Содержание к диссертации
Введение
Глава I. МЕСТО ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 31
1. Основные этапы развития ордена Святого Иоанна в период с XI по XVIII вв. Внутренняя организация ордена 31
2. Место иоаннитов в системе духовно-рыцарских орденов 56
Глава II. ИНТЕРЕСЫ МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОИ И РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ 92
1. Первые контакты российского дворянства с Мальтийским орденом. Екатерина Великая и Мальтийские рыцари 92
2. Острожская Ординация, как предмет дипломатического взаимодействия Мальтийских рыцарей с Польским государством и Российской империей 103
3. Российский император - Великий магистр Мальтийского ордена 127
Заключение 147
Архивные источники.
Источники.
Литература 157
- Основные этапы развития ордена Святого Иоанна в период с XI по XVIII вв. Внутренняя организация ордена
- Место иоаннитов в системе духовно-рыцарских орденов
- Первые контакты российского дворянства с Мальтийским орденом. Екатерина Великая и Мальтийские рыцари
Введение к работе
Актуальность темы данного исследования связана с интересом к восстановлению дипломатических отношений между Суверенным Мальтийским орденом и Российской Федерацией. В декабре 2004 года в Кремлевском дворце состоялось официальное вручение верительных грамот представителя Мальтийского ордена Президенту Российской Федерации.
Вот уже более 900 лет существует «Суверенный Рыцарский Гос-питальерский орден Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты» - единственное в мире духовно-светское объединение, которое сохранило в практически неизменном виде свое внутреннее государственное устройство. Рыцари-госпитальеры по праву считаются самыми древними представителями воинов-монахов с эпохи Крестовых походов.
Обращение к изучению Мальтийского ордена, ныне это образование известно под именем «Суверенный Рыцарский Госпитальерский Орден Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты» (The Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem of Rhodes and of Malta- S.M.O.M.)1, уже само по себе представляет определенный интерес, поскольку история Мальтийских рыцарей является одной из до конца неизученных проблем истории не только средневековой, но и современной Западной Европы.
Изучение этого феномена, несомненно, актуально, так как именно Мальтийский орден является одним из первых духовно-рыцарских орденов и единственным, дошедшим до наших дней. Госпитальеры являются носителями и хранителями идеологии, сформировавшейся во времена крестовых походов и прошедшей испытание временем. Несмотря на смену ис торических декораций, иоанниты сумели сохранить свою организацию в соответствии с традициями и установлениями, принятыми и сложившимися на начальном этапе существования ордена. Благодаря этой приверженности к традиции, мы можем прикоснуться еще к одной стороне «многоликого средневековья», приоткрыть еще одну завесу «темных веков». Феномен военно-монашеских организаций так до конца и не изучен: большинство документов, содержащих материалы о деятельности этих образований, находятся в закрытых архивах, а порой просто отсутствуют, утеряны. Возможность исследовать историю рыцарей-госпитальеров помогает восстановить некоторые страницы в истории не только крестоносного движения, но и в истории европейских государств.
Долгое время интересы Мальтийского ордена не пересекались с интересами государств Восточной Европы и были сосредоточены в Средиземноморье и в странах Западной Европы. И только с наступлением Нового времени и с победным шествием буржуазных революций, мальтийские рыцари вынуждены были пересмотреть свои приоритеты во внешней политике.
Особое внимание в нашем исследовании занимает тот период в истории Мальтийских рыцарей, который отражает политическое взаимодействие с Польским государством и Российской империей. Именно эти политические контакты ордена, на наш взгляд, не всегда объективно оцениваются современными исследователями. Наше внимание сосредоточено не на общеизвестном, но также недостаточно изученном факте избрания 72-м Великим магистром ордена православного монарха российского императора Павла I, а на Польском вопросе в мальтийско-российских взаимоотношениях. Именно ходатайство о решении судьбы дела о наследовании владений князя Острожского было предметом длительных переговоров между российскими государями (Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Павел I) и Великими магистрами ордена. К сожалению и эта сторона взаимодействия Мальтийских ры
царей с Польским и Российским государствами либо вовсе замалчивается современными исследователями, либо рассматривается вскользь и недостаточно объективно, на наш взгляд.
Актуальность нашего исследования заключается и в том, что до сих пор в нашей стране не уделялось достаточного внимания исследованиям подобного рода. Только в 2003 году была защищена первая кандидатская диссертация В.А.Захаровым по истории Мальтийского ордена в период с конца XIX века по сегодняшний день2.
Источники. Источниковая база диссертации состоит из разных по степени информативности источников. Используемые документы можно разделить на следующие группы:
Законодательные и нормативные акты органов власти. Законодательные источники отличаются от других тем, что отражают не только существующую правовую практику, но и преобразующую волю законодателя, желающего эту практику изменить, а главное - попыткой упорядочить общественные отношения, систематизировать социальные градации и ситуации.
Эти источники, в свою очередь, можно разделить на:
- акты, изданные самим орденом. Особый интерес представляют, несомненно, Конституция и Кодексы Рогана, регулирующие внутреннюю жизнь Мальтийского ордена, опубликованные на английском3, итальянском, и переведенные на русский язык.
акты, содержащие информацию о взаимоотношениях ордена и правительств европейских государств: здесь наибольшего внима ния заслуживают папские буллы, переведенные на русский язык, а также опубликованные в интернете на сайте ордена4, и, конечно же, документы, касающиеся земельных владений ордена5, и прошения о принятии в орден6; а также к этой категории можно отнести документы, изданные Й.М.Белоголовым7 в 1915 году, в сборнике «Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению римско-католической церкви в России», куда вошли манифесты Павла I и Александра I. - документы, касающиеся деятельности Мальтийского ордена в Российской империи8, Речи Посполитой, Польском королевстве9, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) и в Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ)10.
- акты, относящиеся к наследованию Острожской ординации11, опубликованные в конце XVIII века. Эти документы содержат информацию о наследниках и их правах на данные земли, а также информацию о самом завещании князя Януша, с которым и было связано все дело Острожского майората.
Нарративные источники, описывающие реальную или иллюзорную действительность, во всем богатстве ее проявлений и в относительно свободной форме. В этой категории источников можно выделить биографии основателей странноприимницы при капелле Святого Иоанна в Иерусалиме (купцы из Амальфи), первого администратора (брата Жерара), великих магистров (Раймон дю Пюи, де Вилларет, Ви-лье де Лиль Адан, Жан де Ла Валетт и др.), агиографические сочине-ния , переписка братьев-рыцарей со своими современниками .
Если информацию о купцах из Амальфи и первых руководителях общины Святого Иоанна мы черпаем из источников, предоставляемых орденом, которые порой носят легендарный характер, то портреты Великих магистров ордена мы представляем по составленным орденом житиям и воспоминаниям людей, окружавших магистров в период их главенствования над орденом и до него. Это позволяет составить достаточно объективное мнение о личности человека, возглавлявшего эту огромную межнациональную организацию, в интересующий нас период времени, а также оценить роль ордена на политической арене в Средиземноморье и в Европе.
Также можно выделить отдельную подгруппу в этой категории источников - свидетельства современников — как воспоминания (мемуары) самих мальтийских рыцарей так и сообщения, людей имевших кратковременное знакомство14, визит на остров Мальту. Интересны также небольшие журналистские заметки в «Политических журналах» XVIII-XIX веков15.
Однако с такими источниками следует обращаться очень осторожно. Нельзя забывать о субъективности взглядов авторов записок, мемуаров. Например, воспоминания аббата Жоржеля («Путешествия аббата Жоржеля»16) - в первую очередь это его личные впечатления от путешествия, которое он был вынужден совершать в весьма преклонном возрасте. Естественно, что все увиденное он рассматривал с высоты своего жизненного опыта, и не всегда мог адекватно принимать действительность. Но, при этом, нельзя не отметить цепкости его взглядов: во время путешествия он не только занимался выполнением поставленной перед ним задачи, но и довольно подробно описывал настроения, которые назревали в Европе на рубеже XVIII-XIX веков.
Записи, оставленные стольником П.А.Толстым и боярином Б.П.Шереметевым о своем пребывании на острове Мальта, интересны теми подробностями и рассуждениями, которые русские дворяне излагали в своих воспоминаниях. Эти сведения, записанные в форме отчета о проведенном путешествии, пестрят порой очень интересными подробностями, вплоть до приведенных сумм, которые они были вынуждены тратить из общей казны, выделенной им государем на расходы во время пути. Что также представляет большой интерес для исследователей. Очень интересны беседы Шереметева с иерархами католической церкви, и его размышления после этих встреч. Замечателен сам факт поездки боярина в Италию, с целью посетить католический собор, где хранится общая для всех Христиан святыня, икона божьей матери. Также вызывает особый интерес для исследователей описание ритуала посвящения боярина Шереметева в кавалеры Мальтийского ордена. Тогда, при вручении креста, была подчеркнута общая для обеих церквей идея: борьба Христианства с противниками веры.
В конце XVIII столетия интерес к путешествиям по Европе вновь возрастает. Стали публиковаться записки путешественников, которые все чаще приобретали форму либо мемуаров, либо поучений. Книга И.Г.Кампе18 написана в форме беседы путешественника с читателем. Автор дает описания стран, в которых он побывал: в том числе и подробнейшую картину быта и культуры острова Мальты. Эти записи Похождение в Мальтийский остров боярина Бориса Петровича Шереметева. 1697 июня 22-10 февраля 1699 // Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. - Памятники дипломатических сношений с Римскою империею. - Памятники дипломатических сношений с Папским двором и итальянскими государствами. Т. 10 (с 1580 по 1699 гг.) - СПб., 1871. 18 Кампе И.Г. Беседы отца с детьми или собрание любопытных путешествий по разным государствам в пользу юношества. - СПб.: типография Императорского Театра, 1816.
примечательны тем, что они были опубликованы в царствование Александра I, когда пребывание Ордена в России было уже практически запрещено: через год будет официально объявлено об упразднении учреждений Мальтийского ордена на территории Российской империи. Однако путешествие было совершено еще до потери острова Мальта рыцарями ордена Святого Иоанна Иерусалимского, и поэтому сведения имеют бесценный характер, как свидетельства той жизни, которую вели рыцари и другие обитатели острова непосредственно перед трагическими событиями.
Также большой интерес представляют собой так называемые «вещественные источники» касающиеся пребывания ордена в Российской империи. Наиболее интересными нам представляются Михайловский замок и здание Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге, а также Приоратский дворец в Гатчине и т.п.
Летом 2003 года нами была предпринята поездка в г. Павловск, где расположена одна из резиденций 72-го Великого магистра «де фак-то» Мальтийского ордена. Во время экскурсии по залам Павловского дворца, нас заинтересовал т.н. Кавалерский зал, который, как утверждают, был выстроен специально для заседаний кавалеров Мальтийского Ордена. При этом из символики мальтийских рыцарей там отмечен только крест, который стилизован и похож на Георгиевский крест.
К этой же категории источников можно отнести и портреты российских дворян, с символикой мальтийских рыцарей, хранящиеся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Среди них портреты императора Павла I, А.С.Строганова, А.Б.Куракина, семейные портреты Нарышкиных, Шереметевых, Дурново, которые хранятся в запасниках музеев Санкт-Петербурга и др. Замечателен портрет А.С.Строганова, который изображен с проектом Казанского собора в руках. Как известно, архитектор Воронихин, по проекту которого и был построен собор, являлся крепостным Строганова.
Нельзя также забывать и такой вид источников, как генеалогические таблицы. Именно генеалогические деревья семьи князей Острож-ских были изучены нами самым тщательным образом. При этом мы установили одну из причин возникновения проблемы наследования Ост-рожской ординации в XVII-XVIII вв. А также изучение гербов польских городов, позволили установить их связь с орденом иоаннитов и орденом тевтонских рыцарей.
В процессе разработки темы диссертации были использованы материалы, подобранные с помощью библиотекарей суверенного Рыцарского Госпитальерского ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты.
Историография: зарубежная, отечественная. Изучение истории Мальтийских рыцарей имеет давнюю традицию. Но, как справедливо замечено современными исследователями, к общей истории ордена обращались многие зарубежные авторы, чьи труды издавались в странах Западной Европы и в США.
Изучение истории Мальтийского Ордена началось еще в XVII веке. Первые книги, повествующие о подвигах «мальтийских кавалеров», вышли в Париже, Амстердаме, Риме. Истории «великой осады» острова Мальты в 1565 года и личности легендарного великого магистра Ла Ва-летта посвящено немало исследований и произведений прозаического характера. Многие из этих книг попали в Россию. Общеизвестен тот факт, что воспитатель великого князя Павла Петровича, будущего российского императора и 72 Великого магистра Ордена, читал ему книгу аббата Верто, о «кавалерах мальтийских». Самостоятельные исследования по истории Мальтийского Ордена появились в России в конце XVIII века.
История Мальтийского Ордена нашла отражение в огромном списке литературы, издаваемой за рубежом. В основном это книги и статьи, вышедшие и продолжающие издаваться в Англии, Германии, Ита
лии, Мальте, США, Франции. В Кёльне несколько сборников было издано немецкой Мальтийской Помощью, в Австрии - Великим Приорст-вом Австрийским. Сам Орден выпускает в Риме красочно иллюстрированный ежегодник "Rivista", а также отдельные книги, посвященные различным периодам истории Ордена. В Риме также издаются ежегодники Итальянской Ассоциации Мальтийского Ордена (ASISMO).
Отдельную группу изданий в зарубежной историографии, посвященных Мальтийскому Ордену, составляют исследования, публикуемые на Мальте. В 1993 году Мальтийский университет выпустил сборник "Hospitaller Malta 1530-1798", в котором была помещена самая полная библиография по истории Мальтийских рыцарей.
Немало специальной литературы вышло в Швейцарии, в церковном округе Бубикон, где в старинном замке с 1941 года разместился музей «Общества Рыцарского дома Бубикон».
В XVI-XVII вв. стали появляться первые исследования по истории Ордена иоаннитов в Западной Европе. Книг было немного, и в основе своей это были исторические очерки, написанные самими братьями-рыцарями. Современные исследователи относят подобную литературу к категории источников по той лишь причине, что в самом тексте книг и в приложениях впервые были опубликованы большие подборки документов, взятых из архива Мальтийского Ордена.
К таким произведениям относят труды Жака де Бурбона19, вице ОСІ 01
канцлера Ордена Джулельма Каурсина , Джакомо Босио и других авторов.
Самостоятельные исторические работы исследователей XX века носят характер серьезных научных исследований. У этих работ есть одна общая черта. В большинстве своем они касаются истории госпитальеров, с момента их пребывания на острове Мальта. Исследования имеют апологетическую направленность, что в целом характерно для подобного рода литературы, издаваемой в Европе в указанный период времени.
В 30-е годы XX века одним из видных исследователей истории Ордена являлся профессор Лондонского университета Э.Кинг22. В его работах были широко использованы и проанализированы архивные документы, находящиеся в Риме, Лондоне, Париже. Однако Э.Кинг уделяет больше внимания в своих исследованиях раннему периоду иоан-нитов в Иерусалиме, символике Ордена и деятельности рыцарей Святого Иоанна на территории Британской Империи.
Следующей работой, обращающей на себя внимание своей осно-вательностью, является двухтомник Мишеля Пьередона , француза, члена Мальтийского Ордена, «Политическая история Суверенного мальтийского Ордена». Но эта работа отличалась тем, что основная часть исследования была посвящена периоду с 1789 года до современности. О ранней истории Ордена повествует одна небольшая глава. В работе впервые были опубликованы архивные документы, найденные автором во Франции, Германии и Италии. Пьередон был одним из первых исследователей, который обратил внимание на личность Павла I и его роль в истории Ордена, не просто как на эпизод, который ничего не изменил в ходе событий, а дал положительную оценку деятельности русского императора «по спасению Мальтийского Ордена». Именно после его трудов сегодняшние Мальтийские рыцари стали говорить о вкладе православного монарха в сохранение организации в кризисные для нее времена.
Возможно благодаря этой оценке Пьередона в 50-е годы XX столетия, после переезда в Рим бывшего профессора Колумбийского университета Кирилла Туманова, который стал «официальным историографом» Ордена в то время, была написана его работа в соавторстве с Олгердом Швебровичем-Вентцором, «Мальтийский Орден и Российская империя»24. Как считают отечественные исследователи, этот труд создавался с одной целью: доказать незаконность Великого Магистерства Павла. Понимая, что просто выкинуть из истории эти факты невозможно, было необходимо их особое толкование. В результате появляется особая формулировка: Павла I стали называть Великим магистром «де-факто», в то время как все остальные предшествующие и последующие гроссмейстеры оставались «де юре». Только после этого российский император занимает свое место в списке Великих магистров Мальтийского Ордена, где и числится до сих пор. Однако ценность этой работы заключается еще и в том, что авторы впервые особо выделяют взаимоотношения Мальтийского Ордена и Российской империи. И речь идет не только о периоде Великого Магистерства Павла, но и так называемой «Русской легенде». Приводятся случаи пребывания на острове российского дворянства во времена правления других царей (Петра Великого, Екатерины Великой); была затронута и другая сторона мальтийско-русских отношений: польские владения мальтийских рыцарей, и в частности история наследования Острожского майората. Но все эти факты рассматриваются с точки зрения политических контактов России с Мальтийским Орденом, приведших в результате к факту избрания Великим Магистром Павла I. Делается акцент на то, что именно Российская империя была заинтересована во взаимодействии с мальтийскими рыцарями больше, чем они.
В это же время был опубликован еще один труд по истории орденов госпитальеров. Профессор университета штата Мэриленд (США) Гаррисон Смит и писатель-историк Джозеф Е. Стойерс выпустили обобщающую работу «Орден Святого Иоанна» , которая в последствии была переиздана с дополнениями и исправлениями. В данном исследовании авторы объединили труды своих предшественников и постарались дать наиболее объективную оценку истории этого духовно-рыцарского ордена, его деятельности на протяжении многих столетий. Именно Г.Смит и Дж.Е.Стойерс впервые заговорили о «самозваных мальтийских орденах», которые сейчас выделяются в категорию «фальшивых».
К этой же категории исследований относятся и работы Родерика Кавальеро26. Он исследовал более узкий временной отрезок в политической истории Ордена, XVIII столетие. Его работы посвящены истории взаимоотношений Ордена с Англией. Сквозь призму их взаимодействия рассматривается история Ордена в указанный период времени в частности, и Европейская история в целом. Он же затрагивает также историю взаимоотношений Мальтийских рыцарей и Российской империи в разрезе Средиземноморской политики. Оценивается расстановка сил Европейских государств и Оттоманской империи. Однако и его исследование страдает односторонними выводами в отношении исследуемого материала. Автор доказывает, что европейское влияние на Средиземноморье было только положительным, и Мальтийские рыцари проводили его в жизнь. Его труды замечательны еще тем, что Кавальеро один из немногих говорит об идеологии военного монашества, и при этом обращается к крестоносному движению. Интересны его высказывания о том, что во времена Античности не было острого противостояния между различными верованиями на островах Средиземноморья, и в частности на Мальте, Родосе: напротив, они переплетаются, пантеоны греческих и римских богов мирно сосуществуют с зороастризмом и прочими местными верованиями. И лишь с приходом христиан и мусульман, с началом их противостояния и с началом крестоносного движения в Средиземноморье приходит религиозная война, религия становится политикой в первую очередь.
Большое количество работ было издано Э. Бредфордом в 70-80-е гг. прошлого столетия. Этот исследователь опубликовал целый ряд трудов, посвященных как истории Средиземноморья в целом, так и истории Мальтийского ордена. Однако его работы относятся к той категории трудов, когда описывалась и исследовалась история Ордена в период его пребывания на Мальте, реже на Родосе и еще реже на Кипре. Об истории Ордена в Святой Земле давалась краткая информационная справка, в которой звучали общеизвестные факты, не подвергавшиеся никаким дополнениям или уточнениям.
Р.Кавальеро и Э.Брэдфорд основное внимание уделяли исследованию политической истории Ордена в его взаимодействии с государ .
ствами Западной Европы, и лишь несколько общеизвестных фактов орденских контактов с Россией находят отражение в их работах на фоне деятельности рыцарей Святого Иоанна в Средиземноморье.
Очень интересен труд П.Эллиота . Он посвятил свое исследование морской истории Средиземноморья, и в частности острова Мальты: до прихода на него рыцарей-иоаннитов и после. Эллиот также уделяет особое внимание взаимоотношениям англичан и Мальтийских рыцарей. Но эти взаимоотношения рассматриваются, как взаимоотношения двух морских держав, которые должны сотрудничать, а не противостоять друг другу на море. Средиземноморье рассматривается как регион, где безраздельно господствуют Мальтийские рыцари, где их преимущество над другими европейскими государствами, и над Англией в том числе, бесспорно. Англия представляется как держава, стремящаяся перехватить эту инициативу, что в конечном итоге ей удается, с падением Ордена и завоеванием острова Наполеоном, а впоследствии и самими англичанами.
Этот же период истории Мальтийских рыцарей исследует и К.-Э.Энджел . Мальтийские рыцари в Средиземноморье, их история, деятельность - вот та тема, которая рассматривается автором. Ценность этой работы заключается в том, что автор приводит свидетельства путешественников в описании острова и роли, которую играли Мальтийские рыцари в его жизни.
Особое внимание указанные авторы уделяли описанию и изучению осады острова Мальты. Эти работы можно выделить в единую группу под названием «Великая осада» в трудах зарубежных исследователей30. Исторический факт, который, как признают современники, сыграл роковую роль в судьбе Ордена: с одной стороны принес ему славу непобедимых воинов; а с другой стороны стал тем самым событием, после которого начинается другая история Ордена, закончившаяся сдачей Мальты Наполеону в 1798 году. В этих трудах широко использовались свидетельства и документы из всех Европейских архивов. Однако целью этих трудов в первую очередь является восхваление и подтверждение славы ордена. И лишь некоторые из авторов делают слабые попытки объективной оценки осады острова. В целом, работы Р.Кавальеро, Э.Брэдфорда, П.Эллиота и К.-Э.Энджела ограничены территориальными рамками и посвящены исследованию истории Ордена во время его пребывания на Кипре, Родосе и Мальте. Его деятельность в Европе авторами показана весьма схематично.
В 90-х годах XX столетия профессор современной истории Оке-форда Генри Сир опубликовал свой труд «Рыцари Мальты» , который является одним из последних исследований истории ордена госпитальеров в зарубежной историографии, где автор к общеизвестным фактам добавил многие историко-культурные аспекты жизни духовно-рыцарского ордена. Недостатком этой работы опять таки является поверхностное внимание к раннему периоду истории рыцарей-госпитальеров, и схематичное изображение «российского периода» в истории Мальтийских рыцарей.
Впрочем, существует объективное объяснение подобного невнимания к этому периоду истории: сравнительно небольшая источниковая база, относящаяся к этому времени. Сохранилось мало документальных свидетельств деятельности духовно-рыцарских общин в эпоху крестоносного движения: ни со стороны современников, ни со стороны самих военно-монашеских организаций, которые на этом этапе своего становления были, не слишком открыты, как, впрочем, и в дальнейшем. На подобную односторонность исследований влияет ограниченный доступ к церковным архивам для мирских историков. Несмотря на то, что архивы Ватикана и его библиотека стали более доступны за последние десятилетия, благодаря взаимодействию светской и духовной властей, сближению церквей и проникновению информационных технологий за церковные стены, многие документы не досягаемы глазам непосвященных.
Однако к 900-летнему юбилею Ордена были выпущены ряд работ по истории Ордена32, среди которых выделяются следующие труды: сборники статей «Мальтийские госпитальеры 1530-1798» и «Суверенный Мальтийский Орден в Австрии», а также 800-страничный сборник статей, изданный Мальтийским университетом, и посвященный истории Ордена во время его пребывания на Мальте.
Особого внимания заслуживает труд, вышедший в 2002 году на Мальте под редакцией Е.С.Золиной и при поддержке «Русского дома» директором которого она являлась. Это великолепно изданный сборник статей «Мальта и Россия. Путешествие через столетия. Исторические открытия в русско-мальтийских отношениях»33. Материалы в книге можно разделить на две части: на материалы, посвященные истории Мальтийского ордена до избрания великим магистром Павла I, и на материалы, посвященные русско-мальтийским отношениям, без зависимости от русско-орденского взаимодействия.
Работы Ж.Флори «Идеология меча: предыстория рыцарства»34 и Р.Бабера «Господство Рыцарства» также обращаются к истории ду ховного рыцарства, как к одному из проявлений рыцарской культуры. В трудах этих авторов дано осмысление духовных предпосылок к зарождению духовно-рыцарских орденов в средневековом обществе.
Как уже отмечалось, список литературы, вышедшей на русском языке, достаточно скромен. Истории этого духовно-рыцарского образования, как, впрочем, и других, в отечественной историографии уделялось незначительное внимание. Как справедливо отмечает в своем диссертационном исследовании В.А.Захаров, посвященном истории Мальтийского Ордена и его современному положению в Европейской политике, первом в России, за 200-летний период с момента образования Великого приорства Ордена в России вышло не более десяти книг, посвященных Мальтийским рыцарям. Однако и статьи, которых несколько больше, и книги в целом посвящены тому факту, что 72-м Великим магистром Ордена Мальтийских рыцарей был избран российский император Павел I. Одно время в России издавались, как уже упоминалось, отдельные труды зарубежных авторов. И лишь с конца XVIII столетия появляются первые самостоятельные исследования в России. Первое - это пятитомный труд официального историографа Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского А.Ф.Лабзина36, написанный в соавторстве с А.Вахрушиным. Второй наиболее значительной рабо-той является перевод на русский язык знаменитого «Кодекса Рогана» .
Следующим трудом стал двухтомник И.Черенкова, в основе которого лежала книга А.Ф.Лабзина, и который увидел свет в начале XIX столетия. Затем последовала вполне объяснимая пауза в исследовании данной проблемы, связанная с упразднением Ордена на территории Российской империи, и как следствие, снижением интереса к пребыванию католического ордена на территории православного государства. И лишь в 1914 году выходит книга И.К.Антошевского , посвященная деятельности Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Однако ценность книги снижается из-за фактических ошибок, допущенных автором, а также его увлечением масонством, а следовательно, и толкованием истории ордена госпитальеров с точки зрения масонского движения.
В отечественной историографии знаменитый исследователь крестовых походов М.А.Заборов в середине 80-х гг. обращается к истории духовно-рыцарского ордена Святого Иоанна. Он публикует статьи в журнале «Вопросы истории»39 и в ежегоднике «Религии мира. История и современность»40, в которых в общих чертах рассказывает историю ордена иоаннитов. В это же время издаются труды Р.Ю.Печниковой41 и П.В.Перминова42, которые были написаны по заказу правительства в связи с посещением М.С.Горбачевым острова Мальты. Однако эти тру ды сложно назвать глубоким историческим исследованием. Они носят скорее переводческий характер. В основу книги П.В.Перминова легли произведения К. Туманова, Э.Бредфорда и Р.Кавальеро. Хотя автор и делает ссылки на архивные документы, но они представлены в виде уже известных повествований о посещении острова Мальты Б.П.Шереметевым, а так же опубликованных манифестов Павла I.
Следует отметить исследования современных российских исследователей.
В 1995 году в Петербурге вышел сборник «император Павел Первый и Орден Святого Иоанна Иерусалимского в России»43, материалы которого посвящены в основном царствованию Павла I.
В 1998 году Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж выпустили каталог выставки «Мальтийский Орден в России»44, в который вошли статьи Г.Виллинбахова, Е.Кальницкой и М.Петрова, посвященные этому периоду истории ордена и основанные на архивных документах, и на представленных на выставке экспонатах.
Годом позже, к 900-летнему юбилею Ордена увидела свет книга А.Р.Андреева, В.А.Захарова, И.А.Настенко «История Мальтийского ордена»45. Именно в этой работе мы впервые в отечественной историографии увидели наиболее полную библиографию по истории Ордена, которая насчитывает 120 наименований книг и статей, как отечественных исследователей, так и зарубежных авторов.
И только в 2003 году вышла в издательстве «ОГНИ» работа В.А.Захарова, по материалам его диссертационного исследования, «Мальтийский Орден: история и современность»4 .
С конца 2002 года в Москве стали регулярно издаваться сборники «Рыцарский клуб»47, издаваемые Военно-геральдической компанией. Духовно-рыцарской академией в 2002 году был опубликован сборник трудов, посвященный Мальтийскому ордену48. Ценность этих сборников заключается не только в том, что в них публикуются материалы по истории духовно-рыцарских орденов, но и в том, что благодаря этим публикациям становятся известны многие архивные документы, относящиеся к деятельности мальтийских рыцарей в России не только в правление императора Павла I, но и его преемника, Александра I.
В 2003 году в издательстве «Русская панорама» вышел очередной том возобновленного издания «Сборника Русского исторического общества», посвященный целиком истории взаимодействия Мальтийского ордена и России. Особый интерес вызывают опубликованные документы, касающиеся истории Ордена в России, с соответствующими комментариями.
В 2002 году в России при содействии посольства Мальты была издана первая библиография49 по истории Мальтийского ордена, кото рая в значительно расширенном и дополненном виде была переиздана в 2003 году50.
Таким образом, анализ историографии показывает, что в отечественной науке до сих пор не было предпринято специальных обобщений по истории Мальтийского ордена в раннее новое время на уровне диссертационной работы, и, прежде всего, его взаимоотношений со странами Восточной Европы в изменившейся особенно к концу этого периода, этноконфес-сиональной и геополитической обстановке, что привело к полной мета-формозе роли ордена в европейской политике.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование истории взаимодействия Мальтийского ордена с Речью По-сполитой и Российской империей. Для достижения поставленной цели были определены задачи нашего исследования:
- исследовать положение, которое занимает духовно-рыцарский орден в системе европейского общества в исследуемый период;
- исследовать дипломатические отношения Мальтийского ордена с Российской империей и выявить их значимость;
- исследовать историю имущественных притязаний в Речи Поспо-литой Мальтийских рыцарей;
- рассмотреть факт Великого магистерства Павла I, как проявление внешнеполитических устремлений Российской империи и Мальтийских рыцарей.
Хронологические рамки исследования охватывают период Нового времени.
Наше исследование затрагивает первую половину исторического существования госпитальеров, от организации странноприимного дома в Иерусалиме в 1070 году. Но основная часть работы охватывает пери Захаров В.А. Мальтийский орден. Библиография. - М.: Изд-во «ОГНИ», 2003. -236 с. од со второй половины XVIII века до 1817 года, когда отмечены наиболее активные дипломатические контакты Мальтийского ордена с Польским государством и Российской империей.
Территориальные рамки исследования. В диссертации охвачена та территория Средиземноморья, Западной и Восточной Европы, где концентрировалась деятельность духовно-рыцарского ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского. Главное внимание уделяется острову Мальта, польским владениям мальтийских рыцарей (Ост-рожские земли) и западным границам территории Российской империи, где в основном и располагалось Великое Российское Приорство.
Объектом нашего исследования является единственное в мире государственное объединение с экстерриториальным статусом, сохранившее в почти неизменном виде свое внутреннее устройство и известное как «Суверенный Рыцарский Госпитальерский Орден святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты».
Предметом диссертационного исследования является исследование международно-правовых отношений ордена иоаннитов в эпоху Нового времени, в частности - политическим интересам мальтийских рыцарей в Восточной Европе. Взаимоотношения Мальтийского ордена с Польшей и Российской империей, в центре которых оказалось спорное дело о наследовании Острожского майората.
Методологическая база исследования. Методологическая основа исследования включает в себя такие основополагающие принципы исторического исследования как научность, объективность и историзм. Принцип объективности предполагает непредвзятое и строго выверенное изложение собственных взглядов на основе достоверных исторических фактов. Принцип историзма обязывает рассматривать все общественные явления в их развитии от возникновения, становления и до упадка, а также в связи с другими явлениями и с конкретным историческим опытом.
Автор придерживался критериев объективности при сборе и обобщении фактического материала, используя историко-эволюционный подход, при помощи которого исследуемая проблема рассматривается в рамках внутреннего и внешнеполитического хода европейской истории, а также в ее связи с Отечественной истории. При анализе и обобщении используемого в исследовании материала автором были применены разнообразные научные методы:
• сравнительный, с помощью которого были установлены общие и особенные черты при анализе объекта исследования, сравнивая его с другими, внешне сходными явлениями. Уникальность истории организации данной военно-монашеской организации дает возможность проведения сравнительного анализа не только внутренних исторических, но и внешнеполитических межгосударственных фактов. Благодаря сравнительному методу были выявлены основные черты, характерные как для всех духовно-рыцарских орденов, образованных во времена крестовых походов, так и для одного военно-монашеского образования в частности (в данном случае для ордена всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского).
• проблемно-хронологический, который был использован при изучении документов по делу Острожского майората, в следствие чего была определена хронология установления ординации, с момента написания завещания князем Янушем Острожским в 1609 году до буллы Римского папы 1776 года об учреждении Великого Польского приорства.
• метод сшивки позволил автору путем сопоставления текстов выяснить детали захвата острова Мальты Наполеоном Бонапартом и реакцию на этот факт современников, что помогло при исследовании Великого магистерства Павла I; причины, побудившие мальтийских рыцарей бороться за Острожское наследство, как через наследников князей Острожских (князь Иероним Любомирский являлся мальтийским рыцарем), так и с привлечением третьей стороны (разбирательство дела в суде Санкт-Петербурга); особенности пребывания Мальтийского ордена на территории Российской империи, оговариваемые в ряде деклараций и конвенций, изданных Екатериной II, Павлом I, Александром I. Был проведен критический анализ источников. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассматривается история взаимодействия духовно-рыцарского ордена мальтийских рыцарей с Польским государством и Российской империей. Проблема наследования Острожского майората возникла на фоне расцвета Мальтийского ордена и концентрирования его политических интересов в Западной Европе (Англия, Франция, Италия). Решение вопроса пришлось на момент внутреннего кризиса и активизации взаимоотношений с Речью Посполитой и Российской империей.
В работе впервые в современной отечественной историографии ордена проблема Острожских владений рассматривается как аспект внешней политики не только Мальтийского ордена, но и Речи Посполитой и Российской империи, как факт пересечения их международных устремлений. Данный вопрос был рассмотрен с привлечением не только уже известных и изученных источников (Конвенция императора Павла I, заключенная с Державным орденом Святого Иоанна Иерусалимского, документы, относящиеся к устройству и управлению римско-католической церкви в России и т.д.), но и новых документов, касающихся деятельности Мальтийского ордена в Российской империи, Речи Посполитой, Польском королевстве, хранящиеся в РГАДА. Положения новизны заключаются в следующем: - выявлено, что, получив статус духовно-рыцарского ордена, госпитальеры сумели занять одно из первых мест в системе военно-монашеских организаций; показано, что орден является не только но сителем духовно-рыцарской этики, но и уникальнейшим государственным образованием с многонациональной структурой, что и помогло ему занять достойное место в западноевропейском обществе;
- было показано, что первые политические контакты рыцарей Мальтийского ордена с Российской империей происходят в конце XVII века во время правления Петра I, но взаимоотношения сводились к формальному обмену дипломатической почты; официальные дипломатические отношения были установлены при Екатерине II, при этом заинтересованность имела место не только со стороны Российской империи, как это утверждают зарубежные историки, но и Мальтийского ордена;
- проведено исследование имущественных притязаний ордена в Речи Посполитой и установлено, что впервые вопрос о наследовании Ост-рожского майората возник во второй половине XVII века и решался при активном взаимодействии польского дворянства, Мальтийских рыцарей и Римской курии, и только в середине XVIII века Россия впервые выступает посредником при решении «Острожского дела»; и лишь после разделов Польши Российская империя, на правах владения Острожских земель, принимает окончательное решение по этому делу;
- на базе документальных источников было доказано, что избрание российского императора Павла I Великим магистром Мальтийского ордена было продуманным политическим шагом не только со стороны русского самодержца, но и со стороны Мальтийских кавалеров; для обеих сторон это был выгодный политический союз, результатами которого в полной мере не смогли воспользоваться ни рыцари, ни император.
Научно-практическое применение. Содержание и основные выводы нашей работы могут быть использованы при написании научных и научно-методических работ по истории Мальтийского ордена и вне дрены в вузовское преподавание, что уже делается автором51. Настоящая работа является еще одной страницей в летописи истории духовно-рыцарских орденов. В настоящее время Мальтийский орден является одним из дипломатических партнеров России и обладает определенным влиянием в Европейском сообществе не только как структура Католической церкви, но и как самостоятельная политическая единица, являясь государствоподобным образованием со своим дипломатическим корпусом. Ряд положений, рассматриваемых в диссертации, может быть включен в исследования по истории Католической церкви в Новое время.
Апробация исследования. Отдельные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры всеобщей истории АГПУ, на студенческо-преподавательских конференциях, международных конференциях, материалы которых были опубликованы в соответствующих сборниках в период с 1999 по 2004 годы. Исследования отдельных вопросов деятельности Мальтийского ордена публиковались в сборниках «Рыцарский клуб», издаваемых в Москве с 2002 года, в «Сборнике Русского исторического Общества» (2003).
Структура диссертационного исследования определяется историческими этапами становления ордена: от простой странноприимной общины до отдельного островного государства Мальтийских рыцарей и его падения. Работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается история возникновения ордена, его деятельность в Святой Земле, Средиземноморский период братьев-госпитальеров. Особое место занимает изучение формирование идеологии военного-монашества и эволюция духовно-рыцарских организаций. Вторая глава нашего исследования посвящена проблемам политическо
Основные этапы развития ордена Святого Иоанна в период с XI по XVIII вв. Внутренняя организация ордена
Орден имеет несколько названий. Наиболее древние из них - ио-анниты и госпитальеры. Иоанниты понятно почему. Что касается второго, то под этим названием известны и другие монашеские братства. Госпитальерами назывались в католической церкви члены всяких братств, имеющих целью уход за больными, призрение странников, найденышей, неимущих рыцарей, попечение о больных, защиту паломников. Госпитальерами, кроме иоаннитов, называли также лазаритов (кавалеров Святого Лазаря), членов госпитального братства Святого Антония, странноприимных братьев госпициев на С.-Готарде, С.Бернарда и т.п. К ним же относятся женские монашеские ордены.
1070 год. Купец Пантелеоне Мауро из итальянского города Амальфи основал под Иерусалимом госпиталь для больных и раненых при монастыре S. Maria della Latina. Это самая распространенная версия появления госпиталя. Однако Ю.Милославский приводит следующие сведения. Он говорит, что купцы из итальянского города-республики проявили свои «благочестивые старания» в одиннадцатом веке, в связи с возведением Верхнего храма Святого Иоанна в Иерусалиме (нижний храм Святого Иоанна был построен примерно в V веке). В это же время купец-амальфитянин Константино ди Пантелеоне ди Мавро (Мауро) поставил странноприимницу для своих земляков-паломников. Но Милославский утверждает, что это был не «тот самый Пантелеон Мавро (или ди Мавро ди Панетелеоне), который упоминается практически во всех трудах, посвященных Ордену». Ссылаясь на францисканца, отца Эжена Хоуда (Fr. Eugene Hoade), Милославский пишет, что между 1062 и 1066 годами «Пантелеоне, богатый амальфий ский гражданин... отправил ся в Константинополь, а оттуда на Святую Землю, где щедротами его отца Мавро в Иерусалиме была основана странноприимница для амальфийцев».
Есть еще одна версия появления госпитальеров в Иерусалиме. Согласно ей, появление госпитальеров возводят к IV веку, когда в Святую Землю из Западной Европы устремились паломники к христианским святыням. Как известно, путешествие по Палестине для европейцев трудно, в итоге до Гроба Господня многие добираются уже больными. Заботу о таких паломниках взяли на себя члены монашеского братства, устроившие свой госпиталь недалеко от храма Гроба Господня. Примерно в конце VI века папа Григорий Великий отправил туда аббата Проба с поручением восстановления старых и постройки новых странноприимных домов. В VII веке о паломниках-египтянах позаботился патриарх Александрийский Иоанн II Милостивый (609-619 гг.). Он приобрел участок земли, где возвел храм во имя Святого Иоанна Крестителя, своего небесного покровителя, а при храме - госпиталь. Возможно, этот факт позволил говорить некоторым исследователям, что госпитальеры изначально считали своим покровителем Святого Иоанна Александрийского и лишь спустя некоторое время, когда утверждались Уставы духовно-рыцарского ордена, они выбирают своим патроном Святого Иоанна Иерусалимского (Крестителя). Современные историки Ордена говорят о том, что в описываемый период не стоял вопрос о святом покровителе: будь то патриарх или же Иоанн Креститель, - ио-аннитами их называть стали гораздо позднее53. Возможно, что путаница в святых покровителях ордена происходит из-за сравнительно скупой информации о раннем этапе деятельности братства. А более поздние версии создавались уже под диктовку самих рыцарей-госпитальеров и в том свете, какой им был выгоден.
В VII-XI вв. купцы-мореходы из городов-республик Амальфи, Венеции и Генуи создавали средиземноморский рынок и обосновывались на землях, занятых мусульманами. Именно тогда, согласно сведениям отца Эжена Хоуда, примерно в 1000 году ди Мавро, богатый гражданин города Амальфи, восстановил в Иерусалиме, на месте странноприимного дома аббата Проба, новый дом для больных.
Из приведенных версий можно сделать следующие выводы, что идея организации монашеского братства для ухода за больными паломниками была не нова к началу крестовых походов, когда начинается самый активный период деятельности братьев-госпитальеров в Святой Земле. Но именно купцов из Амальфи многие исследователи признают основателями странноприимного дома, на базе которого спустя несколько лет образовывается монашеское братство, во главе которого стоит Жерар (Герард) Том. Госпитальеры, руководимые братом Жера-ром, не создавали чего-то нового. Они всего лишь продолжили дело, которое было начато еще в IV веке, когда сам институт монашества только начинал оформляться.
О брате Жераре известно очень немного. Печников говорит, что он был провансальским рыцарем55. Иоанниты сами признают, что им неизвестно был ли Жерар французом или итальянцем. Согласно некоторым сведениям, историки ордена делают выводы, что к 1099 году Жерар Том (Торн, иногда встречается Дорн, Тунк, Тенк) являлся одним из администраторов странноприимного дома Святого Иоанна в Иерусалиме56.
Об этом свидетельствует легенда о Благочестивом Жераре. Согласно ей, когда крестоносцы в 1099 году подошли к стенам Иерусалима, мусульманский правитель города собрал жителей и приказал сбрасывать камни на головы христианских пришельцев, чтобы защитить город. Брат Жерар проследовал на стены Иерусалима, но вместо камней он сбрасывал на головы крестоносцев буханки хлеба. Как объясняют историки ордена, брат Жерар знал не понаслышке о тяготах перехода по пустыне, и предполагал о том, что крестоносцы придут под стены Иерусалима полумертвые от голода (имелись ввиду не рыцари, а простые паломники, примкнувшие к крестоносному войску, которые должны были заботиться о своем пропитании сами), и поэтому решил помогать им таким способом. Однако мусульманские стражники не особо доверяли христианам (особенно пришлым, каковым, по-видимому, был и Жерар), и поэтому заподозрили благочестивого брата и арестовали его для дознания. Но, когда они проверили содержимое его мешка, то вместо хлеба нашли там камни, и вынуждены были отпустить Жерара. Он вернулся на стены Иерусалима и продолжил свое дело57. Неизвестно, имели ли эти события место, но историки упоминают о фактах, когда со стен осаждаемого города крестоносцам иеруса-лимцы-христиане сбрасывали провиант.
Место иоаннитов в системе духовно-рыцарских орденов
Как известно, Христианство формировалось, в отличие от буддизма и иудаизма, в окружении, возникшем в процессе политического, экономического и культурного сплочения, навязанного Римской империей всем народам греко-римского мира, жившим в бассейне Средиземноморья. Таким образом, Христианство очень рано оказалось связанным с людьми и странами, совершенно отличными от тех людей и стран, которые ее породили.
Как только Христианство принимает статус государственной религии, как только начинают формироваться институты христианства, естественно, что религия начинает играть одну из ведущих ролей, как во внутренней, так и во внешней политике. И, конечно же, почти с самых первых дней своего существования начинает бороться за право принимать решения в важных государственных, политически значимых, делах".
Примерно к VI веку многочисленные монастыри появляются не только на территории бывшей Римской империи, но и в Северной Галлии, в Британии, в Шотландии и Ирландии. Монахи, которые обосновывались там, способствовали обращению в христианство народностей, живших в самых отдаленных уголках. Под их влиянием богослужебная жизнь в Британии, в частности в Шотландии, пошла особым путем. Возможно, именно в монастырях Шотландии возник обычай исповедоваться «на ухо священнику». В последующих веках монахи с оружием в руках защищали свои обители и сельских жителей от набегов мореплавателей и грабителей с севера - англов, саксов и скандинавов, пока те не завоевали окончательно страну. Так сформировался тот тип мона ха-воина, «аббата-кондотьера», который распространился затем по всей феодальной Европе. Тем самым история монашества стала сливаться с политической историей общества и вооруженной борьбой своего времени и играть во всем этом не последнюю роль.
Как отмечает Ж.Дюби в своем труде «История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д Арк. 987-1460», в среде людей, которые молитвой служат Господу, то есть миропорядку, к X веку, особое место занимают обитатели монастырей. Численность монастырей выросла во времена правления Меровингов. Согласно исследованиям, археологическим раскопкам, большинство из христианских строений располагались на местах античных некрополей. В основном обитателями монастырей были мужчины, женские обители являлись большой редкостью. Как правило, они объединялись группами по семейному образцу, уединялись, вставали под начало какого-либо отца-аббата, принимали торжественный обет, и были призваны «денно и нощно сражаться с силами зла». Именно это позволяет обратить внимание исследователей на тот факт, что изначально были характерны военные черты в структурных образованиях, организованных по монастырскому уставу, написанному Святым Бенедиктом. Согласно его реформе монастырского управления и установления, монахи пребывают в вечной готовности и находятся в первых рядах «битвы во имя Божие», орудиями в которой являются молитвенные пения, добровольное умерщвление плоти при отсутствии пастырского служения .
Монастырская реформа позволила сосредоточить в крупных сообществах самую большую и наиболее реальную власть. Таковой властью являлось воздействие на человеческие души. Жители-миряне считали, что их здоровье, удача, спасение и милость Господа зависят от
монашеской молитвы, от соприкосновения со священными реликвиями, хранящимися в стенах монастырских обителей. Эти же стены не один раз спасали мирян и от внешней угрозы нападения сначала вражеских варварских языческих племен, а впоследствии от нападений разбойников, или во время военных действий. Неудивительно, что монахи, которые в представлении обывателей, были людьми наиболее приближенными к богу, достаточно быстро в сознании мирян стали носителями не только духовного, но и мирского. Соединились два типа людей средневековья: монахи и воины. Два абсолютно противоположных сословия по своему предназначению: первые были призваны спасать души человеческие, другие - защищать.
Наибольшее распространение и значение тип воина-монаха приобретает во времена крестовых походов. Именно тогда организовываются духовно-рыцарские ордены.
Первые контакты российского дворянства с Мальтийским орденом. Екатерина Великая и Мальтийские рыцари
В XVII-XVIII вв. на политической арене ордена впервые появляется Россия. Это происходит при Великом магистре Раймунде де Рока-фуль (1697-1720). Обоим государствам нужны были союзники в борьбе против турок. Первым официальным представителем России на Мальте был граф Борис Петрович Шереметев (1697-1699), отправленный к Великому магистру Петром Великим с грамотой. В это же время на острове побывал и еще один приближенный российского царя, стольник П.А. Толстой (1697-1698). Как Шереметев, так и Толстой оставили самые восторженные описания острова и приема, оказанного им. Оба российских дворянина отмечали превосходные защитные сооружения острова, описывали мощные фортификации, которые им показали. И Шереметев, и Толстой были ознакомлены с историей острова, бытом рыцарей, их занятиями. После посещения госпиталя, Толстой оставил следующее замечание: «там принимали не только христиан, но и басурман». Шереметев так же отмечал особенности госпиталя Святого Иоанна, «где довольствуют больных кавалеров и иных всяких чинов людей».
На Мальте Б.П.Шереметев оказался в 1698 году, где во время аудиенции у Великого магистра выразил пожелание, чтобы между Российским царством и Мальтийским Орденом всегда существовали самые дружественные отношения и взаимная помощь в борьбе против неверных.
Б.П. Шереметев в завершение своего пребывания на острове получил от Великого магистра де Рокафуля золотой Мальтийский крест в знак того, что он «изливати за Христа и за все христианство кровь свою и полагати души своя»154. Вместе с крестом Шереметев получил две грамоты: одну к Петру I, другую к Императору Римской империи155. Толстой также получил от Великого магистра «лист, в котором выхвалялись его «славные учтивости и явные поступки», и который свидетельствовал о встречах с турками на море во время плавания от Сицилии к Мальте»156.
Грамота, полученная П.А. Толстым интересна следующим: как отмечает Попов П.А., «язык листа исполнен полонизмов: ибо между кавалерами были не только Французы, Цесарцы, Итальянцы, Гишпан-цы, но и Поляки» . Уже тогда отмечалось большое количество представителей разных национальностей в Ордене. Однако это свидетельствует о том, что деление на Языки внутри ордена было вызвано в большей степени удобством в общебытовом смысле, нежели какими-то межнациональными разногласиями.
Визит Б.П.Шереметева на Мальту неоднозначно оценивается историками. Печникова Р.Ю. приводит мнения профессора А.И.Заозерского, английского исследователя Роберта Мэсси и профессора Н.И.Павленко. Заозерский утверждал, что путешествие Шереметева на Мальту было почетной высылкой за пределы страны на время от сутствия царя Петра в Москве (Петр в это время совершал поездку с Великим посольством по Европе), поскольку царь боялся его влияния среди бояр и не совсем доверял боярину. В доказательство приводится свидетельство секретаря австрийского посольства Иоганна-Георга Кор ба, современника описываемых событий . Р.Мэсси считает, что поездка Шереметева по Европе является своего рода увеселительной прогулкой после ратных трудов под Азовом. О чем свидетельствует, на его взгляд, записи самого боярина. Однако профессор Н.И.Павленко доказывает, что поездка Б.П.Шереметева было вызвано не только познавательными целями и не столько желанием царя удалить влиятельного боярина из Москвы. По его мнению маршрут Шереметева являлся частью общего плана русской дипломатии по сколачиванию антиосманского союза европейских держав - Польши, Австрии, Венеции, Мальты и Папской области. Следовательно боярин являлся послом русского ца-ря159.
Прием, оказанный Шереметеву и Толстому, не свидетельствовал еще о том, что Орден был готов к каким-то политическим отношениям с Россией. Однако это были первые официальные представители российского православного царя в резиденции католического духовно-рыцарского ордена. И Шереметев, имевший грамоту к Великому магистру от Петра, и Толстой были всего лишь частными лицами, совершавшими путешествие по Европе, в маршрут которого входила и поездка к острову Мальта. Существует такая версия, что среди бояр, сопровождавших Шереметева в его путешествии, находился и сам Петр.