Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Базайченко Александр Викторович

Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая
<
Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Базайченко Александр Викторович. Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Базайченко Александр Викторович; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Горно-Алтайск, 2009.- 249 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/384

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Наскальное искусство Горного Алтая раннего железного века: памятники и проблемы

1 Скифская эпоха в Горном Алтае ... 7

2 Этапы изучения наскального искусства и современные проблемы 27

Глава II. Образы наскального искусства скифского времени

1 Методика выделения изображений скифского времени. Хронология 56

2 Памятники скифской эпохи. Источниковая база 67

3 Ведущие образы и их интерпретация 78

Глава III. Петроглифы скифской эпохи как памятники духовной культуры 103

1 Наскальное и погребальное искусство

2 Памятники и образы наскального искусства как символы духовной культуры 123

Заключение 132

Список источников 139

Литература

Введение к работе

Актуальность темы. Наскальное искусство в современной науке является одним из важнейших видов археологических источников. Петроглифы Горного Алтая с конца прошлого века, начиная с работ А.П. Окладникова, стали самостоятельным направлением изучения в археологии. В настоящее время археологами Новосибирска, Горно-Алтайска, Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерова и других городов, на территории Горного Алтая открыто и в разной степени изучено более 200 памятников наскального искусства (Кубарев, Маточкин, 1992). Среди них значительное место занимают изображения скифской эпохи середины и второй половины I тыс. до н. э. Изучению памятников наскального искусства посвящено огромное количество публикаций различного уровня: монографий, статей, тезисов и коротких сообщений. В этих работах решаются многие вопросы. Среди них: хронологическое определение наскальных изображений скифской эпохи, их стилистические особенности, характерные сюжеты; наметилась типология петроглифических памятников; прослеживается связь с предшествующим пластом искусства эпохи бронзы и последующим хунно-сарматским временем. Продолжается процесс открытия, и исследования новых памятников наскального искусства на территории российской части Горного Алтая (Республика Алтай) и сопредельных территорий Монгольской Народной Республики, Казахстана и Синьцзянь-Уйгурского национального района КНР, т.е. на территории Большого Алтая как природно-исторического региона Центральной Азии в древности.

Вместе с тем надо отметить, что нет пока обобщающей работы, посвященной исследованию- памятников, и образов наскального, искусства скифской эпохи Горного Алтая, рассмотрению его как части культурно-исторического комплекса, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

4 В результате резкого накопления за последние десятилетия материалов по наскальному искусству возникли новые задачи, среди них: необходимость обобщить материалы, накопленные по наскальному искусству скифской эпохи территории Горного Алтая, исследовать связь с пазырыкским искусством «звериного стиля» из погребальных комплексов, определить место и роль наскального искусства в культуре скифского времени Горного Алтая, общие черты и его особенности по сравнению с памятниками соседних территорий. Монографическое рассмотрение наскального искусства скифской эпохи дает возможность выделить стилистические особенности изображений скифского времени, проследить связь и различия с изображениями эпохи бронзы и последующего гунно-сарматского времени.

Объектом исследования является культура населения Горного Алтая скифской эпохи, предметом исследования - наскальное искусство скифской

ЭПОХИ:

Территориальные рамки исследования определяются территорией Горного Алтая как историко-географического региона Центральной Азии. По современному государственному и административному делению этот регион охватывает территорию Республики Алтай, частично Алтайского края (Россия), Восточно-Казахстанской области (Республика Казахстан), территорию Монгольского Алтая и известные памятники Синьцзянь-Уйгурского национального района КНР.

Хронологические рамки. Работа охватывает скифскую эпоху, которая подразделяется на такие периоды: бийкенский (раннескифский или аржано-майэмирский) конец IX - третья четверть VI вв. до н.э. и пазырыкский (скифо-сакский или скифо-сибирский) -VI - III вв. до н.э., т.е. середина и вторая половина I тыс. до н.э.

5 Цели и задачи исследования. Цель исследования — выделить и исследовать комплекс наскальных изображений, относящихся к скифской эпохе на территории Горного Алтая как природно-исторического региона.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1) обобщить, систематизировать и проанализировать имеющиеся
материалы по наскальному искусству скифского времени исследуемого
региона;

  1. проследить процесс происхождения и этапы развития наскального искусства скифского времени;

  2. проанализировать стиль наскального искусства скифской эпохи, выделить ведущие образы и рассмотреть их особенности;

4) сравнить образы, сюжеты и стиль наскального искусства с искусством
погребальных комплексов скифской эпохи;

5) исследовать семантику основных образов наскального искусства и
определить роль наскального искусства в духовной культуре населения
скифской эпохи региона Горного Алтая.

Методика исследования. В процессе сбора материалов и источников, а также первичной их обработки, применялись следующие методы: метод сравнительного анализа, специальные методы, применяемые в археологии, этнографии, искусствоведении и источниковедении.

Во время работы над историографией были применены методы: аналитический, дедуктивный, сравнительно-исторический.

Источники. В работе использованы»четыре группы источников:

  1. Источники опубликованные: памятники, комплексы наскальных изображений, открытые и опубликованные в разные годы.

  2. Источники не опубликованные, хранящиеся в фондах музеев: А) Из фондов «Музея Археологии, этнографии и экологии Сибири КемГУ» (Туэкта,

Бичикту-Бом коллекции №30,'37, 49). Б) Из фондов Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская писаница» (Туэкта, Сеттерлю, Бичикту-Бом, Калбак-Таш, Джалгыз-Тобе — основной фонд, №2006-2157, 4046-4087, 4704-4705, 6061-6111, 7333). В) Из фондов «Национального музея Республики Алтай им. А.В.Анохина» (Бичикту-Бом, Калбак-Таш - научно-вспомогательный фонд коллекции №1046, 1047, 1048).

  1. Источники собственные, собранные в полевые сезоны 2006-2007гг. в Кош-Агачском и Онгудайском районах Республики Алтай (Карачат, Туэкта, Сеттерлю, Бичикту-Бом), хранящиеся на кафедре археологии, этнологии и источниковедения ГАГУ.

  2. Вспомогательные источники: опубликованные материалы наскальных изображений сопредельных территорий, а также используются памятники изобразительного искусства из погребальных комплексов скифской эпохи Горного Алтая и Южной Сибири.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые наскальные изображения скифского времени Горного Алтая стали предметом комплексного исследования.

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы в археологических, исторических и культурологических исследованиях, в работах по истории, искусству Алтая, Сибири, Горного Алтая, при подготовке спецкурсов, лекций и учебных пособий.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (разделенных на параграфы), заключения, списка литературы и приложений.

Скифская эпоха в Горном Алтае

Изучением археологических памятников скифской эпохи Горного Алтая занималось несколько поколений археологов. Говоря о современном уровне изученности надо отметить, следующее: - основное внимание уделялось исследованию погребальных сооружений, курганов, накоплению артефактов; - решению вопросов происхождения и периодизации археологической культуры скифской эпохи; - особое место занимало исследование мерзлотных погребений; - памятники наскального искусства заняли свое место в системе научного интереса в основном с 70-х годов XX века с работ А.П. Окладникова; - почти не уделялось внимания поселенческим, хозяйственным и культовым памятникам той эпохи.

Изучением культурно-хронологических аспектов скифской эпохи Горного Алтая, занимался М.П. Грязнов, который выделил три фазы развития, культур VIII-III вв. до н.э.:1) аржано-черногоровскую (VIII-VII вв. до н.э.); 2) майэмирско-келермесскую (VII-VI вв. до н.э.); 3) пазырыкско-чертомлыкскую (V-III вв. до н.э.). Каждая фаза в археологическом отношении характеризовалась особенностями скифской триады: вооружения, звериного стиля, конского снаряжения (Грязнов, 1979, с. 4-7). В 1983г. в одной из своих последних опубликованных работ М.П. Грязнов вновь обратился к проблеме выделения начального этапа скифо-сибирских культур, датированного уже IX-VII вв. до н.э. Характеризуя памятники аржано-черногоровской фазы на Алтае, как одной из определенных им культурно-исторических областей, М.П. Грязнов указал, что этот регион, несомненно, прошел такую ступень развития и имел свое своеобразие в культуре. Однако археологических материалов, по его мнению, было еще не достаточно для обоснования такого этапа применительно к Алтаю (Грязнов, 1983, с. 9). Концепция М.П. Грязнова, соответствовала по своему содержанию стадиальному подходу, характерному для отечественной археологии XX века (Грязнов, 1930, 1939, 1947, 1978, 1979, 1983, 1992).

С целостной концепцией этнокультурного развития кочевников Алтая выступил В.А. Могильников, который предложил рассматривать в рамках раннескифского времени особую майэмирскую культуру, которая прошла в своем развитии два этапа: 1) куртуский VIII-VII вв. до н.э. и 2) майэмирский VII-VI вв. до н.э. При этом В.А. Могильников обозначил территорию распространения памятников этой культуры в двух локальных вариантах: южный (куртуско-катонский) и северный (усть-куюмский). Различия между памятниками куртуского и майэмирского периодов показаны по ряду деталей погребального обряда, а разнообразие этих деталей объяснено неоднородностью населения Западного Алтая в VII-VI вв. до н.э., а также предположением о миграции в горы племен из степных районов, находящихся к юго-западу от них (Могильников, 1986 с. 47-52).

Развивая-свои идеи, В.А. Могильников (1986, с. 53; 1988, с. 74, 83 и др.) отмечал, что на основе усть-куюмского локального варианта майэмирской общности сформировалась кара-кобинская культура V-III вв. до н.э., а пазырыкская с конца VI в. до н.э. представляла собой результат взаимодействия местного населения куртуского этапа южных, юго-западных и частично центральных районов Алтая и племен пришедших из степей Казахстана. Исследователь указал, что пазырыкские памятники преобладают в Южном и Юго-Восточном Алтае: в верховьях Берели, Катуни до устья Чуй, в бассейне Чуй, на среднем и верхнем Чулышмане. Количество смешанных могильников, включающих пазырыкские и кара-кобинские объекты, увеличивается к нижнему течению Чуй. Собственно кара-кобинские памятники распространены преимущественно в Центральном Алтае (район средней Катуни и Урсула). Ученый полагал, что к VI-V вв. до н.э. «пазырыкские» племена установили господство над автохтонным «кара-кобинским» населением Горного Алтая, частично смешались с ним и постепенно его ассимилировали. Об этом, по мнению В.А. Могильникова (1988, с. 72-77, 81, 83), свидетельствует расположение кара-кобинских курганов в одной цепочке с пазырыкскимщ а также наличие сопроводительного захоронения лошади в погребениях с каменными ящиками.

Представленная схема этно-культурного развития населения Горного Алтая в раннем железном веке не была лишена логики, но выглядела гипотетичной и в некотором плане искусственной и отражала своеобразный подход к культурно-хронологической проблеме формирования и развития скифской эпохи, определив задачи и направления дальнейших исследований (Тишкин, 1994, с. 125; Кирюшин, Тишкин, 1997, с. 25-26). Точку зрения-В.А. Могильникова в целом поддержали А.С. Суразаков (1988), П.И. Шульга (1998, 1999), В.И. Молодин (2000) и другие исследователи, дополнив ее содержание новым конкретным материалом.

Этапы изучения наскального искусства и современные проблемы

Проблема изучения наскальных изображений скифской эпохи связана в целом с открытием и изучением петроглифических памятников в регионе.

К истории изучения наскальных изображений Алтая обращались в разные годы многие исследователи: А.П. Окладников (1979), ЯЛ. Шер (1980), Е.А. Окладникова (1984), В.Д. Кубарев и Е.П. Маточкин (1992). Сведения из монографий этих авторов по изображениям скифского времени носят фрагментарный характер и не дают целостной, последовательной картины развития наскального искусства в скифскую эпоху. Поэтому основной целью является обобщение имеющихся данных, ознакомление с новыми сведениями по изучению наскальных изображений, начиная от первых письменных сообщений, о них и заканчивая основными современными исследованиями. Историографически мы выделяем несколько периодов изучения памятников наскального искусства региона, которые однако, не всегда совпадают с известными этапами изучения погребальных археологических памятников в Горном Алтае.

Самые ранние письменные сведения о наскальных изображениях Алтая появились во второй половине XVIII в., когда новая для Российской империи территория требовала всестороннего изучения, которое включало, как правило, природное, географическое, геологическое, историческое и прочее изучение Сибири. К этому времени уже имелся некоторый опыт научного познания Сибири такими участниками академических экспедиций, как Д. Мессершмидт, Ф. Стралленберг, Г. Миллер, И. Гмелин, П. Паллас. Именно этими учеными были предприняты первые попытки осмысления сибирских петроглифов. В задачу этих экспедиций входило максимально полное изучение и описание тех земель, по которым они проходили, а фиксация древностей являлась лишь частью реализации комплексных программ. Такой «комплексный» подход отвечал энциклопедическим задачам науки того времени. Значение .тех изысканий трудно переоценить.

Первые письменно засвидетельствованные сообщения о петроглифах Алтая и первые копии наскальных рисунков известны из записей участников рудно-поисковой партии 1785 г. унтершихтмейстеров Лаврентия Феденева и Никиты Шангина. Целью экспедиции, было описание рек и приисков, а также поиск рудных месторождений и «красивых твердых камней». Данной экспедиции также поручалось осуществить как можно более полное географическое описание местности.

Проводя исследования на р. Бухтарме Н. Шангин и Л. Феденев, обнаружили» внутри пещеры наскальные изображения и скопировали их (Камбалов, Сергеев, 1968, с. 25-26). Обнаруженный памятник вскоре окажется уничтоженным, поэтому копии рисунков, находящиеся в. Центральном государственном военно-историческом архиве, имеют особую ценность, отражающую уровень и характер исследований той поры.

Еще одна писаница, была обнаружена недалеко от впадения р. Смолянки в Иртыш участниками экспедиции. Они сделали чертеж и зафиксировали точное ее местонахождение на плане местности. А также уменьшенную в восемь раз прорисовку рисунков. Кроме этого близ устья р. Каменки у небольшого кургана зафиксировали статую и сделали ее зарисовку. Таким образом, участники экспедиции не только совершили археологические открытия, но и сохранили их для науки..

Итак, первыми исследователями петроглифов Алтая, оставившими о них записи и копии, явились участники рудно-поисковых экспедиций конца XVIII века. Это был уровень фиксации, который не преследовал самого изучения рисунков. Однако первые научные исследования наскальных изображений Алтая провел — Григорий Иванович Спасский (Спасский, 1818).

Наибольшую ценность для изучения далекого прошлого Сибири, считал Г.И. Спасский, представляют наскальные рисунки и письмена: «но- из всех достопримечательностей (курганы, копи, могилы) высеченные начертаниями изображенные краской надписи на каменных утесах, составляющих берега некоторых рек, на могильных камнях и подобных сим местах, показывая перед прочими некоторую высшую степень образования и искусства народного, заслуживают быть первыми» (Спасский, 1818, ч.1, с. 69).

Помимо фиксации наскальных изображений во многих местах Южной Сибири Г.И. Спасский, пытался дать интерпретацию наскальных изображений, в рисунках на скалах он видел отражение событий, которые происходили в ту далекую эпоху.

Заслуживает особого внимания- утверждение ученого, что в грубых, на первый взгляд, изображениях заложено глубокое смысловое содержание, так как именно эта сторона петроглифоведения остается едва ли не самой актуальной и в наше время. Он- стремился подходить к петроглифам не с точки зрения их примитивных черт, как чаще всего характеризовали изображения ученые той поры, а усматривал в них свидетельства прежней жизни имеющие огромное значение для познания далекого прошлого, что «... из одной только грубой отделки сих памятников нельзя еще заключать о маловажности их» (Спасский, 1818, ч.1, с. 71).

Решая вопросы дешифровки изображений, исследователь уделил внимание тому, что для более объективного «прочтения» и понимания своеобразных текстов, необходимо рассматривать памятник в единстве всех частей его композиций и рисунков. Несмотря на кажущуюся разобщенность рисунков на скале, все они объединены внутренним содержанием в целостную систему.

Огромное значение имела программа полевых исследований, разработанная и опубликованная Г.И. Спасским. Она касалась изучения петроглифов, была основана на личном опыте и обращена ко всем любителям сибирской истории.

Памятники скифской эпохи. Источниковая база

Памятники с наскальными изображениями скифского" времени на территории Горного Алтая расположены, как показано на карте весьма неравномерно. В- Республике Алтай — это территория долин в Центральной части региона между Семинским и Теректинским хребтами и на Кош-Агачском высокогорном плато по Катуни, Чуе, Аргуту, Башкаусу, Чулышману и их притокам.

Более-менее компактно расположены памятники в Монгольском Алтае, Синьцзянь-Уйгурском районе КНР - Китайском Алтае и по Иртышу в Казахстанской части Алтая. Их нет в северной и северо-восточной, лесной частях Горного Алтая.

Расположение памятников наскального искусства и других памятников скифского времени: курганов, оленных камней, поминальников, дает представление об основных территориях освоенных населением в середине и второй половине I тысячелетия до н.э. и их связи с определенной природной средой межгорных долин и высокогорных плато.

Надо учитывать, что наши сведения о расположении памятников отражают современные знания. Они, несомненно, будут пополняться, особенно за счет китайской и монгольской частей территории. Однако общую картину связи с природной средой можно считать установленной и вряд ли она будет меняться.

Источники. На памятниках наскального искусства Горного Алтая по нашим подсчетам насчитывается приблизительно 700 изображений скифской эпохи, являющихся источниками настоящего исследования. Мы не можем, утверждать, что это исчерпывающие сведения по изображениям скифской эпохи региона. Они отражают наши знания на настоящее время. Вместе с тем надо учитывать, что-часть изображений, так называемых трансхронологичных образов, без признаков, относящихся к скифской изобразительной традиции, трудно отнести к скифской эпохе, хотя вполне возможно, что они были нанесены в скифское время.

Источники по наскальному искусству скифской эпохи, представлены двумя большими группами:

Первая группа — основные источники или первоисточники. Представлена микалентными копиями наскальных изображений, прорисовками и фотографиями, полученными автором в ходе полевых работ 2006-2007 годов в Кош-Агачском районе Республики Алтай комплекс Карачат, проводимых в рамках Российско-Бельгийской экспедиции на р. Юстыд. На комплексе Карачат было зафиксировано 223 плоскости с разновременными наскальными изображениями, в большинстве своем относящихся к скифскому времени. Обработанные материалы вошли в диссертационное исследование (Таблица 50-61). В 2007- 2008 . гг. Российско-Бельгийская- экспедиция работала в Онгудайском районе Республике Алтай долина р. Каракол, в составе которой работал петроглифический отряд под руководством А.И. Мартынова. Были исследованы и скопированы наскальные изображения с памятников у с. Туэкта, Сеттерлю, Бош-Туу, Бичикту-Бом.

К основной группе источников относятся так же архивные материалы, неопубликованные или частично опубликованные копии наскальных изображений из фондов музеев:

1).Музей «Археологии, этнографии и экологии Сибири» КемГУ материалы Горного Алтая (Туэкта, Бичикту-Бом - коллекции № 30, 37, 49).

2).Историко-культурный и природный музей - заповедник «Томская писаница» материалы Горного Алтая (Туэкта, Сеттерлю, Бичикту-Бом, Калбак-Таш, Джалгыз-Тобе - основной фонд, № 2006-2157, 4046-4087, 4704-4705, 6061-6111,7333).

3).Горно-Алтайский Республиканский краеведческий музей им. Анохина (Научно-вспомогательный фонд кол. 1046,1047 Бичикту-Бом, кол. 1048Калбак-Таш).

В первую группу вошли опубликованные источники по наскальным изображениям Горного Алтая; опубликованные в монографических изданиях А.П. Окладникова, Е.А. Окладниковой, В.Д., Запорожской, Э.А. Скорыниной: «Петроглифы урочища Чанкыр-Кель (Алтай, Елангаш)». - Новосибирск, 1981; «Петроглифы урочища Сары-Сатак (долина реки Елангаш)». - Новосибирск, 1982; «Петроглифы Горного Алтая». - Новосибирск, 1980; Е.А. Окладниковой «Петроглифы Средней Катуни». - Новосибирск, 1984; В.Д. Кубарева и Э.Якобсон «Siberie du sud 3: Kalbakash I, rebubligue de L Altai» // Repertoire des Petroglyphes d Asie Centrale. - Paris, 1996. - № 3.

Первостепенная задача состояла в том, чтобы собрать и исследовать полный реальный комплекс рисунков того или иного центра наскального искусства. В результате исследователь располагает полным и максимально объективным историческим источником. В этих работах дается характеристика и датировка наиболее ярких и интересных сюжетов петроглифов, вопросы хронологии и соотнесение наскальных изображений к той или иной эпохе, а семантическая интерпретация наскальных изображений, не была отражена в этих монографиях. Таким образом, в научный оборот была введена новая группа источников.

Памятники и образы наскального искусства как символы духовной культуры

Памятники наскального искусства возникали как результат соединения двух основных составляющих — природной среды и мифологической мыслительной деятельности их создателей. Места с наскальными изображениями и являются продуктом этих двух начал. Причем природная среда выступает как культурообразующий фактор. При этом очевидно выделяются два уровня: один конкретный, непосредственно связанный с рисунками, другой сопутствующий, составляющий как бы фощ памятнику наскального искусства (Мартынов, 2005, с. 168-169).

Зависимость человечества от окружающей его природы, т.е. от географической среды, неоспорима. Хотя степень этой зависимости и расценивается различно.

Все памятники наскального искусства скифской эпохи Алтая по их местонахождению можно условно разделить на две группы: первая располагается в высокогорных тундрово-степных и полупустынных ландшафтах (памятники Кош-Агачского района РА, Северо-Западной Монголии и Китайского Алтая), вторая сосредоточена в таежно-лесных и горно-степных ландшафтах межгорных котловин Центрального Алтая (Онгудайский, Чемальский, Шебалинский районы Республики Алтай), Юго-Западного Алтая (Усть-Коксинский район РА и памятники Восточного Казахстана).

Ландшафты первой группы распространения памятников характеризуются высоким положением поверхности территории (средняя высота 2300-2700 м), изолированностью от Центрального Алтая высокими хребтами, большой суровостью и континентальностью климата, существенным влиянием соседних областей Центральной Азии, что выражается в формировании центральноазиатского типа высотной поясности. Резкие колебания температур сезонов года и даже в течение суток, короткий безморозный период, небольшое количество осадков (120-250 мм в год); малоснежные зимы наличие островов многолетней мерзлоты — вот показатели сурового и резко-континентального климата так называемого монгольского типа. Он особенно характерен для межгорных котловин. Малое количество осадков, значительная водопроницаемость грунтов, наибольшая их влажность, засоленность и щебнистость почв способствуют развитию опустыненных степей монгольского типа. Для» них характерна слабая сомкнутость травяного покрова, обилие кустарников и полукустарников, небольшое количество злаков, развитие корковых лишайников на почве и бедность видового состава растительности в целом.

Ландшафты второй группы памятников отличаются значительной контрастностью и мозаичностью. Достаточно полно выражен спектр высотной поясности. Здесь сосредоточено более 80% всех ледников Алтая. Хребты имеют широтное или близкое к нему направление: Катунский, Северо-и Южно-Чуйский, Теректинский и др. Средняя высота хребтов — 2200-2600 м. Особенностью орографического строения является наличие межгорных котловин: Уймонской, Канской, Абайской, Катандинской, расположенных на высотах 700-1000 м. Их днища сложены рыхлыми отложениями - песками, суглинками, валунно-галечниковым материалом и только кое-где возвышаются изолированные останцы из коренных пород или цепочки из невысоких кряжей, разделяющих котловины на несколько более или менее обособленных участков. Климат неоднороден. Наибольшей континентальности он достигает в і межгорных котловинах, где минимальные температуры могут опускаться ниже -50, а максимальные превышать +30.

Деление всех памятников на две большие группы обуславливается не только по их отношению к тому или иному типу ландшафта, но и стилистикой и иконографией изображений. Петроглифы скифского времени, отнесенные нами к первой группе памятников, отличаются более реалистичным стилем и вероятнее всего являются, по нашему мнению, классическими. Наскальным памятником второй группы присуща большая схематичность и некоторая аморфность в изображениях.

Эти отличия можно объяснять, по-нашему мнению, во-первых — влиянием ландшафтных особенностей на культуру населения; во-вторых — этнической неоднородностью населения Алтая в рассматриваемый период. Кроме этого, не полная идентичность в стилистике и иконографии изображений указывает и на возможный фактор активного влияния культуры более организованного этнического сообщества Юго-Восточного Алтая на более разобщенные этнические группы Центрального и Юго-Западного Алтая в скифское время. Взаимодействие истории природы и истории людей - интерференция двух форм развития материи, осуществляющаяся в системах этносов и их исторических судеб.

Культовые объекты на территории Алтае Саянского горного региона зачастую представляют комплекс памятников различного назначения, включающий мегалитические сооружения, курганы, петроглифы, обо (тагылы) и другие памятники этнографического времени, а так же объекты природного происхождения. Мысль о существовании трех видов» памятников наскального искусства была высказана еще на первой конференции по изучению наскального искусства: священный камень, священные изображения- и святилище (Мартынов; 1990, с. 17). В последующем такая оценка месторасположения писаниц с привлечением наблюдений над сопутствующими им факторами природного характера была развита А.И. Мазиным (1994) и более подробно разработана М.А. Дэвлет (1998, с. 230-255).

Похожие диссертации на Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая