Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теории информационного общества 23
1. Основные теоретические положения ведущих концепций 24
2. Практическая реализация концепций информационного общества: основные задачи и нерешенные проблемы 43
3. Коммуникационные системы в информационном обществе 52
ГЛАВА II. Интерактивные медиа в интернете 67
1. Краткая история электронных интерактивных медиа и их основные характеристики 67
2. Блоги 78
3. Мобильные блоги 107
4. От блогов к «журналистике участия» 120
5. Онлайновые сообщества 135
Заключение 164
Литература 170
Приложения 187
- Основные теоретические положения ведущих концепций
- Практическая реализация концепций информационного общества: основные задачи и нерешенные проблемы
- Краткая история электронных интерактивных медиа и их основные характеристики
- Блоги
Введение к работе
В течение последних сорока лет мы являемся свидетелями преобразований в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые привели к конвергенции СМИ. Средства информации, телекоммуникационные сети и электронная среда общения развиваются в симбиозе, который ведет к трансформации глобальной медиасистемы и расширению каналов коммуникации. Эти изменения, в свою очередь, оказывают существенное влияние на общественное развитие: гражданские общества вступают на путь к обществу информационному, которое приходит на смену индустриальной эпохе.
Опыт развития информационно-коммуникационных структур показывает, что медиа и журналистика занимают значительное место в процессе перехода к новому типу общества1, и это заставляет исследователей вновь и вновь обращаться к «понимаю медиа» и их социальной роли.
Термином «медиа» (множественное число от латинского «medium»
- средство, посредник, способ) обозначают в коммуникативистике
средства связи и передачи информации различных типов - от самых
древних (языки жестов, наскальные рисунки и др.) до самых
современных, образующих глобальные информационные
супермагистрали2.
В особую категорию для обозначения феномена массовой культуры3 выделяются масс-медиа - массовые средства информационных связей, исторически связанные с развитием культуры и социальных отношений в условиях рыночного производства на базе индустриального прогресса. Эти условия создали объективные предпосылки для
1 Вартанова Е.Л. Североевропейский путь к информационному обществу: эволюция инской модели СМИ: Автореф. дис.... д-ра фил. наук. М., 1999. С. 4. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский
толковый словарь концепций и терминов. М, 2004. С. 200. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 7
4 превращения информации в продукт купли-продажи в форме товара, наделенного тремя основными функциями: развлекательной, информационной и просветительской (сюда же можно отнести рекламу). Этот процесс начался в XIX веке и продолжился в XX веке, но качественные сдвиги начались всего несколько десятилетий назад, когда в атмосфере электронно-компьютерной революции произошла концентрация и монополизация информационных средств, которые стали движущими факторами развития массовой культуры1.
К масс-медиа относят прессу, радио, телевидение, кино, звукозаписи, видеозаписи и различные формы новейших компьютерных и мультимедийных устройств, поскольку им присущи объединяющие их качества: обращенность к массовой аудитории, относительная доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения информации. Опора на эту атрибутику позволяет определить СМИ как форму социального взаимодействия посредством информационных сообщений .
Масс-медиа выполняют функцию «транслирующего канала», через который аудитория удовлетворяет свои идеологические, эмоциональные и прочие ожидания3. Они изобретались и совершенствовались из необходимости доставить разнообразную информацию массовой, пространственно-рассредоточенной аудитории. Потребность в массовой трансляции эмоциональных смыслов вызвала их к жизни4. Однако медиа - не просто среда, в которой производятся и транслируются культурные коды, это «экзистенциальный проект жаждущих пробиться и достучаться поверх и через газетную полосу, теле- и радиоэфир»5.
1 Землянова Л.М. Указ. соч. С. 197.
2 Там же.
3 Кириллова Н.Б. Указ. соч. С. 22.
4 Там же. С. 59.
5 Савчук В. Конверсии искусства. СПб., 2001. С. 25 .
Сегодня особенно интенсивно идет процесс формирования глобального, «планетарного» мышления, участниками которого являются медиа. Они изменяются вслед за трансформациями, происходящими в окружающей социальной среде и поэтому неотделимы от таких понятий, как «демассификация», «клип-культура», «виртуальная реальность». Роль медиа в обществе, а также их влияние, растут невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных и психологических аспектах.
В частности, согласно исследованиям Копенгагенского института исследования будущего (Copenhagen Institute for Future Studies), одними из важнейших характеристик современных медиа являются «креативность» и «инновации»1. Эксперты Всемирной газетной ассоциации (World Association of Newspapers, WAN) рассматривают оба понятия как основополагающие в концепции «Творческого Человека» -«человека с творческой жилкой» и «человека, занимающегося творчеством»2: ему интересны и возникновение идей, и их воплощение в жизни. Поэтому под креативностью в этом контексте понимается способность выйти за рамки стандартного мышления и породить новые идеи, а под инновациями - не столько формирование оригинальных идей, сколько их практическое осуществление3.
Инновации появляются тогда, когда потребности общества находятся в соответствии с существующими технологиями, и сейчас как раз наступил такой момент. Сегодня как никогда ощущается потребность в развитии личности, а технические средства предоставляют возможность осуществить это:
1 Творческий человек. Медиаландшафты. Том 3, доклад №6 / Под редакцией Джима
Чишолма // Формируя будущее газет. Серия докладов о современных газетных
стратегиях. М.: ГИПП, 2004. С. 7.
2 Там же.
3 Там же.
У людей становится все больше свободного времени и энергии, поскольку машины на производстве и дома выполняют постоянно растущую часть тяжелого ручного труда;
Благодаря ускорению информационных потоков, точек пересечения различных культурных направлений становится значительно больше, чем было еще полвека назад, а значит, можно найти больше источников для вдохновения;
Создается все больше средств, которые облегчают переход от идеи к законченному продукту1.
История показывает, что прогресс в культуре и технике обычно начинается там, где пересекаются различные культурные течения. В современном обществе это можно наблюдать значительно чаще, чем еще полвека назад: благодаря туризму, иммиграции и всемирной торговле жители разных стран постоянно сталкиваются с идеями и продуктами, которые отличаются от привычных для них стандартов. В то же время в мире развивается множество субкультур.
Одним из важнейших «мест встречи» для культуры и общества стал интернет - максимально децентрализованная и мультикультурная технологическая среда. Компьютер и интернет значительно облегчили процесс перехода от идеи к законченному продукту. До интенсивного развития ИКТ было принято говорить, что творчество - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов работы. Однако сейчас, «по мере того, как техника берет на себя в творческом процессе все больше рутинной работы, мы приближаемся к ситуации, когда творчество будет на 99 процентов состоять из вдохновения и на 1 процент из потения» .
'Там же. С. 10. 2 Там же.
7 Процесс технологизации творчества повлиял и на отношения между читателем/зрителем/слушателем и СМИ. Развитие их взаимодействия идет по трем направлениям:
под нужды пользователя настраиваются персонализированные СМИ (хотя называть такие средства информации массовыми не совсем верно);
медиа берут на себя роль креативных инструментов и сетей;
социально активные пользователи создают необходимые им медиа самостоятельно.
Первый тип СМИ предоставляет своей аудитории возможности выбора интересующих ее информационных материалов и потребления их в удобное время, а не в фиксированное.
Во втором случае медиа, например, поддерживают дискуссионные форумы, где читатели публично обсуждают материалы издания и вступают в полемику с журналистами, а также в той или иной форме участвуют в подготовке медиатекстов. Однако такая структура не удовлетворяет новое поколение активных и креативных читателей, которые тяготеют к горизонтальной медиаструктуре, противопоставляя ее иерархизированной структуре СМИ.
В третьем случае пользователи меньше всего ориентируются на их мнение, выбирая средства информации и коммуникации нового поколения, где читателем и писателем может быть одно и то же лицо, при этом число писателей ограничено только числом читателей. Контент таких медиа максимально интерактивен: читатель, во-первых, хочет отреагировать на него, высказать свое мнение и даже выделить его в самостоятельный медиатекст, а во-вторых, имеет технологическую возможность сделать это быстро и просто.
Несмотря на очевидные ограничения, стоящие на пути реализации этого отчасти утопического проекта, можно привести достаточно примеров, доказывающих, что именно по этому пути пошло развитие
Важной составляющей исследования стала теория коммуникации, которая формировалась на основе трудов в области общественных, естественных и технических отраслей знания.
Теория массовой коммуникации в том смысле, в каком ее понимали западные теоретики, столкнувшиеся с феноменом наращивания сообщений посредством технических средств, сформировалась в трудах Г. Лебона, Г. Тарда, X. Ортеги-и-Гассета, А. Моля и С. Московичи1. В частности, заслугой Тарда явилось выдвижение гипотезы о том, что между характером передачи информации и способом общественного устройства существует прямая зависимость. Каждому типу коммуникации соответствует некоторый тип социума. Более того, тип коммуникации является определяющим фактором в развитии общества .
Массовую коммуникацию в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов рассматривали П. Лазарсфельд и Р. Мертон. Истинной, личностно освоенной социальностью считает коммуникацию немецкий философ Ю. Хабермас4. Американский социолог Ч. Кули рассматривал коммуникацию как механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени5. Основной прикладной моделью коммуникации явилась модель
коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999; Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. - М.: Изд. Моск. ун-та, 2004; Иванов Д. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002.
1 Лебон Г.. Психология народов и масс. СПб., 1995; Тард Г.. Публика и толпа //
Психология толп. М., 1998; Ортега-и-Гассет X.. Восстание масс. М., 2002; Моль А.
Социодинамика культуры. М., 2005; Московичи С. Социальная психология. СПб,
2006.
2 Г. Тард. Публика и толпа // Психология толп. М., 1998.
Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и
организованное социальное действие.// М.М. Макаров. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
Современная западная теоретическая социология. Вып. 1. Ю. Хабермас. М., 1992.
Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2001.
К. Шеннона и Н. Винера1. Одним из основателей социологического направления в теории массовой коммуникации является Г. Лассуэл .
Особую помощь в работе оказал анализ современных коммуникационных концепций, проведенный Л.М. Земляновой, поскольку он наиболее полно отобразил проблемы в этой сфере с позиции журналистики и СМИ.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской науке о журналистике:
- исследованы наиболее существенные проблемы начального этапа
становления новых электронных интерактивных медиа, в том числе,
вопросы взаимодействия с традиционными СМИ;
определена степень влияния новых средств коммуникации и партисипационной журналистики на глобальную медиасистему, а также их роль в развитии современного общества;
выявлена роль веблогов в контексте теорий информационного общества как ведущей философской концепции, осмысляющей ключевые моменты современного этапа общественного развития.
Теоретические методы исследования включили в себя описательный, сопоставительный, сравнительно-исторический методы, системный подход на базе философских представлений, интерпретацию и обобщение существующих точек зрения.
Эмпирическую базу составили новые электронные интерактивные медиа, как на русском, так и на английском языке:
Сайты на русском языке:
Блоги:
«Живой журнал» (Livejournal, )
Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М, 1963; Винер Н. Кибернетика. М., 1968.
Лассуэл Г. Коммуникативный процесс и его структуры // Современные проблемы социальной коммуникации. СПб., 1996.
()
(),
«Блогз.ру» (),
«Дайри.ру» ()
Мобильные блоги:
Моблог ГИПП на конференции «Издательский бизнес 2005» ();
Моблог ГИПП на Всемирном конгрессе редакторов - 2006 ();
Фотоблоги:
«Фото.сайт» ()
«Рамблер-Фото» ()
Сайты онлайновых сообществ:
«Википедия» ()
«Веблог редакторов» ()
Сайты на английском языке:
Блоги:
FishBowlDC ()
()
()
()
()
()
RealClimate ()
Shneier on Security ()
Instapundit ()
Albino Blacksheep ()
Michelle Malkin ()
Engadget ()
18 Boing Boing: A Directory of Wonderful Things () () Мобильные блоги:
Textamerica () () Buzznet () Lifeblog () Фотоблоги:
Flickr () Сайты онлайновых сообществ: Wikipedia () Wikinews () The Editors Weblog () Dodgeball () MySpace () Локальные «народные» сайты: () () () WestportNow () High Plains Messenger () OhmyNews () Статистика блогов: Technorati () Blogpulse () Blogcount ()
19 Эмпирические методы анализа:
- мониторинг российских и зарубежных (в основном,
американских) электронных интерактивных медиа;
контент-анализ блогов, мобильных блогов, фотоблогов, сайтов интернет-сообществ и проектов в рамках концепции «народной журналистики»;
изучение стилистических особенностей текстов и визуального ряда блогов, сообществ и «народных медиа».
Положения, выносимые на защиту:
Новые интерактивные медиа - веблоги, сайты онлайновых сообществ и проекты в рамках концепции «журналистики участия», ориентированные на освещение местных событий непрофессиональными репортерами, - играют важную роль в развитии современного общества. Они являются практическим воплощением ряда положений в концепциях информационного общества и задают ориентиры для дальнейшего развития социума. Этому способствует активное освоение ИКТ со стороны пользователей, которые адаптируют их к своим потребностям и системе ценностей, тем самым, трансформируя сами технологии.
Формирование электронных интерактивных медиа ведет к децентрализации СМИ и демассификации аудитории и ставит вопрос о месте масс-медиа и журналистики в современном обществе: традиционные медиа уже не могут диктовать все разнообразие интересов и мнений, представленных на медиаполе.
Социальная роль журналиста в обществе трансформируется в результате возросшей конкуренции со стороны пользователей интернета, занимающих активную гражданскую позицию и получивших возможность самостоятельно создавать, публиковать и распространять контент в Сети. Пользователи принимают на себя одну из важнейших функций журналиста - формирование информационной повестки дня.
4. На базе новых интерактивных медиа происходит персонификация информационных и коммуникационных потоков, а следовательно, интересы каждого человека удовлетворяются более полно. Несомненной заслугой блогов стал тот факт, что личность, а не массовая аудитория выдвигается на первый план. В связи с тем, что контентом новых медиа часто становятся субъективные комментарии и мнения, можно говорить о возрождении персонализированной журналистики и персонализированных медиа в обновленной форме.
Апробация. Основные положения работы и результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях «Ломоносов - 2004, 2005, 2006» и были опубликованы в виде тезисов и научных статей в сборниках:
Алексеева А.О. Этапы развития газет в Интернете (США и Россия) II Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004». Часть I. - М.: Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, 2004. -С. 3-6 (0,13 п. л.)
Алексеева А.О. Moblog, или новые мобильные медиа II Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005». - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - С. 55-56 (0,1 п. л.)
Алексеева А.О. Народная журналистика: путь к коллективным медиа II Материалы научной студенческой конференции и международной научной конференции аспирантов и молодых ученых при поддержке ЮНЕСКО «Ломоносов-2006». - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - С. 2-3 (0,1 п. л.)
Алексеева А.О. Народная журналистика и «депрофессионализация» СМИ/1 Вестник Московского
21 Государственного Университета, Сер. 10, Журналистика. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006, № 6. -С. 82-87 (0,3 п. л.)
Алексеева А.О. Моблог как средство немассовой коммуникации II Медиальманах. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005, № 4. - С. 10-14 (0,25 п. л.)
Алексеева А.О. От веблогов к «народной журналистике»: путь к новым «коллективным» медиа II Медиальманах. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006, №5. - С. 12-18 (0,4 п. л.)
Общий объем публикаций по теме исследования: 1,3 печатного листа.
Теоретическое значение работы заключается в систематизации и обобщении научных представлений о процессе формирования и развития новых электронных интерактивных медиа, их положения в системе массовых коммуникаций и в концепциях информационного общества.
Практическое значение диссертации состоит, прежде всего, в том, что она обращает внимание журналистов и издателей на формирование конкурентных форм медиа, которые могут оказать существенное влияние на трансформацию роли журналистики в обществе. При этом акцент делается на те средства и методы создания медиаконтента, которые могут быть использованы в традиционных СМИ для создания востребованных и актуальных материалов.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики, в частности, по курсу интернет-СМИ и зарубежной журналистики.
Структура исследования обусловлена целями и задачами данного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяется новизна проведенного исследования, его теоретическая ценность и практическая значимость.
В первой главе представлен критический анализ литературы, освещающей вопросы формирования информационного общества, и сравниваются гипотезы теоретиков. Понятия «коммуникации» и «информационно-коммуникационных обществ» позволяют выйти на рассмотрение новейших форм онлайновых медиа.
Во второй главе проведен анализ, типологизация, жанровое и композиционное сравнение онлайновых медиа, которые можно было бы назвать «коммуникационными».
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и сделаны выводы относительно современного состояния и будущих перспектив развития нового класса медиа, их места в структуре СМИ и растущей роли в медиасистеме непрофессиональных журналистов.
Основные теоретические положения ведущих концепций
Научные споры до сих пор продолжаются, но очевидно одно: научно-техническое развитие конца XX столетия значительно изменило экономику и уклад жизни, присущий индустриальный эпохе. Центральным ресурсом стало знание, а не естественные ископаемые; доминирующими технологиями, на которые делает ставку промышленность, - ИКТ. Они перестроили многие сферы человеческой деятельности, которые оказались «завязанными» на компьютеры, интернет и телекоммуникации. ИКТ внесли решающий вклад и в становление современной глобальной хозяйственной системы, сделав возможным разделение труда действительно в планетарном масштабе.
В социальной науке последних двух десятилетий широко распространены три основные дефиниции современной стадии общественного развития - «общество постмодернизма» , «постиндустриальное общество» и «информационное общество». Эти концепции не равнозначны друг другу, хотя описывают одни и те же глобальные трансформации.
Если постмодернизм является культурологической концепцией и характеризует современное состояние культуры, то постиндустриализм описывает следующий за индустриальным этап общественного развития. Концепцию основоположника этого направления Даниеля Белла можно рассматривать как предшествующую по отношению к теориям информационного общества. Белл первым отметил новые тенденции в технологической и социальной сферах и во многом предопределил становление «информационных» теорий. Подробнее концепция рассматривается в Приложении 1.
Понятие информационного общества носит скорее теоретический, чем практический характер, поскольку говорить о его реальном воплощении очень сложно. Более или менее точно можно констатировать изменения в технологической, коммуникационной и социальной структурах общества, однако в силу того, что эти изменения трактуются разными теоретиками по-разному и даже в рамках одной теории не находят достаточного статистического подтверждения, было бы большим преувеличением утверждать, что они являются причиной формирования реального информационного общества.
Поэтому теория информационного общества используется в работе в качестве идеального типа - метода социологического анализа, введенного немецким социологом М. Вебером1, который помогает постичь и упорядочить эмпирическую реальность. В определенном смысле, идеальный тип построен на эмпирических данных путем некоторой их «деформации»: усиления, выделения, заострения тех элементов, которые представляются исследователю типическими. Под определением «идеальное» имеется в виду не желательность или превосходные качества данного типа общества, а то, что «идеальные» черты приблизительно типичны для современного вида социального действия. Рассмотрим концепции информационного общества подробнее.
Теория информационного общества впервые была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX столетия. Введение термина приписывается Юко Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в «Плане информационного общества», представленного японскому правительству Институтом разработки использования компьютеров (JACUDI)2.
В Плане информационное общество определялось как такое общество, в котором процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы и обеспечивает высокий уровень автоматизации производства. При этом продукт становится более информационно емким. «Производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества», - писал японский исследователь Ёнедзй Масуда, глава Института информационного общества Японии и один из авторов «Плана информационного общества».
Согласно теории Масуды, высокоразвитая информационная сфера подразумевает функционирование разнообразных каналов передачи, способов хранения и обработки как социально значимой, так и личной информации. Принципиально расширяется и круг субъектов -производителей и потребителей - информации.
Практическая реализация концепций информационного общества: основные задачи и нерешенные проблемы
Изустный коммуникативист Фрэнк Уэбстер (Frank Webster) в своем исследовании «Теории информационного общества»2 описал различные концепции, рассматривающие формирование современной стадии развития общества, и пришел к выводу, что им во многом не хватает эмпирической доказательной базы и соответствующих статистических данных, которые бы подтверждали смелые теоретические выводы.
Исследователи все чаще говорят об информации как о главном отличительном признаке современного мира. Они пишут, что мы входим в информационную эру, в «электронное» общество с «виртуальной» экономикой, что мы уже живем в условиях «глобальной информационной экономики»3. Однако слишком многие ученые, «вдохновленные информационной технологической революцией, пришедшие в восторг от интернета, не представляющие своей жизни без электронной почты, проживающие в виртуальной реальности, превосходящую реальность земную, решили, что могут быстренько осознать социальные и экономические последствия, которые, судя по всему, неизбежно наступят: труд будет трансформирован, в сфере образования произойдет переворот, корпоративные структуры переживут новое рождение, демократия подвергнется переоценке - и все благодаря информационной революции»4. Наибольшая проблема, по мнению Уэбстера, состоит в том, что понятие информационного общества обросло множеством предположений и гипотез и уже стало расхожим словосочетанием.
Философы, анализирующие информационное общество, разделяются на два лагеря: сторонники понятия информационного общества и те, кто описывает происходящее как информатизацию уже установившихся отношений. При этом основном различии интерпретации в обоих «лагерях» тоже разнятся между собой. В одном находятся те, кто разделяет убеждение, что в последнее время мы стали свидетелями возникновения информационного общества с характерными признаками, которые отличают его от обществ, существовавших в прошлом. Не все полностью удовлетворены самим термином «информационное общество», но поскольку он доказывает особость нынешней эры и поворотный пункт в социальном развитии, то Уэбстер тоже относит их к первому «лагерю». В другом лагере находятся ученые, которые признают, что информация в современном мире приобрела особое значение, но настаивают, что основной чертой настоящего общества является преемственность по отношению к прошлому.
К первой группе Уэбстер причисляет теоретиков постиндустриализма (Даниела Белла и его последователей), постмодернизма (Жана Бодрийяра (Jean Baudrillard), Марка Постера (Mark Poster)), информационного способа развития (Мануэля Кастельса) и еще некоторых направлений, которые не имеют непосредственного отношения к данной работе.
К сторонникам идеи социальной преемственности Уэбстер относит теоретиков неомарксизма (Герберта Шиллера (Gerbert Schiller)), гибкой аккумуляции (Дэвида Харви (David Harvey)), рефлексивной модернизации (Энтони Гидденса (Antony Giddens)) и публичной сферы (Юргена Хабермаса (Jurgan Habermas)). Ни один из ученых второй группы не отрицает, что информация играет ключевую роль в современном мире, однако они полагают, что ее формы и функции подчиняются давно установившимся принципам1.
Прежде, чем разбирать отдельные концепции, необходимо определить, что теоретики первого «лагеря» имеют в виду под информационным обществом. Всего существует пять определений, и все они связаны с параметрами новизны: технологическое, экономическое, связанное со сферой занятости, пространственное и культурное. При этом определения могут пересекаться, хотя на первое место каждый философ выдвигает какое-то одно. Единой основой всех дефиниций при этом является убеждение, что количественные изменения в сфере информации привели к возникновению качественно нового типа социального устройства - информационного общества. Есть и еще одно определение этого понятия, которое исходит из того, что характер информации изменил образ нашей жизни, а не ее количество2.
Для того чтобы рассмотреть трансформацию медиа-системы в следующей главе, прежде всего, необходимо рассмотреть именно «технологические» концепции возникновения информационного общества.
В центре технологических концепций - технологические инновации второй половины XX века. Новые технологии - один из самых заметных признаков наступления новых времен, и их зачастую принимают за признак рождения информационного общества. Имеются в виду кабельное и спутниковое телевидение, компьютеры, интернет, информационные услуги разного рода. Идея состоит в том, что объем технологических новаций должен привести к социальному переустройству, ибо их воздействие на общество очень значительное .
Краткая история электронных интерактивных медиа и их основные характеристики
Как видно из Главы I, традиционные средства массовой информации вступают в эпоху преобразований под влиянием ИКТ. Меняются не только формы социальной коммуникации, но и формируются новые элементы медиасистемы. Наряду с традиционными СМИ возникают интерактивные цифровые медиа, которые развиваются на базе интернета и для которых характерны иные взаимоотношения с аудиторией1. Цифровые каналы доставки информации требуют и все большего числа содержательных продуктов, которые, в значительной мере, также производятся в Сети.
О конкуренции СМИ со стороны интернета эксперты в области медиа заговорили уже десять-пятнадцать лет назад, советуя издателям обратить особое внимание на развитие веб-ресурсов.
«В начале прошлого года Руперт Мердок, медиамагнат, возглавляющий корпорацию News Corporation и всегда скептически относившийся к интернету, на ежегодной конференции Ассоциации главных редакторов газет США (ASNE) призвал издателей обратить пристальное внимание на интернет-бизнес, так как «новое поколение» потребителей уходит в этот сектор, уделяя все меньше внимания традиционным бумажным газетам» .
Сам же Мердок незадолго до этого объявил о сокращении сектора прессы в своей медиаимперии «Ньюс корпорейшн» (News Corporation), при этом расширив интернет-сервисы. Летом 2005 года корпорация приобрела портал «Майспейс.ком» (MySpace.com) - пятый по посещаемости ресурс среди интернет-пользователей США, занимающийся поддержкой среды для построения сообществ на базе блогов и других информационных сервисов.
Позицию Мэрдока и других издателей, которые последовали его примеру, нетрудно объяснить. Уже сейчас СМИ «старой формации» теряют доходы как от рекламы, которая перетекает в Сеть, так и от падения тиражей. По данным международной аудиторской компании «ПрайсвотерхаусКуперс» (PricewaterhouseCoopers), объем глобального рынка интернет-рекламы в 2005 году составил 12 млрд. долларов, тогда как в 2004 году он был равен 9,6 млрд. Только за третий квартал прошлого года доходы от рекламы в Сети составили 3,1 млрд. долларов, увеличившись на 33,9% по сравнению с аналогичным показателем 2004 года1.
О кризисе в газетной отрасли свидетельствует и аналитический отчет компании «Голдман Сакс» (Goldman Sachs), в котором говорится, что 2005 год стал худшим годом для газетного бизнеса со времен рецессии 2001-2002 годов. Аналитики прогнозируют, что и в нынешнем году каких-либо существенных изменений к лучшему не ожидается. «Голдман Сакс» снизила прогноз роста рекламы в бумажных СМИ на 2006 год с 4 до 3,5%). Высказывается мнение, что к концу 2006 года падение печатных тиражей станет еще более заметным. Газетный бизнес достиг некоей «критической точки», после которой начнется резкое укрепление позиций онлайновых медиа.
Блоги
Телерадиокомпания «Эй-би-си» (ABC) назвала «Человеком года-2004» блоггера - не кого-то конкретного, а абстрактного человека, который ведет блог. Дать точное определение тому, что такое блог, сейчас уже довольно сложно, поскольку это явление заметно диверсифицировалось. Слово «блог» происходит от английского «weblog», которое переводится как «журнал в Сети». Блог - это периодически обновляемая лента сообщений, где заметки (посты) располагаются в обратном хронологическом порядке и могут быть прокомментированы читателями. Автором блога может быть как один человек, так и группа пользователей. В мультимедийных блогах текст комбинируется с фото-, аудио- и видеоматериалами . Из серверов, предоставляющих возможность вести дневник на русском языке, популярны «Живой журнал» («ЖЖ», Livejournal, www.livejournal.com), «Живой интернет» (Liveinternet) и «Дайари.ру» (Diary.ru). За пределами Рунета популярны сайты «Майспейс», «Блоггер.ком», а также блоги, расположенные на самостоятельных сайтах. Принято считать, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Тиму Бернерсу-Ли (Tim Berners-Lee). В 1993 году он разместил первый в истории блог на своем сайте Уже к 1998 году был составлен первый список «блогов», а через год открылся первый портал http://portal.eatonweb.com, объединивший блоггеров. В этом же году разработчики из фирмы «Питас» (Pitas) бесплатно предложили всем желающим собственную службу ведения блогов, а программисты из компании «Пира» (Руга) выпустили «движок» «Блоггер.ком» (Blogger.com). В то же время появился и «Живой журнал». В 2003 году понятие «блог» было занесено в Оксфордский словарь и было определено как сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке1. Дэн Гиллмор (Dan Gillmor), автор нашумевшей книги о «Мы -медиа» считает, что блоггеры сильно влияют на общественную жизнь, и это можно проследить на наглядных примерах. Поскольку многие из тех интернет-пользователей, которые ведут собственные сайты, ассоциируются с непредвзятостью мнений, они могут оказать на аудиторию даже большее влияние, чем рекламные публикации в СМИ. Так, в США, рынками детских колясок заправляет жительница Южной Калифорнии Джанет Маклафлин. «Несмотря на то, что она не зарабатывает своими усилиями ни гроша, написали в «Уолл стрит джорнал» (The Wall Street Journal) в сентябре 2003 года, - мисс Маклафлин, более известная среди своих последователей под именем «Королевы колясок», завоевала авторитет в «подпольном мире» потребителей и обрела недюжинное влияние на них. Покупатели всего мира обращаются к ней за советом.. .»2 Среди этапов, которые блоги проходили на пути своего становления, нужно отметить войну в Ираке в 2003 году, поскольку она стала первой войной, которая освещалась в блогах. Корреспондент американского телеканала «Си-эн-эн» Кевин Сайте (Kevin Sites) писал блог, находясь в Северном Ираке, и публиковал в нем последние новости и фотографии, которые не могли быть показаны по ТВ. Узнав о блоге, «Си-эн-эн» запретил Сайтсу продолжать «двойную игру». Теперь журналист работает на другом телеканале, поскольку во время войны он выбрал блог1. Блоги вели и жители Ирака. Наиболее популярным был дневник автора под ником «Салам Паке» (Salam Pax): молодой архитектор описывал войну с позиции местного жителя и, даже не стараясь быть объективным, живописал те ужасы, с которыми сталкивался каждый день2. Блоггерством занимались и американские военнослужащие, которые транслировали в дневниках свое видение войны, а также их родственники, которые рассчитывали таким образом надавить на администрацию Джорджа Буша и заставить его вывести армию с территории Ирака и прекратить противостояние. Таким образом, мы видим, что блоги представляли все разнообразие мнений о войне, хотя и не претендовали на объективность. В итоге, картина происходящего была очень хаотичной, но зато право голоса было у каждого желающего.