Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Культурная сфера КНР в начальный период реформ (1978-1992) 28
1.1 Культура КНР накануне реформирования 28
1.2 Идеологические подходы к реформированию культуры 43
1.3 Нормативно-законодательные изменения в культурной политике 65
Глава 2. Культурное строительство в КНР в рыночных условиях периода реформ (1993-2012) 74
2.1 Определение направлений культурного строительства 74
2.2 Реформирование учреждений и организаций культуры 88
2.3 Культура и рыночные отношения 102
2.4 Эволюция политики КПК в отношении интеллигенции 113
Глава 3. Культура во внутренней и внешней политике КНР 122
3.1 Развитие литературы и кино в период реформ 122
3.2 Политика «мягкой силы» и культура 153
Заключение 169
Список использованных источников и литературы 176
- Идеологические подходы к реформированию культуры
- Определение направлений культурного строительства
- Эволюция политики КПК в отношении интеллигенции
- Развитие литературы и кино в период реформ
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью экономических, социальных, политических, идеологических процессов с культурой. Американский ученый Л.Уайт, создавший общую теорию культуры, исходил из того, что культура выражает реальную действительность, которая действует и развивается по своим законам, взаимодействует с другими сферами и явлениями.
Одним из положений его теории является утверждение о том, что культура является основой, в которой отражаются своеобразие и формы этничности, т.е. то, чем народы отличаются друг от друга.
Изучение культуры необходимо человеку для понимания закономерностей социокультурных трансформаций. Рассмотрение культурных процессов на примере Китайской Народной Республики, в которой идут глубокие преобразования, в том числе, и в культурной сфере, актуализирует изучение феномена культуры в современном мире.
На современном этапе формируется новая глобализирующаяся реальность. С одной стороны происходит расширение культурных контактов и обменов, сближение народов, а с другой стороны, процессы глобализации могут явиться причиной потери народами своей культурной идентичности. Встает проблема сохранения национальной культуры.
В Китае проблема сохранения национальной идентичности в условиях модернизации является особо актуальной. Столкнувшись с вызовами глобализации, Китай пытается ответить на культурно - цивилизационный вызов Запада путем опоры на традиционные конфуцианские духовные ценности.
Изучение политики КПК, направленной на сочетание культурных традиций и новаций массовой культуры, представляет как теоретический, так и практический интерес и является актуальной научной проблемой.
Проблема определения места и роли интеллигенции в контексте модернизационных процессов также во многом определяет актуальность выбранной темы. Устойчивое понимание того, что только на мощном культурном фундаменте можно проводить глубокие социально- экономические трансформации сформировалось в Китае не сразу. Поэтому успешный опыт КНР по использованию культурного фактора в процессе модернизации, в условиях рыночных отношений является актуальным для современного мира и, прежде всего, для тех стран, в которых велика роль государства во всех сферах жизни общества. Этот опыт важен и для России, которая также пытается определить значимость культуры в своем дальнейшем развитии и сформулировать основополагающие принципы культурной политики.
Следовательно, актуальность данной темы заключается в осмыслении трансформаций культурной сферы КНР, произошедших под воздействием осуществления реформ и изучении роли КПК в данном процессе, так как в основе проводимых экономических и политических реформ в Китае обязательно лежит культурная составляющая.
Степень разработанности проблемы. В отечественном китаеведении существует много трудов, посвященных отдельным аспектам истории и культуры Китая. Общие работы, связанные с изучением философских, культурологических, исторических аспектов духовной культуры и духовной жизни древнего и средневекового Китая созданы такими исследователями, как Л. С. Васильев, А.И. Кобзев, М.Е. Кравцова и др. Вопросами воздействия конфуцианства на формирование духовной и политической культуры на протяжении всей истории Китая с древности до нашего времени, а также проблемой трансформации отношения властей Китая от анти- к про- конфуцианскому курсу, занимаются Л. С. Переломов, А. Ломанов и Л. Борох.
Отдельными вопросами истории КНР, такими как «культурная революция» занимались А.Н. Желоховцев, Л. Делюсин, В.Н. Усов и др. В монографиях и статьях В.С. Мясникова, В.Г. Дацышена, М.Л. Титаренкорассматривается комплекс проблем по истории российско-китайских отношений и сотрудничества. Большой интерес в сфере образовательного сотрудничества представляет сочинение А.А. Маслова «Россия-Китай: этапы и проблемы образовательного обмена в XX-XXI вв. // Сотрудничество России и КНР в сфере образования: анализ прошлого и перспективы будущего».
Вопросами взаимоотношений китайской интеллигенции и власти в ХХ в. занималась С. Д. Маркова. Ю.М. Галенович изучает проблемы, связанные с современной идеологией КПК.
Другое направление составляют работы ученых, занимающихся изучением проблемы модернизации в современном Китае. Среди них выделяется фундаментальный труд А.В. Виноградова , в котором он пытается комплексно осмыслить проблему модернизации с опорой на классическую и современную политическую теорию. Исследования социально-экономических и политических аспектов развития КНР представлены также трудами Я. Бергера, О. Борох, М. Карпова и др.
Российские синологи являются авторами значительных трудов по истории отдельных сфер культурной жизни китайского общества, например, В.М. Алексеев, Д.Н. Воскресенский писали о китайской литературе, вопросами китайского кинематографа занимается С. А. Торопцев, китайской живописи - Н.А. Виноградова, Е.В. Завадская и др.
В последнее время внимание исследователей привлекла тема внешней культурной политики КНР. Например, в статьях В. Ганшина «Прочность китайской «мягкой силы»; Д. Мосякова «Мягкая сила» в политике Китая в Юго-Восточной Азии»; А. Ломанова, О. Борох «Скромное обаяние Китая: Пекин творчески развивает американскую стратегию «мягкой силы» рассматривается использование властями КНР культурного фактора во внешней политике.
Ведущими научными востоковедческими центрами России являются Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), Институт Дальнего Востока Российской академии наук (ИДВ РАН), Институт мировой экономики и международных отношений.
Существует немало обобщающих исследований по истории китайской культуры американских, европейских и японских авторов. Например, Левенсон, Крил (США), Каидзука Сигэки (Япония) писали о конфуцианстве, религии и народных обычаях. Знаменательным является многотомный труд английского ученого Нидема - «Наука и цивилизация в Китае».
Крупнейшими мировыми синологическими центрами являются: в Великобритании - Оксфордский и Кембриджский университеты, в которых в рамках Институтов китаеведения (Honour School of Chinese Studies, Oxford University) и востоковедения (Institute of Oriental Studies, Cambridge University) широко изучаются история и современные проблемы Китая. В США в Стэнфордском университете на факультете восточноазиатских языков и культуры (The Department of East Asian Languages and Cultures), в Гарвардском университете, в Центре Восточноазиатских исследований (East Asia Research Centre, Harvard University) и в Институте Восточной Азии Колумбийского университета (East Asian Institute, Columbia University, New York) активно исследуются различные аспекты развития стран Восточной Азии, в том числе, и Китая. Во Франции в Объединенном Парижском университете в Институте китаеведения (Institut des Hautes Etudes Chinoises, Universite de Paris), а также во Французской школе Дальневосточных исследований (Ecole Francaise d'Extreme - Orient, Paris) главными направлениями исследований являются история, археология, филология стран Востока и изучение современного азиатского общества.
В Китае также активно изучается проблема модернизации. На базе Китайской академии наук созданы Центр исследования модернизации и Группа исследования стратегий модернизации Китая под руководством профессора Хэ Чуаньци. Важным результатом работы этого центра стала монография «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001— 2010)». В ней подробно описаны состояние и тенденции модернизации в 131 стране мира, включая Китай и Россию.
Развитие индустрии культуры, реформирования культурной системы и культурных учреждений исследовали Ху Хуэйлинь, Лю Кэли, Цуй Цзяньмин и др.
Тема культурного строительства и культурной реформы в КНР также нашла отражение в работах Чэнь Шэнюня, Хань Юнцзиня и др.
Большое внимание китайские ученые уделяют проблеме использования Китаем «мягкой силы». Этому аспекту внешней политики КНР посвящены труды Ван Хунина, Янь Сюэтуна, Су Чанхэ и др.
Как видно, и в российской и в зарубежной литературе широко представлены исследования по древней и средневековой истории и культуре Китая, а также по современной модернизации КНР. Эти работы затрагивают, в основном, экономические и политические аспекты, и мало касаются особенностей современных культурных процессов. Встречаются работы, посвященные отдельным элементам культурной политики КПК или рассмотрению отдельных сюжетов современной китайской литературы и искусства, но они не носят комплексного характера, затрагивая подчас узкую проблематику.
Подводя итоги анализа историографии, посвященной проблемам современного Китая, можно утверждать, что имеется недостаточно монографий и материалов, описывающих и исследующих в комплексе современную культуру КНР, сочинений, посвященных проблемам реформирования культурной системы, выяснению роли КПК и содержания ее культурной политики в этом направлении и т.д. Эта сфера в современном китаеведении недостаточно изучена и предполагает проведение дополнительных исследований.
Целью диссертационного исследования является комплексное изучение политики КПК в сфере культуры в эпоху реформ и выявление ее роли в культурной модернизации страны. Такая постановка цели определяет решение следующих конкретных задач:
-
Определить состояние культурной сферы КНР накануне реформ.
-
Дать анализ законодательно-нормативной базы культурной политики КПК, выявить задачи, приоритеты, которые ставились в этой области, а также выяснить концептуальные подходы к реформированию сферы культуры.
-
Проследить трансформацию политики КПК в отношении культурного строительства, определить основные этапы этого процесса.
-
Проанализировать проблемы, возникшие в процессе культурного строительства в условиях функционирования рыночной экономики.
-
Раскрыть инструменты и механизм реализации культурной политики КПК, в том числе, охарактеризовать эволюцию отношений с интеллигенцией.
-
Проследить изменение позиции КПК в культурной сфере на примере развития литературы и кино, как самых массовых форм искусства.
-
Определить место и роль культуры во внутренней политике КПК, а также проанализировать и дать оценку культурным программам и инициативам КПК во внешней политике.
Объектом исследования является внутренняя и внешняя политика КПК, проводимая в период модернизации (после 1978 г.).
Предмет исследования - политика КПК в сфере культуры в условиях модернизации страны (1978-2012 гг.).
Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период с 1978 по 2012 гг. и определяются содержанием реформ, проводимых КПК в культурной сфере: 18-22 декабря 1978 г. прошел исторический III пленум ЦК КПК XI созыва. В 2012 г. на XVIII съезде КПК был провозглашен новый секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин, возглавивший «пятое поколение» национальных лидеров КНР.
В обозначенных временных рамках можно рассмотреть эволюцию культурной политики КПК, а также трансформацию культурной системы в условиях перехода и развития рыночных отношений.
Методологическая основа и методы исследования. Базовым исследовательским принципом данной работы является принцип историзма. Используя его, рассмотрение культурной политики КПК происходит во взаимосвязи с объективными процессами, происходившими в китайском обществе в контексте его исторического развития. Кроме того, в диссертационном исследовании используется междисциплинарный подход, так как для решения поставленной проблемы необходимо выйти за рамки одной науки, поэтому применяются отдельные положения социологии, политологии и культурологи.
Основной концепцией работы является теория модернизации. При этом под модернизацией понимается совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционными государствами (Т. Парсон, Д. Растоу, П. Штомпка).
В КНР модернизация (сяньдайхуа) определяется как «комплексный способ решения политических и управленческих, экономических и социальных, культурных и личностных задач, которые в полном объеме стоят перед государствами, обществами и индивидами в контексте внутренних и внешних угроз и рисков; это совокупность процессов технического, экономического, социального, культурного, политического развития общества (страны и ее регионов)» . В культурной сфере модернизация «является потребностью, показывающей основное направление развития культуры». Таким образом, модернизация в КНР - это комплексный процесс, имеющий свою специфику. Как видно, понимание сущности модернизации у западных и китайских исследователей, в основном, совпадает.
Однако, не всегда терминология, используемая китайскими исследователями, трактуется так же, как на Западе. Это относится, прежде всего, к пониманию термина «культура».
В современной культурологии существует более 200 различных определений культуры. В данном исследовании под понятием «культура» понимается не только система ценностей, которая регулирует всю жизнедеятельность человека, но и уникальный социокультурный опыт хозяйствования, традиции воспитания и образования. При этом политика и экономика, наука и образование, литература и искусство, философия и другие области человеческой деятельности выступают как «бесспорные компоненты культуры, поскольку они создаются человечеством для самосознания и преобразования человечества».
После образования КНР категория «культура» трактовалась как «голос», «позиция», как инструмент системы образования, а также как форма развлечения. Термин «культура» («вэньхуа») включал понятия «дело культуры» («вэньхуа шие»), что означало заниматься управлением сферой культуры и «культурная работа» («вэньхуа гунцзо»), что подразумевало творческую деятельность. С началом реформ была выдвинута концепция «индустрии культуры» («вэньхуа чанье»), и культуру стали понимать как феномен, имеющий индустриальные свойства и подчиняющийся закону рыночной стоимости. В современных работах китайских ученых и программных документах КПК «дело культуры» и «индустрия культуры» являются важными составными элементами строительства «социализма с китайской спецификой». В широком смысле, «дело культуры» - это развитие и создание различных форм «социалистической духовной культуры», оно определяет культурную политику и стратегию развития культуры в целом. Вместе с «культурной индустрией», которая понимается как отрасль экономики, производящая «культурные продукты», «дело культуры» определяет развитие образования, науки, искусства, литературы, кино и театра, СМИ, радио и телевидения, издательств, интернет-культуры, туризма, культурную дипломатию и т.д. В условиях рыночной экономики «дело культуры» и «индустрия культуры», по мнению китайских ученых и партийных лидеров, являются двумя столпами «социалистического культурного строительства».
В ходе исследования для всестороннего анализа культурной политики, проводимой КПК в годы реформ использовались следующие методы: историко-хронологический метод применялся для анализа основных этапов становления и эволюции культурной политики КПК, историко- сравнительный метод позволил сопоставить культурную политику в дореформенный период и на разных этапах ее реформирования, структурно- функциональный метод дал возможность выявить содержание культурных процессов, а также функции и задачи отдельных творческих организаций в культурной политике. Применение метода контент-анализа правительственных документов и материалов китайских СМИ позволило раскрыть терминологию, употребляемую в области культурной политики и проанализировать статистические данные, необходимые для рассмотрения динамики, происходивших трансформаций. Кроме того, для более полного освещения проблем и противоречий, наблюдавшихся при реализации политики в области культуры, применялся метод критического анализа.
Источниковую базу исследования составили материалы на русском, китайском и английском языках. Большая часть источников на китайском языке дана в переводе автора впервые. В первую группу источников вошли официальные государственно-правовые документы: Конституция КНР, законодательные акты, регулирующие культурную политику государства, а также, регламентирующие проведение реформирования культурной системы. Кроме того, широко использовались документы съездов КПК, Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства, Союза китайских писателей, Союза кинематографистов Китая. Анализ законодательных актов в культурной сфере показал, как постепенно определились приоритеты и содержание политики КПК в области культуры. Как вырабатывались и формулировались основные направления политики в этой области и устанавливались формы и механизмы трансформации культурного развития, прежде всего, при распространении рыночных отношений в культурной сфере, что невозможно выявить без обращения к законодательству КНР и официальным решениям творческих организаций.
Ко второй группе источников относятся выступления, заявления, речи официальных лиц государственного и партийного руководства КНР: Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и др., высказывания и записи интервью с министрами культуры КНР разных лет. Это позволило определить официальную точку зрения и позицию первых руководителей КПК относительно культурного развития на разных этапах реформ. В источниках, несмотря на их личное происхождение, содержатся важные рекомендации по проведению политики в сфере культуры КНР, которые облекались в законодательные решения и становились обязательными для выполнения всеми государственными органами и учреждениями культуры. Поэтому данная группа документов представляет несомненный интерес для данного исследования.
Следующую группу источников составляют периодические издания: материалы китайских газет, журналов, радио и телевидения. Официальную информацию относительно политики в области культуры дают печатные органы «Жэньминь жибао» («Народная газета»), «Цзефан Цзюньбао» («газета Освободительной армии»), журнал «Хунци» («Красное знамя») и т.д. В их материалах содержатся как официальные установки по проведению культурного строительства в КНР, что отражает идеологическую составляющую данного процесса, так и свидетельства о ходе реформирования культурной сферы, а также анализируются проблемы, вызванные этими процессами.
Большую ценность для исследования в области культуры представляют литературные газеты и журналы: «Вэньсюэ бао» («Литературная газета»), «Вэньи бао» («Литература и искусство»), «Баогао вэньсюэ» («Вестник литературы»), «Дандай» («Современость»), «Саньвэнь» («Проза») и т.д. Эти материалы помогли сравнить особенности стиля официальной пропаганды и официальной позиции властей КНР по проблемам социально-политического и культурного развития страны и личные взгляды творческой интеллигенции на эти процессы.
Особое место среди источников этой группы занимает ежегодник «Китайская Народная Республика»: политика, экономика, культура», издаваемый ИДВ РАН, который содержит как аналитические статьи отечественных исследователей, так и материалы китайских газет, отчетов Союзов китайских писателей и кинематографистов и других творческих организаций, которые также использовались как источники. В этом издании в систематизированном виде представлены сведения о социальном и экономическом устройстве, политике, идеологии и культуре КНР за определенный период.
Для анализа развития современной китайской литературы широко использовалась художественная литература. Например, произведения Мо Яня, Ван Мэна, Юй Хуа, Гу Хуа и др. Отношение китайских писателей к происходящим переменам в стране ярко отражается в их произведениях. Вопросы, которые ставят авторы по различным аспектам жизни китайского общества и отдельного человека, их размышления относительно китайской действительности в переходный период помогли в создании единой, целой картины проведения реформ в культурной сфере КНР. В литературных произведениях более четко отражена противоречивость современной социально-экономической ситуации в КНР и предложены возможные пути преодоления существующих проблем. Следует также заметить, что анализ литературных произведений позволил выявить приоритетные направления в развитии художественной литературы, определяемые КПК.
Кроме того в качестве важного источника исследования стала информация по различным аспектам культурной политики, размещенная на китайских интернет-сайтах, например, сайт Министерства культуры КНР, Сайт Центрального правительства КНР; сайт «Электронная библиотека законодательных актов КНР»; сайт Союза писателей ^hinawriter)) и т.д. На этих сайтах представлена текущая документация профильных министерств и организаций, непосредственно связанных с реформированием культурной сферы. Установки министерства культуры КНР, материалы съездов Союзов китайских писателей и кинематографистов, решения различных совещаний в области культурного развития, а также интервью и беседы китайских писателей и культурных деятелей, содержат суждения и оценки реальной ситуации в культуре. Это позволяет глубже понять проблемы, возникавшие в ходе проведения реформ в культуре и отношение к ним как государственных, так и творческих организаций.
Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного изучения культурной политики, проводимой под руководством КПК и культурных процессов в современном китайском обществе. В этой связи в исследовании выделяются следующие аспекты: раскрыта эволюция идеологических подходов КПК к реформированию культурной системы; проанализированы нормативно-законодательные изменения в культурной политике, некоторые из них рассмотрены впервые; выделены основные этапы реформы культурной системы в условиях рыночной экономики; прослежена эволюция взаимоотношений между КПК и интеллигенцией; на примере развития литературы и кино в годы реформ, анализируется влияние КПК на культурные процессы в китайском обществе; выявлена роль культурной «мягкой силы» во внешней политике КПК; вводится ряд новых для отечественной исторической науки источников.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
-
Модернизация культурной сферы в КНР проводится в рамках культурной политики осуществляемой КПК, которая определяет направленность, темпы и глубину ее реформирования. В содержательном плане культурная политика включает в себя сочетание «дела культуры» и «индустрии культуры». Под первым понимается научно-теоретические исследования, идеология и моральное воспитание граждан, социальные культурные услуги, литературное и художественное творчество и культурные инновации, меры по сохранению этнической культуры и культурных памятников Китая, культурные обмены с другими странами и т.д. «Индустрия культуры» трактуется как отрасль экономики, производящая «культурные продукты».
-
В реформировании культурной сферы КНР выделяются 3 этапа:
I этап - (1978-1992 гг.) - период преобразования плановой экономики в рыночную, вызревания и начало преобразований в сфере культуры.
-
-
этап - (1993-2002 гг.) - переход от использования основных моделей, присущих экономической системе к выработке приемов по модернизации собственно культурной системы. Происходит определение места культурного рынка и культурной индустрии, а также цели и направления развития культуры в условиях рыночной экономики.
-
этап - (2003-2012 гг.) - идет процесс углубления реформ культурной системы, происходит допуск частного и иностранного капитала в культурную сферу. КПК ставится задача по активизации освоения международного культурного рынка и «продвижения» китайской культуры во внешний мир.
Механизмами вхождения культуры в рыночные отношения являются: нормативно-законодательная база, преобразование культурных учреждений в предприятия, совершенствование системы государственного управления культурой, привлечение внутренних и иностранных инвестиций в данную сферу, стимулирование активности работников культуры на создание «качественных культурных продуктов» и т. д.
Особое место политики КПК в области культуры занимает проблема отношения с интеллигенцией. Политика по отношению к ней эволюционировала от ее дискриминации до сотрудничества с ней и привлечения ее в качестве консультантов по разным вопросам. КПК стала терпимее относиться к научным и публичным дискуссиям и конференциям, посвященным различным вопросам современного развития КНР, по- прежнему регламентируя ее участие в модернизации и культурной жизни страны.
В рамках культурной политики КПК определяются приоритеты развития, например, литературы и кино. На начальном этапе реформ (конец 70-х - начало 80-х гг. ХХ в.) появились «литература шрамов» и «кино шрамов», описывающие ужасы «культурной революции» и обличавшие маоизм. К середине 80-х гг. критика «культурной революции» утратила свою остроту, и на первый план вышла пропаганда «четырех модернизаций». Руководство КПК акцентировало внимание художественной интеллигенции на развитие литературы и кино «о реформах». Одновременно стала набирать популярность так называемая «литература поиска корней», в которой слово «корни» (бэнь) символизировало национальные культурные традиции. Во второй половине 80-х гг. литература и кино развивались в условиях относительной свободы творчества. Писатели и кинорежиссеры осваивали новые формы и методы творчества, включая модернизм, психоанализ, экзистенциализм и т.д. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. эти поиски были свернуты, а литература и кино вновь оказались в сфере пристального внимания политического руководства. В 90-х гг. рыночные отношения, определяя конкуренцию на культурном рынке, стали влиять на развитие литературы и кино, следствием чего явилось появление коммерческой и некоммерческой продукции, что, в какой-то степени, позволило ослабить давление КПК. В настоящее время в КНР публикуются и снимаются произведения, которые раньше запрещались. Широкое распространение интернет - литературы помогает молодым авторам заявлять о себе.
6. Культура широко используется КПК как элемент «мягкой силы» в проведении внешней политики и формировании позитивного облика КНР в современном мире. Власти прилагают усилия по распространению китайской литературной и кино-продукции за рубежом, делая китайскую культуру привлекательной для потребителей во всем мире. Партийное руководство признало важность «мягкой силы» в достижении национальной мощи КНР, согласившись с представлением о культуре, как основе политики «мягкой силы».
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость определяется возможностью применения отдельных положений и выводов данного исследования при анализе культурной модернизации восточноазиатских стран. Тезисы исследования, а также фактический материал могут быть использованы при подготовке учебников по современной истории и культуре КНР. Они также могут быть востребованы при разработке общих и специальных курсов для направлений «Зарубежное регионоведение» и «Международные отношения». Результаты исследования использованы при чтении спецкурса «Современная культура Китая» для студентов направления «Зарубежное регионоведение» в ТГУ.
Апробация работы проведена на трех международных конференциях, проходивших в ТГУ. По теме исследования издано 5 публикаций, в том числе, одна в журнале, входящем в перечень рецензируемых научных журналов и изданий.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Идеологические подходы к реформированию культуры
С 1978 г. на начальном этапе реформ политика КПК в отношении культуры развивалась в нескольких направлениях, и включала нормативно-законодательную, экономическую и идеологическую составляющие. Изначально, маоистское руководство отводило китайской культуре роль «орудия революции» и инструмента сплочения в борьбе с врагом, а официальная линия КПК заключалась в том, что культура и искусство должны носить классовый характер. Кроме того, культура должна была служить рабочим, крестьянам и солдатам, и создаваться народными массами вместо профессиональных работников литературы и искусства. Это привело к тому, что к моменту окончания «культурной революции», эта сфера жизни страны была в полном упадке, не было никаких концепций ее развития в новых условиях.
Новому руководству КНР необходимо было начать с преобразований в идеологическом и политическом направлениях и нормализовать обстановку в стране, чтобы создать условия для реформ не только в экономической, но и в культурной и социальной сферах. А это было возможно лишь при условии пересмотра политики по отношению к интеллигенции. С этой целью в Конституцию КНР 1978 года вошла статья 14, включающая лозунг «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», направленная на привлечение к сотрудничеству интеллигенции с разной идеологической ориентацией. Отдельная статья Конституции (ст. 12) посвящена вопросам всестороннего развития науки и технического творчества. При этом ставилась задача всемерного развития «дела просвещения и повышения культурного уровня народа» (ст. 13). Кроме того, в новой Конституции были восстановлены ранее исключенные положения Конституции 1954 г. о свободе научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и другой культурной деятельности, о поощрении государством творческой работы граждан (ст.52). Все это свидетельствовало о признании руководством страны роли культуры и образования на новом этапе развития КНР .
Отражение в Конституции новой политики в отношении интеллигенции свидетельствовало о повышении роли, как художественной, так и технической интеллигенции в программе «четырех модернизаций». Вставал вопрос и о возможности использования ее опыта в налаживании культурной жизни страны.
КПК не впервые столкнулась с проблемой культурного преобразования страны. Строительство новой культурной системы Китая после победы над партией Гоминьдан имело несколько особенностей. Во-первых, она строилась в период, предшествовавший «большому скачку» и «культурной революции» на основе культурной системы, установившейся в освобожденных районах. Во-вторых, в процессе установления этой системы, изучалась, в основном, советская модель. В-третьих, эта система соответствовала социалистической плановой экономической системе того времени. В-четвертых, эта культурная система играла важную роль в социалистических преобразованиях, при ней появилось много значительных произведений и ярких деятелей.
Следует отметить, что в конце 70-х гг. XX в. в культурной сфере наметилось заметное оживление. Появление такой новеллы как «Классный руководитель» Лю Синьу ознаменовала приход «новой весны» в литературу. Международное признание получили такие направления как: «литература шрамов», «литература поиска корней», «литература размышлений». Стали известны художественные группа «Звезды», «Движение 8-го мая»; появились интересные фильмы: «Старый колодец», «Красный Гаолян» и т.д. Определенное возрождение культуры в этот период, конечно же, возникло на основе ранее существовавшей культурной системы. Но старые подходы к культуре уже не соответствовали новой обстановке реформ экономической системы, и все больше не соответствовали новым требованиям к развитию культуры. Например, с точки зрения общей концепции — распыление финансов на создание, повторное учреждение многочисленных профессиональные художественных коллективов, контрастировало с системой административного управления. С точки зрения структуры - единая государственная и коллективная собственность, полная зависимость художественных коллективов от государственного финансирования сдерживали их развитие. С точки зрения распределения — серьезная уравниловка, политика «питания из общего котла», когда доходы не зависели от того, ставились ли новые, игрались ли старые пьесы, от количества постановок, не влияли на уровень и качество постановок. С точки зрения кадровой системы — не было нормального движения персонала, механизмов отбора кадров, существовал сильно раздутый аппарат, много лишнего штата, следствием чего была очень низкая активность работников культуры и т.д. В такой обстановке, реформирование культурной системы становилось необходимым условием для ее развития.
В декабре 1978 г. в Пекине прошел III пленум ЦК КПК XI созыва, ставший переломным моментом в истории КПК - Китай вступил в новую эпоху «реформ открытости», социалистической модернизации и строительства. Это означало начало реформ экономической, политической и культурной систем.
В сфере культуры, основным, что могло нормализовать обстановку был переход от культурной парадигмы классовой борьбы к новой парадигме, в центре которой стояло бы экономическое строительство. Говоря о культурной реформе, главным, по мнению руководства КПК, было «воссоздание» культурной системы, предшествующей «культурной революции».
Важным свидетельством начала процесса нормализации в сфере культуры стал IV съезд Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (В АР ЛИ), проходивший с 30 октября по 16 ноября 1979 г. На его открытии с приветственным словом выступил Дэн Сяопин . Он высоко оценивал роль литературы и искусства в осуществлении «четырех модернизаций». В вопросах партийного руководства культурной работой он выдвинул ряд направлений и провел четкую грань между вопросами политики и вопросами литературы и искусства. В своей речи он настаивал на том, что литература и искусство не должны быть подчинены лишь «временной, непосредственной политической задаче», недопустимо осуществлять руководство данной сферой только «через приказы и распоряжения», что необходимо предоставлять деятелям культуры такие условия, чтобы литература и искусство расцветали, а их художественный уровень улучшался. Он также подчеркивал, что в области критики литературы и искусства необходимо отказаться от «приказного стиля». Дэн Сяопин говорил, о недопустимости «грубого вмешательства» в литературу и искусство . Эта речь символизировала начало нормализации ситуации в культурной сфере после «культурной революции» и во многом предопределила ход развития политики КПК в области культуры.
Однако чтобы создать практические условия для сотрудничества творческой интеллигенции с политическим руководством страны в общественной жизни, было необходимо пересмотреть государственно-партийную политику в отношении интеллигенции. Первоочередной задачей являлось восстановление престижа интеллигенции. Необходимо было убедить представителей умственного труда и простой народ в важности роли интеллигенции в государственном строительстве, а также гарантировать интеллигенции соответствующее ей общественное положение.
Исходя из этих задач, в 1979 г. произошел полный отказ от политики «сплочения, воспитания, преобразования» по отношению к интеллигенции, в основе которой лежал принцип «использования» работников умственного труда, привлечение их к государственному строительству. Причем, обязательным условием было их «перевоспитание», так как все интеллигенты априори относились к «буржуазии», независимо от их социального и материального статуса .
В печати широко цитировались слова Дэн Сяопина о том, что «работники умственного труда являются частью трудового народа», сказанные им на Всекитайском совещании по науке (1978 г.). Что также подчеркивалось в решении второй сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) третьего созыва (1979 г.), где интеллигенция признавалась частью рабочего класса85. Это означало начало отхода от дискриминации работников умственного труда со стороны власти.
Для воздействия на интеллигенцию был использован такой инструмент, как реабилитация репрессированных. Таким образом, предполагалось разрядить социальную напряженность и привлечь множество людей умственного труда на сторону власти. Особенно, учитывая тот факт, что к середине 1980-х гг. 70% партийных кадровых работников, занимающих руководящие посты, имели только начальное образование. Государству необходимо было повысить рост числа образованных членов партии на руководящих постах, т.к. только профессионалы могли решать практические задачи всесторонней модернизации страны 86. Но реализовать эти планы оказалось не так просто. Многие кадровые работники, боясь за свое место, саботировали вступление интеллигентов в партию, что потребовало принятия срочных мер.
Определение направлений культурного строительства
Установление курса на построение «социалистической рыночной экономики» создало условия для углубления реформы культурной системы.
Экономические преобразования в КНР в начале 90-х гг. XX в. четко обозначили курс на создание рыночной экономики. В 1992 г. появляются публикации важных выступлений Дэн Сяопина во время рабочей поездки по южным провинциям Китая, и открывается XIV съезд КПК, что ознаменовало вступление КНР в новый этап реформ открытости и модернизации государства. Углубление реформ, расширение открытости, развитие социалистической рыночной экономики, все это заложило основу для развития культуры и стимулировало реформы самой культурной системы. Непрерывно шел поиск путей ее модернизации.
В 1992 году в изданном канцелярией Госсовета документе «Важный стратегический план - ускорить развитие третьей индустрии», впервые было выдвинуто понятие «индустрии культуры» . В конце 1993 года «Культурная газета» опубликовала объемом на целую полосу речь министра культуры Лю Чжундэ - «В период реформ открытости развивать культурную индустрию» 147. В данной статье впервые официальным членом правительства были описаны политические взгляды на проблему «индустрии культуры». Начиная с этого момента, стало широко употребляться понятие «индустрии культуры» .
В январе 1993 года Министерство радио и кино издали так называемый в киноиндустрии «Документ №3», а именно — «Некоторые мнения об углублении реформ механизмов киноиндустрии» 149 . Его основным содержанием была установка на то, что предприятия кинопроизводства и кинопроката должны соответствовать курсу строительства системы «социалистической рыночной экономики», установленному XIV съездом КПК, менять политику «централизованного закупа и сбыта», существовавшую в течение 40 лет в рамках плановой экономики кино-отрасли. Кроме того, необходимо было регулировать экономическое распределение доходов между киностудиями, выпускающими предприятиями и кинопрокатом. Упорядочение и оптимизация в структуре кинопроизводства привели к появлению в стране ряда производственно-выпускающих кино-предприятий, занимающихся еще и прокатом. Была разрушена плановая система экономики, при которой «Китайская кинокомпания» осуществляла политику «централизованного закупа и сбыта» и являлась монополистом на данный вид деятельности. В результате этих преобразований производственные организации получили право на выпуск фильмов, что способствовало возникновению новых механизмов распределения прибыли и конкуренции.
Реформирование культурной системы тяготело к системности и прозрачности, на практике происходил существенный сдвиг в сторону ее естественного развития.
В 1993 г. на VIII сессии ВСНП вновь были обозначены проблемы концептуального подхода в культурной политике. В «Рабочем докладе правительства» были намечены планы по глубокому реформированию культурной системы 15. Было заявлено о необходимости «углублять реформы системы управления культурой, создавать и развивать здоровый культурный рынок; необходимо оказывать финансовую поддержку нуждающимся отраслям культуры и искусства». Таким образом, руководство страны пыталось разработать такую политику развития культуры, которая бы соответствовала требованиям развития рыночной экономики. Искало пути решения проблемы урегулирования взаимосвязями между экономической и социальной выгодой. Но для этого нужна была выработка новых подходов к пониманию культуры в условиях меняющегося Китая.
В этот период реформирования культурной системы правительство снова вернулось к проблеме исполнительских коллективов. В опубликованных Министерством культуры в сентябре 1993 г. и феврале 1994 г. документах -«Сообщении о постепенном ускорении и углублении реформ системы художественных исполнительских коллективов» 152 и «Мнениях о продолжении работы по реформированию системы художественных исполнительских коллективов» говорилось уже не о методах их объединения и формирования или о государственной поддержке, а о том, чтобы внедрять внутренние механизмы их функционирования, организовывать их в форме отдельного юридического лица. Ставились вопросы необходимости оптимизации кадровой политики, основанной на системе найма и новой системе заработной платы, расширения источников финансирования и увеличения доходов, усовершенствования экономической составляющей управления спектаклями, развития рынка исполнительских мероприятий. Постепенно определилось содержание реформ системы государственных художественных коллективов, то есть - создание жизнеспособных механизмов их функционирования.
В марте 1996 года открылся Всекитайский съезд кинематографистов, с которого начались преобразования в системе управления кино. В результате организации, находящиеся в подчинении у местных управлений по культуре были объединены с подведомственными управлениями по радио и кино, была решена проблема административного управления кино- производственной цепи. Начало этому процессу было положено в мае 1996 г., когда Госсовет опубликовал «Правила управления кино», которые легли в основу комплексной законодательной системы, включающей уставы всех типов и нормативные документы 154.
Начиная с 1996 года, во всех сферах культурного строительства шел поиск новых путей развития. За 20 лет реформ, к концу 90-х гг. XX века, назрел вопрос о необходимости культурного строительства, соответствующего реальным китайским условиям. К этому времени культурная система уже приобрела опыт по реформированию. В культурной системе осуществился переход от пассивных, вынужденных реформ в активные, и произошел переход от основных моделей реформ экономической системы к выработке приемов модернизации собственно культурной системы.
Основная цель развития литературы, художественного и исполнительского искусства была определена как - «строительство жизнеспособной социалистической системы литературы, художественного и исполнительского искусства, действующей по внутренним законам развития литературы и искусства, играющей активную роль в рыночных механизмах» 155.
Реформы в новостных изданиях, радио, телевидении и кино, также шли полным ходом. В 2000 году Государственное управление по делам радио и телевидения совместно с Министерством культуры опубликовали документ
«Некоторые соображения относительно углубления реформ в кино-отрасли» , затем Управление по делам кино издало «Инструкцию по проведению», в которой давалось разъяснение политики последующих реформ кинорынка . Основная идея заключалась: во-первых, в подчеркивании того, что необходимо выработать стандарт создания кино-корпораций. Во-вторых, вся кино-отрасль в экспериментальном порядке переводится на акционерную форму собственности с регулированием структуры имущественных прав. В-третьих, создается механизм проката фильмов на основе сетей кинотеатров. В-четвертых, проводится урегулирование политики проката импортируемых фильмов.
Эволюция политики КПК в отношении интеллигенции
На протяжении 80-х гг. XX века в среде интеллигенции происходило широкое обсуждения того, какой характер носят реформы - социалистический или капиталистический, какой должна быть экономика - рыночной или плановой, должна быть либеральная идеология или же авторитарный режим? Кроме того, разгорелась полемика относительно возможности открытия традиционной китайской культуры влиянию извне. Власти пытались контролировать эти дискуссии и сопоставлять текущие процессы с общими социальными и политическими концепциями. Руководство КПК остро реагировало на критику со стороны интеллигенции, и было вынуждено идеологически обосновать осуществляющиеся реформы таким образом, что бы это не подрывало легитимность правящей партии.
После событий на площади Тяньаньмэнь в мае-июне 1989 г. партийно-государственное руководство КНР осознало необходимость принятия соответствующих решений относительно интеллигенции. В свою очередь, недавние события показали китайским интеллектуалам невозможность быстрого и безболезненного перехода к демократии, в их кругах бушевали бурные дискуссии относительно дальнейшего развития страны, были даже предложения по сохранению политической стабильности путем прекращения реформ. Все это мешало налаживанию диалога в китайском обществе.
Поэтому в 1992 г. Дэн Сяопин прекратил дискуссии о том, в каком ключе осуществлялись реформы - в социалистическом или капиталистическом. Его указание «не спорить» выражало запрет публичного обсуждения данного вопроса, и определило дальнейший рыночной путь развития КНР224. Таким образом, в культурных кругах постепенно произошло переосмысление национальной специфики и осознание первостепенной роли КПК в период перехода к рыночной экономике. Представители китайской интеллигенции постепенно отказались от роли общественных критиков и активистов, и старались через оказание профессиональных консультаций влиять на политические решения, заняв позицию «конструктивной критики».
Хотя установки КПК и правительства, направленные на работников литературы и искусства, сводились к призывам по совершенствованию связей между культурой и политическим курсом и следованию принципам развития «социалистической культуры», именно рыночная экономика стала определять путь развития китайской культуры. Так в 1993 г. журнал «Чжунго сицзюй» опубликовал материал и. о. министра культуры Лю Чжундэ, посвященный созданию «социалистического рынка культуры с китайской спецификой» . В ней Лю Чжундэ отметил, что порождаемая рыночной экономикой конкуренция вносит в развитие культуры как положительные, так и отрицательные аспекты. К положительным сторонам он отнес появление новых жанров и форм культурного досуга, создание благоприятных условий для инвестиций, которые способствовали расширению внутренних и внешних культурных обменов Китая. Среди негативных последствий он выделил такие явления как, отсутствие интереса к серьезным произведениям литературы и искусства, возникшую растерянность у многих творческих работников и руководителей органов культуры, экономические трудности в некоторых театральных и эстрадных коллективах.226
Подходя к вопросу с практической точки зрения, предлагалось разделить литературные и художественные произведения на «высокое» искусство, которое должно поддерживаться государством и обществом, и массовое, которое нужно «политически направлять». Отсюда следовал вывод о том, что при создании продуктов творчества «социальный эффект» должен в равной мере соотноситься с «экономическим эффектом».
Во второй половине 90-х XX в. пришло понимание того, что китайская сфера культуры отстает от политического и экономического развития страны.
Задача строительства «духовной культуры с китайской спецификой», выдвинутая Дэн Сяопином в начале 80-х гг. теперь была поставлена на первый план. Разъяснение этой проблемы взял на себя главный теоретический орган КПК, журнал «Цю ши», который в № 10 за 1996г., указал на то, что после начала строительства «социализма с китайской спецификой» материальная культура играла основную роль, а духовная считалась «сопутствующей». Однако в действительности она является неотъемлемой частью «общего дела». В тексте также приводились слова Дэн Сяопина о том, что основной задачей «социалистической духовной культуры» является воспитание нового поколения людей, которые обладают «четырьмя качествами - идеалами, моралью, культурностью и дисциплиной», и делался акцент на его словах о том, что «китайская культура - это социалистическая культура, руководимая марксизмом-ленинизмом и идеями Мао Цзэдуна» 227 . В завершение звучал призыв к работникам идейно-культурного фронта «стремиться стать настоящими инженерами человеческих душ, непременно повышать свой культурный, идейный и моральный уровень, создавать все больше совершенных произведений разных жанров»
Вслед за этим на фоне общего оживления философской мысли в Китае и развития социалистических рыночных отношений в печати стала широко обсуждаться проблема выработки марксистской литературно-художественной теории с китайской спецификой. Остро встали вопросы взаимоотношений между социалистической литературой, с одной стороны, и искусством и рынком, с другой, взаимосвязь эстетических и идеологических явлений культуры, использования современных и традиционных национальных приемов в художественном творчестве и т.д.
В целом, руководство КПК и страны в этот период оценивало ситуацию в культуре, как положительную. В беседе с корреспондентом журнала «Ляован» министр культуры Лю Чжундэ привел характеристику состояния дел в культуре, в которой, по его мнению, наблюдалось несколько позитивных моментов. Например, он считал, что в области руководства строительством культуры произошел переход от руководства в целом к определению конкретных направлений развития, а ликвидация лишних звеньев сделала его более эффективным. Это позволило наладить систему взаимоотношений с социалистическим рынком на первом этапе. Кроме того, удалось «очистить» рынок культуры, а результативная воспитательная и административная работа позволила вытеснить низкопробную продукцию, сократить поток тайваньской и гонконгской массовой культуры 229.
В октябре 1996 г. вышел документ - «Решение VI пленума ЦК XIV созыва по некоторым важным вопросам усиления строительства социалистической духовной цивилизации» . В нем был раздел, посвященный развитию социалистической культуры. В нем говорилось о том, что культура должна быть направлена на борьбу с коррупцией и «разложением» внутри партии, а средством для достижения этой цели должно стать создание большого числа хороших произведений, в которых должны сочетаться идейность и художественность, а также присутствовать «лейтмотив эпохи».
Хотя содержание документа допускало свободу выбора тематики, направлений и жанров, тем не менее, указывалось на то, что хотя в руководстве сферой культуры и надо избегать «неоправданного вмешательства», однако работники искусства должны отвечать руководящим указаниям. Радио и телевидению рекомендовалось прекратить передачу «упаднических и нездоровых программ». Это свидетельствовало об определенном отходе от установок Дэн Сяопина о невмешательстве в дела литературы и искусства. Несмотря на это, «Решение...» было одобрено участниками совещания писателей и литературоведов, созванного Отделом пропаганды ЦК КПК и СКП в октябре 1996 г.231.
В новом столетии на представителей творческой интеллигенции была возложена важная миссия по усилению роста материальной и особенно духовной культуры. Руководство КПК стало придавать новое звучание культурному строительству. Задача по «наращиванию духовной силы китайской нации» и «обогащению духовного мира человечества», стала выступать как непременное условие движения вперед.
Это показали VII съезд В АР ЛИ и VI съезды СКП, которые проходили с 18 по 22 декабря 2001г. На них присутствовали такие партийные и государственные руководители КНР как Ли Пэн, Чжу Жунцзи, Ли Жуйхуань, Ху Цзиньтао и Ли Ланьцин, а с приветственной речью выступил Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь . Он характеризовал современную ситуацию как ожесточенную конкуренцию среди государств в области совокупных потенциалов, включающих наряду с экономическими, научно-техническими, военными также и культурные потенциалы. Поэтому более актуальной становилась задача по сохранению и развитию «лучших культурных национальных традиций», «национального духа», а также «заимствование лучшего культурного достояния других нации»
Развитие литературы и кино в период реформ
Благоприятная обстановка реформ и политики «открытости» положительно отразилась на творчестве китайских писателей и деятелей киноискусства. Развитие этих двух направлений культурного строительства имели свои сходства и различия, которые определялись, прежде всего, культурной политикой КПК. Как отмечает Р. И. Котова: «Понимание политической ситуации в стране в конкретный исторический период представляется непостижимым без осмысления процессов, происходящих в культурной жизни общества в силу двойственности природы произведений искусства, с одной стороны, в различных формах отражающих существующую реальность, а с другой — служащих мощнейшим фактором психологического воздействия на все сферы общественного бытия»245.
На начальном этапе возрождения литературной жизни (после 1976 г.) в КНР наблюдался подъем произведений малых форм, таких как рассказы, репортажи и очерки. Это позволяло авторам более продуктивно и быстро реагировать на острые проблемы, возникавшие в меняющемся обществе. Затем стали приобретать популярность повести, в которых на основе поставленных серьезных вопросов авторы стремились более подробно описать и проанализировать социальную атмосферу, тщательно выписать характеры героев и т.д. Если с 1949 по 1980 гг. в Китае было издано всего 900 повестей, то в 1981-1982 гг. появилось уже 1150 произведений этого жанра246. Вначале 1980-х гг. началось продвижение крупноформатной прозы - романа.
В результате новых возможностей, которые предоставила политика «открытости», стала интенсивно развиваться переводческая деятельность. Издавалось множество произведений иностранной литературы, в том числе и советской.
В конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. тема «культурной революции» была лейтмотивом творчества многих китайских писателей. Литература, получившая название «литература шрамов», описывала ужасы и страдания во время «десятилетних бедствий», и резко обличала маоизм. Примерами таких произведений являются рассказ Лу Синьхуа «Шрам», повести «Жезл счастья» Лю Синьу, «Средний возраст» Шэнь Жуна или «Крик» Фэн Цзицая, и т.д.
Вместе с тем, печать положительно оценивала тех писателей, которые в своих произведениях стали уделять больше внимания сохранению национальной специфики. Их противопоставляли авторам, начавшим подражать «западным модернистам». Для того чтобы красочней изображать новую атмосферу в стране, им рекомендовали творчески использовать десятилетиями пропагандируемый лозунг «ставить иностранное на службу Китаю, ставить древнее на службу современности».
Эта же тема звучит в премированном романе Мо Инфэна «Песня о генерале» (1980г.)247. Роман описывает разные судьбы трех генералов во время «десятилетних бедствий», которые оказались по разные стороны баррикад. Главный герой — командир соединения Военно-воздушных сил, выступив против «банды четырех», попал в тюрьму, потерял семью, но не отказался от личных убеждений, не потерял веру в революцию. Противостоять сторонникам «четверки» ему помогает его друг детства, политкомиссар, который так и не решился в открытую отстаивать справедливость. Критики сходились во мнении, что отрицательный персонаж не казался карикатурным, а роман был объемным и
Автор романа «В долине лотосов» Гу Хуа описывает китайскую деревню 50-70-х гг. XX в. Сюжет разворачивается вокруг героини, которая пережив тяготы «большого скачка», на с трудом заработанные деньги, построила новый дом, за что была зачислена в «новые кулаки» и разорена. Ее муж кончает жизнь самоубийством. Однако в итоге справедливость торжествует, ее реабилитируют, а виновных наказывают 2 .
Отказавшись от принципов «культурной революции» (после III пленума ЦК КПК XI созыва) киноискусство также как и литература стремилось освободиться от политического диктата и ограничений административно-командной системы управления. Идея проведения реформ в кинематографии и предоставления большей свободы и самостоятельности была выдвинута молодыми кинематографистами в программной статье «Почему кино не поднимается? Демократия в искусстве и искусство кино» сначала в кинематографическом журнале «Дяньин ишу», а затем и в газете «Жэньминь жибао» . Там же был сформулирован тезис: «Без индивидуальности нет искусства, ценность искусства - в индивидуальном творчестве» 251. Условием успеха развития киноискусства на начальном этапе реформ был отказ от «левачества» и лозунгов времен «культурной революции», на котором настаивали участники IV съезда Союза кинематографистов Китая (1979 г.). Раньше любой фильм снимался по схеме: крестьянин или рабочий, являющийся носителем «передовой идеологии» и вооруженный «идеями Мао Цзэдуна» борется с «контрреволюцией» в лице «буржуазного элемента» или «реакционера», и в результате этой «классовой борьбы» над «классовым врагом» одерживается победа. В этих фильмах главный герой всегда выражал социально-политические установки, поэтому он не мог быть поверженным.
Но к концу 70-х гг. XX в. начался так называемый «прорыв запретных зон», т.е. появились новые темы, стилистические формы, концепции. Например, своим «антинормативным» решением выделяется фильм Ян Яньцзиня и Сюэ Цзина «Улыбка страдальца» (1979 г.). Фильм отличается тем, что он построен в новой для китайского кино форме, а именно в видениях, которые «видит» главный герой. Кроме того, он заканчивается поражением главного героя - прошедшего «перевоспитание» журналиста Фу Биня. В период расцвета «левачества» он отказывается выполнить задание редакции и написать «нужную» в идеологическом смысле статью, но в итоге, сдается под давлением тоталитарного редактора и «черное» называет «красным», что вызывает у зрителя возмущение против «левачества». И именно это поражение главного героя и демонстрирует отказ от установок и нормативов в киноискусстве. Отрицательным персонажем фильма являлся, на первый взгляд, высокоморальный и высокоидейный секретарь горкома Сун. Но его респектабельность подвергается сомнению через сны Фу Биня, в которых он видит секретаря, пьющего вино «с жадностью волков и тигров». Он «пожирает кости», в разгар игры его смех превращается в собачий лай. Через эти картины, авторы выражают свое отношение к обратной стороне «достойного» и «высокоморального» образа жизни некоторых членов бюрократического аппарата .
В 80-е гг. XX в. постепенно происходит снижение социальных функций китайского кино. Хотя воспитательная функция по-прежнему присутствует в фильмах, она уже не выражается в дидактической, наставительной форме, а главное, она перестает подавлять другие цели произведений. Эти тенденции не могли не вызывать осуждение со стороны КПК. Так в 1981 г. состоялось Всекитайское совещание по художественным фильмам, на котором Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Яобан выразил неодобрение творчеству тех культурных работников, кто, используя ошибки Линь Бяо и «банды четырех», критикует всю страну, революцию, социалистическую систему . Он призывал работников кино к «критике» и «самокритике» в преодолении «узкого идейного кругозора», подразумевая, что, увлекаясь темой любви, они «подавляют» тему революции 254.
На первом этапе реформ важной темой кинематографа, как и других видов искусства, была «культурная революция» и оценка ее последствий. В этот период, как и в литературе, возникает такое направление, как «кино шрамов» или «обличительное кино». Например, в фильме «Табунщик» (1982 г.) крупнейшего режиссера Се Цзиня главным героем стал учитель, которого в 1957 г., как «правого элемента» отправили на «перевоспитание» работать пастухом на северо-запад . Несмотря на реабилитацию в 1979 г. и приглашение богатого отца, который жил в Америке, герой остался преподавать в школе в этих краях. Главной идеей и других его картин, таких как «Сказание заоблачных гор» (1980 г.), «Поселок лотосов» (1986 г.) - сильных по своей социальной значимости, было не только обличение «левацкой» идеологии, но духовное возрождение жертв «культурной революции».
Похожие диссертации на Политика Коммунистической партии Китая в области культуры в период реформ : 1978-2012 гг.
-