектами авторского права. Достижения мысли не только определяют интеллектуальный потенциал общества, но и оказывают решающее влияние на материальное производство, которое всегда осуществлялось на базе интеллектуальных достижений, являлось их выражением и проявлением. С развитием общества духовные качества индивидов становятся все более определяющими, возрастает ценность духовного начала.3 Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека, поэтому каждый гражданин может свободно высказываться, писать, печатать.4
Учитывая важность охраны моральной сферы создателей интеллектуального творчества, закон Республики Таджикистан «Об авторском праве и смежных правах»5 (далее закон РТ об авторском праве) предусматривает, как имущественные, так и личные неимущественные права автора. Деление авторских прав на личные неимущественные и имущественные, которое общепризнан в странах континентальной правовой системы, в силу их одновременного существования по поводу одного и того же объекта, создают некоторые проблемы при выявлении присущих личным неимущественным правам особенностей. Однако, несмотря на такое соприкосновение, личные неимущественные права автора предназначены для охраны того или иного объективного интереса.
В этой связи исследование особенностей правовой природы личных неимущественных прав автора произведения становится необходимым.
Теория личных неимущественных прав автора произведения по мере своего развития и становления укрепляла свои позиции различными особенностями, аргументированные разными основаниями, что на современном этапе превратило данную теорию в основополагающую. Хотя решающее влияние на природу этих прав в конечном итоге оказывает характер существующих в данном государстве экономических и политических отношений, характер существующих в обществе нравственных норм,6 значение объективных признаков нельзя недооценивать. В этом плане роль науки заключается в выявлении и установлении объективных особенностей правовой природы личных неимущественных прав автора произведения, что позволит правильно определить их значение.
Считаем целесообразным, исследование особенностей правовой природы личных неимущественных прав автора произведения с анализа существующего в юридической литературе общего представления о правовой природе категории личных неимущественных прав, высказанные в различные исторические периоды, которые отражают процесс развития признание моральной стороны личности.
Основой для современного понимания личных неимущественных прав послужили «личные права». В современной науке гражданского права «личное» употребляется в различных значениях. Чаще личные права противопоставляют имущественным правам. В таких случаях личные права приобретают значение неимущественных прав и понимаются именно в этом смысле. В этом смысле говорят о личных и имущественных правах автора. Иногда противопоставляют вещным правам права обязательные или личные. В этом смысле личные права принимаются как синоним имущественных обязательственных прав.
Проблемы классификации личных неимущественных прав автора произведения
Институт личных неимущественных прав автора в юридической литературе породил спор не только относительно особенностей их правовой природы, но и в отношении классификации, содержания этих прав. Анализ юридической литературы и нормативно-правовых актов показывает, что в разные исторические этапы развития института авторского права взгляды ученых и законодателей на классификацию принадлежащих автору личных неимущественных прав не был однозначным. Не наблюдалось солидарности и по вопросу их формы существования. Одни рассматривали единое личное неимущественное право, состоящее из правомочий лично-неимущественного характера, другие самостоятельные и обособленные личные неимущественные права.
История развития цивилистической мысли показывает, что в различные исторические этапы взгляды ученых на классификацию личных неимущественных прав автора, придание тому или иному праву лично-неимущественной природы были различными.
В советской литературе по авторскому праву под влиянием государственной идеологии, а также руководящих моральных принципов того времени, значение личных неимущественных прав автора была настолько возвышенно, что к ним относили даже некоторые права, имеющие сегодня имущественное содержание. По мнению Б.С. Антимонова и Е.А. Флейщиц, автору принадлежат такие личные неимущественные права, как право на опубликование произведения, право на воспроизведение и распространение произведения, право на авторское имя, которое также включает право признаваться автором произведения, а также право на неприкосновенность произведения. Эти авторы считали, что права на неприкосновенность произведения и его опубликование являются высшим выражением защиты творческой личности автора.151 К личным неимущественным правам ряд исследователей относили право на авторское имя, на опубликование произведения и на неприкосновенность последнего.152 Е.П. Торкановский предлагал дополнить состав этих прав такими правами, как помощь автору со стороны издательства и на регистрацию произведения, устанавливающую дату его выхода в свет. Н.Д. Егоров, относил к личным неимущественным правам автора, право на использование произведения, право на опубликование.15 О.С. Иоффе широко раскрывал содержание личных неимущественных прав автора, относя к ним право на воспроизведение, право на распространение и т.д. Аналогичная позиция наблюдается у М.Н. Малеиной.155 Б.В. Каймазова предлагала деление личных прав автора на право опубликование, право авторства и право на неприкосновенность произведения.156 О.А. Красавчиков в качестве личных неимущественных прав, связанных с результатами личной творческой деятельности, перечислял права авторства, право автора на опубликование, воспроизведение и распространение произведения и др. У.К. Ихсанов поддерживал такую классификацию личных неимущественных прав автора, согласно которой к ним относили право авторства, на авторское имя, опубликование, воспроизведение и распространение, а также неприкосновенность произведения, иначе, все права, кроме права на получение гонорара. Аналогичной позиции придерживались Е. Вакман и И. Грингольц.159 Э.П. Гаврилов к личным неимущественным правам относил все авторские права, кроме тех, которым присуще экономическое содержание.160 По мнению М.И. Никитиной, в связи с созданием и использованием произведения автор приобретает ряд различных по своему характеру правомочия, которые в совокупности образуют авторское право. Также считают, что единое авторское право включает в себя такие элементы, как право авторства, авторское имя, опубликование произведения, на его неприкосновенность, на вознаграждение и некоторые другие.161 И.Л. Корнеевой, относя к личным неимущественным правам те правомочия, которыми обеспечивается защита его имени, литературной и художественной репутации, перечисляет такие права, как авторства, на авторское имя, защиту репутации автора, обнародование произведения, его отзыв, опубликование произведения.162 По данному вопросу интересна позиция Корецкого В.И., который классифицирует личные неимущественные правомочия автора на группы. Автор предлагает объединить принадлежащие автору личные неимущественные правомочия в следующие три группы: 1) правомочия, связанные с авторством на произведение, 2) правомочия, связанные с опубликованием произведения и 3) правомочия, связанные с неприкосновенностью произведения. Видимо, объединение правомочий автора в отдельные группы носит чисто теоретический характер, так как автор придерживается принадлежности создателям произведений самостоятельных правомочий лично-неимущественного характера.
Защита личных неимущественных прав автора произведения
Важнейшей гарантией стабильности гражданского оборота и гражданских правоотношений является обеспечение субъектов гражданских прав правом на защиту. В этом плане, прав В.П. Грибанов, согласно мнению которого «субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является «декларативным правом»». Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила, которая создается в интересах всех.281 Провозглашенное в законе, но, будучи не обеспеченное государственными правоохранительными мерами, оно может быть рассчитано лишь на добровольное уважение его со стороны неуправомоченньгх членов общества и приобретает в силу этого характер лишь морально обеспеченного права, покоящегося лишь на сознательности членов общества и авторитете государственной власти. Необходимость обеспечения субъективных прав эффективными средствами защиты в условиях построения рыночной экономики, обострения конкурентной борьбы, только возрастает.283
Нарушение личных прав и свобод граждан в каких бы областях общественной жизни оно не происходило, подрывает не только основу формирования личности, но и приводит к пассивности структуры способности граждан, к ущемлению личных прав и достоинств.284 Обеспечением правильной реализации личных неимущественных прав, обеспечивается нормальное функционирование сферы индивидуальной жизни, без чего нет нормального субъекта общественных отношений.
Следовательно, завершая анализ правовой природы личных неимущественных прав автора и его содержания, нельзя обойти вопрос их защиты.
Личные неимущественные права автора произведения охраняются в рамках действующего законодательства Республики Таджикистан.
В юридической литературе под охраной субъективных прав подразумевается совокупность мероприятий политического, экономического, а также правового характера, направленных на обеспечение должного уровня осуществления права. В этом плане, правовая охрана личных неимущественных прав автора обеспечивается правовыми нормами различных отраслей права, в частности гражданского, уголовного и административного. Принятые мер в рамках различных отраслей права способствуют обеспечению должного уровня охраны личных неимущественных прав автора. Особенность мер по охране личных неимущественных прав автора заключается в том, что их применение зависит от усмотрения обладателя этих прав.
Среди мер по охране личных неимущественных прав автора особое значение имеют гражданско-правовые способы. В отличие от уголовно правовых и административно-правовых мер охраны этих прав, гражданско- J правовые меры, ввиду их гибкости, в большей степени соответствуют желаниям и ожиданиям обладателя нарушенных авторских прав. Действующий Гражданский кодекс РТ, а также Закон РТ «Об авторском праве и смежных правах» обеспечивают охрану личных неимущественных прав автора различными мерами, в частности установлением различного рода запретов и ограничений, а также мерами защиты. Например, авторский закону устанавливая непередаваемость личных неимущественных прав автора, тем самым предусматривает запрет для их присвоения или использования. Или же, авторский закон допускает использование без согласия автора его произведения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Гражданское законодательство предусматривает множество подобных мер.
Гражданско-правовые способы защиты личных неимущественных прав автора становятся реальными, действенными при принятии со стороны автора необходимых действий, тесным образом связанных с волей автора. Охрана личных неимущественных прав автора обеспечивается как регулятивными, охранительными, так и предупредительными положениями закона в целом, ограничивающими или запрещающими те или иные действия участников авторских отношений, так и активными действиями обладателя нарушенного права. Эффективность способов зашиты проявляется в процессе их осуществления. Вероятность обеспечения нормального существования законных прав и интересов автора одними лишь предупредительными положениями закона зависит от состояния сознания, культурного уровня, развитости чувство долга и ответственности членов общества перед друг другом, а также состоявшегося высокого уровня сознания и уважения к закону. Однако, человечество еще не знает подобного примерного общества, в котором его члены могли бы обходиться только лишь охранительными мерами, не прибегая к активным способам защиты. О защите можно говорить, когда правоохранные меры являются ответом на посягательство на субъективное право либо на конкретную угрозу посягательства.285 В этом плане, способы защиты представляют собой активные действия обладателя нарушенного личного неимущественного авторского права, направленного на охрану его личных неимущественных прав.