Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи Трифанова Сынару Вениаминовна

Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи
<
Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трифанова Сынару Вениаминовна. Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.06 Горно-Алтайск, 2006 288 с. РГБ ОД, 61:06-7/656

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Обзор истории изучения памятников Саяно-Алтая гунно-сарматского времени и основных направлений изучения украшений в современной отечественной науке - с. 11

1.1. Обзор истории изучения памятников с. 11

1.2. Обзор основных направлений изучения украшений в современной отечественной науке с. 39

Глава II. Описание и классификация украшений из памятников Саяно-Алтая гунно-сарматского времени с. 60

2.1. Методы изучения и систематизации украшений с. 60

2.2. Серьги с. 64

2.3. Диадемы с. 73

2.4. Гривны с. 79

2.5. Бусы с. 86 ) 2.6. Бляшки с. 94

2.7. Бляхи с. 101

2.8. Другие украшения с. 104

Глава III. Вопросы хронологии, периодизации, половозрастной и территориальной принадлежности украшений. Реконструкция комплексов украшений с. 113

3.1. Хронология, периодизация, половозрастная и территориальная принадлежность украшений

3.1.1. Серьги с. 113

3.1.2. Диадемы с. 122

3.1.3. Гривны с. 126

3.1.4. Бусы с. 132

3.1.5. Бляшки с. 138 ) 3.1.6. Бляхи с. 141

3.1.7. Другие украшения с. 144

3.2. Реконструкция комплекса украшений из памятников Саяно-Алтая гунно-сарматского времени с. 148

3.2.1. Методика реконструкции комплекса украшений с. 148

3.2.2. Реконструкция комплексов украшений из могильни- с. 151 г ков Горного Алтая и Тывы

Заключение с. 170

Список источников с. 179

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. С древнейших времен люди украшали себя различными предметами, прикрепляемыми к телу или одежде. Археологические исследования позволяют проследить, как постепенно появлялись разные виды украшений, и какие материалы использовались для их изготовления. В каждую историческую эпоху менялись средства, способы ношения и назначение украшений. На заре человечества, в эпоху палеолита, в качестве украшений использовались зубы, когти, кости зверей; перья птиц; раковины и др. С эпохи энеолита, наряду с ними, появляются изделия из металла, позднее из стекла и т.д. Изучение украшений является важным составляющим при выявлении характера исторических процессов на Саяно-Алтае в гунно-сарматскую эпоху, так как украшения являются одним из ярких этномаркирующих элементов материальной культуры, отличающиеся значительной устойчивостью и преемственностью (Заднепровская А.Ю., 1996, с. 20), которые отражают ее специфические черты и уровень развития.

Актуальность изучения украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени обусловлена тем, что в указанное время здесь происходят значительные перемещения групп населения, приведшие к изменению этнической карты Саяно-Алтая и давшие импульс для формирования оригинальных, различных по происхождению и составу археологических культур. Эти процессы оказывали влияние и на трансформацию в сфере материальной культуры, одной из категорий которой являются украшения. В связи с тем, что украшения являются обязательной частью традиционного костюма любого народа, они представляют собой важный источник информации для реконструкции древних обществ, а также выступают в качестве диагностирующего признака археологической культуры. На сегодняшний день актуально создание свода различных украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени, также как более или менее универсальной классификационной системы анализа предметов,

4 составляющих этот вид источников. Систематизация и классификация украшений позволяет выявить типолого-морфологические особенности рассматриваемого изделия. Анализ полученных особенностей позволит выявить и проследить контакты населения, процессы миграции или общность их происхождения, также выявить культуродиагностирующие типы украшений для Хакасии, Тувы и Горного Алтая. Поскольку изучение украшений имеет широкие информативные возможности в области социальной реконструкции древнего общества, данная категория материальной культуры позволит получить дополнительную информацию для определения социальной и половозрастной принадлежности владельца. В связи с тем, что украшения зафиксированы, в основном, в погребениях, они были неотъемлемой частью погребального обряда, который служил своеобразным социальным регулятором отношений между человеком и природой, с одной стороны и человеком и обществом - с другой, сопровождавшие человека вещи выполняли различные функции и служили также выразителями мировоззренческих представлений людей. Следовательно, семантическое объяснение украшений из погребений Саяно-Алтая гунно-сарматского времени позволит сделать предположения об иррациональных представлениях населения. В большинстве погребений одежда не сохраняется или же она представлена фрагментарно, и чаще всего восстановлению не подается, в связи с этим, предметы украшения являются одним из основных источников для реконструкции одежды, головного убора, обуви (Бобров В.В., Умеренкова О.В., 2001, с. 137-138; Тишкин А.А., 1999, с. 185).

Украшения неоднократно привлекали внимание археологов, однако, тщательное и всестороннее изучение украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени не стало предметом самостоятельного исследования. Несмотря на то, что украшения являются массовой и широко распространенной категорией материальной культуры, их систематическому изучению уделено мало внимания. В большей части работ, украшения рассматриваются в комплексе с другим археологическим материалом или же вопросы их изучения рассматриваются косвенно. Накопленный отечественной археологической нау-

5 кой опыт исследования этой категории материальной культуры (Арциховский А.В., 1930; Леммлейн Г.Г., 1950; Фехнер М.В., 1967; Алексеева Е.М., 1975; Де-опик (Ковалевская) В.Б. 1959, 1961, 1998, 2000; Петренко В.Г., 1978, Патрушев B.C., 1985; Яценко С.А., 1985; Бородовский А.П., 1987; Засецкая И.П., 1994; Соёнов В.И., 19996; Тишкин А.А, 1999; Тетерин Ю.В., 2001; Чугунов К.В., 2003 и др.) демонстрирует, что работы в большинстве своем, посвящены изучению отдельных категорий украшений. Таким образом, в настоящее время актуально создание свода украшений существовавших на территории Саяно-Алтая в гунно-сарматское время и создание классификационной системы анализа предметов, составляющих этот вид источников, с целью получения информации по уточнению хронологии памятников; выявления культуродиагности-рующих изделий; выявления контактов населения Горного Алтая, Хакасско-Минусинской котловины и Тывы в гунно-сарматскую эпоху и получения информации для социальной реконструкции древних обществ и костюмного комплекса населения.

Объектом исследования в данной работе выступает культура населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени.

Предметом исследования стали предметы украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени.

Основной целью работы явился системный анализ украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени и реконструкция комплексов украшений.

Для достижения основной цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю изучения памятников Саяно-Алтая II в.до н.э.-V в.н.э. для оценки степени изученности археологических культур Горного Алтая, Хакасии и Тывы.

  2. Провести обзор работ отечественных исследователей, посвященных анализу и интерпретации украшений для оценки изученности темы.

  1. Обобщить, систематизировать и проанализировать имеющиеся материалы (музейные, литературные и полевые) по украшениям населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени.

  2. На основе результатов изучения источников, разработать классификацию украшений и выявить хронологические рамки бытования конкретных типов изделий.

  3. Рассмотреть социально-диагностирующее значение украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени.

  4. На основе анализа всех видов источников реконструировать комплексы украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени.

Территориальные рамки исследования включает Саяно-Алтайское нагорье основную часть территории, которого занимают Горный Алтай, Тыва, Хакасия. Понятие «Горный Алтай» вошло в научную литературу в связи с особенностями геологического строения Алтайской горной страны. Значительную по площади северо-восточную часть Российского Алтая, являющуюся древним каледонским сооружением, принято называть Горным Алтаем. Горный Алтай образован системой хребтов, формирующих ряд географических провинций: Северный, Северо-Западный, Центральный, Восточный и Юго-Восточный Алтай. Горный Алтай с юга ограничен хребтами Табын-Богдо-Ола и Сайлюгем, с востока - хребтами Чихачева и Шапшальский, с запада хребтами Холзун и Ли-ствяга, на севере заканчивается Алтайской лесостепью (лесостепным Приобъ-ем) (Маринин A.M., Самойлова Г.С., 1987, с. 7, 12-13). Хакасско-Минусинская котловина географически совпадает с современной территорией Республики Хакасия. Она с юга и востока ограничена Западным и Восточным Саянами, с запада - Кузнецким Алатау, а на севере заканчивается красноярской тайгой (Бадецкая Э.Б., 1999, с. 5). Тува включает Восточно-Тувинское нагорье и Тувинскую котловину, расположенную в верховьях Енисея. Она ограничена с севера Западным Саяном, с востока - Восточным Саяном, с юга - хребтом Танну-Ола и на западе - Шапшальским хребтом (Тушинский Г.К., Давыдова М.И., 1979, с. 543).

Хронологические рамки исследования охватывают гунно-сарматское время (II в.до н.э.-V в.н.э.). Нижняя граница исследуемого периода II в.до н.э., т.к. рубеж Ш-П вв.до н.э. - это наиболее приемлемая хронологическая граница между позднескифскими комплексами и памятниками хуннского времени принятая многими исследователями (Васютин А.С., 1991а, с. 141; Савинов Д.Г., 1995, с.80; Соёнов В.И., 1997а, с. 14 и др./ Начало эпохи маркирует появление памятников улуг-хемского типа в Туве, тесинских грунтовых могильников в Минусинской котловине, погребений булан-кобинской культуры на Алтае. Конец эпохи ознаменован появлением древнетюркских погребений с конем на территории Тывы, памятников культуры чаа-тас в Минусинской котловине и погребений кудыргинского типа в Горном Алтае.

Для достижения основной цели и поставленных задач мы использовали ис-точниковую базу, включающую:

  1. Вещественные материалы из погребальных и поселенческих комплексов гунно-сарматского периода (И в.до н.э.-V в.н.э). Всего в работе анализируется более 1000 экземпляров изделий, в том числе 50 серег, 20 диадем, 23 гривны, более 500 бусин, 211 нашивных бляшек, 20 блях, 65 наксоников, 81 подвеска, 8 зубов животных и раковины каури. В качестве аналогий привлекались материалы из сопредельных регионов и разных исторических периодов.

  2. Изобразительные источники. Данная группа представлена изображениями украшений на петроглифах и каменных изваяниях людей, глиняных масках из таштыкских склепов, а также на планках из склепа Тепсей III.

Нами использованы опубликованные материалы из археологических памятников Горного Алтая (Бике I; Верх-Уймон; Катанда I; Курайка; Кок-Паш; Усть-Эдиган; Чендек), Хакасии (Уйбатский, Тесинский, Изыхский, Сырский чаа-тасы; Кызыл-Куль; Комаркова Песчаная; Новые Мочаги; Горькое озеро), Тывы (Бай-Даг II; Кокэль; Усть-Хадынных; Уюк), а также неопубликованные материалы из могильников Айрыдаш I и Верх-Уймон, хранящиеся в фондах Института алтаистики им. С.С. Суразакова, Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина и Лаборатории археологии при кафедре археологии,

этнологии и источниковедения Горно-Алтайского государственного университета. Определенную долю составили материалы, полученные на могильнике Верх-Уймон при участии автора в ходе полевых исследований 2002-2005 гг.

Методология и основные методы исследования. Методологической основой исследования является комплексный подход к археологическому материалу с целью получения наиболее полной информации об украшениях населения Саяно-Алтая в гунно-сарматскую эпоху и осуществления различных культурно-исторических реконструкций. В качестве наиболее эффективной формы исследования выступает системный подход, представляющий собой целостное рассмотрение определенной совокупности объектов. Данный метод также предполагает построение моделей систем и их свойств, включая модели динамики систем, их развития и иерархического строения. Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, а является совокупностью принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Системный подход включает морфологический анализ, классификацию, типологию и реконструкцию (Тишкин А.А., Горбунова Т.Г., 2005, с. 11-12).

Значительное количество исследованных погребений, отличающихся составам украшений, невозможно проанализировать, без применения методов статистики. В связи с чем, систематизация украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени осуществлена через формальную классификацию украшений, корреляцию признаков и их группировку.

При разработке темы использован ряд методов и приемов, среди которых следует выделить типологический и сравнительно-исторический методы. Формально-типологический метод, широко используемый при описании памятников материальной культуры, как показывает опыт предшественников, вполне применим и весьма результативен для проведения типологического анализа такого большого и разнообразного материала как украшения. Историко-сравнительный метод в изучении украшений важен при поиске типологических параллелей и попытке выявления этнокультурных и этногенетических связей

народов Саяно-Алтая гунно-сарматского времени. В процессе сбора различных источников и их первичной обработки, анализа литературы и на этапе реконструкции комплексов украшений задействованы подходы базовые принципы и категориальный аппарат из разработок А.В. Арциховского (1930), Г.А. Федорова-Давыдова (1966), М.В. Фехнер (1967), И.П. Засецкой (1971, 1975, 1994), А.Н. Кирпичникова (1973), В.Г. Петренко (1978), И.Л. Кызласова (1983), B.C. Патрушева (1985), СВ. Неверова (1988), З.А. Львовой (1998), В.И. Соёнова (1992а, 1999а), А.Ю. Заднепровской (1996, 2003), А.А. Тишкина, Т.Г. Горбуновой (2003, 2004, 2005), Т.Г. Горбуновой (2003, 2004, 2005) и других исследователей.

Анализ полученных результатов потребовал применения специальных методов истории, археологии, этнографии, источниковедения, архивоведения (полевые исследования; метод перекрёстной проверки; метод ретроспекции; статистический, дедуктивный, сравнительно-исторический анализ и т.д.). На заключительных этапах исследования применялся метод реконструкции.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка обобщения и систематизации обширного и разнообразного по составу фактического материала по украшениям населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи. Впервые на основании анализа вещественных и изобразительных источников реконструированы комплексы мужских, женских и детских украшений из погребений Горного Алтая и Тывы гунно-сарматского времени. В научный оборот введены неопубликованные материалы из могильников Айрыдаш I и Верх-Уймон.

Апробация. Основные положения диссертации получили отражение в восьми публикациях автора, представленных в сборниках тезисов и научных трудов (Трифанова СВ., 2004а; 20046; 2004в; 2005а; 20056; 2005в; 2005г; Со-ёнов В.И., Трифанова СВ., Вдовина Т.А., Черепанов М.А., 2005); обсуждались на заседаниях археологической лаборатории Института алтаистики им. СС Суразакова, кафедры археологии, этнологии и источниковедения Горно-Алтайского государственного университета; докладывались на всероссийских и

10 региональных археологических конференциях, проходивших в Горно-Алтайске (2003), Барнауле (2004, 2005), Красноярске (2005).

Научно-теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при написании обобщающих работ по археологии и древней истории Саяно-Алтая, работ методического и методологического характера, а также при подготовке лекционных курсов, при написании дипломных и курсовых работ, при создании музейных экспозиций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, списка сокращений, приложения. Приложение работы включает таблицы и рисунки, демонстрирующие основные положения и результаты работы.

Обзор основных направлений изучения украшений в современной отечественной науке

Украшения являются одним из ярких этномаркирующих элементов материальной культуры, отличающиеся значительной устойчивостью и преемственностью (Заднепровская А.Ю., 1996, с. 20). Изучение украшений дает важную информацию для реконструкции древних обществ, т.к. они показывают этническую, социальную и половозрастную принадлежность людей, отражают их иррациональные представления. Украшения отражают процессы миграции или общность происхождения древних народов и являются индикаторами межобщинного обмена (Бобров В.В., Умеренкова О.П., 2001, с. 184); говорят об уровне развития ремесла и ювелирного дела (Тишкин А.А., 1999, с. 184). В погребениях Саяно-Алтая гунно-сарматского времени широко распространены различные категории личных украшений (диадемы, накосники, серьги, гривны, бусы, нашивные бляхи и пластины и т.д.).

В последнее время активизировались исследования украшений как одного из важных источников изучения социальной истории. В тоже время изучение накопленного опыта исследования данной категории материальной культуры, показывает, что в археологической и исторической реконструкции древних обществ украшения занимают довольно скромное место, хотя существующие публикации, посвященные изучению украшений, имеют целый ряд направлений:

Первое направление - работы, посвященные проблемам изучения украшений и разработке направлений изучения украшений как самостоятельного источника. В статье А.А. Тишкина «Украшения раннескифского времени из Горного Алтая» автор выделил важные стороны значения научного анализа украшений, которые включают в себя следующие направления: трасологическое изучение; комплексное изучение процесса обработки металла, камня и других материалов, используемых при создании украшений; изучение письменных источников, специальных трактатов по различным видам производственной деятельности; экспериментальные исследования. А.А. Тишкин отмечает, что отдельной стороной изучения украшений должна стать реконструкция мировоззрения древних мастеров: важно выявить в изготовленных ими изделиях реализованные религиозные представления, взгляды на общество, знания о мире. Далее автор приводит пример комплексного изучения украшений раннескифского времени из памятников Горного Алтая, рассмотрев такие категории украшений как бусы и серьги. Бусы, составлявшие ожерелье, найденные на могильнике Бийке, по составу были разделены на три группы. В работе дано подробное описание каждой группы, а для третьей группы приведены результаты полуколичественных спектральных анализов. Автор детально рассмотрел конусовидную серьгу, украшенную зернью, дав подробное описание изделия и приемов его изготовления (Тишкин А.А., 1999, с. 184-190). По результатам спектрального анализа сделан вывод, что для изготовления этого украшения использовалось почти чистое золото, т.е. ювелиры в рассматриваемый период времени владели эффективными способами очистки золота или использовали самородное золото.

В.В. Бобров и О.В. Умеренкова выделяют ряд направлений в изучении украшений как самостоятельного источника в статье «Украшения в социально-пространственной структуре археологических культур (к постановке проблемы)». Первое направление связанно с уровнем археологического содержания, где украшения выступают в роли диагностирующего признака археологической культуры, второе направление связано с исторической интерпретацией. Авторы отмечают, что выделенные направления позволяют сделать выводы, подтверждающие информативность украшений как: 1) культуродиагностирующего материала; 2) источника для изучения половозрастной структуры общества; 3) источника для социальной реконструкции; 4) источника для реконструкции иррациональных воззрений древнего человека; 5) материала для реконструкций одежды, головного убора, обуви; 6) источника дл,якизшения специализированного древнего производства (Бобров В.В., Умеренкова О.В., 2001, с. 137-138).

Второе направление - работы, посвященные изучению конкретного вида украшений одной археологической культуры. Сюда же мы включили работы, в которых украшения рассматриваются, как отдельная категория вещей и выделяются при описании находок в обобщающих работах. Данные работы отличаются тем, что в них авторы приводят свод имеющихся украшений и, как правило, осуществляют классификацию наиболее массового вида данной категории материальной культуры и в отдельных случаях дают историческую интерпретацию полученных результатов.

В работе Б.Б. Овчиниковой «Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X вв.» автором выделен раздел «Украшения», в котором рассматриваются украшения мужчин и женщин древнетюркского времени. Автор отмечает, что состав мужских и женских древнетюркских украшений сохраняет традиции хуннов: независимо от пола погребенного в могиле можно встретить украшения различного вида. Б.Б. Овчиникова детально исследовала серьги и разделила их на два отдела и 11 типов. В результате типологического анализа серег отметила ряд особенностей этого вида украшений у древних тюрков. Исследовательница рассмотрела временное бытование некоторых типов серег, объединила их в три группы. Проследив последовательное изменение типов, она выстроила их эволюционный ряд. Автор выделила региональные особенности серег внутри Саяно-Алтая, а по форме некоторых типов серег, отметила инородное влияние. Последнее предполагает наличие у тюрков связей не только с соседними государствами, такими как Китай, но и с государственными объединениями Крыма, Кавказа через Среднюю Азию (Овчиникова Б.Б., 1990, с. 44-52). Также Б.Б. Овчиникова в своей работе анализирует другие категории украшений, найденных в погребениях с конем на Саяно-Алтае: бусы, кольца, браслеты, подвески и др.

Методы изучения и систематизации украшений

Понятие «украшения» довольно широко используется при характеристике археологической культуры. В «Толковом словаре русского языка» слово «украшение» определяется как предмет, украшающий собой кого-что-нибудь; например: украшение человека, украшение одежды, то есть украсить придать ко-му-чему-нибудь красивый вид, сделать нарядным (Ожегов СИ., Шведова Н.Ю., 2003, с. 830).

В настоящей работе использованы термины и понятия, получившие распространение в этнографии, поскольку в этнографической науке достаточно много внимания уделено изучению украшений и существует ряд специальных исследований по данной категории материальной культуры. В этих исследованиях разработана научная методика их описания и изучения. Определены основные этапы происхождения и функционирования тех или иных типов традиционных украшений. В этнографии под термином «украшение» ранее понимались все те объекты и приемы убранства человеческого тела, которые независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для. того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции - эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т.п. (Штернберг Л.Я., 1902, с. 638). Современные же авторы придерживаются следующего определения: «украшение» - это «съемное, подвижное убранство из постоянных или проходящих материалов в отличие от неподвижных украшающих элементов таких, как разрисовка тела, татуировка, деформирования тела или укладывания волос» (Материальная культура, 1989).

Таким образом, в основе современного понимания смысла украшений лежит сформировавшаяся эстетическая потребность людей к прекрасному. Несо мненно, в разные исторические периоды украшения использовались не только для удовлетворения эстетических чувств, но были связаны и с апотропеически-ми (оберегов, охранителей) и лечебными функциями (Полубояринова М.Д., 1991, с. 16; Королькова Е.Ф., 1996, с. 24), а также они являются символами, отражением эмоционального состояния людей, передают закодированную информацию, свидетельствуют об изменениях в обществе, культуре, идеологии, производстве и о многом другом (Тишкин А.А., 1999, с. 184). Украшения как археологический и исторический источник представляет сложно организованную систему, включающую в себя большое количество компонентов, каждая из которых рассматривается самостоятельно и во взаимосвязях с другими (Бобров В.В., Умеренкова О.В., 2001, с. 137), несет различную информацию для понимания процессов культурогенеза и некоторых вопросов этнической истории народов.

Как было отмечено в главе І, в настоящее время недостаточно разработаны методологические основания для изучения украшений как самостоятельного источника, а методы, применяемые в этнографической науке не всегда подходят для археологических исследований. Методологической основой нашего исследования является комплексный подход к археологическому материалу с целью получения наиболее полной информации об украшениях населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи и осуществления различных культурно-исторических реконструкций. В качестве наиболее эффективной формы исследования выступает системный подход, представляющий собой целостное рассмотрение определенной совокупности объектов, при котором выясняется, что их взаимосвязь приводит к появлению новых интегративных свойств системы. Данный метод также предполагает построение моделей систем и их свойств, включая модели динамики систем, их развития и иерархического строения. Применительно к археологическому материалу отдельные предметы и комплексы рассматриваются как обособленное и развивающееся целое, состоящее из согласованных, необходимых и достаточных элементов, каждый из которых обладает способностью к самостоятельному развитию при сохранении целостных характеристик системы. Таким образом, рассматриваемый подход базируется на исследовании объектов как систем. Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, а является совокупностью принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований (Тишкин А.А., Горбунова Т.Г., 2005, с. 11-12).

При осуществлении систематизации и классификации украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени мы задействовали подходы, базовые принципы из разработок А.А. Тишкина и Т.Г. Горбуновой, относительно изучения украшений конского снаряжения (Тишкин А.А., Горбунова Т.Г., 2003, 2004, 2005; Горбунова Т.Г., 2003, 2004, 2005 и др.).

При систематизации украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени в первую очередь мы привели подробное описание формы украшений, конструкции, отдельных элементов декора украшений, место и характер обнаружения изделий и указали степень сохранности предмета. Здесь нами учитывалась система научного описания украшения, разработанная для музейных предметов, то есть соблюдалась последовательность описания украшения. Она соответствует естественному его расположению в момент использования и процессу его изготовления. Расположение предмета украшения соответствует вертикальной линии человеческого тела (с головы до ног) - верх/вниз - это первый уровень описания конструктивно сложных вещей. Второй уровень - внутренний, где ориентация совпадает с последовательностью изготовления целого или части целого украшения (Заднепровская А.Ю. и др., 2004, с. 55, 56).

Хронология, периодизация, половозрастная и территориальная принадлежность украшений

Изучение серег из могильников Саяно-Алтая гунно-сарматского времени показало, что они отличаются по степени сложности техники их изготовления. Серьги первого отдела (кольцевые) имеют простую форму, изготовлены путем сгибания, вытягивания и плющения проволоки. Серьги второго отдела (крючковые) более сложной формы и требуют дополнительных приемов обработки металла, таких как литье, припой, штамповка и др. Способы изготовления изделий оказали влияние на территориальный и хронологический диапазон их распространения.

Дуговидные серьги (отдел I, тип 1), обнаруженные на могильнике Бике I, имеют широкие аналогии как в памятниках эпохи раннего железа (Кубарев В.Д., 1991, табл.ХХХІХ - 4), так и в памятниках эпохи раннего средневековья (Чиндина Л.А., 1991, рис.32 - 5). Аналогии серьгам в виде круглого или овального несомкнутого кольца (отдел I, тип 2, подтип 1) и спирали в полтора оборота (отдел I, тип 2, подтип 2), обнаруженным в могильниках Айры-даш I, Бике I, Кызыл-Куль, Бай-Даг, Тесинском и Уйбатском чаа-тасах, бытовали на территории Евразийских степей в широком хронологическом диапазоне (Деревянко Е.И., 1978, с. 125; Кызласов И.Л., 1986, с. 128-129; Ширин Ю.В., 1999, с. 135; Тишкин А.А., 1993, с. 98; 2001, с. 145; Могильников В.А., Елин В.Н., 1983, с. 138; Грач А.Д., 1967, с. 221, 204, 198, 172; Могильников В.А., 2001, с. 131; Чугунов К.В., 2000, с. 353; Вайнштейн СИ., 1966, с. 143; Бобров В.В., Чикишева Т.А., 1993, с. 25, 27, 29, 31, 32; Молодин В.И. и др., 1988, с. 75; Овчиникова Б.Б., 1990, рис.216 - 17, 18, 19, 22, 26; Вайнберг Б.И., Левина Л.М., 1992, табл.14 - 49; Членова Н.Л. 1992, табл.101 - 27; 102 - 27; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 2003, с. 183). Могильник Би-ке I авторами раскопок датирован III-V вв. н.э. (Кубарев В.Д., Киреев СМ., Черемисин Д.В., 1990, с. 91). Курган 8 Кызыл-Кульского чаатаса и большие курганы Уйбатского и Тесинского чаа-тасов относятся к II в.до н.э.-началу I в.до н.э. (Кызласов Л.Р., 1960, с. 82; Вадецкая Э.Б., 1986, с. 128). Могильник Айрыдаш I автор раскопок предварительно датировал «... в пределах первой половины I тыс.н.э., скорее всего, ближе к его середине» (Суразаков А.С., 1990, с. 197-200). Датировка могильника Бай-Даг дисскусионна: Л.Р. Кызласов его датирует I в.до н.э.-I в.н.э. (Кызласов, 1979, с. 84), Э.Б. Вадецкая - I-II вв.н.э. (Вадецкая Э.Б., 1999, с. 126).

Серьги с круглым крючком и петлей для фиксации подвески (отдел I, тип 2, подтип 3) имели широкое распространение в эпоху раннего железа. Отметим, что в указанное время существовали два способа изготовления серег данного типа: первый - дужка серьги изготавливался отдельно из проволоки, а затем к нему припаивалась петля для фиксации подвески (Кубарев В.Д., Кочеев В.А., 1983, с. 93, рис.13; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 2003, рис.21 - 11, 12); второй - это вытягивание и сгибание всех деталей серьги из цельного куска проволоки (Кирюшин Ю.Ф., Фролов Я.В., 1998, рис.10 - 3; Кубарев В.Д., 1987, табл.ХХХІХ - 6; Суразаков А.С., 1988, с. 75; Шульга П.И., 2000, с. 65; Молодин В.И., Новиков А.В., 1994, с. 35; Шульга П.И., Гельмель Ю.И., Шульга Н.Ф., 1999, с. 109; Полосьмак Н.В., 2000, рис.205; Могильников В.А., 1992, с. 382, 385). В ходе исследований нам удалось установить, что в гунно-сарматское время серьги, изготовленные первым способом, не имели распространения. Они характерны для скифского периода. В Большом кургане Тесинского чаа-таса, который, относится к та-гарско-таштыкскому переходному периоду (ІІ-І вв.до н.э.) (Кызласов Л.Р., 1960, с. 82; Вадецкая Э.Б., 1986, с. 128), были обнаружены три экземпляра серег с круглым крючком и петлей для фиксации подвески. В.Д. Кубарев от мечает, что серьги из золотой или бронзовой проволоки, свернутой колечком с петелькой внизу до Ш-П вв.н.э., вероятно, сосуществовали с кольчатыми серьгами и, судя по материалам раскопок, применялись в качестве украшений в некоторых районах вплоть до I-II вв.н.э. (Кубарев В.Д., 1979, с. 48). В связи с тем, что такой тип серег найден лишь в ранних памятниках, можно предположить, что они еще бытуют в начале гунно-сарматского времени (II в.до н.э.-И в.н.э.), но практически не встречаются в поздних этапах указанного периода (рис.6).

Серьга с ромбовидным крючком и петлей для фиксации подвески (отдел I, тип 3), найденная на могильнике Верх-Уймон, похожа на кольчатые серьги (отдел I, тип 2, подтип 3), но она имеет другие типообразующие признаки -мочка не круглая, а ромбовидная, близкая по конструкции к крючковым серьгам. Подобные серьги были обнаружены в памятниках саргатской культуры эпохи раннего железа (Могильников В.А., 1992, табл.126 - 37) и в позднейших лесостепных тагарских курганах (Вадецкая Э.Б., 1999, с. 150). Могильник Верх-Уймон датирован V в.н.э. (Соёнов В.И., Трифанова СВ., Вдовина Т.А., Черепанов М.А., 2005, с. 171). По всей видимости, верх-уймонская серьга имела подвеску, так же как и серьга из могильника Береш с аналогичным крючком. Подвеска берешской серьги представляла собой вытянутый ромб (Вадецкая Э.Б., 1999, рис.76). В данный момент можно предположить, что указанный тип серег является переходным между кольцевыми и крючковыми (рис.40). Возможно, в дальнейшем увеличение числа находок подобных серег, их систематизация даст возможность получить более узкую хронологию и дополнительные данные, позволяющие выделить данный тип серег в третий отдел.

Реконструкция комплекса украшений из памятников Саяно-Алтая гунно-сарматского времени

Завершающим этапом системного изучения вещественных источников является реализация метода реконструкции, т.е. представление первоначального вида предмета или комплекса изделий. На этапе реконструкции, как завершающей части предлагаемого системного исследования, задействуются результаты применения морфологического, классификационного и типологического методов. Восстанавливая объект, ученый использует знания о форме и структуре предмета (или группы вещей), об их назначении, временных и этнокультурных показателях, о возможном сочетании одновременных типов изделий в рамках единого комплекса (Тишкин А.А., Горбунова Т.Г., 2005, с. 16-15).

Реконструкция комплекса украшений по археологическим источникам является сложной процедурой. Ее можно провести лишь в самых общих чертах, но не в деталях. Анализ местонахождения украшений, их конструктивных особенностей, позволяют реконструировать отдельные элементы комплексов украшений и принципы их орнаментации.

Понятие «реконструкция» в словаре определяется как 1) коренное переустройство; перестройка по новым принципам; 2) восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям (Словарь иностранных слов, 1979, с. 436). В археологической науке под реконструкцией понимается воссоздание нарушенного первоначального облика чего-либо, выполненное в натуре или выражающееся в составлении описания объекта, его чертежа, рисунка, модели. Реконструкция осуществляется на основании сохранившихся частей или фрагментов памятника, изделия и т.д. (Красовский В.П., 1975, с. 615-616). При создании реконструкции целесообразно применение комплексного подхода, то есть использование всех имеющихся групп источников: археологических, иконографических, письменных (Тишкин А.А., Горбунова Т.Г., 2004, с. 91).

Систематизация предметов украшений из памятников Саяно-Алтая гун-но-сарматского времени позволила осуществить реконструкцию некоторых вариантов комплексов украшений. Целью наших реконструкций является воссоздание первоначального комплекса украшений для более полноценного изучения проблем историко-культурного развития населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени.

Для реконструкции первоначального облика комплексов украшений были выбраны погребения с богатым комплексом украшений, а также с не нарушенным порядком расположения предметов. Воссоздание комплексов украшений из могильников Саяно-Алтая гунно-сарматского времени проводилась в несколько этапов. Для получения полной информации было проведено детальное описание каждого предмета. Изучение отчетов и полевых дневников позволили привести сведения о местонахождении изделий в погребении. В случае, когда украшение состояло из нескольких элементов, приводилось описание их взаиморасположения. Для получения достоверной реконструкции тщательно изучались останки погребенных, так как на костях скелета могут сохранится следы окисления металла. Как, например, в кургане 30 могильника Верх-Уймон на черепе погребенной сохранились следы от бронзовых пластин - декоративных элементов диадемы.

В случаях, когда наборы украшений происходили из потревоженных погребений, реконструкция осуществлялась по аналогии с уже известными комплексами в соответствии с категориями украшений и их количеством.

Для реконструкции комплексов украшений также привлекались изобразительные источники. В склепах Хакасско-Минусинской котловины обнаружены гипсовые погребальные маски, на шее которых были изображены ожерелья, включающие разные категории украшений. Полученные данные позволили реконструировать ожерелья включавшие бусы и подвески. Назначение и способ ношения накосников из могильников Хакасско-Минусинской котловины было установлено на основании их местонахождения и по изображениям людей на тепсейских планках.

Также для создания наиболее полной реконструкции изучались аналогии рассматриваемых украшений в памятниках других регионов и других исторических эпох. Проводился анализ этнографической одежды сибирских народов сохранивших древний пласт отдельных категорий вещей и элементов. В заключении на основе полученных результатов, создавались реконструкции комплексов украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени.

В большей части погребений сохранились металлические, каменные и глиняные украшения. Именно они использовались при создании реконструкций комплексов украшений. Кроме этого в погребениях Горного Алтая (Ай-рыдаш I, кк. 60, 67; Курайка, кк. 47, 48; Катанда I, к. 5, Усть-Эдиган, к. 10, Яломн II, к 51) сохранились фрагменты органической основы украшений и одежды, которые показывают, что основными материалами для их изготовления являлись кожа, мех и различные виды тканей (шерсть, шелк).

Для того чтобы реконструировать комплексы украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени были рассмотрены комплексы изделий, характерные для каждого могильника. Сравнительный анализ результатов исследования позволил получить информацию для выявления общих и особенных черт комплексов украшений для каждого региона Саяно-Алтая.

Археологические материалы, полученные при раскопках могильника Айрыдаш I, позволяют реконструировать комплексы украшений населения, представители которого погребены на данном могильнике. В результате раскопок здесь обнаружено большое количество украшений: накосники, серьги, металлические пластины, нашивные бляшки, бубенчиковидные и ромбовидные подвески, бляхи и другие украшения, подробно рассмотренные в предыдущих главах.

Анализ украшений из курганов 60, 67 и 151, позволил нам реконструировать один из видов головных уборов - диадему-полувенец (отдел I, тип 1). В кургане 60 в области головы погребенной женщины находились шесть бронзовых накосников (рис.26 - 3), железная пластина (рис.26 - 6), восемь бронзовых бляшек (рис.26 - 4), пять бубенчиковидных подвесок, одна составная подвеска включающая деревянный стержень обернутый металлической пластинкой, к нижнему краю которого крепилась бусина (рис.26 - 5). На одной их нашивных бляшек сохранился фрагмент ткани, очевидно, лента-основа была изготовлена из полосы шерстяной ткани. Судя по размерам и изогнутости железной пластины она фиксировалась в лобной части ленты-основы и являлась основным декоративным элементом диадемы. Ниже пластины были пришиты десять нашивных бляшек. Бубенчиковидные подвески и подвеска с бусиной могли пришиваться к нижнему краю ленты-основы, так как на стержне подвесок имеются отверстия, которые проходили насквозь, включая бронзовую оболочку. Поскольку диадема-полувенец украшалась только в лобной части, то на голове погребенной женщины могла быть накидка (рис.27).

Похожие диссертации на Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи