Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Характеристика основных черт внешней политики Пакистана в 1947-1977 гг 27 - 49
1. Становление внешнеполитического курса Пакистана Э (конец 40-х - начало 50-х годов) 27-31
2. Пакистан в системе агрессивных военно-политических группировок 31 - 35
3. Переориентация внешней политики в 60-е годы. Политический кризис в Пакистане и образование Бангладеш 35 - 44
4. Внешняя политика гражданского правительства 44-49
ГЛАВА II. Пакистан и социалистические государства 50-89
1. Формирование отношений Пакистана с социалистическими государствами (конец 40-х - 50-е годы) 50-62
2. Особенности отношений Пакистана с социалистическими государствами в 60-е - начале 70-х годов 62 - 78
3. Развитие отношений Пакистана с социалистическими странами при правительстве З.А. Бхутто 78 - 89
ГЛАВА III. Отношения Пакистана с мусульманскими странами 90 - 150
1. Пакистан и национально-освободительное движение народов Азии и Северной Африки (конец 40-х - первая половина 50-х годов) 90 - III
2. Блоковая политика Пакистана и его отношения с мусульманскими странами в середине 50-х - 60-е годы
3. Отношения Пакистана с мусульманскими странами при гражданском правительстве ПНП 135 - 150
ЗАКЖЯЕНИЕ 151 - 164
Список литературы 165 - 182
Приложение I - 24
- Становление внешнеполитического курса Пакистана Э (конец 40-х - начало 50-х годов)
- Формирование отношений Пакистана с социалистическими государствами (конец 40-х - 50-е годы)
- Пакистан и национально-освободительное движение народов Азии и Северной Африки (конец 40-х - первая половина 50-х годов)
Введение к работе
Историческая победа советского народа в Великой Отечественной войне, разгром фашизма, создание могучего социалистического содружества и его успехи в экономическом и социально-политическом развитии еще больше обострили и углубили общий кризис мировой капиталистической системы, вызвали небывалый подъем национально-освободительного движения в колониальных странах. Несмотря на все попытки колонизаторов удержать огромное большинство народов в колониальной зависимости, долгая и упорная борьба угнетенных народов завершилась достижением ими политической независимости. Сбылось гениальное предвидение В.И. Ленина о том, что "завтрашний день во всемирной истории будет именно таким днем, когда окончательно проснутся пробужденные угнетенные империализмом народы" , и завоевав независимость, превратятся в "активный фактор всемирной политики и революционного разрушения империализма" .
Огромные успехи народов бывших колоний и полуколоний в борьбе за независимость стали возможными благодаря всемерной поддержке Советского Союза и всего социалистического содружества, боевому союзу национально-освободительного движения со всеми революционными силами современности. Мировой социализм внес поистине выдающийся вклад в победоносный исход национально-освободительных революций.
После завоевания независимости народы освободившихся стран "вступили в новый период своего развития. Они поднялись как творцы новой жизни и активные участники международной политики, как ре -,5-волюционная сила разрушения империализма" Сегодня эти государства оказывают огромное позитивное воздействие на мировую политику,
B борьбе социалистических государств и развивающихся стран за всеобщий мир и безопасность народов, против империализма и колониализма их основные интересы и цели во многом совпадают, что неоднократно находило свое выражение в их совместных, действиях на международной, арене, в том числе ООН и других международных форумах - Совместная борьба социалистических и развивающихся государств за общие цели мира и прогресса способствует возрастанию международной роли последних, придает их действиям значимость и эффективность.
Борьба за независимость народов, освобождающихся от колониализма, не заканчивается официальным провозглашением создания суверенных государств. Перед ними стоит задача обеспечения экономической самостоятельности. Они опираются на неизменную поддержку СССР и других социалистических государств, которые рассматривают братский союз с освободившимися народами как один из краеугольных камней своей международной политики. Поддержка и помощь стран социалистического содружества молодым независимым государствам обеспечивает их политическую независимость, помогает mi ликвидировать последствия колониального гнета.
С превращением бывших колоний и зависимых стран из объекта в субъект мировой политики складывался новый тип международных отношений, охватывающий контакты между самими молодыми государствами.. "Освободившиеся страны, выступающие как определенная историческая общность, образовали третью подсистему международных отноше-ний" 2. Процессы, происходящие в ее рамках, в конечном счете оп- Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1974, с.44. pимaкoв ЕЛ. Босток после краха колониальной системы.. М., 1982,. с. 165. ределяются основным противоречием современности - борьбой между социализмом и капитализмом. Вместе с тем и состояние отношений между освободившимися странами оказывает огромное воздействие на международную ясизнь, равно как и внутреннее развитие этих стран. "Делая ставку на национализм и сепаратизм, империалистические силы пытаются внутренне ослабить развивающиеся страны, противопоставить их друг другу, затруднить их контакты с социалистическим миром" . (Заметную роль во внешней, как и внутренней, политике большой группы афро-азиатских стран (более 30) с преобладающим мусульманским населением играет ислам, провозглашенный их государственной идеологией. Правда, степень влияния "исламского фактора" на международные отношения в Юго-Западной Азии, где находится большинство этих стран, на разных этапах послевоенного развития было неодинакова, тем не гленее оно ощущалось постоянно и особенно усилилось с конца 70-х годов. Неоднозначным был и характер воздействия "исламского фактора" на внешнюю политику государств региона. "Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит о том, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения" . Эта характеристика роли ислама в политической жизни некоторых стран Востока, данная ХХУІ съездом КПСС, позволяет правильно оценить влияние ислама как на международные отношения в
Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Материалы и документы. М., 1969, с. 62. Материалы ХХУІ съезда КПСС. M.f 1981, с. 13. Юго-Западной Азии в целом, так и внешнюю политику, в частности, Пакистана.
Становление внешнеполитического курса Пакистана Э (конец 40-х - начало 50-х годов)
Завоевание независимости в августе 1947 г. открыло перед Пакистаном выход на мировую политическую арену в качестве суверенного участника международных отношений. Для того, чтобы в кратчайший срок укрепить свою независимость, ликвидировать отсталость и создать развитую национальную экономику, молодое государство нуждалось в установлении прочного мира на субконтиненте, дружественных отношений со всеми странами, не связанных с какими-либо политическими или военными обязательствами. Эти объективные потребности не могли не учитывать руководители Пакистана, заявившие о проведении независимой внешней политики, без участия в какой-либо военной группировке держав.
Первые годы независимости характеризуются нарастающей активностью пакистанской дипломатии-, на международной арене. 30 сентября 1947 г. Пакистан стал членом Организации Объединенных Наций. Были установлены дипломатические отношения со многими странами. Пакистан активно участвовал в деятельности ООН по ликвидации колониализма. Такая внешнеполитическая позиция укрепляла авторитет молодого государства на международной арене. К исходу 1950 г. Пакистан имел дипломатические отношения с более чем 30 странами мира, в том числе с Советским Союзом и другими социалистическими государствами . Вместе с тем в этот же период на внешнюю политику Пакистана оказывали влияние и противоположные факторы, определившие в последующем его вовлечение в агрессивные военные группировки.
После образования Пакистана господствующее положение в стране -заняли крупные помещики и представители "инонациональной"(т.е. не связанной генетически с народами, населяющими Пакистан) буржуазии, которые после раздела переселились сюда из Индии. Эти социальные группы использовали приход к власти для всемерного расширения и упрочения своих экономических и политических позиций в ущерб коренным интересам основных масс населения Пакистана.
Образование Пакистана не разрешило важнейших противоречий колониального периода: аграрной проблемы и национального вопроса. Обстановка, сложившаяся в Пакистане после раздела Индии, требовала срочного проведения далеко идущих политических и эконогжческих преобразований, прежде всего радикальной реформы аграрного строя и шдустриализации страны, что должно было способствовать завоеванию экономической независимости. Но помещичья верхушка стремилась использовать приход к власти для сохранения своих полуфеодальных привилегий и огромной земельной собственности, а крупная буржуазия, тесно связанная с иностранными монополиями, была слабо заинтересована в развитии национального производства и расширении внутреннего рынка. И те, и другие были заинтересованы в такой государственной политике, которая содействовала бы укреплению их позиций, удовлетворению их узкогрупповых интересов, сохранению сложившейся к 1947 г. структуры пакистанского общества .
Классовый характер правящей верхушки, относительная слабость демократических сил, сохранение позиций иностранных монополий в пакистанской экономике и в целом ее привязанность к мировому капиталистическому рынку, стремление правящих кругов заручиться внешней поддержкой для создания "позиции силы" при решении спорных вопросов с Индией и Афганистаном - таковы были важнейшие факторы, определившие внешнеполитический курс Пакистана на тесные связи с ведущими державами Запада.
В поисках "могущественных друзей" правящие круги Пакистана первоначально рассчитывали на поддержку Англии и Британского содружества. Бывшая метрополия долгое время после получения Пакистаном независимости сохраняла ключевые позиции в ведущих отраслях экономики, администрации, вооруженных силах, оказывала большое воздействие на политическое развитие Пакистана. Но Англия, вышедшая из второй мировой войны ослабленной, не была в состоянии предоставить Пакистану значительную экономическую и военную помощь. К тому же она не желала обострять отношения с Индией и поэтому, по мнению пакистанских правящих кругов, не уделяла должного внимания вопросам, рассматриваемым ими как жизненно важные. Все это вызывало недовольство в Пакистане .
Формирование отношений Пакистана с социалистическими государствами (конец 40-х - 50-е годы)
Отношения с социалистическими странами - один из главных аспектов внешнеполитического курса Пакистана.
Как отмечалось, решение стоявших перед молодым государством ; сложных задач ликвидации тяжелых последствий колониального прошлого требовало развития со всеми странами дружественных, равноправных отношений. Это обстоятельство побудило правящие круги Пакистана в первые же годы независимости установить дипломатические и торговые отношения с государствами социалистического содружества, что должно было содействовать свободному экономическому развитию страны, укрепить ее политическую самостоятельность, ослабить зависимость от империалистических держав.
(Центральное место в связях Пакистана с социалистическими странами занимают пакистано-советские отношения. Отношения Советского Союза о Пакистаном основывались и основываются на принципах его миролюбивой ленинской внешней Политики. Советское государство всегда считало своим интернациональным долгом оказание всемерной поддержки народам, борющимся за освобождение от всех форм иностранного господства. Об этом ясно говорится в Программе КПСС. Помощь и поддержка Советского С юза молодым развивающимся государствам помогает им успешно отстаивать свою политическую и экономическую независимость .противостоять неоколониалистской политике
В работе рассматриваются отношения Пакистана со странами социалистического содружества. империализма, "Сотрудничество с развивающимися странами, - подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду партии, - облегчает перестройку их экономики и общественной жизни на прогрессивных началах" .
Последовательно проводя политику дружественных отношений со всеми странами, а также (желая оказать молодому государству поддержку в деле укрепления его политической и экономической независимости, Советский Союз проявил заинтересованность в установлении добрососедских отношений с Пакистаном, 30 сентября 1947 г. на П сессии Генеральной Ассамблеи ООН советская делегация голосовала за принятие Пакистана в члены Организации Объединенных Наций, 29 ноября того же года на Лондонской сессии Совета министром иностранных дел представитель СССР выступил за включение Пакистана в число стран, с которыми Совет должен консультироваться по вопросам мирного договора с Германией . I мая 1948 г, состоялся обмен нотами об установлении между Пакистаном и Советским Союзом дипломатических отношений и учреждении представительств в ранге посольств . Обмен послами был осуществлен в 1950 г,
В первые годы после достижения независимости, когда правящие круги страны пытались проводить более или менее самостоятельную внешнюю политику, наметилась тенденция к развитию связей Пакистана с Советским Союзом, главным образом в экономической и торговой областях Ж0д _дальнейшем классовая ограниченность буржуазно-помещичьей верхушки Пакистана, антинародная внутренняя политика, ее односторонняя ориентация во внеиших вяаях_на_СЩА и другие государства Запада, напряженность отношений с соседними странами вели к неустойчивости и непоследовательности всего внешнеполитического курса Пакистана, в числе и в отношении Советского Союза»
Первые .контакты между двумя странами произошли еще до установления официальных дипломатических отношений. Так, в 1948-1949 гг. Советский Союз поставил 120 тыс. тонн зерна Пакистану, испытывавшему острый продовольственный кризис, в обмен на хлопок-сырец В результате этой торговой операции общий товарооборот между двумя странами в тот год превысил сумму в 71 млн. рупий, с активным балансом в пользу Пакистана в объеме 17,2 млн. рупий . Однако из-за противодействия влиятельных проимдериалистических кругов страны пакистано-советские переговоры, состоявшиеся в июле 1949 г., не привели к положительному решению вопросов, связанных с расширением объема торговли между двумя странами.
Пакистан и национально-освободительное движение народов Азии и Северной Африки (конец 40-х - первая половина 50-х годов)
Важное место во внешней политике Пакистана занимают его отношения с мусульманскими странами. Для Пакистана, который возник на основе идеи "единой мусульманской нации", естественным было стремление к укреплению связей с мусульманскими странами Ближнего и Среднего Востока, а также с Индонезией; провозгласив ислам официальной идеологией Пакистана, его правящие круги стремились придать исламскую окраску и внешней политике страны. Эта тенденция внешнеполитического курса Пакистана, четко проявившаяся в первых же его шагах на международной арене, обусловливалась общим направлением внешнеполитической стратегии пакистанских правящих кругов на данном этапе ("поиски друзей"), как и рядом факторов исторического, идеологического7и политического порядка. Отношения со странами Юго-Западной и Юго-Восточной Азии рассматривались правящими кругами Пакистана как важнейшее средство укрепления его международного авторитета и обеспечения экономического прогресса путем развития региональных связей. Немаловажную роль играл также внутриполитический фактор: перенесение идей "исламского единства" в сферу внешних связей Пакистана было призвано укрепить роль ислама и в его внутренней жизни.
В первые годы независимости Пакистан установил дипломатические отношения с подавляющим большинством государств Ближнего и
Среднего Востока. В 1947-1953 гг. пакистанские экономические миссии были направлены почти во все страны Ближнего и Среднего Востока, происходили взаимные визиты государственных деятелей, был заключен ряд договоров и соглашений по политическим и экономическим вопросам.
Один из путей сближения со странами Ближнего и Среднего Востока и укрепления тем самым своих международных позиций пакистанские руководители видели в претворении в жизнь панисламистс-ких идей. При этом они широко рекламировали исламскую основу пакистанского государства. Так, выступая на У1-й международной Исламской политической конференции в феврале 1951 г. в Карачи, тогдашний премьер-министр Пакистана заявил, что "как государство Пакистан появился на карте мира в результате стремления мусульман субконтинента обрести собственную территорию, где будет на практике применяться и демонстрироваться всему миру исламская идеология, главной чертой которой является превращение идей мусульманского братства в реальность" .
В течение 1949-1952 гг. руководители Пакистана были инициаторами созыва ряда конференций мусульманских стран на различных уровнях, где они активно выступали за создание союза (конфедера-пии) мусульманских государств . Однако, стремление пакистанских правящих кругов захватить лидерство в мусульманском движении вызвало недовольство влиятельных политических сил в странах Ближнего и Среднего Востока, считавших, что у пакистанских руководителей нет оснований претендовать на эту роль. Основная же причина неудачи попыток Пакистана создать политическое объединение мусульманских стран в конце 40-х - начале 50-х годов заключалась в том, что в этот период Юго-Западная Азия переживала бурный подъем национально-освободительного движения, в центре политической жизни региона находились вопросы ликвидации иноземного господства. Панисламистские же идеи не встречали (да и не могли встречать) поддержки антиимпериалистически настроенных широких слоев общественности стран Ближнего и Среднего Востока, которые отчетливо сознавали, что панисламистские идеи противоречат подлинным интересам народов региона.
Одной, из форм проявления "исламской солидарности" во внешнеполитическом курсе Пакистана была его активная поддержка национально-освободительной борьбы мусульманских народов Северной Африки и Азии, особенно в ООН.; Эта деятельность пакистанской дипломатии, в отличие от попыток создать "союз мусульманских государств", объективно имела позитивный характер.