Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Становление и развитие мусульманских общин в государствах Западной Европы 19
1.1 Формирование мусульманских общин в западноевропейских странах 19
1.2 Особенности и специфика мусульманских общин в отдельных западноевропейских странах 31
1.3 Стратегии интеграционной политики государств Западной Европы в отношении мусульман-иммигрантов в 1990-е гг. 42
Глава 2. Особенности ислама в Западной Европе: проблемы аккультурации мусульман в 1990-е гг. 63
2.1 Регламентация в исламе жизни и деятельности мусульман в немусульманских странах 63
2.2 Развитие религиозно-политических представлений мусульман и их трансформация в современной Западной Европе 80
2.3 Мусульманские инициативы и реакции европейских правительств: препятствия на пути к сближению 95
Глава 3. Политическое участие мусульман в общественной жизни Западной Европы 115
3.1 Влияние мусульманских общин на процесс принятия решений в отдельных странах ЕС 115
3.2 Общественно-политические и религиозные организации мусульман: традиционные связи и функции 124
Заключение 134
Библиографический список 143
Приложения 157
- Формирование мусульманских общин в западноевропейских странах
- Регламентация в исламе жизни и деятельности мусульман в немусульманских странах
- Влияние мусульманских общин на процесс принятия решений в отдельных странах ЕС
Введение к работе
Вторая половина XX в. ознаменовалась в Европе стремительными процессами интеграции, в которых немалую роль играют проблемы адаптации национальных культур друг к другу и выработка общей европейской идентичности. Поиск новой общеевропейской идентичности осложняется мощным потоком иммигрантов в государства Западной Европы. Если до 1960—70-х г. столетия европейцы сталкивались в основном лишь с трудностями преодоления экономических, социальных и культурных различий между европейскими государствами, то к 1990-м гг. уже нельзя стало не считаться с прямым политическим и социальным влиянием выходцев из мусульманского мира на внутреннюю и внешнюю политику отдельных европейских стран, на процесс принятия решений в государствах Западной Европы.
Грань XX - XXI столетий ознаменовалась в Европе не только процессом стремительной интеграции, но и быстрым ростом общин иммигрантов. Если до середины минувшего ' века Западная Европа представляла собой регион с преимущественно христианским населением, то к настоящему моменту ситуация изменилась: ислам - самая молодая мировая религия - демонстрирует бурный рост количества своих последователей не только на Ближнем Востоке, в Африке и Азии, но и в странах Европейского Союза (ЕС).
Отдельные случаи проникновение ислама на территорию Западной Европы происходили не раз. Однако попытки Арабского халифата через Пиренейский полуостров и Сицилию, Османской империи через Балканы привнести ислам на европейскую территорию не принесли заметного результата. Исламизации подверглись лишь некоторые южнославянские народы - боснийцы и частично болгары, а также большая часть албанцев. В Западной Европе ислам был представлен лишь некоторыми именитыми
4 гостями и немногочисленной прислугой, завезенной из колоний, для которых во второй половине XIX века были построены первые «европейские» мечети.
Принципиально новая ситуация стала складываться после второй мировой войны. Правительства стран-победительниц предложили демобилизующимся воинам, набранным в колониях, поселиться в метрополиях. ФРГ, восполняя свои людские ресурсы, также открыла пункты по вербовке рабочих в странах Ближнего Востока. Франция импортировала рабочую силу преимущественно из стран Магриба - Алжира, Туниса, Марокко, Англия - из Пакистана и Индии, Германия - из Турции и некоторых стран Северной Африки.
Начиная с 1960-х годов, иммиграционная политика западноевропейских стран претерпела ряд изменений. Поток трудовых иммигрантов из стран мусульманского мира сменился потоком беженцев и политэмигрантов, которым предоставлялось политическое убежище.
Изменению роли мусульманских общин в Европе в немалой степени способствовали события 1970-х годов, из которых главными, пожалуй, являются резкий рост цен на нефть после 1973 года, а также исламская революция в Иране. Огромные доходы позволили нефтедобывающим мусульманским странам проявлять "исламскую солидарность" - материально поддерживать не только бедные мусульманские государства, но и проживающих на Западе единоверцев. Многочисленные международные организации, фонды, созданные при непосредственном участии крупнейших мусульманских экспортеров нефти — Саудовской Аравии и Ирана — стали оказывать все большее влияние на жизнь мусульман в европейских странах. Меньшую, но также важную роль, играл в распространении ислама в Европе демографический фактор, т.е. быстрый и опережающий европейский рост мусульманского населения.
Однако решение проблем интеграции мусульман в государствах Западной Европы важно не только для европейских стран. Сегодня на территории стран ЕС действуют самые различные по политической окраске,
5 этническому и конфессиональному составу мусульманские общественные организации, издаются газеты на языках народов мусульманского мира. Причем важным условием существования таких организаций в Европе является и тот факт, что мусульмане пользуются здесь всеми основными правами и свободами человека, в том числе свободой слова и печати, свободой собраний и совести. Такая ситуация часто приводит к тому, что на европейской территории активно действуют и развиваются мусульманские организации и партии, деятельность которых запрещена по политическим или религиозным соображениям в самих мусульманских странах — на их исторической родине. Эти организации чаще всего придерживаются радикальной исламистской идеологии. Пользуясь широким спектром международных связей с мусульманскими общинами во всем мире, экономическими и финансовыми, возможностями мусульманские организации в Европе оказывают влияние на ситуацию не только в государствах ЕС, но и далеко за его пределами, в том числе и в России. Поэтому интеграция мусульман в европейских странах, взвешенный подход к мусульманским организациям в Европе оказываются важными для многих стран мира.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена сразу несколькими причинами. Во-первых, сегодня в государствах Западной Европы, по различным подсчетам, проживает от 15 до 20 миллионов мусульман. Хорошо известно, что когда количества инородной общины невелико в процентном отношении к населению страны проживания, иммигранты стараются усвоить местные обычаи и ассимилироваться. Но как только их число достигает определенной критической точки, они стремятся подчеркнуть свою культуру, самобытность и идентичность. Барьеры между коренным и пришлым населением начинают возрастать. Государства Европейского Союза столкнулись с проблемой, которая вообще не рассматривалась еще 30-40 лет назад, а в настоящий момент стала одной из
ключевых и требует неотлагательного решения: проблемой аккультурации мусульманских общин в Европе.
Во-вторых, в настоящее время, существующие в государствах Западной Европы мусульманские общины и организации, часто получающие значительную финансовую поддержку из-за рубежа, играют существенную роль, как в экономике, так и в социальной и политической жизни европейских стран. В таких странах как Франция (около 4,5 млн. мусульман), Великобритания (около 3 млн. мусульман) и Германия (около 3,5 млн. мусульман), мусульмане способны в настоящий момент оказывать серьезное влияние на общественно-политические процессы. Они выступают с все более решительными требованиям признать их самобытность, сделать ислам частью общественной жизни европейских стран. Подчас сложные отношения могут складываться между самими европейскими мусульманами, например, между курдами и турками, между выходцами из разных арабских стран, представителями разных политические сил и религиозных направлений, что, в целом, создает дополнительную напряженность.
В-третьих, страны ЕС до сих пор не смогли выработать какого-либо единого подхода как к решению проблемы иммиграции вообще, так и к вопросам проживания на территории ЕС мусульманских общин в частности. Политика по отношению к мусульманам проводится на основе стратегии, выбранной данным государством ЕС. Однако национальные стратегии по отношению к мусульманам-иммигрантам в странах Евросоюза значительно отличаются, а иногда и противоречат друг другу, что существенно осложняет решение возникших проблем. В то же время, ни одна из стратегий интеграционной политики и политики по отношению к мусульманам в Европе, существующих сегодня в государствах ЕС, не удовлетворяет в полной мере ни нуждам европейских государствам, ни ожиданиям мусульман.
В-четвертых, мусульманское население Западной Европы, его этнический, конфессиональный и политический состав стали предметом
7 серьезных научных исследований лишь в последние 10-15 лет. Необходимость глубокого изучения выбранной нами проблематики - одно из важных условий как выбора оптимальных национальных стратегий в европейских странах по отношению к мусульманам, так и успешного решения проблем мусульманских общин в Европе в целом.
Акцент на политическом и религиозном аспекте проблемы, который сделан в диссертационном исследовании, обусловлен следующими причинами. Можно обозначить целый ряд вопросов, возникший с ростом и увеличением влияния мусульманских общин в государствах ЕС. В первую очередь это проблемы аккультурации мусульман в европейское сообщество. Эти проблемы, в первую очередь, связаны с различиями в культурных стереотипах, политической культуре, религиозных и правовых установках в мире ислама и в странах ЕС.
Второй комплекс проблем представляют вопросы политического участия мусульман в жизни государств ЕС, то есть проблемы, возникшие при создании и деятельности мусульманских организаций в станах ЕС, выражающие часто не только интересы самих мусульманских иммигрантов, но и тех или иных политических и религиозных сил исторической родины, международных мусульманских организаций. К этому комплексу можно отнести и проблему террористической угрозы, исходящей от отдельных мусульманских организаций или партий.
Социальные и экономические проблемы, связанные с мусульманским присутствием в Европе, составляют, возможно, третий и четвертый комплексы. Однако, на наш взгляд, такие существенные бытовые проблемы как безработица, воспитание детей и образование мусульман в Западной Европе, семейные отношения, питание мусульманских учащихся в школах, мусульманские вклады в европейских банках тесно связаны и вытекают из общих проблем религиозного характера, проблем аккультурации. Эти проблемы, безусловно, заслуживают отдельного рассмотрения, однако
8 имеют, на наш взгляд, подчиненный характер по отношению к первому и второму комплексу.
Хронологические рамки - 1990-е гг. - исследования обусловлены следующими соображениями. Во-первых, 1991 г., год распада СССР, обозначил принципиально новый этап в развитии системы международных отношений. Многие старые угрозы безопасности, существовавшие в период холодной войны, все больше стали отходить на второй план, но в то же время некоторые проблемы обострились. Одной из важнейших среди современных угроз безопасности являются этнические и религиозные конфликты, проявившиеся в 1990-е гг. в полной мере на Европейском континенте. Во-вторых, в 1990-е гг. новые черты приобретает мусульманская иммиграция в Западную Европу: иммигрантами из мусульманских стран становятся не только, и даже не столько наемные рабочие, сколько беженцы, ищущие политического убежища. Это, в свою очередь, зачастую приводит к изменению взаимоотношений между мусульманским меньшинством и европейским большинством. Само количество мусульман в Западной Европе к 1990-м гг. становится столь значительно, что заставляет считаться с ними при принятии целого ряда решений. Неслучайно, именно на 1990-е гг. приходится целый ряд крупных взаимных инициатив европейских правительств и мусульманских общин, которых не наблюдалось в предыдущие годы.
Объектом исследования являются общины мусульман-иммигрантов в Западной Европе, численность которых стремительно увеличивалась во второй половине XX века, а к 1990-м гг. достигла уровня, ставящего перед европейским сообществом со всей остротой проблему интеграции мусульман в европейскую политическую культуру и социальные структуры.
Предметом исследования являются способы взаимодействия между мусульманским иммигрантским меньшинством и европейским большинством, механизмы и степень вовлеченности мусульман в общественно-политическую жизнь западноевропейских стран в 1990-е гг.,
9 интеграционная политика европейских стран по отношению к иммигрантам-мусульманам, а также причины и факторы, обусловливающие данное взаимодействие.
Цель работы — проанализировав положения мусульман в государствах Западной Европы, определить механизмы, закономерности и степень вовлеченности мусульман в европейский социальный и политический процесс к началу XXI века, раскрыть роль ислама и (или) политических взглядов мусульман в общественной жизни современной Европы, показать реальную значимость мусульманского компонента во внутренней и внешней политике стран Западной Европы.
Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:
Определить основные предпосылки и исторические условия формирования мусульманских общин на территории Западной Европы;
Провести сравнительный анализ находящихся в западноевропейских государствах мусульманских общин, рассмотреть их этнические и конфессиональные особенности и условия проживания в отдельных странах;
Дать типологию и проанализировать интеграционные стратегии основных государств Западной Европы по отношению к мусульманским общинам, сложившиеся в 1990-е гг., выявив значение этих стратегий, как для мусульманских общин, так и для западноевропейского сообщества;
Классифицировать различные идентичности, возникающие у мусульман в условиях проживания среди европейского большинства, определив степень готовности (неготовности) к интеграции в западноевропейское сообщество;
Выявить, какие именно политические силы (партии и движения) наиболее широко представлены на Европейском
10 континенте в лице мусульман, из каких религиозных и идеологических соображений исходят мусульмане Европы при формировании своих отношений с европейским большинством, поддержкой каких международных и региональных мусульманских организаций (государств) пользуются.
Оценить результаты развития мусульманских общин на территории Западной Европы к началу XXI в.
Источниковая база по проблематике диссертации весьма разнообразна. Первую группу источников представляют собой конституции стран Западной Европы, а также законы, регулирующие вопросы приобретения и перемены гражданства, режим иммиграции и приобретения политического убежища, положение церквей и конфессий, документы и декларации, касающиеся прав человека и гражданина, принятые в западноевропейских странах.
Ко второй группе источников можно отнести речи, выступления и публикации ведущих европейских и мусульманских политических деятелей, лидеров общественных и международных организаций, видных философов, публицистов. При чем, здесь речь идет и о непосредственно затрагивающих положение мусульман в европейских странах работах и высказываниях, и об авторах, способных оказывать заметное влияние на формирование общественного мнения вокруг европейско-мусульманской (христианско-мусульманской) проблематики.
Третью группу источников составляют документы, декларации и решения, принятые общественными мусульманскими организациями в государствах Западной Европы и инициативы европейских правительств по отношению к ним.
Четвертая группа источников - это регулярно публикуемые отчеты статистических служб европейских стран о количестве иностранных граждан, проживающих в Западной Европе, о количестве занятых в той или иной отрасли хозяйства. В отдельных случаях существуют и
приблизительные данные по количеству адептов той или иной конфессии конкретной европейской страны.
Пятая группа источников - это материалы и сообщения периодической печати на русском и иностранных языках. К исследованию привлечены такие отечественные периодические издания как «Независимая газета», «За рубежом», «Международная жизнь», «Азия и Африка сегодня», «Вопросы истории». Из иностранной периодики в диссертационном исследовании использованы «The Economist», «The Financial Times», «Survival», «Islam and Christian-Muslim Relations», «IS1M Newsletter», «Journal of Muslim Minority Affairs» (на английском языке); «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Suddeutsche Zeitung», «FOCUS», «Islamische Zeitung», «Orient» (на немецком языке); «Le Monde», «Le Monde Diplomatique», «Arabies» (на французском языке); «аль-Хайат», «аш-Шарк аль-Аусат», «Ад-Даава» (на арабском языке).
Кроме того, к исследованию были широко привлечены электронные ресурсы системы Интернет. К ним следует отнести электронные версии документов, отчетов о конференциях на сайтах ведущих научных и исследовательских центров, информационные материалы различных мусульманских организаций и объединений в Европе, сайты отдельных мечетей на территории европейских государств, другие электронные базы данных, находящиеся на официальных серверах государств Западной Европы.
В отечественной и зарубежной исторической науке проблемам взаимоотношения мусульманского мира и Запада, в том числе Западной Европы, посвящены многочисленные исследования, которые охватывают практически весь период существования ислама. На наш взгляд, для проведения предлагаемого исследования необходимо знакомство не только с работами и статьями, непосредственно посвященными выбранной теме, и даже не только с работами современных социологов, политологов и исламоведов, в которых затрагиваются проблемы трудовых миграций, этнических меньшинств в странах Запада. Внимания заслуживают общие
12 работы по истории ислама, мусульманских стран (особенно их контактов с
Западом). Можно назвать исследования таких ученых как В.В. Бартольд, А.Е.
Крымский, X. Гибб, Г.Э. фон Грюнебаум, К.Э. Босворт, И. Гольдциер, У.
Монтгомери Уотт, Н.В. Пигулевская, И.П. Петрушевский, ставшие сегодня
классическими в исламоведении,1 а также работы известных современных
исследователей, например, СМ. Прозорова, А.А. Хисматулина, С.Д.
Гойтейна, А. Лауста, О.Г. Большакова, М.Б. Пиотровского, Б. Льюиса, Дж.
Эспозито, А.А. Игнатенко, М.А. Родионова, и др.
С другой стороны, помимо классической востоковедческой
литературы, необходимым, на наш взгляд, является также привлечение к
исследованию современных работ социологов и политологов, посвященных
проблемам кросс-культурной и этнической психологии, этнических
меньшинств и диаспор, мультикультурализма и национализма. Данная
проблематика до сих пор мало разработана в трудах отечественных
исследователей, в то время как за рубежом стала объектом тщательного
изучения уже с 60-х годов минувшего столетия, что позволило выработать на
Западе к настоящему моменту несколько самостоятельных социологических
и политологических подходов к указанным проблемам. Хотелось бы
выделить основные современные работы, касающиеся теории; данных
научных дисциплин. Так, проблемам психологии этнических миграций и
последствий межкультурных контактов, этнопсихологии посвящены работы
таких исследователей как А. Фарнхем, С. Бочнер, Дж. Берри, Н.М. Лебедева,
Т.Г. Стефаненко и др3. Вопросам теории национализма, государства-нации и
этничности посвящены труды Э. Хобсбаума, А, Гидденса, Э. Геллнера, Т.
1 Особо можно выделить работы, которые имеют важное значение при исследовании выбранной проблемы:
Бартольд В.В. Халиф и султан. Пг., 1912. Его же: Панисламизм. Пг., 1914; Монтгомери Уотт У. Влияние
ислама на средневековую Европу. М., 1976; Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600 -
1258). М., 1988; Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л., 1966.
2 Можно отметить такие крупные исследования как: Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1-3. М., 1989 -
1998; Goitein, S.D. A Mediterranean Society: The Jewish communities of the Arab world as portrayed in the
documents of the Cairo Geniza. Los Angeles, 1970; Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988; Muslims in
Europe. Ed. by Bernard Lewis and Dominique Schnapper. London, 1994.
3 См., напр.: Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments. London,
1986; Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Еникополов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.,
1993.
13 Наирна, Э.Д. Смита, Ф. Барта, А. Кохена, П. ван ден Берге, Р. Брубейкера и др.4 Наконец, теоретические проблемы национальных меньшинств, этнических групп и конфликтов раскрыты в работах Э. Бонакич, М. Хехтера, С. Олзак, Дж. Нагел, Ф. Нилсен, Д.Л. Хоровитц, Ф. Хекманна, Э. Дитриха, Т. Ханфа.5 Современные теории этничности и этнических конфликтов, возникновения государств-наций и феномена национализма, разработанные в исследованиях этих авторов, часто противоречат друг другу. Современная дискуссия и возникновение различных направлений в теории этничности и конфликтов обусловлены, во многом, критикой и развитием классических теорий нации: «экономической» теории К. Маркса и Ф. Энгельса, с одной стороны, и «культурологической», или «примордиальной», Э. Дюркгейма и М. Вебера, с другой.
Помимо указанных исследований общего и теоретического характера следует также выделить относительно большой корпус работ по проблемам миграций с Востока в Западную Европу. Миграциям и иммиграционной политике западноевропейских стран посвящены работы таких авторов как Г.И. Старченков, М. Болдуин-Эдварде, X. Хайнелт, Т. Хеммер, К. Хейлброннер, Ф. Хекманн, Д. Шнаппер, У. Херберт, и др.6 Отдельным аспектам средиземноморской политики западноевропейских стран и ЕС в целом уделяется внимание в работах Ковальского Н.А., Рахманинова Ю., Пархалиной Т.Г., Куприна А.И., И.Д. Комиренко, Р. Гинзберга, П. Бодена, Г. Розентал, Р. Алибони, Д. Пул, Р. Помфрет, М. А. Кебаили и др.7 Вопросы
4 Прежде всего, такие работы как: А'обсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998; Ethnic
Groups and boundaries. The Social Organization of Cultural Difference. Ed. by F. Barth. Oslo, 1969; Smith,
Anthony D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986; Gellner, E. Nations and Nationalism. Oxford, 1983;
Brubaker, R. Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge, 1996.
5 Следует выделить: Olzak, S. The Dynamics of Ethnic Competition and Conflict. Stanford, 1992; Horowits, D.
Ethnic Groups in Conflict. Berkeley CA., 1985; Heckmann, F. Ethnische Minderheiten, Volk und Nation Soziologie
interethnischer Beziehungen. Stuttgart, 1992.
6 Напр., Старченков Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина XX столетия.
М., 1977; Schnapper, D. L'Europe des immigres, essai sur les politiques d'immigration, Paris, 1992; The politics of
immigration in Western Europe I Ed. By M. Baldwin-Edwards and M. A. Schain. Ilford, Essex, 1994; Herbert, U.
Geschichte der Auslunderpolitik in Deutschland: Saisonarbeiter, Zwangsarbeiter, Gastarbeiter, FlUchlinge.
Mttnchen,2001.
7 Средиземноморская политика стран EC рассматривается в: Россия, Средиземноморье, Южная Европа. Отв.
Ред. Ковальский Н.А. М., 1995; Пархалина Т.Г. Франция и Средиземноморье. М., 1987; Комиренко И.Д.
Проблема эмиграции в алжиро-французских отношениях. Киев, 1975; Ковтунов А.Г. Проблемы интеграции
14 иммиграции собственно из мусульманских стран рассматриваются в некоторых исследованиях Н.Г. Киреева,8 В.В. Кунакова,9 Г.И. Старченкова, Д. Шнаппер, Ф. Хекмана, X. Энтцингера, Б. Наука.
В последнее время начало появляться все больше публикаций в сборниках, статей в научных журналах и некоторых монографий посвященных проблемам пребывания мусульман в странах Европы. Большинство из них имеет общий, обзорный характер. В публикациях фиксируется ускоряющийся рост мусульманских общин, новые для Европы проблемы социального и бытового характера. К ним следует отнести работы некоторых уже названных авторов - Г.И. Старченкова, Д. Шнаппер, а также П.С. ван Конингсфелд, В.А.Р. Шадид, С. Балич и М. Аркуна (об общих проблемах ислама как религии в Европе). Более детальный анализ данной проблематики проводится в публикациях Ж. Кепель, О. Руа, А. Г. Харгрев и Б. Этьен, (о мусульманах во Франции), X. Энтцингера (о «нидерландских мусульманах»), П. Вербнер, М. Анвара и Дж. С. Нилсена (мусульманские общины в Великобритании),13 М.С. Абдуллаха, Э. Озкана14 и Б. Наука (о мусульманах в Германии).15 Особо можно выделить публикации и монографии Б. Тиби,16 профессора Геттингенского университета, работы которого посвящены как современному исламу вообще, так и мусульманским общинам в Европе, особенно в Германии. Он, вслед за имамом Парижской
стран Магриба (80-е - середина 90-х). М., 1998; Franzmathes F. Europaische Wirtschaft - Arabischer Markt. Okonomische Argumente far den Dialog. Moglichkeiten und Grenzen einer erweiterten Kooperation. Diisseldorf, 1982; Puhl D. Die Mittelmeerpolitik der EG. Strukturschwachen des EG-Systems bei der Verwirklichung des Globalkonzepts. Koln, 1983; Kebaili MohandAkli, Die Mittelmeerpolitik der EG und der Nord-Sud-Konflikt am Beispiel der Beziehungen Algeriens zur EG., F.-am-M., 1988.
8 См. главу, посвященную туркам в современной Европе в кн.: Турция между Востоком и Западом. Итоги
европеизации на исходе XX века. М., 2001, С. 295-304.
9 Кунаков В.В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. М. 1999.
10 Political Participation and Identities of Muslims in non-Muslim States. Ed. By W.A.R. Shadid and P.S. van
Koningsveld. Kampen, 1996; Balic, S. Islam fur Europa. Neue Perspektiven einer alten Religion. II Кбіпег
Veroffentlichnungen zur Religionsgeschichte, Band 31. Кбіп, 2001.
" Kepel, G. Les Banlieues de l'lslam. Paris, 1987; Kepel, G. Allah im Westen. Die Demokratie und die islamische Herausforderung. Milnchen, 1996.
12 Hargreaves, A.G. Immigration, "race" and ethnicity in contemporary France. London, 1995.
13 Black and Ethnic Leadership in Britain. The cultural dimension of political actions. Ed. By P. Werbner and M.
Anwar. London, 1991.
14 Ozcan, E. Tilrkische Immigrantenorganisationen in der Bundesrepublik Deutschland. Berlin, 1989.
15 Feinbild Islam. Hg. Von J. Hippler und A. Lueg. Hamburg, 1993.
16 Tibi, B. Europa ohne Identitat? Leitkultur oder Wertebeliebigkeit. Milnchen, 1998; Tibi, B. Der Islam in
Deutschland, Muslime in Deutschland. Stuttgart, 2000.
15 мечети Д. Бубакером и мусульманским исследователем М. Аркуном,'7 является активным сторонником концепции «евроислама», одним из ее создателей.
К исследованию привлечены публикации в ведущих европейских и отечественных научных периодических изданиях. Иногда иную точку зрения, отличную от европейской, представляют также и статьи в периодических изданиях на арабском языке, которые также привлечены к исследованию.
В Европе недавно были основаны исследовательские институты, занимающиеся проблемами взаимодействия с исламом и мусульманами, в том числе и на территории европейских государств. Это, прежде всего, Центр ислама в Европе в университете города Гента в Бельгии (CIE), Международный институт изучения ислама в современном мире (ISIM) в Лейдене в Нидерландах, Центр изучения ислама и христианско-мусульманских отношений в Бирмингеме, Центр изучения, ислама в Уэльсском университете, Европейский Центр исследований миграции и межэтнических отношений в Утрехте (ERCOMER), Институт изучения миграций и межкультурных исследований (IMIS) при университете г. Оснабрюка. Кроме того, многочисленные исследовательские центры в европейских станах, чья деятельность связана с Ближним Востоком, объединены в Европейскую ассоциацию ближневосточных исследований (EUROMES).
В России на сегодняшний день не существует исследовательских центров, непосредственно занимающихся проблемами мусульман в немусульманских странах. Однако исследования отдельных аспектов данной проблематики ведутся в таких научных центрах России как Институт востоковедения РАН, Институт изучения Израиля и Ближнего Востока,
17 См.: Islam, Demokratie, Modeme. Aktuele Antworten arabischer Denker. Hrsg. Von E. Heller und H. Mosbahi. MUnchen, 2001.
Центр цивилизационных и региональных исследований РАН, Институт этнологии и антропологии РАН, Институт Европы РАН.
Методологическую основу исследования составляет проблемный подход на основе исторической концепции М. Вебера и некоторых положений французской школы «Анналов». В центре исследования оказывается не столько повествовательное изображение событий в хронологическом порядке, сколько попытка каузального объяснение тех исторических фактов, которые имеют принципиальное «всеобщее» значение. По всей видимости, ни нарративно-повествовательная политическая история, ни социально-структурная история, ни культурно-историческая антропология порознь не в состоянии понять прошлое. Они могут сделать это только вместе, ибо каждая из них понимает и объясняет лишь свою часть, свой сегмент. Поэтому целесообразным представляется привлечение к исследованию не только методов исторической науки, но и концепций таких современных направлений научных исследований как этнопсихология, этнополитология, социология межэтнических отношений, конфликтология.
Сам характер данной работы, в которой рассматриваются мусульманские общины, различные по своему этническому и конфессиональному происхождению, по своей структуре, предполагает главным методом исследования сравнительный анализ. Однако помимо него используется также и другие методы исторического исследования. В первой главе, при рассмотрении истории формирования мусульманских общин в Европе и развития иммиграционных политик европейских стран, используется метод ретроспекции, позволяющий проследить, как конкретно-исторически развивалось положение мусульман в Западной Европе, каковы основные тенденции в развитии иммиграционных политики стран ЕС, как история взаимоотношений второй половины XX века европейцев и мусульманского меньшинства на их территории сказывается на современной ситуации. Кроме того, используются метод аналогии, а при сопоставлении некоторых данных, прежде всего о количестве проживающих мусульман и
17 числе организаций, статистический метод. При рассмотрении взаимоотношений мусульманской общины как этноконфессионального меньшинства с европейским большинством используется социально-психологический метод, ориентированный на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних.
Научная новизна предлагаемой работы заключается в том, что, практически, впервые в отечественной научной литературе предпринята попытка комплексного сравнительного анализа положения мусульман в Западной Европе, их состава и политических взглядов. Кроме того, недостаток изучения выбранной проблематики существует сегодня и за рубежом, где, в большинстве случаев, исследование сосредотачивается на проблемах какой-либо одной из европейских стран, либо сравниваются лишь подходы и стратегии их иммиграционной политики. Проблемам политического участия мусульман в процессе принятия решений в западноевропейских государствах до сих пор уделялось мало внимания, не всегда полно выражена роль ислама как религии, а в особенности роль различных направлений в исламе и политической мысли мусульманского Востока, которые во всей своей пестроте представлены в современной Европе. Некоторые из привлеченных к исследованию источников впервые вводятся в научный оборот.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в работе положения и проведенные классификации развивают и дополняют разделы исторической науки, в которых исследуются проблемы межэтнических отношений, межкультурных коммуникаций, роль «чужих» во внутренней жизни государств. Исследуемые в диссертации проблемы определяют теоретически важный аспект интеграции различных отраслей знания об обществе и человеке, необходимый при подобного рода исследованиях.
18 Что касается практической значимости работы, то ее результаты представляют собой определенный научный итог, который может быть использован в дальнейшем при исследовании социальных, политических и экономических проблем иммиграции вообще и ситуации в современной Европе в частности. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов лекций по Новейшей истории и истории международных отношений, а также при проведении политического и экономического анализа региона. Отдельные положения и выводы диссертации можно применить при принятии конкретных политических решений, выработке внешне- и внутриполитических стратегий.
Формирование мусульманских общин в западноевропейских странах
История взаимоотношений Западной Европы с миром ислама составляет не менее тринадцати веков, если отсчет вести от высадки мусульманского войска на южной оконечности Пиренейского полуострова в 711 г. Если же рассматривать контакты христианства с исламом, то их появление следует отнести к началу VII в., т. е. к самому зарождению ислама как религии. Влияние, которое оказало христианство на возникновение ислама благодаря торговым и политическим связям аравийского общества с Византией и Абиссинией, а также и через христианские общины, существовавшие к VII в. в самой Аравии, трудно переоценить. Тесные связи и контакты с Византией возникают у арабских племен, в частности гассанидов и лахмидов, по всей видимости, еще в IV-VI вв. нашей эры, т. е. за 200-250 лет до возникновения ислама.
Однако первые крупные и полномасштабные контакты мусульман с западноевропейскими странами относятся к периоду арабских завоеваний, а точнее к VIII-IX вв. — времени арабского завоевания Пиренейского полуострова и Сицилии. Арабо-мусульманское присутствие на Пиренеях продлилось вплоть до конца; XV столетия и оставило заметный след в развитии как европейской, так и арабо-мусульманской культуры.19
Следующий этап интенсивных взаимоотношений между миром ислама и Западной Европой был инициирован европейской стороной. Крестовые походы на Ближний Восток, осуществлявшиеся с конца XI до конца XIII в., стали не только катализатором торговых и экономических связей в Средиземноморье, но и заметно обогатили и ускорили развитие европейской культуры. Европейцы познакомились с наследием арабо-мусульманской науки и философии, литературы и искусства и во времена Реконкисты в Испании.
Не успев завершить Реконкисту на Пиренеях, Европа столкнулась с новым всплеском активности мусульман. Османские завоевания XIV-XV вв. привели к поражению Сербии, Боснии, Болгарии и падению Византии. Западная Европа, таким образом, пришла в непосредственное соприкосновение с исламом на европейском континенте у своих юго-восточных границ.
Колониальная эпоха привнесла новое отношение европейцев к исламу и мусульманам. Начало колониализма во внешней политике европейских государств некоторые исследователи связывают с Египетским походом Наполеона (1798 г.). Иногда первые шаги колониальной экспансии Западной Европы на Восток видят уже в завоеваниях Испании и Португалии на севере Африки, последовавших за Реконкистой, и в основании английской Ост-Индской компании в XVII в. Не вдаваясь в дискуссию о временных рамках, можно констатировать, что в этот период ряд мусульманских государств был подчинен экономическому и политическому влиянию западных держав. Мусульманский мир приобрел новый опыт национальной борьбы с Западом на своей территории и вместе с тем познакомился с новейшими достижениями европейской науки и техники, с европейской культурой эпохи Просвещения, новыми политическими взглядами. В Западную Европу эпохи колониализма и империализма принесли идею культурного, технического, «цивилизационного» превосходства Запада над Востоком, в частности, над мусульманским миром. К концу XIX в. казалось, что постоянная угроза нападения с юга, со стороны исламского мира, присутствовавшая в средние века, окончательно снята.
Европоцентристские, или «западоцентристские», убеждения продолжают доминировать и при построении современной глобальной экономики, и при распространении «общечеловеческих», т. е. западных, европейских ценностей на весь мир. На современном этапе можно говорить о глобализме как о новой форме взаимосвязи между Западом и миром ислама. Таким образом, Западная Европа стала инициатором трех крупных «наступлений» на мусульманский Восток - Крестовых походов, колониальной и империалистической эпох и современного глобализма.
С мусульманской стороны, точнее,, со стороны отдельных мусульманских мыслителей, организаций или даже стран на современном этапе происходит также своеобразный «натиск» на страны Запада, что выражается не только в критике «западного» образа жизни, западных ценностей, но и в возникновении новых радикальных исламистских доктрин, создании террористических организаций, нежелании мусульманских государств следовать готовым западным образцам экономики, политики и культуры. Можно отметить, что современный этап движения мусульман против Запада (и Западной Европы, в частности) также третий по счету -вслед за арабскими завоеваниями VII—VIII в. и завоеваниями турок-османов. Западная Европа, в свою очередь, столкнулась, с совершенно новым для себя явлением - присутствием крупных мусульманских общин на своей территории, с влиянием которых на политическую жизнь и социальные отношения в государствах Европейского Союза уже нельзя не считаться.
В XVIII в. в европейских странах появляются мусульманские посольства, а в XIX в. во Франции и Англии начинают появляться именитые гости-мусульмане, а также мусульманская прислуга в домах европейцев. Именно для этих мусульман и были построены первые в западноевропейских странах мечети. В Париже, например, первая мечеть появляется во второй половине XIX в. Начало значительному присутствию мусульманских общин в Западной Европе было положено крушением колониальной системы. При развитии отношений между колониями и метрополиями на рубеже XIX— XX вв. и после обретения независимости некоторыми мусульманскими государствами (в частности, Египтом еще до начала второй мировой войны), в бывших метрополиях начинают появляться первые мусульмане-иммигранты, не желавшие по тем или иным причинам оставаться в своих родных странах. Так, во Францию переезжают мусульмане Магриба и Ливана, а также жители мусульманских стран - французских колоний -южнее Сахары, прежде всего Сенегала. В рядах французских и английских войск уже в первую мировую войну сражалось множество мусульман. Так, например, французские мусульманские подразделения, военнослужащие которых были мобилизованы главным образом в Алжире и Тунисе, приняли самое активное участие военных действиях на территории Европы. Некоторые из мусульман-ветеранов первой мировой, после войны оставались во Франции.23
Регламентация в исламе жизни и деятельности мусульман в немусульманских странах
Одним из первых мусульман, посетивших Западную Европу в Новое время, был Мирза. Абу Талиб Хан, индиец турецко-персидского происхождения, совершивший путешествие в Англию и Францию в 1798— 1803 гг. и написавший подробный и обстоятельный отчет о своем путешествии, приключениях и впечатлениях. Во время своего пребывания в Лондоне он много раз бывал в парламенте. Заседания не произвели на него большого впечатления. По его словам, ораторы напоминали говорящих попугаев. Но Абу Талиб Хан был поражен, узнав, что это законодательное собрание, которое специально собирается для обсуждения и принятия законов, касающихся и гражданской и уголовной сфер, определяющих меру вины и назначающих наказания. Англичане, объясняет он своим читателям, не признают, что людьми должен управлять божественный закон и, поэтому сами вынуждены регулировать жизнь. в обществе, что заставляет их все время; приспосабливать свои законы к условиям времени, собственных желаний, способностям их судей.89
В этом комментарии Мирза Абу Талиб Хан указывает на существенную разницу между классическим исламом и современным западным взглядом на природу закона и власти, а значит и на состояние правосудия в обществе. Для мусульман закон является основной, самой существенной частью религии, которая без него немыслима. Закон во всех деталях имеет божественное, а не человеческое происхождение, он дается как откровение, а не принимается каким-либо решением, поэтому его нельзя ни отменить, ни изменить, ни исправить. Происходя непосредственно от высшей власти, обеспечиваемый теми же санкциями, закон имеет одинаковую силу и в общественной, и в частной жизни; и в гражданской, и в уголовной сферах; и в религиозных ритуалах, и даже в том, что касается диеты. Его юрисдикция универсальна, поскольку Бог дал его всему человечеству, но на практике она ограничена тем кругом людей, которые признают его и подчиняются ему. Для этих людей власть закона абсолютна и применима к любому аспекту человеческой жизни и деятельности. Таким образом, теоретически, в обществе нет и не может быть законодательной деятельности, потому что закон создает только Бог. Согласно мусульманской поговорке, запретить то, что Бог разрешает, — не меньшее богохульство, чем разрешить то, что Он запрещает. Этот принцип самым очевидным образом связан с некоторыми современными ситуациями, в которых социальные нравы вступают в противоречие с традиционной исламской практикой.
На практике мусульманские толкователи законов и юристы за четырнадцать веков своей деятельности столкнулись с многочисленными проблемами, решение которых не дано в откровении, и поэтому им пришлось решать их самим. Эти решения никогда не рассматривались как законодательные акты или законы. Если они появились достаточно давно, их называют обычаем. Если они исходят от правительства, то это предписание. Если они исходят от юристов, то это интерпретация. Как и служители правосудия повсюду, так и мусульманские юристы могут внести серьезные изменения в существующий правопорядок, по-своему интерпретируя даже самые священные тексты.
Для мусульман, самый священный текст - а в действительности единственный текст, к которому это определение можно применить, — это Коран. Коран является основополагающим источником божественного закона, и если он содержит ясное и недвусмысленное утверждение, то оно принимается за вечную истину для всех. времен и народов. Чем яснее и однозначнее утверждение, тем меньше остается места для интерпретаций. Но, как часто случается, если утверждение расплывчато или иносказательно, возникает необходимость интерпретации и возможность творческой изобретательности.
Вторым важнейшим источником мусульманского права является Сунна
— сборник рассказов (хадисов) и преданий о словах, действиях и поведении Пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Общее число хадисов невозможно определить, часто они противоречат друг другу, многие из них существуют в разных вариантах, многие сомнительны, а иногда даже считаются ложными или неавторитетными. Собирание, передача, изучение и идентификация таких традиционных норм стала основным направлением развития мусульманского права.
Исламское учение и, за небольшими исключениями, исламская практика отвергают насильственное обращение в ислам. Однако сила мусульманского государства, а, следовательно, и юрисдикция исламского закона привели к распространению ислама в ранний период его существования на больших территориях среди огромного числа народов. В ранней литературе выражалось мнение, что этот процесс будет продолжаться безостановочно, до тех пор пока в недалеком будущем весь мир либо примет ислам, либо подчинится правопорядку, установленному мусульманскими властями. А пока весь мир был разделен на две части: «дар аль-ислам» или «область ислама», где царит мусульманская власть и закон, и «дар аль-харб»
— «область войны», где у власти еще остаются неверные.
Обширные и стремительные завоевания, осуществленные мусульманами в VII—VIII вв., привели многих немусульман на территорию Арабского халифата. Эта первая группа некоторое время даже составляло большинство населения. Но и после того как их стало меньше вследствие обращения в ислам и ассимиляции, все еще оставалось значительное меньшинство немусульман, живущих теперь среди мусульманского большинства. Позднее, когда первая волна завоеваний закончилась, и между «областью ислама» и «областью войны» установился мир, появилась и вторая группа немусльманского населения в мире ислама. Немусульмане стали посещать исламские земли, как путешественники или временные жители - студенты, дипломаты, торговцы. Мусульманский закон регулирует отношения с первой группой очень подробно, но также уделяет некоторое внимание и второй.
class3 Политическое участие мусульман в общественной жизни Западной Европы class3 link3 Влияние мусульманских общин на процесс принятия решений в отдельных странах ЕС link3
Успех политического участия мусульманских общин в общественной жизни европейских государств зависит от множества факторов, главными из которых, пожалуй, являются социально-политический «климат» страны проживания и специфические характеристики самих общин, их способность создавать организации и группы влияния, находить общие интересы, преодолевая иногда различия этнического и религиозного характера.
Степень политического влияния мусульман, как уже отмечалось, во многом зависит от отношения европейских правительств к мусульманским общинам на своей территории, от выбранной стратегии взаимодействия с ними. Следует сразу отметить, что главным инструментом влияния мусульман в Европе являются иммигрантские организации, точное число которых трудно установить. При этом не все организации представляют собственно политические интересы мусульманских общин: некоторые из них созданы с целью помочь вновь прибывшим иммигрантам адаптироваться в новых условиях, оказать им возможную материальную поддержку; другие выполняют функции своего рода клубов - мест общения и проведения досуга.
В таких странах как Великобритания, Бельгия, Нидерланды создание политических мусульманских организаций поддерживается правительствами. Эти страны стремятся таким образом привлечь мусульманское население к общественно-политической жизни и сделать их равными участниками политического процесса. В Германии развитие мусульманских организаций часто имеет полустихийный характер: какой-либо четко сформированной политики взаимоотношений с мусульманами в Германии не существует, поэтому диалог ведется с теми, кто стремится к нему, т.е. с объединениями мусульман, которые возникли самостоятельно, без какого-либо вмешательства со стороны государства. Во Франции, как уже отмечалось, правительство неоднократно пыталась организовать представительные организации мусульманской общины при весьма серьезном контроле со стороны государства.
Первый шаг к политическому участию — натурализация. По подсчетам испанского исследователя Али Кеттани (Кордова), гражданство какой-либо из европейских стран приобрело около 40% мусульман, проживающих в государствах ЕС.161 Эта довольно существенная цифра заставляет признать мусульманские общины и их интересы новым фактором политического процесса в европейских странах.
Другая важная проблема, которая препятствует полноценному участию мусульман в общественной и политической жизни Западной Европы, связана с особенностями ислама как религии. В 1990-е гг. многие умеренные и «либерально» настроенные мусульманские философы и богословы все чаще стали говорить и писать о необходимости пересмотра, «обновления» ислама в европейских условиях. Например, профессор Т. Рамадан, работающий в настоящий момент в Швейцарии, назвал свою книгу, обращенную, прежде всего, к мусульманам Европы «Быть европейским мусульманином».162 В другой своей публикации автор указывает, что название неслучайно и что он категорически против другого подхода- «быть мусульманином в Европе».363 При этом Т. Рамадан подчеркивает, что речь идет именно и европеизации ислама, о необходимости корректировки таких понятий как «шариат», «дар аль-харб», призываю к новому прочтению и истолкованию источников мусульманского права, отделению «более важных» установок от «менее важных». Так, молитва, по мнению автора, значительно важнее, чем соблюдение пищевых запретов.164 Фактически, Т. Рамадан констатирует, что оставаться просто мусульманином (в ортодоксальном смысле или же придерживаясь той религиозной традиции, которая распространена на исторической родине эмигранта) в европейских условиях невозможно. На протяжении 1990-х гг. в западноевропейских странах и в институтах ЕС все шире распространяется мнение, что и Европа в целом, и отдельные западноевропейские страны перестали быть чем-то единым в национальном и религиозном, шире — культурном отношении. Остро встает проблема целостности Европы при попытке определить общую европейскую идентичность, которая становится особенно важной при интеграционных процессах. В аналитическом докладе Европейской комиссии 2000 г. Европа представлена как мультикультурное, многоконфессиональное пространство.165 О необходимости пересмотра европейской идентичности, «включении» в нее или признании в ней компонентов «неевропейских» национальных и религиозных культур, говорил в своем выступлении в Европейском Парламенте и Р. Проди.166
Ислам и мусульманская культура действительно оказали значительное влияние на процесс становления и трансформации не только европейского самосознания и культуры, но и на развитие политических и правовых систем в Европе. Однако это серьезное воздействие было оказано на Европу, прежде всего, в Средние века. В Новое и Новейшее время можно скорее говорить об обратном европейском влиянии на мир ислама. В этом смысле «исламизация» Европы давно завершилась, при чем после этого европейские страны долгое время развивались довольно независимо от мусульманского мира, порождая новые культурные феномены, мало или вообще не согласующиеся с мусульманскими.
Избежать «столкновения цивилизаций» (следуя терминологии С. Хантингтона) посредствам европеизации ислама, на наш взгляд, вряд ли удастся. Во-первых, в силу популярности среди части мусульман обратных «возрожденческих» настроений, о чем подробно говорилось в главе 2. Во-вторых, в силу психологического восприятия европейцами мусульманского меньшинства. Для европейских средств массовой информации характерно, например, пытаться объяснить девиантное поведение иммигранта-мусульманина его вероисповеданием. В то же время, если такой же проступок совершит этнический француз или немец, то объяснения будут искать не в христианской догматике, а в экономических неурядицах в жизни данного гражданина или в его неблагополучном детстве и т.д.167 Ксенофобия и расизм при этом никогда не рассматриваются как составные части европейской идентичности, а для подтверждения якобы присутствия этих черт в мусульманской культуре могут привести красноречивую цитату из Корана, как будто забывая о том, что и Ветхий и Новый Завет также изобилуют подобными идеями.