Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Расстановка социальных сил и политическая борьба в Северном Йемене 1934-1962 гг. (Движение "свободных йеменцев") Халед, Абдул Галиль Шахер

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Халед, Абдул Галиль Шахер. Расстановка социальных сил и политическая борьба в Северном Йемене 1934-1962 гг. (Движение "свободных йеменцев") : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.04.- Москва, 1989.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Проблема многообразности развития народов Востока остается одной из важнейших проблем исторической науки. Она обретает не только теоретическое, но и весьма практическое значение. В своем докладе ХХУП съезду КПСС М.С.Горбачев отметил, что "современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями, полон противоречий. Это мир сложнейших альтернатив, тревог и надежд".

Этот вопрос нашел отражение в новейшей истории Северного Йемена. В имэмский период (I9I8-I934 гг.), особенно во второй этап его существования (1934-1982 гг.) постепенно выявлялись противоречия между базисом и надстройкой, которые тормозили дальнейшее развитие общества. Объективно существовали два пути их разрешения: путь проведения реформ, которые бы способствовали постепенному преобразованию общества; и путь революционный -свержение имэмского режима.

Оба эти пути (эволюционный и революционный) нашли реальное отражение в деятельности оппозиционного движения имамскому режиму в Северном Йемене. Это проявилось в действиях различных группировок оппозиции и было отражено в их программах. Исследования процесса складывания этих политических группировок, анализ их программных документов, определение их значимости имеет большое научное и практическое значение.

Возникновение оппозиционного движения против имамского режима явилось одним из крупных событий новейшей истории этой страны. Оно стало одним из основных факторов политического развития -- достаточно упомянуть такие акции, в которых оппозиция принимала участие, как конституционный переворот 1948 г., решение исхода переворота 1955 г., и события 1959 г.

I. Материалы ХХУП съезда Коммунистической пэртии Советского Союза. И., Политиздат, 1986, сб.

Без давления, оказанного оппозицией, имамский режим не провел бы многих политических и экономических мер, сыгравших определенную роль в изменении облика северойеменского общества. Оппозиционное движение за 28 лет продвинуло общественно-политическую мысль в стране, оказав значительное влияние на мировоззрение нескольких поколений. Можно сказать, что борьба оппозиции против имамского правительства составляла содержание социально-политической борьбы в период от 1934 до 1962 гг.

Оппозиционное движение своей борьбой подготовило свержение имамского режима, его представители непосредственно руководили революцией 1962 г., в результате которой был установлен республиканский режим. В немалой степени оно определило и путь развития этого режима в последующие годы.

Содержание понятия "оппозиционное движение" неоднократно менялось. В период от середины 30-х годов до середины 40-х годов это понятие подразумевало деятельность различных групп молодежи, настроенной против правления имама Яхьи. В 1944-1958 гг. в оппозиции к имамскому режиму стояла уже относительно организованная политическая сила - движение "свободных йеменцев". На основе этого движения возникали и последовательно сменяли друг друга три организации - "Партия свободных йеменцев", "Великая йеменская ассоциация" и "йеменский союз". С появлением в 1958 г. новых патриотических политических организаций (группа Мутаххара в Таиз-зе, Движение арабских националистов, Организация свободных офицеров и др.) оппозиционное движение расширилось, включив в себя все эти политические силы, принимавшие участие в борьбе против правящего режима.

Практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, сделанные в ходе работы, могут быть включены в учебные пособия, лекционные курсы по истории революционного движения Йемена. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем социально-политической борьбы в странах Востока,

Хронологические рамки работы. В диссертации исследуется история оппозиции с момента её формирования в середине 30-х годов до свержения режима имама в 1962 г. В 1934 г. имамский режим потерпел поражение в войне с Саудовской Аравией и уступил ему территорию, на которую претендовал до этого. В том же году Яхья подписал договор с английскими властями в Адене, по которому он лризнвл де-факто английское господство на юге страны.

Эти обстоятельства привели к расширению недовольства имамс-

кии режимом, и трансформации его в политическую деятельность, направленную против политики государства под лозунгом преобразования общества. Вскоре зтэ деятельность приобрела организованный характер, тем самым в стране зародилось оппозиционное движение.

Цель и задачи работы. В диссертации ставится цель исследовать процесс становления оппозиционного движения, выявить закономерности этого процесса и оценить роль оппозиции в общественно-политической жизни страны. Для этого ставятся следующие задачи:

выявить социальные и политические факторы возникновения оппозиции;

показать действие внутренних социальных сдвигов и влияние внешних факторов на эволюцию деятельности оппозиции, ее политической платформы;

провести сравнительный анализ между разными группировками оппозиции и выделить основные направления в оппозиционном движении, определить причины размежевания в нем;

проследить процесс разложения иманского режима в силу его внутренних противоречий и влияния внешних факторов, определить место и роль оппозиции в этом процессе.

Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма и, прежде всего, тех из них, в которых рассматриваются соотношение между социальными группировками и политическими партиями, классификация политических партий, перспективы развития народов Востока в эпоху империализма.

Исследование опирается на широкую источниковедческую базу. Все источники можно разделить на три группы. В первую группу входят документы политических организаций оппозиции: программы, отчеты, переписка, уставы, ноты, заявления руководителей. Среди них особенно важны "Закон отряда йеменской молодежи", "Требования йеменского народа", "Священная патриотическая хартия", "Устав йеменского союза", "Требования народа", "Генеральный отчет йеменского союза І957-І96І гг." и др. Данные документы отражают политическую направленность оппозиции в разные периоды, этапы её становления, ее социальную сущность. В эту группу входят также разные публикации организаций оппозиций - брошюры, газеты. Наиболее важны среди них газеты "Саут 8ль-йеман" и "Аль-Са-дэка", которые подробно характеризуют различные стороны деятельности оппозиции, её программные требования и позиции по равным

проблемам.

Вторую грушу источников составляют труды руководителей в активистов оппозиционных организаций. К нии относятся труды ез-Зубейри (например, "Имамат и его опасность для единства Йемена", "Призывы свободных йеменов и единство народа", "Величайший обман в арабской политике"), А.М.Нуамана (например, "Письмо к борцам в Йемене", "Письмо к сыновьям Йемена на родине и в эмиграции"), М.А.Нуамана (например, "Чтобы понять дело", "Грешная история"), А.М.аль-Айни ("Битвы и заговоры против деда Йемена"), Кахтана аль-Шазби ("Британский колониализм и наша арабская битва на юге Йемена"). С помощью этих источников можно конкретно проследить позицию политических организаций по разным вопросам, их представления о проблемах общества и аспектах её изменения.

К наавзнной группе источников можно отнести мемуары участников борьбы против режима имама. В последние годы было опубликовано ряд таких работ. Наиболее известны среди них мемуары А.А.вш-Шам8хи,.Абдвллы ас-Саляля, А.аль-Арьяни, А.Свбра, Абдель Гани Мутаххара, А.аль-Байдани, А.зль-Шами. Важны также свидетеле ства некоторых участников событий этого периода, приведенные на различных конференциях (например, конференция о перевороте 1948 г.) и интервью для периодических изданий (например, интервью аль-Арьяни в журнале "зль-Хикма", 1973, № 18). Такие работы содержат важные факты этого периода и дают представление об атмосфере, в которой проходили события.

Третью группу составляют периодические издания, в первую очередь, аденские газеты - "фатэг ал-Дкааира","Аль-Н8хда", "вль-Якза" и журналы: "аль-Афкар", "аль-Мустакбаль".. Эти издания содержат богатый материал о политическом, социальном и экономическом развитии в северной части Йемена,, о йеменско-английских отношениях, об оппозиции. С помощью этих источников автору удалось устранить ыного неточностей, которые встречаются в литературе об этом периоде истории Йемене. Особо следует отметить значимость газеты "Фатат аль-Джаамра".Издатель этой газеты И.А.Лукман был близок к кругам "свободных йеменцев". На страницах журнала "аль-Хикма аль-йамания" (І939-І94І гг.) публиковались статьи первых деятелей оппозиции. В издававшемся в Каире журнале И8ль-Р8бита аль-Арабийа" также публиковались материалы, выражающие мнение оппозиции.

Кроме этих основных групп источников в данной работе были использованы и другие, имеющие значение для раскрытия отдельных аспектов диссертации. Это государственные документы (соглашения йеменского государства с иностранными державами, переписка имама Ахмеда в 1948 г., его указы), документы дипломатических миссий США на врвбском Востоке (1946-1949 гг.) по Йемену. Труды мусульманских просветителей (Дж.ал-Афгвни, А.аль-Каваки-би, Мохэммеда Абдо) дают возможность познакомиться с источниками идей первых деятелей оппозиции. Воспоминания и записки арабских и иностранных очевидцев и путешественников содержат интересные сведения об отдельных событиях, некоторых моментах лизни общества того периода. Среди них можно отметить работы А.аль-Рзйхзни "Короли арабов", Н.М.аль-Аадм "Путешествие в стране счастливой Аравии", Ива Хуек "Годы в Хадрамауте и Йемене", Сзльвзтор Авонти"Это счастливый Йемен".

По теме исследования была использована обширная нвучная литература, в том числе общие работы по истории и литературе Йемена. Таковы, например, книги йеменских авторов А.Х.Шарэф-эд-Дина "Йемен на протяжении истории", М.Я.ал-Хаддада "Политическая история Йемена", А.М.ат-Тора "Революция Йемена 1948-1968 гг.", С.А.Омара "Взгляд на развитие йеменского общества", А.аль-Бараддуни "Экскурс в йеменской литературе" и "Республиканский Йемен", С.Наги "Военная история Йемена", и также книга "Очерки по истории йеменской революции". В этих работах рассматриваются лишь отдельные аспекты деятельности оппозиции.

В периодических изданиях встречается немало исследовательских статей по отдельным проблемам истории оппозиции. Здесь можно упомянуть статьи Абдуллы Базиба, в которых он дает оценку событий .1948 г., 1955 г. и роли в них "свободных йеменцев", определяет социальную сущность этого движения и выявляет причины его кризиса. Можно упомянуть и стзтьи Али Базиба "Социалистическая мысль и развитие патриотического движения в Йемене", О.ал-Гави "1948 г. и битва нового поколения". В этих и других материалах обращает на себя внимание отсутствие достаточной источниковедческой базы и недостаточная аргументация в суждениях и оценках. То же самое относится и к статьям З.Бэраката, А.ас-Сак-кафз в сборнике "Аз-Зубейри - поэт и борец". Выводы, сделанные вышеуказанными публицистами, во многом противоречат друг другу. В качестве примера можно взять вопрос социальной сущности дви-

кения "свободных йеменцев". С.Омар высказывал мнение, согласно которому это движение "представляло в основном интересы чести феодального классе, стремившейся к политической власти, и торговой буржуазии". По мнению ал-Гави и Бараката, движение "свободных йеменцев" представляло интересы части феодального классе. Ал-Гави называет её "либеральной частью феодалов", а Баракат видит в ней ту часть, которая стремится к капиталистическому предпринимательству в городах. Ас-Саккаф не исключал, что движение "свободных йеменцев" выражало стремление части феодалов к власти, но он добавил, что это было стремление и дру гих слоев и классов.. Однако ас-Саккаф не определил их. ^ Али Безиб высказывал другое мнение, суть которого состоит в том, что движение свободных йеменцев представляло в основном "растущий средний торговый класс" и некоторых представителей феодалої стремившихся к преобразованию".

Большое внимание теме оппозиции в йеменской литературе уде лял Ы,А.аш-Шихари в своих работах "Революция на юге и поражение на севере", "Дискуссии о движении "свободных йеменцев"", "Уход от пещеры отчуждения и вызов культурной революции в Йемене". В этих работах дано его представление об общей картине движения "свободных йеменцев", факторах возникновения, его политической линии и деятельности, социальной окрашенности этого движения, его исторической роли. Шихери делает акцент на внешние факторы исторического развития, преуменьшая роль внутренних факторов. Кроме того, Шихари рассматривает проблемы политического движения того периода, исходя из нынешних условий революционного движения, игнорируя конкретные исторические условия того времени. В силу такого подхода Шихари приходил к таким выводам, с которыми трудно согласиться.

А.К.ас-Саиди выпустил единственную имеющуюся сегодня моно-

  1. С.А.Омар. Взгляд в развитие йеменского общества (на араб.яз, Бейрут, 1970, с.157-168.

  2. 0.Ал-Гави. Движение "свободных йеменцев" и "шухарскэя детская болезнь", "аль-Хикма". Аден, 1975, № 37, с.70.

а. Сборник "Аз-Зубейри - поэт и борец" (на араб.яз.). Бейрут, C.I00-I0I.

  1. Сборник "Аз-Зубейри - поэт и борец" (на араб.яз.). Бейрут, с.28.

  2. Али Базиб. Социалистическая мысль и развитие патриотической движения в Йемене, "ас-Саккафа ал-Гадидэ" Аден; 1974, № 9, с.21.

і графию по оппозиции: "Йеменское оппозиционное движение во вре-1мя имама Яхья 1904-1948 гг.". Автор остановился подробно нэ тех условиях, в которых родилась оппозиция, сделал попытку суммировать представления движения "свободных йеменцев" о ряде проблем (Йеменское единство, английское господство на юге страны, социальный вопрос и т.д.). Автору удалось поставить ряд теоретических проблем: определение понятия "оппозиции", периодизация истории оппозиции. Но автор не ставит цель изучить оппозиционное движение в целом, ограничиваясь лишь его ранним периодом, что помешало ему дать общую оценку этому движению. Ряд выводов автора являются весьма спорными. Так, например, зс-Сзиди любой факт против имама Яхьи рассматривал как действие оппозиции. Поэтому автор считает, что оппозиция возникла с первых лет объявления Яхьи в качестве имама (1904 г.). По такому подходу стирается разница между действиями, направленными не реформацию общества и имеющими узкий характер, как например, соперничество за власть, или даже актами реакционного содержания как племенные выступления. *

М.А.Абдо опубликовал ряд статей по истории движения "свободных йеменцев". Эти работы характеризуются богатством фактов и сведений, но автор не пытается обобщить их.

Представляет интерес также книга С.М.Сэлемэ и А.А.Абу-л-Ри-галэ "Журнал "Ал-Хикма ал-Йамания" и движение зэ преобразование в Йемене", и книга А.ал-Макалеха "Ахмед ал-Хэураш - погибший педагог".

В советской литературе о Йемене вопрос об оппозиции изучался Б.К.Голубовской. В своей статье "К вопросу о создании некоторых йеменских общественно-политических организациях Е.К.Го-лубовская впервые делает попытку рассмотреть всю историю движения "свободных йеменцев". Автор сумела нарисовать общий ход этого движения в период от конца 30-х годов до начала бО-х годов. В своей монографии "Революция 1962 г. в Йемене" Е.К.Голубовс-кая, исследуя политическую борьбу в дореволюционный период, освещает многие моменты деятельности оппозиции, ее роль и политические концепции. Многие выводы этих работ сохраняют свою актуальность до сих пор, но с момента опубликации этих работ (нвча-

I. А.К.ас-Сзади. Йеменское оппозиционное дв'/.жение во время имама Яхьи бен Мухзмед Хамид ад-Дин (на араб.яз.). Бейрут. ІУ83, с.50-52.

ло 70-х гг.) появилось много новых источников, обогативших данную тему.

В монографии О.Г.Герасимова "йеменская революция (1962-1975)" первая глава посвящена оппозиции, её возникновению, основным моментам её борьбы. Но в силу малого объема этого раздела ввтор прошел мимо многих важных вопросов.

В коллективном труде советских авторов "Новейшая история Йемена I9I7-I982 гг." содержится материал по этой теме. Основные выводы в этой книге не выходят за рамки сделанных Е.К.Голу-бовской.

Научная новизна. На основе широкой источниковедческой базы в диссертации впервые предпринята попытка исследовать историю оппозиционного движения как целостного явления. При этом диссертант осветил новые моменты в истории оппозиции (формирование центра оппозиции в Каире, деятельность Йеменского союза в Адене в 50-х годах, деятельность новых группировок оппозиции, попытка создать единый фронт и другие), а также впервые ввел в научный оборот новые документы. В работе также разработана новая периодизация истории оппозиционного движения, уточнены определение оппозиции и понятие кризиса движения "свободных йеменцев". В работе по-новому осмыслен политический проект "свободных йеменцев", который характеризуется как "революция сверху".

Похожие диссертации на Расстановка социальных сил и политическая борьба в Северном Йемене 1934-1962 гг. (Движение "свободных йеменцев")