Содержание к диссертации
Введение
1. Журнальная периодика в условиях глобализации масс-медиа
1.1 Глобализация как современным этап развития мирового медиапространства
1.2 Российские масс-медиа в условиях глобализации 32
1.3 Трансформация современного журнального рынка России 51
2. Журиалы-травелоги в системе журнальной периодики россии: историко-исторический аспект
2.1 Типологические изменения в современной отечественной журнальной периодике и специфика журналов- травслогов
2.2 Журнал «Вокруг света» и его особенности 86
2.3 Журнал «National Geographic»: специфика бренда 100
2.4 Журнал «GEO» и его место в российском информационном пространстве
3. Новые типы журналов-травелогов в российских СМИ
3.1 «Бортовые» журналы (инфлайты) в контексте развития системы журналов-травелогов 122
3.2 Партворки как новый тин издания 134
3.3 «Нрагмапутеводители» как «туристический гид» в современных отечественных развлекательно-информационных журналах
Заключение
Библиографический список
- Глобализация как современным этап развития мирового медиапространства
- Трансформация современного журнального рынка России
- Журнал «National Geographic»: специфика бренда
- «Бортовые» журналы (инфлайты) в контексте развития системы журналов-травелогов
Введение к работе
Актуальность исследования связана с тем, что в постсоветский период в российских масс-медиа произошли серьезные типологические трансформации, связанные с социально-экономическими и политическими изменениями, произошедшими в стране
Быстрое развитие рыночных отношений привели к серьезным трансформациям как в структуре отечественной прессы, так и в подходах к ее созданию Появление крупных медиа-холдингов, приход на медиа-рынок иностранного капитала, активное включение российского информационного пространства в мировое подтверждают мнение многих современных исследователей масс-медиа о том, что глобализация является сегодня одним из основных факторов, влияющих на развитие средств массовой информации
Процесс глобализации стал неотъемлемой частью современного мира, но общепризнанного и универсального определения понятия «глобализация» пока еще не существует, так как данный феномен проявляется в экономической, политической, социокультурной и медийной сферах и речь, соответственно может идти о таких явлениях как финансовая глобализация, культурная глобализация, информационная глобализация
В недавно вышедшем «Словаре медиа-исследований» Н Аберкромби, Б Лонгхерста обозначено следующее «Глобализация -это процесс, в ходе которого мир превращается в единую глобальную систему В науке выделяют три измерения этого процесса экономическое, культурное и политическое» ' Данная дефиниция, несомненно, должна быть дополнена и медийным аспектом
Степень разработанности темы определяются следующими
обстоятельствами В исследовании глобалистской медиа-парадигмы
выделяются такие составляющие, как концептуализация понятия
глобального медиа-пространства, взаимоотношение концептов
«нация», «культура» и «масс-медиа», глобальные медиа-акторы,
проблемы регулирования глобальной коммуникации,
транснациональные тексты и аудитории
При изучении данного феномена мы обращались к классическим трудам таких зарубежных ученых, как Н Аберкромби, Д Белл, М Кастеллс, М Маклюэн, Э Тоффлер, Ф Уэбстер, а также к работам отечественных исследователей ЕВ Ахмадулина, ЕЛ Вартановой, Г Ф Вороненковой, Я Н Засурского, Л М Земляновой, Э Киселевой, Г Э Кучеровой, Л В Шарончиковой и др
1 Abcrcrombic N, Longhurst В Dictionary of Media Studies - L Penguin Reference Library, 2007
Теме глобализации в контексте типологических изменений в современной российской глянцевой периодики посвящена кандидатская диссертация С М Черменской 2
Важно проанализировать и процесс «глокализации»3, то есть процесс взаимовлияния «двух тенденций - к гомогенизации культурной жизни разных государств под воздействием глобализирующихся СМИ и к адаптации этого воздействия к локальным интересам пользователей на разных уровнях и в разных формах контактов (между странами, национальными языками и культурами, сообществами и организациями, поколениями и отдельными гражданами, образующими тенденцию к глобализации в локальных проявлениях (globalization in the local)» 4
Глокализация как один из аспектов процесса глобализации масс-медиа наиболее отчетливо проявляет себя в журналах-травелогах, ставших в последние десятилетия одной из важных составляющих современных масс-медиа, как наиболее адаптивных к данному процессу типов периодических изданий, тем более, что «массовый туризм и возросшая миграция населения усиливает культурное взаимодействие»
Стоит отметить и то обстоятельство, что «глобализация культуры является результатом коммерциализации культурных продуктов и распространения по всему миру идеологии консьюмеризма (потребительства), что привело к замене или дополнению более локализованных культур "" Культурной глобализации способствует маркетинговая деятельность транснациональных корпораций и развитие средств массовой оммуникации» 5
«Журналы-травелоги», или журналы-путешествий, на современном информационном рынке как в России, так и в мире представляют один из наиболее активно развивающихся и перспективных сегментов прессы путешествий, типологически восходящей к соответствующей литературе путешествий
Каждый год в мире появляются все новые и новые журналы, так или иначе предлагающие и описывающие путешествия Поэтому в условиях изменяющейся экономики и системы прессы в России
2 Чсрменская С М Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном
пространстве России трансформация коммуникационных моделей в условиях
глобализации Дис канд филолог наук - М , 2006
3 Термин «глокализация» («glocahzation») образован из двух слов «globalization»
(«глобализация») и «localization» («локализация»)
4 Землянова Л М Коммуникативистика и средства информации Англо-русский
словарь концепций и терминов -М Изд-во МГУ, 2004 С 145
5 Abcrcrombic N , Longhurst В Dictionary of Media Studies - L Penguin Reference
Library, 2007
представляется важной необходимость осмыслить типологические характеристики данного вида средств массовой информации
Такого рода осмысление, помимо безусловной научной ценности, имеет конкретное прикладное значение оно способно помочь «обеспечить конкурентоспособность, найти каждому собственную читательскую аудиторию, смоделировать назначение, содержание, структуру, внешнюю и внутреннюю форму, стилистическое единство, оформление»6, - что особенно актуально при современном разнообразии журналов-путешествий
Комплексный характер диссертационного исследования современного рынка российской прессы путешествий в условиях глобализации диктует необходимость обращения к трудам таких ученых, как Е П Прохоров, М В Шкондин, Я Н Засурский, Е В Ахмадулин, разрабатывающих общенаучные проблемы системного подхода, а также особенности его применения в изучении масс-медиа Рассматривая журналы путешествий в историческом аспекте, мы обращались к основополагающим работам по истории журналистики таких исследователей, как Е В Ахмадулин, А Г Беспалова, Л П Громова, А П Короченский, Е А Корнилов, Ю В Лучинский, Р П Овсепян, А И Станько
Поскольку одним из аспектов анализа журналов-травелогов в диссертации является типологический, то для описания типологической структуры прессы путешествий и ее трансформации основой послужили исследования таких авторов, как А И Акопов, А А Грабельников, ЕА Корнилов, Д А Мурзин, А И Станько, В В Тулупов, Л Л Реснянская, М В Шкондин, М И Шостак
Хочется отметить и возросший в последнее время интерес к историко-типологическому изучению современной отечественной и зарубежной периодики в диссертационных исследованиях 7
Однако журналы-травелоги и их многочисленные разновидности ни как система, ни на уровне отдельных изданий практически не
6 Типология периодической печати - М , 1995 - С 91
7 Виниченко В М Газета «Интернэшнл геральд трибюн»(США) как тип глобального
издания (1944-1995гг) Автореф дис канд филол наук - Ростов н/Д РГУ, 1995,
Волкоморов В А Корпоративная пресса как фактор формирования и развития
экономической культуры организации Автореф дис канд филол наук -
Екатеринбург УрГУ, 2008, Еременко А В Деловая пресса в России история, типология,
моделирование изданий Автореф дис канд филол наук - Ростов н/Д РГУ, 2006,
Полева Т Е Французская национальная ежедневная пресса в эпоху новой конкуренции
со стороны бесплатных газет и Интернета Автореф дис канд филол наук - М
МГУ, 2009, Перегудов Г Ю Еженедельник как тип периодического издания Автореф
дис канд филол наук - Ростов н/Д РГУ, 2003, Чуков П И Специализированные
ГаЗЄТЬІ Как ТИП издания Автореф дис канд филол наук - Ростов н/Д РГУ, 2004 идр,
получили еще должного научного освещения На эту тему имеются только небольшие публикации или упоминания в общем контексте рассмотрения типологии современных журналов 8
Журналы путешествий не получили должной фиксации даже на терминологическом уровне - в авторитетном англо-русском толковом словаре концепций и терминов Л М Земляновой «Коммуникативистика и средства информации» (МГУ, 2004) понятия «журнала-травелога», «инфлайта», «партворка» не зафиксированы, хотя «инфлайты» и «партворки» на российском медиа-рынке присутствуют с начала 2000-х годов, а старейший отечественный журнал-травелог «Вокруг света» имеет более чем столетнюю историю
Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что впервые проведен комплексный анализ истории развития и функционирования журналов-травелогов на современном отечественном информационном рынке
Рассмотрен процесс глобализации масс-медиа в современном российском информационном пространстве, преимущественно в его журнальном сегменте
Впервые в отечественной журналистике предпринято комплексное изучение журналов-травелогов и их разновидностей как объекта исследования в динамике развития российских масс-медиа
Предложенный в работе прием системно-типологического описания позволил представить не только общий объем понятия журналов-травелогов, но и его концептуальные характеристики и системные разновидности В работе впервые
выявлена специфика функционирования журнала-травелога в условиях глобализации масс-медиа,
представлен комплексный (функциональный и структурный) анализ журнала-травелога,
определены концепция и параметры журнала-травелога,
- описаны другие разновидности журналов-травелогов
Впервые описаны новые виды изданий - бортовые журналы
(инфлайты), выходящие с начала XXI века при всех российских авиакомпаниях, а также гибридные формы изданий, активно
8 Ростоцкая Ю Журналы путешествий тенденции развития // Журналистика в 2004 году СМИ в многополярном мире М МГУ, 2005 Ч II С 156 - 159, Шостак МИ Журналы в системе СМИ типология и «ниши» изданий // Типология периодической печати / Под ред М В Шкондина, Л Л Реснянской - М Аспект Пресс, 2007 С 79 -92
использующих контент журналов-травелогов (партворки), а также самые различные виды «прагмо-путеводителей» (туристических гидов), активно включаемых в постоянные тематические рубрики информационно-развлекательных журналов (своего рода «журнал в журнале»)
Впервые описаны и систематизированы основные типологические категории прессы путешествий, на материале ведущих отечественных журналов-травелогов - «Вокруг света», «National Geographic» и «GEO», а также целого ряда других периодических изданий данного тематического поля
Объектом исследования стали журналы-травелоги в
российском медиапространстве конца XX - начала XXI веков, их
предметно-тематическое наполнение и особенности
функционирования в условиях глобализации масс-медиа
Предметом исследования выступают процесс развития отечественных журналов-травелогов, их функционально-типологические и предметно-тематические особенности, значение в истории отечественной культуры и журналистики, их роль и влияние на жизнь общества
Целью работы является всестороннее исследование и выявление
основных закономерностей формирования на российском
информационном рынке типа журнала-травелога в связи с процессом
становления и развития журналов путешествий от зарождения до
современности, изучение их типологических признаков, предметно-
тематического наполнения, особенностей журнальной
беллетристики, путей дальнейшего развития
Цель исследования определяет соответствующие задачи
определить специфику процесса глобализации масс-медиа в российском информационном пространстве,
описать феномен глокализации в контексте функционирования журналов-травелогов,
выявить условия и факторы зарождения и развития журналов-травелогов в отечественной периодике, рассмотрев основные этапы их функционирования в социально-историческом и культурном контексте,
определить и охарактеризовать основные типологические и структурные особенности журналов-травелогов, складывающиеся на разных этапах их существования,
установить закономерности развития журналов-травелогов в России,
подробно рассмотреть сформировавшийся в начале XX века особый тип журнала-травелога универсального характера,
- проанализировать основную проблематику исследуемых
изданий,
- на основе проведенного типологического анализа выработать
ориентиры, способные оптимизировать дальнейшее развитие
изучаемой информационной ниши
Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные положения теории и истории журналистики, а также типологии периодики, в частности труды Б И Есина и Е II Прохорова о методологии и методике журналистских исследований
В работе применен системно-типологический подход, позволяющий рассмотреть журналы-травелоги как целостную систему, обладающую единством целей и функций, а также как масштабную подсистему общественных отношений и всей системы социальных институтов в целом
В исследовании также использовались историко-типологический и классификационно-типологический подходы, что позволило провести классификацию прессы путешествий по целому ряду признаков -тематическому направлению, целевому назначению и типоформирующим признакам
Кроме того, при изучении публикаций использовался метод контент-анализа
Концептуальной основой настоящего исследования послужили работы историков и теоретиков журналистики, занимающихся проблемами типологии и функционирования масс-медиа А И Акопова, Е В Ахмадулина, А А Грабельникова, Я Н Засурского, Е А Корнилова, Р П Овсепяна, Е П Прохорова, Л Л Реснянской, М В Шкондина, М И Шостак, А И Станько и др
Эмпирическую базу исследования составили журналы-травелоги, выходившие в России в конце XX - начале XXI веков, специализированные Интернет-журналы, научные и журнальные статьи по теме исследования Следует учесть, что количество фактически изученных автором изданий значительно превосходит материал, представленный в диссертации
Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается
обширным эмпирическим материалом,
применением научной методологии,
- использованием различных информационных источников
Теоретическая и практическая ценность работы заключается
в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о процессе формирования типологической структуры журналов-травелогов в России, получить общую картину
особенностей их развития и функционирования в условиях глобализации масс-медиа
Настоящая работа пополняет представления о закономерностях и тенденциях развития системы прессы путешествий в целом, вносит коррективы в характеристику и оценку самого типа журнала-травелога и его разновидностей, дает важный опыт рассмотрения исторического материала в типологическом аспекте
Практическая направленность проведенного исследования обусловлена необходимостью систематизации растущего рынка журналов-травелогов и прояснения специфики их типологии
Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при чтении лекций по истории отечественной журналистики и современных СМИ, при разработке тематики спецкурсов и спецсеминаров, квалификационных и курсовых работ Результаты диссертации также могут быть полезны при проектировании новых изданий журналов-травелогов, определении направлений коррекции концепции уже существующих, что поможет издателю действовать более эффективно в сложившихся условиях
На защиту выносятся следующие положения:
Процесс глобализации масс-медиа определяет все стороны современного журнального процесса, что неизбежно влияет на типологические характеристики периодических изданий, приводя к трансформации уже сложившихся и появлению новых типов периодики
Журналы путешествий представляют собой специфическую информационную систему, имеющую свое устойчивое «нишевое» поле в современном медиапространстве как стремительно и динамично развивающийся сегмент отечественной журналистики
Журнал-травелог представляет собой журнал путешествий универсального типа, относящийся к массовому научно-популярному типу издания, ориентированный на читательскую аудиторию категории General Interest и рассказывающий о природе и человеке, путешествиях по различным странам, быте, культуре, истории и мифологии людей во всех уголках планеты
4 В условиях глобализации масс-медиа журнал-травелог
отражает идеологию глокализации, то есть вводит локальное в
контекст глобального, тем самым создавая и закрепляя через
страноведческий компонент кросс-культурные связи между разными
странами и включая в свой контент познавательные и практические
аспекты
5 Приход на российский информационный рынок таких журналов-травелогов, как «GEO», «National Geographic»,
потеснивших один из наиболее успешных отечественных журналов «Вокруг света», позволяет говорить о закреплении тенденции глобализации российского медиапространства
6 Российские журналы-травелоги развиваются, они востребованы рынком, пользуются устойчивым спросом у аудитории, вызывают интерес рекламодателей и имеют серьезные перспективы для дальнейшего развития и усложнения своей типологической структуры
7 Одной из тенденций в развитии журналов путешествий является появление новых видов изданий (партворки, инфлайты), а также использование в информационно-развлекательных журналах потенциала прагмапутеводителей как туристического гида (журнала в журнале)
Апробация результатов исследования основные результаты
исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры
истории журналистики и коммуникативистики КубГУ, на
Международной научно-практической конференции «Медийные
стратегии современного мира» (Сочи, 31 октября - 2 ноября 2007),
Второй Международной научно-практической конференции
«Медийные стратегии современного мира» (Сочи, 1 - 3 ноября
2008), Всероссийской научно-практической конференции
«Проблемы массовой коммуникации» (11 - 13 мая 2009),
Международной научно-практической конференции
«Журналистика история и современность» (Ростов на Дону, 1-4 окт2009), Третьей Международной научно-практической конференции «Медийные стратегии современного мира» (Сочи, 1-3 ноября 2009)
Результаты используются в преподавании учебных дисциплин «История отечественной журналистики», «Современные зарубежные СМИ» на факультете журналистики КубГУ
Структура диссертации определена целью исследования и поставленными задачами и основывается на системно-хронологическом принципе Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка, насчитывающего 185 источников Общий объем работы - 165 с
Глобализация как современным этап развития мирового медиапространства
Канадский теоретик масс-медиа Герберт Маюпоэн одним из первых провозгласил, что в условиях глобализации экономические связи и отношения пес больше принимают форму обмена знаниями, а не обмена товарами, что, в свою очередь, непосредственно затрагивает сферу масс-медиа. Не случайно ряд исследователей (Д. Белл, М. Кастеллс, Э. Тоффлср, Ф. Уэбстер, Г.Э. Кучерова и другие) заговорили после Маклюэна о существовании информационной экономики в постиндустриальном обществе.
Таким образом, сам тип общества в значительной мере определяется доминирующим в этом обществе типом коммуникации, а человеческое восприятие - скоростью передачи транслируемой информации, при этом средства коммуникации определяют структуру знания, регулируя принципы восприятия пространства и времени, навязывая их как индивидууму, так и обществу в целом.
В данном типе коммуникаций действует знаменитый псстулат Маклюэна «Medium is Message» («СМИ - это послание»). Мир превращается в одну большую «глобальную деревню», в которой все, что происходит, сразу же (особенно в эпоху Интернета) становится известно всем ее обитателям. «Впрочем, благодаря масс-медиа, само происшествие изменило свой статус: из второстепенной категории, пришедшей к нам из альманахов и народных хроник, происшествие превратилось во всеобщую систему мифологической интерпретации, тесную сеть моделей значимости, из которой не может ускользнуть ни одно событие. В этом - сугь развития масс-медиа. Это не просто совокупность технических средств для распространения содержания информации, это навязывание моделей» (18).
Таким образом, современный человек попадает в ситуацию «плюрализма миров и культур». При этом наиболее подходящим средством удержания сознанием цельности восприятия бурно обновляющейся мозаично-резонансной реальности оказывается миф, который, в свою очередь, включен в глобализацию.
Для использования в исследовании понятия «глобализация», обратимся к дефиниции, данной в «Словаре медиа-исследований»:
«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - это процесс, в ходе которого мир превращается в единую глобальную систему. В науке выделяют три измерения этого процесса: экономическое, культурное и политической
Первое - это экономическая глобализация, которая, в свою очередь, имеет три аспекта. Самый важный из них - расширение мировых финансовых рынков. Глобализация финансовых потоков, при которой капитал перемещается по миру и способствует финансированию международной торговли, стремительно развивается в последней четверги XX века благодаря развитию информационных технологий. В этот же период заметен дальнейший рост транснациональных компаний, работающих в различных странах мира и отвечающих за развитие международной торговли. Крупные транснациональные компании пытаются внедрить свою продукцию и ее производство во всем мире. Они попытаются, таким образом, продвигать этот товар в разных странах и продавать оборудование для производства этого товара для получения самой низкой себестоимости.
Вторая сторона глобализации - культурная. СМИ дают возможность идеям, новостям и знаниям из других стран распространяться по всему миру. Рыночная экономика транснациональных компаний также помогает совмещать различные национальные культуры. Наконец, массовый туризм и возросшая миграция населения усиливает культурное взаимодействие. Глобализация культуры является результатом коммерциализации культурных продуктов и распространения по всему миру идеологии потребительства (идеология консьюмеризма), что привело к замене или дополнению более локализованных культур. Культурной глобализации способствует маркетинговая деятельность транснациональных корпораций и развитие средств массовой коммуникации.
В-третьих, у глобализации есть политическое измерение. Международные организации стали более сильными, н в отдельных случаях Всемирная торговая организация. Всемирный банк и Международный валютный фонд, например, могут эффективно регулировать поведение государств.
Некоторые утверждают, что глобализация - это не что иное, как утверждение экономической и военной мощи развитых западных стран, особенно Америки. Результатом такого мнения стало появление политических движений, протестующих против социальной, политической и культурной гомогенизации (унификации) вследствие глобализации (139, с. 154).
Рассмотрим еще одно определение, связанное с понятием «глобализация масс-медиа»:
«В современных дискуссиях общим вопросом стала мысль о том, что повседневная жизнь людей становится более глобальной, более зависимой от событий, происходящих достаточно далеко. СМИ играют в этом процессе очень важную роль. Во-первых, содержание средств массовой информации всегда интернационально. Например, для телевидения это не только новостные программы, изображающие события в отдаленных местах планеты. Другие программы также используют экзотические места и при этом сообщают, как любая страна реагирует на международные события. Телевидение создает международную аудиторию Определенные события, например, вторую войну в Ираке в 2003 и 2004 гг. или захват школы в
России чеченскими боевиками в 2004 показывают зрителям в каждой стране.
Во-вторых, СМИ продаются и покупаются по всему миру. Американская киноиндустрия, например, приносит около 17 млрд. доллароз в год, большая часть которых идет от продажи фильмов за пределами Америки. То же обстоит с международной продажей продукции СМИ, в которых доминируют американские медиакомпании - хотя они, конечно, являются и самым важным провайдером. Бразильские «мыльные оперы» -телесериалы - сегодня экспортируются но многие страны.
В-третьих, средствами массовой информации владеют международные корпорации, в основном, в США и Европе. На национальном уровне владение медийными организациями становится чрезмерно концентрированным. То же происходит на международном уровне, так как относительно мало крупных медиакомпании работает в мире. Процесс глобального владения средствами массовой информации происходит благодаря тому, что правительство перестает регулировать его.
В-четвертых, медиапродукния производится на международном уровне. Например, спутниковые технологии ускорили тенденцию к интернационализации подготовки и выпуска телевизионных новостей. В освещении новостных событий инженер, отвечающий за установку спутниковой связи, является обычно главным лицом на этой сцене, за ним следует журналист, который комментирует это событие. Подобным образом телевизионная драма снимается для глобального вещания. По мере того как растет стоимость продукции, телевизионные компании получают стимул для совместного производства телевизионного фильма. Эти виды сотрудничества имеют разные формы, начиная от простой совместной оплаты до полномасштабного финансирования съемок фильма часто в стране партнера» (139, с.154).
Трансформация современного журнального рынка России
Начнем с традиционного определения журналов как типа издания, прежде чем перейти к описанию современного журнального рынка России. По дефиниции, данной М.И. Шостак:
«Журналы - это периодика, основанная не на оперативности (г. рамках, доступных прессе, - ежедневном отклике на события, как работают газеты), но на цикличности: регулярном, раз в неделю, в месяц, обновлении информации познавательной, специальной, развлекательной. Большинство журналов, как газеты и другие СМИ, помогают аудитории быть социально ориентированной, держат ее о курсе изменений в мире науки, литературы, в сфере досуга, модных увлечений, эстетических и хобби-предпочтений.
Задача журналов - представлять факты не во вспышках первого знакомства, а в свете рассуждений либо творческого преобразования; «отставание» используется как преимущество: «остаьовиться-оглянуться» и, остыв от впечатлений минуты, осмыслить событие или же увлечь читателя его образной картиной. По каналу журнальной периодики идет информация не устаревшая, залежавшаяся, но интересная, нужная вне связи с необходимостью быстроты отклика или же ставшая интересной только по прошествии времени (события отстоялись, дискуссия принесла плоды, тенденция в политике ли, в моде, в спорте проявилась...). Публикации здесь пространнее газетных, больший временной зазор (от события до отклика по его поводу) даег шансы на подготовку углубленных материалов, открывает дополнительные возможности для журналистского творчества» (133, с.79).
Журнальный рынок России - один из наиболее динамично развивающихся сегментов отечественного медиа-пространства. Если обратиться к статистике, то на начало 2007 г. в стране бьию зарегистрировано 23,5 тысячи журн&пов (19 тысяч - оригинальных названий), в том числе 15 тысяч центральных и 8,5 тысяч региональных. На практике издается гораздо меньше -около 12 тысяч наименований.
Но тиражные данные по журнальному рынку вполне оптимистичны -совокупный тираж отпечатанных российских журналов в 2007 г. составил порядка 1,9 миллиардов экземпляров, в том числе «глянцевых» - белее 900 миллионов экземпляров, из которых 600 миллионов экземпляров печатается на зарубежной полиграфической базе.
Что касается капитализации журнального рынка, то в 2007 г. объем журнального рынка страны (доходы от реализации тиражей и размещения рекламы) составил, по оценке «РБК», 37,5 миллиардов рублей, что по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) показало рост в 22% по сравнению с 2006 г., хотя в ближайшие годы этот темп замедлится и стабилизируется на уровне 7 - 9% в год.
Количество запусков наиболее значимых общероссийских журналов, включая партворки (коллекционные издания - partworks, о которых речь пойдет ниже), в 2007 г. (без учета редизайна), изменения названий и перезапуска, более чем в 5 раз превысило количество закрытых.
Так, Издательский Дом «Burda» запустил семь новых проектов, из которых 3 коллекционных совместно с другими издательскими домами. Это ряд кроссвордных изданий, журналы «Добрые советы. Домашний доктор», «Отдохни! Имена», «Мой ребенок. Мамочкина школа».
С июня 2007 г. ИД «Бурда» издает журнал «Madame FIGARO», а в январе 2008 г. в сотрудничестве с «Джи Фаббри Эдишинс» и «Де Агостини» вывел на рынок еще 8 новых партворков («Шахматы. Гарри Поттер», «Приключения Шрека» и др.). «Издательские дома «Independent Media Sanoma Magazines» и «Hachette Filipacchi Slikulev» в 2007 г. запустили по 4 журнала каждый, «Creative Media», «C-Media», «Комикс Лтд.» и «Проф-Медиа» - по 2. ИД «Edipresse Konliga» вывел на рынок международный бренд «Viva!», а ИД «КоммерсантЪ» lifestyle-издание «Citizen К» - русскую версию одноименного французского журнала класса люкс о моде и стиле жизни с крупными дизайнерскими фотографиями. Первоначальные инвестиции в этот проект превысили 61 млн рублей. Годовой бюджет достигает 37 млн рублей. По расчетам экспертов, выход «Citizen К» в России должен окупиться через три года (12 номеров).
Журнал «National Geographic»: специфика бренда
Появление в 2003 году на российском рынкз журналов-травелогов такого известного бренда как журнал «National Geographic» было встречено специалистами настороженно, хотя сам факт этого появления был ожидаемым с конца 1990-х годов, когда на отечественном медиа-пространстве появился журнал «GEO».
В интервью «RBC daily» один из дистрибьюторов высказал следующие опасения в связи с выходом в свет первого номера:
«Первый номер журнала принес некоторое разочарование. Мы десять лет -ждали этот журнал и надеялись, что он предложит что-то новое и интересное, то, чего мы еще не видели. Но на самом деле все оказалось далеко не так. Темы журнала и их подача оказались довольно скучными. «National Geographic» считает своим главным козырем фотографии, но и они в первом номере не порадовали. Все эго нам уже показал Сенксвич. Вряд ли это издание сможет осуществить переворот на рынке «географических» журналов. Скорее всего, он станет еще одним изданием, которое будет просто осваивать рекламные бюджеты. Русский «National Geographic», по моему мнению, ориентирован именно на рекламодателя, которому важно, чтобы журнал был красивым, напечатанным на дорогой бумаге, и стоял в киосках» (185).
Косвенным подтверждением сложности прихода «National Geographic» на российский рынок стал и тот факт, что Издательский дом «Gruner + Jalir», издающий в России «GEO», отказался выпускать «National Geographic», хотя, в той же Польше ему принадлежат обе лицензии. Однако в Польше запуск «National Geographic» не оправдал ожидания - некоторое время данный журнал лидировал в рейтинге, но потом уступил это место «GEO».
Однако в пользу журнала «National Geographic» говорил сам бренд периодического издания, насчитывающего более чем столетнюю историю. Ведь журнал «National Geographic» - один из самых успешных проектов Национального географического общества США, который в настоящее время входит в число мировых лидеров журналов-травелогов.
История его создания связана с организацией Национального географического общества. В январе 1888 г. в столице США было организовано Национальное географическое общество, в которое вошли географы, картографы, натуралисты, метеорологи, а также изобретатели и исследователи, учителя, адвокаты, офицеры и финансисты, все те, кого объединяла любовь к путешествиям и живое любопытство к окружающему миру.
Это были «первые исследователи Большого Каньона и Йеллоусгона, те, кто донес американский флаг до самого крайнего севера, кто измерил высоту наших знаменитых гор, проследил изгибы наших побережий и рек, определил распространение флоры и фауны, просветил нас в обычаях аборигенов и обозначил направления бурь и наводнений» (114, с.164)
Целью этого некоммерческого объединения было «способствовать распространению географических знаний», а условия членства в обществе были «настолько широкими и либеральными... насколько это совместимо с его собственным благосостоянием и достоинством науки, которое оно собой представляет» (114, с. 164).
Главный принцип - распространение географических знаний - лег в основу политики Национального географического общества в течении последующих ста лет. В октябре того же года Гардинер Грин Хаббард, адвокат и филантроп, стоявший у истоков основания Национального географического общества, принял решение издавать печатный орган этого общества.
Гак появился «National Geographic», первый номер которого был выпущен тиражом всего 200 экземпляров. Журнал «National Geographic» первоначально представлял собой научное издание, призванное обслуживать лишь интересы членов общества, и поэтому считался чрезмерно наукообразным. В 1898 г., после смерти Хаббарда, президентом Общества стал его зять, изобретатель телефона, Александр Белл.
Белл изменил издательскую политику журнала «National Geographic», пригласив в качестве редактора двадцатитрехлетнего школьного учителя Гилберта Гросвенора, который смог превратить специализированное издание в настоящий журнал путешествий, купить который мог купить не только член Национального географического общества, но и любой человек, сочувствующий делу общества. Отныне «дворник, сантехник и самый одинокий смотритель маяка смогли разделить с королями и учеными удовольствие отправить экспедицию в Перу или исследователя к Южному полюсу», a «National Geographic» из собрания холодных географических фактов превратился в живую правду о мире, оставив глубокий след в американской журналистике.
Кардинальные перемены начались в январе 1905 года, когда вышел номер «National Geographic», полностью заполненный фотографиями загадочного тибетского города Лхаса. Чисто фотографическая подача материала явилась не просто сенсацией, но и формированием нового стиля журнала, ставшего лидером в фотожурналистике. Первые цветные аэрофотоснимки были напечатаны год спустя. К началу Второй мировой войны Национальное географическое общество имело столь большую коллекцию фотографий, карт и иных картографических данных, что смогло оказать неоценимую помощь армии США.
Кроме этого. Национальное географическое общество финансировало множество экспедиций и исследовательских проектов, которые широко освещались на страницах журнала. Так, материалы об экспедиции Хирама Бингэма «В стране чудес Перу», включавшие в себя карты, рисунки и фотографии, составили весь апрельский номер журнала за 1913 год.
С журналом сотрудничали такие знаменитые путешественники, как Роальд Амундсен и Роберт Пири, считавшие его одним из самых авторитетных в мире популярных изданий, рассказывающих о природе и традиционных культурах планеты.
Первые цветные фотоснимки стали печататься на обложке журнала в 1959 г., но первое полноцветное издание появилось только три года спустя. «National Geographic» был первым журналом, опубликовавшим ночные снимки животных. Здесь же впервые появились подводные фотографии, а в 1959 году «National Geographic» ввёл регулярное использование цветных фотографий на обложке.
«National Geographic» считается журналом научных открытий, среди его авторов - самые яркие фигуры в истории географических исследований. В 1952 г. в нем была опубликована статья легендарного подводного исследователя Жака-Ива Кусто. Космонавт Джон Гленн взял с собой флаг Национального географического общества во время первого американского орбитального космического полета.
«Бортовые» журналы (инфлайты) в контексте развития системы журналов-травелогов
Журналистика, связанная с жанровыми особенностями, характерными для «журналов-травелогов» или «журналов-путешествий», оказывает значительное влияние на тематическую составляющую других периодических изданий и, в частности, на такой тип периодики, каковым является сравнительно недавно появившийся в России так называемый «бортовой» журнал.
Классическая схема для бортовых журналов, то есть журналов, принадлежащих той или иной авиакомпании и отражающих ее бизнес-интересы (связанные со стратегическими направлениями раззития и задачами привлечения новых клиентов), была разработана авиакомпанией Pan American, и от нее российские издатели «инфлайтов» ушли недалеко. Темы бортовых журналов похожи - путешествия, развлекательные истории, hiech л так далее.
Большинство бортовых журналов издается по договору с издательствами: у авиакомпании больше гарантий, что ее продукт выйдет качественным, а издательство получает часть доходов от рекламы, размешенной в журнале. Бортовой журнал, как правило, является не только показателем престижности самой компании, источником информирования пассажиров, но и дополни тельной рекламой различного рода услуг, в разряд которых могут входить и услуги туристических агентств, которые стремятся вводить в свои рекламные модули формат журнала-травелога.
Обычно, данный формат, наряду с иным развлекательным контентом, пользуется повышенным спросом среди «бортовых» читателей (авиапассажиров). Бортовые журналы содержат сведения о самой авиакомпании, включающие новости ее деятельности, карты регулярных маршрутов, адреса представительств, развлекательные и рекламные материалы, подробности о достопримечательности и истории мест, куда летают ее самолеты, что, по сути, совпадет с тематической направленностью «журналов-травслогов».
Уровень качественности бортовых журналов, конечно же, различается, как различен и потенциал различных авиакомпаний, но в целом большинство из них ориентирован па «умеренный глянец», что не может не сказываться на специфику подачи собственно журналистских материалов.
Несмотря на значительное воздействие формата «журналов-травелогов», бортовые журналы относятся к специализированным периодическим изданиям, что зафиксировано в отраслевом конкурсе «Новые крылья», который проводится в России с 2003 года. В прошлом 2008 г. конкурс прошел в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие журнал «Авиатерминал» аэропорта «Кольцово», «Экспресс-мэг.эзин» компании «Скай-экспресс», журнал «S7» авиакомпании «Сибирь», «Владивосток-авиа», журнал «Vim Magazine» авиакомпании «Вим-Лвиа» и другие. По итогам конкурса лучшим региональным журналом было признано издание «Ural Airlines Magazine» (UAM) Авиакомпании «Уральские авиалинии». Кроме основной победы, журнал также получил диплом второй степени в номинациях «Лучшая обложка» и «Самое оригинальное издание».
«Бортовые» журналы - обязательный атрибут на воздушных судах всех ведущих авиакомпаний мира. Сегодня каждая авиакомпания выпускает собственный бортовой журнал, цель которого - реклама авиакомпании. Инфлайты вкладываются в карман впереди стоящего кресла, их бесплатно можно получить в любом представительстве авиакомпании. Бортовые журналы содержат сведения об авиакомпании, карты регулярных маршрутов и адреса представительств.
Особую место в инфлайтах занимают статьи о достопримечательностях тех мест, куда летают самолеты, а также развлекательные и многочисленные рекламные материалы. Периодичность издания «бортовых» журналов - 6 или 12 номеров в год. Приведем перечень кнфлайтов, издаваемых в России.
Сегодня сложно представить себе авиапутешествие без чтения на борту специализированного издания. Рассмотрим контент иифлайта "Уютное небо". Он является разновидностью бортового журнала со своим логотипом, фирменным стилем, оригинал-макетом. В журнале размещены эксклюзивные журналистские и фотоматериалы, редакция проводит конкурсы и акции для читателей, создан свой отдел рекламы. Инфлайт "Уютное небо" неоднократно становился победителем конкурса бортовых изданий России "Новые крылья". Председатель оргкомитета Антон Титов считает, что "вопреки распространенному мнению большее количество баллов получили не столичные, а региональные журналы" (185).
Бортовой журнал (инфлайт) - это один из прямых и увлекательных способов общения с пассажирами, это своего рода имиджевый и маркетинговый инструмент для авиакомпании. Однако Т.Борейко считает, что «похожим друг на друга как капли воды инфлайтам не нужно бороться за читателей - за них это делают билетные кассы и турагентства. Все свои силы они бросают на привлечение рекламодателей» (185).
Инфлайты, бортовые журналы, не уступают по красочности оформления и контенту обычному глянцевому журналу, и распространяются на бортах самолетов бесплатно. Этот «бесплатный сыр», как считают в авиакомпаниях, должен «затащить» пассажиров в их «мышеловку». Именно на рост верности клиентов рассчитывают перевозчики, распространяя бортовые журналы. Вот только не известно, насколько «воздушный)» глянец притягивает пассажиров к конкретным авиаторам. Статистики по бортжурналам почти нет.
Бортовой журнал «Мир Аэрофлота» издается крупнейшим российским авиаперевозчиком. По данным исследовательской компании TNS Gallup Media, аудитория одного номера «Мира Аэрофлота» составляет 30 тыс. человек, или 0,3% от москвичей в возрасте от 16 лет и старше. Аудитория за полгода (количество человек, читавших или просматривавших издание хотя бы раз за 6 месяцев) составляет 106 тыс. человек, или і ,2% от москвичей того же возраста (185).
Бортовой журнал «Город Аэропорт» является официальным изданием аэропорта «Шереметьево» - лидера воздушного транспорта Россия. Девиз журнала таков: «Размешал рекламу своей компании в нашем журнале. Вы становитесь в один ряд с лидерами». Благодаря высокому качеству полиграфии и современному дизайну журнал воспринимается как художественное издание. Это означает широкий диапазон возможностей для рекламодателей: гибкость в выражении рекламной идеи, множество способов использования рекламного пространства, наличие цвета или черно-белое исполнение, высокое качество репродукций и фотографий, печать рекламы на специальной бумаге. Уже семь лет издание успешно выполняет поставленную задачу - помогает пассажирам скоротать время ожидания и полета, благодаря интересным и познавательным статьям на самые разные темы. Любая из них может рассказать о продукции, которую выпускает Ваше предприятие, или услуге, которая стала «коньком» вашей фирмы.