Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дизайн российских журналов : история, теория, практика Сундуков, Александр Сергеевич

Дизайн российских журналов : история, теория, практика
<
Дизайн российских журналов : история, теория, практика Дизайн российских журналов : история, теория, практика Дизайн российских журналов : история, теория, практика Дизайн российских журналов : история, теория, практика Дизайн российских журналов : история, теория, практика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сундуков, Александр Сергеевич. Дизайн российских журналов : история, теория, практика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Сундуков Александр Сергеевич; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2011.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/919

Введение к работе

з

Говоря о графическом дизайне, мы имеем в виду язык визуальной коммуникации, назначением которого является представление информации в определенном виде, готовом к потреблению: удобном, полезном, приятном. Соответственно важнейшее значение для дизайна имеют как уровень технических средств производства, непосредственно наборно-верстально-печатных технологий, так и характер восприятия информации (физические, психологические, социальные и др. особенности). Обе эти сферы, определяющие развитие дизайна, серьезно изменились за последние 10-20 лет.

Актуальность исследования. Сегодняшний уровень развития компьютерных технологий таков, что возможности дизайнера ограничиваются лишь его фантазией и вкусом. Верстая полосы, он может создавать любые композиции, смешивать различные слои, фигуры и цвета. Если говорить о печати, то современная техника гарантирует самое высокое качество воспроизведения текста и иллюстраций, а, например, при выпуске специальных номеров или для уникальных рекламных вставок можно, помимо глянцевой мелованной бумаги, использовать различные виды специальной дизайнерской бумаги. Цифровые технологии повлияли и на процесс восприятия реципиентом получаемой информации. Конвергенция СМИ, гипертекст, формирование так называемого «клипового мышления» -все это потребовало разработки новых подходов к моделированию формы периодических изданий. Пока еще не найден идеальный цифровой носитель-воспроизводитель, который объединит в себе все достоинства цифровой и аналоговой среды. Не найдена и лучшая форма подачи информации на таких устройствах (очевидно, что это должно быть не простое копирование печатного оттиска на экран и не простое слайд-шоу мультимедийного формата). А значит, печать еще будет какое-то время оставаться наиболее надежным, удобным, эстетичным, проверенным источником информации. Что же касается иллюстрированных журналов (особенно массовых глянцевых, научно-популярных, общественно-

политических, делающих ставку на фоторепортаж), то, несмотря на существующие электронные версии, бумажные варианты подобных изданий - в силу именно визуальной специфики - в настоящее время наиболее востребованы.

Объектом данного исследования избраны российские журналы различных типов: наиболее значимые издания прошлого; современные общественно-политические, научно-популярные, глянцевые издания, дифференцируемые по полу и интересам.

Предметом исследования выступает дизайн журнала как процесс и результат создания идейной стилевой концепции, рассмотренный как в ретроспекции, так и в современном его состоянии.

Гипотеза исследования. Дизайн представляет собой некий «язык», на котором выражается идея в послании получателю и с помощью которого получатель «расшифровывает сообщение», реализуя его смысл и функцию. В прессе этот «язык» эволюционировал с развитием технической базы (способов печати) и уровня ожиданий потребителя (подготовленности к восприятию той или иной формы сообщения). Сегодня дизайн журналов должен учитывать современные особенности восприятия, которые диктуют новые требования к структурированию информации. Современный журнальный дизайн - это результат коллективной деятельности. Издатель (главный редактор), формулируя стратегию (уровень всего проекта) и тактику (уровень отдельного номера), по сути, занимается дизайном. Пишущий журналист создает не просто текст с заголовком, а политекст, предполагающий деление на подзаголовки, дополнительные блоки, учитывающий характер и расположение иллюстраций, инфографики (автору также необходимо представлять, как все эти части будут взаимодействовать композиционно и логически).

Целью работы является исследование и представление журнального дизайна как ключевого связующего звена в информационной цепочке «производитель - продукт - потребитель».

Для реализации нашей цели предстоит выполнить ряд задач:

  1. проследить историческое развитие дизайна журналов, отражающего главенствующий стиль эпохи;

  2. проанализировать понятие дизайна при помощи информационного подхода и его положение в коммуникационной цепи «отправитель - канал связи - получатель» и сформулировать авторское определение информационного дизайна;

  1. изучить типологию российских журналов и определить место дизайна в системе типологических признаков современной системы журнальных изданий;

  2. на конкретных примерах выявить значение дизайна при выпуске журнала (показать, как и почему со временем меняется облик издания, какие факторы на это влияют; как сказываются на оформлении особенности восприятия, уровень ожидания и подготовленности аудитории).

Степень разработанности темы. В России оформлению периодики как объекту исследования стали уделять особое внимание в начале XX века. Одними из первых отечественных авторов книг по технике газетного дела были П. Керженцев и С. Срединский . Эта тема периодически возникала на страницах профессионального журнала «Журналист», издававшегося с 1914 года . В 1930-е гг. практики, ратовавшие за применение форм-стандартов при выпуске газет, были обвинены в формализме . Тем не менее, с появлением нового интереса к дизайну в 1950-1960-х гг., идея применения профессиональных стандартов в процессе оформления периодики получила новое развитие.

Керженцев П.М. Газета. Ее организация и техника / П.М. Керженцев. - М.: Изд-во Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р., С, К. и К. Депутатов, 1919. -158 с; Керженцев П.М. Газета. Организация и техника газетного дела. — 4-е изд., доп. / П.М. Керженцев. - М.-Л.: Гос. изд-во., 1925.178 с.

Срединский С.Н. Основы газетного дела. / С.Н. Срединский. - Пг.: Изд-во Петрогр. Совета раб. и красноарм. депутатов, 1918. - 75 с.

3 Срединский С. Газета в Америке / С. Срединский // Журналист. - 1926. - № 11. - С.27-23.; Срединский С.
Симметрия и асимметрия в газетной верстке / С. Срединский // Журналист. - 1929. - № 21. - С. 671-672..

4 Деев А. Война шаблону / А. Деев // Журналист. - 1932. - №34. - С.17-18.

Хатт А. Искусство оформления газеты / А. Хатт // Советская печать. - 1957. - № 5. - С. 74-76.; Хатт А. Об искусство оформления газеты / А. Хатт // Советская печать. - 1965. - № 4. - С. 51-54.

6
Процесс формообразования печатного издания стал рассматриваться с
позиций художественного конструирования (В. Ляхов), возникла идея
композиционно-графического моделирования газет и журналов (В. Бакшин,
С. Галкин, Д. Георгиев, С. Гуревич, А. Киселев, И. Табашников) . В рамках
системного подхода (моделирования) теория газетно-журнального

оформления стала учитывать типологический аспект. Углубленно изучаются аудиторный фактор, специфика восприятия газетно-журнальных полос (С. Васильев, В. Тулупов) . Со второй половины 1990-х годов начинается освоение компьютерного опыта, его возможностей при выпуске печатных

СМИ . Сегодня же, на наш взгляд, особое внимание следует уделять тому, как новые цифровые способы распространения информации, влияющие на общее восприятие сообщений реципиентом, сказываются на дизайне печатной периодики.

Бакшин В. В. Оформление газет разного типа : учеб.-метод, пособие / В. В. Бакшин. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. -72 с; Галкин СИ. Нужна ли газете модель? /СИ. Галкин //Демократический журналист. -1973. - №1. - С.13-14.; Галкин СИ. Моделирование и проблемы теории газетного оформления. К постановке проблемы / СИ. Галкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XI. Журналистика. - 1977. - № 4. - С. 29-37.; Георгиев Д. Режиссура газеты /Д. Георгиев- М.: Мысль, 1979. -264 с; Гуревич СМ. Оформление и выпуск районной газеты / СМ. Гуревич. - М.: Книга, 1969. - 142 с; Киселев А. П. От содержания к форме : основные понятия и термины газетного оформления /А.П. Киселев. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974. -48 с; Ляхов В.Н. Оформление советской книги: Суперобложка, переплет, обложка, форзац/ В.Н. Ляхов. - М.: Книга, 1966. -135 с; Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги / В.Н. Ляхов. - М.: Книга, 1971. - 91 с; Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. Системное проектирование, функциональный анализ / В.Н. Ляхов. - М.: Книга, 1975. - 91 с; Ляхов В.Н. Искусство книги / В.Н. Ляхов. - М.: Советский художник, 1978. - 244 с. Табашников И.Н. Газета делается по модели / Теория и опыт композиционно-графического моделирования. -М., 1980.-94 с.

Васильев С.Л. Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий : Дис.... канд. филолог, наук / С.Л. Васильев - М., 1985. - 206 л.; Васильев С. Л. Удобочитаемость газеты / С. Л. Васильев. - Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1999. - 72 с; Тулупов В.В. Оформление молодежной газеты: теория и практика (на материале областных газет РСФСР): Дис.... канд. филолог, наук / В.В. Тулупов -Воронеж, 1982. - 230 л.; Тулупов В.В. Основы бильдредактирования / В.В. Тулупов // Вестник МГУ. Сер. XI. Журналистика. - 1993. - № 5. - С. 20-26.

8 Беляев А.А. Особенности графической модели Интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ): дис.... кандидата филол. наук / А.А. Беляев. - М., 2009. -244 л.; Дизайн газеты и журнала: Учеб. пособие / под ред. В.В. Волковой - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 224 с; Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие / под ред. Э.А. Лазаревич - М.: Изд-во Моск. го. ун-та, 2000. - 120 с; Заковырина Н. С. Особенности развития советской фотожурналистки 1920-1930-х гг. и журнал «Советское фото» : дис.... кандидата филол. наук / Н.С Заковырина. - СПб., 2007. - 213 л.; Коровкина Е.В. Иллюстрация в английской печати XVII-XIX веков : дис.... кандидата филол. наук / Е.В. Коровкина. - М., 2005. - 219 л.; Ныркова Л.М. Как делается газета/Л.М. Ныркова. - М: ТОО«Гендальф», 1998. -68 с; Осетрова O.B. Шрифт в рекламном дизайне: На примере печатной полиграфической и пресс-рекламы : Дис.... канд. филол. наук / О.В. Осетрова. - Воронеж, 2005. - 222 л.; Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание / В.П. Ситников. - М.: Слово, 2004. - 415 с.

Теоретическую базу исследования составили работы по истории журналистики Б. Есина, А. Западова, И. Кузнецова, Ю. Лучинского, Р. Овсепяна ; работы по типологии А. Акопова, А. Кажикина, Е. Корнилова, М. Шкондина; работы по дизайну Н. Воронова, А. Лаврентьева, Л. Новиковой ; труды по дизайну периодики В. Бакшина, С. Галкина, И. Табашникова, В. Тулупова и исследования С. Васильева, С. Головко, Г. Кнабе, В. Тулупова, в которых рассматривались аспекты восприятия печатной продукции.

Эмпирическую базу составили российские журналы и русскоязычные аналоги западных журналов. В исторической части диссертации представлены наиболее показательные отечественные журналы, выходившие на протяжении трех столетий («Ежемесячные сочинения», «Зритель», «Вокруг света», «Нива», «Огонек», «Смена», «Техника молодежи» и другие); в части, касающейся современной практики выпуска журналов, - наиболее характерные образцы изданий последних пяти лет разных типов («Русский репортер, «Огонек», «Вокруг света», GEO, National Geographic, Cosmopolitan, Glamour, Vogue, Maxim, Men 's Health, Esquire, Rolling Stone, Top Gear, «Зарулем», «Сноб», «Хакер», Computer Вild и другие).

Методологическую базу работы составили общенаучные принципы системности и объективности. В качестве основного метода использовалось наблюдение с последующим применением системного анализа к эмпирическому материалу. Помимо этого в исследовании использовались распространенные в гуманитарных науках методы сопоставления, сравнения, классификации.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что нами осуществляется попытка применения информационного подхода к

Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплект/ Б.И. Есин. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 464 с; История русской журналистики XVIII—XIX веков / под ред. А.В. Западова. - М.: Высшая школа, 1973. - 518 с; Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И.В. Кузнецов - М.: Флинта: Наука, 2002. - 640 с; Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю.В. Лучинский. - Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1996. - 140 с; Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики : учеб. пособие / Р. П. Овсепян. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2005. - 352 с.

Воронов Н.В. Дизайн: русская версия / Под ред. Г.В. Вершина. М.: Тюмень, 2003. - 220 с; Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие - М.: Гардарики, 2007. - 303 с; Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. - М.: Политиздат, 1976. -287с.

пониманию дизайна и выявления его связующей роли в коммуникации как «языка», с помощью которого создается и потребляется продукт. В типологии журналов данный подход нашел отражение в группировке признаков по трем ключевым параметрам: производитель, продукт, потребитель.

Теоретическая значимость исследования представляется в уточнении понятия дизайна, рассмотренного в информационной среде; в предложенном варианте классификации типологических признаков, сделанной на основе информационного подхода; в рассмотрении эволюции журнального дизайна.

Практическую значимость работы составляет возможность использования положений диссертационной работы при запуске нового журнала или корректировке модели уже существующего (осуществление редизайна). Кроме того, поскольку в исследовании показано, как в процессе дизайна участвует весь творческий коллектив редакции, на наш взгляд, оно будет полезно и практикующим журналистам, а также студентам, изучающим дисциплины «Техника и технология средств массовой коммуникации» и «Система СМИ».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дизайн в индустриальной коммуникации выступает своеобразным
«языком» или совокупностью методов по кодированию «сообщения»
источником и интерпретированию его получателем. Иными словами, в
дизайне (в графическом в том числе) учитывается и уровень
подготовленности производителей, процесс планирования и создания вещи, и
уровень ожиданий, подготовки потребителей, процесс выбора и
использования предметов.

2. Идея, концепция издания являются тем компонентом содержательной
модели, на основе которого строится формальная модель - композиционно-
графическая. Дизайн журнала начинается уже на этапе моделирования
содержания, логически продолжается на этапе создания КГМ и завершается
на этапе планирования, макетирования и верстки конкретного номера.

  1. История журнального дизайна демонстрирует нам этапы становления визуального языка: формирование его основных единиц одновременно с эволюцией аудитории, способности читателей к восприятию новых более сложных форм.

  2. Иллюстрация с появлением первого в мире журнала Journal des savants стала неотъемлемым атрибутом данного вида периодики (за исключением литературных изданий). И сегодня она играет ключевую роль в дизайне, являясь одновременно и содержательным, и оформительским элементом. Печать по-прежнему остается наиболее удобным и презентабельным средством передачи статичного изображения.

5. Трансформация психологии восприятия в связи с увеличивающимися информационными потоками и реализацией цифровых технологий заставляет оформителей изменять дизайн журналов в сторону большей пунктуации (представления текста пронумерованным или маркированным списком), гипертекстовости.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях, проводимых факультетом журналистики Воронежского госуниверситета (2006-2010 годы). Основные идеи диссертации опубликованы также в журнале «Акценты. Новое в массовой коммуникации». Две из девяти публикаций вышли в журнале «Вестник Воронежского государственного университета» (Серия «Филология. Журналистика»), включенном в перечень ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертации на Дизайн российских журналов : история, теория, практика