Введение к работе
Актуальность темы обусловлена большим количеством различных по характеру украшений, обнаруженных в погребальных комплексах андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья, которые требуют специального анализа и интерпретации. При огромном разнообразии ювелирных изделий в настоящее время практически отсутствуют специальные обобщающие исследования, посвященные изучению всех типов андроновских украшений, их семантики, реконструкции костюма. До настоящего времени не существует единого научного понятийного аппарата для характеристики данной группы артефактов. Одни и те же типы украшений ученые определяют и интерпретируют по-разному. Семантика андроновских ювелирных изделий в литературе рассматривается крайне редко.
Неоспоримо, что украшения являются одной из основных составных частей погребального обряда, позволяющих выявить и реконструировать социальную и половозрастную дифференциацию общества, его духовный мир, а также показать хронологические и локальные особенности культуры. Это возможно при наличии четкой классификации, устанавливающей единые критерии между отдельными группами, типами и вариантами ювелирных изделий.
Украшения являются и предметами искусства, отражающими художественные представления данного общества. Они характеризуют эстетические взгляды населения и стилистические особенности художественного восприятия мира. Изучение андроновских украшений позволяет также выявить развитие форм, приемов и технологий брон-золитейного производства во II тыс. до н. э.
Целью работы является определение основных тенденций развития материальной и обрядовой сторон жизни андроновского общества, нашедших свое отражение в способах изготовления и использования украшений.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- рассмотреть историю изучения украшений андроновской
культуры Обь-Иртышского междуречья, охарактеризовать круг имею
щихся источников и оценить степень изученности темы;
- создать классификацию украшений на основе выявления взаи-
мосвязи между основными функциональными и морфологическими признаками, характерными для данной группы изделий;
охарактеризовать технологию изготовления и технику орнаментации андроновских ювелирных изделий, выявить элеметы и композиции орнамента;
определить хронологические и территориальные особенности распространения отдельных групп и типов ювелирных изделий, выяснить социальную и половозрастную принадлежность украшений и головных уборов;
рассмотреть возможные варианты использования украшений для декорирования андроновского костюма;
- проанализировать семантику орнамента и ювелирных изделий.
Объектом исследования являются материальная, социальная и духовная стороны жизни андроновского общества.
Предмет работы составляют украшения андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья, их классификация, половозрастное и семантическое значение, использование для декорирования костюма, хронологическая и региональная принадлежность.
Некоторые исследователи племена восточного ареала распространения андроновской культуры называют федоровскими. По их мнению, федоровские погребальные и поселенческие комплексы распространены в Южном Зауралье, Северном, Центральном и Восточном Казахстане, Южной Сибири и на некоторых других территориях азиатской зоны Евразийских степей, а сам термин «федоровская культура» отражает характерные особенности материальной культуры, присущие для данной группы памятников (Усманова Э.Р., 2010, с.8; Кузьмина Е.Е., 1994, с.38; Молодин В.И., 2009, с.112).
Территориальные рамки исследования охватывают область распространения памятников андроновской культуры в Обь-Иртышском междуречье, содержащих украшения. Данная территория включает юг Западной Сибири, Восточный и Северный Казахстан. В административном плане в этот регион входят Алтайский край, Новосибирская, Томская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская и Павлодарская области.
Хронологические рамки исследования ограничиваются временем существования андроновских памятников в Обь-Иртышском междуречье. Их датировка определяется исследователями по-разному. Н.А. Аванесова общим рубежом бытования андроновских (федоровских) племен считает XIV-XII вв. до н.э. Е.Е. Кузьмина выделяет раннефедоровские памятники XV-XIV вв. до н. э. и позднефедо-ровские с XIII в. до н. э. В.И. Матющенко датирует появление андроновских памятников на территории Верхней Оби XIII- XII вв. до н. э.
Проникновение андроновцев в Барабу В.И. Молодин относит к XIII в. до н.э. Несомненно, что в различных областях Обь-Иртышского междуречья носители этой культуры появились неодновременно. Тем не менее, мы солидарны с большинством исследователей, датирующих андроновские памятники Обь-Иртышского междуречья XIV-XII вв. до н.э.
Методология и методы исследования. Методологической базой работы является системный подход, основанный на диалектических принципах взаимосвязи целого и частного, а также взаимосвязи частей в целом. Системный подход направлен на раскрытие целостности объекта при выявлении многообразия внутренних связей.
Для создания классификации украшений проводился их морфологический анализ. При изучении композиционных построений использовался метод, разработанный С.Я Зданович для анализа комбинаций узоров на керамике саргаринско-алексеевской культуры. Абсолютная и относительная датировка отдельных типов украшений опиралась на метод датированных аналогий. Для региональной характеристики ювелирных изделий применялось картографирование. Метод математической статистики использовался для выявления частоты бытования тех или иных типов изделий, их территориального распространения и хронологических особенностей. В процессе восстановления внешнего вида ювелирных композиций, головного убора, костюма и его деталей применялся метод графической реконструкции.
Источниковой базой работы являются коллекции музеев Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) и Алтайского государственного университета (АлтГУ), дневники и отчеты археологических экспедиций АлтГПА, Научно-производственного центра (НПЦ) «Наследие» и АлтГУ, а также опубликованные материалы андроновских памятников, содержащих украшения:
1) Юг Западной Сибири: Абрамово-IV, Барсучиха-И, Березовка
-1, Ближние Елбаны XVI, Быково-П, Быково-IV, Вахрушево, Волчиха,
Гилево-VI, Депутатская улица, Еловка-П, Каргат, Красный Яр-I, Кро-
халевка-XIII, Кытманово, Манжиха-V, Нижняя Суетка, Новенькое-
IVA, Ново-Александровка, Остров Иконниковский, Подтурино,
Преображенка-Ш, Пригородное хозяйство ЦРК, Сопка-П, Рубле-
во-VIII, Старый Тартас-IV, Фирсово-XIV, ЦРК, Чайкино, Чарышское-
VI, Чекановский Лог-П, Чекановский Лог-Х, Черная Курья-VIII, Чес-
ноково-1.
2) Восточный Казахстан: Аир-Тау, Асу-Булакский рудник,
Баймурат, Березовский, Ескеалмас, Зевакино, Канай, Кара-Тумсук, Ка-
ра-Узек, Кожухово, Кызылтас, Мало-Красноярка, Койтас, Малое Кара-
су, Маринка, Меновое-ІХ, Предгорное, Семипалатинские Дюны, Трушниково, Улица вокзальная.
3) Северный Казахстан: Акмола, Биырек-коль, Боровое, Ка-ра-Тумсук, Кенжеколь-1.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-
В работе вводятся в научный оборот новые, неопубликованные материалы могильников Барсучиха-П, Манжиха-V, Чекановский Лог-П, Чекановский Лог-Х, Татарские могилки, Фирсово-XIV, полученные в результате полевых исследований АлтГПА и АлтГУ.
-
На основе выявления взаимосвязи между основными функциональными и морфологическими признаками уточнена классификация украшений.
-
Выявлены и систематизированы элементы орнамента и орна-ментационные композиции на украшениях.
-
Проведена реконструкция головных уборов, создана их классификация с выделением отдельных типов и вариантов.
-
Рассмотрена семантика украшений, что позволило сделать определенные заключения, связанные с мировоззрением, духовной (обрядовой) жизнью общества, выявить объекты поклонения среди живой (лошадь, баран) и неживой (огонь, солнце, вода, земля) природы.
-
Картографированы самые многочисленные тины украшений, в результате чего определено их локальное распространение.
-
Уточнена хронология ювелирных изделий, время их появления и бытования на данной территории, выявлены виды украшений, которые являются культурно-определяющими и датирующими для того или иного ареала распространения андроновской культуры.
Практическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут использоваться для подготовки иллюстрированного каталога андроновских украшений, создания музейных экспозиций, включая реконструкции костюма и головных уборов. Материалы, связанные с типологией ювелирных изделий, их датировкой и региональной спецификой, семантической нагрузкой и половозрастной характеристикой могут найти применение в обобщающих работах по археологии Южной Сибири и специальных исследованиях, посвященных изучению различных аспектов культуры населения эпохи бронзы.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения данной работы докладывались на восьми научных конференциях различного уровня. Результаты исследования представлены в монографии и двенадцати статьях и тезисах.