Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье Сидоренко Елена Валериевна

Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье
<
Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидоренко Елена Валериевна. Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.06 Владивосток, 2005 294 с. РГБ ОД, 61:05-7/1149

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Археологические памятники эпохи палеометалла в северо-восточном Приморье 14

Глава 2. Классификация материалов археологических памятников эпохи палеометалла 65

1. Лидовская культура :

а) пхусунская группа 68

б) тетюхинская группа 74

в) ахобинская группа 86

г) куналейская группа 100

2. Самаргинская культура 122

Глава 3. Палеометалл северо-восточного Приморья: периодизация, хронология, этнокультурные контакты 129

Заключение 174

Библиография

Введение к работе

Изучение эпохи палеометалла на Дальнем Востоке занимает особое место в археологии региона. К числу недостаточно разработанных вопросов относятся проблема специфики перехода от эпохи камня к металлу в регионе и проблема взаимодействия и взаимовлияния культур эпохи раннего металла. Выявление особенностей развития в этот переходный период невозможно без глубокого и равномерного исследования археологических культур эпохи палеометалла дальневосточного региона. Решение этой актуальной задачи позволило бы выйти на реконструкцию этнокультурных процессов, происходивших в эпоху палеометалла на территории юга Дальнего Востока России.

Актуальность темы. Начало археологического изучения северовосточного Приморья приходится на XIX век и связано с именами русских первопроходцев, пытавшихся понять древнюю историю региона. Систематическое же изучение территории начинается с 1953 г. с работ Дальневосточной археологической экспедиции, руководимой А.П. Окладниковым, чьими трудами была создана периодизация археологических культур Приморья, прошедшая проверку временем и не претерпевшая принципиальных изменений до сих пор. Большой вклад в изучение данной проблемы внесла Сихотэ-Алиньская археологическая экспедиция ДВГУ, руководимая В.И. Дьяковым, стационарно исследовавшая серию памятников эпохи палеометалла, давших возможность выделить лидовскую и самаргинскую культуры. К настоящему моменту в регионе работает Амуро-Приморская археологическая экспедиция ИИАЭ ДВО РАН, полевыми исследованиями которой накоплен массовый материал, позволяющий разработать внутреннюю хронологию лидовской культуры на базе стратифицированных комплексов, а также проследить этнокультурные контакты населения эпохи палеометалла. С последними двумя экспедициями связан авторский опыт полевых работ и самостоятельные исследования.

Актуальность темы заключается в систематизации и классификации всего накопленного материала, в том числе полученного в последние 15 лет, позволяющего выйти на новый интерпретационный уровень в выявлении этнокультурных процессов, разработке хронологии, выделении и обосновании локально-хронологических групп лидовской культуры.

Цель и задачи работы. Основной целью настоящей работы является разработка этнокультурных процессов у населения эпохи палеометалла северо-восточного Приморья и установление внутренней хронологии археологических памятников.

Исходя из цели исследования, определяются следующие задачи:

Картирование археологичесских памятников эпохи палеометалла северо-восточного Приморья.

Составление классификационных характеристик материалов пхусунской, тетюхинской, ахобинской, куналейской групп лидовской культуры.

Выявление янковских культурных традиций в материалах куналейской группы памятников лидовской культуры.

Определение периодизационного положение локально-хронологических групп на основе стратиграфического анализа памятников.

5. Установление хронологии выделенных групп лидовской культуры. Объектом настоящего исследования являются археологические памятники эпохи палеометалла северо-восточного Приморья, содержащие остатки материальной культуры.

Предметом исследования являются этнокультурные процессы в эпоху палеометалла, выявляемые картографическим, стратиграфическим, классификационным анализом комплексов.

Хронологические и географические рамки исследования. Хронологические рамки определяются временем существования в северо восточном Приморье памятников эпохи палеометалла и охватывают период с сер. II тыс. до н.э. по первые века н.э.

Географические рамки обусловлены локализацией рассматриваемых археологических памятников и охватывают прибрежные районы Приморья от бассейна р. Зеркальной на юге до бассейна р. Самарги на севере.

Методы исследования традиционные для археологии: стратиграфический, планиграфический, классификационный, типологический, элементы количественного анализа, метод аналогий, радиоуглеродное датирование.

Источники. В соответствии с поставленными задачами в качестве источников использовались все известные на сегодня археологические памятники эпохи палеометалла, обнаруженные на территории северовосточного Приморья. Всего картировано 60 памятников в бассейнах 16 рек: Зеркальная (10 памятников), Рудная (16 памятников), Лидовка (2 памятника), Каменка (1 памятник), Кедровка (1 памятник), Благодатное (4 памятника), Джигитовка (2 памятника), Серебрянка (6 памятников), Белембе (1 памятник), Кема (1 памятник), Пещерная (2 памятника), Амгу (5 памятников), Живописная (2 памятника), Кузнецовка (1 памятник), Светлая (1 памятник), Самарга (5 памятников).

Для написания работы привлечены материалы коллекций, хранящихся в камеральных лабораториях Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего востока ДВО РАН, Дальневосточного государственного университета, Приморского краевого краеведческого музея им. В.К. Арсеньева, Хабаровского краевого краеведческого музея им. Гродекова, Кавалеровского музея, Дальнегорского музея, Амурского областного краеведческого музея.

Лидовская культура

Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье представлена двумя археологическими культурами: лидовской и самаргинской. Лидовская культура изучена достаточно подробно. Открыто, как следует из главы 1, 53 памятника. Самаргинская культура представлена пока двумя памятниками.

На территории северо-восточного Приморья в лидовской культуре выделены 4 локально-хронологические группы: пхусунская, тетюхинская, ахобинская, куналейская. Последняя группа выделена автором данной работы на основе изучения многослойного памятника Куналейское городище.

Основной задачей данной главы является классификация археологических материалов локально-хронологических групп и выявление локально-различительных и объединяющих признаков. В основу классификации положен тип, состоящий из видов и подвидов. Тип -» вид -» подвид.

Основным материалом на памятниках эпохи палеометалла является керамика, а также в значительно меньшем количестве каменные изделия и, наконец, единичные образцы металлических предметов. Выбор керамики в качестве ведущего критерия обусловлен тем, что именно она дает основание для реконструкции многих сторон бытовой, экономической и общественной жизни древних коллективов, позволяет выявлять процессы формирования культуры и устанавливать этнокультурные контакты.

На памятниках палеометалла северо-восточного Приморья выделяются следующие типы посуды (Табл. 2): тип 1- горшки, тип 2 -амфоры, тип 3 - чаши, тип 4 - тарелки, тип 5 — банки.

Типообразующим признаком выступает форма сосуда. Внутри каждого типа сосуды делятся на виды и подвиды. Основным видообразующим признаком является форма горловины. Разновидность определяется по структурным деталям горловины и тулова. Тип 1 - горшки вид 1 - сосуды с непрофилированной прямой горловиной (горшковидная форма достигается за счет валика-карнизика и выпуклых стенок тулова). В литературе такие сосуды известны как сосуды пхусунского типа. вид 2 - сосуды со слабонамеченной горловиной и перегибом тулова в верхней трети ёмкости. вид 3 - сосуды с выделенной горловиной: подвид 1-е прямым венчиком и прямой горловиной, подвид 2-е плавно отогнутым венчиком и изогнутой горловиной, подвид 3-е резко отогнутым венчиком и S - образной горловиной. Тип 2— амфоры вид 1 - сосуды со структурно выделенной высокой горловиной, у которых место стыка не имеет четкого углового сочленения, а сглажено, в результате чего шейка приобретает легкую изогнутость. вид 2 — типичный амфоровидный сосуд с прямой шейкой и четко обозначенным стыком горловины и тулова: подвид 1-е высокой шейкой, подвид 2-е укороченной шейкой. вид 3 - сосуды с горловиной в виде раструба. Тип 3 — чаши вид 1-е прямым устьем, вид 2-е вогнутым устьем, Тип 5 - банки вид 1 - сосуды с прямыми стенками. вид 2 — сосуды со слегка выпуклыми стенками.

На территории северо-восточного Приморья расположены 2 памятника (из 7 известных), содержащие керамику пхусунского типа и являющиеся на данный момент самыми северными её представителями: Монастырка 3 и Водораздельная. На памятнике Монастырка 3 раскопано сгоревшее жилище, давшее три радиоуглеродных даты и коллекцию целых сосудов. На стоянке Водораздельная древние слои переотложены, замкнутых комплексов не выявлено, поэтому материал выделен типологически.

Керамика. Рис. 24-26. Керамика этой группы памятников представлена только одной формой — горшками. Тип 1 - Горшки. По форме горловины выделяются 3 вида. Вид 1 - сосуды с непрофилированной прямой горловиной (горшковидная форма достигается за счет валика-карнизика и выпуклых стенок тулова). В литературе такие сосуды известны как сосуды пхусунского типа. Сосуды этого вида являются культурным индикатором всей группы памятников. У них плоское дно, прямые или равномерно расширяющиеся стенки, слегка суживающиеся к устью. Для сосудов этого вида характерны следующие пропорции: а) диаметр дна равен половине диаметра венчика; б) высота сосуда равна диаметру тулова.

Вид 2 - сосуды со слабонамеченной горловиной и перегибом тулова в верхней трети емкости. Для них характерно плоское дно и перегиб тулова в верхней трети емкости. Несколько иные у данных сосудов пропорции: а) диаметр дна почти в 2 раза меньше диаметра венчика, б) высота сосуда в 2 раза меньше диаметра тулова.

тетюхинская группа

Тетюхинская группа выделена по материалам 4-х памятников: Рудная Пристань (прежнее название Тетюхэ), Суворово 6, Водораздельная, Ветродуй.

Замкнутые комплексы в виде жилищ выявлены на памятниках Рудная Пристань и Ветродуй. На памятнике Рудная Пристань раскопано крупное жилище площадью 140 кв. м (Дьяков 1989.С.98-112). Рис. 4. Материал собран в инситном положении на полу и в нижней части заполнения. На полу было найдено 8 развалов сосудов, которые не перемещались внутри жилища, даже будучи фрагментированы. На поселении Ветродуй раскопано 2 жилища, одно из которых сгорело. Рис. 7. В нижней части заполнения материал находился в инситном положении. Керамическая коллекция представлена преимущественно фрагментами сосудов, но встречаются и целые сосуды, а также их крупные части. Материал стоянки Водораздельной из-за переотложенности древних культурных слоев выделен типологически. На памятнике Суворово 6 раскопаны остатки наземного жилища и производственная околожилищная площадка (Крупянко, Яншина 2002. С.57 -74). Целых сосудов не найдено.

Керамика. Рис. 27-42.

Для керамической коллекции этой группы памятников характерны хорошо профилированные формы сосудов. По форме выделяются сосуды двух типов: горшки (тип 1) и амфоры (тип 2).

Тип 1. Горшки. В отличие от пхусунской группы памятников в тетюхинской зафиксирован только один вид горшков.

Вид З, В этой группе памятников представлены только сосуды с развитой горловиной. По степени профилировки горловины вычленяются две разновидности:

Подвид 1 - сосуды с прямой горловиной и округлым или округло-приостренным венчиком. Встречены в материалах памятников Рудная Пристань и Водораздельная.

Подвид 2 - сосуды с изогнутой горловиной и отогнутым венчиком. Венчик у этих сосудов может быть гладким с округлой или приостренной кромками, либо утолщен специальным наружным плоским подлепом. Сосуды такой формы служат культурным индикатором при определении тетюхинской группы памятников. Присутствуют в материалах всех 4-х памятников.

Тип 2. Амфоры. Сосуды этого типа представлены тремя видами, в основу выделения которых положена профилировка горловины:

Вид 1 - сосуды со структурно выделенной высокой горловиной, у которых место стыка не имеет четкого углового сочленения, а сглажено, в результате чего шейка приобретает легкую изогнутость. Встречаются в материалах поселений Рудная Пристань и Ветродуй.

Вид 2 - типичный амфоровидный сосуд с прямой шейкой, место стыка горловины и тулова четко обозначено. По высоте горловины подразделяется на две разновидности: Подвид 1-е высокой шейкой. Подвид 2-е укороченной шейкой. Сосуды этого вида являются в регионе индикатором принадлежности памятников эпохе палеометалла. Присутствуют в материалах всех 4-х памятников. Вид 3 - сосуды со структурно выделенной горловиной в виде раструба. Этот вид сосудов встречен в материалах памятника Суворово 6.

Сырьё. Для сосудов этой группы характерно плотное, хорошо вымешанное тесто. Рецепт формовочной массы: глина + минеральный отощитель, в качестве которого использовалась преимущественно дресва. Сосуды тонкостенные, толщиной 0,4-0,6 см.

Техника изготовления. Сборка сосудов осуществлялась методом кольцевого ленточного налепа. Ширина лент - 2,5-3 см. Фиксируется преимущественно внутреннее крепление лент. Горловина изготовлялась отдельно и затем снаружи прикреплялась к тулову.

Венчики. В коллекции представлены прямые венчики, венчики, слегка оттогнутые наружу, венчики в виде воротничка и карнизика. С позиции технологии изготовления выделяются 1) венчики с гладкой внешней поверхностью, 2) венчики, оформленные отгибом или перегибом венечной ленты, 3) венчики, утолщенные с внешней стороны специальным подлепом. Лента подлепа была плоской, что придавало венчику слаборельефную, слегка выпуклую форму. Встречены две разновидности подлепа: широкий и узкий.

куналейская группа

В основу выделения этой группы легли материалы 8 комплексов палеометалла Куналейского городища, представляющие собой остатки жилищ различной степени сохранности. Коллекция материалов палеометалла содержит свыше 10000 ед. хранения. Предварительно в эту группу включены комплексы палеометалла Кузнецовского городища, укрепления Усть-Зеркальное и памятника Зеркальная-Карьер. Основанием послужило наличие в их коллекциях фрагментов амфоровидных сосудов с Г-образным венчиком и обломков железных изделий.

Керамика. Рис. 70-83.

Керамическая коллекция представлена 12 целыми сосудами и 62 сосудами, форму которых удалось частично реконструировать. Выделяются следующие типы посуды: горшки (тип 1), амфоры (тип 2), чаши (тип 3), тарелки (тип 4), банки (тип 5) (Табл. 6). Преобладают сосуды амфоровиднои формы с Г-образным венчиком различных модификаций. Такая форма венчика является в данном случае группообразующим признаком.

Тип 1. Горшки (комплексы 5, 6, 7). Рис. 70.

Это группа посуды представлена единичными экземплярами. Типично горшковидным является один сосуд с S-образной горловиной (вид 3, подвид 3). Ещё несколько сосудов по форме горловины занимают как бы промежуточное положение между амфоровидным сосудом с низкой шейкой и горшковидным сосудом.

Тип 2. Амфоры. Рис. 71-77. В коллекции являются доминирующей группой, представленной во всех комплексах. По степени профилировки горловины выделяются 3 вида:

Вид 1 - сосуды со структурно выделенной высокой горловиной, у которых место стыка не имеет четкого углового сочленения, а сглажено, в результате чего шейка приобретает легкую изогнутость. Встречены в материалах комплекса 6 (4 экз.).

Вид 2 - типичный амфоровидный сосуд с прямой шейкой, место стыка горловины и тулова четко обозначено. Это самая многочисленная группа сосудов. По высоте горловины подразделяется на две разновидности: Подвид 7-е высокой шейкой (комплексы 5, б, 7, 9). Подвид 2-е укороченной шейкой (комплексы 5, 6, 7, 9, 10).

Вид 3 - сосуды со структурно выделенной горловиной в виде раструба. Представлены единственным сосудом в материалах комплекса 5. Рис. 71 (3).

Тип 3. Чаши (3 экз. - комплексы 5, 6). Рис. 78 (2). Эта малочисленная группа представлена фрагментами прямых венчиков со слегка загнутым внутрь краем.

Тип 4. Тарелки (1 экз. - комплекс 8). Представлены целой небольшой тарелкой черного цвета (№ 9166, н. о. -265. Рис. 78 (1)). Обнаружена в комплексе 8 в кв. М/4 в горизонтальном положении донышком вниз. Её параметры: наружный диаметр дна - 7 см, внутренний диаметр дна - 8 см, диаметр венчика - 13,5 см, высота изделия - 2,5 см, толщина стенки - 0,4 см. Диаметр дна с внешней стороны равен половине диаметра венчика. Дно плоское, с еле заметной вогнутостью на внешней поверхности. Оно очень плавно переходит в стенки. Венчик округлый, слегка загнут внутрь. Изделие имеет плотное тесто, примеси различных размеров: от микроскопических до 0,3 см, отощителем служит дресвяно-кварцитовая крошка. Тарелка собиралась из 3 частей: дна, ленты стенки и односантиметровой венечной ленточки. О стыке дна с боковой лентой свидетельствуют круговые трещины с внутренней стороны в месте стыка; в изломе отколотых частей фиксируется стык с венечной ленточкой. После сборки поверхности изделия затирались мягким предметом (мелкие нитевидные бороздки), выглаживались щепой (более глубокие бороздки по периметру), затем лощились с двух сторон, включая и дно. Лощение горизонтальное, тусклое, среднего качества.

Тип 5. Банки (2 экз. - комплексы 6, 9). Рис. 79. Представлены единичными экземплярами. В эту группу отнесены сосуды, у которых диаметр дна практически равен диаметру венчика и отсутствует горловой изгиб. В отличие от горшков характеризуются непрофилированным туловом с прямыми (вид 1) или слегка расширяющимися (вид 2) стенками.

Сырьё. Вся керамика куналейской группы имеет плотное, хорошо вымешанное тесто. Основной рецепт формовочной массы: глина + минеральный отощитель. В качестве отощителя использовалась дресва, кварц, кварцит; в редких случаях просеянная речная галька и слюда. Размеры отощителя варьируют от сильно измельченных менее ОД см до 0,1-0,3 см. Наличие в тесте дробленного кварцита объясняется его насыщенностью в основной породе, крупные куски которой встречены как на памятнике, так и у подножия горы, местами склон и поверхность усыпаны дресвяно-кварцитовой крошкой.

Выделяются тонкостенные сосуды с толщиной стенок 0,3 - 0,5 см и толстостенные с толщиной стенок 0,6 - 0,7 см. Связь толщины стенок с формой сосуда не прослеживается.

Техника изготовления. Сосуды собирались кольцевым ленточным налепом с внутренним креплением лент. У амфоровидных сосудов тулово и горловина изготовлялись отдельно с последующим соединением. Раздельное изготовление фиксируется в первую очередь по частому распаду именно в месте стыка горловины и тулова, а также по факту изменения характера крепления лент: лента горловины теперь снаружи примазывалась к верхнему краю ленты тулова.

Течение формовочной массы в изломе горловины одного амфоровидного сосуда (№ 5764, комплекс 7) позволяет предположить возможность его изготовления спирально-жгутовым налепом.

Венчики. В коллекции доминируют венчики Г-образной формы с различным контуром кромки, значительно реже встречаются прямые венчики и венчики в виде воротничка. Выделяются две базовые формы Г-образных венчиков: с округлой и прямоугольной кромкой. Расположены к стенке под углом 90, внутреннее ребро четко обозначено, место прикрепления к наружной стенке также составляет прямой угол. Варианты связаны с изменением формы кромки (она становится приостренной), углом расположения к стенке (45), сглаживанием внутреннего ребра и наружного стыка, уменьшением длины оттогнутой части. Табл. 7, 8.

Интересна технология изготовления венчиков. Табл. 9. Г-образная форма достигалась путем наружного крепления специального валика, которому в последствии придавались необходимые очертания. В коллекции часто встречаются отслоившиеся кромки венчиков, документирующие собой тот или иной способ крепления.

Самаргинская культура

Представлена всего двумя памятниками в бассейне р. Самарги. На одном из них - Самарге 3 (Кукси) - произведены раскопки, вскрывшие остатки двух жилищ (Дьяков 1984. С. 62-70). Керамика. Рис. 89, 90 (1). Керамическая коллекция содержит фрагменты более 15 лепных сосудов. Представлены сосуды горшковидной и амфоровидной форм. Тип 1. Горшки. Рис. 89. Представлены только сосуды с развитой горловиной (вид 3). Особенностью морфологии сосудов этого типа является сферическая форма тулова. По степени профилировки горловины подразделяются на две разновидности: Подвид 2 - сосуды с изогнутой горловиной и отогнутым венчиком. Подвид 3 - сосуды с резко отогнутым венчиком и S-образной горловиной. Тип 2. Амфоры. Рис. 90 (1). Представлены сосудами одного вида: вид 1 - сосуд с прямой высокой шейкой и отсутствием четкого сочленения горловины и тулова. В качестве специфической черты выступает яйцевидная форма тулова.

Сырье. Основной рецепт формовочной массы: глина+минеральный отощитель, в качестве которого использовались дресва и речной песок.

Техника изготовления. Лепка сосудов производилась ленточным способом: места соединения лент хорошо заметны на некоторых фрагментах тулова и особенно очевидны у верхнего края сосудов. Для амфоровидных сосудов фиксируется раздельное изготовление шейки и тулова. Обработка поверхности. На всех фрагментах зафиксирована формовка тулова выбивкой. Стенки плотные, тонкие - 0,3-0,4 см, спаи лент «растянуты» до 3 см и более, прослеживается бугристость черепка, связанная с местами контакта с наковаленкой. Последующая обработка включала затирку и замывку поверхностей.

Декор. Рис. 89. Орнаментация отмечена только у горшковидных сосудов. Она расположена в зонах венчика и верхней части тулова. Представлен врезной тип орнамента - глубокие наклонные вдавлення по наружному краю венчика, ряд сквозных отверстий под венчиком, ряды наклонных оттисков по плечикам и верху тулова, прочерченные параллельные линии, в одном случае двойные параллельные линии создают сложную геометрическую композицию в виде меандра. Обжиг. Цвет черепков в изломе равномерный, варьирует от коричневого до черного. Железные изделия

Рыболовный крючок. Рис. 91 (4). Является уникальным предметом, состоит из железной основы и плоско-пирамидального бронзового или медного грузила, наплавленного в её средней части. Нижняя часть крючка имеет овальное сечение, на изгибе крючок круглый. Приостренное жальце заканчивается четко выраженным зубцом-бороздкой. Каменные изделия

Изготовлены из кремня, сланца, песчаника, диабаза, халцедона. Коллекция малочисленная, отсутствуют характерные в типологическом отношении предметы.

Ретушированные наконечники стрел. В коллекции представлены только обломками треугольных острий. Целых изделий не найдено.

Отщепы. Рис. 91 (2, 3, 6). Особенностью инструментального набора является использование отщепов в качестве орудий, а также отсутствие ретуши на них или какой-либо вторичной подправки. Крупные отщепы с массивным обушком и острым лезвием являлись режущими инструментами. В качестве скребков использовались неоформленные осколки, обломки или куски минералов, имеющих достаточно крутой и высокий край.

Рубящее орудие. Рис. 91 (1). Представлено единичным экземпляром, изготовленным оббивкой из толстой подпрямоугольно-овальной гальки.

Шлифованный нож. Рис. 91 (5). Представлен заготовкой изделия, имеет прямую спинку и общий полусегментовидный контур. Шлифовались спинка и выпуклая часть, на плоскостях фиксируются слабовыраженные следы шлифовки. Лезвийной заточки нет.

«Зернотерочная» плита. Рис. 91 (7). Имеет слабовогнутую рабочую поверхность, на которой визуально фиксировались следы сработанности в виде параллельно расположенных линий, ориентированных к центру.

Фигурки (3 экз.). Рис. 90 (2, 3). Изготовлены из речных плоских галек песчаника характерной миндалевидно-овальной формы. Двусторонними глубокими сколами оформлялась выемка на широком конце, напоминающая своими очертаниями разинутую пасть. Интерпретируется как изображение свиньи (дикого кабана) (Дьяков 1984. С. 65).

Таким образом, основными признаками самаргинской культуры являются: 1) горшковидные сосуды с резко отогнутым венчиком, S-образной горловиной и сферическим туловом (тип 1, вид 3, подвид 3); 2) амфоровидные сосуды с яйцевидным туловом и отсутствием четкого сочленения с горловиной (тип 2, вид 1); 3) перфорирование венчика рядом сквозных отверстий; 4) орнаментация тулова рядами наклонных оттисков; 5) использование отщепов в качестве орудий.

Похожие диссертации на Эпоха палеометалла в северо-восточном Приморье