Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ) Алави Ахмед Салех

Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ)
<
Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ) Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ) Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ) Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ) Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ) Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ) Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алави Ахмед Салех. Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ) : ил РГБ ОД 61:85-9/13

Содержание к диссертации

Введение

. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СТРАНАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

I. Социально-экономическая структура - материальная основа развития культуры и культурных преобразований. Место стран социалистической ориентации среди освободившихся стран. Экономическая структура стран социалистической ориентации. Классовая структура стран социалистической ориентации.

2. Идейно-теоретические основы культуры и культурных преобразований.

Культура как философско-социологическое понятие. Сущность и цели культурных преобразований. Классовое социально-экономическое содержание культуры.

3. Задачи возрождения национального культурного наследия.

Различные течения в изучении наследия. Отношения между прошлым, настоящим и будущим.

Глава П. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШРШ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ЙЕМЕНЕ

I. Некапиталистический путь развития как необходимая основа для проведения прогрессивных преобразований в области культуры. Борьба политических сил. Социально-экономические основы культурных преобразований. Демократизация культуры.

2. Создание новой интеллигенции как необходимое условие преобразований в области культуры. 98 - 115

Социальное содержание интеллигенции. Пути формирования новой социалистической интеллигенции.

3. Революционно-демократические изменения в области образования. Ликвидация неграмотности - насущная задача национально-демократической революции в Демократическом Йемене. Развитие всеобщего образования.

4. Возникновение и развитие системы высшего

образования в Демократическом Йемене. 154 - 172

Создание системы высшего образования. Идеологическое содержание высшего образования. Пути и формы совершенствования системы высшего образования.

Заключение 173 - 180

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования возрастает в связи с международным значением революционного опыта НДРЙ - первой арабской страны, избравшей социалистический путь, руководствуясь теорией научного социализма-, под руководством марксистско-ленинской партии.

Актуальность исследования обусловливается необходимостью разъяснения истины, подтвержденной практикой и реалиями освободившихся стран. Преимущества общественной системы государств социалистической ориентации создают условия для развития прогрессивных элементов культуры, национального культурного наследия, использования достижений культуры, ее прогрессивного содержания во имя освобождения человека, освобождения трудящихся от угнетения и лишений.

В отличие от того, что было сказано выше, в условиях капиталистической ориентации сохраняется засилие культуры империалистических колонизаторов. Культура этих стран по-прежнему

- 8 -продолжает служить интересам небольшой части общества - эксплуататорским классам.

Советские исследователи уделяют большое внимание проблемам социалистической ориентации и, в особенности, в последние годы.

Они дали ряд важных теоретических разработок, опирающихся на глубокий анализ явлений, происходящих в той группе развивающихся стран, которые идут в своем политическом, социально-экономическом и культурном развитии в направлении социализма.

Среди этих работ целый ряд посвящен изучению и анализу идеологии революционных демократов, формированию авангардных партий в странах социалистической ориентации. Очень важные и полезные выводы содержатся в работах К.Н.Брутенца, О.В.Марты-шина, А.С,-Кауфуіана, И.Л.Андреева, Н.С.Илларионова, Г.Ф.Кима, Н.Д.Косухина, Е.С.Троицкого, А,В.Кивы, Р.А.Ульяновского, В.П.Агафонова, В.И.Чиркина, М.Ахмедовой и Е.М.Примакова.

Автор диссертации уделил большое внимание и работам советских ученых, исследующих общую теорию культуры, вопросы и задачи культурной революции: А.И.Арнольдова, С.Й.Арнатовского, Э.А.Баллера, Е.В.Боголюбовой, В.В.Горбунова, В.Е.Давидовича, Ю.А.Бданова, Н.С.Злобина, В.М.Межуева, А.М.Романцева, С.А.Федю-кина и др.

Из работ, вскрывающих проблемы культуры и культурных преобразований в развивающихся странах необходимо выделить книги Р.М.Авакова, В.Й.Вороны, А.Х.Вафы, О.К.Дрейера, Б.С.Ерасова, Р.Н.Исмилв<яй', Ю.М.Кобицанова, Л.Е.Куббеля, В.И.Максименко, Л.Р.Полонской, Е.Б.Рашковского, Е.ПЛелышева и др.

В этой области работала и значительная группа арабских исследователей: Х.Мурувва, М.А.Аль-Алим, Ш.Гали, А.Махди,

- 9 -М.А.Аиь-Джабри. Т.Теизини, Х.Аль-Апари, А.А.Гейлян, А.А.Аль-

Малик, Х.Аль-Ауди, Х.Мунис, А.Аль-Джунди, А.Аль-Макдаси.:

Из йеменских авторов, работавших в данной области, необходимо особо отметить А.Баазиба, А.А.Макалиха, Х.Азази и др.

Б той или иной степени они вскрыли и разъяснили культурные процессы, происходящие в арабских странах, определив вместе с тем и перспективы развития культуры этих стран.

Вместе с тем, многие из этих монографий, в особенности работы выдающихся авторов - марксистов, таких как Х.Мрувва, Т.Теизини,, М.А.Аль-Алим способствовали распространению марксистско-ленинского учения в арабских странах по широкому кругу проблем, связанных с общей теорией культуры, вопросов культурного наследия, и сыграли заметную ршьвразоблачения реакционных теорий и воззрений в области изучения культурной проблемы и вопроса о наследии.

В последние годы возросло и число монографий, посвященных изучению культурного и философского наследия, в частности арабской исламской философии. В этой сфере арабские исследова-тели^марксисты-ленинцы,достигли больших успехов, принесших огромную пользу всем прогрессивным силам в арабских странах. Автор использовал значительное количество этих монографий в своем исследовании.

Значительное число советских ученых посвятили свои труды исследованию и анализу различных сторон революционного опыта НДТЙ. Среди них можно выделить В.В.Наумкина, И.А.Александрова, П.Г.Алхимова, И.А.Асадова, Й.Д.Бурцева, Л.В.Валькову, Л.Н.Кот-лова, О.Г.Герасимова, А.С.Шина и др.

Несмотря на большое внимание, уделяемое советскими учеными и исследователями-марксистами из других стран проблемам теории и практики общества социалистической ориентации, моно-

- 10 -графии, посвященные изучению и исследованию культурных преобразований, не многочисленны и раскрывают лишь определенные области, некоторые аспекты, решают относительно узкие задачи»'

Тема "Культурные преобразования в странах социалистической ориентации" остается по-арежнему актуальной и требует глубокого изучения и анализа. Монографии, исследующие новые явления в развитии общества социалистической ориентации, многочисленны и дают ценный фактический материал и выводы. Но в то же время быстрое развитие стран соцориентации и важные события, приведшие к появлению новых особенностей и явлении, требуют непрерывного изучения и анализа. В свою очередь постоянного изу изучения требуют и новые явления в области духовной культуры.*

івтор уделил большое внимание выделению особенностей и содержания культурных преобразований в освободившихся странах, развивающихся в условиях социалистической ориентации на базе теории научного социализма - марксизма-ленинизма под руководством авангардной партии.

Цель исследования - социально-философский анализ содержания культурных преобразований в условиях социалистической ориентации, теоретическое обобщение на базе марксистско-ленинского метода и теории научного коммунизма содержания культурных преобразований, осуществляемых в странах социалистической ориентации на примере Народно-демократической республики Йемен.

Для достижения этой цели автор решает целый ряд конкретных вопросов, а именно:

- выяснение значения выбора социалистической ориентации, как обязателлной предпосылки осуществления культурного подъема народов молодых освободившихся стран;

\

\

- II -

анализ социально-экономической структуры стран социалистической ориентации, как материальной основы элементов духовной культуры;

выявление диалектической взаимосвязи и взаимодействия между прогрессивными достижениями в культурной жизни страны и достижений в области политики, экономики, идеологии и общественных отношений;

исследование программных целей, принципов и задач ев области культурной политики ЙСП;

анализ роли культурного наследия в процессе осуществления культурного подъема и определение правильного диалектического отношения к процессу сохранения и развития национального культурного наследия;

выяснение общего, особенного и единичного путем углубления, в изучение достижений революции в культурной жизни НДРЙ.

Методологической основой исследования стали работы классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС и ЙСП, международных совещания коммунистических и рабочих партий, положения и выводы, содержащиеся в трудах руководителей КПСС и советского государства.

Основными источниками для написания диссертации были документы Национального фронта, Объединенной Политической организации Национального фронта и Йеменской Социалистической партии»

Автор широко использовал законодательные акты и правительственные документы НДЕЙ, отчеты ряда правительственных органов.

Большое место в работе занимают труды, выступления и речи руководителей ЙСП, государства и правительства НДРЙ.

Автор широко использует документы конгрессов и конференций по вопросам образования и проблемам педагогики и конференции по проблемам высшего образования, конференций союзов йеменских литераторов и писателей и т.д., материалы теоретических конференций, проходивших в ИДЕЙ.

В исследовании использованы многие работы советских; арабских, йеменских авторов, в которых исследуются проблемы культуры и культурных преобразований.

Предлагаемая диссертация - первая работа, в которой с позиций научного коммунизма обобщается процесс формирования и развития национальной культуры общества социалистической ориентации в НДБІ в качестве примера культуры и культурных преобразований в освободившихся странах соцориентации, руководимых партией, опирающейся на марксистско-ленинскую теорию;1

На основе изучения и анализа социально-экономической структуры стран социалистической ориентации вообще и ЦДРЙ в частности, автор дал анализ содержания культуры и культурных преобразований стран социалистической ориентации и перспектив их развития.

Автор разъясняет взаимопроникновение и взаимосвязь революционно-демократического и социалистического содержания культурных преобразований в условиях социалистической ориентации. Это взаимопроникновение и взаимосвязь приближает национально-демократическую революцию к социалистической революции.

Социалистическая ориентация, в отличие от капиталистической ориентации, путь, обеспечивающий прогрессивное развитие национальной культуры освободившихся государств.

Правильную прогрессивную культурную политику в условиях социалистической ориентации можно проводить лишь на основе

- ІЗ -

принципов марксизма-ленинизма в теории и практике под руководством партии.

Предлагаемое исследование и имеющиеся в нем выводы имеют теоретическое и практическое значение для успешного продолжения прогрессивных культурных преобразований в странах социалистической ориентации. Сделанные предложения и выводы имеют практическое применение и в организациях, ведущих культурную работу в НДВІ, в частности, и в странах социалистической ориентации вообще.

Необходимо отметить, что предлагаемая работа имеет значение и для разоблачения немарксистских концепций и взглядов по поводу культурного наследия, проблемам интеллигенции и другим проблемам, с которыми сталкиваются сегодня страны соцориентации в ходе борьбы за осуществление подъема национальной культуры.

В соответствии с поставленными задачами, диссертация состоит структурно из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе "Социально-экономические и идеологические условия в области культуры и ее развитие в странах социалистической ориентации" содержит анализ места и роли стран соцориентации среди развивающихся стран. Изучаются социально-классовая и экономическая структуры - материальная основа развития культуры и культурных преобразований.

Давая определения культуры и разъясняя ее классовый характер, автор в данной главе определяет содержание культурных преобразований в странах соцориентации.

.Анализируется наиболее сложная задача и особенность, с которой сталкиваются страны соцориентации, а именно отношение к национальному культурному наследию. Дается анализ марксистско-

- 14 -ленинского диалектического метода - единственно правильного метода решения проблемы наследия. В этой связи анализируются немарксистские течения в изучении культурного наследия^

Во второй главе "Основные направления и формы культурных преобразований в ЕДРЙ" автор анализирует значение выбора некапиталистического пути развития НДРЙ - необходимой основы для проведения прогрессивных преобразований в области духовной культуры. Наряду с этим дается краткая характеристика борьбы, происходившей между политическими силами в стране по вопросу выбора этого пути.

Также дается анализ социально-классовой и экономической структур общества НДРЙ - материальных основ культурных преобразований и демократизации культуры.

і\втор широко использовал учение, выработанное В.И.Лениным по вопросу об отношении к буржуазным специалистам в период перехода от капитализма к социализму и формирования новой интеллигенции, раскрывает значение ленинского учения для стран социалистической ориентации, решения ими проблем интеллигенции.

Социально-экономическая структура - материальная основа развития культуры и культурных преобразований. Место стран социалистической ориентации среди освободившихся стран. Экономическая структура стран социалистической ориентации. Классовая структура стран социалистической ориентации

Страны социалистической ориентации являются авангардом одного из основных отрядов революционного процесса нашей эпохи» Они решительно выступают против империализма и реакции, поддерживают тесные отношения со странами социалистической системы. "Важным достижением революционных сил, серьезным поражением империализма, - подчеркивалось на Международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 года, - является социалистическая ориентация ряда молодых государств Африки и Азии.; Эти страны добились первых успехов в осуществлении глубоких социально-экономических преобразований".; Таким образом, подтверждается ленинский вывод о том, что в нашу эпоху народы, освободившиеся от колониального гнета, могут прийти к социальному прогрессу, минуя капиталистическую стадию развития. В своем развитии эти страны сталкиваются с трудностями и опасностями, которые усугубляются острой классовой борьбой между революционными силами, стремящимися к построению социалистического общества, и реакционными силами, всеми средствами пытающимися воспрепятствовать социальному и экономическому прогрессу.

Они сталкиваются также с большими экономическими трудностями. Высокий процент неграмотности является препятствием на пути быстрого экономического развития и затрудняет решение других проблем. Низкий уровень политического сознания масс является не менее важной проблемой, В этих условиях большое значение приобретает распространение идей научного социализма среди трудящихся и, прежде всего, в рядах недавно образованных правящих авангардных партий, стрящих новое общество ( в ИДЕЙ, -Анголе, Эфиопии, Мозамбике), ХХУІ съезд КПСС уделил большое внимание месту и роли стран социалистической ориентации в современном мировом революционном процессе. В документах съезда указывается на то, что развитие этих стран по прогрессивному пути происходит неравномерно и в сложных условиях, однако основные направления сходны и сводятся к следующему:

1. Постоянная борьба за ликвидацию позиций империалистических монополий, крупной местной буржуазии и феодалов.

2. Ограничение деятельности иностранного капитала.

3. Обеспечение руководящих позиций народного государства в экономике и переход на планируемое развитие производства.1

4 ; Поощрение кооперативного движения в деревне.

5. Постепенное укрепление государственного аппарата преданными народу национальными кадрами.

6. Возрастание роли трудящихся масс в общественной жизни.

7. .Антиимпериализм во внешней политике.

8. Укрепление революционных партий, которые выражают интересы трудящихся.

В настоящее время марксистские исследователи уделяют большое внимание изучению этих преобразований с целью обобщения их закономерностей. Ведутся широкие дискуссии о сущности, этапах и границах некапиталистического пути развития и о различиях между понятиями некапиталистический путь развития и социалистическая ориентация.

Понятие социалистической ориентации отражает преобразования, которые происходят во всех странах, избравших путь к социализму, независимо от уровня развития их производительных сил, социального и политического уровня. Б любой стране социалистической ориентации могут быть осуществлены демократические преобразования, которые совершаются при низком или среднем уровне экономического развития. Однако эти преобразования еще не явля-. ются социалистической революцией.

Когда же мы используем понятие некапиталистический путь развития, то имеем в виду переход к социализму, минуя капитализм как систему господствующих отношений. Это не отрицает однако наличие капиталистического уклада, что находит свое отражение и в духовной сфере.

Выступая на Втором конгрессе Коммунистического Интернационала, В.И.Ленин заявил, что "с помощью пролетариата передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития - к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития". Опыт советских среднеазиатских республик, Монголии, Вьетнама подтвердил правильность этой ленинской мысли.

Таким образом, вопреки фаталистическому отрицанию возможности миновать капиталистическую формацию, мы утверждаем, что благодаря существованию и помощи социалистических стран такая возможность есть.

Некапиталистический путь развития как необходимая основа для проведения прогрессивных преобразований в области культуры. Борьба политических сил. Социально-экономические основы культурных преобразований. Демократизация культуры

Опыт революции в Демократическом Йемене со всей очевидностью показал, что социалистический путь развития обеспечивает осуществление коренных преобразований в политической, экономической, социальной и культурной областях жизни общества. Наша страна выбрала социалистический путь развития в результате борьбы, которую вел народ на различных этапах революции.

Революция в Демократическом Йемене происходила в два этапа. Первый этап был этапом национального освобождения, т.е. этапом борьбы за политинескую независимость. Второй этап - это этап национально-демократической революции, т.е. этап революционно-демократических преобразований.

На первом этапе революции в нашей стране шла не только борьба против иностранного колониализма, но и сформировались две классовые антагонистические группировки. Первая группировка была создана империалистами из компрадорской буржуазии города, феодалов и полуфеодалов деревни. Вторая группировка включала в себя демократические революционные силы из рабочих крестьян, мелкой буржуазии и интеллигенции.

На основе этих группировок были созданы политические организации. В Адене в 1979 г. возникла политическая организация под названием Аденская ассоциация. Эта организация стала требовать присоединения .Адена к Британскому содружеству и отделения его от других районов. Она выражала интересы компрадорской буржуазии,

В противовес этой организации в .Адене была создана партия Лиги сыновей арабского юга, которая призывала к объединению .Адена со всеми районами Южного Йемена в одно государство под названием Арабский юг.

"Лига выражала собою сущность борьбы, которая шла между силами иностранной буржуазии и силами местной буржуазии в Адене в союзе с феодалами, султанами и эмирами".

Эта партия в своей деятельности склонялась на сторону буржуазии в городе, некоторых шейхов племен, эмиров и султанов, которые вначале выступали против создания колониального федерального союза. Однако эта партия приняла участие в выборах в законодательный совет .Адена в 1955 г., несмотря на то, что народ эти выборы бойкотировал. Она продолжала призывать к созданию объединенного государства арабского юга по образцу, предложенному империализмом. движением рабочих руководили реформисты. Они были выходцами из буржуазных семей или входили в иностранные колонии которые полностью контролировали торговлю в .Адене , и которые вместо того, чтобы ориентировать зарождающееся движение рабочих района на достижение революционных национальных целей, ориентировали это движение к выдвижению обычных требований дня, руководствуясь наставлениями и советами руководителей лейбористской партии Великобритании.

Эти политические силы не смогли принять путь борьбы, направленный на достижение национальной независимости. И здесь пришла очередь демократических революционных сил, которые создали политическую организацию Национальный фронт, которая должна была возглавить вооруженную борьбу народа против империализма,

Б результате национально-демократического движения на Юге Йемена произошло разделение политических сил, которое способствовало тому, что революционно-демократические силы стали играть руководящую роль на этом этапе, особенно на этапе вооруженной революции, которую возглавила Политическая организация Национального фронта. .Таким образом, революционная борьба в стране вплотную подошла к этапу национально-демократической революции. После достижения независимости (30 ноября 1967 г.) правые силы в Национальном фронте в союзе с руководящими офицерами армии и силами безопасности, которых подготовил империализм, захватили власть. "Правое политическое руководство, бюрократическое военное руководство заняли ключевые позиции в организации и захватили власть V

В стране началась борьба за выбор дальнейшего пути развития. Правое крыло ограничивалось достижением политической независимости (подъем национального флага и национальный гимн), прогрессивное левое крыло считало, что достижение национальной независимости является только началом пути. В такой ситуации и при обострении противоречий возникла необходимость созыва всеобщего съезда Политической организации Национального фронта, - 80 -который должен был определить дальнейший путь развития революции. Съезд был созван в марте 1968 г. На нем были приняты важные постановления о некапиталистическом пути развития страны.

Правые силы, состоящие из феодалов, городских властей, военного руководства, выступали против постановлений, принятых съездом, и 20 марта 1968 г. совершили реакционный переворот, целью которого была ликвидация прогрессивного левого крыла в Национальном фронте.:

Однако прогрессивное левое крыло в Национальном фронте, искусно маневрируя, сумело захватить власть в стране. С этого момента начался новый этап революционных демократических преобразований, и страна начала развиваться по некапиталистическому пути развития.

Революционеры-демократы, овладев революционной теорией, стали переходить на позиции рабочего класса, приняли его идеологию.

Руководящая роль революционеров-демократов, как свидетельствует опыт многих стран, определена исторически. Только под их руководством можно выполнить задачи национально-демократической революции. Строительство социалистического общества обусловлено выполнением общих законов строительства социализма. Главными из них являются: руководящая роль рабочего класса, союз рабочих и крестьян, партия рабочего класса, вооруженная идеологией этого класса.

Революционно-демократические изменения в области образования. Ликвидация неграмотности - насущная задача национально-демократической революции в Демократическом Йемене. Развитие всеобщего образования

Установление революционной власти, объявившей об избрании пути развития в направлении социализма при руководстве идеологией рабочего класса, научным социализмом, создание партии рабочего класса, ее руководящая роль, проведение ряда преобразований базиса и надстройки общества - все это создало необходимые предпосылки для развития культуры, ее подлинного подъема, движения в направлении истинной культурной революции.

Чтобы сделать тысячный шаг, нужно сначала сделать первый, и осуществление подъема культуры невозможно без ликвидации неграмотности и демократизации обучения.

Движение за ликвидацию неграмотности и обучение взрослых является одним из важных преобразований, осуществляемых на этапе национально-демократической революции.

Постановка данной задачи в качестве насущной была связана с выбором социалистической ориентации в развитии революции: до Исправительного движения 1969 г. в этой области не было достигнуто никаких завоеваний.

Задача борьбы с неграмотностью масс и повышение их культурного, идеологического и политического уровня расценивалась как важная часть преобразований, осуществляемых на идеологическом и культурном фронте в нашей стране.

Задача ликвидации неграмотности вытекает из требований этапа национально-демократической революции, а также требований следующего этапа, т.е. этапа построения социалистического общества.

Ленин считал ликвидацию неграмотности важной частью культурной революции. Он показал, что культурная революция связана с развитием материальных средств производства, и "для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурные свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального порядка (ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база) .

Это ленинское положение представляет сегодня большое значение для нашей страны. То развитие, которое переживает сейчас Демократический Йемен во всех областях жизни, и особенно в области средств производства, требует адекватного развития в области культурной жизни, и прежде всего ликвидации неграмотности среди трудящихся.

Народ, большинство всамодеятельного населения которого неграмотно, не может построить социализм.

Социалистическое общество строится при сознательном и деятельном участии широких масс. Как указывал Ленин, "безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке" .

Неграмотные массы могут весьма активно участвовать в процессе свержения старого строя, однако построение нового, социалистического общества неграмотными массами есть дело несбыточное, ибо построение нового, социалистического общества - процесс, опирающийся на науку, научное знание и научное планирование во всех областях жизни, на сознательное участие трудящихся масс.

Всем социалистическим странам, за исключением Чехословакии и ГДР, осталась в наследство от старого общества неграмотность, широко распространенная среди масс трудящихся.

Для этих стран задача ликвидации неграмотности явилась основной задачей в области духовной жизни.

Ликвидация неграмотности » зто первый шаг трудящихся на пути к высотам знания и культуры.

Степень неграмотности в нашей стране была очень высокой, однако ввиду того, что за период английской оккупации не проводилось никаких переписей, невозможно привести точные статистические данные, показывающие процент неграмотных в этот период.

Можно лишь утверждать, что этот процент был весьма высок, особенно среди трудящихся масс деревни и среди рабочих, причем он был выше среди женщин.

В 1973 г. была проведена первая перепись населения, результаты которой свидетельствовали о следующем:

Приведенные данные свидетельствуют, что неграмотными были 60$ всех женщин и 32,2 мужчин. Таким образом, уровень неграмотности среди женщин был значительно выше, чем среди мужчин. Поэтому необходимо было обратить особое внимание на ликвидацию неграмотности среди женщин.

С другой стороны, неграмотность в деревне распространена больше, чем в городе: доля неграмотных среди городских жителей составляла 38,3$, а среди сельских - 48%.

Наивысшего уровня неграмотность достигала среди кочевников: 97.425 человек из общего числа 156.502 человека, или 62,2$, были неграмотными в момент проведения переписи.

Эти данные наглядно свидетельствуют о той опасности, которую представляет для нашего общества неграмотность, и о важности задачи ее ликвидации, задачи весьма сложной и нелегкой. Революционная власть в нашей стране уделяет большое внимание проблеме ликвидации неграмотности, и лучшим тому доказательством служит создание Высшего планового комитета по ликвидации неграмотности: ;и обучению взрослого населения.

Похожие диссертации на Основные черты и особенности культурных преобразований в странах социалистической ориентации (на примере НДРЙ)