Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реалити-шоу в контексте современного телевидения Уразова Светлана Леонидовна

Реалити-шоу в контексте современного телевидения
<
Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения Реалити-шоу в контексте современного телевидения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Уразова Светлана Леонидовна. Реалити-шоу в контексте современного телевидения : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Уразова Светлана Леонидовна; [Место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания].- Москва, 2008.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Культурная глобализация как фактор появления нового телевизионного жанра

1.1. Истоки зарождения «реального телевидения», причинно-следственные связи появления телевизионной программы нового типа 22

1.2. Конструкция построения и жанровые особенности реалити-шоу 39

1.3. Образно-знаковые коды и речевые характеристики мультижанровых программ 64

1.4. Экономические преимущества и трансформация жанра реалити-шоу в ликвидный формат 97

Глава II. Реалити-шоу в контексте современного телевидения

2.1. Формирование аудитории в программах реалити-шоу и технологии ее привлечения 120

2.2. Воздействие кода реалити-шоу на телевидение нового времени 154

2.3. Экранный образ - основа инновационной журналистики 178

Заключение

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. На исходе первого десятилетия XXI века процессы радикальных изменений в медийной сфере становятся явными, масштабными, необратимыми. Эти ни с чем несравнимые преобразования происходят под влиянием информационной революции, призванной сформировать новую парадигму общества, основанного на знаниях и глобальной экономике. Вызваны они внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), формирующих новую, неизвестную доселе информационно-коммуникационную среду, где в единой системе функционируют «массовые контент- и сервис-услуги», предназначенные для человека. Теоретики утверждают: рождается новый тип человека — homo informaticus. Особенность же информационной революции, безудержно набирающей темп и пронизывающей все основы человеческой деятельности по горизонтали и вертикали, в том, что она носит глобальный характер, воздействует на устои мировой цивилизации в целом, подвергая пересмотру накопленный на протяжении веков значительный теоретический и практический опыт.

Идущая реструктуризация глубоко затронула и все направления медиа: глубинным преобразованиям подвергается не только технологическая платформа СМИ, в первую очередь телевидения, но и экономическая, профессиональная, пространственная (распространение) и культурная сферы. Известно, что по совокупности этих основополагающих пяти векторов, согласно утверждению британского социолога Ф.Уэбстера, оценивается степень вхождения современной цивилизации в информационное общество} Автор настоящего исследования придает особое значение методологическому принципу, предложенному британским теоретиком, считая его универсальным, приемлемым для анализа состояния не только медиарынка, но и отдельных медиаструктур, например, телеканалов, он применим также и при рассмотрении телевизионных программ, определении их творческого потенциала и качества содержания, в частности, телепрограмм реалити-шоу, которым посвящена эта научная работа.

Проблема, предлагаемая к рассмотрению, — фактор появления на телевизионном рынке многих стран принципиально нового по своей концепции построения, жанровым характеристикам и содержанию телепродукта РЕАЛИТИ-ШОУ и его позиционирование в контексте современного телевидения — напрямую соотносится с проблематикой развития информационного общества в России.

В начале 2008 года была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», где в одном из положений речь идет о сохранении культуры многонационального народа РФ, укреплении нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитии системы культурного и гуманитарного просвещения. Термин «информационное общество» был введен К.Коямой в 1969 году. Большую роль в развитии концепции информационного общества сыграли Д.Белл, О.Тоффлер, М.Маклюен, Ж.Бодрийяр, З.Бжезинский, Е.Масуда, Д.Нэсбитт, другие. Они рассматривали информационное общество как третий этап общественного развития (после аграрного и индустриального), который характеризуется информатизацией всех сфер человеческой деятельности, при этом информация становится основным товаром, а интеллектуальный труд — главным видом деятельности.2

В этой связи возрастает актуальность производства информационного продукта, наполненного качественным содержанием, новыми значимыми смыслами, которые, транслируясь в общественную среду, стимулируют динамику социально-экономических процессов. Однако на этой парадигме возникает и существенная проблема, кратко сформулированная западным философом Ж.Бодрийяром: «Информации становится все больше, а смысла все меньше» (Baudrillard, 1983а, с.95) . С данным выводом солидаризируется и один из теоретиков информационного общества Ф.Уэбстер, подчеркивающий: «Мы существуем в медианасыщенной среде, что означает: жизнь существенно символизируется, она проходит в процессах обмена и получения — или попытках обмена и отказа от получения - сообщений о нас самих и о других... Мы атакованы знаками со всех сторон, мы сами себя создаем из знаков, мы не имеем возможности скрыться от них - и все это в результате приводит к коллапсу смысла» . Известный теоретик журналистики, профессор Я.Н.Засурский также считает потребность наполнения информации функционально-значимыми и идейно-нравственными смыслами насущной проблемой, усматривая в этом закономерную связь с развитием общества: «Мы должны сознательно избрать путь построения общества знаний, в котором человек становится в центр системы, поскольку именно он является производителем и конечным потребителем информации, а простое увеличение информационных потоков совсем не обязательно приводит к появлению новых возможностей для его развития»5.

При анализе проблемы экранному образу, распространяемому телевидением, отводится первостепенное место, так как по степени воздействия на массовое сознание ему нет равных. Роль телевидения в информационном обществе, в развитии процессов культурной глобализации и социализации также является одной из приоритетных. Современные теоретики рассматривают телевидение не только как результат научно-технического прогресса, но и как наиболее эффективное средство массовой коммуникации, связывая его функционирование с ростом культурной глобализации, увеличением ее интенсивности. Многие ученые подчеркивают значимость технологических инноваций в общественном развитии, их способность воздействовать на духовно-психологическое состояние человека, и телевидение в этом плане - наиболее яркая характеристика, учитывая исключительную сложность данной технико-технологической платформы.

Как и в начале XX века, когда телевидение только зарождалось, так и при вступлении в третье тысячелетие, когда это средство массовой коммуникации входит в фазу зрелости, преобразования сопровождаются усиливающейся социально-экономической динамикой, проявляющейся в формировании новых инфраструктур, институциализации, стратификации, видах взаимодействия . По этим основным характеристикам оценивается переход общества на новую, более высокую ступень цивилизационного развития. Телевизионная «картинка», и прежде и теперь, способствует ускорению этих процессов, а телевидение, вступая в цифровую среду, не только стремится превратиться в глобальную инфраструктуру, но и в определенной мере олицетворяет эволюционный процесс.

Очевидно, что в цифровую эпоху экранный образ — наиболее востребованный способ взаимодействия масс, наций, государств, отражающий процессы культурной глобализации, где проявляются о навязывание, соревнование, диффузия. Вывод подтверждается и авторами книги «Глобальные трансформации», где прямо указывается на превалирующую роль СМИ, прежде всего телевидения, в культурной глобализации: «новые телекоммуникации и появление международных корпораций, распоряжающихся средствами массовой информации, наряду с другими факторами породили глобальные культурные потоки, чей размах, интенсивность, разнообразие и быстрое распространение превзошли все, происходившее ранее»9. При этом делается вывод: брошен вызов центральному положению национальных культур, национальных идентичностей и их институтов, который исходит «от продукции массовых культур и от диффузного и двусмысленного культурного поля потребительства и материализма»1 .

В этой связи автору исследования представляется важным вопрос о качестве и приоритетах содержания, идейно-смысловых концептов аудиовизуальных образов, распространяемых современным телевидением, и то, в какой степени эти образы соотносятся с вызовами времени. Данная проблема предстает как актуальная, требующая научного рассмотрения. Не меньшей актуальностью обладает и такая проблема, как возникновение в телевизионной среде исключительно нового по своей природе жанра реалити-шоу, который появился в преддверии миллениума и быстро интегрировался практически во все национальные телевизионные индустрии, включая и Россию. Данный тип телевизионного продукта, где действующими лицами выступают простые, далекие от телевизионного творчества граждане, продолжает «шествие» по планете, прочно обосновался и в виртуальном интернет-пространстве. Его резонанс, как в профессиональной нише, так и в общественной среде многих стран, оказался настолько широким, что позволяет рассматривать данный жанр как некий феномен телевизионного творчества. Уникальность данного явления значительно возрастает, если следовать выводу российских теоретиков о том, что «системы жанров — и это относится именно к журналистике - могут служить своеобразным индикатором эпохи»11. Этот критерий подчеркивает степень актуальности научной проблемы, поставленной настоящим исследованием.

Соотносится данная проблема и с понятием информационное пространство, где в настоящее время «живут» и «размножаются» образы реалити-шоу. Информационное пространство — синтез некой массы информационных сообщений/продуктов, каждое из которых, имея свои индивидуальные характеристики и признаки, воздействует на общий контекст содержания. Таким образом, налицо явление, когда множество самостоятельных информационных единиц-продуктов, куда включены и образы реалити-шоу, обладая идентификационными признаками, образуют единое целое, имеющее индивидуализированные количественно-качественные показатели — свой объем, содержательную (смысл) и аксиологическую (ценность) 12 основы, вектор информационной направленности, целеполагание, свою категориальную сущность. При этом смысловая содержательность информационного пространства (оно может иметь признаки глобального, национального, регионально-локального [глокального] характера) исключительно велика для общественного развития, столь же существенна для функционирования СМИ!

Поставленная диссертантом научная проблема связана и с процессами конвергенции, преобразующими медиарынок, где основным фактором становится слияние «различных форм и жанров медиаконтента»13, основанных на схожести тематики информационного продукта. При размножении идейно-смысловых категории определенного продукта (пример — образы реалити-шоу) в информационном пространстве заявленная тема начинает доминировать. Это также один из актуальных аспектов для проведения анализа поставленной проблемы с целью определения значимости функционирования смыслов и образов, внедряемых в общественную среду телепрограммами реалити-шоу. Другим, не менее важным фактором является внедрение ныне глобальной модели цифровой многофункциональной интерактивной ТВ-системы, которая способствует оперативному продвижению образов реалити-шоу в глобальное информационное пространство; Все эти тенденции и обусловили выбор темы диссертационного исследования. Цель и задачи; исследования. Учитывая актуальность заявленной проблематики, автор считает необходимым рассмотреть и научно обосновать природу реалити-шоу, ставшего явлением в телевизионной журналистике, проанализировать причины поистине глобального распространения этого жанра, а также степень его воздействия на современное телевидение и общественную среду. В этой связи представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:

• проанализировать факторы и предпосылки возникновения телепрограмм реалити-шоу с целью выявления объективной закономерности;

• обосновать причины стремительного распространения программ реалити-шоу как в профессиональной, так и общественной среде, выявить фактор признания этого жанра общественностью многих стран;

• рассмотреть на основе пяти векторов (технологический, экономический, профессиональный, пространственный, культурный) типологию и природу данного телепродукта: концепцию построения программы, ее жанровые особенности, образно-знаковые коды, речевые характеристики и т.д.;

• проанализировать степень воздействия жанровых и стилистических особенностей реалити-шоу на современное телевидение, проследить причинно-следственную связь этого воздействия;

• выявить прямую и обратную зависимость социокультурной среды от смысловых и аксиологических (ценностных) категорий как реалити-шоу, так и других телепрограмм развлекательного жанра;

• проанализировать характер ценностно-культурной направленности реалити-шоу, других развлекательных телепрограмм с целью выявления такого понятия, как «культурный код» телевидения, проследить его взаимосвязь с потребителем телевизионного продукта;

• выявить степень воздействия телепрограммы реалити-шоу как самостоятельной информационной единицы/продукта на аксиологические нормы информационного пространства;

• разработать конструктивные предложения с целью выявления стратегических ориентиров развития программ этого жанра, чья миссия, цель и задача будут иметь функциональное значение для общества знаний.

Автор осознает трудность анализа медиапродукта, коим являются телепрограммы реалити-шоу, а потому не претендует на всестороннее рассмотрение поставленной проблемы. В первую очередь это связано с тем, что автор, хотя и анализирует ряд телепрограмм, но подробно рассматривает только одну из них - реалити-шоу, чья природа уникальна и не схожа с другими жанрами. Сложность научного анализа медиа отмечается многими теоретиками. В частности, В.В.Савчук подчеркивает: «Одна из первых сложностей анализа медиа в том, что они являются не только предметом рассмотрения, сколько сами являют мир в его данности, помимо которой пусть нечто и мерцает своей вероятностью жизни, но средств помимо медий имплицировать его нет. Медиа инсталлированы в нашу способность понимать мир в его данности. Мы видим не медиа, но медиями»14.

Тем не менее диссертант полагает, что заявленная к научному рассмотрению проблема вполне своевременна. В цифровое время телевидению требуется большее количество контента, отличающегося не только разнообразием и оригинальностью, но и обладающего смысловыми и аксиологическими категориями. Выявить на примере реалити-шоу имеющиеся в практике современного телевидения противоречия представляется диссертанту важным вкладом в теорию телевидения. В этой связи анализ идейно-ценностной содержательности программ реалити-шоу, представших как новейшее телевизионное направление, представляется исключительно значимым, поскольку речь идет о смысловых категориях, внедряемых в общественный оборот, основной целью которых является формирование в цифровую эпоху качественных и необратимых изменений в обществе.

Тенденция к визуализации СМИ (80% распространяемой информации человек воспринимает с помощью зрения), обозначившаяся на медиарынке, экстраполируется на информационный продукт в целом и предъявляет особые требования к телевизионному контенту, который, независимо от среды обитания, призван сыграть приоритетную роль в эволюционных процессах социума. Это позволяет перейти от целого к частному, а именно к программам реалити-шоу, представшим в профессиональной и общественной среде как заметное явление. Обосновывая особенности этого нового телевизионного продукта, рассматривая его сущностные характеристики, автор, идя от частного к целому, намеревается выявить суть этого явления. Несмотря на эволюцию, которой подвержены все телевизионные программы, в том числе и реалити-шоу, суть остается неизменной. Данный подход приводит исследование к цели, формулируемой как определение сути явления, коим является жанр реалити-шоу, выявление степени его воздействия на современное телевидение. Это позволит прояснить и другой важный вопрос: готово ли телевидение, концептуально и стратегически, к восприятию новой общественно-экономической формации, основанной на идеях инновационного развития общества?

Степень разработанности научной проблемы. Следует прежде всего отметить: в теории телевидения жанр реалити-шоу рассматривается и научно обосновывается впервые. В научной литературе имеется ряд публикаций российских и зарубежных авторов, посвященных этой теме, но в них анализируются лишь некоторые социокультурные аспекты этих программ, тогда как для теории телевидения данный тип творчества представляет немалый практический интерес. В этой связи диссертант подходит к рассмотрению реалити-шоу как значимому явлению в профессиональной и общественной среде, но и пытается проникнуть в суть природы аудиовизуального образа программы, анализируя также процесс создания дополнительных образно-знаковых кодов. На основе общих положений (от идеи до производства) моделируется аудиовизуальный образ программы. В работе подробно анализируются типология отношений телезрителей к программе и причинно-следственные связи, формирующиеся между программой и аудиторией. Исследование содержит ряд положений, имеющих практическую значимость как для теории телевидения, так и производителей реалити-шоу. А именно:

• исследуются предпосылки возникновения жанра нового типа с учетом развития инфраструктуры телевидения в цифровую эпоху, включая мировую телевизионную индустрию, ее поступательное развитие;

• рассматриваются причины появления нового жанра с точки зрения социально-экономической динамики, процессов культурной глобализации, идущих в мире;

• анализируются концептуальные характеристики и жанровые особенности реалити-шоу, их отличия от признанных телевизионных жанров, формулируется статус данной программы в теории жанров как системе, рассматриваются речевые характеристики действующих на экране персонажей, являющихся одним из элементов аудиовизуального образа программы;

• исследуется процесс формирования образов-кодов реалити-шоу, ведется поиск знакового кода программы, вокруг которого формируются дополнительные символы-знаки, рассматривается также степень воздействия знакового кода реалити-шоу на другие телевизионные программы развлекательного жанра, степень его проникновения;

• выявляется причинно-следственная связь между профессиональным и общественным признанием данного типа программ, анализируются степень интеграции реалити-шоу в телевизионную и общественную среду, процессы мгновенного распространения подобных программ;

• исследуется экономика производства реалити-шоу, способность программ данного типа воздействовать на сокращение финансовых издержек телеканала с целью увеличения его капитализации;

• выявляются и обосновываются причины наметившегося отторжения аудиторией программ реалити-шоу.

Исследование подкрепляется иллюстративным материалом: в тексте приводятся 5 таблиц и 9 рисунков, ряд таблиц вынесено в Приложение. Использование графических материалов позволяет более четко представить проблему, сформулировать основополагающие выводы.

Объект исследования. В качестве объекта исследования в данной работе предстает современное телевидение с его идейно-концептуальной сущностью и характерными признаками, на чье содержание (смысл), аксиологию (ценность) и культурный код оказывают немалое воздействие программы реалити-шоу. Одновременно рассматривается степень этого воздействия на принципы функционирования современного телевидения как системы масс-медиа.

Данному процессу сопутствует ряд противоречий, закономерно возникающих в профессиональной и общественной среде, которые позволяют оценить степень готовности или неготовности современного телевидения к выполнению своей основной миссии, связанной с восприятием поступательных процессов развития информационного общества.

Предмет исследования. В качестве предмета исследования в работе выступают телепрограммы реалити-шоу, их идейно-тематические, жанровые и стилистические особенности, предстающие как срез определенных слоев общества, его культурной парадигмы и a priori предназначенные для развития межкультурной коммуникации, снятия барьеров в общении между людьми, усиления культурной глобализации. По мнению автора, появление нового телевизионного жанра «реальное телевидение» с учетом его ведущих характеристик было предопределено не только научно-техническим прогрессом, но и набирающей темп социокультурной динамикой. Кроме того, программы реалити-шоу характеризуют определенный период истории развития телевидения — этап зрелости, связанный с социально-экономическими преобразованиями, вступлением в информационное общество.

Методологическая основа исследования. При определении методологического принципа исследования следует опереться на определение теоретика телевидения профессора В.В.Егорова:«Теория телевидения есть система научного знания, включающая в себя совокупность накопленного фактического материала, разработанных выводов и методов исследования, теоретических обобщений, касающихся функционирования телевидения в системе информации, закономерностей его влияния на эту систему, на весь процесс воспитания, на различные сферы социальной жизни» 5. Выделяется при этом три уровня исследований, способных обеспечить анализ поставленной проблемы в области телевидения, - экспериментально-эмпирический, теоретический и мировоззренческо-методологический1 .

Учитывая, что поставленная проблема требует системного и комплексного анализа, автор прибегает к методологии, основанной на комплексно-междисциплинарном подходе, объединяющем как методы гуманитарных наук -журналистики, коммуникации, социологии, психологии, политологии, так и методы технических наук, прибегая при анализе к работам крупных ученых в области международной стандартизации цифрового телевизионного вещания, развития многофункциональных ТВ-систем. При этом как основной методологический принцип автор использует модульную градацию пяти основных векторов {технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный), на основе которых дается оценка программ реалити-шоу, состояния современного телевидения, делаются выводы. Разбирая программы «реального телевидения», автор прибегает и к историческому методу, основываясь на хронологической последовательности представления фактов, что позволяет выявить их родовую сущность и причинность массового размножения. Выбор такого подхода обусловлен, в частности, замечанием профессора Р.Б.Борецкого, который отмечает, что «без истоков, без прошлого трудно понять настоящее, а еще труднее верно увидеть будущее» . При рассмотрении ряда разделов используются также методы контент-анализа, системного анализа.

Необходимость использования методологии комплексно междисциплинарого подхода продиктована феноменом телепрограмм «реальное телевидение» (появившись в 1999 году, они мгновенно распространились по миру, стали показываться сначала в 36 странах, затем в 70LTH), а также сложными процессами преобразования; телевидения в глобальную информационную систему, чей экранный образ начинает доминировать в разных средах, воздействуя на массы. Таким образом, по мере «взросления» телевидение, как никакое другое ЄМИ превращается в сложнейшую синтезированную систему, чья деятельность сопряжена с социокультурным развитием. Поэтому без обращения к теоретическим обоснованиям других гуманитарных наук невозможно научно обосновать подход к проблеме, поставленной в данной работе.

При анализе автор опирается на труды известных философов, среди которых: Д.Белл, Ж.Бодрийяр, Э.Гуссерль, Д.Ж.Мур, И.Кант, В.В:Савчук, Д.Рашкофф; Х.Ортега-и-Гасет, О.Тоффлер, А.Н. Уайтхед, Ф;Уэбстер, П. Тейяр де Шарден, Ф.Шлегель, М.Хайдеггер и др:; по проблемам глобализации -Д.Хелд, Д.Гольдблатт,. ЭМакгрю, Дж. Перратон, П.Єороюш., Г.С.Померанц, А.Д.Королев, О.Н.Астафьева и др.; обращается к работам социологов — Н.Луман, Л.Стойков, Б.Дондурей, ВіЗверева и др.; экономистов - А.Маслоу, Р.Йенсен, Н.Грегори Мэнкью, О.Є.Виханский; в теории журналистики -ЯіНіЗасурский, Е.Л.Вартанова, В.М.Березин, Р.Б. Борецкий, В.В. Егоров, И.М.Дзялошинский, С.Н.Йльченко, Г.В.Кузнецов, Л.В.Матвеева, С.А.Муратов, О.Р.Самарцев, В.Л.Цвик, В.С.Хелемендик, А.Я.Юровский, и др.; в области ТВ технологий - М.И.Кривошеев, Г.З.Юшкявичюс, В.Г.Маковеев, Л.С.Лейтес и др. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:

• подробно анализируются жанровые особенности программы реалити- шоу, выявляются ее основополагающие признаки и на основе этого делается вывод о местоположении данного типа программ в устоявшейся системе телевизионных жанров;

• ставится и научно обосновывается проблематика причинно-следственной связи между появлением нового телевизионного жанра и развитием социокультурной среды, находящихся в тесном взаимодействии, анализируются предпосылки возникновения принципиально нового типа телепрограмм «реальное телевидение»;

• рассматривается на примере реалити-шоу зависимость модели телепрограммы от совокупности пяти основных векторов — технологического, экономического, профессионального, пространственного (распространение) и культурного;

• обосновываются принципы моделирования аудиовизуального образа программ реалити-шоу, выявляется знаковый код этого телевизионного продукта, на основе которого формируются дополнительные образно-знаковые коды программы, а также рассматривается причинно-следственная связь между основными компонентами аудиовизуального образа реалити-шоу, обнаруживается их взаимозависимость;

• ставится проблема выявления культурного кода программ реалити-шоу, уточняются подходы к культурной составляющей этого телевизионного продукта и телевидения в целом, формулируются критерии определения термина «культурный код»;

• рассматривается и обосновывается начало возникновения процессов конвергенции, ныне активизировавшихся на медиарынке, выявляется их воздействие на современное телевидение, рассматриваются такие его свойства, как интерактивность и вездесущность;

• анализируется на примере программ реалити-шоу зависимость телеканалов от экономической составляющей, формулируются критерии профессиональных знаний и навыков, которыми должен обладать современный медиаменеджер, дается ведущая характеристика понятия «профессионализм»;

• определяются основные признаки понятия «информационное пространство», прослеживается его взаимосвязь с информационным продуктом, внедряемым в общественную среду, и моделируется «молекула» информационного пространства;

• выявляется на примере реалити-шоу прямая и обратная связь между развлекательной программной политикой телевидения и социокультурной динамикой, обосновывается скрытый конфликт, существующий между современным телевидением как социальным институтом и обществом;

• рассматривается тенденция стратегического развития современного телевидения в глобальном информационном пространстве с целью выявления его роли в становлении информационного общества.

Научно-практическая значимость результатов данного исследования представляется высокой. Телевизионная отрасль только входит в цифровую среду и постановка, а тем более научное обоснование проблем, связанных с ее программной политикой, наполнением телевизионного продукта смысловыми и аксиологическими категориями, связаны с выбором стратегии развития телевидения, его предназначением и миссией. Автору представляется, что углубленный разбор программ реалити-шоу скорректирует вектор направленности этого явления в телевизионном мире, позволит современным творцам подойти к созданию программ этого типа с позиции их социальной значимости. Кроме того, постановка ряда проблем, заявленных в настоящем исследовании, сможет содействовать формированию новых подходов при подготовке журналистских кадров, призванных работать в информационном обществе. Основные положения, выводы и прогнозы, представленные в исследовании, заслуживают внимания прежде всего потому, что обращены к мировоззренческим устоям профессионального сообщества, стиранию стереотипов, существующих ныне в телевизионной практике. Апробация работы. Основные концептуальные положения, представленные в исследовании, нашли отражение во многих публикациях автора, напечатанных как в ведущих отраслевых журналах, так и в научных сборниках факультета журналистики МГУ, в том числе в журнале из перечня ВАК (см. Уразова С.Л. Reality TV в России. Первый опыт телеклонирования // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. № 3, с. 63-87). По проблеме данного исследования, учитывая его различные аспекты, диссертантом опубликован ряд работ, касающихся творческих, управленческих, экономических и технологических тенденций развития телевидения — в целом, это более 40 публикаций общим объемом не менее 20 печатных листов.

Начиная с 1996 года, автор постоянно участвует в научно-практических семинарах, конференциях, форумах, посвященных развитию электронных СМИ, постоянно освещая эти мероприятия и доводя до сведения профессионального сообщества основные тенденции преобразований в области индустрии вещания. В течение ряда лет (1998-2004 гг.) автор публикует из месяца в месяц статьи о гуманитарных, технологических и экономических аспектах телевидения нового времени в одном из отраслевых журналов -«Техника кино и телевидения», включенного на тот период в список изданий ВАК. С конца 2004-го и до середины 2007 года автор данной научной работы выступил не только в роли исследователя, но и в качестве главного редактора, 1 й сформировав концепцию нового отраслевого журнала «ТелеЦЕНТР» , где реализовалась попытка соединить на единой площадке технологическую, экономическую и творческую проблематику электронных СМИ. Концепция была ориентирована на освещение актуальной и значимой для профессионалов проблематики в области телевидения, радио и цифрового кино, сделана ставка на выявление и освещение наиболее сложных проблем, связанных с реформированием индустрии вещания, что позволило привлечь заслуженный и компетентный авторский коллектив. Одной из последних значимых работ автора стало редактирование монографии профессора М.И.Кривошеева «Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания», впервые проливающей свет на деятельность 11-й Исследовательской комиссии Международного союза электросвязи. Монография крупного российского ученого в области ТВ-вещания признана международным сообществом уникальным изданием.

Учитывая, что за весь период (1996-2008гг.) освещения проблематики в области индустрии электронных СМИ у автора накопился огромный объем публикаций, в перечне приводятся работы, имеющие непосредственное отношение к текущему состоянию современного телевидения и ведущей теме настоящего исследования.

Список публикаций автора исследования «Реалити-шоу в контексте современного телевидения»:

1. Уразова С. Л.Телевидение и культурный код//625. 2008. № 06 (140). С.48-55. 0.7 п.л.

2. Уразова С.Л. Профессиональные кадры: здесь и сейчас! //625, 2008, № 06 (140).С. 56-61. 0,5 п.л.

3. Уразова С.Л. Приметы обновления, или каким должен быть контент телеканала//625,2008,№ 04(138). С.54-60.0,5 п.л.

4. Уразова С.Л. Научный диспут о современном ТВ//625, 2008, № 03(137).С.52-53.0,2 п.л.

5. Уразова С.Л. Контакт есть? Будь на связи!// ТелеЦЕНТР, 2007, № 2(22).

С.60-61. 0,3 п.л.

6. Уразова С. Л.Телевидение - самый эффективный способ развития нации// ТелеЦЕНТР, 2007, № 2(22).С. 36-38. 0,4 п.л.

7. Уразова С.Л. Quo Vadis, Russian HDTV/O визите в Москву Джозефа Флаерти, старшего вице-президента по технологиям компании CBS// ТелеЦЕНТР, 2007, № 1 (21).С.7-9. 0,3 п.л.

8. Уразова С. Л. Конвергенция и медиа, или тренинг с необычным маршрутом//ТелеЦЕНТР, 2007, № 1 (21).С.18-20. 0,3 п.л.

9. М.И.Кривошеев «Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания»/ научный редактор Уразова С.Л. — М., 2006. - 928с.: ил.

10. Уразова С.Л. Время «Ч»// ТелеЦЕНТР, 2006, № 3 (17).с.60-61. 0,3 п.л.

11. Уразова С.Л. (в соавторстве с В.Г.Лившицем) Доступ свободный, пакет «обязательный»/Круглый стол HAT при поддержке Роспечати/ЛГелеЦЕНТР, 2006, № 2(16). С.7,52. 0,2 п.л.

12. Уразова С.Л. За семью печатями. Архивные технологии.// ТелеЦЕНТР, 2006, № 1(15).С.6-9. 0,4 п.л.

13. Уразова С.Л. Когда ставки сделаны/ЛГелеЦЕНТР, 2005 №5(13). С.28-30. 0,4 п.л.

14. Уразова С.Л. Головоломка века//ТелеЦЕНТР, 2005 № 2(10).С.9-11. 0,4 п.л.

15. Уразова С.Л. Компетентный, молодой, амбициозный //ТелеЦЕНТР,2005, № 1(9).С.20-25. 0,5 п.л.

16. Уразова С.Л. Show-clon телевизионной реальности// Телерадиоэфир. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 99-120. 1 п.л.

17. Уразова С.Л. Reality TV в России. Первый опыт телеклонирования // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. № 3, с. 63-87.1 п.л,

18.Уразова С.Л. Таланты без поклонников, или игры для работодателей//

ТелеЦЕНТР, 2003, № 2. С.46-49. 0,4 п.л. 19. Уразова С.Л. Гудвин Великий и Ужасный //ТелеЦЕНТР, 2003, № 1.С.52 55.0,4 п.л. 20.Уразова С.Л. Телевидение и бизнес. 10 лет спустя// Техника кино и телевидения, 2002, №12. С.64-66. 0,3 п.л. 21.Уразова С.Л. Reality TV в России. Первый опыт телеклонирования//

Техника кино и телевидения, 2002, № 2. С.45-48. 0,8 п.л.

22. Уразова С.Л. Угол падения равен звездному отражению// Техника кино и телевидения, 2001, № 8.С.42-45. 0,6 п.л.

23.Уразова С.Л. Со временем наперегонки// Техника кино и телевидения, 2000, № 9. С.65-68. 0,7 п.л. 24.Уразова С.Л. Экономическая основа свободы СМИ// Техника кино и телевидения, 2000, № 3. С.7-10. 0,5 п.л. 25.Уразова С.Л. «Наше телевидение такое, какое есть, и другим быть не может»// Техника кино и телевидения, 2000, № 2. С.10-16. 1,1 п.л.

Всего по теме диссертации опубликовано более 40 работ общим объемом 20 печатных листов.

Истоки зарождения «реального телевидения», причинно-следственные связи появления телевизионной программы нового типа

На исходе XX века слово «реальный» получило новую смысловую окраску, которую ему придали бурно развивающиеся цифровые технологии, проникающие во все сферы человеческой деятельности и превращающие мир в «глобальную деревню» независимо от местонахождения индивидуума. Активно внедряемые в общественную среду компьютеры, интернет, мобильные телефоны «сжимают» время и пространство, позволяя людям, находящимся на разных континентах, общаться без затруднений. Неоспоримой в этом плане предстает и роль телевидения, которое является важной инфраструктурой культурного производства, обеспечивающего во многом уровень институциализации культурных потоков. Аудиовизуальный образ мало с чем может сравниться по степени выразительности и силе воздействия на массы, поэтому не случайно экранная культура в информационном обществе превалирует.

Приближение миллениума, накануне которого состоялось рождение телепрограммы принципиально нового типа, обозначенной как «реальное телевидение», сопровождалось ускорением социально-экономических процессов, нарастающей социокультурной динамикой, свидетельствующих об интенсивном росте культурной глобализации. Организации, люди, находящиеся на разных континентах, могли обмениваться с помощью новых технологий разного рода информацией, культурными идеями, представлениями о жизни. Такое соединение мест и людей, разделенных во времени и пространстве, ученые рассматривают как форму сжатия времени и пространства19. Наиболее ярко данный процесс характеризуют слова Пьера

Тейяра де Шардена, утверждавшего в 30-е годы XX века: «в перспективах ноогенеза время и пространство действительно очеловечиваются, или скорее сверхочеловечиваются»20.

В этой связи появление в 1999 году телепрограммы «Большой Брат» (Big Brother, Endemol) и нового понятия «реальное телевидение», запущенного в общественное употребление, стали не только олицетворением научно-технического прогресса, прежде всего в сфере ТВ-вещания, но и в определенной мере отражением социокультурных изменений, что предопределило признание массовой аудиторией данной телепрограммы. Следует отметить: данный тип телепрограмм не мог зародиться на прежних этапах развития телевидения, т.к. тогда не была сформирована соответствующая технико-технологическая платформа телевидения, а телевизионное творчество и телевизионные жанры только совершенствовались, кроме того, в обществе не сложились необходимые потребности и предпосылки. Таким образом, рождение программ «реальное телевидение» могло состояться лишь на этапе зрелости этого средства массовой коммуникации, когда на телевидении наметился переход в цифровую среду обитания.

К 1999 году прослеживается ряд тенденций, характеризующих изменения на медийном рынке, прежде всего западном, которые стимулируют формирование особого социокультурного фона. С одной стороны, в обществе царило массовое возбуждение, связанное с переходом в новое тысячелетие, с другой — налицо были успешные результаты научно-технических открытий, относящихся в том числе к развитию цифровой технологической платформы ТВ-вещания, активизировался также процесс формирования глобальных культурных рынков, где СМИ, в первую очередь, телевидению, отводится одна из приоритетных ролей. Компании, работающие с медийной средой, -телекоммуникационные, компьютерного и программного оборудования, телекомпании, другие типы СМИ начинают сближаться, объединяясь в альянсы с целью передачи информации в цифровом виде — музыки, визуальных и аудиальных образов. Глобальная модель многофункционального цифрового интерактивного телевидения была к тому времени разработана, признана мировым сообществом, включая и единый стандарт телевидения высокой четкости. Об этом не раз писалось в западной прессе21. В этой связи идея массовой коммуникации в реальном времени, реализуемой посредством телевидения, не могла не будоражить сознание масс.

Опираясь на высказывания Пьера Тейяра де Шардена об эволюционной поступи цивилизационных процессов, отмечавшего, что «вершина нас самих, венец нашей оригинальности — не наша индивидуальность, а наша личность, а эту последнюю мы можем найти в соответствии с эволюционной структурой мира, лишь объединяясь между собой»22, логично предположить: новый тип программ ареального телевидения» призван усилить и развить интегративную функцию телевидения, выводя это электронное СМИ на новый функциональный уровень, где его задачей становится продвижение в жизнь идей культурной глобализации, содействие интенсификации культурных потоков благодаря массовому распространению культурных явлений. Данная постоянно действующая сеть, в чьей основе заложено взаимодействие между странами и континентами, способна сформировать интенсивный культурный обмен между народами, содействуя установлению более тесных культурных связей, утверждению схожих культурных навыков среди цивилизаций, имеющих разные мировоззренческие представления о бытие.

Конструкция построения и жанровые особенности реалити-шоу

Стремительное распространение программы «Большой Брат» (Big Brother), других программ типа «реальное телевидение» было обусловлено рядом важных факторов. К приоритетным относятся: ускорение социально-экономических процессов, набиравших темп во всем мире к началу миллениума; функционирование телевизионного рынка (он возник за рубежом в 80-е годы XX века и к 2000 году превратился в действенную инфраструктуру), позволявшего производителям разных стран распространять телевизионный продукт41. Активному продвижению программ «реального телевидения» способствовали также необычная фабула сюжета, конструкция построения, жанровые особенности и художественно-выразительные средства продукта, не использовавшиеся ранее. Новый экранный образ вызвал в общественной и профессиональной среде широчайший резонанс. Таким образом, был создан прецедент для всемирного распространения программы, то, чего в истории телевидения до сих пор не наблюдалось.

Прежде чем перейти к рассмотрению конструкции и жанровым особенностям этого типа программ, необходимо отметить определенную закономерность формирования причинно-следственных связей между возникновением общественного и профессионального интереса к телевизионной продукции - в случае с программами «реальное телевидение» она четко прослеживается. Очевидно, что если бы интерес к новому жанру не возник у профессионалов-производителей, то и программы «реального телевидения» не получили бы столь массового, поистине глобального распространения {профессиональный и пространственный векторы ТВ). То, что сразу же после первого появления в 1999 году в Нидерландах программа «Big Brother» (компания «Endemol») стала быстро размножаться, преодолевая границы и континенты, иногда трансформируясь и изменяя свое «лицо» до неузнаваемости, прекрасно иллюстрирует данную закономерность, соподчиненность причинно-следственной связи двух категорий. Это позволяет сделать вывод: до тех пор, пока производители и распространители телепрограмм не проявят интерес к конкретному телевизионному продукту, он не получит широкого распространения в общественной среде. По отношению же к программам модели «Реалити ТВ» процесс их создания/приобретения приобрел в телевизионной среде черты явной маниакальности, почти массового психоза - чуть не каждый крупный западный канал спешил обзавестись собственной версией «реального телевидения». За полтора года с момента появления программы по телевизору было показано почти все, о чем можно «мечтать»: первая брачная ночь, забивание диких поросят, ножевой бой, нудисты-гомосексуалисты, групповой секс... Таким образом, налицо зависимость общественной среды от предложений производителей и распространителей телевизионного продукта, выраженная в соподчиненности причинно-следственной связи.

Статистика показывает, что в первые годы программа «Big Brother» была произведена в 36 странах42, получив впоследствии статус сезонных трансляций. Пример - американский телеканал CBS, где спустя почти 10 лет производство программ этого типа насчитывало 12-е поколение. В общей сложности программой заинтересовались почти 70 стран, показ состоялся не только в США, Европе, но и Китае, даже в Северной Корее. Таким образом, прецедент состоялся. Спрос на данный продукт, долгожительство программы свидетельствуют о том, что еще на первоначальном этапе ее появления общественный и профессиональный интересы получили наибольшее число «точек соприкосновения» в отношении нового продукта, что, несомненно, связано с его уникальностью. Статистика это подтверждает: с 1999 года среднемировой рейтинг подобных программ вырос до 40%, это означает, что почти 1,3 млрд. человек сознательного населения Земли предпочитают данный телевизионный продукт всем остальным. В Европе же выпуск эфирных проектов данного направления составляет 45% от всего остального телепроизводства.

Об уникальности нового телевизионного жанра свидетельствует, как это ни странно, и априорная разность в профессиональном и общественном подходах к оценке телевизионного продукта, что подчеркивает множество «точек совпадения» интереса к данному продукту. Профессиональный и общественный интересы формируются в разных «плоскостях ожиданий» и определяются, соответственно, различной направленностью на конечный результат. Если профессиональный интерес к телепрограмме, находясь в плоскости «спроса» и будучи нацеленным на его формирование, определяется фактором «эффективность» (распространение продукта, его востребованность зрителями), что проявляется в рейтинге программы, ее коммерческом результате {профессиональный и экономический векторы ТВ), то общественный интерес a priori располагается в области «предлоэ/сение»,, формируясь за счет факторов «новизна», «познавательность». Эффективность распространения нового продукта, так же, как и прибыль телекомпании, возникающая в результате трансляции программы, аудиторию интересует мало, возможно, только косвенно, с точки зрения сопричастности индивидуума к массовому потреблению продукта.

Формирование аудитории в программах реалити-шоу и технологии ее привлечения

Вопрос формирования аудитории телевидения, отдельного канала или конкретной программы, наиважнейший. На основании доли целевой аудитории телеканала/телепрограммы делаются замеры рейтинга, определяется успешность телепродукта и всей сетки вещания. Телеканал всегда стремится к приращению доли своей аудитории {пространственный вектор ТВ), поскольку это напрямую связано с привлечением рекламодателя {экономический вектор ТВ). Однако на фоне конкурентной борьбы за приоритетные позиции на рынке руководители телеканалов нередко упускают из вида предназначение телевидения как социального института, работающего прежде всего во благо общества, что является природным и первичным фактором по отношению к капитализации телекомпании как субъекта бизнеса {профессиональный, культурный и экономический векторы ТВ). В результате возникает противоречие, связанное с выбором приоритетов между социокультурной значимостью телепрограмм и их экономической эффективностью, выраженной в притоке наибольшего количества финансовых средств для активов своей компании. На примере реалити-шоу это противоречие прослеживается наиболее явно, когда в угоду финансовых средств занижается культурный код программ этого типа, ставится под угрозу «информационная культура личности», т.е. телезрителей. И вопрос в том, что на нынешнем этапе важнее, увеличение капитализации отдельного телеканала или «информационная культура личности», образующая при ее множественности общество и нацию в целом, является основным.

В международном сообществе не один год ведется научный дискурс о таких важных дефинициях, как «информационная культура личности», «медиаграмотностъ», без концептуального определения которых вхождение в глобальное информационное общество невозможно. ЮНЕСКО рассматривает парадигму информационного общества с учетом его концепций, стратегий и программ развития как множество обществ знаний, основанное на принципах: культурное и лингвистическое разнообразие, равный доступ к образованию, всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием, и свобода самовыражения. Эти принципы, включая соблюдение прав человека и основных свобод, становятся фундаментом для построения будущего.

Продвигая в жизнь концепцию медиаобразования, ЮНЕСКО рассматривает этот процесс с точки зрения развития личности, которая с помощью средств массовой коммуникации не только совершенствует культуру общения с медиа, но и развивает свои творческие, коммуникативные способности, а также критическое мышление, научается полноценно воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты и аудиовизуальные образы, предлагаемые к употреблению. Поэтому современное телевидение, программы реалити-шоу прежде всего — их объем в информационном пространстве преобладает, следует рассматривать исходя из определений «общество знаний», «информационная культура личности».

Информационная культура в широком понимании определения — это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком - оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации (В. А. Кравец, В.Н. Кухаренко, «Вопросы формирования информационной культуры»)13 . А информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Какую же информационную культуру позволяют накапливать обществу программы реалити-шоу, если учесть, что, по Д. Рашкоффу , медиа — «единственная среда, в которой наша цивилизация еще может расширяться»? Исследователь подчеркивает: «Власть, которой сегодня обладает тот или иной человек, определяется уже не количеством собственности, находящейся в его распоряжении, а тем, сколько минут прайм-тайма на телевидении или страниц новостной печати он может заполучить. Наша новая среда обитания называется ИНФОСФЕРОЙ»138. Таким образом, все происходящее в мире обращено к виртуальной медийной среде - инфосфере, которая в цифровую эпоху быстро накапливает и расширяет свою информационную емкость, с чьей помощью осуществляется воздействие на человека и, соответственно, на повседневную реальность.

Воздействие кода реалити-шоу на телевидение нового времени

Вопрос о назначении, роли и месте программ реалити-шоу в современном телевидении является ключевым. Он проецируется на практику телесмотрения реалити-шоу, смыслы, производимые ими и утверждаемые в общественной среде в результате просмотра, степень интегрирования программ этого типа в телевизионную действительность. Все это параметры определяющие — они выявляют природу функционирования реалити-шоу в контексте современного телевидения. Рассмотрим каждое из них в отдельности, чтобы затем сделать обобщения. В предыдущих параграфах не раз отмечалось, что интерес телезрителей к реалити-шоу переживает серьезный спад во всем мире. Одно из последних исследований Фонда «Общественное мнение» (Приложение № 5) выявляет причину этого явления. Как оказалось, спустя несколько лет с момента появления реалити-шоу в России, эти программы известны далеко не всем187: из тех, кто знает — 38% респондентов, 29% — «что-то слышали»; каждый четвертый (24%) услышал впервые о «реалити-шоу», 8% не смогли вспомнить это словосочетание. Лучше всего о реалити-шоу осведомлена молодежь (18—35 лет) - 59% «знают» об этом типе программ, но 9% «слышат впервые», хуже всего знают о них люди старшего поколения (от 55 лет) — 46% впервые слышат. Из «компетентных» — 61% (среди молодежи это 82%) видели передачу, 36% - не смотрели, а 3% - затруднились ответить. Среди самих реалити-шоу приоритеты распределились следующим образом: программа «Дом-2» - наиболее известна, ее смотрели 45%; «Последний герой» видели 6% опрошенных; программу «За стеклом» смотрели 6% респондентов; далее следуют - «Фабрика звезд» (5%), «Голод» (3 %), «Окна» ( 2%), «Большой брат» (1%), «Комеди клаб» (1%), «Кто хочет стать миллионером?» (1%), «Ледниковый период» (1%), «Большие гонки» (0%), затруднились с ответом -9%.

Есть в исследовании и оценка признаков передачи. Так, 6% респондентов считает: это жизнь «в реальном времени», когда «все время снимают», «где люди живут под камерами» или «где живет молодежь и снимается на телевидении днем и ночью». Но 4% опрошенных уверены в квазиреальности происходящего, полагая, что это имитация жизни, искусно смоделированная режиссерами, разыгранная актерами: «режиссируют жизнь, выдавая ее за реальность, а на самом деле ничего реального нет»; «придумано для показа как бы настоящих ситуаций и реальных людей» и т.д. Однако 8% опрошенных резко осудили «Дом-2», дав такие определения, как «публичный дом»; «все равно, что поход в зоопарк»; «позор»; «показывают скандал и разврат»; «порнография»; «пошлятина в основном, зачем это показывают по телевизору?».

Все эти показатели — свидетельство как количественных, так и качественных характеристик телесмотрения, выявляющих неоднозначное отношение телезрителей к реалити-шоу. Но почему же в таком случае люди все-таки смотрят реалити-шоу, и что это дает? Высказанные в этом плане характеристики оказались резкими и критическими. Так, 14% полагают, что передачи этого жанра люди смотрят «от безделья, потому что скучно жить». Оценка каждого десятого (10%) была более лояльной: «из любопытства»; «видимо, им интересно»; «дело выбора - кому-то нравится», но 7% респондентов оценили интерес к реалити-шоу как нездоровое внимание к чужойжизни, вызванное, возможно, отсутствием интересных событий в своей собственной («кто любит в замочную скважину подглядывать»; «своя жизнь у кого скучная, тот и смотрит на чужую»). Ряд респондентов (3%) описывали интересующихся реалити-шоу в резких выражениях: «дебилы смотрят»; «больные смотрят»; «это смотрят сумасшедшие люди»; «не знаю, дурные люди, видимо»; Были и такие (1%), кто охарактеризовал реалити-шоу как: «это бред»; «лишь забивает мозги»; «это как наркотики»; «у меня они вызывают озлобленность»; «это как в зоопарке»; «к нашей идеологии не подходит, отвратительно»; «это безобразие»; «пошлость, растление молодежи»; «беспредел»; «зомбируют такие передачи»; «для воспитания наглости у молодежи».

Похожие диссертации на Реалити-шоу в контексте современного телевидения