Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики) Муродов Мурод Бердиевич

Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики)
<
Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики) Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики) Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики) Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики) Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Муродов Мурод Бердиевич. Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики) : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.10 / Муродов Мурод Бердиевич; [Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2009.- 329 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-10/116

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Основы и факторы возникновения публицистической сатиры 16-100

а) Устное народное творчество как фактор развития публицистики 19-44

б) Реалистические элементы сатиры классической литературы 44-85

в) Влияние русской публицистики и других советских народов на таджикскую периодическую сатиру 86-100

Глава II Формирование и развитие публицистической сатиры в таджикской периодической печати 101-222

а) Сатира прессы начала XX века 101-151

б) Особенности публицистической сатиры в годы послевоенного строительства 151-174

в) Развитие публицистической сатиры в годы послевоенного строительства 174-200

г) Особенности сатиры перестроечного периода и независимости 200-221

Глава III Некоторые теоретические проблемы и жанровая специфика таджикской сатиры 222-308

а) Взгляд на сущность и особенность сатиры 222-234

б) Некоторые проблемы образа и типизации жанров в публицистической сатире 235-275

в) Специфика содержания и разнообразие способов изображения 275-308

Заключение 3 09-316

Список использованной литературы 317-329

Введение к работе

Актуальность темы. Становление и формирование сатиры как одного из распространенных видов литературы и публицистики связано с развитием культуры и литературы. Во все периоды развития литературы и публицистики уникальные особенности этой жанровой разновидности были одним из важнейших аспектов литературоведческих исследований, предметом пристального внимания теоретиков и мыслителей. Так, А.В.Луначарский, высказываясь о сатире, отмечал: « Этнография учит, что еще на весьма примитивной ступени культуры существовал организованный смех, который выражался тогда в противопоставлении одного рода другому или одного племени- другому: два племени вызывали друг друга на турнир смеха» (7, 534).

Таджикский ученый С.Махдиев, рассуждая относительно древних корней народной сатиры и шутки, в частности, пишет: «Согласно согдийским древним источникам и пехлевийской литературе, отдельные образцы которых дошли до нашего времени, выясняется, что элементы народной сатиры и острословия существовали ещё во II-III вв. н.э.» (8, 3).

Также И.С.Брагинский, исследуя древние согдийские рассказы, отмечая близость некоторых из них по жанровому признаку таджикским анекдотам, в качестве примера обращается к рассказу «Торговец и нанизывающий жемчуга» (см.: 8, 3). Из всего этого вытекает, что сатира и шутка имеют древнюю историю, процесс развития которых взаимосвязан с развитием общества. В свою очередь эта взаимосвязанность способствовала реальному изображению определенных событий.

С развитием культуры и формированием социально-политических взаимоотношений совершенно естественным образом происходит формирование и становление различных видов сатиры – народной, литературной, публицистической, печатной, телевизионной и др., которые, при всей взаимосвязанности друг с другом, в то же время обладают целым рядом отличительных признаков и особенностей.

Настоящее исследование посвящено анализу теоретических и практических вопросов публицистической сатиры в таджикской периодической печати с учетом факторов её рождения, формирования, развития и жанровых особенностей. Актуальность настоящего исследования усиливается и подкрепляется, прежде всего, необходимостью исследования и выявления истории развития публицистической сатиры в литературе, в особенности таджикской печати, её самостоятельности в публицистике, раскрытия некоторых теоретических проблем и особенностей отдельных текстов этой разновидности сатиры.

В диссертации впервые изучаются и исследуются формирование и развитие таджикской публицистической сатиры во взаимосвязи с развитием фольклора и литературы, формированием журналистики и публицистических жанров. Отсюда, вполне закономерно, что развитие публицистической сатиры поддаётся всестороннему рассмотрению с комплексным изучением социально-нравственных проблем, духа времени, процесса развития периодической печати, целей и задач журналистики.

Сатира во все времена и века исправно выполняла своё прямое предназначение – выявление и порицание человеческих пороков, социально-нравственных изъянов общества, однако, в периодической печати, в особенности печати советского периода, она превратилась в мощное оружие борьбы и важный воспитательный фактор. Периодическая печать стала тем связующим звеном между богатыми традициями сатиры народной и классической литературы и социально-политическими событиями эпохи, что позволило придать ей совершенно новые импульсы и звучание, отвечающие духу времени. Таким образом, вопросы, связанные с традицией публицистической сатиры, её новаторскими особенностями, литературно-политическим значением, разнообразием изображения юмора, позволяют более обстоятельно и на ином теоретическом уровне анализировать историю таджикской публицистической сатиры, размышлять о её содержательных и жанрово-стилистических особенностях.

Публицистическая сатира, как одна из разновидностей публицистики, сыграла важную роль в отображении значительных событий социальной жизни и влияния их на сознание масс. Она, с одной стороны, активно участвовала в реализации идейной борьбы, с другой стороны, способствовала формированию эстетического вкуса и художественного видения читателей. «В мире смеха» сатире отводится главная позиция.

Как известно, смех обязательное свойство сатиры и юмора. Притом, что в настоящем исследовании мы акцентировали внимание на характерных особенностях этих двух разновидностей смеха, нами в основном были рассмотрены жанры публицистической сатиры – фельетон, памфлет, анекдот, пародия и эпиграмма. Ибо эти жанровые разновидности публицистики считаются наиболее распространенными и часто используемыми в исследуемой нами периодической печати. Развитие данных жанров происходило разными путями. Так, если развитие памфлета и эпиграммы, пародии происходило под влиянием публицистических традиций классической литературы, то формирование и совершенствование жанра фельетона в основном протекало в результате творческого восприятия публицистики других стран и, в первую очередь, русской литературы и журналистики. Также на развитие этих жанров, в целом публицистической сатиры, заметное влияние оказала общественная жизнь, а также партийные постановления и рекомендации. Суть подобных постановлений и их влияние также стали предметом нашего рассмотрения в диссертации.

В условиях независимости в какой-то степени изменился дух сатиры, но не её значимость. Сатира прессы периода независимости отличается от сатиры прессы советской эпохи, прежде всего своей политической направленностью. В сегодняшней сатире превалирует юмор и насмешка. В зависимости от возможностей СМИ сегодня развиваются различные её формы – печатная, радио и телевизионная. В особенности бурное развитие претерпевает телевизионная сатира. Всё сказанное свидетельствует о том, что сатира во все времена была и является выразительницей передовых идей времени.

Публицистическая сатира, рожденная и сформировавшаяся на почве сатиры, фольклора и литературы, превратилась в составную часть современной литературы, публицистики, печатных средств массовой информации, радио и телевидения. Такое широкое распространение публицистической сатиры, являясь, с одной стороны, доказательством её возросшего культурного и политического влияния на общественное сознание, с другой стороны, свидетельствует о потребности народа к смеху и его активности в борьбе против социальных недостатков.

В условиях современности, изменившей наш подход к изучению истории и литературы советской эпохи, исследование публицистической сатиры с новых позиций обретает еще большую значимость. В изучении истории и теории публицистической сатиры существует множество проблем не только теоретического характера, но и непосредственно касающихся журналистской практики. Эти обстоятельства и обусловили наше внимание к изучению истории и особенностей публицистической сатиры в таджикской журналистике.

Степень научной разработанности темы. Как было отмечено, история зарождения и развития публицистической сатиры имеет древние корни. Изучение этой проблемы на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей. В советском литературоведении, составляющими которого являются литература и публицистика изучение данной проблемы, начавшееся еще в 20-30 гг. ХХ столетия, продолжалось до периода распада Советского Союза.

Советские литературоведы придавали большое значение изучению различных проблем истории и теории сатиры в мировой, русской, а также литературах других народов. Исследования по данной тематике получили свое дальнейшее развитие в научных публикациях, монографиях и диссертационных исследованиях А.Абдугаффорова, Х.Абдусамадова, В.Асрори, Ф.Белецкого, А.Бочарова, У.Гуральника, И.Дзеварина, Л.Ершова, Т.Кожакеева, А.Молсфян, Р.Мукимова, Д.Николаева, Е.Озмитель, А.Саидова, П.Ткачева, У.Шукурова, И.Эвантовой, Я.Эльсберга и др.

В 1970-1980 гг. относительно особенностей журналистской деятельности было опубликовано множество научно-исследовательских работ таких ученых, как В.Азамова, Т.Амондосова, А.Бернштейна, Х.Бекхожин, Л.Кройчика, Е.Журбиной, Э.Прилюк, Т.Скороходовой, Ю. Соболевой, А.Суконцевой, С.Стыкалиной и др., в которых также рассматривались особенности и содержание отдельных жанров публицистической сатиры. Определенные теоретические проблемы сатирических жанров и сатирической деятельности отдельных публицистов стали предметом изучения и исследования в статьях и книгах Е.Блажнова, Э.Блинова, Л.Бодрова, К.Бойко, М.Горечкина, А.Журнова, А.Заподова, Д.Заславского, А.Здровеги, А.Кайды, К.Ковалевского, Т.Кожакеева, Г.Колосова А.Коновой, Л.Кройчик, Е.Лазебник, Л.Михайловой, К.Наумова, Э.Нестор, С.Никольской, К.Оханга, А.Садуллаева, З.Тертычного, А.Ткачева, В.Ученова, М.Черепахова, Г.Шестопалова, В.Щукина, Л.Яновского и многих других.

Также следует отметить общетеоретическую значимость работ ученых и исследователей Б.Ампилова, Э.Багирова, А.Беляева, Б.Данцюк, И.Ищенко, И.Кузнецова, С.Махдиева, Д.Обидова, А.Садуллаева, С.Салехова, А.Усмонова, И.Усмонова, М.Шукурова и др., посвященных различным аспектам публицистической сатиры, в особенности в периодической печати. Особо следует отметить статьи и работы Б.Азизи, В.Асрори, К.Бахлул-заде, А.Мавлонова, С.Салехова, И.Усманова, ибо главным предметом этих исследований являются сатирические произведения публицистического характера или публицистической направленности.

Статьи Б.Азизи и К.Бахлул-заде представляют собой первые критические и теоретические концепции газетной и журнальной сатиры. В них дается критическая оценка особенностей сатирических произведений журнала «Мулло Мушфикї» и рубрики «Гушмол» – Тоджикистони сурх». Авторы впервые высказываются относительно того, какими свойствами должна обладать современная сатира. Монография С.Солехова «Сатира в таджикской периодической печати 20-30-х годов», по существу, является первым научным исследованием, посвященным изучению и анализу становления и развития сатиры в таджикской печати начала ХХ века. Рассматривая аспекты сатиры в периодической печати с опорой на художественный материал изданий «Шълаи инилоб» и «Мулло Мушфикї», автор аккумулирует свое внимание на роль сатиры в обществе, выявлении её идейно-художественных и стилистических особенностей.

Исследователь жанров сатиры А.Мавлонов в своей диссертационной работе «Развитие сатиры и юмора в таджикской советской послевоенной литературе и журнале «Хорпуштак»» анализирует вопросы влияния народных сатирических жанров и классической литературы в журнале «Хорпуштак». А проблемы связей таджикской советской сатиры с сатирическими произведениями русской литературы и литературой других народов, позволил ему на примере деятельности данного журнала выявить пути развития таджикской сатиры.

Известный таджикский ученый И.Усманов, чьи работы в области журналистики отличаются глубиной и широтой исследования, занимает определенную позицию в изучении публицистической сатиры. В своих произведениях, исходя из потребностей теории публицистики, он впервые проводит конкретное и высокопрофессиональное исследование этой проблемы в данной области. Этот же принцип и подход характерен и для его ряда научных работ, в которых жанры сатиры анализируются и рассматриваются им с теоретико-практической точки зрения. В этом направлении особое место занимает его монографическая работа «Сатира Убайда Зокони».

В этой книге, осуществляя исследование данной проблемы, исходя из принципов публицистики, И.Усманов не только указывает на существование публицистических особенностей в произведениях Убайда Зокони, но и на научной основе доказывает принадлежность таких его творений, как «Ахлокулашроф» («Этика знати»), «Рисолаи дилкушо» («Трактат, радующий сердце»), «Садпанд» («Сто наставлений») и «Муш ва гурба» («Мышь и кот») к художественной публицистике. Таким образом, по праву И. Усмонова можно назвать создателем концепции публицистической сатиры в исследовании таджикской публицистики.

Однако вопросы зарождения, формирования, развития и совершенствования публицистической сатиры по сей день не получили своего отдельного и комплексного изучения с учетом её различных периодов и характерных особенностей. Поэтому впервые в диссертации предпринята попытка исследования данной темы, восполняющая комплексное изучение вопросов сатирической публицистики.

Цель и задачи исследования. В данном исследовании впервые в практике журналистики предпринята попытка всестороннего исследования процесса становления, формирования, развития и совершенствования таджикской публицистической сатиры, в частности, её жанровых форм, их идейно-художественных особенностей. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

- научно-теоретическое обоснование и конкретизация публицистической сатиры как особой формы творческой деятельности журналистов и литераторов, конкретной области журналистики и отдельного предмета научного исследования;

- выявление возникновения основ и направлений развития таджикской публицистической сатиры как совершенного творческого процесса, с учетом принципов развития литературы и прессы;

- с опорой на богатый материал таджикской литературы и периодической печати раскрытие социально-исторических граней публицистической сатиры; выявление внутренних закономерностей её развития, связей с фольклором, литературой и публицистикой;

- определение различных этапов процесса развития публицистической сатиры в периодической печати, выявление традиций и новаторства, а также особых черт каждого периода;

- рассмотрение и анализ сатирических произведений периодической печати, выявление места сатиры на различных этапах развития прессы, раскрытие особенностей сатирических текстов;

- определение информационной и идейно-воспитательной значимости публицистической сатиры, степени изученности и влияния творческого опыта известных писателей и публицистов, внесших заметный вклад в развитие сатиры, в особенности публицистической сатиры;

- показ разнообразия форм публицистической сатиры во взаимосвязи с социально-политической, культурной и литературной жизнью таджикского народа;

- определение жанровых особенностей, публицистических, художественных и сатирических граней отдельных текстов; сравнение соотношений художественности и реальности; использование средств художественного изображения.

Методология и методика исследования. Большое количество произведений публицистической направленности, жанровая палитра таджикской прессы, в особенности фельетонов и памфлетов, позволяет нам высказать свою точку зрения относительно закономерности развития публицистической сатиры и прийти к научно-обоснованным выводам. Это в свою очередь даст возможность, с одной стороны, определить состояние публицистической критики в исследуемом периоде и, с другой стороны, предложить конкретные рекомендации для дальнейшего развития этого вида творчества.

Направление исследования диссертации, прежде всего, соответствует особенностям предмета изучения. Наряду с этим, основным методом настоящего исследования является традиционный и контент-анализ, а также в отдельных случаях использован сравнительно-исторический и сопоставительный методы.

Источники исследования. Объектом настоящего исследования послужили монографии, сборники статей ученых, образцы сатирических произведений, сочинения отдельных писателей и публикации периодической печати, в частности, таких изданий, как «Шълаи инилоб» («Пламя революции»), «Овози тоик» («Голос таджика»), «Тоикистони советї» («Советский Таджикистан»), «Калтак» («Дубина»), «Хорпуштак» («Ёж»), «Адабиёт ва санъат» («Литература и искусство»), «авонони Тоикистон» («Молодежь Таджикистана») и др.

Теоретическая значимость работы определяется попыткой теоретического обоснования и осмысления творческого процесса объекта исследования, важнейших проблем социальной сатиры, как в классической, так и в современной литературе, а также в публицистике, прогнозирование дальнейшего развития публицистической сатиры с опорой на богатейший опыт исследователей литературы и публицистики в области истории и теории сатиры.

Наряду с рассмотрением общих вопросов истории формирования и развития публицистической сатиры проводится научный анализ жанрового разнообразия сатиры, ее положения на иерархической лестнице публицистических жанров, связи темы и текста, деятельности отдельных публицистов-сатириков, внесших заметный вклад в развитие этой области творчества. Такой подход способствовал построению пусть и несколько сложного, но вместе с тем объективного и доступного понимания контура таджикской сатирической публицистики.

Практическая ценность. Научные выводы, рекомендации и предложения относительно различных граней исследуемой проблемы, достигнутые в диссертации, обладают не только теоретической, но и практической значимостью. На протяжении различных периодов жизни публицистическая сатира всегда играла важную роль как способ борьбы против нежелательных социальных явлений. Вскрывая и высмеивая те или иные недостатки общества, она способствовала устранению социально-нравственных изъянов, мешающих развитию общества. Большинство материалов, включенных в диссертацию, еще не привлекали внимания ученых. Материалы диссертации можно использовать при чтении спецкурсов «Вопросы истории, теории и практики публицистической сатиры», «История формирования сатирических жанров в таджикской прессе» и «Особенности изображения в публицистической сатире». Материалы диссертации могут служить также хорошим вспомогательным средством в изучении «Истории таджикской журналистики». Помимо этого отдельные разделы диссертации могут быть востребованы работниками печати в их творческой деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Рассмотрение процесса формирования и развития публицистической сатиры;

  2. Определение этапов развития публицистической сатиры и их специфических особенностей;

  3. Содержательный и жанровый анализ текстов сатирического характера в печатных средствах массовой информации;

  4. Выявление отличительных особенностей сатирических журналов и сатирических страниц газет;

  5. Взаимосвязь и взаимовлияние содержания и стилей фольклорной, литературной и газетно-журнальной сатиры;

  6. Оценка роли влияния русских сатириков в становлении и развитии таджикской периодической сатиры;

  7. Определение степени художественного отражения и действительности;

  8. Исследование характерных черт типологии и жанровой палитры публицистической сатиры;

  9. Выявление воспитательной и нравственной роли публицистической сатиры в обществе;

  10. Анализ творческих стилей таджикских сатириков-публицистов.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном объеденном заседании кафедр печати, телевидения и радиовещания, и международной журналистики ТГНУ, (протокол №5 от 23 июня 2007 года).

Основные результаты исследования отражены в одной монографии, одном сборнике статей, одном учебном пособие и в более 20 научных статьях, перечень которых прилагается в конце автореферата.

По теме диссертации автор выступил с докладами на региональных (Душанбе, 23-24 ноября 1999г., 29-30 декабря 2000г.), республиканских (28-29 ноября 2003г., 29-30 ноября 2005г., 14 апреля 2007г.) и общеуниверситетских конференциях (1997-2009гг.). Основные положения и выводы диссертации в настоящее время используются при чтении лекции по курсу «Публицистическая сатира» на факультете журналистики ТНУ.

Структура диссертации продиктована её задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 218 наименований. Работа изложена на 330 страницах компьютерного набора. Главы диссертации делятся на части – параграфы.

Устное народное творчество как фактор развития публицистики

Одним из важнейших источников рождения, формирования и развития сатиры является фольклор. Согласно мнению В.Асрори «сатира и юмор таджикского фольклора, как и его лирика — рубаят, газели пользуются у народа огромной популярностью. По этой причине большую часть материалов устного творчества таджиков составляют сатирические анекдоты, веселые юмористические экспромты и массовые состязания в острословии» (19,235).

В этом сказывается одна из причин массового характера сатиры и её разновидностей, целенаправленность и воздействие которой возрастает за счет творческого использования бесценных, неиссякаемых ресурсов устного творчества народа. Народные формы сатиры: аския (экспромт), анекдот, сказка, китъа (фрагмент), достон (поэма), песня и др., с одной стороны, заложившие основы формирования книжной сатиры, с другой стороны, также оказали благотворное влияние и в становлении публицистической сатиры. По этой причине многие общие персонажи сатирических произведений как классической, так и современной литературы, а точнее публицистической сатиры - Афанди, Ходжа Насреддин, Мулло Мушфики, Анушервон, Талхак и др. возникшие в народной сатире осмеивали и порицали непристойные деяния царей, правителей, представителей духовенства, и других отдельных личностей. В то же время большинство героев сатирических произведений как «Платон, Лукмон, Анушервон, Талхак, Ходжа Насреддин, Мулло Мушфики предстают в сатирических произведениях выдающимися личностями науки и культуры, военачальниками и героями, борцами за свободу, балагурами и острословами» (82, 104). Подчеркивая значение устного народного творчества в формировании и развитии сатиры, в частности публицистической сатиры, мы отнюдь не должны воспринимать таким образом, что якобы эта форма творчества возникла в то время, когда ещё не существовало письменного наследия. Устное народное творчество может во все времена и периоды служить источником влияния в создании художественного публицистических произведений, в том числе и сатирических сочинений. Это неслучайно, ибо такие произведения близки к народному духу. Народ, во всяких ситуациях свободно и естественно создавая сказки и анекдоты, выражает в них свои размышления относительно трудностей жизни, насущных проблем. Говоря иначе, народное творчество часто рождается экспромтом. Народная сатира в силу своей естественности и правдивости мгновенно находит путь к сердцу простого люда, обретает популярность. Именно эти факторы, именуемые в журналистике «молвой и пересудами», подсказывают публицистам тему, и как бы аккумулируют их внимание на «сигналах» общества, к тому, чтобы они рассматривали события через призму анализа и исследования, вырабатывая критическое отношение к негативным явлениям. В результате фольклорное, литературное и публицистическое произведение, вступая в синтез, способствует рождению качественно нового произведения. Такая форма творческой деятельности, в том числе создания сатирических произведений, свойственна не только современному литературному процессу, а уходя своими корнями в глубокую древность, позволяет нам выявлять в сатирических произведениях различных периодов развития литературы публицистические элементы. Например, в этом отрывке известной народной песни, свидетельствующей о древнем происхождении сатиры в таджикской литературе, очень ярко выражена реалистическая основа:

Аз Хуталон омадия, Из Хатлона ты пришёл,

Ба ру табох, омадия. С опозоренным лицом ты пришёл.

Обор боз омадия, Сокрушённым обратно ты пришёл,

Хашанг низор омадия... Израненным, измученным ты пришёл...1

Известно, что это рубай, имеющее реальную основу, написано в начале VIII века и в нём речь идёт о том, как население Балха в 725г. насмешливой песней встретило арабского наместника Хорасана Асада ибн Абдаллаха, вернувшегося с позором после неудачного похода против горных таджиков Хуталяна. Этот исторический факт описан в «Таджиках» Бабаджана Гафурова следующим образом: «Арабы решили начать серьёзные военные действия против Хуталяна лишь в 725г. Арабский наместник Асад ибн Абдаллах, восстановив Балх, совершает поход на Хуталян. Арабов встретили объединённые силы царя Хуталяна и Кагана тюрок. Арабское войско обратилось в бегство. Табари сообщает, что когда Асад ибн Абдаллах после позорного провала военной операции в Хуталяне возвратился в Балх, жители Балха сложили о нем насмешливую песенку — первое сохранившееся произведение на таджикском языке» (50, 427).

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что именно такое конкретное событие, выпавшее на долю таджикского народа и стало причиной рождения этого сатирического произведения.

Изучение и анализ фольклорного материала показывает, что большинство фольклорных произведений, как правило, имеют под собой реальную основу и в них ярко выражена публицистическая направленность. Как отмечает фольклорист А.Суфиев: «Фольклорные произведения, в особенности народная сатира никогда не стояла в стороне от социальных явлений, состояния эпохи, мечты и чаяний народа, отражая в себе его цели и стремления, радость и боль, социально-эстетические идеалы» (148, 138). Для выявления и определения таких особенностей фольклорных произведений, раскрытия заслуживающих внимания жизненных фактов нам необходимо знать прошлую историю народа и нации. Так читая нижеприведённое рубай народного поэта Юсуфа Вафо, мы, без всякого сомнения, чувствуем, что в нём речь идёт о событиях времен Октябрьской революции начала XX века:

Трон и корона Акпаши (белого царя) развалились,

Николай паша богатеев развалился.

Время свободы пришло к землепашцу,

С самой верхушки высочайшей развалился.

Тахту точи Окрошо чаппа шуд,

Николай пошои бойхр чаппа шуд.

Даври хуррият ба кушчй омадааст,

Аз худи болои боло чаппа шуд (205, 45)

Народную сатиру публицистической направленности можно обнаружить во всех жанрах и жанровых формах. Жанром, в котором публицистическая направленность выражена особо ярко, является анекдот. Анекдот представляет собой один из наиболее распространенных и древнейших видов народной прозы и таджикской книжной литературы. При всём том, что большинство народных анекдотов соответствуют высокому уровню искусства создания сатирических произведения в них нетрудно обнаружить реальные события жизни.

Следует заметить, что анекдоты и другие фольклорные произведения, с учётом данного тезиса можно подразделять на две группы:

1) Произведения, обладающие высоким искусством сатиры, в которых преобладает стилистика образостроения и художественной типизации;

2) Тексты, основу которых, несмотря на высокое сатирическое искусство, составляют реальные события жизни.

Именно вторая группа фольклорных произведений, обладая ярко выраженной публицистической направленностью, наиболее выпукло и конкретно отображают социально-исторические, нравственно-бытовые проблемы, отдельные эпизоды культурной жизни, процесс развития свободомыслия народа.

Как уже было отмечено, во всех разновидностях фольклорной сатиры, в частности в анекдотах, можно наблюдать публицистические мотивы — реалистическое изображение действительности. «В народных анекдотах, -пишет С.Махдиев, - с высоким искусством остроумных ответов, считающегося одним из наиболее распространённых способов народной сатиры, в основном находят своё отображение недостойные характеры правящего класса, лицемерие, обман, грабительство, присущие высшей прослойке общества. Анекдоты осмеивали и порицали не только непристойные деяния и поведения высших слоев общества, но также в целом были направлены на критику человеческих изъянов — развращение, леньтяйство, беспечность, глупость, ложь, жадность, трусость и т.д.» (82, 5). Конечно же, тематический диапазон анекдотов весьма широк и разнообразен, однако в народных анекдотах высмеиваются и порицаются не только отрицательные нравы и обычаи феодального общества, как пишет С.Махдиев, но также и недостатки каждой человеческой формации. Нам представляется, что С.Махдиев совершенно прав указывая и подчёркивая, что: «История развития сатиры и юмора всецело взаимосвязаны с развитием общества, в силу чего в этих жанрах нашли своё отображение многие реальные события различных периодов истории человечества» (82, 5).

Сатира прессы начала XX века

Октябрьская революция начала XX века, произошедшая в России, сказавшись также на её географическом пространстве, круто изменила жизнь народа этой страны. Согласно тезису литературоведа М.Имамова, «с модификацией государственного строя, заметные изменения также претерпели экономика, политика, производственные отношения, собственность и быт, что в свою очередь способствовало видоизменению процессов в культуре и литературе» (59, 5). Подобные преобразования социальной жизни, сказавшись на коренном видоизменении литературы, в том числе таджикской литературы, заложили основы нового периода её формирования и развития, названного в последствии советской или современной литературой и публицистикой.

Не взирая на тот факт, что это историческое явление, и связанные с ним процессы построения нового общества, накладывало на литературу и публицистику отдельные штампы и ограничения, однако наряду с этим оно предоставило также множество новых возможностей для их развития. Прежде всего, заметное усиление получило просветительское движение, у истоков которого стоял известный просветитель и реформатор Ахмад Дониш. Благодаря влиянию просветительского движения, с опорой на уже существовавшие персидские и тюркские, татарские газеты и журналы, стала формироваться и издаваться национальная периодическая печать, на базе которой позже была создана таджикская национальная система печати.

Именно издание газет и журналов способствовало формированию таджикской реалистической прозы. Первые образцы произведений современной таджикской литературы были опубликованы в таджикских газетах и журналах «Бухорои Шариф» («Священная Бухара»), «Шуълаи инкдлоб» («Пламя революции»), «Овози точ,ик» («Голос таджика»), «Рох,бари дониш» («Дорога к знанию»), а также в узбекских газетах и журналах «Мехнаткашлар товуши» («Голос труженика»), «Инкилоб» («Революция») и в двуязычной таджикско-узбекской периодике -«Самарканд», «Оина», «Хуррият». В связи с этим можно с уверенностью констатировать, что формирование и развитие современной литературы, в частности её реалистической прозы, в полной мере связано с формированием и распространением периодической печати. Такая взаимосвязанность и формирование печати как одного из способов пропаганды новой литературы, с одной стороны способствуя скорейшему распространению этой литературы среди широких масс, с другой стороны закладывала почву для развития новой современной формы творчества - публицистики. Принимая во внимание вышеизложенное, авторы книги «История таджикской советской литературы» отмечают: «одной из важнейших особенностей таджикской прозы, в период её становления, является развитие публицистики. Развитие этого жанра напрямую было связано с историческими условиями и актуальными социально-политическими и культурно-экономическими проблемами, которые повседневная жизнь вдвигала перед литераторами. Основным вопросом было отношение писателей к революции» (67, 221). Действительно, именно состояние и дух времени побуждал людей творчества определиться в своих отношениях к Октябрьской революции, которая коренным образом изменила направление жизни. Одним из факторов выражения людьми творчества своего отношения к новой жизни были порицание и критика прошлой жизни, активная пропаганда нового общества. Такая ориентированность творческой деятельности литераторов не только способствовала формированию и развитию новой жанровой разновидности литературы - публицистики и сатиры, но и заметно ускорило этот процесс. Подобная тенденция, ставшая общей для литературы всех советских народов, конечно же, не могла не затронуть и таджикскую литературу и публицистику. Исследователь сатиры таджикской периодической печати 20 30-х годов С.Солехов, особо останавливаясь на этом вопросе, отмечает, что «подъём и развитие сатиры были обеспечены, с одной стороны, активизацией народных масс в решении социальных проблем и, с другой стороны, ещё большим противостоянием врагов советского строя» (144 6).

Таким образом, конфликт «старого и нового» служа основой содержания сатирических произведений, под влиянием идеологии времени превратил этот жанр в оружие идейной борьбы. Такая особенность сатиры, впоследствии став характерной чертой всей советской литературы и публицистики, обретает политическую направленность. По выражению В.А.Алексеева «в советской периодической печати немало действенных средств идеологической борьбы против врагов. Но одним из важнейших орудий наступательного характера публицистического жанра является сатира» (14,5). Следует отметить, что сатира и юмор и в прошлой таджикской литературе в какой-то степени играли роль орудия борьбы, однако советская идеология дала ей, если можно так выразиться, безграничные права. Так, к примеру, сатира стала средством борьбы с врагом, способом осуждения зла, одним из действенных приёмов воспитания и т.д. По этой причине сатира не только заняла свои твёрдые позиции в современной литературе, но и посредством специальных рубрик и уголков в газетах и журналах, вела непримиримую борьбу в пользу идеологии времени. Первый уголок сатиры в таджикской периодической печати, под названием «Тозиёна» («Плеть») был создан в журнале «Шуълаи инкдлоб» («Пламя революции»-1919-1921гг.). Первая подборка материалов сатирического уголка «Плеть» была опубликована в 21 номере данного журнала от 25 сентября 1919 года. Этот сатирический уголок, заняв постоянное место на страницах журнала «Пламя революции», в общей сложности представил свои материалы в различных номерах издания 14 раз. Однако, по неизвестным причинам, в подшивке журнала хранящейся в Государственной библиотеке Фирдоуси №№5, 8, 10, 11, 12 и 13 «Плеть» отсутствуют. Исследователю С.Солехову также не удалось обнаружить эти номера сатирического уголка.

В своём пояснении относительно цели и задач сатирического уголка «Плеть», опубликованном в первом номере, сотрудники журнала «Пламя революции» в частности писали: «Когда наши «единомышленники», вступив в ряды партии, перешли к служению народа, каждый из них был просто безгрешным ангелочком. Но как только они закрепились в партии и стали «служить» народу, настолько облагородили дом нации, что просто диву даешься!...

Итак, мы, задавшись целью развенчать и наказать подобных «единомышленников», в последующем будем пользоваться едкой плетью. Ах, плеть, что за плеть?... Пройдясь лишь раз по негодяю она осадит его и отрезвит каждого пьяного. Если ещё не поверили, вот вам «Плеть», испробуйте, если от одного удара не одумаетесь, значит, нет от неё никакой пользы» (206, 1919, 25 сентября).

Материалы первого номера «Плеть», выстроенные под влиянием стиля классической персидско-таджикской литературы, имели общий характер. В произведениях, составивших данный номер «Плеть» особо отчётливо ощущалась стилистика сатиры Убайда Зокони. Сравнение чиновников, которые, пользуясь своим служебным положением, наносили урон государству и обществу с котом прямым образом напоминало содержание «Кота и мышей» Убайда Зокони. Влияние и использование стилистики сатиры Убайда Зокони ещё отчётливее проявляется в глоссарии, приведенном в конце введения к первому номеру сатирического уголка «Плеть».

Комментарии к слову, созданные путём творческого подражания произведениям Убайда Зокони в той же лаконичной и метафорической манере имеют много общих формальных сходств, но они коренным образом отличаются по содержанию и тональности выражения. Из пяти толкований слов, напечатанных в этом номере: «Энергетическая страна», «Скрытая буржуазия», «Отдельная автономия», «Варварская страна», «Вода жизни», два имеют социальное значение, а остальные социально-нравственную направленность. Что касается толкования словосочетания «Варварская страна» - оно касается проблем международного характера: «Варварская страна» - это Иран, который не дал обмануть себя немцам и англичанам, не вверг свой народ в водоворот уничтожающей войны, не позволил разорвать свою страну на клочки и отдать их врагам, не стал плясать под музыку врагов отечества» (206, 119, 25 сентября).

Если в толковом глоссарии словосочетания «Скрытая буржуазия», «Энергетическая страна» и «Вода жизни» отражают недостатки жизни в общем смысле, то в толковании словосочетаний «Отдельная автономия» и «Варварская страна» объект критики и насмешки указан конкретно. Иными словами, в этих толкованиях публицистическое звучание и направленность находит более яркое и выпуклое отражение. Например: «Отдельная автономия» находится в местечке Богишамол, население которого, согласно общей программе, хотят говорить на своём родном языке и не желают отдавать свою судьбу в чужие руки, ибо однажды уже отдав, почувствовали, чем это пахнет. Другие, поедая мясо, им даже «косточек» не оставили».

Исторически общеизвестно, что Богишамол был одним из районов области Самарканда, основную часть жителей которого составляло персоязычное население. По личному настоянию и поддержке Саидризо Ализаде, и благодаря письму группы коммунистов этого района, была создана еженедельная газета «Шуълаи инкдлоб» («Пламя революции»). В те времена политики общей тюркизации всех народов и наций Средней Азии, когда «враги таджикского народа» всячески ограничивали возможности развития его языка, когда, по словам литературоведа А.Махмадаминова, «таджики представляли основную преграду в осуществлении планов пантюркистов» (83, 15), подобное толкование словосочетания «Отдельная автономия» обретало иносказательный протест такого рода национализму.

Особенности сатиры перестроечного периода и независимости

«Таджикская периодическая печать к настоящему времени прошла два этапа развития и ныне находится на новом его уровне. Если первый этап охватывает дореволюционный период XX века, то второй соответствует эпохе Советского Союза. Новый этап начался со второй половины 80-х годов XX века, а после приобретения независимости Республикой Таджикистан приобрёл законную силу» (95, 33). В связи с этапом формирования и развития отечественной периодической печати процветала также публицистическая сатира. На первом этапе появилась на свет сатира прессы и была призвана как средство особой формы публицистики. На втором этапе наблюдается не только развитие сатиры, прессы, но и то, что она заняла своё достойное место в системе разнообразных форм и видов публицистики.

Во второй половине 80-х годов, которая известна как эпоха перестройки, в прессе резко возросло внимание к критике и самокритике. Однако в рамках сатиры всё же недостаточно велась критика и анализ социальной несправедливости. Особенно мало печаталось публицистическо-сатирических материалов на страницах газет «Учительская газета» и «Молодёжь Таджикистана» периода 1986-1987 годов. По сравнению с газетными изданиями, более активную позицию занимал журнал «Хорпуштак». Только за 1986 год журналом было опубликовано 45 материалов сатирического характера, в основном, в жанре фельетона. В частности, фельетоны Б.Ганиева «Цель пчеловодства — получить качественный мёд» (1986, №1), «Пьяному - от ворот поворот» (1986, №2), Н.Аслонова «Недозрелое открытие» (1986, №1), Т.Сайфиддинова, Ф.Фозилова «Жаждущий примирения» (1986, №132) и т.п.

В 1986-87 годах, когда в обществе поднялась волна горбачёвского перестроечного настроения, когда критика и самокритика стала обычным, повседневным делом, в отечественной периодической печати относительно немного издавались публицистическо-сатирических произведений. Среди периодических изданий в отображении животрепещущих вопросов жизни в форме сатирической публицистики, особенно фельетона, более активную позицию занимала газета «Точдкистони Советй» («Советский Таджикистан»). В целом же, основные причины незначительного издания других текстов сатирической публицистики можно свести к следующему:

1) Увеличение количества критических материалов на страницах периодической печати, которое, безусловно, способствовало возрастанию критики в них.

2) Недостаточно должное внимание к профессиональной подготовке журналистов, пишущих на тему критики и сатиры.

В 1987 году в Москве состоялся VI съезд журналистов СССР. В докладе Председателя правления Союза журналистов СССР В.Г.Афанасьева, в частности, отмечалось следующее: «Борьба против бюрократизма, формализма, бумажной волокиты является и остаётся главной задачей средств массовой информации. Основная задача — не только выявление и критика недостатков, но и их предупреждение» (208, 1987, 15 марта). К слову, в периодической печати рассматриваемого периода был заметен критический дух, однако всё же мало бросалась в глаза критика недостатков и упущений. С другой стороны, по сравнению с периодической печатью 60-70-х годов в печати 80-х годов участие писателей в создании сатиры периодической печати оставляло желать лучшего.

Во второй половине 80-х годов XX столетия вследствие влияния перестройки и преобразования советского идеологического строя в Таджикистане, как и в других республиках Советского Союза, появилась новая система периодической печати, которая охватывала следующее издания:

1. официально-государственные;

2. социально-партийные и партийно-политические;

3. личные коммерческие (163,149).

В особенности, в 1990-91 годах стали выходить многочисленные издания, такие как «Паёми Душанбе» - «Вести Душанбе» (1990), «Адолат» -«Справедливость» (1990), «Растохез» - «Воскрешение» (1990), «Сухан» -«Слово» (1991), «Хдфтганч» - «Семь сокровищ» (1991), «Чароги руз» -«Свет времени» (1991), «Сомон» (1991) и мн. другое. Безусловно, во всех этих изданиях трудно было найти критические материалы публицистического характера. Однако «Паёми Душанбе» («Вести Душанбе») как общественно-политическое издание столицы, продолжая традиции в области сатирических произведений, почти в каждом своём номере сумело опубликовать критические материала и фельетоны о недостатках и изъянах в обществе. Дополнительно к этому, настоящая газета организовала специальную юмористическую страницу с названием «Чумъбозор» («Пятничный базар»). Однако, к сожалению, этот юмористической странице не суждено было прожить долго. Сатирические материалы «Паёми Душанбе» («Вести Душанбе») в основном печатались в виде фельетона, реплики и памфлета. Отличительная особенность сатирических текстов названного издания заключалась в то, что после заглавия подчёркивалась жанровая форма произведения. Однако жанровая принадлежность материалов упомянутого издания не всегда соответствовала специфике и особенностям текста. Произведения такого характера можно обнаружить в сочинениях Гафура Икандари, которые публиковались под рубрикой фельетона. В его сочинениях «Прожорливые зоопарка» (1990, 16 октября), «Кооператив выгодной продажи» (1991, 21 февраля), «Из кассы в кассу, а потом в карман» (1990, 9 июля)..., опубликованные в виде фельетона, несмотря на то что в них раскрывались существующие изъяны и недостатки, а также их критика, однако не применялись элементы и средства сатирического плана. Поэтому такие материалы больше напоминали журналистское расследование, ставшее впоследствии в периодической печати как самостоятельный жанр, нежели фельетон.

Если в первые годы перестройки роль сатиры на страницах газет в некоторой степени ослабилась, в последующие годы сатира постепенно занимает своё достойное место. Хотя на страницах периодической печати этого времени сатирические материалы появляются всё больше и больше, однако такие издания, как «Адабиёт ва санъат» («Литература и искусство»), «Точдкитстони Советй» («Советский Таджикистан») а чуть позже «Паёми Душанбе» («Вести Душанбе») начинают занимать лидирующее положение в публицистической сатире. В этом плане особенно выделялась газета «Адабиёт ва санъат» («Литература и искусство»), которая отличалась от других изданий в публикации фельетонов, реплик и других жанров публицистической сатиры. Разница была в том, что в этом издании широта тематики и публицистические сатирические жанры стали более развёрнутыми. Если прежде публикация сатирических материалов, в основном, осуществлялась на страницах с названием «Мушфики», то в годы перестройки рамки возможностей расширились и подобные материалы стали размещаться и на других станицах газеты. Сатирические материалы этих страниц публиковались преимущественно под рубрикой «На перекрестке жизни», «Судебный очерк», «Фельетон», «Вместо фельетона», «Памфлет», «Реплика». Следует отметить, что сатиры страниц «Мушфики» отличаются от сатирических материалов других страниц «Адабиёт ва санъат» («Литература и искусство»). Сатирическим текстам страниц «Мушфики», в основном, были присущи свойства безобидной шутки и насмешки, ибо критика и осуждение не имела конкретного адресата. Наоборот, высмеивание на других страницах этой газеты имело чёткую конкретную направленность, и отличалась своим сильным публицистическим свойством. Такого рода материалы особенно в больших количествах можно обнаружить в последние годы перестройки. Сюда можно отнести публикации Насрулло Асадулло, Додохона Эгамзода «Ещё одна заметка из «Пулнома» («Денежное сочинение»), Суннатулохи Абдуллох «Пусть меня пьёт вино» (1991, 14 марта), Мансури Сайфиддин «Ответ господину Шомиру» (1991, 30 октября), Курбона Хомида «Нет другого выхода (1991, 25 июля) и некоторых других. Эти публикации, вышедшие под рубрикой «Фельетон», «Вместо фельетона», «Памфлет», охватили важные проблемы времени, конкретные социальные пороки. Если в первом фельетоне подвергалась резкой критике и осуждению мошенническое поведение банковских сотрудников при замене 50-100 рублёвых купюр, их протекционизм и закононарушения, во втором фельетоне раскрывается, и осуждаются обманные действия и жульничество завскладом №1 Сельскохозяйственного производственного объединения «Галла» («Зерно») Садриддина Амирова. Последний пользуясь ситуацией экономического кризиса периода перестройки, сумел присвоить государственные средства в размере 1400 рублей путём продажи 520кг муки первого сорта.

Как видно, в годы перестройки не только увеличились сатирические материалы на страницах «Адабиёт ва санъат» («Литература и искусство»), они также разнообразились.

Специфика содержания и разнообразие способов изображения

В жанрах публицистической сатиры одним из главных признаков считается смех, определение места и роли которого также является важной проблемой. Смех как свойство сатиры и шутки тесно связан с историей формирования человечества и юмора, так как смех характерен только человеку. По словам Арасту «среди живого существа только человек способен смеяться». Французский философ Бергсум (1859-1941) в развитии слов Арасту подчеркивает: «Всё что вызывает смех, становится смешным лишь в пределах души и власти человека. И если есть хотя бы одна прекрасная и содержательная картина или же наоборот, она не красивая и бессмысленная, то она не побуждает к смеху. Даже если Вы смеётесь по поводу какого-то живого существа или какого-то головного убора, это только благодаря открытию, которое вы сделали в отношении человека» (40, 32).

Если Арасту суть смеха определяет как особенность присущая человеку, Бергсум эту тему, слово о смехе и вообще, всякую смешную вещь находит в увязке с человеком, юмором и комедией. В этом плане всякое отрешение от процессов обычной жизни может стать источником смеха, при условии, если осознавать его суть. Смех выражает идейное отношение человека к определенному отрицательному явлению. Иногда при слиянии истины и лжи также возникает приятная шутка. Даткий философ Сурай Кай Ярк Гур по этому поводу отмечает: «Пока был молод, был в неведении относительно смеха. Позднее, когда раскрылись глаза, и увидел истину, стал смеяться ... и до сих пор смеюсь» (40, 34).

Психологи полагают, что трезвые люди обычно задерживаются со смехом, или другими словами, смехотворные сюжеты о трезвых людях являются относительно ограниченными по сравнению с другими.

Мевлана Джалолуддин Руми в Диване Шамс (в сборнике Шамс) пишет:

Хотя родился счастливым и радостным вдали от небытия, Любовь научила радоваться по иному меня. Я словно нутро жемчужины, смеюсь, когда меня раскладывают, Потому что смеются всегда, когда покоряют и побеждают. Эти размышления являются свидетельством того, что смех имеет прочную связь со степенью мышления, вкуса и образованности человека. Именно высокое познание, соответствующее восприятие действительности порождают ситуацию, вызывающую смех. Появление такого подходящего момента (ситуации), прежде всего, исходит от несоответствия или противодействия эстетического отношения автора к отрицательному явлению. Отсюда, каждый смехотворный случай как эстетическая категория является по своей сути социальным. Не случайно, что в произведениях великих сатириков особо отмечается существование смеха в душах всех народов и всех наций. Всеобщее признание смеха превратило его, по сути, в особо важный исторический фактор.

Исследование Сайд Али Мусави Гарморуди показало, что слово «смех» в священном Коране использовалось 9 раз: «Как в значении «насмешки», «высмеять кого-то», так и в понятии «смеяться, улыбаясь», «улыбающийся», «смешить» (40, 2002, №3, 38). Однако использование элементов подшучивания и насмешки было предостаточно в отрывках из Корана и в преданиях. Все сказанное является свидетельством того, что смех, насмешка и сатира имели традиционность в исламской культуре, а в таджикской литературе и публицистике - давнюю историю. Классики таджикской литературы Рудаки, Сино, Сузани, Фирдавси, Носир Хисрав, Убайд Зокони, Джами, Мушфики, Ахмади Дониш и другие соблюдали и почтительно относились к этой традиции. В сатирических сочинениях этой категории поэтов и писателей комедия и юмор превратились в высочайшее искусство художественного высказывания.

Позднее эту традицию продолжили писатели и публицисты современной литературы — С.Айни, С.Ализода, Б.Азизи, Бахлулзода, С.Гани, Ф.Мухаммадиев, И.Фаизулло, У.Кухзод и десятки других. Все они подвергли преобразованиям процесс развития сатиры в соответствии с духом времени и требованиями жизни.

Наряду с этим, как было отмечено в первом разделе настоящей главы, некоторые теоретические вопросы сатиры и шутки, в частности, установление особенностей форм и типов, критерий, запросов, повествование всегда находились под пристальным вниманием сатириков. Поэты и писатели таджикской классической литературы, имеющие склонность к созданию сатиры, по-разному интерпретировали истоки появления сатиры и её природы, что является свидетельством их разнообразной точки зрения к этому виду творчества.

В литературе советского периода, а также в таджикской литературе 20-х годов XX века подробное изложение и пояснения истории, теории и практики сатиры считалось важной проблемой, вопросом, связанным и имеющим отношение с требованиями времени. О роли смеха в борьбе против врагов общества неоднократно говорил, обращаясь к сатирикам М.Горький: «Врага бейте лучше всего смехом» (44,262).

В другом месте смех он считает фактором лечения. Отсюда вытекает, что в литературе и публицистике начала XX века был распространен, в основном, два вида смеха. Смех, вызывающий осуждение и доставляющий радость. Однако, в сатирических сочинениях прессы этих годов преимущественно употреблялся язвительно-губительный смех, ибо этого требовала тогдашняя политическая атмосфера времени.

Таким образом, о сатире и её основном элементе — смехе свои полезные мнения высказали и таджикские поэты и писатели. В прессе 20-30-х годов XX столетия обратили внимание на этот вопрос сатирики Б.Азизи и Бахлулзода. Азизи в статье «Взгляд на то, как нас можно рассмешить», некоторые размышления о «Гушмол» и сатирическом журнале «Мулло Мушфики» (2), и Бахлулзола в статье «Взгляд на таджикскую сатиру и юмор» (29), наряду с анализом сатирических материалов таджикской прессы 20-30-х годов, высказали свои размышления о теоретических аспектах сатиры, шутки и смеха. В частности, Б.Азизи пишет: «Рассмешить -это неотъемлемая часть литературы, и для нас, таджиков, имеет историческое положение. Никто этого не может отрицать». Однако Азизи считал, что под воздействием политики того времени, побуждать людей к смеху было делом ограниченным, проводимые на высшем уровне празднества и пиршества отличались низким и пустым своим содержанием. Он особенности рассмешить людей в новом времени объяснял следующим образом:-«После разделения Средней Азии наша смехотворная литература приобрела наравне с другой национальной литературой литературную форму, привлекая к себе каждого труженика, рабочего и дехканина (крестьянина), вынуждая их смеяться и рассмешив других. Не от нашей смехотворной литературы смеются рабочие и крестьяне, однако та группа и категория, которая смеялась до нашего прихода, теперь плачут, читая нашу литературу. Как хорошо смеяться над теми врагами, которые плачут» (2).

Как видно из приведенной цитаты, Б.Азизи комментирует сущность смеха и смехотворения в соответствии с теорией классовости литературы. В комментарии автора обнаруживается две стороны сущности смеха: смех ротив врага и смех над равнодушным. «... Этой своей теорией не хотел бы сказать, что те, которые до революции смеялись над нами, теперь обязаны плакать. Наоборот, они, почувствовав от нашего смеха свой плач, пусть исправляются и приходят к нам, и, смеясь вместе с нами, присоединяются как к нашим радостям, так и печалям».

Похожие диссертации на Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики)