Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кряшены: факторы формирования этнокультурной идентичности Илизарова, Валерия Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Илизарова, Валерия Владимировна. Кряшены: факторы формирования этнокультурной идентичности : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Илизарова Валерия Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/156

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Этническая идентичность как этнологическая проблема. Идентичность кряшен

1 Проблема этнической идентичности в этнологической науке

2 Кряшенские и татарские национальные движения в XX - начале XXI вв .

3 Этническая идентичность кряшен (на рубеже XX - ХХІ в.)

ГЛАВА 2 Составляющие этнической идентичности кряшен

1 Религия как составляющая идентичности кряшен

2 Традиции как составляющая идентичности кряшен

3 Культура как составляющая идентичности кряшен

ГЛАВА 3 Институты формирования этнической идентичности кряшен

1 Семья

2 Образование

3 Общественные организации

4 Иные общественные институты

Заключение

Источники

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Кряшены - тюркоязычное православное население Среднего Поволжья (Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской республики). На территории данных субъектов Российской Федерации кряшены проживают компактно, их численность в настоящее время, по разным оценкам, составляет от 19 до 200-300 тысяч человек. Внутри кряшенской общности исследователи насчитывают 5 групп, выделяемых по территориальному признаку: казанско-татарская, елабужская, нагайбакская, молькеевская и чистопольская. Кряшены являются одним из малоизученных народов России. Вопрос о том, считать кряшен субэтнической группой в составе татарского этноса, или же самостоятельным народом, в отечественной этнологии является дискуссионным. У кряшен и казанских татар имеются как сходства, так и отличия. Важную дифференцирующую роль играют религия, культура, и близкое территориальное соседство кряшен с православным славянским и финно-угорским населением. Многие исследователи обратили внимание на сходство черт материальной и духовной культуры кряшен с чувашской, марийской и русской. Основанием для выделения их в качестве особой группы служит также наличие устойчивого этнического самосознания.

Дискуссионным также является вопрос об этногенезе кряшен. Возникновение кряшенской общности в настоящее время большинством исследователей связывается с присоединением Казанского ханства Россией в XVI в. и последовавшей за этим христианизацией народов Среднего Поволжья. Считается, что кряшены как этническое сообщество сформировались в несколько этапов. На первом этапе христианизации появилась группа так называемых «старокрещеных» татар, которые приняли православие вскоре после завоевательных походов Ивана Грозного. В свою очередь, «новокрещеные» татары приняли христианство в XVIII веке в рамках второй волны христианизации Поволжья. Среди ученых - этнологов распространена точка зрения, согласно которой современные кряшены – потомки «старокрещеных» татар; «новокрещеные» татары практически полностью вернулись в ислам после издания в 1773г. Екатериной II указа о веротерпимости и прекращения политики христианизации инородцев.

Объектом исследования выступают кряшены Республики Татарстан Российской Федерации.

Предмет исследования: этнокультурная среда, влияющая на формирование этнической идентичности кряшен.

Целью исследования является изучение степени влияния семьи, религии и культурной среды на формирование этнической идентичности кряшен, механизма передачи основных составляющих этнической идентичности.

В задачи исследования входят выявление устойчивости этнической идентичности кряшен; определение основных составляющих идентичности этой этнической группы; определение роли и степени влияния семьи, религии и традиционной культуры на формирование общественного сознания кряшен; выявление механизма передачи этнокультурной информации в кряшенской среде.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 1980-х годов до начала 2010-х годов, и особенно, период 2001 – 2012 гг., так как именно на это время приходится подъем этнокультурного движения кряшен.

Территориальные рамки ограничены районами компактного проживания кряшен в Республике Татарстан, где в течение нескольких полевых сезонов проводились исследования. Материал был собран в Республике Татарстан, в городах Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск, Заинск, а также в сельской местности: в деревнях Верхний Шурняк, Поповка; селах Большие Аты, Большой Шурняк, Бурды, Кашаево, Мелекес, Сарсаз-Багряж, Старые Аты, Старый Куклюк, Черкасово и в поселке Красная горка.

Методологическую основу настоящего исследования составляет принцип историзма.

Исследование проведено с опорой на такие специальные методы, как:

Историко-системный. Данный метод позволяет рассмотреть проблему этнической идентичности кряшен в контексте этнической истории народов Среднего Поволжья, а также проанализировать ее с учетом современных политических, социальных и культурных условий Республики Татарстан. Также, данный метод позволяет проанализировать взаимосвязь этнической идентичности с иными чертами изучаемого этноса.

Историко-генетический. Применение этого метода обусловлено необходимостью проанализировать механизм передачи основных составляющих этнической идентичности новым поколениям, а также стремлением рассмотреть становление кряшенского самосознания (и последовавшее за этим стремление к самоопределению) на протяжении XX – начала XXI вв.

Историко-сравнительный метод используется в диссертационном исследовании для изучения кряшенского этнокультурного и политического движения в период с конца 1980-х до начала 2010-х.

В определении таких понятий, как этнос и этничность, автор основывается на концепции, предложенной Ю.В. Бромлеем. Согласно этой концепции, для выделения определенной общности людей в качестве этноса учитываются комплексно: территориальная принадлежность, особенности культуры; понимание своего единства и наличие этнического самосознания. Отметим, что в отечественной науке именно этническое самосознание принято считать одним из важнейших признаков этноса.

Источниковой базой для исследования данного вопроса служат полевые материалы, собранные экспедицией кафедры этнологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2009 и 2010 гг. под руководством д.и.н. О.Е. Казьминой и д.и.н. Т.Д. Соловей. Экспедиция проходила как в крупных городах (Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск), так и в селениях: однородных кряшенских (Б. Аты), так и со смешанным национальным составом (Черкасово или Поповка). В ходе экспедиций проводилось как анкетирование, так и интервьюирование.

К источникам относятся также материалы исследования, проведенного автором в 2012г. в Казани; резолюция II Форума кряшенской молодежи, материалы сетевого этнокультурного проекта , а также материалы фильма «Кряшены: затерянная история народа», созданного в 2009г.

Новизна исследования обусловлена тем, что ранее в отечественной этнологической литературе в качестве самостоятельных объектов изучения не рассматривались:

этнокультурная среда, способствующая становлению этнической идентичности кряшен комплексно;

передача традиционными социальными институтами основных составляющих этнической идентичности кряшен.

Историография исследуемой проблемы. Кряшены изучались в основном российскими исследователями. Отечественную литературу, посвященную им, можно разделить на три группы: дореволюционную (середина XIX–начало XX вв.), советского периода (1917-1991 гг.) и постсоветскую (1991 г.–2010-е гг.). Дореволюционную литературу, в свою очередь, также можно разделить на несколько групп: сочинения церковных историков, труды светских исследователей и работы, созданные миссионерами и педагогами, занимавшимися просвещением «инородцев» Среднего Поволжья.

К сочинениям церковных историков относятся работы М. Машанова «Заметки о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губ., Мамадышского уезда», А. Можаровского «Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 года». История Поволжья данными авторами рассматривается через призму борьбы христианства с исламом и язычеством. Основной мотив, проходящий через труды церковных историков, таков: исследователи отмечают участившиеся случаи «отпадения» от православия и стараются решить, какие меры могут поспособствовать возвращению иноверцев в православную веру.

К сочинениям светских историков и этнографов относятся работы С. Максимова, Г.Н. Перетятковича и Б.М. Юзефовича. Они имеют иную тональность, авторы стремятся к объективности в описании народов Среднего Поволжья, их интересуют различные вопросы, связанные с Поволжскими инородцами: современное состояние населения, обычаи и обряды, специфика религиозных верований и т.д. В дореволюционный период впервые поднимаются вопросы о значительном различии между так называемыми «старокрещеными» и «новокрещеными» татарами, между крещеными татарами и татарами-мусульманами, об этногенезе этих групп. Исследователи анализируют все сферы жизни крещеных татар (данный термин во второй половине XIX века исследователями используется намного чаще, чем название «кряшены»), выявляя сходства и различия духовной и материальной культуры крещеных татар, мусульманского и русского населения. В трудах Н.И. Ильминского и С.В. Чичериной, занимавшихся просвещением народов Поволжья, в основном, крещеных татар, содержатся практические вопросы просвещения. Их работы не содержат обширной информации по истории Среднего Поволжья, однако, позволяют проследить изменение политики государства по отношению к инородческому населению; а также проанализировать специфику религиозных воззрений крещеных татар.

Следующий этап изучения крещеных татар приходится на советский период. Интерес к крещеным татарам, вопросы, поднимавшиеся учеными-этнологами, связаны с определенными процессами, происходившими в кряшенской среде. К 1920-м годам оказалось, что кряшены являются оформившейся группой с устойчивым этническим самосознанием, в их среде возникло движение за самоопределение.

В исследованиях советских этнографов мы можем выделить несколько направлений. Среди тем, поднимавшихся учеными, были следующие: вопросы этногенеза татар вообще и кряшен в частности; отличия кряшен от татар, материальная культура казанских татар и субэтнических групп в составе казанских татар (кряшен и мишарей). Изучением этногенеза татар и кряшен впервые из советских исследователей серьезно занялся Н.И. Воробьев, опубликовавший ряд научных работ по данной проблеме и участвовавший в дискуссиях по вопросам этногенеза тюркоязычных этносов Поволжья. Этот ученый определял кряшен как группу, «посредством крещения отделенную от своего народа». Исследования Н.И. Воробьева важны потому, что он, основываясь на изучении материальной и духовной культуры, предлагал современных ему кряшен считать потомками старокрещеных татар и считал, что татары, крещеные в рамках второй волны христианизации в XVIII веке, практически полностью вернулись в ислам.

В довоенный и послевоенный период советские этнографы активно разрабатывали проблемы этногенеза многих народов СССР, привлекая не только данные этнографии, но и физической антропологии, лингвистики, археологии. В рамках исследований татарского народа развернулась важная для рассматриваемой темы дискуссия, сначала в стенах АН СССР, затем – на страницах журнала «Советская этнография». В дискуссии участвовали А.П. Смирнов, Т.А. Трофимова, Н.И. Воробьев, Л. Заляй. Эти ученые подробно анализировали историю Поволжья, охватывая период с VII в. до н.э. до XVI в. н.э., - со времени формирования в Поволжье Ананьинской археологической культуры до захвата Казанского ханства Иваном IV. Данная дискуссия заложила основы современного понимания положения кряшен в классификации народов России. В ее рамках были сделаны выводы об антропологическом отличии кряшен от татар, о различиях духовной культуры кряшен и татар, проявляющихся в крайне малом количестве исламских элементов в современной кряшенской культуре.

Следующая группа исследований советского периода посвящена материальной культуре народов Поволжья. В них дано полное описание быта самих казанских татар и групп в составе татарского этноса. Вопросам этногенеза в их работах уделяется небольшое внимание, но читатель получает подробную информацию о хозяйственных занятиях, техниках обработки земли, жилище, одежде и традиционной пище.

В постсоветский период, с одной стороны, сохраняется преемственность в изучении некоторых вопросов, например, материальной культуры или этногенеза, с другой стороны, этнографов начинают интересовать новые проблемы, например, вопрос этнической идентичности крещеных татар.

Исследованию материальной культуры посвящены сборник статей «Молькеевские кряшены» и статья А.М. Маметьева «Традиционная культура нагайбаков (кряшен)». Авторы статей, вошедших в сборник «Молькеевские кряшены» не только подробно рассматривают различные аспекты быта этой группы татар, они также, основываясь на этнографическом материале, стремятся понять ее происхождение и выявить этнические компоненты, участвовавшие в формировании группы.

На рубеже 1990-х – 2000-х годов в изучении кряшен начинают появляться новые подходы, ученые ставят иные, принципиально важные вопросы. Связано это было, прежде всего, с этнокультурным движением кряшен, развернувшимся в конце 80-х годов XX в., и также с переписью населения 2002 года. Увеличивается количество публикаций, посвященных проблемам этногенеза кряшен, проблемам их современной религиозности. Этнографами также был создан ряд работ, посвященных проблемам переписи 2002 года.

Исследованиями кряшенской религиозности занимались О.Е. Казьмина и Е.В. Бракарь. О.Е. Казьмина большое внимание уделила значению религиозного фактора в кряшенской идентичности. Специфике кряшенской религиозности посвящены исследования Е.В. Бракаря. Он, как и его предшественник С. Максимов, считает кряшенские верования синкретическими, со значительной долей языческих и исламских элементов.

Вопрос о происхождении кряшен и попытка ответить на него, понять, они часть татарского народа либо «самостоятельный» этнос, ставился в трудах А.Н. Иванова, Д.М. Исхакова, Ф.С. Баязитовой и Г.Ф. Мухаметовой, в сборниках научных работ «Этноисторические и социокультурные проблемы самоидентификации кряшен», «Современное кряшеноведение. Состояние, перспективы». А.Н. Иванов считает кряшен самостоятельным этносом и в качестве доказательства приводит культурные, языковые, религиозные отличия от татар, отмечает наличие у них устойчивой идентичности. Д.М. Исхаков, полемизируя с А.Н. Ивановым, полагает, что кряшены были насильственно вырваны из татарской общности, отвергая распространенную в кряшенской среде идею о крещении и формировании этой общности еще в булгарский период. В качестве контраргумента к устойчивости православия в среде крещеных татар он приводит массовые движения за возвращение в ислам, наблюдавшиеся в течение долгого периода – с XVII в. фактически до начала XX в..

В указанные выше сборники научных работ входят исследования сторонников кряшенского самоопределения. Авторы обращаются к вопросам этногенеза, современного положения кряшен, их идентичности, анализируют особенности их существования в качестве этноконфессиональной группы. Исследование Ф.С. Баязитовой и Г.Ф. Мухаметовой также содержит в себе определенные аргументы этнолингвистического характера в споре о кряшенах. Авторы подробнейшим образом анализируют современные татарские говоры, и, говоря о кряшенах, полагают, что кряшенский говор в целом соответствует среднему диалекту татарского языка.

Новый импульс в исследованиях по кряшенской проблеме дала подготовка к Всероссийской переписи 2002г. В этот период были опубликованы «Алфавитный словарь национальностей и этнических наименований» и «Систематический словарь национальностей и языков», в которых кряшены были выделены как самостоятельный этнос. Эти документы вызвали дискуссию во всех многонациональных районах нашей страны. Результатом дискуссии стало обобщающее исследование, изложенное в работе С.В. Соколовского. Автор подробнейшим образом представил содержание и хронологию конфликта, связанного с переписью 2002 года. Он рассматривает кряшенский вопрос как важнейший для методологии этнологических исследований. А именно, он представляет научную дискуссию по кряшенскому вопросу как спор сторонников примордиалистского и конструктивистского подходов к пониманию этноса и этнической идентичности.

Рассмотрев работы историков и этнографов дореволюционного, советского и постсоветского периода, видно, что с одной стороны, исследования шли в традиционном для этнографии русле: изучении традиционной культуры, религиозных воззрений, различных сторон быта. С другой стороны, в каждой группе исследований мы наблюдаем значительное количество работ, посвященных актуальным вопросам: специфике кряшенской религиозности, этногенезу этой группы, вопросам их самоопределения и места в принятой в научной среде классификации народов.

Апробация работы и практическая значимость. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на всероссийских научных конференциях: IX Конгресс этнологов и антропологов России (Петрозаводск, 2011 г.) и конференции молодых ученых «Культурные границы и границы в культуре» Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Некоторые положения диссертации используются в рамках лекционного курса «Этнография народов Среднего Поволжья», читаемого для студентов, специализирующихся по кафедре этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Структура диссертации Работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также приложения и списка источников и литературы.

Кряшенские и татарские национальные движения в XX - начале XXI вв

В этнологической науке сформировались основные концепции этноса . Их делят на две большие группы - примордиалистские и конструктивистские. Сторонники примордиалистского подхода придают значение этнической идентичности в компонентах этноса, но при этом важнейшими считают такие характеристики, как язык, культура, территория и пр. Для представителей примодиалистского направления важно то, что этнос и этничность -объективные явления. Примордиалистской позиции близка теория этноса Ю.В. Бромлея, работы которого стали ориентиром для большинства российских исследователей5 . В западной историографии примордиалистская позиция наиболее характерна для Клиффорда Гирца.

Сторонники же конструктивистского подхода, напротив, большее внимание уделяют тем субъективным представлениям об этническом сообществе, которые формирует каждый участник такого сообщества. Они отводят ведущую роль при определении границы этнического сообщества этнической идентичности. Причем, данные представления формируются сначала представителями интеллектуальной, политической или творческой элиты, а затем уже усваиваются «рядовыми» членами сообществ. В западной этнологии наиболее ярким представителем «лагеря» конструктивистов считают Фредерика Барта, в отечественной этнологии, как считается, на умеренных конструктивистских позициях стоит В.А. Тишков . В своем понимании этнической идентичности к конструктивистской позиции близка Т.Г. Стефаненко, полагающая, что этническая идентичность — это совокупность представлений о каких-либо признаках этнического сообщества, со а не объективный набор отличий . То есть, этническая идентичность по ее мнению является психологической категорией. В подтверждение своей позиции автор отмечает, что «с унификацией культуры количество дифференцирующих признаков неуклонно сокращается»59. Этот тезис можно взять на вооружение по следующей причине. Некоторые представления кряшен о своем народе (например, представление об этногенезе, языковой принадлежности или времени принятия христианства) не всегда подкрепляются данными, накопленными лингвистикой, этнографией или археологией. Тем не менее, эти представления используются представителями данной этнической группы в дискуссии о статусе кряшен в классификации этнических сообществ.

Существует также и инструменталистский подход к пониманию этноса и этничности. Такой подход видит в этничности «инструмент», которым можно воспользоваться для достижения социально или политически значимых целей. При этом, сторонники инструменталистского подхода не отрицают наличия всевозможных различий между группами людей, но считают их лишь «зацепками», с помощью которых можно мобилизовать людей на разного рода социальную или политическую активность . Этническая идентичность, по мнению авторов такого подхода, может не являться имманентным свойством этноса, а проявляться в ситуации необходимости и становиться одним из инструментов «этнической мобилизации» \ По мнению Цуй Линь, сторонниками инструменталистского подхода среди российских этнологов являются Н.Н. Чебоксаров или С.А. Арутюнов , из западных ученых - Натан Глейзер (Nathan Glazer) или Даниэль Мойнихан (Daniel Moynihan).

Выбор автором в основном примордиалистского подхода к изучению этноса и этнической идентичности обусловлен рядом причин. Доказывая необоснованность притязаний кряшен на самоопределение, в качестве аргументов оппонентами кряшенского самоопределения используются объективные этнические характеристики, наблюдавшиеся в прошлом или наблюдаемые в настоящем. Разумеется, и другие участники этой дискуссии, члены кряшенских общественных и этнокультурных организаций, будут приводить контраргументы, используя те же самые параметры: язык, религия, культура и т.д. То есть, мы можем увидеть, что и татарская, и кряшенская общественность, политическая и интеллектуальная элита этих народов стоит на «примордиалистских» позициях.

Основные концепции этнической идентичности «выкристаллизовались» в середине прошлого века. В научной литературе можно встретить мысль о «размежевании» основных этнологических подходов к пониманию идентичности. Такие подходы можно разделить на две крупных группы -«объективистские» и «субъективистские» . Приверженцы объективистского подхода считают, что этничность в первую очередь определяется одеждой, традициями, языком, религией, т.е., вполне объективными признаками. Субъективисты же настаивают на том, что реальные, зримые проявления этничности - далеко не самый достоверный ее показатель.

Этническая идентичность кряшен (на рубеже XX - ХХІв.)

Народным праздником, не имеющим под собой религиозной основы, является Симык (также можно встретить написание Симыт, Семык, Симит и др.). Этот праздник проводится через несколько недель после Пасхи. Аналогичные праздники существуют и у других народов Поволжья, например, у марийцев . Полагаем, что Симык близок к русскому Семику, отмечаемому в промежутке между Пасхой и Троицей. Кряшены в этот день поминают своих предков, и что интересно, даже тех, кто совершил самоубийство. Поминовение покойных всегда начинается с упоминаний о самых близких людях. В этот день обычно ходят на кладбище, причем проводят там весь день. Перед посещением кладбища готовится пища. На столе обязательно будут блины, мясные блюда и выпечка. Для этого режут мелкий домашний скот - курицу, барана или свинью. Алкоголь на столе присутствовать не должен. Если все же употребляются какие-то спиртные напитки, то пить можно только за свое здоровье .

Популярен у кряшен и такой народный праздник, как Нардуган. Справляют его до Рождества, с 25 декабря по 7 января, в дни зимнего солнцестояния. Аналогичные Нарду гану праздники также существуют у других народов Поволжья . В этот день практиковались взаимные гостевания, обычай хождения ряженых по домам (причем, если ряженого узнавали, то он оставался в доме), песни и танцы, обычай водить хороводы или жечь костры. Существует особый комплекс песен, исполняемых только на Нардуган. В этот день молодежь и взрослые гадали. Конечно, и этот праздник не обходился без застолья.

В кряшенской среде живы и обычаи, не связанные с определенными праздниками. Например, во многих кряшенских селениях до сих пор практикуется обычай вызова дождя. Он в разных вариациях также встречается

у большинства народов Среднего Поволжья17 . Если долго стоит засушливая погода, то жителями селения варится каша из продуктов, принесенных каждым человеком. Этот обряд обычно проводится на окраине селения. Во время приготовления каши читается молитва. Иногда на этом ритуале присутствует и православный священник. Каждый участник ритуала приносит свою тарелку. Каша съедается, после чего все брызгают друг друга водой. 2010 год, как известно, был засушливым в большинстве регионов России, и многие информанты говорили, что в деревне обязательно будут варить кашу. Существует и другой вариант призывания дождя - люди старшего поколения собираются в определенном месте и молятся. Считается, что после проведения такого ритуала к вечеру этого же дня дождь обязательно идет.

О необходимости поддерживать и развивать традиционные обряды (семейные и общественные) говорилось на Форумах кряшенской молодежи. Это отражено в решениях II Форума. Там же зафиксировано решение сохранить свою идентичность. Такая задача может быть реализована с помощью различных мер, к примеру, таких, как расширение системы национального образования, либо силами общественных организаций, либо с использованием ресурсов школьной образовательной системы. Например, в Резолюции II Форума следующим образом отражена задача кряшенской молодежи: «активизировать работу по взаимодействию кряшенских молодежных организаций с местными органами власти и управления в регионах компактного проживания кряшен Российской федерации и Татарстана в работе по воспитанию патриотизма и сохранению народных традиций» . В дни проведения II Форума была организована работа нескольких секций, в рамках которых обсуждались вопросы, кажущиеся кряшенской молодежи самыми актуальными. Так, одна из секций носила название «Кряшенская семья: традиции, реалии, перспективы». Участники секции говорили о необходимости поддерживать кряшенскую семью потому, что именно семья помогает сохранить народные традиции. Также, молодые люди - участники секции знакомились с историей своего народа. Например, В.П. Максимова, одна из участников секции, сотрудница газеты «Туганайлар», сделала подробный доклад о прошлом и настоящем традиций, связанных с заключением брака.

Третья важная составляющая идентичности — это культура. Культуру в качестве одного из признаков, отличающих кряшен от татар, также называли респонденты, опрошенные во время экспедиции 2009 г172. Правда, религиозные отличия и отличия в традициях занимают все-таки более существенное место. Однако это совсем не означает, что кряшены равнодушно относятся к вопросу сохранения собственной культуры. В кряшенской среде очень популярны фольклорные коллективы «Сюрекэ», «Берменчек», «Салям», «Ак каз» и другие. Эти коллективы участвуют практически в каждом масштабном мероприятии, объединяющим множество человек. Помимо популярных фольклорных ансамблей, во многих кряшенских населенных пунктах можно встретить коллективы, созданные или учащимися местной школы, или жителями села . Практически каждая общественная организация кряшен заявляет о стремлении сохранить народную культуру, для чего и проводятся всевозможные мероприятия (по инициативе самих организаций).

Традиции как составляющая идентичности кряшен

Рассмотренные выше подходы можно взять на вооружение при изучении социальных институтов, участвующих в формировании кряшенской идентичности. В качестве первого и важнейшего института мы выделяем семью. Социализация и инкультурация поколений - одна из основных задач семьи. Семья, по справедливому замечанию Е.Е. Сапоговой, «для любого ребенка является коллективным носителем социокультурных традиций, создающим собственное микрокультурное пространство» . Роль семьи в формировании этнической идентичности кряшен важна не только потому, что семья отвечает за первые этапы социализации ребенка. Дело в том, что кряшены, как мы полагаем, смогли сохранить свою идентичность на протяжении советского периода. Вследствие того, что, кряшены в конце 1920-х годов были включены в состав татарского этноса, они не имели возможности полноценно сохранять, развивать национальную культуру. Справедливо возникновение вопроса, какие же институты позволили им сохранить свою идентичность и передать новым поколениям народную культуру и традиции? Результаты полевых исследований бесспорно свидетельствуют о том, что в течение всего XX века основным источником инкультурации кряшен была семья.

Именно в рамках семьи совершаются основные обряды жизненного цикла. В семье процесс инкультурации происходит благодаря передаче детям народного и семейного фольклора, семейных меморатов, отмечания важных дат и популярных праздников, и т.д. Именно семья, воспринимая культурные ценности, адаптирует их и передает детям . Семья и круг родственников дают человеку первые ощущения общности, причастности к малой группе.

Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. М., 2004. С. 223. Там же. С. 226. Необходимо выяснить, какой же является современная кряшенская семья. Современные кряшенские семьи в настоящий момент в основном нуклеарные, хотя контакт со старшими родственниками почти всегда сохраняется . В семьях, как правило, двое детей, хотя встречаются и многодетные. Молодая семья старается жить отдельно, и нередко уезжает в город. Быт кряшенских городских семей в целом идентичен быту любого другого горожанина, тем не менее, многие семьи настроены сохранять народные традиции и культуру.

В предыдущей главе говорилось о религии как важной составляющей кряшенской идентичности. Большинство опрошенных во время экспедиций 2009 и 2010 гг. выросли в религиозных семьях. Религиозные традиции в советский период передавались новым поколениям, как правило, в рамках семьи. Представители старшего поколения бережно хранили иконы или духовную литературу (обычно Евангелие или Псалтырь), изданную еще в дореволюционный период на кряшенском языке. Эта литература практически в каждой семье передается по наследству. Многие информанты, когда им задавали вопрос об особенностях религиозной жизни в советское время (в условиях, когда церкви были закрыты), сообщали, что старшие родственники молились и отмечали церковные праздники дома.

Выше отмечалось, что многие кряшены большое значение придают как религиозным, так и народным праздникам. Материалы экспедиций показали, что одним из самых популярных праздников у представителей этой этнической группы является день святых Петра и Павла, Питрау. Уже говорилось, что этот праздник годового цикла приобрел для кряшен значение и семейного праздника. В этот день кряшены стараются собрать всю семью. Ко дню Петра и Павла к своим старшим родственникам съезжаются члены семьи не просто со всей Республики Татарстан, но зачастую даже из разных, довольно удаленных уголков России и ближнего зарубежья. Е.Е. Сапогова Полевые материалы автора. Республика Татарстан. Казань, апрель 2012г. отмечает, что в современных условиях (особенно актуально это для горожан) для круга родственников очень важно иметь «гипотетический центр», куда съезжаются во время отпуска, по семейно значимым поводам, крупным праздникам, для выполнения предписанных традицией действий1 . Таким «центром» становится, как правило, дом самых старших родственников.

Полевой материал позволяет подкрепить вывод о большой включенности семьи в праздничную культуру. При ответе не вопрос «Сколько поколений участвует в религиозных и народных праздниках?» в 2010г. большинство собеседников сообщали, что в празднике участвуют все поколения семьи. Информанты, ответившие на вопрос о том, с какого возраста дети начинают присутствовать на праздниках, сказали, что обычно на праздники берут детей с самого малого возраста. Действительно, в местах массового празднования дня Петра и Павла можно было наблюдать большое количество семей с детьми. На присутствие детей на праздниках даже отреагировали торговцы всевозможной праздничной атрибутикой, представив в своих торговых точках большой ассортимент детских товаров.

Анкета 2010 г. содержала вопрос о важности участия детей в праздниках. Большинство опрошенных (81%) отметили, что участие детей в праздниках необходимо. Аргументировалось это следующим образом. Информанты говорили, что участие детей помогает передавать новым поколениям традиции; дети должны знать свои национальные традиции; «связь поколений сохраняет народ» (Круглова Екатерина Владимировна, д. Б. Аты); «нужно, чтобы дети уважали свой народ, понимали, откуда они» (Семенова Роза Петровна, с. Мелекес). Суммируя ответы, мы видим, что для кряшен важно «сохранить память», обеспечить преемственность поколений, сохранить традиции и культуру народа.

Общественные организации

Этническая идентичность - один из неотъемлемых признаков этноса, однако она может ослабевать или усиливаться, проявляться явно или имплицитно в зависимости от множества внешних факторов: этнических процессов, политической или экономической обстановки и других. Мы видим, что этническая идентичность сформировалась у кряшен еще в дореволюционный период, хотя подтверждений этому не так много. Исследователи конца XIX века находили существенные отличия в материальной и духовной культуре «старокрещеных» и «новокрещеных» татар, полагая, что татар и кряшен объединяет разве что языковая принадлежность. Тем не менее, сами кряшены в дореволюционный период не придерживались этого этнонима, называя себя татарами . На размежевание татарской и кряшенской общности могло повлиять то, что уже в XIX в. наблюдалось противостояние между христианским и мусульманским населением Среднего Поволжья. Это неудивительно, ведь процесс консолидации татарского народа в течение XVIII - первой половины XIX в. имел религиозную основу.

Итак, в конце XIX в. лишь наметились те факторы, которые позже приведут к стремлению кряшен обособиться от татар и добиться права считаться самостоятельным народом. Советское государство, провозгласившее право народов на самоопределение, стимулировало течение этнических процессов в Поволжье и активность в области государственного строительства у всех народов. Однако, это было бы невозможно без объективных предпосылок. Следующая веха, с которой связано развитие «кряшенского вопроса» - это конец 1980-х годов, на который, как уже говорилось, приходится этнический бум у всех народов России. Однако, кряшены в тот период не стремились к политическому самоопределению, в отличие от большинства соседних народов, закрепивших в Российской федерации свое место самостоятельных политических субъектов. Цели и задачи кряшен до начала 2000-х годов ограничивались вопросами культурного и этнического возрождения и развития. Тем не менее, к началу 2000-х годов кряшены представляли уже консолидированную общность. Например, кряшены не теряют связи со своим народом, даже проживая далеко за пределами Республики Татарстан. В Москве существует Московская татарская православно-христианская община, в которую входят как кряшены, так и татары-мишари, касимовские и казанские татары. Община действует при храме Святого апостола Фомы. Для членов кряшенской общности характерны выраженные национальное самосознание и этническая идентичность. Основными составляющими кряшенского самосознания были и являются религия, традиции и культура. О консолидированности кряшен говорит и устойчивость этнонима «кряшены». Ю.Г. Мухаметшин считал данное название пережитком дореволюционного периода, однако оно сохранилось до настоящего времени и признается как верующими, так и неверующими кряшенами.

В преддверии переписи многие народы России захотели зафиксировать свое точное количество, и в ряде регионов это стремление вызвало конфликты. Противостояние кряшен и татар - не уникально для периода 2000-2002 гг. Например, турки - месхетинцы, проживающие в Краснодарском крае , или татары, проживающие на территории Башкортостана были недовольны препятствиями, которые встретились им в связи со стремлением записать свою национальность. Однако, именно в Татарстане этот конфликт определил отношения кряшен и татарского большинства на довольно большой срок, фактически, до начала 2010-х годов. В этом конфликте можно найти политическую, этническую и религиозную составляющую. В непростые для страны периоды - начало 1990-х, период после кризиса 1998г. наблюдались ситуации, когда религия, выступая как консолидирующее и поддерживающее явление, становилась основой идентичности. Подмена этнической идентичности религиозной уже наблюдалась в современной истории, например, во время Югославского конфликта.

Только в последнее время, как мы видим, проблемы самоопределения кряшен ушли с повестки дня, со страниц СМИ, а правительство Республики Татарстан начало со вниманием относиться к этнокультурному движению кряшен. То есть, конфликт привел к тому, что республиканские власти сделали определенные выводы. Дискуссия, затронувшая кряшенскую и татарскую общественность, ушла с повседневного на научный уровень. Важность этой дискуссии для методологии этнологических исследований убедительно показана в работе СВ. Соколовского , рассмотревшего ее в рамках существующих в настоящее время концепций этноса и этнической идентичности.

Политические события, общественный фон сами по себе не могут оказать влияние на становление и поддержание идентичности, если отсутствуют институты, способные взять на себя эту задачу. У кряшен такими институтами стали религия, семья, образование и общественные организации. Из всех социальных институтов ведущая роль принадлежит семье и религии, причем, семья брала на себя выполнение духовных задач тогда, когда ведущей государственной идеологией был атеизм, а количество культовых учреждений было минимально. Современные условия сокращают количество этнических маркеров, доступных невооруженному взгляду. Роль семьи в такой ситуации становится особенно важной, ведь именно семьи приобщают детей к явлениям и событиям традиционной культуры. Именно семья хранит бережно старинные кряшенские предметы, передавая их по наследству.

Похожие диссертации на Кряшены: факторы формирования этнокультурной идентичности