Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Северный Кавказ в международной политике во второй половине XIX века 25
Глава 2. Проблема эмиграции кавказских горцев в пределы Османской империи: источники и решение 46
2.1. Причины эмиграции горцев с Кавказа 46
2.2. Дипломатические переговоры по вопросу о переселении горцев Северо - Западного Кавказа в Османскую империю во второй половине XIX века 63
Глава 3. Основные этапы переселения кавказских горцев в Османскую империю во второй половине XIX века 78
3.1.. Мухаджирствов 1858-1860 гг 79
3.2. Массовое переселение горцев Кавказа в Османскую империю в 1861 -1864 гг." 85
3.3. Переселение 1866-1867 гг 100
3.4. Переселение 1877-1878 гг ! 108
3.5. Переселения 1879-1990 гг 119
Глава 4. Процесс расселения мухаджиров в Османской империи в конце XIX — начале XX века 126
4.1. Расселение иммигрантов в Восточной Анатолии и арабских провинциях
Османской империи во второй половине XIX века 126
4.2, Частичное возвращение мухаджиров на Кавказ в конце XIX века 143
Заключение 151
Список источников и литературы 159
- Северный Кавказ в международной политике во второй половине XIX века
- Причины эмиграции горцев с Кавказа
- Мухаджирствов 1858-1860 гг
Введение к работе
Актуальность исследования. Миграция народов - древнее явление, которое было известно в разные периоды истории и объясняется многими причинами: экономическими, социальными, политическими, культурными, религиозными.
Миграция населения Северо-Западного Кавказа в Османскую империю во второй половине XIX века давно, вызывает интерес исследователей. Это связано с масштабами этого процесса, а также с важными последствиями его для всего Ближневосточного региона. Чтобы понять, почему началось переселение горцев во второй половине XIX века, следует обратиться к концу XVIII - началу XIX века. В конце XVIII в. после присоединения северокавказских народов к России (Кабарды, Черкесии, Адыгеи - в 1557 году, Осетии - в 1774 году, Чечни и Ингушетии - в 1781 году, Дагестана — в 1813 году) политика России на Кавказе обрела решительный характер, контакты переросли в широкое взаимодействие, но не всегда мирное и конструктивное.
Первые его результаты сказались на Кабарде. Строительство кордонных линий Россией на земле Кабарды было вызвано, безусловно, войной России с Османской империей и Крымом, необходимостью защиты пограничных казачьих поселений от нападения горцев. Это строительство расстроило экономическую основу местного общества. Из активного хозяйственного оборота кабардинцев было выведено значительное количество пастбищных угодий. «Постройка крепостей, отмечал В. Кудашев, нарушила прежний их уклад жизни, их торговые и соседские отношения с ближайшими народами... Со времени отобрания земель, необходимых для пастбищ, среди кабардинцев и образовалась партия, враждебная России...»1 Россия позволила затем горцам Осетии, Ингушетии, которые нуждались в земле, переселяться на равнину. В результате этого Кабарда, которая в течение двух-трех столетий лояльно относилась к России и искала в ее лице политической поддержки, в начале XIX века восстала против порядков, установленных Российской империей. Военное поражение кабардинцев, кроме людских потерь, привело к миграции значительной массы населения к верховьям Кубани и Лабы («беглые кабардинцы»)".
Покорение этого региона Россией подразумевало включение Северного Кавказа, прежде всего его равнинной части, в систему экономики страны в качестве перспективной зерноводческой области, так как правительство России было против скотоводческой модели хозяйства на территориях, удобных для земледелия.
Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913. С. 70-71. 2 Карпов Ю. Россия и этносоциальные процессы на Северном Кавказе // Сб. Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб., 2001. С. 192.
Процесс переселения жителей горных местностей на равнину представляет собой всеобщее явление, обусловленное ростом производительных сил и перенаселением горных районов3. «Сползание» населения на Северном Кавказе наблюдалось в позднеантичный и раннесредневековыи периоды, в периоды между напльшами волн кочевников с севера и востока. Тогда «горцы» успешно осваивали пояс предгорий и равнин, ведя комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Не следует забывать о древности земледельческих традиций на Кавказе, в том числе в его горной зоне. Когда политическая обстановка в регионе < была стабильной, проявлялись симптомы «сползания» с гор. В фольклорных текстах кавказских горцев завоевание плоскости («сползание») однозначно интерпретируется как героическое деяние4.
В тех регионах, где Россия конструктивно решала земельные вопросы горцев и разрешала им под своим контролем переселяться на равнину, накал военного противостояния был ниже5. Например, в Осетии, Ингушетии. Когда в середине XVIII века первое осетинское посольство приехало в Петербург, то обсуждался главный вопрос — переселение на равнину. «...Осетинский народ, — читаем в документе того времени, — желает быть в подданстве Ее Императорского Величества и в защите от других народов и переселиться... ближе к России, ниже тех гор, в которых ныне они жительство имеют» . За короткое время были изъяты земли у Малой Кабарды и переданы осетинам. Уже в 1820-х годах все равнинные земли в пределах современной Северной Осетии были поделены между осетинскими горными обществами. А ингуши, приняв на себя обязательства по охране Военно-грузинской дороги в районе Дарьяльского ущелья, в 1810 году официально закрепили за собой земли по правую сторону течения р. Терек.
Строительство Россией кордонной линии по Сунже и Тереку затормозило процесс «сползания» в один из богатейших и плодороднейших участков Кавказа, который является житницей горцев. «Замирение Чечни началось в том числе после того, как очевидной стала угроза потери местным населением всех освоенных им ранее предгорных и равнинных территорий»7. Во время войны на Кавказе «мирных горцев», т.е. признавших власть России, военная администрация расселяла «на плоскости», рассчитывая установить контроль над ними. Такое переселение не было массовым, но оно положило начало перестройке связей в среде горцев.
3 Ковалевский В. Культурно-географическая и биологическая роль горных районов // Природа. 1931. № 2.
С. 166-167.
4 Далгат У. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тесты. М., 1972. С. 322, 378, 386.
5 Карпов Ю. Указ. соч. С. 194.
6 История Осетии в документах и материалах. Цхинвали, 1962, Т. I. С. 264.
7 Смирнов Н. Мюридизм на Кавказе. М., 1963. С. 208-209.
Переселение горцев нарастало по мере утверждения России в регионе и обострения внутренних социальных противоречий. Начало переселения горцев в Османскую империю во второй половине XIX века обычно связывают с деятельностью генерала А. П. Ермолова (1816-1827), «система» которого, - как писал Султан Давлет-Гирей, - «действовала на руку Турции»8.
Массовое переселение горцев развернулось в конце 50-х годов XIX века. Как в русской, так и в зарубежной литературе горцев называют черкесами, поскольку все коренные народы Северного Кавказа имеют общие исторические корни. Этническая карта расселения северокавказских народов и племен изменялась в течение истории, но к началу XIX века сложилась устойчивая этническая картина расселения кавказских народов. На территории от реки Кубань до Черного моря проживало 14 адыгских этнических групп. Именно их и называли одним именем черкесы.
Активизация переселенческого движения в это время была связана с осуществлением «новой» системы борьбы с горцами. Система генерала А. П. Ермолова - система огня и меча9 ослабила горцев, сократила население и содействовала переселению либо на плоскость, либо в Османскую империю. С назначением кн. Барятинского наместником Кавказа «снова начались волнения кавказских племен и снова началось переселение, которое значительно уменьшилось» при кн. М. С. Воронцове - первом наместнике Кавказского края (1844-1854гг.)10.
Исследование такого сложного исторического процесса, как переселение кавказских горцев в Османскую империю во второй половине XIX века, не может проводиться вне анализа политической истории того времени, поскольку лишь анализ системы международных отношений позволит выявить корни социально-политических явлений, сопровождавших переселение черкесов в Османскую империю.
Географически Кавказ является стратегическим перекрёстком на стыке Европы и Азии. За обладание Кавказом в новое время боролись Османская империя, Персия, Российская империя и Великобритания. Последняя проявляла интерес к кавказским делам, видя в России главного соперника в восточной политике и стремясь выстроить систему противовесов ей в регионе Средиземного и Черного морей. Особенности географического положения Кавказа, в какой-то степени определили его место в мировой истории. В новую эпоху тесные контакты с Россией, с одной стороны, включали Кавказ в контекст русской политики на южных рубежах империи. С другой стороны, желая господствовать на Черном море, османские султаны стремились возродить своё влияние на Северном Кавказе. Через Османскую империю, которая была в финансовой зависимости от Великобритании, Кавказ стал составной частью ее политики в этом
5Дзидзарш Г. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975. С. 198. 9 Там же.
б регионе. Все это определило необходимость широкого взгляда на международное положение Северо-Западного Кавказа.
Политика Великобритании, Османской и Российской империй по отношению к Северному Кавказу вплоть до второй половины XIX века не была предметом научного исследования. Фактически лишь после Крымской войны эта проблема стала предметом комплексного изучения.
Как известно, по Адрианопольскому договору 1829 года Османская империя уступила России права на восточное побережье Черного моря, хотя население Северо-Западного Кавказа никогда и не признавало над собой суверенитет Турции. Восточная война, которую чаще именуют Крымской, велась на двух фронтах. Второй фронт - Кавказский - был даже более важным, так как именно здесь решалась судьба и Кавказа, и черкесов. По Парижскому договору (13.02.-18.03.1856 год). Черкесия не получила той самостоятельности, которую стремились получить отдельные группы горцев с помощью Великобритании.
Изучение истории политического взаимодействия Великобритании, Османской империи и России на Кавказе помогает определить масштабы иностранного влияния на внутреннюю жизнь региона, на процесс переселения черкесов в Османскую империю. На отечественную и зарубежную историографию нередко накладывают отпечаток те или иные политические взгляды и течения. После распада СССР (1991) и создания республики Адыгея (1991) появилась новая тенденция к рассмотрению истории переселения черкесов и ту роль, какую в этом процессе сыграли Великобритания, Россия и Османская империя. Растущий интерес к этим вопросам, безусловно, объясняется их по-прежнему большой не только академической, но и общественно-политической актуальностью.
Данная проблема остается актуальной не только для истории Кавказа, но и для политической истории России и Турции - именно это побудило автора рассмотреть некоторые аспекты османской политики в отношении народов Северо-Западного Кавказа и, в частности, переселения черкесов в пределы Османской империи во второй половине XIX века.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор впервые дает сравнительный общий анализ политики России и Османской империи в отношении мухаджиров Северо-Западного Кавказа, их миграции во 2-й половине XIX в. Это позволило расширить представление о методах и задачах политики России и Великобритании на Кавказе, раскрыть причины, по которым черкесы в рассматриваемый период оказались в центре геополитических интересов держав. Изучение вопросов, связанных с политикой англичан,
10 Дзидзария А. Указ. соч. С. 200.
7 использование ими польских эмигрантов на Кавказе в годы Восточной войны и после нее позволит также реконструировать утраченные фрагменты истории Кавказа.
В диссертации впервые предпринята попытка комплексного исследования истории переселения горцев, анализа внутренних и внешних причин этой миграции, в том числе политики Османской империи в данном вопросе. Изучение неопубликованных документов, включая материалы турецкого архива (Архив Османской империи при премьер-министре Турецкой республике11), позволило получить новые результаты, касающиеся политики держав в отношении горцев - переселенцев.
В предлагаемой диссертации впервые предпринимается попытка комплексного исследования истории переселения горцев Кавказа, попытка связать внутренние и внешние причины переселения, а также детально рассмотреть точку зрения Османской империи на данный процесс и политику османов по отношению к переселенцам. Следует подчеркнуть, что изучение неопубликованных архивных документов помогло получить серьезные результаты исследования, касающиеся отношения правительства России, Турции и Великобритании к эмиграции горцев.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации - проанализировать политику Османской империи и России в отношении народов Северо-Западного Кавказа, причины и процесс переселения горцев в пределы Османской империи во 2-й половине XIX века. Для достижения этой цели автором был привлечен широкий круг источников и архивных материалов.
Исходя из общей цели исследования, автор определил следующий круг научных задач: - рассмотреть значение Кавказа для Османской империи, России и Великобритании в Новое время;
показать политическое противоборство держав на Кавказе, прежде всего англо-русские и турецко-русские отношения;
изучить основные причины миграции населения Северного Кавказа;
исследовать материалы по подготовке к переселению горцев в Османскую империю (переписка правительственных чиновников, визиты, встречи);
проанализировать последствия Восточной войны для Кавказа;
изучить события периода Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.;
-определить роль России, Османской империи, Великобритании в истории переселения и показать отношение самих горцев к политике держав в регионе;
11 Т.С. Babakanhk Osmanh Arivi.
8 - изучить тенденции миграции: реэмиграция мухаджиров .
Методологическая база исследования представляет комплекс методов исторического исследования, в частности, метод научного историзма, компаративно-аналитический подход и системный анализ материала. При обработке источников автор руководствовался принципом исторического объективизма, стремясь к достоверности в раскрытии документальной базы.
Историографическая и источниковая база диссертации охватывает работы отечественных и зарубежных ученых по широкому спектру вопросов, связанных с темой исследования. Ценная информация была получена из неопубликованных источников, находящихся в фондах Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА): Фонды - Главный штаб Военного министерства (Ф. 400); Департамент Генерального штаба (Ф. 38), Штаб войск Кубанской области (Ф. 15264) насыщены документальными материалами о военных действиях российских войск на Кавказе. Сведения о борьбе горцев содержатся в журналах военных происшествий, которые регулярно велись штабами воинских частей Кавказской армии.
В Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ): фонд «Главный архив» содержит материалы о вмешательстве Великобритании и Османской империи в политические события, происходившие на Кавказе в период Кавказской войны; фонд «Турецкий стол (старый)» располагает материалами о противодействии России экономическому и политическому проникновению Османской империи и Англии на Северный Кавказ. И ряд других фондов: «Трактаты», «Посольство в Константинополе», «Политархив».
Руководствуясь целью и задачами исследования, автор произвел отбор основных источников, необходимых для объективного освещения данной темы.
Источниками диссертационной работы послужили как опубликованные, так и неопубликованные документальные материалы. Опубликованная часть источников содержится в сборниках законодательных актов, трактатов, конвенций и договоров, заключенных Россией с другими странами (в т. ч. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1829; Юзефович Т. Договоры России с Востоком. СПб., 1869; Мартене Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. СПб., 1895; Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК). Тифлис, 1866 — 1904).
Мухаджиры: от араб, «мухаджир» - переселенец, мигрант. В новое время одним из первых на Кавказе этот терміні использовал имам Шамиль для обозначения переселенцев из Дагестана в Чечню. (См.: Тарханов Д. О мухаджирах в Зандаковском наибстве // Терские ведомости. 1868. № 15. С. 3).
Обширный фактический материал был почерпнут также из опубликованных личных архивов, писем и донесений государственных, военных и общественных деятелей (Д. Милютин, А. М. Барятинский и др.).
Большое значение для темы диссертации имеют источники из фондов ряда зарубежных стран, прежде всего Турции. Например, документы Архива Османской империи при премьер-министре Турецкой республики13 (сборник по иностранным государствам14, каталог «Ираде»ь, каталог министерства иностранных дел16, документы архива Йылдыз Сарайы17). Сборник
I о
«Kafkas Aratirmalan - I» - один из ценных источников для изучения политических связей Османской империи с народами Кавказа. Эти материалы охватывают период с 1773 по 1906 год. (Всего 61 наименование.) Поскольку доступ к ним ограничен, часть материала была получена при переводе монографий и статей зарубежных, в том числе турецких историков.
По основным видам опубликованные и неопубликованные источники можно квалифицировать следующим образом.
1. Законодательные акты. В XIX веке в России значительное место как исторические
источники стали занимать указы и рескрипты императора. Из документов, адресованных
высокопоставленным военачальникам и чиновникам, можно судить о целях ведения войны и
политике России на Кавказе.
2. Свод официальных документов, извлеченных из архива Главного управления
наместника Кавказского, содержит большой фактический материал, характеризующий
социально-экономическую и политическую историю народов края, политику России на
Кавказе, а также раскрывающий интересы разных держав в этом регионе.
3. Большое внимание в работе было уделено трактатам, конвенциям и договорам России с
другими государствами. В этих документах изложены условия и обязательства сторон,
подписавших документы. В некоторых содержатся секретные статьи, а также ссылки на более
ранние документы. Информация такого характера представляет большую ценность при
изучении вопроса об изменениях внутренней и внешней политики разных стран, а также их
интересов на Кавказе. В секретной статье Ункяр-Искелессийского договора, заключенного
Россией и Турцией в 1833 году, сказано об обязательстве Турции закрыть проливы и не
пропускать в Черное море иностранные военные корабли, а к шестнадцати статьям
Адрианопольского договора был приложен отдельный акт о привилегиях Молдавии и Валахии.
13 Т.С. Babakanhk Osmanh Arivi.
14 Dilvel-i Ecnebiye Defterleri.
15 iradeler Tasnifi Katalogu.
16 Hariciye Nezareti Kataloglan.
17 Yildiz Sarayi Arivi Belgeleri.
18 Kafkas Arastirmalan I. Istanbul, 1990.
4. Документы в виде докладов, рапортов, отношений, предписаний военачальников
разного уровня позволяют судить о том, как осуществлялась внутренняя и внешняя политика
России на Кавказе, и об изменении планов ведения войны в этом регионе.
Донесения русских послов и консулов в Османской империи позволяют изучить планы Османского правительства по использованию переселенцев, их расселению.
Экономико-географические и статистические описания. (В числе первых можно назвать следующие работы: Буткова П. Г. Материалы для новой истории Кавказа. СПб., 1869; Броневский С. Новейшие географические и исторические сведения о Кавказе. М.,1823; Карлгоф Н. И. Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Т. XVI. 4. 3. Восточный берег Черного моря. СПб., 1853; Люлье Л. Я. О натухажцах, шапсугах и абадзехах // Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1857. Кн. 4; Берже А. П. Краткий обзор горских племен на Кавказе // Кавказский календарь на 1858 год; Канитц Ф. Дунайская Болгария и Балканский полуостров. СПб., 1876; и др.) Работы такого характера стали появляться уже во второй половине ХГХ-начале XX века. Наряду с локальными описаниями они содержат более полные сведения об этих странах. Следует отметить, что статистические исследования этого периода не имели единой программы, но в них есть немало точек соприкосновения, что позволило диссертанту провести их компаративный анализ.
7. Мемуарные сочинения и очерки, принадлежащие ученым, политическим деятелям,
военачальникам, которые были очевидцами и участниками описываемых событий (Торнау Ф. Ф.
Воспоминания Кавказского офицера. М., 1864; Милютин Д.А. На Кавказе. М., 1997; Фипипсон
Г.К Воспоминания. М., 1885; Бороздин К.А. Кавказские воспоминания. СПб., 1885; Осман-бей
Воспоминания 1855. События в Грузии и на Кавказе. Кавказский сборник. Т. II., 1877; Записки
Михаила Чайковского. Русская старина. М., 1900; и др.). Эти материалы были опубликованы
на страницах военно-исторических журналов и газет России и содержат значительное число
важных для данной работы фактов. Военные мемуары сообщают подробности военных
действий на Кавказе и об интересах держав в регионе. Некоторые работы содержат
характеристику общественного строя, нравов и обычаев горцев.
Другая значительная группа источников, отражающих историю кавказских мухаджиров во второй половины XIX века - это периодические издания, которые хранятся в фондах Российской Национальной библиотеки.
Официальная информация о Кавказе начала публиковаться с 1829 года, причем сначала только о событиях в Закавказье. Газета «Русский инвалид», издававшаяся с 1813 года, являлась органом военного министерства. В 1846 году в Тифлисе стала выходить газета «Кавказ», где часто публиковался материал из иностранной прессы: "Le Monde", "Krez-Zeitung", "Constitutionnel", "Opinion Nationale", "Times" и т. д.
«Московские ведомости», «Голос», «Русский инвалид» и другие газеты часто перепечатывали материалы из газеты «Кавказ». Газеты публиковали известия с театра войны, приказы, воспоминания участников, давали некоторую информацию о переселении горцев.
Историография проблемы. Политика России на Кавказе во второй половине XIX века была разносторонне изучена несколькими поколениями как российских, так и зарубежных историков. Во второй половине XIX века появляются первые публикации-по истории Кавказа, Кавказской войны, среди которых была и литература, посвященная вопросам переселения. Авторами этих1 трудов был введен в научный оборот широкий круг источников. Одним из первых к исследуемой теме обратился А. П. Берже. Его основной труд «Выселение горцев с Кавказа» бьш опубликован в 1881-1882 гг. в журнале «Русская старина». Автор, работа которого является первым обобщающим исследованием, использовал много архивных материалов, географические, этнографические и статистические данные о выселении, исследуя ход Кавказской войны, доказьшает ее неизбежность, рассматривает столкновения с Османской империей, вмешательство европейских держав, деятельность их дипломатов, причины выселения горцев и создания казачьих поселений, рассматривает российский план окончательного покорения Западного Кавказа. В одном из разделов работы подробно говорится о выселении горцев 1867-1874гг. н о деятельности генерала Кундухова по переселению чеченцев в Османскую империю. Из дореволюционных работ эта представляет особую ценность как исторический источник. Объясняя цель своего исследования, А. Берже отмечал: «На современниках переселения лежит обязанность указать на всю важность и занести в летопись исторических событий причины и ход этого печального выселения кавказских народов»19.
А. Берже подчеркивал, что обстановка на Кавказе осложнялась влиянием европейских дипломатов, так как европейцы рассматривали кавказские народы как силу для противодействия России. Горцы признавали султана халифом, но они вряд ли хотели зависеть от Турции, а тем более от Англии или других держав, тем не менее черкесы принимали помощь от европейских стран через посредничество Турции. По словам А. Берже, горцы не умели жить мирно, да и не хотели, поскольку предложение правительства переселиться в Прикубанскую степь не было ими принято. Автор отрицал неизбежность столкновения горцев с русской армией, считая, что в этой борьбе прежде всего виноваты сами горцы, которые «не подчинились исторической необходимости поступиться своеволием для мирного восприятия гражданственности» . Как убежденный патриот России, А. Берже поддерживал политику
Берже А. П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина. СПб., 1881. Т. 33. С. 161. Там же. С. 34.
12 своего правительства, полагая, что оно «никогда не думало изгонять горцев, но желало лишь окончания тяжкой вековой войны на Кавказе»2 .
Многие современные историки нередко противопоставляют двух авторов: А. Берже и Я. Абрамова. Оба они были свидетелями борьбы на Кавказе и оставили сведения о происходящих событиях, не связывая, правда, переселение горцев с политикой стран.
В отличие от А. Берже Я. Абрамов в своей работе, сравнивая желаемое и реальность, выдвигает предложения для выхода из трудной ситуации, как для горцев, так и для русских. Говоря об организации переселения черкесов, автор указывает на нарушения, допущенные со стороны чиновников. В свою очередь А. Лилов23 в работе «Последние годы борьбы русских с горцами на Западном Кавказе», описывая этот период, считал, что выселение отвечало интересам черкесов и они чаще всего переселялись по своему желанию, по своей инициативе.
Эта же мысль содержится в небольшой по объему работе Инала Каннукова «Горцы-переселенцы»24, которая заслуживает особого внимания, так как ее автор - участник переселения, он видел все изменения, происходящие в среде переселенцев, борьбу, начавшуюся между переселенцами за возвращение. Но это было описание только одной группы, данное в отрыве от основных событий на Кавказе. На первых страницах работы описана подготовка горцев к отъезду, их радужные планы на будущее.
Весьма значимыми остаются труды русского генерала-историка Р. А. Фадеева «60 лет Кавказской войны» и «Письма с Кавказа» . В этих работах представлен большой материал о военных действиях на Северном Кавказе и уделено внимание выселению черкесов. Российский правовед барон Б. Э. Нольде дал такую оценку труду Р. Фадеева: «Я не знаю книг по восточной политике России, равных по силе и по широте исторического горизонта фадеевской «Кавказской войне», Р. Фадеев поддерживает политику и действия правительства России и очень подробно объясняет ее читателю. Борьба за Кавказ — это борьба за контроль над Каспийским и Черным морями. Закавказье - это коридор для проникновения колониальных и коммерческих притязаний европейских стран на Восток. Р. Фадеев обращал внимание читателей на тот факт, что контроль над морями - это вопрос прибыли для западных стран, а для России - это вопрос жизни. Его понимание Кавказского перешейка как моста в сердце Азии, стены Средней Азии против Запада и передового укрепления, защищающих Черное и Каспийское моря, стало классическим в российской геополитике. Р. Фадеев, объясняя политику правительства России относительно черкесов, высказал свою точку зрения как
21 Берже А. П. Указ. соч. С. 349.
22 Абрамов Я. Кавказские горцы. Материалы для истории черкесского народа. Вып. 3. Краснодар, 1927.
23 Лилов А. Последние годы борьбы русских с горцами на западном Кавказе // Кавказ. 1867. № 18,20.
24 Канунов И. Горцы - переселенцы. Этнографические очерки. ССКГ. Вып. IX. 1876.
25 Фадеев Р. 60 лет Кавказской войны. Тифлис, I860.
26 Фадеев Р. Кавказская война. М., 2003.
ІЗ военный историк. Другой известный историк Н. Дубровин в 6-томном труде «История войны и владычество русских на Кавказе»27 освещает события с тех же позиций, что и Р. Фадеев.
В. Потто - редактор и один из авторов 15 - томного труда «Утверждение русского владычества на Кавказе», 28 охватывающего период с 1801 по 1881год. Последние пять томов посвещены проблемам гражданского, финансового и судебного устройства, общественной и экономической жизни края. В. Потто придерживается тех же взглядов, что и Р. Фадеев с Н. Дубровиным. Книги Н. Дубровина и В. Потто представляют огромный интерес не только для военных историков, но и для этнографов, специалистов по Кавказу и тех, кто интересуется проблемой переселения. Обычно современные историки, отдавая должное этим фундаментальным трудам, обвиняют авторов в том, что освещали события с монархических позиций. Даже последнее переиздание труда Р. Фадеева идет под рубрикой «Имперское мышление».
В 1893 году вышла работа П. Короленко «Закубанский край»29, где представлен большой материал о военных действиях на Кавказе и о переселении горцев. Позже вышла вторая его работа «Записки о черкесах» . Часто можно прочитать, что работы П.П. Короленко повторяют труд А. Берже. С этим можно согласиться только частично, так как они тоже написаны историком, который хорошо понимал, чем был Кавказ для России, и не осуждал действий правительства России, но высказывал свое отношение к событиям на Кавказе. Н. Дубровин, В. Потто, П. Короленко, А. Лилов и Р. Фадеев не ставили перед собой цели проанализировать ход и итоги переселения, их цель - дать полную информацию о Кавказской войне.
Все эти авторы сформулировали общую концепцию необходимости присоединения Кавказа к России по военно-стратегическим и географическим мотивам. Богатый фактический материал, предоставленный этими авторами, является ценным источником для изучения не только истории войны, но и практики введения основ российского законодательства у народов с патриархальным образом жизни и сложившейся к тому времени системой религиозных связей.
Не меньший интерес представляют труды М. Зайончковского31, II. Башенова32, Е.Фелицына и других русских историков, которые касались проблемы переселения черкесов.
11 Дубровин Н. История войн и владычества русских на Кавказе. СПб., 187Ы888. Т. 1-6.
28 Утверждение русского владычества на Кавказе: К столетию присоеденения Грузии к России: 1801-1901 /
под ред. В. А. Потто. Т. I-XV. Тифлис, 1904.
29 Короленко Л. Закубанский край // Военный сборник. СПб., 1893. № 3, 7.
30 Короленко П. Записки о черкесах // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1906. Т. 14.
31 Зайончковский А. Восточная война 1853 -1856 гг. в связи с современной политической обстановкой.
СПб., 1908.2 т.
32 Башенев Н. Пятидесятилетие покорения Западного Кавказа и окончания Кавказской войны. Тифлис,
1914.
33 Фелицин Е. О переселении горцев в Турцию // Кавказ. 1877. № 147.
Благодаря этим ученым мы имеем работы и архивные материалы о Кавказской войне и переселении горцев. Еще один видный историк М. Погодин, выступавший в защиту славянских народов, написал ряд работ по Восточному вопросу, правда, не касаясь прямо проблемы переселения34, но его труды помогают разобраться в сложных хитросплетениях Восточного вопроса.
Весьма полезно для темы диссертации «Обозрение Российских владений за Кавказом» , хотя оно было издано в первой половине XIX века, в нем содержатся ценные таблицы с данными о численности разных народов Кавказа.
Для полного и объективного исследования причин черкесского переселения важно рассмотреть ряд внешних причин. При его изучении необходимо учесть, что в рассматриваемый период наряду с главной проблемой Восточного вопроса - о судьбе проливов Босфор и Дарданеллы, а также европейских владений Османской империи на первое место выходит проблема Северо-Западного Кавказа. В этой связи проблему Кавказской войны и массовое переселение горцев в пределы Османской империи следует изучать на фоне международных отношений России, Турции и европейских государств. Имеется достаточно обширная литература, раскрывающая сложное переплетение дипломатических, военных и экономических интересов противоборствующих сторон. Большой вклад в изучение Восточного вопроса внесли С.С. Татищев, С.С. Соловьев, П.А. Чихачев (Татищев С. С. Дипломатические беседы о внешней политике России. СПб., 1898; Соловьев СМ. Император Александр I. Политика. Дипломатия. СПб., 1877; Чихачев П.А. Великие державы и Восточный вопрос. М., 1970).
Конец XIX - начало XX века были отмечены в мире новыми сложными проблемами, и на какое-то время проблема кавказских мухаджиров перестала интересовать и читателей, и историков. В 20-е годы XX века вновь пробуждается интерес к Кавказской войне и к переселению, что было связано с обострением Восточного вопроса. Первой крупной послереволюционной работой по данной проблеме стала работа Г.А. Дзагурова «Переселение горцев в Турцию»3 . Это сборник архивных документов, в который вошли подлинные материалы, извлеченные из дел канцелярии начальника Терской области. Секретные документы содержат сведения о переговорах с османским правительством по вопросу расселения 5 тысяч черкесских семейств. Есть документы, которые демонстрируют политику Османского правительства, прокламации турецких эмиссаров и жителей Кавказа, ранее
"* Погодин М. П. (1800-1875)- историк, публицист. Его труды были широко известны в России до революции, многие из них посвящены Восточному вопросу, Крымской войне, анализу политики российского правительства. Ему принадлежат слова: «Великому Настоящему, величайшему Будущему непременно должно быть основание в Прошедшем в Истории». (Погодин М. П. Сочинения. СПб, 1874. Т. 4. С. 11.)
Обозрение Российских владений за Кавказом. Изданое от Министерства финансов. СПб., 1836.
15 ушедших в Турцию. Однако данный материал охватывает небольшой временной промежуток и несколько оторван от событий, происходивших на Кавказе. Этот ценный сборник снабжен предисловием, где автор, следуя за М.П. Покровским37, пишет о политике царизма, о «тяжелом молоте царской России», что в целом характерно для работ этого периода. Г.А. Дзагуров говорит о том, что стремление к переселению в Турцию сохранилось у горцев до конца XIX -начала XX века. Г.А. Дзагуров внес значительный вклад в исследование проблемы, показав особенности движения мухаджиров. В целом довоенная советская историография не дает других значительных материалов по данной теме.
Изучение проблемы переселения черкесов в Османскую империю продолжалось и в послевоенный период, но в основном этим вопросом занимались историки, проживающие на Кавказе. В конце 40-х годов М.С. Тотоев опубликовал две статьи: «К вопросу о переселении кабардинцев в Турцию»38 и «К вопросу о переселении осетин в Турцию»39. Первая статья была написана еще в 1941 году в традициях своего времени. При публикации статьи в 1949 году автор внес некоторые изменения, рассмотрев переселение на фоне общекавказского переселенческого движения. Хотя статья написана на базе архивных источников, в ней встречаются противоречивые суждения, но в целом ее отличает стремление автора дать объективную оценку переселению горцев по сравнению с другими работами.
Интересной публикацией по данной проблеме была статья Х.О. Лайпанова «К истории переселения горцев Северного Кавказа в Турцию»40, которая носит обзорный характер, но содержит сведения о количестве переселенцев и местах их расселения. Недостаток данной работы состоит в том, что цифры, показывающие количество переселенцев, в ней сильно преуменьшены, при этом автор вступает в "противоречие с архивными документами. В это же время вышла капитальная работа абхазского ученого Г.А. Дзидзария «Мухаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия»41. В одном из разделов автор рассматривает проблему переселения черкесов в 1859-1864 гг. Г.А. Дзидзария исследует политику России, Турции и западных стран, социально-политические и экономические факторы, считая, что правящие круги Турции с самого начала поощряли этот процесс, призывая горцев переселяться в Турцию. Правительство Османской империи стремилось заселить мухаджирами пустые и малозаселенные районы империи. Монография Г.А. Дзидзария основана на архивном
36Дзагуров Г. Переселение горцев в Турцию: материалы по истории горских народов. Ростов-Дон, 1925.
37 Покровский М. П Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. Сборник статей. М., 1923.
38 Тотоев М. К вопросу о переселении кабардинцев в Турцию. Ученые записки. Северо-Осетинский
госпединститут. Учёные записки. Т. 18. Дзауджикау, 1948.
39 Тотоев М. К вопросу о переселении осетин в Турцию (1859 - 1865 гг.) // Известия Северо-осетинского
научно-исследовательского института. Т. XIII. Вып. I. Орджоникидзе, 1948.
40 ЛайпановX. К истории переселения горцев Северного Кавказа в Турцию // Труд Карачаево-Черкесского
научно-исследовательского института истории языка и литературы. Вып. IV. Ставрополь, 1966.
41 Дзидзария Г. А. Мухаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975.
16 материале, который ранее не был опубликован, и, возможно, является наиболее полной в кавказской историографии проблемы.
В монографии А.Х. Касумова «Северо-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международные отношения XIX века»42 освещаются вопросы социально-экономического и политического развития адыгов, роль Северо-Западного , Кавказа в русско-турецких отношениях, обострение англо-русских противоречий на Ближнем Востоке, участие черкесов в Крымской войне. А.Х. Касумов считал, что султанское правительство относилось весьма благосклонно к переселению кавказских горцев в Османскую империю, поскольку видело в нем возможность увеличения мусульманского населения в среде христианских народов Османской империи. В 1967 году вышел труд А. Касумова «Разные судьбы», 43 где рассматриваются вопросы выселения адыгов в Османскую империю. Автор обобщил большое количество архивных материалов и уделил большое внимание роли иностранных агентов в переселении черкесов. В 1957 году была опубликована работа С. Бушуева «Из истории русско-кабардинских отношений»4 , в которой автор касается проблемы выселения. В другой работе «Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-70-е годы XIX века)»45 переселению черкесов отводится всего несколько строк, но автор рассматривает поездку Лорис-Меликова в 1860 году в Стамбул и его переговоры с министром Турции Фуад-пашой по вопросам переселения горцев. В эти же годы в Черкесске была опубликована работа В.П. Невской46, где автор останавливается на проблеме переселения и выселения черкесов. Этому вопросу посвящен раздел «Окончание Кавказской войны и выселение горцев в Турцию». Опираясь на работы А.П. Берже и Я. Абрамова и разделяя некоторые их взгляды, В. Невская считает, что выселение горцев было самым простым путем умиротворения Кавказа, именно поэтому русское правительство не протестовало против него.
Н. Смирнов в работе «Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв.»47 посвящает несколько страниц переселению горцев. Считая, что отмена крепостного права в России напугала феодалов и князей Кавказа, которые боялись потерять своих крестьян, агитируя их на переселение. Российское правительство не мешало им, рассчитывая избавиться от беспокойных людей и приобрести землю для поселения казаков. Н. Смирнов указывает на роль
Касумов А. Северо-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международные отношения XIX века. Ростовский университ, 1989.
43 Касумов А. Разные судьбы. Нальчик, 1967.
44 Бушуев С. Из истории русско-кабардинских отношений. Начальник, 1956.
45 Бушуев С. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России /20-70
гг.ХТХв./ М., 1955.
46 Невская В. П. Присоединение Черкессии к России и его социально-экономические последствия.
Черкесск, 1956.
47 Смирнов Н. Политика России на Кавказе в XVI-XIX веках. М.,1958.
* Мюрид - (араб, стремящийся, желающий, ученик) человек, желающий посвятить себя исламу, овладеть основами суфизма.
17 мусульманского духовенства, призывавшего черкесов к войне против неверных. По его мнению, большая часть горцев переселялась в Османскую империю не по своему желанию, а по воле влиятельных сородичей. Как и предыдущие авторы, Н.А. Смирнов полагал, что турецкое правительство возбуждало у горцев симпатию к Турции и враждебное чувство к русским. В работе уделено внимание позиции Великобритании и Франции, их стремлению столкнуть Османскую империю с Россию для ослабления последней на Кавказе.
Коллективный труд Н.С. Киняпиной, М.М. Блиева, В.В. Дегоева «Кавказ и Средняя Азия
во внешней политике России. Вторая половина XVIII в. - 80-е годы XIX века» написан на основе «Актов собранных Кавказской Археографической Комиссией» и других архивных документов и посвящен роли Кавказа во внешней политике России, как и коллективный труд «История народов Кавказа. Конец XVIII в. - 1917 г.», содержавший раздел «Переселение части горцев в Турцию», где авторы затрагивали особенности социально-политической обстановки, периодизацию выселения, утверждая, что переселение не проводилось принудительно.
С 1985 года Советский Союз встал на путь «перестройки». Начался пересмотр многих процессов и событий в истории страны. В 1989 году в Майкопе вышла- книга «Адыгея». Историко-культурный очерк, где авторы пытаются пересмотреть Кавказскую войну и ее последствия. В этой книге говорится о завоевательной политике царизма, о геноциде адыгов, по иному объясняются причины «выселения». Протесты русских ученых против такой трактовки истории не были приняты. Каждый год в Майкопе и Нальчике проходили научные конференции, где обсуждались многие вопросы Кавказской войны и ее последствий. Участники конференций признали методологическую недопустимость отождествления царизма с русским народом. В 90-е годы XX века в Нальчике были переизданы многие классические работы: «Черкесы» Н. Дубровина49, «Черкесия» Л. Люлье50, «Кавказские горцы» Я. Абрамова51, а также других авторов, выступавших против переселения. 21 мая стал отмечаться на Северном Кавказе как день памяти жертв Кавказской войны. Вопрос о Кавказской войне и ее последствиях был рассмотрен на сессии Верховного Совета КБР 7.02 1992 года. Сессия приняла постановление «Об осуждении геноцида адыгов в годы Кавказской войны». В том же году вышла в свет книга А.Х. Касумова и Х.А. Касумова под названием «Геноцид адыгов»52, в которой авторы подчеркивают, что выселением основной массы закубанских адыгов в Турцию завершается политическое завоевание Черкесии.
Киняпина Н. С, Блиев М. М, Дегоев В. В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России. Вторая
половина XVIII в. - 80- е годы XIX века. М., 1984.
49 Дубровин Д. Черкесы (адыге). Нальчик, 1991.
50 ЛюльеЛ.Я. Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемыми черкесами (адыге),
абхазцами (азегар) и другими смежными с ними // ЗКОИРГО. 1857.
51 Абрамов Я. Кавказские горцы. Краснодар, 1927.
52 КасумовА. X, КасумовХ. А. Геноцид адыгов. Из истории борьбы адыгов в XIX веке. Начальник, 1992.
18 В конце 90-х годов XX века на Северном Кавказе появляется еще ряд работ на эту тему. Среди них есть серьезные работы, с ценными данными, но многие имеют и антироссийскую направленность. Тем не менее ценность этих работ заключается в том, что их авторы используют архивные материалы.
X. М. Думанов в работе «Вдали от Родины»" публикует документы из Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской АССР: списки населенных пунктов Большой и Малой Кабарды (по состоянию на 1847-1865 гг.), списки жителей, переселившихся в Османскую империю или ушедших в качестве паломников в Мекку. Это большая работа, содержащая извлечения, но не материалы ЦГА КБР. В работе В. М. Кабузана «Население Северного Кавказа в XIX-XX веках: Этностатистическое исследование»54 дана динамика численности и размещения народов Северного Кавказа в конце XVIII - начале XX веков (до 1989 года), показан процесс формирования политических и этнических границ, а также представлен обширный статистический материал в виде таблиц, включая материиалы переписей за разные годы; численность мигрантов в XIX-XX веков; численность и размещение казаков в регионе; сословный состав населения; данные по экономике и так далее.
В труде З.Б. Кипкеевой «Карачаево-балкарская диаспора в Турции»55 рассматривается
проблема эмиграции из Карачая и Балкарии во второй половине XIX - начале XX века,
анализируются социально-экономические причины и условия переселения в Османскую
империю, особенности формирования, расселения и существования карачаево-балкарской
диаспоры в Турции. <
В работе Т.Х. Кумыкова «Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны»56 публикуются: «Доклад Комиссии по делу о переселении горцев в Турцию» (1865); «Отчет гр. Евдокимова о военных действиях, исполненных в Кубанской области в период времени с 1-го июля 1863 г. по 1-е июля 1864 г.» Т. В. Половинкина в работе «Черкесия - боль моя: исторический очерк (древнейшее время - начало XX в.»57 рассматривает происхождение адыгского народа, этническую историю с 1 тыс. до н. э. до XVIII века, расселение и численность адыгов и шапсугов в XIX - XX вв., русско-кавказскую войну в первой половине XIX века, переселение адыгов в 1861-1862 гг., 1863 -1864 гг.
Интересным исследованием по истории Кавказа является книга В. Дегоева «Большая игра на Кавказе», 58 в которой автор рассматривает интересы трех империй на Кавказе, приводит
53 ДумановX. М. Вдали от Родины. Нальчик, 1994.
54 Кабузан В. М. Население Северного Кавказа в XIX-XX веках: Этностатистическое исследование. СПб.,
1996.
55 Кипкеева 3. Б. Карачаево-балкарская диаспора в Турции. Ставрополь, 2000.
36 Кумыков Т. X. Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны. Нальчик, 1994.
57 Половинкина Т. В. Черкесия - боль моя: Исторический очерк (древнейшее время - начало XX в.). Майкоп:
Адыгея, 1999.
58 Дегоев В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2001.
19 взгляды западных историков на политику России на Кавказе, освещает систему международных отношений в Кавказском вопросе.
В сборнике архивных документов «Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е гг. XIX в.)»59 представлены материалы обмена корреспонденцией главного штаба Кавказской армии с чиновниками Османской империи, переписка чиновников российской администрации о переселении черкесских племен в границах Российской империи.
Как мы видим, за последние время издано немало работ, большинство из которых носит обзорный характер. Все они написаны жителями Кавказа. Кроме того, авторы по-разному оценивают продолжительность Кавказской войны, остается открытым вопрос о роли религии в процессе переселения, полностью отсутствует вопрос политической, экономической и культурной связи между народами России и Кавказа. Также в последних работах почти не уделяется внимания политике Англии и ее интересам на Кавказе.
Заслуживает внимания труд Я. Гордина «Кавказ: земля и кровь»60, построенный на архивных материалах, где автор объясняет драматичность взаимодействия России и горских народов, сложность исторической ситуации, в которой оказались противоборствующие стороны, выявляет просчеты российского правительства.
Бадерхан Фасих в работе «Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании (вторая половина XX века)» анализирует факты, повлиявшие на процесс переселения, пытается восполнить те опущенные звенья истории народов Северного Кавказа,.без изучения которых ее нельзя считать полной. Действительно, судьба черкесов - неотъемлемая часть истории Кавказа, России и тех стран, где в настоящее время проживают черкесы-эмигранты.
Проблема мухаджирства в зарубежной историографии. Проблема мухаджирства занимает значительное место в работах зарубежных авторов и исследователей, которые не использовали архивные материалы России, что привело к определенной однобокой трактовке событий.
Значительный вклад в разработку проблемы внесли авторы черкесского происхождения. В 1985 году в Аммане вышла книга М. Хагандока «Черкесы. Происхождение. История. Обычаи. Традиции. Эмиграция в Иорданию».62 В ней автор определяет роль Османской империи в переселении черкесов, подчеркивает, что переселенцы направлялись в те страны Среднего
59 Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20 - 70-е гг. XIX в.).
Сб. арх. док. Нальчик, 2001.
60 Гордин Я. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX века. СПб., 2000.
61 Бадерхан Фасих. Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании: (вторая половина XIX- первая
пол. XX в.). М., 2001.
62 Haghandoga М. Kheir. The Circassians. Origin, History, Customs, Traditions, Immigration to Jordan. Amman, 1985.
20 Востока, с которыми имели духовные связи. В том же году в Аммане была опубликована большая работа Н. Бэрзэджа на арабском языке «Изгнание черкесов» , в 1996 году эта работа была переведена на русский язык и вышла под тем же названием в Майкопе . Н. Берзэдж использует неизвестные ранее источники, материалы на английском и арабском языках. Вину за переселение черкесов в Османскую империю он возлагает не только на Россию, но также на Турцию и Великобританию.
В 1994 году в Нальчике вышла книга Хавжоко Шауката Муфти «Герои и императоры в черкесской истории»65, где автор указывает, что черкесы под давлением превосходящих сил России вынуждены были эмигрировать и оставить земли, на которых они жили тысячи лет.
Работы турецких авторов затрагивают, прежде всего, историю Северного Кавказа с политической и военной точек зрения. Одной из основных работ по политической и культурной истории Кавказа XVIII-XX веков является «Тезакир» («Заметки») Ахмеда Джевета Паши66. Книга Джемала Гёкче «Кавказ и кавказская политика Османской империи» помогает понять историю установления отношений Османской империи с Северным Кавказом и причины последующей потери османского влияния на Кавказе. Работа Бедри Хабиджоглу «Переселение и расселение с Кавказа в Анатолию»68 ценна тем, что автор использует архивный материал о народах Кавказа и политике России в регионе. Автор считает, что у горцев было достаточно причин для переселения в Османскую империю: религиозные, национальные,, политические, экономические и др. После долгой борьбы с Россией, по его мнению, горцы не могли и не хотели подчиниться новой власти.
В работе Абдуллаха Сайдама «Крымские и кавказские переселения (1856-187б)»69 привлечен архивный материал, характеризующий политику Османского правительства по отношению к переселенцам. Автор делает попытку дать определение переселению, установить причины, по которым оно возникло. Он исследует географические и этнические особенности Кавказского региона и затем переходит непосредственно к политике Османского правительства по отношению к мухаджирам. Причины, по которым османы разрешили переселение, цели, которые преследовала Османская империя, разработаны автором подробно. Абдуллах Сайдам показал, каким путем осуществлялось переселение, какие комиссии были созданы по делам переселенцев до Крымской войны и после нее, об их работе и реструктуризации в процессе существования. Особое внимание автор обращает на урегулирование трудностей, возникавших после поселения мухаджиров на места, указанные
63 BerzegM. Nihat. Cerkez siirgUnil. Ankara, 1996.
64 Бэрзэдж H. Изгнание черкесов: (Причины и последствия). Майкоп, 1996.
65 Хавжоко Шаукат. Герои и императоры в черкесской истории. Нальчик, 1994.
66 Cevdet Ра$а Ahmet. Tarih-i Cevdet. Cilt 2-3. istanbul, 1972.; Cevdet Pasa. Tezakir. Ankara, 1991.
->67 G6kce Cemal. Kafkasya ve Osmanh imparatorlugunun Kafkasya Siyaseti. Istanbul, 1979.
68 Habicoglu Bedri. Kafkasya'dan GOcJer ve Iskanlan. istanbul, 1993.
21 правительством. В заключении автор высказьшает свое мнение о том, что дало это переселение России, Османской империи и самим переселенцам.
Работа Суйлемана Эркана называется «Крымские и кавказские переселения (1878-1909)»70. По хронологии эта работа является продолжением работы Абдуллаха Сайдама. Автор обращает внимание на места расселения мухаджиров, на роль переселенческих комиссий и принципы их работы. Данные о количестве переселенцев в разных районах Османской империи особенно ценны для темы диссертации. Вопрос о переселении тесно связан с итогами Русско-турецкой войны. Автор считает, что Россия оказывала давление на переселенцев: экономическое, политическое, психологическое. В работе рассматривается роль Адбулхамида И и его правительства по отношению к переселенцам.
Несколько работ по данной теме написал Иззет Айдемир. В 1988 году в Анкаре была
"71
издана его книга «Переселение. История переселения северокавказцев» , в которой говорится о политике России по выселению адыгов. Он отмечает корыстные цели Англии и Турции, которые ввели в заблуждение горцев своей политикой. Иззет Айдемир настаивает на том, что мусульманская религия сыграла отрицательную роль в выселении черкесов. Отвечая тем авторам, которые утверждают, что мусульманские народы Дагестана и Чечни в значительно меньшем количестве покинули свою родину, Айдемир указывает на их ошибку: они не учитывают исторической, традиционной связи адыгов с Турцией. Автор подчеркивает, что адыги занимали обширную территорию восточного побережья Черного моря, которая имела стратегическое значение и за которую шла борьба между Россией, Турцией и,европейскими державами.
В 2001 году в Анкаре был издан сборник «Изгнание черкесов (21 мае 1864)» (сообщения, документы, статьи)72, в который вошла статья: « Некоторые документы, относящиеся к переселению 1864 года» Джахит Тутума. Данная статья интересна приложением -«Документы, относящиеся к расселению кавказских эмигрантов в Турции», опубликованные в Лондоне в 1864 году, в основном это документы и заявления, адресованные сотрудниками английского консульства Расселу. Автор дает комментарии к документам, которые представляют собой 15 текстов официальной переписки, находящейся в Архиве Министерства иностранных дел Англии. Тексты датируются с 17 февраля 1864 года по 19 мая 1864 года. Два рапорта были написаны в Трабзоне, три - в Стамбуле, четыре — в Санкт- Петербурге, один — в Лондоне, один - в Одессе, один - в Париже. Автор статьи считает, что эти документы в какой-то степени определяют английское влияние и показывают взгляды англичан в данном вопросе.
69 Saydam Abdullah. Kmm ve Kafkasya GSijleri. Ankara, 1997.
70 Erkan Siileyman. Kmm ve Kafkasya Gofleri. Trabzon, 1996.
71 Aydemir fczet.Goq. Kuzey Kafkasya' iilann G65 Tarihi. Ankara, 1988.
72 Cerkeslerin SUrgunu (21 Mayis 1864). (Tebligler, Belgeler, Makaleler). Ankara, 2001.
В статье Кемаля X. Карпата «Положение мусульман под господством Европы, изгнание черкесов и расселение их в Сирии»74 обращается внимание на расселение и жизнь кавказских переселенцев в Сирии, на начало процесса переселения, на влияние Крымской войны и войны 1877-1878 гг. на мухаджирское движение, а так же на действия османского правительства в отношении переселенцев.
«Причины переселения (пли изгнания)»75 Бедри Хабичоглу - не большая работа, в
которой показана роль Османской империи, России и действия северокавказцев в процессе
переселения. Седат Озден в работе «135-ая годовщина изгнания 21 мая» приводит материал,
і касающийся мухаджиров, который был написан европейцами. Особое внимание он уделяет
трудам Ж. Белла (Bell) и Дж. Лонгворса (Longworth) , которые были участниками событий на
Кавказе. В сборник вошли статьи: «Итоги изгнания и вопрос о возвращении»77 Оздемир Озбай,
«Драма черкесов: оккупация, геноцид, изгнание и переселение»78 Йашар Баг, «История одного
драматического переселения» Сулейман Эркан. Интерес представляет работа Недима Ипека80, в которой автор рассматривает переселение мухаджиров в Османскую империю с 1877 года, приводит причины, побудившие горцев начать переселение. Ипек считает, что горцы без принуждения пошли на этот шаг. Особое внимание уделено переселению из Карса, Сухума, Батума. Затронут вопрос о политике османского правительства по расселению. В книге Османа
О]
Челика «Турция и Кавказ в английских документах» представлены переписка и газетные материалы по Кавказскому вопросу.
В англо-американской историографии сложилось два направления в изучении политики Великобритании на Кавказе: консервативное и либеральное. К первому направлению можно отнести, в частности, Г. Болсовера, Г. Робинсона 2, выступавших защитниками внешней политики Великобритании и негативно оценивавших действия России. В свою очередь
DO ОД ОГ
представители либерального направления Ч. Вебстер , М.Куандур , X. Темперли и другие с большей объективностью оценивали политику России и Англии на Кавказе, тем не менее оправдывая все же действия последней.
73 Tutum Cahit. 1864 Gocii ile ilgili Bazi Belgeler II Cerkeslerin SttrgiinU (21 Mayis 1864). Ankara, 2001. S. 7-52.
74 Karpat Kemal #. Avrupah Egemenliginde Miisltimanlann Konumu Cerkeslerin SurgUnii ve Suriye'deki iskam II Ibid. S.
78-112.
75 Habigoglu Bedri. Gu9iln (veya SiirgUnun) Nedenleri II Ibid. S. 118-123.
16 OzdenSedat. 21 Mayis SQrgUnfl'nun 135. Yilh// Ibid. S. 123-153.
77 Ozdemir Ozbay. StlrgiinUn Sonuclan ve Geri Doniis Konusu II Ibid. S. 218-229.
78 Bag Yasar. Cerkeslerin igal, Soykinm, Sttrgun ve Goc II Ibid. S. 207-218.
79 Erkan Suleyman. Dramatik bir Siirgun Hikayesi II Ibid. S. 153-178.
80 Ipek Nedim. KafkaslarMan Anadolu'ya gocler (1877-1900). Ondokuz Mayis Universitesi Egitim Faktiltesi Dergesi, N 6,
1991.
81 Qelik Osman. ingliz belgelerinde Tiirkiye ve Kafkasya. Ankara, 1992.
82 Robinson G. David Urquhart; some chapters in the life of a Victorian knight-errant of justice and liberty. Oxford, 1920.
83 Webster Ch. The foreing Policy of Palmerston. 1830-1841. Britain, the liberal movement, and the Eastern question.
London, 1851.
84 Quandour M. I. Muridizm: A Study of the Caucasian Wars of Independence 1810-1859. Claremont, 1964.
Большой интерес представляет работа английского разведчика, жившего среди горцев Западного Кавказа, Эд. Спенсера «Путешествие в Черкесию»86. Эд. Спенсер прибыл на Кавказ в 1830 году, был одним из европейцев, кому удалось проникнуть в глубь этой страны, при этом он называл себя простым путешественником. Тщательно готовясь к этой поездке, Эд. Спенсер познакомился со сведениями греческих (Страбон, Арриан и др.) и итальянских авторов о Кавказе, с русской кавказоведческой литературой того времени (Г.-Ю. Клапрот, П.-С. Паллас). Он стал свидетелем сражений между черкесами и русскими, присутствовал на собраниях конфедеративных князей Черкесии. Благодаря его усердию, правительство Великобритании получило довольно полные сведения о населении Черкесии, уровне их жизни, природных богатствах края, настроениях горцев по отношению к политике России на Кавказе, на основании которых могло координировать свои действия против русских на побережье Черного моря. В его работе приводятся общие антрополого-географические сведения о черкесских племенах (их общественный строй, социальная иерархия, хозяйство, религия, семейный быт, пища, одежда, медицина, антропометрические характеристики), история заселения Северного Кавказа казаками, влияние России на Кавказе. Помимо того, что Спенсер подробно описал быт, нравы, обычаи и природу Черкесии, оказав неоценимую услугу своим преемникам.
Важными источниками, раскрывающими деятельность английской агентуры на Кавказе, являются прежде всего собственные свидетельства английских агентов, действовавших там в 30-х годах XIX века. Двое из этих агентов, Ж. Белл и Дж. Лонгворт, как известно, издали описание своих похождений ещё в 1840 году. Белл опубликовал в двух томах свои дневники под названием «Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838 и 1839 г.»87. Дж. Лонгворт издал тоже двад-ома своих мемуаров под названием « Год среди кавказцев»88, по содержанию близких к дневникам Ж. Белла, представляющих, однако, значительно больший политический интерес. Как и их предшественники, Ж. Белл и Дж. Лонгворт собирали полную информацию о Черноморье: что за народ там живет; какие у него традиции; как на него можно повлиять, а также приложил и немало усилий к обучению горцев европейским методам ведения военных действий.
«Завоевание Россией Кавказа» - хроника подвигов Шамиля - написана английским журналистом Джоном Бадделеем 100 лет назад. Годы жизни среди кавказских племен привязали его к горцам, к их истории. Он считает, что российские хроники не дают
Temperley Н. England and the Near East: The Crimea. London, New York, Toronto, 1936.
Spencer E. Travels in Circassia and Krim Tartary. London, 1971.
Bell James Stanislas. Journal of residence in Russia during the years 1837, 1838 and 1839. London, 1840.
LongworthJ. A year among the Circassiens. Elibron Classics, London, 2001.
Baddeley John F. The Russian Conquest of the Caucasus. Richmond, 1999.
24 объективной оценки истории. 660 страниц его книги — это свод политических, антропологических знаний, которые сочетаются с живой и романтичной прозой.
Изучению английских документов, посвящено несколько статей турецкого историка Муссы Шишмаза9 , в одной из них он рассматривает миссию Лонгварда на Кавказе91.
Известный американский' ученый, автор наиболее авторитетных научных трудов по истории и народонаселению Турции конца XIX - начала XX века Джастин МакКарти выпустил в 1983 году книгу «Мусульмане и национальные меньшинства, население Османской Анатолии и конец империи»92, в которой он описал состав народонаселения Османской империи по вшгаетам с 1878 года до 30-х годов XX века, составил таблицы. В 1985 году в свет вышел труд Кемаля Карпата «Народонаселение Османской империи 1830-1914»93, в котором автор постарался обработать все материалы, известные на сегодняшний день, о народонаселении Османской империи, показав, какое влияние оказали мухаджары на этнический состав населения и на культуру Османской империи.
Определенный интерес представляет работа французского военного советника, принимавшего участие в военных действиях на Кавказе на стороне черкесов, ?А. Фонвилля «Последний год войны Черкесии за независимость, 1863-1864 гг.» .
Большой, фактический материал, посвященный миграции черкесов в Османскую империю, содержится также в трудах: Пинсона М.95, Андерсона А.96
История Кавказа и переселения горцев нашла отражение и в трудах многих турецких авторов, которые способствовали лучшему пониманию политики Османской империи и европейских стран на Кавказе во второй половине XIX века.97 Рассматриваемая нами проблема затрагивается и в ряде других работ турецких и западно-европейских авторов98.
Общественная организация турецких черкесов «Кафдер» ведет активную общественную и научно-исследовательскую деятельность, собирает архивные материалы, касающиеся переселения, печатает статьи, издает книги, выпускает журнал «Нарт».
90 asmaz Musa. Immigration and Settlement of Circassians in the Ottoman Empire on British Documents 1857-1864. Journal of Ottoman Studies. ОТАМ. 1999. № 9. P. 331-336; Immigration and Settlement of Abhasians in the Ottoman Empire on British Documents 1864-1867. ОТАМ. 2003 №. 13. P. 1-14. n$asmazMusa. Longvvorth's Mission to Circassia in 1855. ОТАМ. 1999.№ 10. P.219-241.
92 Justin McCarthy. Muslims and Minorities. The Population of Ottoman Anatolia and the End of the Empire. New York
University Press, 1983.
93 Karpat Kemal H. Ottoman Population (1830-1914). Demographic and Social Characteristics. Wisconsin, 1985.
94 Фоивипль А. Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864 гг. Из записок участника-иностранца.
Краснодар, 1927.
95 Pinson М. Ottoman Colonization of the Circassians in Rumili after the Crimean War// Etudes Balkaniques.
Sofia, 1972. №3. P. 71-85.
96 Anderson AM. The Eastern Question 1771-1923. A stady in international Relation. London, 1996.
97 Hayati Bice. Kafkasya'dan Anadolu'ya Gocler. Ankara, 1991; imsir Bilal N. Rumeli'den Turk GQcleri. Ankara,
1970.
98 Andonyan Aram. Balkan harbi tarihi. Istanbul, 1975; Allen W. E. D. ve Paul Muratoff. Kafkas Harekati 1828-1921. Tiirk-
Kafkas smmndaki harplerin tarihi. Ankara, 1966 ; Aydin O. Erkan. Tarih boyunca Kafkasya. Istanbul, 1999.
В 2006 году впервые прошел за пределами Северного Кавказа Конгресс Международной Черкесской Ассоциации (МЧА) . В его организации активное участие принял «Кафдер». В работе конгресса приняли участие 84 делегата, а также приглашенные - деятели культуры и науки, бизнеса - представители адыгской диаспоры из России, Америки, Европы, ближневосточных стран и Израиля.
Анализ рассмотренных работ показывает, что их авторами был введен в научный оборот значительный фактический материал, сделан ряд ценных обобщений по отдельным сторонам и вопросам поставленной в исследовании проблемы. Однако комплексного исследования, содержащего общий анализ причин и факторов, определивших массовую эмиграцию и расселение черкесов в пределах Османской империи, пока не появилось. Исследованы в основном былилишь внешние стороны событий, связанные с покорением Северного Кавказа Россией, и последовавшая большая волна эмиграции.
Апробация работы. Основные материалы диссертации были опубликованы в виде научных статей и докладов на конференциях по проблемам истории и историографии Ближнего Востока и Кавказа, состоявшихся в последние годы.
Практическая- значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы широким кругом специалистов по истории России и Турции, для изучения и преподавания Новой и Новейшей истории Кавказа. Поскольку Северный Кавказ и сегодня занимает особое место в геополитической ситуации, то данное исследование будет полезно политологам и дипломатам в выборе политического курса РФ.
Северный Кавказ в международной политике во второй половине XIX века
Кавказ отличается богатством природных ресурсов. На протяжении всей истории этот регион полностью обеспечивал свои внутренние потребности и экспортировал сырье в другие регионы101. Кавказ с древних времен был центром обмена, а затем и центром торговли. Для мировой цивилизации большое значение имел древний караванный путь из Китая и Индии в Европу, проходивший через Кавказ, который являлся важным транзитным районом, местом соприкосновения морских и сухопутных дорог. Коммерческие связи этого региона были чрезвычайно разнообразны. В эпоху Великих географических открытий в экономические отношения были вовлечены новые регионы, были освоены морские пути в Индию и Китай, но это не уменьшило значения Северного Кавказа для мировой торговли.
Для России Кавказ имел не столько торговое, сколько военно-стратегическое значение. Р. Фадеев писал: «Для России Кавказский перешеек вместе и мост, переброшенный с русского берега в сердце азиатского материка, и стена, которою заставлена Средняя Азия от враждебного влияния, и передовое укрепление, защищающее оба моря: Черное и Каспийское».102 Генерал Вильяминов в своих мемуарах сравнивал Кавказ с «сильной крепостью, природная мощь которой умножена трудами ее обитателей....» . "
В Османской империи Кавказ также получил высокую оценку: «Если бы Османская империя вместо Дунайского и Багдадского региона владела Кавказом или, наоборот, всеми тремя этими регионами, то мировая история пошла бы другим путем. Политическая карта Ближнего Востока, Причерноморья и Балкан ныне выглядела иначе». 04
«Россия была единственной страной Европы, которая- после наполеоновских войн не имела территориальных претензий ни к кому из своих соседей и не собиралась ни в каком направлении расширяться», — справедливо отмечает американский историк Б. Елавич. 105 Об этом Россия заявила в целой серии международных договоров10 , об этом писал Николай I послу Великобритании: «Моя страна настолько обширна... что было бы неблагоразумно для меня, чтобы желать увеличения территории...» 107.
В 40-е годы XIX века англо-русское противостояние на Ближнем Востоке и на Балканах практически сводилось к тому, что Россия отступала, а Великобритания наступала, воздействуя на события своей экономической мощью, привлекательностью идеологии и государственного строя. До этого периода все проблемы на Востоке решались путем двусторонних русско турецких переговоров. 1841 год многое изменил, так как был введен международный режим Проливов108, и Великобритания с Францией стали чувствовать себя в данном регионе более уверенно. России надо было восстановить политические позиции на Ближнем Востоке, для чего Петербург вновь стремился укрепить религиозное влияние в Иерусалиме. (Закрепленное в фирмане 1757 года разделение прав между христианскими конфессиями было определено как Status Quo.)109 Николай I, с большим уважением относившийся к вопросам религии, писал: «Религии - не свод законов. Они не составляются по мановению руки...» Российские императоры видели в православии один из факторов, способствующих стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и Балканах.110
В начале 1853 года дипломатический мир был встревожен мыслями, изложенными Николаем I английскому послу сэру Гамильтону Сеймуру о неминуемом распаде Османской империи111. Правда, еще султан Селим III (1789-1807) осознавал, что его империя находится в смертельной опасности. Известны его слова: «Я готов довольствоваться черствым хлебом, ибо распадается государство...»112, «империя гибнет, еще немного, и ее нельзя будет спасти». ш Николай I явно хотел заранее договориться о судьбе османского наследства и предлагал Великобритании большую часть османских владений114. В Лондоне полагали, чго Россия может, не вынимая меча, вступить во владения своей частью наследства, между тем как Великобритания за свою часть должна будет вести кровопролитные войны1 5.
Николай I, который вел курс на создание в Юго-Восточной Европе независимых от Турции государств, подчеркивал: «...все христианские области Турции по необходимости станут независимыми христианскими государствами и, как таковые, вернутся в семью христианских стран в Европе...»116. Абсолютная ее гибель как самостоятельного государства привела бы к серьезным осложнениям европейской политики, так как ни одна держава не потерпит, чтобы такой «лакомый кусок» достался другой. «Восточный вопрос» - скорее вопрос «западный», и из этого родилось то курьезное положение, что даже заклятые враги Османской империи, желающие ее гибели, сами принуждены были стараться об ее поддержании и благоденствии.
Причины эмиграции горцев с Кавказа
Известный военный историк, участник Кавказской войны генерал Р. Фадеев писал, что Россия в первый год XIX века приняла под свою власть Грузинское царство и это «определило новые отношения государства к полудиким племенам Кавказа; из заграничных и чуждых нам, они сделались внутренними, и Россия должна была подчинить их своей власти. Отсюда возникла многолетняя и кровавая борьба. Чтобы владеть Закавказьем надо было покорить Кавказ».
Ход Кавказской войны можно разделить на несколько этапов. Если рассматривать собственно военные действия, то ход войны можно разделить на 3 или 4 этапа. Исходя же из задачи нашего исследования, в Кавказской войне можно выделить 2 этапа. Первый этап охватывает период с 1816 года, когда начались военные действия на Кавказе, по 1856 год, когда закончилась Восточная (Крымская) война. На этом этапе русские войска совершали свои экспедиции сначала без покорения территорий, тогда же началось строительство Черноморской кордонной линии, назначение которой в том, чтобы помешать торговле черкесов с Турцией, а главное - остановить ввоз оружия на Кавказ. Далее начилось удержание завоеванных земель и заселение казаков на кордонную линию. Второй этап (1856-1864) это окончательное покорение Северного Кавказа, массовое выселение горцев и, соответственно, прибытие русского населения.
Командование Кавказской армии и Генеральный Штаб Российской империи только на втором этапе Кавказской войны начали разрабатывать план переселениия горцев с их земель. Тогда же обсуждался вопрос не только окончательного покорения Северного Кавказа, но и упрочения русской власти. Хотя и раньше, начиная с 1840 года, по повелению Николая I, горцев, добровольно перешедших на сторону России, поселяли в пределах кордонной линии, зачисляя в казаки Донского войска. С 1845 года стали поступать сведения и вестись регулярные отчеты о количестве перешедших горцев.231
В истории России уже были случаи, когда закрепление завоеванных областей обеспечивалось выселением коренного населения и заселением русским или христианским населением завоеванной территории. Впервые массовое переселение мусульман из России в Османскую империю было осуществлено в 1783 году. Это было переселение крымских татар в количестве 300 человек. В 1837 году еще одна группа крымских татар в количестве 29 семейств получило разрешение на переселение.
Переселение крымских татар, а позже и ногайцев в Османскую империю сыграло определенную роль в вопросе массового переселения черкесов. К тому же турецко-подданные татары и ногайцы, сначала, видимо, по собственной инициативе, а затем по требованию Османского правительства, начали агитацию среди северокавказских племен, призывая их к переселению в страну, где правил повелитель правоверных и где их ждет счастливая жизнь.
Как уже было отмечено, российское правительство приступило к обсуждению проектов по переселению горцев после Крымской войны. Именно поэтому мы выделяем этот период. Обсуждение проектов по переселению стало особенно активным в 1859-1860 гг., когда Восточный Кавказ был полностью покорен, а на Западном Кавказе, по донесению генерал-квартирмейстера ГШ от 20 сентября 1860 года, «оттеснение горских племен к морскому берегу заставит их (не имеющих никакой между собой связи) принять условия, которые мы предложим, и предстоящая зимняя экспедиция, приведя войска наши на хребет гор, будет много способствовать к умиротворению правого фланга Кавказа» . Обсуждалось несколько проектов выселения горцев в Турцию, на равнины или во внутренние районы России. Особенностью проектов по покорению Западного Кавказа было то, что все они строились на необходимости избавления от коренного населения и замены его русским или христианским населением, что было связано с разбойным характером горцев и их нелояльным отношением к России. Альтернативы выселению горцев не предполагалось. Из этого исходили как правительство России, так и кавказская администрация. Это мнение правительства России выразил в своих «Письмах с Кавказа» генерал Р. Фадеев, которое тогда поддерживала большая часть интеллигенции России. «Между Восточным и Западном Кавказом существовала та коренная разница, — писал Р. Фадеев, - что черкесы, по своему приморскому положению, никаким образом не могли быть прочно закреплены за Россией, оставаясь в своей родной стране. Надо было вести кровавую, продолжительную, чрезвычайно дорого стоившую войну для того только, чтобы подчинить закубанцев русскому управлению на время мира, в полной уверенности, что первый выстрел на Черном море опять подымет их против нас и обратит в ничто все наши усилия. Перевоспитать народ есть дело вековое, а в покорении Кавказа главным элементом было именно время... Нам нужно было обратить восточный берег Черного моря в русскую землю и для того очистить от горцев все прибрежье»234.
Как мы видим, в российских политических кругах преобладало мнение, что главным условием покорения Западного Кавказа является освобождение его от коренного населения. Но некоторые боевые генералы — участники Кавказской войны считали, что подобная мера может вызвать сопротивление горцев и превратить войну в кровавую и бесконечную.
Мухаджирствов 1858-1860 гг
Впервые как массовое явление переселение охватило горцев в 1859 году, т. е. в год пленения Шамиля, когда Восточный Кавказ принужден был смириться перед силой оружия. Хотя, по мнению Абдулаха Сайдама, переселение, зависящее от политических и военных действий, в значительной степени проявилось уже в 1856—1857 гг. В самом деле, Крымская война-то событие, которое оказало влияние на волну первых переселенцев.378
Официально выселение черкесов как военная и политическая мера началось в 1862 году, когда Кавказский комитет принял постановление о «переселении» горцев. На самом же деле, как мы видели, переселение началось после усиления военных действий на Кавказе по окончании Крымской войны. Характерно, что переселение горцев в Турцию в 1858-1860 гг. шло под видом отпуска на «богомолье».
Именно с религиозным фактором связана такая форма эмиграции горцев, как переселение под видом совершение хаджа в Мекку. До 1859 года переселение с Кавказа шло под видом паломничества в Мекку и Медину, причем для каждого случая необходимо было иметь особое разрешение379. Сначала паломникам выдавались отпускные билеты сроком на год, потом на шесть месяцев, в течение которых они считались русскими поданными и при желании могли вернуться на родину380. Чаще турецкие власти еще до окончания срока действия паспорта отбирали его и объявляли паломника мухаджиром381, отсюда - массовый характер невозвращения с хаджа.
В 1861 году последовало распоряжение отпускать горцев, отправляющихся в Турцию, просто на переселение, не упоминая о временном отпуске. Вернувшихся из-за границы приказано было ссылать на жительство во внутренние губернии России как бездомных. Император утвердил Положение Кавказского Комитета, разработанное летом 1861 года, по которому вернувшихся на Кавказ горцев, не имевших там оседлости, отправляли в земли Оренбургского и Уральского Казачьих войск . Но впоследствии выяснилось, что поселение горцев на казачьих землях могло быть допущено только с зачислением их в казачье сословие, чего не хотели ни горцы, ни казаки. Ввиду этого, возвратившихся из Турции горцев стали расселять в южной части Оренбургского уезда, на казенных землях, предоставляя им льготы и пособия, даваемые обычно переселенцам из государственных крестьян.
По ходатайству главнокомандующего Кавказской армией, всех офицеров из горцев Кавказского края, возвратившихся из Турции, а также просрочивших заграничный отпуск, считали исключенными со службы и лишали прав на содержание от казны. Приказ по армии от 15 февраля 1861 года за № 544, законодательно закрепил это положение. Между тем многие из офицеров, отправляясь в Мекку, не собирались поселяться в Турции и не только не просрочили паспортов, но и возвращались ранее разрешенного им отпуска. Однако по приказу № 544 они были исключены из списков и лишены заслуженного прежде содержания. При отбытии в Мекку им не было об этом объявлено. Они воспользовались собственным отпуском для соблюдения религиозного обряда и не продавали при отправлении в Мекку и Медину своего имуществаю.
Горцев, принявших турецкое подданство, в России стали называть «изменниками Родины». С этим не был согласен начальник Терской области Д.И. Святополк-Мирский: «В крае, где в промежуток последних десяти лет правительство неоднократно поощряло жителей к переселению в Турцию и покупало даже у некоторых из них земли, дабы облегчить им это переселение, или давало для этого денежное вспомоществование, нельзя называть изменником человека, который, отправившись с дозволения Начальства в Мекку и оставаясь там, принимает турецкое подданство. Такое название несправедливо, потому что такой человек не имеет и не может иметь сознания, что он совершает измену, поступая таким образом. Он просто виноват в несоблюдении некоторых формальностей».
В главный штаб Кавказской армии представили условия ухода «богомольцев» в Турцию, которые были утверждены. Это были следующие условия.
1. Горцы, имеющие намерение переселиться в Турцию, должны расплатиться со всеми долгами... в уплату долгов запрещалось отдавать землю, как «принадлежность государства».
2. «При переселении разрешается брать только тех холопов, которые изъявили на то свое желание. Оставшиеся на Кавказе холопы объявляются свободными».
3. Переселявшиеся должны были дать подписку «никогда не возвращаться на родину».
Горцы Терской области переселялись в Турцию на основании ст. 477 п. 7 т. XIV Устава о паспортах, по которой они платили только за бланк - 50 копеек387. Все остальные российские подданные выплачивали взносы на несколько порядков выше по ст. 478 Устава о паспортах, т. е. российские власти старались создать благоприятные условия.для скорейшего переселения горцев из Терской области .
С весны 1859 года жители Кабарды стали подавать просьбы об увольнении их в Мекку на определенный срок, но с семействами. В 1859-1860 гг. почти вся Кабарда была охвачена идеей ухода в Турцию, что испугало начальство, ибо «если разрешить им это переселение... в самом скором времени не останется и десятой части народонаселения... ».389 В 1859 году появился приказ: «Во всякой просьбе о переселении в Турцию отказывать, объясняя, что это не дозволяется государственными законами и что с теми, которые перейдут в подданство других держав ... имущество их будет конфисковано, а крепостные получат свободу».390 Этот приказ не остановил желающих покинуть родину.
Иногда кабардинские князья предъявляли российской администрации ультиматум, «запугивая» уходом в Турцию. Многие затем действительно уходили. Часть кабардинцев выселилась в Турцию вместе со своими князьями, но большинство из них выступило против переселения.