Введение к работе
Актуальность темы исследования. Древнее наскальное искусство является уникальным памятником, содержащим в себе историческую, археологическую, культурную информацию. Наскальные изображения являются выражением материальной и духовной культуры, мировоззрения и представлений о мире древнего населения, кроме того, будучи нанесенными на природную поверхность, они представляют собой важную составляющую культурно-исторического ландшафта.
Памятники первобытного искусства не перестают находиться в центре
внимания учёных. Наскальным изображениям разных эпох и различных
регионов посвящены многочисленные исследования. Несмотря на это,
многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными, а некоторые недос
таточно изученными. Одним из таких вопросов является изучение антро
поморфных изображений как особой и довольно многочисленной группы
со своими изоморфными и семантическими особенностями. Их системная
классификация, интерпретация дали бы много новой информации не толь
ко об антропоморфной группе, но и о наскальных изображениях в целом и
их роли в общекультурном контексте. -
Для данного исследования были выбраны изображения раннего железного века на территории Минусинской котловины, которая является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации, где на протяжении многих тысячелетий складывался своеобразный культурно-исторический ландшафт и где, в исследуемый период, бытовали культуры скифо-сибирского типа.
Обычно, под наскальным искусством скифского времени понимаются исключительно зооморфные изображения, выполненные в скифском зверином стиле. Несмотря на то, что большое количество антропоморфных изображений и сюжетов с ними также относятся к этому времени, тем не менее они до сих пор не были подвержены такому тщательному и системному анализу, как зооморфные. Кроме того, на территории Минусинской котловины антропоморфные изображения раннего железного века представлены, как на скалах, так и на плитах татарских курганов, что представляет особый интерес для исследования.
Таким образом, исследуя антропоморфные изображения этого региона, их территориально-временные характеристики, анализируя и интерпретируя их содержательно-семантические составляющие, можно получить новую информацию не только об антропоморфных изображениях Минусинской котловины, но применить выработанный, в ходе исследования, подход к классификации и интерпретации антропоморфных групп, к
изображениям других регионов, а также по-новому оценить место и значение наскальных изображений в целом в культуре древнего населения.
Цель работы и основные задачи. Целью диссертационного исследования является реконструкция места и значения наскальных изображений и антропоморфной группы, как их части, в пространстве культуры древнего общества.
Для достижения поставленной цели, предполагается решить следующие исследовательские задачи:
провести хронологическое определение изображений и выделить изображения раннего железного века на конкретных местонахождениях;
изучить пласт антропоморфных изображений раннего железного века на территории Минусинской котловины;
выявить пространственно-временные характеристики, присущие данной группе изображений;
проанализировать и охарактеризовать изоморфные особенности, характерные для данного вида наскальных изображений;
выявить и проанализировать наличие определенных значимых групп и сюжетов с антропоморфными изображениями;
проанализировать и интерпретировать каждую группу и сюжет в отдельности;
определить наличие антропоморфных изображений, полисемантичных по содержанию, олицетворяющих универсальные идеи, общие для различных историко-культурных регионов.
Объектом исследования являются наскальные изображения, раннего железного века, находящиеся на территории Минусинской котловины. Исследование базируется на изображениях писаниц (Кунинской, Сулек-ской, Шалаболинской, Боярской, Оглахтинской, писаниц на г. Суханиха, г. Тепсей, у д. Абакано-Перевоз, г. Каратаг, г. Кедровой), а также на изображениях на плитах оград татарских курганов (Кургэн-Тарлаа, Сульфат, Кындырлик-олны, Шира, Большое Озеро и др.).
Предмет исследования составляют антропоморфные изображения раннего железного века на перечисленных выше местонахождениях петроглифов Минусинской котловины.
Территориальные рамки. Район исследования включает в себя, по современному административному делению, территорию Республики Хакасия и юг Красноярского края. Это территория, по географическому делению, Мшгусинской котловины, которая является южной частью обширной межгорной впадины на юге Сибири, и ограничивается на юге Западным Саяном, на западе — Абаканским хребтом, на северо-западе — отрогами Кузнецкого Алатау, на севере и на востоке — отрогами Восточного Саяна. Эта территория выбрана для исследования поскольку в исследуемый период она представляла собой единую историко-культурную
область и здесь сосредоточено большое количество петроглифических местонахождений с изображениями раннего железного века.
Хронологические рамки исследования — это ранний железный век. К этому времени относится бытование на территории Минусинской котловины татарской культуры. Большая часть рассматриваемых изображений относится к подгорновскому этапу татарской культуры (VI —IV вв. до н.э.). Выбор этого периода обусловлен, тем что большое количество антропоморфных изображений как на писаницах так и на плитах оград курганов относится к этому времени.
Источники, использованные в данной работе, разделены на две групп:
-
группу составляют антропоморфные наскальные изображения на писаницах и плитах оград татарских курганов из материалов полевых исследований, в работе которых принимала участие автор, материалы полевых исследований самого автора; петроглифические материалы, хранящиеся в архиве Института археологии РАН; материалы из фондов музея археологии Кемеровского государственного университета
-
группу составляют опубликованные антропоморфные изображения, раннего железного века на плитах оград татарских курганов и на писаницах Хакасии и Красноярского края.
Для сравнительного анализа также были привлечены антропоморфные изображения, близкие хронологически из других районов Южной Сибири, Алтая, Тувы, Казахстана и ряда зарубежных стран.
Методы и методология.
Основными методами исследования стали: классификационный (систематизация отдельных групп и категорий изображений по сходным признакам); сравнительно-исторический (сравнение групп изображений, сопоставление данных этнографии с археологическими данными); типологический (извлечение из массы разнообразных изобразительных источников, однородной информации по принципу схожести и повторяемости образов и сюжетов); метод исторических реконструкций, необходимый для воссоздания мифологических и мировоззренческих представлений древних людей. При разработке вопросов хронологии и семантики привлекались исследования археологов и этнографов.
Существуют разные методологические подходы к вопросам изучения наскальных изображений. В данной работе, используется методология, в основу которой положен коммуникативно-семиотический подход к первобытному искусству, как к знаковой системе, построенной на принципах системности и всесторонности, что позволит описать и проанализировать наскальные изображения в единой системе понятий, т. е. «каким образом элементы, организованные определенным образом служили для передачи определенного содержания и для реализации определенных социальных задач» [Раевский, 1985]. Изобразительное искусство, по мнению многих
исследователей, это вторая по значимости после языка знаковая система [Шер, 1980, 2000, 2004; Раевский, 1985, 2000; Лотман, 1994], поскольку изобразительные памятники, в том числе и наскальное искусство, содержат в себе определенную концептуальную информацию, выраженную изобразительным языком.
Кроме того, наскальное искусство, как знаковая система, рассматривается в работе в качестве важного элемента пространства культуры, для этого был привлечен подход к первобытному искусству, обоснованный и примененный Я.А. Шером, как к части ритуально-мифологической моделирующей системы [Шер, 1980, с.260]. Понятие ритуально-мифологической системы включает в себя социальную, ритуальную, духовную, бытовую, мифологическую сферы, мировоззрение и представления древних о себе и окружающем мире [Шер, 1980, с.260]. Все перечисленные элементы этой системы также входят в понятие культуры, под которой в универсальном смысле подразумевается специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. По мнению исследователей, вся духовная жизнь первобытного человека проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы духовно-мировоззренческой среде [Шер, 2004, с. 124], которую можно обозначить как пространство культуры, все элементы которого взаимосвязаны.
Таким образом, мы имеем дело, в универсальном понимании с пространством культуры, элементы которого объединены системой культурных, коммуникативных связей. Под коммуникацией в данном контексте понимается универсальное понятие, обозначающее механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающих в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени, это также способ связи любых объектов материального и духовного мира.
Используемые методологические подходы позволяют посмотреть на наскальное искусство как на знаковую систему, являющуюся частью пространства культуры и находящуюся в тесной коммуникативной связи и взаимодействии с другими элементами, составляющими культурное пространство.
В своей совокупности используемые методы и методологические подходы, представляют адекватный набор теоретических категорий, последовательное применение которых позволит решить поставленные исследовательские задачи.
Научная новизна и практическая значимость работы заключаются в подробном изучении, характеристике и интерпретации антропоморфных
изображений, как отдельной значимой группы в наскальном искусстве. Поскольку этот вид изображений не был фактически предметом специального изучения, а без его учета, представление о наскальном искусстве и древнем искусстве вообще не будет полным. В данной работе проводится комплексный анализ (территориально-культурный, хронологический, стилистический, семантический, сравнительный) большого пласта антропоморфных изображений, представленных на местонахождениях различного типа (писаницы, плиты).
Рассмотрение наскальных изображений в целом, как части пространства культуры древнего общества, позволит также реконструировать их место и значение в мировоззрении и жизнедеятельности древнего населения Минусинской котловины, что имеет важное значение для реконструкции картины мира древних народов всей Южной Сибири.
Материалы диссертации и полученные научные результаты дадут возможность их дальнейшего использования при написании обобщающих работ по древнему искусству, а также при чтении курсов по наскальному искусству. Материалы, представленные в ней также могут быть использованы искусствоведами, историками, археологами, этнографами при рассмотрении вопросов истории искусства, мифологии, культурологии и т. д.
Апробация основных положений диссертации осуществлялась в виде докладов на всероссийских, региональных и международных научных конференциях: «Скифо-сибирский мир», Кемерово, 1989; «Студент и научно-технический прогресс», Новосибирск, 1990-1993; «Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока», Барнаул, 1994; «Международная конференция по первобытному искусству», Кемерово, 1998; «International Rock Art Congress», Vila Real, 1998; « International Rock Art Congress», Ripon, 1999; «International Rock Art Congress», Alice Springs, 2000; «Мир наскального искусства», Москва, 2005. Результаты исследований отражены в научных публикациях в российских и зарубежных изданиях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и источников, иллюстративного приложения.