Содержание к диссертации
Введение
I. ОЛИМПИЯ АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ (600—480 гг. до н. э.) 100
1. Древнейшая история Олимпии. Возникновение Олимпийских игр 100
2. Монументальные сооружения эпохи архаики 120
2.1. «Герайон» — первое монументальное сооружение 120
2.2. Сокровищницы 130
2.3. Общественные и спортивные сооружения 141
3. Отдельные посвящения 149
3.1. Статуи олимпиоников 149
3.2. Посвящения полисов 162
II. V в. — РАСЦВЕТ СВЯТИЛИЩА (480—420-е гг. до н. э.) 171
1. Греко-персидские войны и изменения в программе Олимпийских игр и в художественном оформлении святилища 171
1.1. Влияние греко-персидских войн на ситуацию в Греции. Роль Олимпии 171
1.2. Реорганизация игр и святилища 178
2. Раннеклассический храм Зевса — квинтэссенция олимпийских идей классической эпохи 186
2.1. Внешнее оформление храма. Фронтоны и метопы 186
2.2. Интерьер храма. Статуя бога 216
3. Отдельные посвящения 242
3.1. Статуи олимпиоников 242
3.2. Полисные посвящения в честь военных побед (политические памятники) 250
3.3. Другие посвящения 267
III. ПОЗДНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ОЛИМПИЯ (420-е — 330-е гг. до н. э.) 279
1. Монументальные сооружения. Формирование завершенного архитектурного ансамбля
1.1. Оформление идеологии панэллинизма, культурное сближение греков
1.2. Новые сооружения в святилище 287
2. Отдельные посвящения 295
2.1. Статуи олимпиоников 295
2.2. Политические памятники 300
2.3. Другие посвящения. Почетные статуи 304
3. Филиппейон — рубеж эпох 305
Заключение 321
Библиография 328
Список сокращений 373
Список иллюстраций и карт 377
Приложение
- Древнейшая история Олимпии. Возникновение Олимпийских игр
- Влияние греко-персидских войн на ситуацию в Греции. Роль Олимпии
- Новые сооружения в святилище
Введение к работе
Диссертация «Концепция Олимпийских игр и художественное оформление Олимпии» посвящена динамике развития архитектурно-пластического ансамбля Олимпии на протяжении архаической и классической эпох.
«Олимпия», «Олимпийские игры» — эти слова значат многое для современного человека, для всей человеческой цивилизации; они ассоциируются с единением людей в спорте, с волей к миру. «О спорт, ты мир!» — эти слова принадлежат барону Пьеру де Кубертену, с чьим именем связано возрождение Олимпийских игр в 1896 г. Этот год стал точкой отчета современных Олимпиад. Однако Олимпийские игры — очень древняя традиция, возобновившаяся с изменениями по истечении многих столетий со времени своего угасания. В этой связи обращение к предыстории современного олимпийского движения, к древнегреческим Олимпийским играм с целью выявления истоков провозглашаемых сегодня олимпийских идей представляет не только научный, но и общественно-культурный интерес. За чуть более чем столетнюю историю современного олимпизма его идеалы не раз подвергались испытаниям. Все чаще эти идеалы рассматриваются как провозглашаемые на словах, но на практике не всегда реализуемые. Поэтому исследование истории этих идеалов, главный из которых — идея мира, является актуальным.
Необходимо также оговорить, в каком плане мы будем рассматривать эту историю. Олимпийские игры в современном понимании — это, прежде всего, спортивные соревнования. Но и сегодня, и, тем более, в древности олимпизм был связан с разными аспектами жизни человека и общества. Наряду с чисто спортивной имеет значение культурная составляющая. А в рамках последней можно выделить визуальный аспект. Пиндар говорит об Олимпийском празднике как о зрелищном состязании — балтоу dycova (Pind. 01. ITT. 36). Некоторые визуальные символы прочно закрепились в современном олимпизме. Так, оливковый венок для нас символ мира. Неразрывно связаны с олимпийскими идеями общечеловеческого единства и мира олимпийский огонь
5 и олимпийские кольца. А символика последней Олимпиады, проводившейся в Афинах, — как и венок из оливы — имеет непосредственное отношение к греческой древности и даже непосредственно к древней Олимпии: символами Олимпиады стали изображения Афины и Феба1, а на медалях, которыми награждали спортсменов, чеканилось изображение статуи Ники Пэония, когда-то стоявшей в Олимпии. Эта статуя являлась одним из многочисленных памятников изобразительного искусства и архитектуры, составлявших художественный ансамбль олимпийского святилища.
Итак, объектом нашего исследования является художественное оформление Олимпии, архитектурно-скульптурный ансамбль святилища, предметом — концепция этого ансамбля, его идеологическая значимость. Основная проблема работы заключается в исследовании художественного оформления Олимпии с точки зрения воплощения в нем идей панэллинизма. Мы говорим о панэллинизме, так как то, что обращено сегодня ко всему человечеству, в Древней Греции было обращено только и исключительно к эллинам. Собственно слово «панэллинский» обозначает то, что имеет отношение ко всему греческому миру, затрагивает совокупность всех греков и в таком качестве определяет идентичность всех греков как некоего единства. Содержание «панэллинского» несколько менялось с течением времени, в разные эпохи те или иные аспекты выдвигались на первый план.
Особый интерес представляет для нас панэллинизм как идея мира между греками, жителями множества полисных государств. Поэтому цель диссертационной работы формулируется следующим образом: проследить динамику развития архитектурно-скульптурного ансамбля олимпийского святилища с точки зрения эволюции отраженных в нем идей, в первую очередь — показать роль художественного оформления святилища в функционировании Олимпийских игр как «миротворческого фактора»2. В
1 Эти боги в определенной степени воплощают в себе древнегреческую цивилизацию; их
образы играли существенную роль в Олимпии.
2 См.: Кузищин В. И. Древние Олимпийские игры как миротворческий фактор // Вопросы
истории. 2000. № 8. С. 119—136.
соответствии с этим нашими конкретными задачами являются: рассмотрение по периодам совокупности памятников Олимпии — произведений архитектуры, скульптуры, в меньшей степени живописи, а также других предметов материальной культуры, украшавших Олимпию; привлечение материалов, характеризующих тот или иной период древнегреческой истории в целом, с тем чтобы дать представление об историческом фоне, на котором создавались элементы художественного оформления; выявление концепции отдельных памятников и всего святилища в конкретный исторический период.
С одной стороны, актуальность данной работы обусловлена значимостью олимпийской тематики для всей современной цивилизации, той ролью, которую играют олимпийские идеалы в современном мире, даже если они подвергаются критике. С другой стороны, рассмотрение Олимпии и Олимпийских игр под тем углом зрения, который предлагается в данной работе, не получило еще должного внимания в историографии. Активно разрабатываются общие вопросы истории Олимпийских игр; изучается искусство Древней Греции, продолжается археологическое изучение святилища Олимпии; в современной науке все большую роль играют проблемы семиотики искусства, визуальности, актуальность этих проблем в современных условиях возрастает. Зарубежная историография по самым разным аспектам истории Олимпии чрезвычайно обширна. Однако комплекс вопросов, которым посвящено данное исследование, во всей своей совокупности не рассматривался. Схожая тематика затрагивается в ряде публикаций3, но речь идет преимущественно об отдельных элементах художественного комплекса Олимпии и о небольших публикациях без обобщений; в работах обобщающего характера интересующие нас вопросы специально не выделяются. Если отдельно рассматривать отечественную историографию, то здесь соответствующие пробелы еще заметнее: к олимпийской тематике до недавнего времени обращались только отдельные авторы, большей частью затрагивая
3 См. обзор использованной литературы.
7 конкретные проблемы или, наоборот, рассматривая Олимпию в общих чертах, прежде всего, спортивную составляющую праздника.
В последнее время, однако, в российской науке намечается повышение интереса к углубленному изучению Олимпии и Олимпийских игр в их различных аспектах. Исследователями опубликован ряд статей по соответствующей тематике; в частности, к XXVIII летней Олимпиаде в Афинах был выпущен специальный номер журнала «Месогейос»4. В этом русле и выполнена данная работа. В диссертации рассматривается художественное оформление всего олимпийского святилища с точки зрения развития воплощенной в нем концепции; при этом в центре внимания находится зарождение и развитие панэллинских идей, отражавшихся и воплощавшихся в ансамбле Олимпии. При работе над диссертацией были использованы различные группы источников, учтены новейшие данные археологических исследований на территории святилища. Все это обусловливает научную новизну диссертации.
Обозначим более конкретно пространственные и временные рамки нашего исследования. Как понятно из названия темы, формулировки объекта и предмета работы, в центре нашего внимания — Олимпия, святилище в Элиде на северо-западе Пелопоннеса, расположенное в отдалении от населенных пунктов. По мере необходимости мы привлекаем данные по другим аналогичным центрам Греции — это в первую очередь афинский Акрополь и Дельфы. Что касается хронологических рамок, то это — время архаики и классики, время максимальной реализации функций Олимпии. В рамках двух больших эпох мы выделяем три периода: 1) VI в. до н. э., время кардинальных изменений в функционировании олимпийского святилища, начало формирования ансамбля Олимпии; разумеется, уделяется внимание и древнейшей истории святилища, важной для всей Греции эпохе формирования полиса, времени зарождения тех тенденций развития Олимпии, которые в
4 Mesogeios. Mediterranee: histoire, peuples, langues, cultures. 2004. Vol. 24. Les Jeux Olympiques dans PAntiquite I sous la direction de V. I. Kuzishchin. P., 2005.
8 полной мере проявились впоследствии; 2) ранняя и высокая классика, приблизительно 480-е — 430-е гг. до н. э., период наивысшего расцвета святилища; 3) поздняя классика, 430-е — 330-е гг. до н. э., сложный период в истории Греции и Олимпии, время кризиса и поиска выхода из него.
Тема диссертационной работы определяет характер источников, важнейшими из которых являются археологические материалы, памятники изобразительного искусства и архитектуры. Методы работы с источниками — это комплексное использование различных типов источников (археологических, письменных, эпиграфических и нумизматических); критический анализ данных. Что касается методологии работы в целом, то мы опираемся на метод историзма и историко-сравнительный метод. За рамками данного исследования, как исследования прежде всего исторического, остается чисто искусствоведческий анализ памятников искусства и архитектуры. Теоретико-методологическая значимость диссертации вытекает из ее характера: мы попытались рассмотреть динамику развития крупного художественного комплекса в историческом контексте, в связи с определявшими принципы оформления этого комплекса идеями. Практическая ценность исследования заключается в возможности использовать материал и выводы работы при подготовке лекций и семинаров по истории, культуре, искусству античности; фактология работы основана частично на не использовавшихся в отечественной историографии материалах.
Структура основной части диссертации подчинена хронологическому принципу. В каждой главе отдельно рассматриваются произведения архитектуры и свободно стоящая скульптура. Выделяются параграфы, посвященные общеисторическим вопросам развития святилища в ту или иную эпоху. В первой главе рассматривается архаическая Олимпия. В первом (вводном) параграфе первой главы обзорно излагается ранняя история святилища — до конца VII в. до н. э. Второй параграф посвящен архитектурному оформлению Олимпии в позднеархаическую эпоху, появлению первых монументальных сооружений. В третьем параграфе речь идет об
9 отдельных посвящениях в Олимпию; это прежде всего свободно стоящая скульптура. Вторая глава, посвященная ранней и высокой классике, — ключевая в данной работе. В первом параграфе рассматривается ситуация, сложившаяся в Греции под воздействием греко-персидских войн, и, конкретнее, отражение этих событий на олимпийском святилище. Храму Зевса как квинтэссенции олимпийских идей эпохи расцвета посвящен второй параграф. В третьем параграфе представлены отдельные приношения; особое значение среди них имеют политические памятники. Третья глава, глава о позднеархаической Олимпии, начинается с рассмотрения изменений в архитектурном комплексе святилища на историческом фоне эпохи поздней классики. Второй параграф посвящен отдельным приношениям. Завершает работу параграф о Филиппейоне, маркирующем рубеж в истории святилища.
В сочинении автора II в. н. э. Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» главный герой, находясь в Олимпии, обращается к некоему Исагору со следующим вопросом: «Скажи мне, о Исагор, что есть всенародный праздник (ттссутіуирі?)?» Исагор отвечает: «Клянусь Зевсом, это самое приятное и любимое богами из того, что есть у людей» — «Но из какого вещества (иХл.) этот праздник создан? Скажи, как если бы я спросил тебя, из чего создана статуя, а ты бы ответил, что она сделана из золота и слоновой кости» — «Но из какого вещества, Аполлоний, создается бестелесное?» — «Из самого великого и разнообразного: ведь в нем (в празднике. — Л. Г.) есть и священные участки, и храмы, и ристалища, и, конечно, [театральная] сцена, и группы людей, одни — из соседних областей, другие — из чужих земель и из-за моря. А кроме того, для него нужно много искусства и мастерства, и истинной мудрости поэтов, членов совета и участников философских споров, и состязаний обнаженных атлетов, и мусических состязаний, как это принято в Дельфах» — «Кажется мне, Аполлоний, — говорит (Исагор), — что всенародный праздник не только телесен, но и [создан] из более удивительного вещества, чем города, ибо созывает и соединяет самое хорошее из хорошего и самое славное из
10 славного»5 (VIII. 18). Это довольно полное, хотя и лаконичное, описание праздника в панэллинском святилище (в Олимпии, правда, не было драматических и институционализированных мусических состязаний). Неотъемлемая часть панэллинского святилища, материи, из которой оно создано, — это «священные участки», «храмы» и другие произведения человеческого «искусства и мастерства», анализу которых под определенным углом зрения и посвящена данная работа.
5 Перевод наш.
Древнейшая история Олимпии. Возникновение Олимпийских игр
Следы человеческой деятельности на территории Олимпии фиксируются уже для эпохи ранней бронзы. В историческое время Олимпия — это «роща Зевса Олимпийского», ОХиилт юи Д169 aXoos (Pind. Isthm. II. 27 f.). В Олимпии находился священный участок (j\ivos) Зевса (Pind. Nem. VI. 61; Xenophan. Fr. 2. 2 f.). В то же время Олимпия — «долина благородного Пелопса», чей теменос находился внутри Зевса. Именно священный участок этого героя (илл. I. 1) является ядром зарождения олимпийского культа.
На месте классического Пелопиона существовал доисторический тумулус — погребальный холм, датируемый, по мнению Й. Рамбаха, раннеэлладским периодом II — около 2600/2500 г. до н. э.1 Этот тумулус — первый из известных на сегодняшний день следов человеческой деятельности в Олимпии2. Не исключено то, что тумулус имел ритуальное значение. После заката культуры раннеэлладского периода II территория Олимпии не была заселена до второй половины раннеэлладского периода III, когда около 2150/2100 г. к северу и востоку от тумулуса возникло поселение из апсидальных домов. Археологические данные позволяют говорить применительно к раннеэлладскому периоду III об организованном культовом пространстве или даже «святилище» в Олимпии. Вопрос о наличии в Олимпии чисто микенских слоев и материала, сакрального или профанного характера, остается пока открытым3.
Континуитет в сфере культа между микенской и протогеометрической эпохами не прослеживается. Между следами раннебронзового периода и зарождением греческого святилища зияет пропасть в 1000 лет4. Доисторический тумулус, находившийся под священным участком Пелопса, считался, без сомнения, могилой этого героя, когда здесь был учрежден его культ. Связь самых ранних вотивов и предметов, имеющих отношение к жертвоприношениям, с областью Пелопиона и доисторических построек делает вероятным предположение, что учреждение олимпийского культа в начале железного века базировалось на почитании следов древнейшей деятельности. Пиндар в X Олимпийской оде упоминает об основании Гераклом святилища Зевса «у могилы Пелопса» — астаті тгар ПеХотто? (24 f.), и литературная традиция в данном случае не противоречит данным археологии. Подобная привязка вновь учреждаемого культа к сохранившимся следам древних поселений имела место и в других древнегреческих святилищах: в Дельфах, на Делосе, в аргосском Герайоне, Менелайоне, в Элевсине5. Г. Кириляйс допускает, что первоначально на месте древнего холма возник культ героя — Пелопса, на который только позднее наложился культ Зевса. С другой стороны, не исключено, что особая связь Пелопса и Олимпии, собственно культ героя развился только в позднюю архаику или классику, так как данные Павсания относятся к гораздо более позднему времени6.
Пелопион, кости Пелопса, о которых говорит Павсаний (V. 13. 6), являлись изначально знаками дорийско-пелопоннесской принадлежности Олимпии, так как Пелопс — это эпонимный герой Пелопоннеса. Кроме того, это и местный герой. Таким же образом могила Аркада с его костями в Мантинее (Paus. VIII. 9. 3) является памятником-символом аркадской общности7. Со временем, однако, локальный культ станет частью панэллинского культа в Олимпии, и соответствующий памятник, символ локальной идентичности, органично впишется в художественный ансамбль святилища.
В Дельфах следы культа для микенского времени более значимы, чем в Олимпии. Зато темные века (1000—800 гг. до н. э.) — не обозначены в Дельфах следами культа. В Олимпию уже до 800 г. делают многочисленные посвящения
102 локального характера. Для Дельф не характерна такая связь с конкретным регионом. Треножники в Дельфах раннего периода не столь многочисленны, как в Олимпии, хотя треножник играл в святилище Аполлона особую роль. Космополитическому характеру Дельф соответствует большое число негреческих посвящений. Это также отличает Дельфы от Олимпии8.
На рубеже II и I тыс. до н. э. начинается собственно история известного нам олимпийского святилища. Число вотивов геометрической эпохи и мастерство их исполнения делают Олимпию основным центром, где находят предметы искусства этой эпохи, а широкий географический спектр их происхождения указывает на надрегиональное значение Олимпии уже в VIII в. до н. э. Известно более 6000 ранних статуэток, посвященных в Олимпию: свыше 4000 бронзовых и более 2000 терракотовых. Олимпия выступала в роли места, где периодически конкурировали мастерские Коринфа, Спарты, Аргоса или — как свидетельствуют треножники — Афин10.
Влияние греко-персидских войн на ситуацию в Греции. Роль Олимпии
Новые этап в истории олимпийского святилища и всей Греции наступил в эпоху классики. Период расцвета начался греко-персидскими войнами и закончился Пелопоннесской войной. Собственно только греко-персидские войны определили понятие Эллады, отделили Европу от Азии1. Греко-персидские войны стали важным рубежом как в истории Греции, так и в истории олимпийского святилища. Несмотря на отсутствие единства между всеми греками, угроза, нависшая над греческой цивилизацией, испытания, выпавшие на долю грекам, и победы над персами, одержанные благодаря союзу основных полисов Эллады, вызвали национальный подъем в Греции, способствовали осознанию общности эллинов перед лицом остального мира, необходимости урегулирования конфликтов между греками".
Греко-персидские войны стали важной вехой не только в политическом развитии Греции, но и в истории греческой культуры. «Греческого чуда» не могло бы быть, если бы Греция проиграла войну с персами3. Связи между войной и культурой многообразны. Война, точнее, угроза обществу, предшествующая войне, и большая уверенность, которую успешный исход войны может принести обществу, становятся катализатором культурного расцвета4.
Персидское вторжение послужило уроком силы единства. «Конфликт с Персией стал мифом сразу же, как только он стал историей»5. Персия стала для греков "a point of reference"; греко-персидские войны усилили чувство греческой общности, дали толчок панэллинским идеям6. Если к VI в. сложилась в целом эллинская генеалогия, закрепившая представление об общем для всех греков происхождении от Эллина, потомка Зевса, то в V в. у Еврипида мы встречаемся уже с измененной версией, в которую напрямую включены Зевс и Аполлон: Зевс, «отец богов и людей», является непосредственным предком греческих племенных групп; от его сына Эола рождается Ксуф, отец Дора и Ахея; сын Зевса Аполлон становится отцом Иона7. Идея об общем происхождении греков стала еще более основательной.
С началом войны против персов коллективная идентичность, идентичность отдельного полиса и греков в целом, выдвинулась на первый план. В области изобразительного искусства это выразилось в возрастании за счет частной сферы роли публичного искусства, конструировавшего полисные ценности. Особенно явно это проявилось в Афинах. Идентичность государства должна была находить выражение на международном уровне — политика сильнейших полисов Греции, Афин и Спарты, и их союзников становится «глобальной», панэллинской. Свое преимущество над противником эти государства демонстрировали как «дома», так и на аренах межгреческой конкуренции — в Олимпии и Дельфах. Монументы-посвящения богу в благодарность за победы над противником утверждают государственную идентичность. Однако, при всех противоречиях, наличествовала объединяющая сила — противопоставление греков персам и другим не-грекам. И в панэллинских святилищах появляются общегреческие посвящения . У Симонида читаем, что эллины, изгнав персов при помощи Ареса и отстояв свободное устройство Эллады, сооружают алтарь Зевса Освободителя — Элевтерия (VI. 50).
В эпоху ранней классики (первая половина V в.) уходят истоки 173 войн, окончательно утвердился своеобразный полисный строй греков, а одержанная благодаря ему победа в столкновении с персами привела греков к осознанию своего отличия и, более того, превосходства над народами древнего Востока»9. Эсхил в «Персах» противопоставляет эллинскую свободу варварскому рабству (176—214). Необходимость борьбы с варварами требовала примирения греков между собой, и, хотя в полной мере это достигнуто не было, а война между полисами оставалась нормой, идея мира находит выражение в общественной мысли и художественном творчестве. Дике у Пиндара — мать Гесихии-Тишины; о Тишине (г)аі х іа) говорится как о заботливо охраняющей города (01. IV. 16). Поэт называет ее приветливой дочерью Справедливости; Тишина способствует процветанию городов, в ее власти — затворы решений и войн (Pyth. VIII. 1—4). Наоборот, Эрида дает советы последней из богов (Aeschyl. Sept. 1051).
Новые сооружения в святилище
Панэллинские идеалы стали на какое-то время реальностью1. Но уже во второй половине V в. греческий мир сталкивается со многим проблемами. И на главном храме Олимпии сразу после завершения строительства запечатлевается реальность отношений между греками: под коньком храма Зевса спартанцы укрепили щит как посвящение за победу при Танагре в 457 г. Даже на главном храме Олимпии находилось это свидетельство мощи сильнейшего полиса Пелопоннеса и начинающегося противостояния двух блоков — во главе с Афинами и во главе со Спартой.
Идеи греческого единства не имели политической составляющей в плане какого-либо политического объединения всех греков, и во второй половине V в. назрел небывало жестокий межгреческий конфликт. Пелопоннесская война окончилась в 404 г., но конфликты продолжались в IV в. до н. э. В ожесточении борьбы попирались даже соблюдаемые издревле законы: в 401/400 гг. спартанцы вторглись на территорию священного округа Олимпии и сражались с элейцами среди общегреческих святынь (Paus. V. 20. 4 f.; 27. 11; Xen. Hell. III.
В 364/3 г. Олимпийские игры проводились писейцами и аркадянами, и во время праздника временные хозяева святилища сражались с элейцами в самой Олимпии (Diod. Sic. XV. 78. 1—3; Xen. Hell. VII. 4).
He только в политике, но и в спорте в IV в. проявляется неуважение к принятым нормам, однако подобные факты вызывают осуждение, что нашло отражение и в ансамбле Олимпии. На пути от Метроона к входу на стадион вдоль террасы сокровищниц было поставлено 12 статуй Зевса, называемых Занами. Кроме того, две такие статуи помещались по обеим сторонам от входа на стадион (Paus. V. 21. 15), еще две — в гимнасии Элиды, а также — перед Портиком Эхо (Paus. V. 21. 17), построенным в 340—330 гг. до н. э. С той же целью недалеко от входа на стадион была поставлена статуя Зевса с молниями в обеих руках (Paus. V. 22. 1). Первые шесть Занов были поставлены в 98-ю олимпиаду (игры 388 г.) на средства из штрафа за подкуп атлетом своих соперников. Павсаний указывает, что это было первое нарушение атлетами правил состязаний (V. 21. 2). В любом случае это означает, что с данного времени факты нарушения олимпийских законов . потребовали серьезных ответных мер, которые и были приняты: статуи служили предостережением атлетам. Все вышеперечисленные статуи располагались в непосредственной близости от спортивного пространства — стадиона, а также площадки, ограниченной северной террасой, Портиком Эхо3 и храмом Зевса.
Вышеупомянутые факты можно было бы считать составным элементом упадка олимпийского святилища начиная с позднеклассического времени, о чем пишет ряд исследователей . Олимпия тем не менее не только не потеряла свое значение, но в определенном смысле оно возросло. Чем острее становится взаимное противостояние греческих государств, тем активнее представителями элиты разрабатываются планы выведения греческого мира из такого состояния. Общественная мысль отвечает на реалии политической ситуации идеологией панэллинизма, оформление которой происходит на фоне усугубления межполисных отношений. В пропаганде IV в. начинает использоваться, в частности, история греко-персидских войн5. И Олимпия сыграла определенную роль в развитии панэллинских идей. Можно сказать, что Олимпия имела меньшее политическое значение, чем Дельфы6, но меньшее — в смысле предоставления возможностей для соперничества отдельных полисов, большее — для объединительных тенденций (хотя бы и теоретических), что проявилось в эпоху поздней классики. Греки продолжали выставлять в этом святилище стелы с текстами договоров между государствами (Thuc. V. 46—50). Находки мерных сосудов конца V — конца IV в. свидетельствуют о благоприятной ситуации в святилище: политической неопределенности противостоит стремление к упорядочению игр7.