Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности Кондратюк, Диана Лукинична

Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности
<
Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратюк, Диана Лукинична Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 Москва, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве... 13-44

1. Понятие принципов гражданского права 13-27

2. Нравственно-правовые принципы в системе принципов гражданского права и их значение 28-44

Глава 2. Содержание отдельных нравственно-правовых принципов в гражданском праве 45-102

1. Справедливость и гуманизм 45-69

2. Разумность и добросовестность 70-102

Глава 3. Реализация нравственно-правовых принципов гражданского права 103-139

1. Реализация нравственно-правовых принципов в гражданских правоотношениях 103-119

2. Реализация нравствешю-правовых принципов в российской судебной практике 119-139

Заключение 140-146

Список литературы 147-170

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее актуальных и перспективных научно-исследовательских направлений в области гражданского права всегда являлась разработка проблемы сущности его основополагающих начал. И это не случайно, так как именно принципы наиболее ярко отражают направленность и главные особенности гражданско-правового регулирования, служат исходной базой для толкования гражданско-правовых норм, применения их по аналогии и т.д.

Система принципов гражданского права включает и его нравственно-правовые начала, важность исследования которых на диссертационном уровне обусловлена рядом обстоятельств, среди которых необходимо выделить следующие.

Во-первых, нравственно-правовые принципы, исходя уже из их наименования, призваны обеспечить взаимосвязь и взаимопроникновение права и нравственности, способствовать восполнению пробелов в нормативном регулировании общественных отношений. Данные принципы служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечивают нормальное и единообразное развитие и функционирование гражданско-правовой системы и т.д.

Следовательно, разработка нравственно-правовых принципов на уровне диссертационного исследования способна выявить и обозначить их сущность, взаимосвязь между собой и другими принципами гражданского права, привлечь внимание ученых и правоприменителей к данным положениям, сформировать единые подходы к пониманию последних.

Во-вторых, что связано с первым обстоятельством, несмотря на весьма значимую роль нравственно-правовых принципов в механизме гражданско-правового регулирования, исследованию соответствующих аспектов не уделяется должного внимания в цивилистической теории. Авторами исследуются лишь отдельно взятые принципы, как правило, без учета взаимосвязей между ними.

Отметим также, что представление ученых-цивилистов о нравственно-правовых принципах, в - основном, складывается на основе не юридических, а философских исследований, либо вовсе за счет уделения внимания публицистике. Представляется, что данную ситуацию следует признать недопустимой, что нацеливает на проведение соответствующих научных разработок, которые должны раскрыть сущность и системные свойства данных принципов именно с учетом специфики гражданского права.

В-третьих, необходимость исследования нравственно-правовых принципов в гражданском праве предопределяется существенными изменениями в российском государстве и его основных институтах: распад единого духовного пространства, отсутствие единой системы нравственных ценностей, все большее падение нравственного уровня общества, и т.д.

Соответствующие изменения требуют увеличения внимания к нравственности и ее соотношению с правом. Полагаем, что незнание нравственной природы права может приводить, и приводит к неэффективности функционирования всех элементов правовой системы, что также отражается на развитии российского общества.

В-четвертых, нравственно-правовые принципы являют собой тот фон, среду, которые предопределяют появление, осуществление и изменение норм гражданского права. Поведение участников общественных отношений, впрочем, как и действующее гражданское законодательство, подчас отступают от нравственно-правовых принципов.

Поэтому важно исследовать отмеченные принципы с целью формирования единого подхода к пониманию их содержания и значения на законодательном, правоприменительном и правореализационном уровнях.

В настоящее время развитие отечественной юриспруденции должно характеризоваться, в частности, рассмотрением правовых явлений через призму нравственных категорий. Это может способствовать постепенному преодолению господствовавшего ранее подхода к праву только как к продукту деятельности государственно-властных структур. Подчеркнем, что каждый шаг на пути повышения моральности права, укрепления его нравственных основ способен приблизить наше общество к новому ценностному юридическому мировоззрению, способствовать его духовному возрождению.

В-пятых, важность проведения заявленного исследования определяется новизной ряда нравственно-правовых начал гражданского права (разумности, добросовестности и др.), недостаточной разработанностью их гражданско-правовой сущности, а также отсутствием в судебной практике единообразия в их применении и толковании.

Изучение судебной практики показывает, что судьи, ссылаясь на те или иные статьи гражданского права, допускающие свободу усмотрения сторон или правоприменителя, и перечисляя при этом, например, принципы справедливости и разумности, часто принимают решения, которые не только противоречат последним, но и даже полностью им не соответствуют. Такого рода примеры, число которых, к сожалению, довольно велико, приводятся нами и в тексте диссертации. Поэтому судебные органы должны быть заинтересованы в теоретико-правовых исследованиях, посвященных нравственно-правовым принципам, позволяющих правильно понимать сущность последних и применять их на практике.

В-шестых, теоретическое исследование нравственно-правовых принципов в гражданском праве станет предпосылкой к их изучению относительно закрепления в других законодательных актах, например в Семейном кодексе России (ст. 5); законах Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 4); «О защите прав потребителей» (п.1 ст. 12, п. 1 ст. 19) и др.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненной актуальности, теоретической и практической значимости исследования нравственно-правовых начал в гражданском праве России.

Степень научной разработанности темы исследования. К пониманию нравственно-правовой природы принципов в гражданском праве приводит осмысление правовых принципов, являющихся предметом исследования в трудах С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, В.В. Болговой, В.М. Ведяхина, В.В. Лазарева, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, Ю.Х. Калмыкова, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Ю.К. Толстого, Л.С. Явича и др.

В науке гражданского права изучение принципов, как в самостоятельном значении, так и в связи с другими проблемами, проводилось в работах М.М. Агаркова, С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, Т.И. Илларионовой, Ю.Х. Калмыкова, Г.А. Свердлыка, В.Ф. Яковлева и др.

Что касается рассмотрения нравственно-правовых принципов в гражданском праве, то данная проблема по существу не разрабатывалась ни в советский, ни в постсоветский периоды развития цивилистическои науки. В гражданском праве, в - основном, исследуются отдельно взятые нравственно-правовые принципы, - справедливости, добросовестности, разумности, гуманизма и др. (Ю.В. Виниченко1 и В.И. Емельянов2, Л.В. Волосатова3, С.А. Иванова1, Т.В, Дроздова2 и др.).

1 Виниченко Ю.В. Разумность в гражданском праве Российской Федерации: Дис.
... канд. юрид. наук. Иркутск, 2003.

2 Емельянов В. И. Недопустимость злоупотребления гражданскими правами по
российскому законодательству: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001.

3 Волосатова Л.В. Принцип разумности в реализации субъективных
гражданских прав: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2005.

Некоторые аспекты нравственных принципов права изучены в общей теории права и государства в трудах С.С. Алексеева, Г.В. Мальцева, И.Д. Мишиной, П.М. Рабиновича, А.И. Экимова и др.

Вместе с тем, несмотря на наличие обозначенных и иных работ, до настоящего времени остаются нерешеными принципиально важные вопросы по рассматриваемой проблеме. Например, каковы сущность и критерии использования нравственно-правовых начал гражданского права, каково их значение, и т.д. Решение данных вопросов предопределяет необходимость исследования автором избранной тематики.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного
исследования является получение целостного представления и изучение
различных аспектов действия нравственно-правовых принципов в
гражданском праве, а также выработка предложений по
совершенствованию гражданского законодательства и

правоприменительной практики в сфере их реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать и обобщить существующие в науке подходы к понятию принципа в гражданском праве;

раскрыть роль нравственно-правовых принципов в гражданском праве;

обосновать нравственную природу справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности гражданского права;

показать место нравственно-правовых принципов справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в системе принципов гражданского права и их значение;

1 Иванова С.А. Принцип социальной справедливости в гражданском праве
России. М., 2005.

2 Дроздова Т.В. Добросовестность в российском гражданском праве: Дис. ...
канд. юрид. наук. Иркутск, 2004.

раскрыть понятие и содержание нравственно-правовых принципов справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в гражданском праве;

охарактеризовать формы, а также выявить правовые факторы, препятствующие реализации нравственно-правых принципов - гуманизма, справедливости, разумности и добросовестности в гражданских правоотношениях и российской судебной практике;

сформулировать предложения и рекомендации, направленные на соблюдение нравственно-правовых принципов в гражданском праве.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают гражданские правоотношения, в рамках которых реализуются нравственно-правовые принципы справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности.

Предметом исследования являются нормы действующего гражданского законодательства России и международно-правовых актов, касающиеся нравственно-правовых принципов справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности, а также научные исследования и практика применения данных принципов в деятельности судов.

Методологическую основу исследования составили: всеобщий метод познания - материалистическая диалектика; общенаучные методы исследования - исторический и логический, анализа и синтеза, дедукции и индукции; частнонаучные методы - логико-формальный, системного анализа, анкетирования, моделирования.

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования образуют международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, действующее гражданское и гражданское процессуальное законодательство. В работе использованы материалы судебной практики, касающиеся предмета исследования, определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и РСФСР.

Теоретическая база исследования. Разработка отдельных вопросов исследования основана на научных трудах по теории государства и права С.С. Алексеева, К.В. Ведяхиной, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.Ф. Черданцева, Л. С. Явича и др.

Из работ ученых в области гражданского права были использованы труды М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, Л.В. Волосатовой, Ю.В. Виниченко, В.П. Грибанова, В.И. Емельянова, И.А. Покровского, Г.А. Свердлыка, Е.А. Суханова и многих других авторов.

Диссертантом также были изучены работы ученых иных областей научного знания - философии, социологии, психологии, этики и др. (П.В. Алексеева, С.С. Алексеева, Д.М. Гвишиани, В.П. Зинченко, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, Н.И. Лапина, М.Н. Марченко, А.В. Петровского, А.В. Панина и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что настоящая работа является одной из первых в отечественной цивилистической науке попыткой комплексного научно-практического исследования нравственно-правовых принципов в гражданском праве. Автором показана нравственная природа как гражданского права в целом, так и отдельных его принципов.

Кроме того, научная новизна исследования проявляется и в том, что нравственно-правовые принципы рассматриваются как подсистема общей совокупности принципов гражданского права, показывается их взаимосвязь и взаимообусловленность, значение для гражданско-правового регулирования общественных отношений, а также в других положениях диссертации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Под принципами гражданского права следует понимать руководящие положения (идеи), закрепленные гражданским законодательством или выводимые из его содержания, которые отражают

сущность и специфику гражданского права, оказывают ориентирующее действие в процессе реализации гражданско-правовых норм и в нормотворческой деятельности.

  1. Наличие в тексте ГК РФ специализированной нормы под названием «Основные начала гражданского законодательства» приводит к нарушению привычной понятийно-терминологической ситуации (в том числе делению принципов гражданского права на основные и неосновные) и осложняет оперирование термином «принцип». В связи с чем предлагается изменить заглавие ст. 1 ГК РФ на «принципы гражданского права».

  2. Нравственно-правовые принципы должны иметь самостоятельное закрепление в каждой из отраслей российской системы права, в том числе в ст. 1 ГК РФ, что более четко сориентирует правоприменительную практику на необходимость их соблюдения, а не игнорирования. При этом закрепление нравственно-правовых принципов в ст. 1 ГК РФ и другом законодательстве обусловлено преобразованием принципов, присущих гражданскому праву и являющихся одноименными для всего права или ряда его подразделений.

  3. Современное российское гражданское право имеет прочные нравственные и духовные основы. Нравственно-правовые принципы образуют социально-целостную основу гражданско-правовых отношений, являются свидетельством связи морального и правового в гражданском праве. Их наличие позволяет сформировать позитивное отношение к реализации норм гражданского права в массовом правовом сознании. Лишь с соблюдением названных принципов гражданско-правовая система может быть превращена в мощный инструмент защиты граждан.

  4. Присутствие в гражданском законе множества терминологических единиц в определении разумности и добросовестности (требование, термин, критерий, принцип и т.д.), в том числе совпадающих по значению, вносят сумятицу в их использование. Поэтому полагаем

необходимым внесение изменений в статьи ГК РФ, в части замены в них терминов «требование», «критерий» и т.д. на термин «принцип».

  1. Принципы справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в гражданских правоотношениях, имеющие, по мнению ряда авторов, субсидиарное (не общее) значение в гражданском праве, находят свое отражение не только в случаях, прямо предусмотренных в ГК РФ, но и во всех иных случаях, когда гражданско-правовая норма допускает свободу усмотрения участников указанных правоотношений.

  2. Принципы справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в гражданском праве взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой единую систему нравственно-правовых принципов, и в процессе их реализации применение одного из них не должно исключать и умалять значение других.

  3. Реализацию нравственно-правовых принципов в деятельности российских судов следует рассматривать с двух позиций. Первая из них характеризует необходимость установления судами того, насколько в отношениях сторон были соблюдены нравственно-правовые принципы справедливости, добросовестности, разумности и гуманизма. Вторая позиция определяет соответствие самой правоприменительной деятельности судов указанным принципам,

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется его новизной. Содержащиеся в нем анализ и выводы могут способствовать дальнейшей разработке нравственно-правовых принципов справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в гражданском праве.

Практическая и теоретическая значимость диссертации определяется и возможностью использования ее выводов и предложений: - в правотворческой деятельности по совершенствованию гражданского законодательства;

в практической деятельности судов, осуществляющих применение нравственно-правовых принципов;

в учебном процессе при преподавании курсов «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Теория государства и права», а также при подготовке учебников, лекций, учебных пособий и методических материалов для юридических образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на кафедре гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений. Основные теоретические положения и выводы, научно-практические рекомендации изложены автором в опубликованных работах, а также обсуждены на научно-практических конференциях («Актуальные проблемы гражданского права», г. Севастополь, 2004 г.; «Актуальные проблемы права», г. Севастополь, 2005 г.).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и отражает его логику. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Понятие принципов гражданского права

Исследование нравственно-правовых принципов в гражданском праве предполагает уточнение значения самого понятия принципа (от латинского «princes» - «главенство», «первоначало»), - его толкования в словарях, а также понимания в науке общей теории права и государства, гражданского права и других отраслях.

В словаре русского языка СИ. Ожегова термин «принцип» толкуется как «основное, исходное положение какой-нибудь теории и т.д.; убеждение, взгляд на вещи. Требование, т.е. выраженная в решительной форме просьба о том, что должно быть выполнено, на что есть право; правило, условие, обязательное для выполнения»1. Данное определение принципов отражает их сущность и накладывает определенный отпечаток на формирование понятия принципа права.

В теории права изучение правовых принципов имеет различные подходы. Согласно первому, принципы права предлагается рассматривать как особые разновидности правовых норм, т.е. раскрывать понятие принципов через категорию «объективные нормы», которые изначально заложены в общественных отношениях. В данном случае принципы права отождествляют с правовыми нормами, и такого рода принципы-нормы, регулируют вопросы общего свойства, являются нормами права, отличающимися от обычных рядовых норм своим особым общественно-политическим и юридическим значением2.

Указанную точку зрения поддерживают такие ученые как СП. Синха, В.Д. Сорокин, В.Ф. Тараненко и другие1. В то же время, некоторые авторы категорически возражают против отождествления правовых принципов с нормами права. Так, В.П. Грибанов считает, что это ведет к отрицанию принципов как таковых2. По его мнению, разница между правовыми принципами и нормами права, прежде всего, заключается в том, что правовые принципы отражают сущность и социальную природу права вообще и, в отличие от норм права, не зависят от конкретной отрасли. Регулирующая же функция правового принципа заключается, в отличие от аналогичной функции нормы права, не только в определении поведения участников правоотношений, но и в определении основного содержания, характера толкования и применения норм данной системы, отрасли или института права3.

На наш взгляд отождествление норм с принципами права нельзя признать корректным, в том числе с точки зрения этимологии, которая изначально указывает на различия данных понятий4. В то же время, представляется справедливым замечание В.П. Грибанова, о том, что «при выяснении содержания правовых принципов едва ли правильным было бы полное игнорирование правовых норм, так как, с одной стороны, право само есть выражение этих отношений и закономерностей, а с другой стороны, существо правовых принципов находит свое выражение в нормах права»1. В системе права принципы и конкретные нормы неразрывно связаны. Иначе говоря, принципы обнаруживают себя в нормах права, а нормы всегда выражают принципы права2.

В настоящее время вопрос закрепления отправных начал в нормах права воспринимается большинством ученых как должное (А.Т. Боннер, A.M. Васильев, П.Б. Евграфов, Р.З. Лившиц, В.И. Никитинский и др.). Несмотря на это, представления о путях выражения этих начал все же не являются общепризнанными. Согласно имеющейся в науке точке зрения, далеко не всегда и не все принципы права прямо закрепляются в правовых нормах. К примеру, Л.С. Явич полагает, что принципы могут формироваться, совершенствоваться и действовать, не будучи до определенного времени четко выраженными в законодательстве, могут функционировать в сфере судебной практики и правовых обычаев (традиций), в области складывающихся комплексов субъективных прав и конкретных правоотношений, хотя, конечно, оптимальный вариант заключается в наиболее полном закреплении основных начал в законодательстве3.

В теории права также предлагается выделять принципы права и правовые принципы (Д.А. Керимов, Н.А. Беляев, С.Н. Братусь, Р.Н. Кораблев, Д.А. Керимов и др.)4. «И те, и другие, - пишет Н.А. Беляев, -есть категории надстройки, но относятся они к разным ее частям: правовые принципы, не закрепленные в правовых нормах, входят в правосознание, а правовые принципы, закрепленные в нормах права - в право. Правовые принципы, закрепленные в нормах права, становятся принципами права. Всякий принцип права есть правовой принцип, но не всякий правовой принцип есть принцип права»1.

Аналогичную позицию о делении принципов на принципы-нормы и принципы-законоположения высказывает Н.С. Малеин. У принципов-норм, по его замечанию, самая высокая нормативность. Принципы-законоположения, не обладающие четкой нормативностью, реализуются обычно в сочетании с другими правовыми актами. Не все правовые принципы обладают качеством нормативности. Не имеют нормативного характера те из них, которые не зафиксированы в конституционных и иных законах, а также некоторые принципы, хотя и нашедшие отражение в законодательстве, но не представляющие собой четкие правила, не формулирующие конкретные правила поведения .

Справедливость и гуманизм

Справедливость. Слово «справедливость» имеет в русском языке несколько значений. В словаре русского языка СИ. Ожегова справедливость толкуется как беспристрастность действий, суждений, честное признание за кем-либо чьей-нибудь правоты, достоинства, воздаяние должного на законных и честных основаниях и в целом соответствие человеческих отношений, поступков общепринятым моральным и правовым нормам1.

В энциклопедическом словаре указывается, что «справедливость, являясь категорией морально-нравственного сознания, понятием о должном... содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием и т.д.2 «В понятии справедливости фиксируются моральное и правовое представление о том, что соответствует и что не соответствует законам, нормам права, и общественной, господствующей в обществе морали...»3.

Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе, между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Справедливость имеет парную категорию «несправедливость». Устранение несправедливости - одно из средств утверждения справедливости. Еще И. Кант писал: «Ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость: все другие виды зла, которые нам приходится терпеть, ничто по сравнению с ней»1.

Нравственный аспект справедливости выражается, главным образом, в том, что она, будучи категорией этики, обязательно предполагает ценностный подход. «Справедливость как оценочное понятие всегда выражает отношение индивида, класса или общества к определенным социальным явлениям и человеческим поступкам»2.

Понятие справедливости как сложное нравственно-правовое явление, выражается в нескольких различных формах. Во-первых, определяется как чувство, отражающее действительное положение человека в обществе. Как и все остальные чувства, справедливость в данной форме обладает «функцией, необходимой для общественной жизни человека, его приспособления к общественной среде и изменения этой среды с точки зрения интересов и потребностей не только личности, но и общества»3. Основу зарождения чувства справедливости составляет способность человека переживать и запоминать свои переживания, связанные как с положительными, так и с отрицательными моментами жизни. По замечанию Г.В. Мальцева, «чувство справедливости есть чувство меры в общении человека с другими людьми, в его отношении к обществу»4.

Во-вторых, справедливость определяется как идея. Подобная форма способствует выработке сознательного отношения к чему-либо с позиции «справедливо» или «несправедливо»1. Идея справедливости проявляется как представление и идеал. Представление формируется благодаря деятельности людей и концентрирует в себе личностные ощущения человека, результат и значение совершаемых им поступков. На основе представлений создаются простые нормы справедливости, выступающие в роли меры нравственности поступков человека в конкретных ситуациях. Идеалы в отличие от представлений о справедливости аккумулируют в себе образцы существующего поведения, однако, не ставшие еще правилами2. Они выполняют ориентирующую роль, способствуют построению модели будущего поведения человека и его отношения с обществом и стремлению к осуществлению желаемого.

В-третьих, чаще всего справедливость рассматривается как оценочная категория, имеющая этико-юридический аспекты, как общеправовой принцип. Так, по высказыванию С.С. Алексеева, «справедливость, представляя по своей основе социально-нравственное явление в нашем обществе,... приобретает значение правового принципа в той мере, в какой она воплощается в нормативно-правовом способе регулирования, в тех началах «соразмерности», «равного масштаба» и т.д., которые присущи самому построению правовых инструментов» .

В принципе справедливости выделяют два аспекта: уравнивающий и распределяющий. По своей сути она (справедливость) есть компромисс между ними. Принцип справедливости требует, с одной стороны, равенства граждан перед законом и правоприменительным органом, а с другой, - индивидуализации правовых требований соответственно деяниям, поступкам субъектов правоотношения. «Свобода человека, юридическое равенство индивидов - справедливы. В то же время справедливо и фактическое неравенство людей с учетом различий их способностей и других факторов. Справедливость, не всегда достигается через полное равенство»1. Например, использование единой правовой меры имущественного характера к одинаковым в юридическом отношении поступкам имущего и неимущего в условиях любой социальной системы заведомо несправедливо. Единая юридическая оценка действий людей, равных не только в правовом, но и во многом в социальном и экономическом отношениях, в принципе возможна и справедлива. Однако люди неизбежно неравны по своим физическим и умственным способностям, семейному и материальному положению, и как следствие этого - по уровню удовлетворения своих материальных и культурных потребностей. Отсюда применение одних и тех же мер к таким лицам может оказать на них совершенно неодинаковое воздействие. В связи с этим к данным людям трудно, да и не следует, применять единую правовую меру2. Применение же одних и тех же мер к

Реализация нравственно-правовых принципов в гражданских правоотношениях

Исследование нравственно-правовых принципов справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности гражданского права не может быть достаточно полным в отрыве от исследования процесса их реализации в гражданских правоотношениях, т.е. осуществления, претворения, внедрения и воплощения в общественную практику, превращения в практическую реальность и действующую систему гражданско-правовых отношений1.

Обозначенный аспект исследуемой проблемы не имеет в теории гражданского права однозначного решения. По мнению ряда авторов, принципы добросовестности, разумности и справедливости не имеют всеобщего значения, а лишь субсидиарно применяются к регулированию гражданских правоотношений. К примеру, В.П. Грибанов относит принцип добросовестности к принципам осуществления гражданских прав2, О.Н. Садиков считает, что принцип добросовестного осуществления прав и обязанностей относится в основном к сфере обязательственного права3. Т.Н. Сафронова, ссылаясь на п. 3. ст. 10 ГК РФ, распространяет действие принципа добросовестности не на все гражданское право, а лишь на случаи, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно1.

А.А. Макрецова видит в содержании принципа добросовестности необходимость добросовестного осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей с учетом правил нравственности и этических норм. Действие данного принципа, по мнению автора, проявляется в практике заключения сделок, исполнения договорных обязательств, например в оценке поведения кредитора в связи с принятием исполнения от должника при осуществлении права личной собственности и в ряде других случаев. Таким образом, А.А. Макрецова относит применение принципа добросовестности только к отдельным случаям2.

Принцип разумности в цивилистике также чаще всего относят к принципам осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей . По мнению А.А. Аксенчук, характерной чертой принципа разумности в гражданском праве является то, что он применяется не ко всем гражданским правам, а только в случаях прямо предусмотренных в законе, и только само управомоченное лицо может решать, каким образом ему следует осуществлять свои права, - разумно или нет4. На это также обращает внимание В.И. Емельянов, по мнению которого требование разумности, закрепленное в п. 3 ст. 10 ГК РФ, формирует границы не любых гражданских прав, а только некоторых, специально указанных в законе5.

Таким образом, указанные авторы видят реализацию принципов разумности, добросовестности гражданского права только в отдельных случаях, что на наш взгляд, является необоснованным. Как верно отмечает Т.В. Дроздова, это противоречит самой природе принципов гражданского права, действие которых распространяется на все гражданские правоотношения, начиная с момента их возникновения и прекращения1.

Следует также согласится с мнением Л.В. Волосатовой, исследовавшей принцип разумности в реализации субъективных гражданских прав, в том, что данный принцип представляет собой важнейший элемент осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей и проявляется при возникновении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей, а также при применении норм гражданского права2.

Примером действия принципа разумности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей выступает оперирование субъективным правом с затратами, которые не могут быть признаны экономически оправданными, а потому должны считаться причиняющими вред третьим лицам при попытке возложить эти затраты на них3.

Неразумным в указанном смысле будет доставка груза перевозчиком не по кратчайшему, а по более длительному маршруту (например, из Москвы в Санкт-Петербург через Казань или Воронеж), разовое производство исполнения, которое должно производиться периодически, например, доставка 10 т молока одномоментно, а не каждые три дня в течение месяца, или выгрузка пяти вагонов не каждые пять дней в течение месяца, а за один раз (уголь требует разгрузки и складирования, а получатель может справиться не более чем с пятью вагонами одновременно) и др. Подобное исполнение юридических обязанностей, произведенное неразумно, должно относиться на счет исполнителя и не может возлагаться на кредитора1.

Действием принципа разумности при возникновении гражданских прав, выступают случаи действия участников гражданских правоотношений в чужом интересе без поручения и в условиях крайней необходимости. При совершении таковых субъект совершает фактические или юридические действия, из которых впоследствии, при наличии установленных законом условий, возникает обязательство. Одним из таких условий является то, что субъект, предпринимая указанные действия, должен руководствоваться принципом разумности. В противном случае у него не возникает право на возмещение понесенных при этом расходов. При действии же в состоянии крайней необходимости это выражается в том, что лицо не должно превышать пределы крайней необходимости, вред в данном случае должен быть значительно меньше, чем предотвращенный2.

Похожие диссертации на Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России : На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности