Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Международное право о положении женщины в обществе
1.1. Права человека: понятие, функции 10-19
1.2. Международная защита прав женщин как институт международного права и его юридическое содержание 20-36
1.3. Основные правовые акты и социальные права человека в мусульманском праве 37-60
ГЛАВА 2. Женщина и мусульманское право
2.1. Источники мусульманского права 61 -78
2.2. Мусульманское семейное законодательство... 79-84
ГЛАВА 3. Женщина как субъект семейно-брачных отношений в мусульманском семейном праве.
3.1. Особенности положения женщины при заключении брака 85-115
3.2. Правовые последствия заключения брака 116-124
3.3. Специфика расторжения мусульманского брака и юридические последствия 125-155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156-158
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 159-166
- Права человека: понятие, функции
- Источники мусульманского права
- Особенности положения женщины при заключении брака
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Тема «правовое положение женщины» - одна из основных тем не только в мусульманском праве, но и в международном праве вообще.
Вопрос о правах мусульманской женщины представляет собой большую сложность для объективного рассмотрения, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимся положением женщины в мусульманском обществе; различным положением мусульманских женщин в странах, где они проживают; отдаленностью населенных пунктов этих стран от местных административно-территориальных центров.
Вопросы семьи и положения мусульманской женщины в семье и обществе - это комплекс проблем, каждая из которых представляет сложное переплетение самых различных вопросов, таких, как многоженство, ранние браки, брачный дар и многое др.
Современная наука глубоко и всесторонне изучает проблемы брака и семьи. Семья, ее роль в жизни отдельного человека, общества в целом, в наше время находится в центре внимания многих исследований. Она рассматривается как основная ячейка, в которой формируются, реализуются репродуктивные установки граждан. Семья - необходимый элемент развития общества, обеспечивающий прирост населения, физическое и духовное воспитание молодого поколения, удовлетворения естественных потребностей человека в любви и общении. Замечено, что психофизическое состояние членов общества зависит главным образом от семьи. Семья большое благо и радость для человека. Образ жизни семьи в известной степени предопределяет семейный образ жизни ребенка в будущем.
Образ жизни мусульманина не менялся в течение веков. Естественно отношение к женщине, устанавливавшееся традициями в продолжение такого длительного срока, не может измениться с принятием каких-либо правовых актов. К тому же, учитывая сравнительно недавнее появление законодательных актов в области мусульманского семейного права (если сопоставить его по времени с возникновением обычаев в области семейных отношений, а также с принятием мусульманской веры), можно небезосновательно предположить, что такие акты не то что не могли быть усвоенными сознанием мусульманина, но он мог просто о них не слышать, а следовательно, не исполнять их, тем более, что система надзора за исполнением нормативных актов недостаточно развита.
Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, уделяет большое внимание регламентации семейно-брачных правоотношений, и правовому положению женщины, в частности. Вместе с тем, следует отметить, что в мусульманском обществе религия являлась, а в некоторых странах мусульманского мира поныне остается основой регулирования этих правоотношений.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
/. Культура арабских стран, в том числе семейно-брачных отношений, оставила глубокий след в мировой цивилизации.
2. Начиная со второй половины прошлого века исламизация общественной жизни переживает своеобразный ренессанс, наблюдаемый в ряде стран Среднего и Ближнего Востока.
3. Процесс исламизации накладывает свой отпечаток и на семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах, ставшее особенно актуальным в связи с вовлечением женщин-мусульманок в общественную жизнь и обеспечением их подлинного равноправия.
4. Интерес к сравнительно-правовым исследованиям семейно-правового положения женщины в различных странах не только не ослабевает, а усиливается, охватывая широкий круг ранее не изучаемых вопросов названной сферы. 5. Важный научный интерес представляет изучение идейных и социальных концепций и основ Ислама по семейно-правовому положению женщин. Для Российской Федерации такое изучение и научный анализ имеют практическое значение, так как семейные отношения у народов Татарстана, Башкартостана, Ингушетии, Дагестана и Чеченской Республики практически регулируются не только соответствующими нормами российского законодательства, но и нормами Исламского права. Цель исследования - подробный теоретический анализ семейно-правового положения женщины в мусульманских странах.
Объектом исследования являются правоотношения, в которые вступает и участвует женщина-мусульманка и которые определяют её положение в семье и обществе.
Предметом исследования является правовое (на основе Исламского права) положение женщины в семье и обществе мусульманских стран. Теоретическая основа исследования.
При подготовке диссертации автором были применены общие научные методы анализа и синтеза, историко-культурные, сравнительно-правовые и формально-юридические методы анализа.
В качестве теоретической и методологической основы исследования при написании работы послужили труды российских и зарубежных авторов. С учётом исследуемых в них вопросов эти работы целесообразно поделить на следующие группы.
1. Работы по вопросам международной защиты прав человека таких авторов как О. О. Миронов «Европейский суд по правам человека: порядок обращения», С. А. Глотов «Права человека и их защита в Европейском суде», Е. А. Лукашёва «Права человека», С. А. Горшкова «Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство», В.А.Карташкин «Права человека в международном и внутригосударственном праве», Р. А. Мюллерсон «Права человека: идеи, нормы, реальность» и др.;
2. Широко использовались работы таких российских западных историков и правоведов как Н. Е. Торнау «Изложение начал мусульманского законоведения», Р. Шарль «Мусульманское право», А. Массэ «Ислам. Очерк истории», Л. Р.Сюкияйнен «Мусульманское право», М. И.Садагдар «Основы мусульманского права», Л. И.Шайдулина «Арабская женщина и современность», А. М.Нечаева «Семейное право России», Г. М.Керимов «Шариат и его социальная сущность», Вагабов М. В. «Ислам, женщина, семья», В. Порохова «Коран. Перевод смыслов и комментарии», Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству», Е. А.Беляев «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», А. И.Ионова «Современный ислам: человек и общество», А.Крымский «Мусульманство и его общность», В. В.Бартольд «Ислам и культура мусульманства», и многих других;
3. Работы ведущих арабских првоведов, специалистов по семейному праву, в частности: Абу Зара Мухаммад «Аль-ахваль аш-шахсийа», Акла Мухаммад «Низам аль-усла фи аль-ислам», Ас-субаи Абд ар-Рахман «Шарх Канун аль-ахвал аш-шахсийа ас-сулий», Кадри-паши Мухаммад «Китаб ал-ахкам аш-шарийа фи аль-ахвали аш-шахсийа алла мадхай ал-имам Абу Ханифа» и многие др.;
Были использованы такие исторические источники мусульманского права как Коран, Сунна и комментарий мусульманского права - Хидайа.
Правовую основу диссертации составляют конституции и законодательные акта мусульманских государств, Декларация прав и свобод человека, Всеобщая исламская декларация прав человека.
Научная новизна исследования.
Данная диссертация является одним из первых трудов в семейном праве России, посвященных исследованию семейно-правового положения женщины в мусульманских странах.
Впервые в диссертации предпринята попытка комплексного исследования семейно-правового положения женщины в мусульманских странах на основе анализа соответствующих положений Исламского права и изложены предложения по правовым методам урегулирования нерешённых вопросов.
Автор критически рассмотрела как существующие мнения отечественных и зарубежных учёных, так и складывающуюся практику по урегулированию семейно-правового положения женщины в мусульманских странах, сформулировано собственное мнение по проблемным вопросам семейно-правового положения женщины в мусульманских странах. В диссертации сделаны теоретически обоснованные и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства России с целью упорядочения правового регулирования положения женщины в семье и обществе субъектов Российской Федерации, население которых исповедует Ислам.
По результатам исследования на защиту выносятся следующие положения.
1 .Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах имеет свою специфику. Тот факт, что брак и развод в мусульманских странах находится под влиянием Ислама, положительно сказывается на прочности семейных уз, обеспечении женщины-матери и детей в случае прекращения брака. Данные нормы Исламского права не противоречат в главном и основном российскому законодательству и не вызывает конфликта закона.
2.Вопреки бытующему мнению о том, что женщины-мусульманки бесправны в семье, Шариат предоставляет женщине самые широкие права, связанные с положением в семье и воспитанием детей. То, что семейное законодательство мусульманских стран допускает полигамные браки, не ограничивает прав женщин. Судья может дать разрешение на второй и последующие браки, лишь с соблюдением определенных условий. Первым главным из них является согласие первой жены на последующие браки. В диссертации эта проблема освещается с учётом общих прав человека, конституционных прав граждан мусульманских стран.
З.В диссертации доказывается, что правило о махре (брачном даре невесте) не может квалифицироваться как пережиток, нарушающий права мужчин. Махр, сумма которого варьируется от одного до тридцати тысяч долларов, представляет собой определённую гарантию материального обеспечения женщины в случае ухудшения имущественного положения мужа или прекращения брака, а также приводятся доводы в пользу вывода, что обязанность мужа содержать жену (нафакэ) есть позитив мусульманского семейного права.
4.В исследовании обосновывается вывод о важности и практической значимости института обручения в семейном праве и предлагается продлить месячный срок, предусмотренный СК РФ, по истечении которого брак может быть заключён, до трёх месяцев.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут стать основой для последующих научных исследований в области брачно-семейных отношений, использоваться в преподавании курса «Семейное право», «Международное частное право», при разработке, основанных на данной учебной дисциплине спецкурсов по семейному праву мусульманских стран. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности субъектов РФ.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Результаты исследования нашли отражение: в докладе на международной конференции «Социальная роль права: история и перспективы развития» (Москва, 27-29 сентября 2002 год), в лекциях и семинарских занятиях по семейному праву в Московском государственном социальном университете (МГСУ). Обсуждение диссертации проходило как на кафедре международного права, так и на кафедре семейного права юридического факультета МГСУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Права человека: понятие, функции
Проблема прав человека (содержание и способы защиты, соотношение государства, личности и международного сообщества) и их обеспечения сложна и многопланова. Она включает в себя социальные, политические, экономические, юридические и прочие аспекты, затрагивая различные стороны государственной, общественной и частной жизни людей.
Защита основных прав и свобод личности от нарушений государством развивается в настоящее время на двух уровнях: национальном и интернациональном (международном), при этом последний, в свою очередь, включает две группы систем международной правозащиты, а именно -региональную и универсальную структуры.
Нас, главным образом, интересует весь комплекс обеспечения прав человека, как на государственном, так и на международном уровнях. Именно такая постановка проблемы основывается на понимании современного уровня развития не только международного права, но и международных отношений в целом. Во-первых, в настоящее время международные отношения несут на себе печать всевозрастающей взаимозависимости суверенных государств, позволяющей говорить о целостности, единстве мира. В этих условиях отдельные права и свободы (вернее, комплекс прав и свобод) могут возникать и реализовываться во все большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и государства факторов, и, в частности, под воздействием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества .
Во-вторых, отказ во многом от идеологического противостояния приводит к осознанию глобализации многих проблем, стоящих перед мировым сообществом, что требует более тесного сотрудничества всех государств на основе интеграции.
В-третьих, усложнение мировых связей не позволяет государству вне сотрудничества с другими решать проблемы обеспечения международного стандарта прав человека, так как именно эта категория, как отмечает ряд авторов, «выходит на международный уровень»2.
В-четвертых, индивид рассматривается не просто как бенефициарий, потребитель тех прав, которые дарует ему государство, а как участник международных (не межгосударственных) отношений и защитник своих прав.
Остановимся более подробно на рассмотрении этих аспектов, ибо они непосредственно связаны с темой диссертации, т. к. права женщины в целом, а также её семейно-правовое положение в частности, представляют собой неотъемлемую часть прав человека.
Взаимозависимость и целостность мирового сообщества, единство человечества выражается, в первую очередь, в появлении, расширении и углублении содержания общечеловеческих стандартов прав и свобод личности, имеющих силу норм как международной морали3, так и международного права. Любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества государств, должно сообразовывать свое законодательство и свою практику с требованием этих международных стандартов4.
На наш взгляд, это означает, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства и стали предметом международной защиты5. Причем стоит отметить, что это относится уже не только к массовым нарушениям, которые напрямую угрожают международному миру и безопасности. Развитие цивилизации и соответствующие этому изменения в области международного права приводят к тому, что все большее количество вопросов, традиционно относящихся к внутренним делам государства, становятся объектом международного регулирования. Это означает также и то, что права человека уже не могут определяться исключительно характером и уровнем развития данного конкретного общества, и что все большее влияние на их состояние оказывает единое человеческое сообщество.
Однако не все юристы-международники разделяют данную точку зрения6. Определяя природу прав человека как классовую и отдавая международным отношениям роль «производных от национальных», они доказывают, что именно суверенное государство определяет не только объем и характер прав, но и возможность их выполнения. Вероятно, такая позиция определялась расколом мира на два противоборствующих лагеря и отношением к правам человека как к средству идеологической борьбы.
В настоящее время можно утверждать, что чем целостнее становится мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы человека международными факторами. Это происходит не только правовым способом, т.е. с помощью распространения знаний о правах и свободах в других странах, общения людей из разных государств, но и через целенаправленное создание международных механизмов и процедур сотрудничества в области защиты прав человека.
Это свидетельствует о торжестве естественного права в сфере защиты прав и свобод человека. Взаимозависимость мира приводит к сужению сферы, в рамках которой каждое государство может действовать по своему усмотрению, независимо от других государств и мирового общественного мнения. Это относится и к правам и свободам человека, где позитивные нормы как международного, так и внутригосударственного характера все полнее могут обеспечить естественные для человеческой природы и человеческого достоинства условия жизни каждого индивида. Ашллар А., бывший председатель Комиссии по правам человека, отметил, что «всеобщая декларация прав человека и международные пакты содержат нормы, которые, выделенные из коллективного опыта и общего наследия всех народов мира, представляют собой универсальные стандарты поведения для всех народов и государства» .
Источники мусульманского права
Приступая к исследованию современного состояния законодательства, регулирующего брак и развод в арабских странах, следует отметить, что право, особенно семейное право, на протяжении многих веков находилось под влиянием ислама. Это влияние продолжает оставаться значительным и в наши дни. Так, постоянная Конституция Сирийской Арабской Республики, принятая 12 марта 1973 г., гласит, что «мусульманское право - главный источник законодательства (ст. 3). В Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. особо подчеркивается роль мусульманского права как источника законодательства: «Ислам является государственной религией... и принципы исламского шариата являются главным источником законодательства.».
Эта особенность семейного законодательства арабских государств требует характеристики источников мусульманского права. Рассмотрим их.
Коран (араб. Кур ан, букв. - чтение) - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, по преданию произнесённых Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу 7-8 веков117.
Коран определяет основные принципы ислама в отношении женщины, имеющими силу правовой нормы. В Коране рассматриваются такие важнейшие проблемы семейных основ, как брак и его необходимость, согласие лиц, вступающих в брак, махр, многоженство, развод, взаимоотношения родителей и детей, наказание за супружескую неверность, имущественные отношения семьи и другие моральные, правовые нормы семейной жизни.
Вопросы эти рассматриваются во многих сурах Корана: «Женщина», «Свет», «Препирательство», «Развод», «Запрещение» и другие.
Так, четвертая сура Корана называется «ан-Нисаъ», что по-арабски означает «Женщины». Сура состоит из 176 айатов. Данная сура ниспосылалась на протяжении нескольких месяцев, вскоре после поражений мусульман в сражениях за веру. Усугубилась необходимость заботы о сиротах, вдовах. В этой суре также указаны некоторые права женщин, в частности, которых они были лишены при язычестве. Впервые в истории здесь говорится об ограничении многобрачия. Ислам ограничил многобрачие четырьмя женами, определив при этом конкретные условия. В суре рассматриваются также некоторые основные принципы, которыми должны руководствоваться люди вообще, и мусульмане в частности.
Сура «ан-Нисаъ» призывает всех людей к достойному поведению, равноправию, дает указания, как относиться к сиротам, женитьбе, опеке и доверию, настаивает на примирении, когда оно возможно, и сравнивает его с истинным благочестием. Аллах в данной суре дал наказ относительно наследства и перехода имущества, а также в отношении женщин, на которых запрещено жениться.
Права и обязанности женщины раскрываются и в других источниках мусульманского права и прежде всего в Сунне, которой мусульмане руководствуются при решении религиозных, государственных, общественных и правовых вопросов.
На арабском языке сунна означает обычай или традиция. По мусульманскому праву Сунна содержит высказывания, решения и действия Мухаммада, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные им. В Сунне содержатся основные правовые нормы мусульманского права. Наряду с Кораном большинство мусульман признаёт Сунну как наиболее авторитетное произведение религиозной литературы, дополняющее, разъясняющее и от части заменяющее Коран.
«Сунна, представляющая сборник хадисов (предписаний Мухаммада), явилась источником массы практических уложений, которыми руководствовались судьи в течение первых веков ислама до кодификации исламского права. И по сегодняшний день она остается основным источником правовых положений во многих странах (напр., Саудовская Аравия, где к Сунне обращаются при решении любого спорного вопроса - авт.), которые используют полностью, либо частично шариат или священный закон ислама»118.
Сунна включает в себя те обычаи, которые были связаны с деяниями, поступками Пророка Мухаммада. Содержание Сунны облечено в форму коротких рассказов - хадисов. Хадисы являются одним из важнейших источников понимания отношения ислама к женщине. Они в значительной степени разъясняют айаты (стихи Корана), не ясные по смыслу. Отмечая эту особенность Сунны, французский исламовед А. Массэ писал: «...если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны»1 9. В Сунне получают более точное выражение некоторые предписания Корана относительно женщины, в частности о махре (выкупе), хиджабе120.
Содержание Сунны облечено в форму коротких рассказов-хадисов (предания о словах или поступках пророка Мухаммада и его ближайших сподвижников).
Особенности положения женщины при заключении брака
Существует несколько правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis). Теория брака как договора берёт свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был связан прежде всего с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная области совершенно справедливо оставались за рамками права.
В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер таинства, подчёркивая его духовную сторону.
В период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. «Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере»142.
Для того чтобы лучше понять истинную сущность женщины, ее особое положение и роль в обществе, необходимо рассматривать женщину прежде всего в свете института семьи.
В современной юридической литературе не существует общепризнанного определения семьи. «С точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные особенности. Это, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством»14 . Семья - общественный механизм воспроизводства человека, основанный на браке или кровном родстве. Семья имеет черты социального института и малой группы. Как социальный институт она характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. В этом качестве она является объектом семейной и демографической политики. Как малая группа, семья рассматривается с точки зрения характера взаимоотношений ее членов, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью, психологической поддержкой.
Традиционные принципы построения и существования мусульманской семьи, как правило, практически не закреплены в современных законодательствах мусульманских стран. К тому же, как отмечалось ранее, по причине удаления от крупных административно-территориальных единиц и других факторов продолжает существовать естественная тенденция к традиционно сложившимся общественным отношениям. Если учитывать это обстоятельство, то мы имеем дело с фактически действующими положениями мусульманского семейного права.
Семья провозглашена мусульманской религией как наивысшая ценность. Создание семьи, согласно исламу, является одной из основных задач мусульманина и поэтому «лицам, которые стремятся избежать создания семьи, основываясь на чрезмерных или фальшивых ожиданиях, делается строгий выговор и выражается порицание за любую форму отговорки, к которой они прибегают, чтобы отвратить Богом данную силу секса от ее должного использования» .
В Коране содержится достаточно большое количество предписаний, которые подчеркивают ценность брака для мусульман: «неженатые должны жениться», «бездетный дом не содержит благословения», «дыхание сына, как дуновение рая», «когда мужчина с любовью взирает на свою жену, а она на него, Аллах взирает с милостью на них обоих», «две молитвы женатого человека более ценны пред лицом Господа, нежели 70 молитв ученого человека». Такими утверждениями, по мнению К. X. Беккера, «Мухаммад подстегнул своих последователей к заключению браков».
По словам известного ученого Р. Шарля: «В мусульманском обществе брак, сопровождающийся рождением детей, является религиозной обязанностью, а безбрачие - прискорбным состоянием».
Многие мусульманские ученые-богословы пришли к единому мнению, что свобода в регулировании семейно-брачных отношений оказывает отрицательное влияние как на западное общество, так и на традиционное и устоявшееся мусульманское общество: