Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозные представления населения европейского Боспора по материалам некрополей I-III вв. н.э. Земскова Анастасия Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Земскова Анастасия Александровна. Религиозные представления населения европейского Боспора по материалам некрополей I-III вв. н.э. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Земскова Анастасия Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-5/1558

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время в изучении материальной культуры Боспорского царства достигнуты значительные результаты. Однако вопросы, связанные с системой религиозных представлений как городского, так и сельского населения I - III вв. н. э. мало изучены. В исследовании данного вопроса практически не задействован археологический материал некрополей городов и сельских поселений Боспора, хотя современный этап развития науки характеризуется возрастающим вниманием к разработке проблемы религиозной жизни в античном мире через призму комплексного изучения нарративных и археологических источников.

Проблема изучения некрополя как источника по религиозным представлениям относится к числу наиболее актуальных, поскольку на современном зтапс развития отечественной науки накоплено достаточно материала для важных теоретических выводов по исследованию религиозных представлений населения европейского Боспора I - III вв. н. э. В тоже время обобщающих работ по изучению верований городского и сельского населения по материалам некрополей крайне мало, поэтому неразработанность данной темы в отечественной историографии определяет необходимость обращения к ней в диссертационном исследовании.

Объект исследования. Объектом исследования в данной работе является комплекс разновременных и разнохарактерных источниковых данных о религиозных верованиях и погребальной практике населения европейского Боспора I - III вв. н. э.

Предмет исследования: религиозные представления боспорского населения I ~ III вв. п. з., реконструируемые на основе комплексного анализа материалов некрополей европейского Боспора.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является исследование религиозных представлений населения европейского Боспора на основе комплексного аналитического изучения некрополей городов и сельских поселений Керченского полуострова в I - III вв. и. э.

Данная цель предопределила постановку следующих задач:

  1. Обобщить, проанализировать, интерпретировать и сопоставить источниковые свидетельства по погребальной практике населения европейского Боспора;

  2. Систематизировать и классифицировать погребальные сооружения I - III вв. н. э., найденные при исследовании некрополей городов и сельских поселений европейского Боспора;

  3. Аналитически осмыслить погребальные традиции боспорского населения в первые века н. э. и на основе полученных данных, провести комплексный анализ боспорской погребальной культуры и связанных с ней религиозных воззрений;

  4. Реконструировать детали погребального обряда, определить его структуру, выявить общие и особенные черты в погребальной практике

городского и сельского населения европейского Боспора в данное время,

используя новые источниковые данные по раскопкам некрополей;

5. Провести интерпретацию погребения как религиозной системы и

проанализировать религиозные верования, распространенные на

территории европейского Боспора I - III вв. н. э.

Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки работы I - III вв. н. э. обусловлены конкретными историческими событиями, повлиявшими на историю Боспорского царства.

Нижняя граница исследования - I в. н. э. - определена по нескольким причинам. Во-первых, с этого времени, даже немного раннее, начинается активное и постоянное вмешательство Рима в дела Боспорского царства. Во-вторых, это начало консолидации и восстановления экономических и политических сил, что приводит ко второму расцвету Боспора. Все эти факторы не могли не сказаться на духовной жизни населения Боспорского царства.

Середина III в. н. э. была рубежом в истории Боспора, так как с этого периода начинается упадок государства. Новые перегруппировки варварских племен, связанные с вторжением готов, герулов, боранов и др., в значительной степени стали предпосылкой острого политического и социально-экономического кризиса, охватившего Боспор. Разоренный и опустошенный так называемыми «готскими войнами», он все же сохраняет на время свою государственность и территорию. Поэтому верхней границей нашего исследования стал III в. н. э., поскольку после этих событий происходят существенные изменения в материальной и духовной культуре населения Боспора, досхойные отдельного исследования.

Территориальные рамки исследования ограничены территорией европейского Боспора: восточной частью полуострова Крым. В работе рассматривались расположенные здесь грунтовые некрополи таких городов, как Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Китей, Нимфей и Илурат, а также сельских поселений: Золотое, Ново-Отрадное, Семеновка, Сююрташ, Артезиан, Кыз-Аул, Зеленый мыс, Сиреневая бухта и Салачик (Старожилово).

Источники.

Данное исследование опирается на совокупность археологических, нарративных, эпиграфических, изобразительных источников.

По объективным причинам в работе преимущественно используются археологические материалы, открытые в процессе раскопок античных некрополей на территории европейского Боспора. Среди них выделяются погребальные сооружения различных типов и разнообразные артефакты, найденные при изучении боспорских погребений, надмогильные погребальные сооружения, прежде всего - стелы. Археологические источники имеют особую важность для воссоздания истории религиозной и духовной жизни местного населения. Они аккумулированы в основном в археологических отчетах и опубликованы в различных изданиях. Ряд

архивных материалов, использованный в данной работе, не вводился в научный оборот.

Кроме того, для понимания особенностей погребальной практики и реконструкции на этой основе религиозных верований, локальных особенностей культовых систем на территории Боспора привлекались данные античных авторов. Нарративную базу исследования составили сочинения античных историков и географов. В диссертации были использованы сведения из сочинений: Гомера, Гесиода, Пиндара, Геродота, Аполлодора, античных трагиков (Эсхила, Софокла, Еврипида) и философов (Платон, орфики), так и римских: Диодора Сицилийского, Страбона, Горация, Плутарха, Павсания, Гигина, Климента Александрийского и Прокла. Данные древних авторов по древнегреческой религии и мифологии помогают проследить эволюцию греческих верований на территории Боспорского царства, понять, какие черты были привнесены местным варварским населением.

Следует упомянуть использованные в работе отдельные свидетельства нумизматических, эпиграфических источников, которые касались темы исследования. Большую ценность в качестве источника по анализу религиозных представлений I - III вв. н. э. представляют эпитафии, собранные в различных музейных собраниях России и Украины. Они в основном уже опубликованы1.

Немало значимой и интересной информации о религиозных верованиях населения европейского Боспора, преимущественно городского, в I - III вв н. э. предоставляют памятники изобразительного искусства: росписи склепов , надгробные стелы1, статуи-полуфигуры4. Они являются ярким источником представлений о загробном мире.

Одним из главных источников по изучению религиозных представлений населения европейского Боспора в I - III вв. н. э. явились погребальные сооружения и погребальный инвентарь, обнаруженные в ходе раскопок Боспорских некрополей. Описание этих источников аккумулировано в археологических отчетах. Только часть из них была опубликована. В своем исследовании мы вводим в научный оборот новый архивный материал.

Некрополи городов европейского Боспора

В большинстве случаев, обращаясь к античным грунтовым некрополям городов европейского Боспора, мы в основном располагаем материалами

' Корпус Боспорских Надписей М, 1964. Сапрыкин С. Ю, Чевелев О Д Фрагмент греческой надписи из Пантикапея. к вопросу об организации Боспорских религиозных союзов // РА № 2 М, 1996, и др.

2 Ростовцев М. И «Античная декоративная живопись на Юге России». СПб., 1914.

3 Матковская Т. А. Античные надгробия из Керчи. (Из новых поступлений в Керченский
лапвдарий) // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях. Л., 1989, Государственный
Эрмитаж. Боспорские надгробные рельефы V в. до н. э. - III в. н. э. Каталог выставки. Л.
1990; и др

4 Из собрания Керченского государственного историко-культурного заповедника.
Лапидарная коллекция. Т. I. Античная скульптура. Киев, 2004; и др

раскопок XIX столетия. Это материалы археологических изысканий, которые велись до конца XIX века в Керчи и ее окрестностях.1 В это время в большей степени уделялось внимание исследованиям курганов, которые могли бы предоставить в распоряжение археологов первоклассные экспонаты для музеев, а раскопкам рядовых могил внимания практически не уделялось.

Во второй трети XX в. советские ученые продолжили исследования городских некрополей I - III вв. н. э,2, но интенсивные и полномасштабные раскопки начались только после Великой Отечественной Войны и продолжаются по настоящее время .

Раскопки могильника столицы Боспорского царства - Пантикапея велись с первой половины XIX в. До нас дошли некоторые записи с описанием погребений и примерные планы некрополя П. Дюбрюкса4, А. Ашика5, Ю. А.

i^yjiaiwi; wxwi v , ІЗ, U. «JLilvl/рІїсіЛі* *1 1*Х. Ні X I/UIUD^DH , ±J. /-{. илаїзаі СІЧНІ и .

Исследования некрополя Мирмекия начались со второй половины XIX в. До настоящего момента сохранились отчеты и записи, об открытых погребениях А. Е. Люценко, Ф. И. Гросса, А. А. Бобринского и К. Е.

1 Бич О. И. Первые раскопки некрополя Пантикапея: Дневник раскопок П. Дюбрюкса
1816-1818 гг // МИА 1959. № 69; Кулаковский Ю. А. Две керченские катакомбы с
фресками // MAP. №6. 1896, Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. М., 1925; Шкорпил В. В.
Отчет о раскопках в Керчи в 1904 // ИАК. Вып. 25., 1907; Бутягин А. М., Виноградов Ю.
А. Мирмекийский некрополь //

2 Блаватский В. Д. Раскопки некрополя Тиритаки в 1933 г. // МИА. 1941. № 4; Кобылина
М. М. Раскопки некрополя Тиритаки в 1934 г. // МИА. 1941. № 4; Марти Ю. Ю.
Разведочные раскопки вне городских стен Тиритаки // МИА. 1941. № 4.

3 ЕТТОПЧТ/Ч-ЧЙ Ч ТТ Пот г. ...,.«т..« ГТли~.../.«Т.>.. Т. 10^4 - '/ Р 1 Q7ft \', 1Q44 Аг.У'КК

BJiiiij"»»-»w>«i о. ^ wx-iv* о риь/ічі>ііічил іінліііашіьл Ь wj-г і. // Г-1, >/v>. ivi., lyjj. прлив

Института Археологии РАН, Он же. Отчет о раскопках Пантикапея 1945-1949 гг. // МИА. 1962. № 103, Гайдукевич В. Ф. Отчет о Боспорской экспедиции 1947 // Р-1, 171. М , 1948; Он же. Отчет о Боспорской экспедиции в 1950 г. // Р-1, 516. М., 1951; Грач Н. Л. Нимфейская археологическая экспедиция (основные итоги исследований за 1973 - 1987 гг.) // Государственный Эрмитаж. Итоги археологических экспедиций. Л., 1989; Кубланов М М., Хршановский В. А. Некрополь Илурата: раскопки 1984-1988 гг. // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях. Л., 1989; Молева Н. В. Она же. Раскопки некрополя Мирмекия 1974-1975 гг. //Очерки сакральной жизни Боспора (избранные статьи) Н Новгород, 2002, Хршановский В. А. Некрополи Илурата и Китея. Археологическая экспедиция ГМИР 1968-1998 гг. // Боспорское царство как историко-культурный феномен. СПб., 1998 и др.

4 Бич О. И. Первые раскопки некрополя Пантикапея: Дневник раскопок П. Дюбрюкса
1816-1818гг.//МИА. 1959 №69.

5 Лысенко А. В., Юрочкин В. Ю Некрополь Пантикапея-Боспора (по материалам
исследований 2000-2002) // О древностях южного берега Крыма и гор Таврических (по
материалам конференции в честь 210-летия со дня рождения П. И. Кеппена), Киев, 2004.

6 Кулаковский Ю. А. Две керченские катакомбы с фресками // MAP. №6. 1896.

7 Шкорпил В. В. Отчет о раскопках в Керчи в 1904 // ИАК. Вып. 25., 1907.

8 Ростовцев М. И. Скифия и Боспор М., 1925; Он же. Античная декоративная живопись на
Юге России. СПб., 1914.

9 Блаватский В. Д. Отчет о раскопках Пантикапея в 1954 г // Р-1, 976 М., 1955. Архив
Института Археологии РАН; Он же. Раскопки Пантикапея в 1954-1958 гг. // СА №2. 1960;
Он же Отчет о раскопках Пантикапея 1945-1949 гг. // МИА. 1962. № 103.

Думберга. Во второй половине XX века систематические раскопки могильника Мирмекия I - III вв. н. э. не велись, а материалы эпизодических раскопок частично опубликованы2.

Некрополь Тиритаки был открыт еще в XIX в., но планомерные археологические изыскания начались лишь с 1933 г. (В. Д. Блаватский1, М. М. Кобылина4, Ю. Ю. Марта5, О. Д. Чсвелев, В. Н. Зинько и А. Л. Ермолин).

Несколько больше данных о некрополе древнего Китея, ряд захоронений которого относится к интересующему нас времени. Во второй половине XIX в. систематические раскопки велись Императорской Археологической комиссией и Керченским музеем. Раскопки, которые проводились в 1928-1929 годах частично опубликованы6. В 1972 году на некрополе вновь начались работы, которые продолжаются в настоящее время7.

Во второй половине XIX в. систематические раскопки Нимфея велись Императорской Археологической комиссией под руководством А. Н. Люценко, Н. П. Кондаковым и С. И. Веребрюсовым8. На современном этапе работы на некрополе были продолжены в 1966 году экспедицией под руководством Грач Н. Л. и велись до 1978 г.9

В начале XIX в. П. Дюбрюкс обнаружил развалины городища и его некрополь10. Первые крупномасштабные исследования некрополя начались после Второй Мировой Войны (В. Ф. Гайдуксвичем, М. М. Кублановым11 и

1 Бутягин А. М., Виноградов Ю. А. Мирмекийский некрополь //

" Молева Н. В. Раскопки некрополя Мирмекия 1974-1975 гг. //Очерки сакральной жизни

Боспора (избранные статьи). Н Новгород, 2002

3 Блаватскнй В. Д. Раскопки некрополя Тиритаки в 1933 г. // МИА. 1941. № 4.

4 Кобылина М. М. Раскопки некрополя Тиритаки в 1934 г. // МИА. 1941. № 4.

5 Марти Ю. Ю. Разведочные раскопки вне городских стен Тиритаки // МИА. 1941. № 4.

6 Гайдукевич В. Ф. Некрополи некоторых Боспорских городов // МИА. 1959 № 69

7 Молев Е. А , Шестаков С. А. Некрополь Китея (по материалам раскопок 1972-1985 гг.) //
Вопросы истории и археологии Боспора. Воронеж, Белгород, 1991; Хршановского В. А.
Раскопки некрополя Китея // Археологические исследования в Крым 1993, Симферополь,
1994; Тульпе И. А, Хршановский В. А Позднеримский погребально-поминальный
комплекс в прибрежной зоне некрополя Китея // Боспорский феномен. СПб , 2001 и др

8 Грач Н. Л Нимфейская археологическая экспедиция (основные итоги исследований за
1973 - 1987 гг.) // Государственный Эрмитаж. Итоги археологических экспедиций. Л.,
1989; и др.

9 Грач Н. Л. Нимфейская археологическая экспедиция (основные итоги исследований за
1973 - 1987 гг.) // Государственный Эрмитаж. Итоги археологических экспедиций. Л.,
1989; Она же. Некрополь Нимфея. СПб , 1999 и др.

10 Хршановский В А Некрополь Илурата топография, хронология, этнокультурная
характеристика // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и
средневековья Керчь, 2003.

Гайдукевич В. Ф. Отчет о Боспорской экспедиции 1947 // Р-1, 171. М., 1948; Кубланов М. М. Раскопки некрополя Илурата. Итоги и проблемы // Научно-атеистические исследования в музеях. Л. 1983; и др.

В. А. Хршановским ). В ходе раскопок были выявлены все основные типы

погребальных сооружений.

Некрополи сельских поселений европейского Боспора I-III вв. и э Планомерные и крупномасштабные исследования некрополей сельских

поселений европейского Боспора I - III вв. н. э. в основном начались во

второй половине XX в.

Наиболее изученным некрополем сельской округи стал некрополь

Золотое, открытый И. Т. Кругликовой в 1953 г. в ходе разведочных работ2. С

конца 60-х гг. XX в. исследованием могильника занималась В. Н. Корпусова.

Благодаря ее периодическим публикациям мы имеем общее представление о

характере погребальных сооружений, распространенных на территории

некрополя3.

iv uu-m ГГ. ywv. о. 1лпи1>пи,л viii\[ji>iinc ncft.punujDi у дер. гшВи-ч-мраднис

Источником для анализа религиозных представлений данного сельского поселения служат публикации отчетов его исследовательницы - Т. М. Арсеньевой4. Несколько меньше изучен некрополь у дер. Семеновки. Источником по истории развития могильника являются лишь отчеты и ряд публикаций И. Т. Кругликовой5.

С 2000 г. началось изучение некрополя городища Артезиан6. Источниками для изучения этого интересного могильника стали отчеты систематических раскопок, проводимых Международной Российско-Крымской Артезианской Археологической экспедицией под руководством Н. И. Винокурова.

В особую группу можно выделить некрополи Караларского побережья (Восточный Крьтм_/, в которую входят ряд могильников; ч^ююрташ, Сиреневая бухта, Салачик и Зеленый мыс. Источником для изучения этой группы некрополей являются отчеты Восточно-Крымской Археологической

1 Кубланов М М, Хршановский В. А. Некрополь Илурата: раскопки 1984-1988 гг. //
Проблемы религиоведения и атеизма в музеях Л, 1989, Гончаровский В. А.,
Хршановский В. А. Раскопки верхнего некрополя Илурата // Археологические
исследования в Крыму 1993 Симферополь, 1994; и др.

2 Крутикова И. Т. Позднеантичные поселения Боспора на берегу Азовского моря // СА,
№ XXV, 1956

3 Корпусова В. Н. Некрополь Золотое. Киев, 1983; и др.

4 Арсеньева Т. М.Некрополь римского времени у дер. Ново-Отрадное // СА. №1 М, 1963;
Она же. Могильник у дер. Ново-Отрадное // Поселения и могильники Керченского п-ова
начала н. э. М., 1970.

5 Крутикова И. Т. Отчет об археологических раскопках Восточно-Крымского отряда у д.
Семеновки, Ленинского р-на, Крымской области // Р-1 № 1705. М., 1958; Она же. Отчет о
работах отряда Причерноморской экспедиции ИА АН СССР //Р-1. № 2634; и др

Винокуров Н. И. Отчеты Артезианской археологической экспедиции за 2000-2007 гг / Рукопись.

экспедицией ИА РАН под руководством А. А. Масленникова', а также ряд его публикаций2.

Систематические и крупномасштабные раскопки некрополя Кыз-Аул начались в 1930 г. под руководством Ю. Ю. Марта. Отчеты этих изысканий были опубликованы В. Ф. Гайдукевичем позднее3. Также в качестве источника мы можем использовать публикации сотрудника Керченского музея О. Д. Чевелева, который проводил плановые раскопки некрополя со второй половины 80-х гг. XX в., а также материалы археологических отчетов Н. И. Сударева4.

Очень информативным и сложным источником является погребальный инвентарь (светильники, жернова, бусы, амулеты и т.д.)5 Особую ценность имеют такие части погребального инвентаря как геммы6, терракотовые и гипсовые статуэтки, поскольку они чаще всего, представляют собой изображения божеств, которых особо почитало население европейского Боспора в I - III вв. н. э.

Историография.

Первые работы по комплексному изучению некрополей европейской территории Боспорского царства в I - III вв. н. э. начали выходить с начала XX в., хотя археологические раскопки могильников начались еще XIX в. Поскольку в публикациях было отражено лишь описание погребений, мы относим эти научные работы к источникам и не рассматриваем как историографические.

Одной из первых работ, где было проведено обобщающее исследование некрополей городов Боспора, является труд М. И. Ростовцева «Скифия и Боспор»8. В этой работе обобщены материалы исследований как некрополей греческих городов Боспора, так и некрополей сопредельных варварских территорий.

С начала 30-х гг. XX в.. когда возобновились научные изыскания на территории Керченского полуострова, выходит ряд работ посвященных исследованиям некрополей различных городов. На пантикапейском и

1 Хотелось бы выразить огромную благодарность профессору, д. и. н. А. А. Масленникову
за предоставленный материал.

2 Масленников А. А. Отчет Восточно-Крымской археологической экспедиции ИА РАН //
Р-1 № 14014. М., 1988; Он же. Отчет Восточно-Крымской археологической экспедиции
ИА РАН // Р-1. № 14891. М, 1989; Он же. Отчет Восточно-Крымской археологической
экспедиции ИА РАН за 1992. М. 1993, Он же Отчет Восточно-Крымской археологической
экспедиции ИА РАН // Р-1. № 18193. М. 1993 и др

3 Гайдукевич В. Ф. Некрополи некоторых боспорских городов // МИА. № 69 ,1959.

4 Чевелсв О Д Новые погребения Кызаульского некрополя // КСИА. № 182. М. 1985.

5 Bailey D. М. Greek and Roman Pottery Lamps. Published by the Trustees of British Museum.
London, 1963; Латышев В. И Очерк греческих древностей. Т. II СПб., 1899, и др.

6 Корпусова В. Н. Античные геммы боспорских некрополей // Новые памятники
художественной культуры. Киев, 1982.

7 Белая Н. К. Терракотовая статуэтка из Мирмекия // КСИА. Вып. 207. М., 1993; Денисова
В. И. Коропластика Боспора. Л , 1981, и др.

8 Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. М., 1925.

тиритакском могильниках исследования проводил В. Д. Блаватский . В своих научных публикациях автором были указаны основные типы погребения, найденные на некрополях, а также описан погребальный инвентарь, обнаруженный в могилах. Подобную информацию о тиритакском некрополе мы можем найти в работах Ю. Ю. Марта2 и М. М. Кобылиной3.

После окончания Великой отечественной войны начинается активное изучение некрополей городов и сельских поселений европейского Боспора. В монографии В. Ф. Гайдукевича «Боспорское царство» некрополям посвящена одна глава4. Она носила в основном иллюстративный характер, в первую очередь рассматривались наиболее яркие комплексы, подкурганные склепы и т.д. Надо учитывать, что данная работа носила обзорный характер и не была посвящена непосредственно некрополям.

По истории некрополя Пантикапея особо хотелось бы выделить исследования В. Д. Блаватского и Г. А. Цветаевой6. В. Д. Блаватский наряду с описанием найденных погребений дает детальный анализ погребальному инвентарю, что является ценным для нашего исследования, так как благодаря этим данным мы можем составить представление о погребальном обряде, который использовался на территории Пантикапея.

Работы Г. А. Цветаевой, несмотря на то, что они были написаны в 50-е гг. XX в., и на настоящий момент количество материала погребениям Пантикапея значительно увеличилось, они не потеряли своей актуальности. В них подробно описана история существования некрополя и раскрыты причины его эволюции.

В конце 50-х гг. XX в. В. Ф. Гайдукевич выпускает несколько научных статей посвятттенных погребальным сооружениям Тиритаки Китея и Кыз-Аула7. В этих работах была сделана попытка анализа погребальных сооружений данных некрополей, и освещен часто встречаемый погребальный инвентарь.

В 60-70-е гг. XX в. выходит большое количество исследовательских работ, как по исследованию некрополей европейской территории, так и по истории религиозных представлений населения Боспорского царства.

1 Блаватский В. Д. Раскопки некрополя Тиритаки в 1933 г. // МИА. 1941. Ns 4; Гайдукевич
В.Ф. Раскопки некрополя Тиритаки // Некрополи некоторых Боспорских городов. МИА.
1959. №69.

2 Марти Ю. Ю. Разведочные раскопки вне городских стея Тиритаки // МИА. 1941. № 4.

3 Кобылина М. М. Раскопки некрополя Тиритаки в 1934 г. // МИА. 1941. № 4.

4 Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М., 1949.

5 Блаватский В. Д. Раскопки Пантикапея // КСИИМК. Вып. 33. М., 1950, Он же. Раскопки
Пантикапея в 1954-1958 гг. // СА. №2. I960; Он же. Отчет о раскопках Пантикапея 1945-
1949 гг. // МИА. № 103. 1962.

6 Цветаева Г. А. Грунтовой некрополь Пантикапея // МИА. 1951. № 19; Она же.
Курганный некрополь Пантикапея // МИА. 1957. № 56.

7 Гайдукевич В. Ф. Некрополи некоторых Боспорских городов // МИА 1959 № 69.

Раскопкам некрополя Мирмекия посвящены исследования Н. В. Молевой . При анализе погребений была сделана попытка классификации погребальных сооружений, однако, автор в ее основу положила только один тин погребения.

Большой вклад в исследование некрополя Илурата внес М. М. Кубланов . В своих работах он подробно осветил историю существования могильника, составил классификацию погребальных сооружений, которые были найдены на территории некрополя, детально рассмотрел погребальный обряд и проанализировал погребальный инвентарь, встречающийся при раскопках захоронений. Все эти данные очень ценны при исследовании религиозных представлений боспорян.

В нескольких статьях дана характеристика некрополей Золотое3, у дер. Ново-Отпадное и v ярп_ Семеновки . В них поппобно списаны погребения її дан анализ погребального инвентаря.

Проблеме религиозных представлений населения Боспорского царства посвящено диссертационное исследование В. Н. Корпусовой «Некрополи сельского населения Боспора II в. до н. э. - IV в. н. э.» . В своей работе автор детально рассматривает погребальный обряд и на его основе дает анализ религиозных представлений.

В 80-90-е гг. XX в. выходят ряд фундаментальных работ по изучению некрополей европейского Боспора. Одним из самых полных исследований конкретного некрополя является монография В. Н. Корпусовой «Некрополь Золотое»7. В этой интересной и полной работе подробно рассмотрена история развития некрополя Золотое, дана классификация погребальных сооружений, проанализирован погребальный обряд и охарактеризован погребальный инвентарь.

К этой категории работ относится обобщающее исследование М. М. Кубланова по некрополю Илурата8. В данной статье автор подводит некий итог работе, произведенной на территории некрополя. Здесь же М. М.

Молева Н. В Исследование Античного некрополя в городе Керчи // АО 1974. М. 1975; и

?Р Кубланов М. М. Раскопки некрополя Илурата // АО 1969. М., 1970; Он же. Исследования

некрополя Илурата // КСИА. Вып. 128. 1971; Он же. Раскопки некрополя Илурата //

КСИА Вып. 130 М, 1972; и др.

3 Корпусова В. Н. и Орлов Р. С. Раскопки некрополя сельского поселения европейской
части Боспора // АО 1970. М, 1971; Корпусова В. Н. Некрополь у с. Золотое // КСИА.
Вып. 128 М., 1971; и др.

4 Арсеньева Т. М. Некрополь римского времени у дер Ново-Отрадное // С А. №1. М , 1963;
Она же. Могильник у дер. Ново-Отрадное // Поселения и могильники Керченского п-ова
начала н. э. М, 1970.

5 Крутикова И. Т. Некрополь поселения у дер. Семеновки // СА. №1.1969.

6 Корпусова В. Н. Некрополи сельского населения Боспора II в. до и. э. - IV в. н. э. /
авторсф. диссер. на соиск.... канд. истор. наук. Киев, 1975.

7 Корпусова В Н Некрополь Золотое. Киев, 1983.

8 Кубланов М М. Раскопки некрополя Илурата. Итоги и проблемы // Научно-атеистичекие
исследования в музеях. Л., 1983; и др.

Кубланов делает попытку показать религиозную ситуацию в Илурате на материалах погребений.

Монография А. А. Масленникова «Население Боспорского государства в первые века и. э.»1, обобщающая результаты исследования некрополей городов и отчасти сельских поселений I - III вв. н. э., до сих пор является единственной в своем роде. В этой работе автор дал подробную характеристику погребальным сооружениям могильников и на основе исследования погребального инвентаря попытался определить религиозные представления боспорян.

В это время продолжает выходить материал по исследованию отдельных некрополей городов и сельских поселений европейского Боспора I - III вв. н. э. По изучению пантикапейского некрополя выходят статьи О. Д. Чевелева , б которых он вводит в оборот новые археолої ические данные, сравнивая новые находки с уже обработанным материалом.

Основные публикации по исследованию некрополя Китея приходятся на 80-90-е гг. XX в. В своих работах авторы (В. А. Хршановский, И. А. Тульпе, Е. А. Молев) пытаются проанализировать и сопоставить погребальные сооружения, которые использовались на территории могильника. К тому же в их статьях имеется информация о некоторых особо интересных видах погребального инвентаря .

Такая же ситуация сложилась с изучением некрополя Нимфея. Вся история его развития была освящена в монографии Н. Л. Грач «Некрополь Нимфея»4 (работа была завершена коллективом авторов). В исследовании дан полный каталог погребальных сооружений, сделана попытка их классификации и проведен анализ погребального инвентаря.

Проблеме религиозных представлений посвящена диссертация Н. А. Богдановой «Религиозные представления сельского населения позднескифского государства в Крыму» . В своем исследовании автор основное внимание уделяет религии поздних скифов и лишь отчасти затрагивает их влияние на население Боспорского царства.

В это время выходит много важных и интересных исследований по материалам погребального инвентаря, таким как геммы , терракотовые и

1 Масленников А. А. Население Боспорского государства в первые века н. э. М, 1990.

2 Чевелев О. Д Новые расписные склепы некрополя Пантикапея // Скифия и Боспор.
Новочеркасск, 1989; и др.

3 Хршановского В. А. Раскопки некрополя Китея // Археологические исследования в
Крым 1993, Симферополь, 1994; Он же. Раскопки некрополя Китея и верхнего некрополя
Илурата // Археологические исследования в Крыму 1994. Симферополь, 1997; Тульпе И
А., Хршановский В. А. Позднеримский погребально-поминальный комплекс в
прибрежной зоне некрополя Китея // Боспорский феномен. СПб., 2001; и др

4 Грач Н. Л. Некрополь Нимфея. СПб., 1999.

5 Богданова Н. А. Религиозные представления сельского населения позднескифского
государства в Крыму / Автореф диссер. насоиск....канд. истор наук. Л. 1980.

6 Корпусова В. Н. Античные геммы боспорских некрополей // Новые памятники
художественной культуры. Киев, 1982; Она же. Некрополь Золотое. Киев, 1983.

гипсовые статуэтки1, гипсовые прилепы на гробы2, светильники3, жернова и т.п . Авторы публикаций не только описывают найденные артефакты, но и дают подробную мифологическую характеристику и выявляют их роль в погребальном обряде.

С этого периода начинается исследование боспорского надгробного рельефа как источника религиозных представлений населения европейского Боспора в I - III вв. н. э., а также других погребальных сооружений: статуй полуфигур и антропоморфных надгробий5.

С 2000 г. по настоящее время продолжены исследования городских и сельских некрополей. Пантикапей разрабатывается на предмет анализа вновь открытых погребальных сооружений и сравнения их с ранее найденными на некрополе6, а также публикации старых материалов раскопок7.

ТЛтТ/4л^ЛТ^«»ПТТТ»*Т ТТЛ 1ГЛппя<тЛПпт.т..П . т ,*._„„ г. Л ~ ,- ТГ..—., „ TJ J ТХ

iiinj/vpmuqiiyi iiv ii\*\,jL\*n,\JDO.nrirvj Ш-припилл ІЧИІСЛ, АШМфСЛ И Jfljl^paid

постоянно пополняются за счет введения в оборот нового научного материала, связанного с описанием погребальных сооружений и анализом погребального инвентаря8.

По материалам некрополей сельских поселений вышла большая обобщающая статья А. А. Масленникова по могильникам Караларского побережья (Восточный Крым). В этой работе автор проводит сравнительный анализ между всеми некрополями сельских поселений европейского Боспора I - III вв. н. э.

1 Глушец Л. Н. Изображения богини на троне в коллекции терракот керченского историко-культурного заповедника // Научный сбориик Керченского Заповедника Керчь, 2006; Денисова В. И. Коропластика Боспора. Л., 1981; и др.

Иллариошкина Е. Н. Боги и герои греческих мифов в боспорской гипсопластике // БИ. Вып. I Симферополь, 2001, и др.

3 Зубарь В. М, Сорочан С. Б. Светильники в погребальном обряде античных городов
Северного Причерноморья // Античная культура Северного Причерноморья. Киев, 1984;
Кобылина М М. Изображение восточных божеств в Северном Причерноморье в первых
веках н. э. М., 1978; и др.

4 Тульпе И А, Хршановский В. А. Жернова на некрополе // Вещь в контексте культуры
материалы научной конференции). СПб, 1994

Матковская Т. А. Особенности композиционного решения боспорских надгробных рельефов первых веков н э. // Население и культура Крыма в первые века н. э. Киев, 1983, и др.

6 Зинько В. Н. Пангикапейский погребальный комплекс I в н. э. // МАИЭТ. Вып X.
Симферополь, 2003; Сохин М. Ю. Изучение «новой системы» подземного некрополя
Пантикапея // ДБ Вып 5. М., 2002; и др.

7 Чевелев О. Д. , Охранные раскопки восточного некрополя Пантикапея на ул. Кирова в
1987-1988 гг. // Научный сборник Керченского заповедника. Вып. 1 Керчь, 2006

Хршановский В. А. Погребальный комплекс с трупосожжением І в н э на некрополе Китея // Боспорский феномен. СПб., 2001; и др.

9 Масленников А. А. Грунтовые некрополи сельских поселений Караларского побережья (Восточный Крым) первых веков н. э. // ДБ. Вып. 3. М., 2000.

В настоящее время продолжаются исследования надмогильных погребальных сооружений, найденных на территории некрополей1. Благодаря данным авторов научных публикаций мы имеем возможность сопоставить данные погребального обряда и надмогильных погребальных сооружений с целью исследования религиозных представлений населения европейского Боспора I - III вв. н. э. Изучению такого исторического источника как боспорские расписные склепы посвящено несколько интересных и обстоятельных работ2.

За последнее десятилетие было опубликовано несколько работ, посвященных проблеме религиозных представлений населения европейского Боспора в I — III вв. н. э. Среди них наиболее значимыми считаются монография В. М. Зубаря, А. И. Хворостяного «От язычества к христианству^3 и исследование А. С. Русяевой «Религия понтийских зллинов в античную эпоху»4. Стоит отметить, что ряд исследований по религии посвящен появлению и распространению христианства на территории Боспорского царства5, а данный аспект религиозных представлений интересует нас лишь отчасти, так как выходит за наши хронологические рамки.

Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач были привлечены методы проблемно-исторического анализа. При использовании нарративных источников применялся структурно-текстологический метод исследования, а к археологическим материалам был привлечен структурный анализ и компаративный метод.

Новизна и практическая ценность работы состоит в том, что в рамках одного исследования рассматривается широкий круг вопросов, связанных с религиозными представлениями, на основании комплексного анализа материалов некрополей городов и сельских поселений европейского Боспора I - III вв. н. э. Разработана новая классификация погребальных сооружений. Предпринято исследование погребального обряда городского и сельского населения европейского Боспора I - III вв. н. э., выявлены их общие и особенные черты.

Изучена структура погребения, включая надмогильные погребальные сооружения. Дан подробный анализ боспорскому надгробному рельефу как источнику по выявлению религиозных верований боспорян.

1 Матковская Т. А. Образ боспорянки (по материалам Керченского лапидария) // Боспор
Киммерийский и Понт в период античности и средневековья Керчь, 2001; Из собрания
Керченского государственного историко-культурного заповедника Лапидарная
коллекция. Т. I. Античная скульптура. Киев, 2004; и др.

2 Хворостяный А. И. Полихромная роспись боспорских склепов как исторический
источник для изучения религиозных представлений и верований боспорян // Боспор
Киммерийский и Понт в период античности и средневековья. Керчь, 2001; и др

3 Зубарь В. М, Хворостяный А. И. От язычества к христианству. Киев, 2000.

4 Русяева А. С Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Киев, 2005.

5 Зинько Е. А. Христианские мотивы в росписях пантикапейских склепов // МАИЭТ Вып.
X. Симферополь, 2003; и др.

Практическое значение работы заключается в том, что она освещает историю Боспорского царства в I - III вв. н. э., включая в научный оборот ряд вопросов, связанных с религиозной жизнью населения. Отдельные положения диссертации могут быть использованы для написания спецкурса по Истории Боспорской религии, а также в организации музейных экспозиций, отражающих сущность и историческое развитие религиозных представлений.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры Истории древнего мира и средних веков МПГУ.

По материалам научного исследования автором был сделан ряд докладов на научных конференциях МПГУ (Москва, ноябрь, 2005,2006), ПТУ (Пермь, апрель, 2007), СПиГУ (С-Петербург, октябрь, 2008), а также опубликованы статьи.

Похожие диссертации на Религиозные представления населения европейского Боспора по материалам некрополей I-III вв. н.э.