Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Гусева, Мария Владимировна

Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта
<
Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гусева, Мария Владимировна. Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Гусева Мария Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак.].- Москва, 2011.- 299 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/324

Содержание к диссертации

Введение

1. Генрих фон Трейчке 45

1.1. Биография 47

1.2. Выработка основ немецкой национальной идентичности 58

1.3. Прусский «миф о происхождении» - 77

1.4. Национальные.герои в концепции Трейчке 84

1.4.1. Мартин Лютер: рождение «немецкой» веры 88

1.4.2. Фридрих II: возвышение Пруссии 95

1.4.3. Отто фон Бисмарк: объединение Германии 103

1.5. «Культурная нация» и «веймарский миф» в концепциях Трейчке 119

1.6. «Великие эпохи» национальной истории 130

1.6.1. Освободительные войны 131

1.6.2. Объединение Германии 137

2 .Юлиус Лангбен 150

2.1. Биография 152

2.2. «Культурный пессимизм» 162

2.3. Программа «духовной реформы» немецкого народа 174

2.3.1. Индивидуализм: «основополагающая и изначальная движущая сила

всего немецкого» и «глубочайшая сторона немецкой сущности» 175

2.3.2. Герои: «сияющие знамена, вокруг которых собирается толпа борющихся» 179

2.3.3. Рембрандт: «лекарство, в котором нуждаются современные немцы» 184

2.3.4. «Нижнегерманец»: «истинное... немецкое сегодняшнего дня» 190

2.4. Социально-политические смыслы построений Лангбена и механизм

реализации интеграционной модели 200

3. Вернер Зомбарт 218

3.1. Биография 222

3.2. «В ойна культур» 230

3.3. Основы консолидации нации 23 9

3.3.1. Немецкий милитаризм: «... война для нас священна» 239

3.3.2. Немцы как герои 244

3.4. Специфика национальных представлений Зомбарта 255

Заключение 268

Библиография 276

Введение к работе

Феномен национализма издавна привлекал к себе внимание в> силу его значимости для общественно-политической жизни и исключительного мобилизационного потенциала. Неисчерпаемая вариативность проявлений национализма в сочетании с неоднозначностью его исторической роли обусловливали все новые попытки его осмысления, а с конца 80-х годов XX в. и по сей день феномен национализма и вовсе находится на пике научного интереса. Тем не менее, на фоне крупных успехов в его изучении, несмотря на существование множества концепций, ни на уровне интегральной теории, ни на уровне конкретно-исторических исследований' обращение к национальной проблематике не исчерпало себя, что определяет актуальность темы.

История немецкого национализма традиционно- привлекает к себе особый интерес, специфическая политическая подоплека которого связана с ролью, сыгранной им в XX веке: стремление ретроспективно выявить идейные корни национал-социализма наложило видимый отпечаток на ход многолетней дискуссии об «особом пути» Германии, определив телеологическую направленность полемики о континуитете и дисконтинуитете в истории немецкого национализма. В целом* его развитие представляет достаточно сложную картину. Расцвет немецкой национальной идеологии приходится, как и в большинстве европейских стран, на XIX и XX века, однако ее истоки относятся к значительно более раннему периоду. Вполне определенно они документируется в эпоху Возрождения в трудах немецких гуманистов. Знаковую веху в истории национальной мысли представляла Реформация, в которой рядом с теологическим измерением большое значение имел национально-политический компонент, связанный с освобождением от влияния Римской католической церкви. Важным этапом в развитии немецкого национализма стала Тридцатилетняя война, закрепившая состояние раздробленности, которое во многом определило специфику пути немецкой национальной идеи: не имея в отличие от большинства европейских стран таких объективных условий складывания национальной общности, как наличие общих государственных границ и лояльность одной династии, немецкий национализм должен был искать основы интеграции в первую очередь в сфере культуры, что получило воплощение в развитии; так называемой «культурнойнации».

Решающий импульс в истории- немецкого национализма дала: французская! революциям и: наполеоновские- войны. В! общей борьбе за? освобождение от французского господства.: сознание принадлежности к национальной* общности обретает все более определенные контуры, в то время-как целая; плеяда:национальных идеологов: во . главе , с И:Г. Фихте разрабатывает содержательную- сторону национальной,идеи. Вместе с тем: подъем,национального движенияше был-закреплен; созданием политических .рамок нации: наї месте прекратившей; в* 1806г. свое существование Священной Римской- империш в^ 1815 г. возник Германский; союз, включавший.-41 государственное образование. Неудовлетворенность подобным? положением^ дел- вылилась в возникновение специфическойї связи? между национализмом*и« либерализмом, под знаком которой2прошли 30-е и 40-е годькХГХ)в. Кульминационным: моментом в-, истории национального движения* стала? революция? 1848 — 1849 гг;, неудача которой означала поражение либеральной модели решения^ «германского вопроса»; На авансцену выдвигается* противостояние двух путей; объединения Германии «сверху»: «малогерманского» с гегемонией; Пруссии и исключением другого, ведущего германского- государства, Австрии; и «великогерманского» —. с включением Австрии в состав; будущего государства.

Первый* из этих путей, был реализован: в. 1871 г. с созданием* Германской; империи,, осуществленном «железом и кровью» в результате, победоносных ВОЙН: с. Данией (1864), Австрией (1866) и Францией (1870 - 1871). В целом- в истории немецкого национализма период кайзеровской Германии занимает выдающееся; место. Национализм не только оказал существенное влияние на курс политический-государства, но и наложил видимый отпечаток на всю общественную жизнь. Свош зримые проявления он нашел в проведении парадов; и праздников, воздвижении; памятников и становлении культа национальных героев, в устройстве системы образования и воспитания, в организации и деятельности союзов националистической направленности — именно эти сюжеты, в значительной; мере определяют собой образ эпохи.

Картина блестящего расцвета национализма при своей яркости не является, однако, исчерпывающей. Необходимо учитывать, что, несмотря на продолжительный многосторонний процесс складывания предпосылок объединения, создание Германской империи было революционным актом: в 1871 г. были определены общие политико-правовые рамки национального единства, однако перед новым государством остро стояли задачи дальнейшей интеграции. Серьезные преобразования' должны- были произойти в сфере управления и развития» инфраструктуры. Напряженную борьбу в первые годы существования империи можно наблюдать в политической сфере, где определялись отношения новых властных институтов и курс государства. Итогом ее стало так называемое «второе» или «внутреннее» «основание империи» после 1878 - 1879 гг.

Политическое объединение сопровождалось не менее сложными процессами выработки национальной идентичности, порождаемыми необходимостью внутренней консолидации нации. Очевидно, что задача преодоления вековой раздробленности не могла быть- решена одномоментно актом основания! национального государства: и после 1871 г. граждане Германской империи продолжали считать себя,> в первую очередь баварцами, саксонцами, фризами и т. д., а не немцами. Помимо этого, национальная, идея должна была пережить, метаморфозу и в политическом отношении: тогда как немецкое национальное движение имело длительные традиции развития в рамках «культурной нации», не только не будучи инкорпорированным в государственные структуры, но и приобретая в определенные периоды оппозиционный* характер, с образованием Германской империи национализм становится важной составляющей официальной идеологии. Таким образом, новые политические рамки национальной общности требовали существенной трансформации национального самосознания. Именно формирование национального самосознания в кайзеровской Германии составляет объект исследования.

Поиск национального самоопределения проходит в параллельном развитии двух противоположных направлений. С одной стороны, контуры собственного образа определяются в противопоставлении «чужому». Подобный путь негативной интеграции играл в кайзеровской Германии значительную роль, причем интерпретация «чужого», «другого», исключаемого из создаваемой национальной общности, могла принимать формы конструирования образа внешнего или внутреннего «врага». С другой стороны, негативному образу при формулировке ответа на вопрос о том, кто есть немцы или какими они должны быть, с необходимостью противопоставляется позитивный идеал, образующий некий стержень, вокруг которого происходит консолидация национальной общности. Проблематика негативной интеграции достаточно хорошо разработана1, в настоящей же работе предполагается* сфокусировать внимание на другой, часто незаслуженно остающейся на периферии составляющей: предметом исследования является выработка моделей позитивной национальной интеграции. \

Впоследствии эти модели могли восприниматься* и тиражироваться официальной пропагандой или ложиться в основу определенных идейных течений -собственно процессы внедрения рассматриваемых идей в общественное сознание, а также вопросы их бытования* в повседневной действительности, которые в- каждом случае собственную логику развития и эволюционируют асинхронно, оказываются за рамками, внимания. Первичная формулировка- моделей позитивной национальной интеграции, которые впоследствии могли восприниматься и тиражироваться официальной пропагандой или ложиться в основу определенных идейных течений, принадлежала национальным идеологам, рекрутируемым' из среды интеллектуалов. Роль «пророков национализма»2 на всех этапах развития национальной идеи была исключительно велика. В кайзеровской Германии появляется* целая плеяда национальных идеологов. Выбор конкретных имен в подобной ситуации всегда остается дискуссионным. В данном случае критериями становились не только значимость концепций для развития национальной мысли; рассматриваемые «пророки национализма» выступали как представители и основатели определенных тенденций, которые в зависимости от меняющихся условий возникали, сменяли друг друга или сосуществовали в национальной идеологии Германской империи.

В соответствии с этими принципами в диссертации рассматриваются идеи крупного историка Генриха фон Тренчке (1834 - 1896) как борца за объединение 1 Koselleck R. Zur historisch-politischen Semantik asymmetrischer Gegenbegriffe II Idem. Vergangene Zukunft: Zur Semantik geschichtlicher Zeiten.Frankmrt a. M., 1979; Jeismann M. Das Vaterland der Feinde: Studien zum nationalen Feindbegriff und Selbstverstandnis in Deutschland und Frankreich 1792 - 1918. Stuttgart, 1992; Aschmann В., Salewski M. (Hrsg.) Das Bild"des Anderen": Politische Wahrnehmung im 19. und 20. Jahrhundert. Stuttgart, 2000; Bayerdbrfer H.-P., Dietz В., Heidemann F., Hempel P. (Hrsg.) Bilder des Fremden: Mediate Inszenierung von Alteritat im 19. Jahrhundert. Berlin, 2007; Гудков Л. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага / Под ред. Л. Гудкова. М., 2005. 2 Сравн.: Kohn Н. Propheten ihrer V6lker: Mill, Michelet, Mazzini, Treitschke, Dostojewski: Studien zum Nationalismus des 19. Jahrhunderts. Bern, 1948; Schwedhelm K. (Hrsg.) Propheten des Nationalismus. Milnchen, 1969; Gramley H. Propheten des deutschen Nationalismus: Theologen, Historiker und Nationalokonomen 1848 - 1880. Frankfurt a. M., 2001.

Германии, выстраивавшего свои взгляды в русле «реальной политики»3, публициста Юлиуса Лангбена (1851 - 1907) как выразителя «культурного пессимизма»4 и известного политэкономиста Вернера Зомбарта (1863 - 1941), чье выступление в. период Первой мировойвойны принадлежит к числу ярких образцов текстов «войны культур»5. Соответственно, цель исследования составляет анализ вариантов решения проблемы позитивной национальной интеграции, предложенных Г. фон Трейчке, Ю. Лангбеном и В: Зомбартом. Поставленная цель обусловливает задачи работы. i Прежде всего, необходимо подробнее остановиться на фигурах избранных для рассмотрения- протагонистов национализма. Речь идет не только о биографических сведениях, помещенных в некий общий контекст эпохи, но и о механизме зарождения национальных идей: в рамках полемики о роли интеллектуалов вь конструировании нации конкретное обращение к биографиям национальных идеологов! оправдано попытками определить, в какой мере они генерировали новые взгляды или- с «сейсмографической» чуткостью улавливали и артикулировали настроения времени.

Поскольку каждой из рассматриваемых на материале трех моделей тенденций в развитии национальной мысли соответствует формирование специфических форм мышления и выражения, следующей задачей является раскрытие «кодов»6, дискурсов, в рамках которых создавали свои концепции Г. фон Трейчке, Ю. Лангбен и В. Зомбарт.

Далее предполагается освещение и анализ содержательной стороны моделей позитивной национальной-интеграции, разрабатывавшихя в каждом случае как ответ на наиболее острые проблемы времени.

Необходимо выявить общие и уникальные элементы рассматриваемых моделей и механизмы их действия. Примером может служить использование образа «национального героя». 3 «Реальная политика» (нем. Realpolitik) — политический концепт, утверждающий примат прагматических соображений в политике с признанием в качестве основы силы и отрицанием значимости идеалов, принципов, морали 4 «Культурный пессимизм» -мировоззренческая ориентация, характеризующаяся в противоположность «культурному оптимизму» неверием в прогресс и сопровождающаяся критикой современности как времени общего кризиса, упадка. 5 «Война культур» - идеологическое противостояние, организованное в период Первой мировой войны интеллектуалами воюющих сторон, с интерпретацией войны как конфронтации непримиримых мировоззрений 6 Сравн.: Giesen В , Junge К., Kritschgau С. Vom Patriotismus zum volkischen Denken: Intellektuelle als Konstrukteure der deutschen Identitat II Berding H. (Hrsg.) Nationales BewuBtsein und kollektive Identitat Studien zur EntwicklungdeskoIlektivenBewuGtseinsderNeuzeit. 2. Frankfurt a. M., 1994. S. 369-376.

Наконец, следует проследить и сопоставить подходы к классической дихотомии «государственной» и «культурной» нации и сквозным проблемам, стоящим на пути национальной интеграции, в частности, конфессиональным, региональным и социальным противоречиям.

Хронологические рамки исследования соотносятся1 с периодом* существования Германской империи (1871 - 1918). При этом нижняя граница сдвигается несколько ранее в силу необходимости освещения проблем борьбы за объединение Германии. Верхней границей становится время* Первой мировой войны; фокусируясь на ее начальном периоде, изложение не включает анализ эволюции настроений в последние годы войны.

Методология. В основу работы положен проблемно-хронологический подход. Изучаемые вопросы - вопросы трансформации концептов национального самосознания, эволюции основ национальной идентичности - принадлежат к области истории идей, что предопределяет использование герменевтических методові интерпретации текста. Проблемы интеграции относятся к сфере традиционных интересов социологии7. Непосредственно к теории национальной интеграции обращался социолог и политолог К. Дойч8, в концепции которого определяющую роль играл фактор коммуникации. В качестве критериев и условий национальной* интеграции внутри системы К. Дойч выделял степень соответствия друг другу устойчивых структур, уровень взаимодействия, совпадение коммуникативных кодов и совместимость ценностных ориентиров, а также психологическую идентификацию с системой и ее символами . Значимой для диссертационной' работы оказывается также теория культурной памяти, развитие которой было стимулировано египтологом

Основы изучения проблемы интеграции были заложены уже в классических трудах Э. Дюркгейма (Durkheim Е. De la division du travail social. Paris, 1893), Г. Спенсера (Spencer H. The principles of sociology. Vol I. - HI. Westport, Conn, 1897 - 1906), Ф. Тенниса (Tonnis F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Darmstadt^ 1887), Г. Зиммеля (Simmel G. Soziologie- Untersuchungen Uber die Formen der Vergesellschaftung. Berlin, 1908). Большой вклад внесли работы Т. Парсонса: Parsons Т. The structure of social action. New York, 1937; Idem. Societies: Evolutionary and comparative perspectives. Englewood Cliffs, 1966; Idem. Sociological theory and modern society. New York, 1967; Idem. Politics and social structure. New York, 1969; Idem. The system of modern societies. Englewood Cliffs, 1971; Idem. Social systems and the evolution of action theory. New York, 1977. В современных исследованиях понятия «интеграции» и «дезинтеграции» дополняются понятиями «инклюзии» и «эксклюзии», сравн.: Luhmann N. Inklusion und Exklusion II Berding H. (Hrsg ) Nationales BewuBtsein und kollektive Identitat: Studien zur Entwicklung des kollektiven BewuOtseins in derNeuzeit2. Frankfurt a. M., 1994. S. 15-45. 8 Deutsch K.W. Nationalism and Social Communication: An Inquiry into the Foundations of Nationality. Cambridge, London, 1953; Idem. Nationenbildung-Nationalstaat-Integration. Dusseldorf, 1972; Idem. National integration: Some concepts and research approaches. Berlin, 1977. 9 Deutsch K.W. National integration... P. 1 -7. и историком культуры Я. Ассманом . По Ассману, любая культура на пути включения индивида в целое образует коннективные структуры, функционирующие в социальном и историческом измерениях, опираясь, с одной стороны, на« общие правила и ценности, а с другой — на общие воспоминания о собственном прошлом. Ценными оказываются разработки в области динамики культурного' процесса и модели осуществления континуитета. Наконец, в настоящей работе применяются наработки общей теории* национализма. В- качестве исходной теоретической* предпосылки приняты принципы^ модернистского подхода, сформулированные в классических работах Э. Геллнера11; Б. Андерсона12, Э. Хобсбаумаь, в соответствии с которыми нация представляется в отрицание примордиалистских трактовок не «естественной» и «изначальной», а «изобретенной» общностью, конструктом, созданным усилиями человеческого духа в Новое время. В свете представлений о национальном самосознании не как о некой данности, а как о постоянно развивающемся дискурсе обращение к выработке моделей позитивной интеграции в кайзеровской Германии, где эти процессы протекали особенно динамично, представляет особый интерес.

Биография

Генрих Готтхард фон Трейчке родился 15 сентября 1834 г. в Дрездене в семье офицера, известного в качестве убежденного консерватора и монархиста, всецело преданного Саксонии и саксонской династии. В детстве будущий историк перенес тяжелую болезнь, повлекшую за собой ухудшение слуха, которое впоследствии прогрессировало, приведя со временем к полной глухоте. Недуг наложил отпечаток на всю его жизнь, принеся испытания, связанные с неоднократными тяжелыми и неудачными попытками лечения, сложности социальной интеграции и вынужденный отказ от целого ряда устремлений, в частности, от карьеры военного.

Обучаясь в знаменитой «Кройцшуле», в числе выпускников которой были поэт и герой освободительных войн Т. Кернер и Р. Вагнер, Трейчке сразу же проявил себя как выдающийся ученик. В этот период происходит и приобщение к общественно политической жизни. В гимназии Трейчке впервые непосредственно познакомился с республиканскими, демократическими, либеральными и национальными идеями, распространенными среди его учителей. В период революции 1848 - 1849 гг. он склонялся к линии умеренного либерализма, близкого правому центру. Во Франкфуртском парламенте этот спектр представляла национально-либеральная фуппировка «Казино». Не случайно многие представители этого направления, к которым Трейчке испытывал глубокое уважение, сыграли впоследствии важную роль в его жизни и заняли значимое место в его произведениях.

После окончания «Кройцшуле» в 1851 г. Трейчке принял решение продолжить обучение в университете Бонна. Основанный в 1818г. новый прусский университет предоставил благоприятные условия для складывания и укрепления национальных взглядов. Особое влияние на его формирование оказал Ф.К. Дальман (1785 - 1860), известный как один из первых «политических историков» . Видевший в истории, ключ к современной политике, Дальман подчеркивал значение силы в решении политических задач, что находило широкий отклик в атмосфере разочарований после поражения революции 1848 г. В числе преподавателей Трейчке были также такие известные в истории немецкого национального движения фигуры, как Э.М. Арндт (1769 - 1860), который, впрочем, в 1850-е годы уже в значительной мере утратил ореол пророка, окружавший его со времен освободительных войн.

С другой стороны, благотворную среду для развития национальных идеалов Трейчке нашел в кругу товарищей. В начале 1852 г. он вступил в студенческую организацию буршей «Франкония», где сразу нашел множество друзей и единомышленников. Именно в этот период в числе прочих завязались дружеские отношения с В. Нокком, на рубеже веков ставшим министром-президентом Бадена. Трейчке активно включился в разностороннюю жизнь «Франконии». В частности, здесь впервые получили признание и оказались востребованными его поэтические дарования.

Заметно укрепившиеся симпатии Трейчке к Пруссии вызывали серьезные опасения, отца, настоявшего на том, чтобьт сын продолжил обучение в Саксонии. Следующий год Трейчке провел в Лейпцигском университете, где наиболее сильным впечатлением осталось знакомство с идеями видного теоретика старой исторической школы политэкономии В. Рошера209. Осенью-1853 г., преодолев сопротивление со-стороны отца, Трейчке вернулся в Бонн, а затем, после проведенного там семестра, отправился в Тюбинген, где в течение лета 1854 г. собирал материал для диссертации, посвященной проблемам производительности труда. В октябре работа, представленная, в соответствии» с требованиями Лейпцигского университета, на латыни, была завершена и отправлена на философский факультет210; несмотря на замечание, что изложение не проработано до полной ясности , в ноябре Трейчке получил свидетельство о присвоении ученой степени.

Вопрос о будущем, однако, продолжал оставаться открытым. Стремясь обеспечить материальную независимость от отца, Трейчке обратился к журналистской и редакторской деятельности, однако в целом его первые попытки остались малопродуктивными. Намного ярче его творческий, потенциал раскрылся в литературе. Прежде всего, Трейчке привлекала поэзия. В Бонне он решился показать свои работы известному поэту и филологу К. Зимроку, который оценил их весьма благосклонно, хотя и рекомендовал отказаться в стихах от политической тематики и избегать острой полемики. Впрочем следование этим советам было невозможно: в стихотворениях, а затем также и в драмах должна была получить выход неуклонно крепнущая потребность обратиться к нации и «... по мере сил способствовать оборению равнодушия»212. В этот период Трейчке крайне болезненно переживал безразличие к национальным идеям и партикуляристские настроения, поглощенность окружающих собственной карьерой и превалирующие материальные интересы. Однако призывы, воплотившиеся в ранних опусах, не были услышаны. Не в последнюю очередь этому способствовала несколько напыщенная форма художественного выражения, характеризующаяся излишним пафосом и эмоциональностью.

Реальная перспектива деятельного участия в общественно-политической, жизни і впервые открылась перед Трейчке в 1857 г. с приглашением к сотрудничеству в новом печатном органе умеренных либералов «Пройсише ярбюхер». Это предложение не только означало шаг на пути к признанию, но и давало площадку для выступлений, которые могли иметь весьма широкий круг воздействия. Трейчке в полной мере использовал представившийся шанс. Его первая статья «Размышления об английской свободе» была хорошо принята; авторство приписывалось даже такому маститому историку, как Т. Моммзен .

Биография

Август Юлиус Лангбен родился 26 марта 1851 г. в Хадерслебене, небольшом городе Северного Шлезвига, где его отец работал заместителем директора гимназии. Летом 1851 г. он был смещен со своего поста, отказавшись ввести датский язык в , качестве первого языка преподавания, на чем настаивали власти, развернувшие преследования немецких националистов, выступивших во время революции 1848 г. за отделение Шлезвиг-Гольштейна от Дании. После этого семья была вынуждена покинуть Шлезвиг и искать пристанище в Голыптейне, который, хотя и находился под властью датской короны, входил в Германский союз. Отец Ю. Лангбена зарабатывал на жизнь частными уроками; с его смертью, когда заботы о четырех сыновьях всецело легли на плечи матери, и положение семьи значительно усугубилось.

В 1869 г. Ю. Лангбен покинул родительский дом, поступив после окончания гимназии в университет Киля на отделение естественных наук. Вскоре он присоединился к буршеской организации «Тевтония», однако держался достаточно отчужденно и обособленно, отчасти вследствие некоторой застенчивости, отчасти - в силу стесненного материального положения . В середине 1870-х гг. Лангбен, на несколько лет полностью прекративший связи с «Тевтонией», предпринял попытки их возобновления, которые, однако, не увенчались успехом. Тон его обращений показался неприемлемым, а объяснения.затянувшегося молчания неубедительными, и Лангбен был исключен из «Тевтонии» «за безразличие и дерзкое поведение»; ситуацию усугубило подозрение в совершенном им подлоге официальных писем корпорации. В 1880 г. состоялось итоговое обсуждение дела Лангбена, в результате которого формулировка его исключения из рядов корпорации была смягчена717. Вновь восстановлен он был только после выхода книги «Рембрандт как воспитатель» в 1890 г.

Обучение было прервано франко-прусской войной 1870 - 1871 гг. Лангбен записался в добровольцы и в составе войск инфантерии принимал участие в битвах при Ле-Мансе и Орлеане. Впоследствии он вспоминал это время достаточно редко и неохотно, называя его «самым бедным периодом в духовном отношении» .

После окончания войны Лангбен вернулся в Киль, однако уже в 1872 г., используя представившуюся возможность, с другом военных лет И. Мулем переехал в Мюнхен, где продолжил обучение, одновременно работая в химической лаборатории. Через год Лангбен решил отправиться в Италию. Продолжавшееся около двух лет путешествие стало важной вехой в его жизни. Великолепие юга, встреча с произведениями искусства, знакомство с жизнью простого народа - все это, как явствует из его писем И. Мулю719, оказало на Лангбена сильное воздействие. В Италии он принял решение оставить изучение естественных наук и посвятить себя истории искусства и археологии, и после возвращения в Мюнхен в 1875 г. в течение пяти последующих лет под руководством археолога Г. Брунна работал над диссертацией по теме: «Образы крылатых существ в древнейшем греческом искусстве»720. Защита, состоявшаяся 24 января 1880 г.721, прошла успешно, опубликованная через год работа также встретила благосклонный прием. Г. Брунн возлагал надежды на то, что его ученик вступит на путь академической карьеры, и сразу после защиты стал добиваться для него стипендии для работы в Риме. Первая попытка завершилась неудачей, в которой Лангбен был склонен винить Т. Моммзена, «известного первосвященника берлинских интриганов», и впоследствии остававшегося одной из главных мишеней его нападок, воплощением типа «профессора». Через год стипендия была получена, однако во время пребывания в Италии Лангбен все чаще выражает неудовлетворенность от занятий наукой, укрепляясь в мысли о неправильности избранного пути.

После непродолжительного пребывания в Гамбурге и Франкфурте-на-Одере Лангбен обосновывается в Берлине. Жизнь в столице, открывавшая широкие возможности для работы, в значительной мере тяготила его. Особенную неприязнь вызывала ученая среда: Лангбен с раздражением отзывался о «бесплодном важничанье» берлинских «мандаринов», в которых он видел «не что иное как тени» . Оставив Берлин, Лангбен совершил путешествие по северной Германии, а затем остановился во Франкфурте-на-Майне, где в это время находился художник X. Тома. Знакомство с ним, состоявшееся в Мюнхене, переросло в тесную дружбу. В ходе бесконечных дискуссий, в которых главными вопросами оставались искусство, народ и Бог, оттачивались идеи, получившие затем воплощение в труде «Рембрандт как воспитатель».

Биография

Вернер Зомбарт родился в 1863 г. в саксонском городке Эрмслебене. Он происходил из среды владетельных и политически активных «либеральных буржуа». По линии отца истоки родаь восходили, вероятнее всего, к французским гугенотам, эмигрировавшим в Германию после отмены Нантского эдикта; предки, со стороны матери имели нидерландские корни1094. Отец В. Зомбарта, А. Л. Зомбарт, принимал активное участие в политической деятельности: в 1848ч\ он стал бургомистром в Эрмслебене, вії867 г. был избран,депутатом городского совета, а переехав в 1875 г. с семьей в Берлин, активно выступал за проведение социальных реформ.

Переезд в Берлин совпал с поступлением В. Зомбарта в гимназию, годы обучения в которой были отмечены увлечением античностью, немецкой классикой и современной литературой и поэзией1096. После окончания гимназии Зомбарт обратился изучению экономики в университетах Пизы и Берлина. Завершением этого этапа стала защита в 1888 г. диссертации, освещающей проблемы аграрных отношений в римской Кампании1097. В ранних работах Зомбарта, тематически концентрирующихся вокруг диссертации и затрагивающих преимущественно итальянские социальные и экономические проблемы, отчетливо прослеживается влияние идей Союза социальной политики, активное участие в деятельности которого принимал его отец1098. Особенно значимой в формировании общественно-политических взглядов и научных» подходов Зомбарта на начальном этапе была роль ведущих представителей Союза, главного оппонента Г. фон Трейчке в полемике с «катедер-социалистами» Г. Шмоллера, под руководством которого Зомбарт работал над диссертацией, и А. Вагнера, чей семинар он посещал с 1884 г.

Еще в студенческие годы Зомбарт обнаружил интерес к социалистическим идеям и начал знакомство с работами теоретиков социалистического движения — это увлечение определило собой весь следующий этап его жизнщ связанный с Бреслау, в-университете которого Зомбарт в 1890 г. получил место экстраординарного профессора. В контексте дискуссий- о марксизме имя ученого достаточно быстро получило известность. Его исследования в области рабочего- движения- привлекли внимание Фі Энгельса, положительно отозвавшегося, в частности, о рецензии на третий том «Капитала»: «Вернер Зомбарт дает, в общем; блестящее изложение основных положений системы Маркса. Это» первый, случай, когда немецкому университетскому профессору удается прочесть в сочинениях Маркса в общем и целом то, что Маркс действительно сказал, когда такой профессор1 заявляет, что критика системы Маркса должна заключаться не в ее опровержении - «этим пусть займутся политические карьеристы», - а лишь в дальнейшем, ее развитии» . К. Каутский, впоследствии .резко критиковавший Зомбарта, в первой половине 1890-х гг. видел в ученом восходящее светило социалистического движения: «Его последовательное развитие в направлении марксизма породило у нас ожидания, что однажды он сбросит с себя профессорское звание, как обременительную смирительную рубашку... его одаренность, его знания, способность полностью посвятить , себя теории позволяли нам надеяться, что он станет достойным последователем наших великих людей»1100. В основном работы Зомбарта встречали теплый прием со стороны социал-демократических изданий и партийных лидеров, что способствовало формированию представления о нем как о марксисте и социал-демократе - такие определения встречались в частности1 В консервативной прессе1101.

Вполне отвечала, этому направлению и общественная деятельность Зомбарта. Выступая в защиту интересов, пролетариата, он стремился к установлению сотрудничества буржуазных социальных реформаторов с представителями рабочего движения, утверждая: «Все мы стоим за вами в большей степени, чем вы предполагаете» . Особую роль в сближении социал-демократов и либеральных ученых играл издатель «Архива социального законодательства и статистики» Г. Браун, общение с которым оказало на Зомбарта значительное воздействие еще в

Бремене, где он в 1888 г. занял место синдика торговой палаты. В- период преподавания в Бреслау в 1890-е гг. Генрих и Лили Браун стремились склонить Зомбарта примкнуть к социал-демократам, надеясь, что партия в его лице обретет второго Лассаля, что способствовало бы устранению концептуальной слабости и. окаменения, представлявшихся одной из основных слабых сторон СДПГ . Зомбарт со своей стороны рассматривал возможность подобного шага, надеясь при этом на1 на реформистскую переориентацию СДПГ, однако в конечном итоге попытки сближения потерпели неудачу.

Похожие диссертации на Проблема позитивной национальной интеграции в кайзеровской Германии в трудах Г. фон Трейчке, Ю. Лангбена и В. Зомбарта