Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кашмирский конфликт: эволюция, типология и пути урегулирования Мелехина, Наталья Валерьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мелехина, Наталья Валерьевна. Кашмирский конфликт: эволюция, типология и пути урегулирования : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Мелехина Наталья Валерьевна; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений].- Москва, 2008.- 253 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/432

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки и начальные фазы конфликта в 1940-х - начале 1980-х гг .

1. Исторические предпосылки конфликта и первая кашмирская война (1947-1948 гг.) 20

2. Поиски компромисса и посредничество ООН. Война из-за Кашмира 1965 г . 46

3. Кашмир и индо-пакистанская война 1971 г. Симлское соглашение и временная стабилизация обстановки (1971 — 1982 гг.) 56

Глава 2. Особенности развития кашмирского конфликта в 1980-х — начале 2000-х гг .

1. Подъем оппозиционных настроений в индийском штате Джамму и Кашмир и вооруженное восстание (1982 - 1990 гг.) 69

2. Фактор исламорадикализма и экстремизма в националистическом и сепаратистском движении в Кашмире . 101

Глава 3. Комплексный характер кашмирского конфликта и современный этап процесса урегулирования .

1. Структурные и типологические особенности развития конфликта: комплексный анализ. 133

2. Эволюция подходов Индии и Пакистана к урегулированию конфликта (2004 - 2008 гг.). 149

3. Циклический характер кашмирского конфликта. Возможные пути и перспективы урегулирования . 163

Заключение 191

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

В настоящее время мир переживает период интенсификации конфликтов на этнической и конфессиональной основе Это проблема без преувеличения приобретает глобальное звучание, оказывая растущее влияние на всю систему современных международных отношений Для многих подобных конфликтов характерно перерастание в открытое вооруженное противостояние как между отдельными этническими группами, так и между государством и стремящимся к самоопределению этносом, использование различными сторонами методов террора для достижения поставленных целей

Весьма показателен в указанном контексте длящийся уже более 60 лет кашмирский конфликт, в котором причудливым образом переплетаются этноконфессиональные и межгосударственные противоречия, и в последние десятилетия «весомо и зримо» проявляются самые болезненные и злободневные для нынешнего отрезка человеческой истории вопросы усиления экстремистской и террористической деятельности

Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что конфликт вокруг Кашмира является одним из важнейших нерешенных вопросов в отношениях Индии и Пакистана с августа 1947 года Он возник практически одновременно с появлением двух независимых доминионов на территории Британской Индии В бывшем индийском княжестве Джамму и Кашмир на протяжении столетий бок о бок проживали представители различных национальностей, этносов и вероисповеданий, вполне мирно сосуществовавших в периоды стабильного развития государства Однако, как это часто бывает, и как неоднократно доказывала история многих стран, в периоды радикальных политических преобразований, крушения всей государственной системы в полиэтнических и поликонфессиональных обществах наиболее остро проступают противоречия именно по

национальному или религиозному принципу В данном случае судьба бывшего княжества весьма показательна

Застарелая проблема индийско-пакистанских отношений о государственной принадлежности Кашмира является постоянным раздражителем, отравляющим атмосферу двустороннего сотрудничества, и служит поводом для взаимной враждебности и напряженности Особенность конфликта состоит в том, что, с одной стороны, он зачастую служит причиной нестабильности отношений, а с другой, динамика его развития отражает общий ход индийско-пакистанского взаимодействия

Так, именно из-за Кашмира вспыхнули индийско-пакистанские войны 1947-48 гг, и 1965 г, мини-война 1999 гг и сложилась кризисная ситуация в 2001-2002 гг Боевые действия в этом спорном районе велись также в период войны 1971 г Многократные попытки договориться по вопросам принадлежности Кашмира, его статуса, взаимоотношений Дели и Исламабада с подконтрольными им частями бывшего княжества и другим вновь возникающим проблемам не увенчались практическим успехом ни на двустороннем, ни на международном уровнях

Имевшие место до сих пор неоднократные попытки нормализации отношений между Пакистаном и Индией и, соответственно, ослабление напряженности вокруг Кашмира лишь на время приводили к желаемым результатам Оттепель всякий раз сменялась похолоданием и очередным обострением ситуации Пока еще преждевременно говорить о том, какая судьба постигнет нынешнюю разрядку, равно как и об окончательном решении наболевшей кашмирской проблемы По-прежнему ситуация в этом регионе далеко не так однозначна, и при определенных обстоятельствах маятник отношений может качнуться в противоположную от политического диалога сторону Уже неоднократно разрядка в индийско-пакистанских отношениях неожиданно сменялась конфронтацией, как это было в ходе вооруженного столкновения в мае-июле 1999 г на Линии контроля в Кашмире. Боевые действия вспыхнули спустя всего три месяца после

подписания Лахорской декларации 21 февраля 1999 г, которые закрепили договоренность на высшем уровне о взаимном снижении напряженности

Особенность кашмирского конфликта заключается и в том, что он географически входит в зону нестабильности, зону столкновения цивилизаций, порождающую перманентные конфликты В связи с этим, исследование факторов конфликтогенности в данном регионе приобретает особое значение

Кашмирская проблема напрямую влияет на безопасность и стабильность всего Южноазиатского региона Постоянное состояние напряженности, взаимного недоверия и подозрительности двух ключевых государств Южной Азии создают почву для возникновения нового вооруженного конфликта на субконтиненте

Особую опасность вооруженные конфликты, в том числе и из-за Кашмира, представляют в связи с обладанием обеими сторонами ядерного оружия Индия и Пакистан в 1998 г провели подземные ядерные испытания и затем официально заявили о своем новом, ракетно-ядерном статусе Нуклеаризация превратила Южную Азию в крайне неблагополучный с точки зрения международной безопасности регион мира. Соседство на субконтиненте двух де-факто ядерных государств, враждебно настроенных друг против друга и имеющих множество неурегулированных проблем, дают поводы для беспокойства Спор вокруг Кашмира может стать источником очередного вооруженного конфликта, способного перерасти в ядерный

Одним из факторов, осложняющих проблему в последние десятилетия, является то, что Кашмир стал источником распространения исламского терроризма и экстремизма Ситуация в Кашмире используется лидерами террористического интернационала для разжигания не только антииндийской, но и межконфессиональной борьбы, в основе которой лежит противостояние мусульман и индусов Рост сепаратизма, «облученного» радикальным исламизмом, стал представлять реальную угрозу территориальной целостности для Индии, вплоть до возможной «потери»

Кашмира и усиления центробежных сепаратистских сил в других районах страны Сращивание кашмирского этносепаратизма с исламизмом положило начало качественно иному этапу оппозиционного движения, которое характеризуется его переходом под контроль исламского экстремизма

Особую озабоченность в связи с этим вызывает и то, что определенную (и не только моральную) поддержку кашмирским сепаратистам оказывает Пакистан В пакистанском военно-политическом истеблишменте довольно сильны исламистские настроения. Кашмирский вопрос всегда был для Исламабада не только территориальным, но и идеологическим Тем самым для Пакистана, созданного под знаменем ислама и ради обретения индийскими мусульманами своей родины, Кашмир имеет огромное символическое значение

Ситуация в Кашмире затрагивает интересы безопасности и других стран региона Существенную роль играет военно-стратегическое положение высокогорной области, бывшего княжества, граничащего с Синьцзяном и Тибетом и лишь узкой полосой Афганистана (Ваханским коридором) отделенного от Центральноазиатского региона

Объектом исследования является эволюция кашмирского конфликта как одного из дестабилизирующих международных факторов в контексте регионального противостояния двух ключевых стран Южной Азии Индии и Пакистана

Предметом исследования являются комплекс причин и специфика динамики развития конфликта в Кашмире, выявление типологических особенностей его протекания, анализируются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие конфликтного противостояния Особое внимание уделено процессу урегулирования и возможным вариантам решения данного конфликта

Хронологические рамки исследования охватывают 60-летний период развития конфликта в Кашмире, тес момента его зарождения с 1947 г по настоящее время (с целью выяснения истоков конфликта рассматриваются и

некоторые существенно важные аспекты истории княжества в колониальный период) Рассмотрение конфликта в таких исторических рамках обусловлено тем, что для лучшего понимания нынешних процессов, связанных с конфликтным противостоянием в Кашмире, требуется серьезное осмысление всего прошедшего развития, выявление ключевых факторов прошлого, влияющих на современный этап эволюции

Теоретические и методологические основы исследования

Теоретической основой диссертации стали современные концепции теории международных отношений и конфликтологии Автор исходит из представлений о многоярусности и многовекторности мировой политики, в которой участвуют как государственные, так и негосударственные субъекты. Последние играют все возрастающую роль

Методологической основой диссертации являются фундаментальные принципы исторического подхода (объективность, историзм, конкретность), а также специально-исторические методы исследования (хронологический, методы периодизации и актуализации), описательно-аналитические методы (сопоставление, обобщение) В ходе исследования использовались также общенаучные методы (системный анализ, проблемно-логический метод, метод систематизации)

Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу Данный подход позволяет проследить эволюцию и выявить специфику исследуемых проблем на различных этапах исторического развития. Используются современные методы исследования, которые не только обеспечивают глубину и системность содержащегося в работе исторического анализа, но и позволяют делать практические выводы по диссертационной теме

Основные цели и задачи исследования Основная цель - провести комплексное исследование и выявить на основе изучения фактического материала специфику эволюции кашмирского конфликта, рассмотреть основные узлы противоречий между его участниками, определить на этой

базе конфликтный потенциал и выявить факторы, препятствующие урегулированию проблемы В итоге это позволяет прояснить перспективы дальнейшего развития ситуации и проанализировать возможные пути решения Кашмирского конфликта

Достижение этой комплексной цели предполагает решение целого ряда задач, конкретизируемых в ходе исследования

изучить генезис, выделить геополитические, историко-политические, этно-конфессиональные особенности, предпосылки и причины возникновения конфликта в Кашмире,

выявить основных и косвенных участников, вовлеченных в конфликт, и проанализировать степень их влияния на ситуацию в Кашмире,

исследовать влияние внутренних и внешних факторов регионального и глобального значения на развитие данного конфликта, обратив особое внимание на специфику «новых» факторов современной постбиполярной эпохи (усиление фактора исламорадикализма и превращение Индии и Пакистана в страны, обладающие ядерным оружием),

проследить эволюцию взглядов политического руководства Индии и Пакистана на вопрос будущего статуса спорной территории,

- выявить особенности взаимовлияния кашмирского фактора и
индийско-пакистанских отношений,

- предложить схему цикличности процесса развития конфликта,

выявить комплексный характер и типологические особенности кашмирского конфликта,

проанализировать процесс урегулирования конфликта и построить возможные сценарии его развития

Новизна работы В настоящей работе предпринята одна из первых попыток комплексного анализа эволюции кашмирского конфликта за всю историю его существования с выявлением его типологических особенностей Предложена определенная четырехуровневая модель рассмотрения данного конфликта, позволяющая более четко представить не только структуру, но и

динамику влияния внутренних и внешних факторов на конфликт Осуществлен системный анализ процессов конфликтного противостояния в Кашмире с выявлением его циклического характера Проанализированы возможные сценарии развития конфликта

Практическая значимость работы Выводы диссертации могут быть использованы в работе различных аналитических и территориальных подразделений МИД России, занимающихся как региональной и страноведческой тематикой (на южноазиатском и центральноазиатском направлениях), так и вопросами новых вызовов, в особенности в сфере терроризма Данное исследование представляется полезным и в плане дальнейшего осмысления конфликтов в странах Востока широким кругом специалистов-международников, совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях, прежде всего в соответствующих профильных образовательных центрах МИД России (МГИМО, Дипакадемия)

В исследовании использован широкий круг источников и литературы Особое внимание было уделено анализу источников - документов и официальных материалов ООН1, международных договоров и соглашений, касающихся кашмирской проблематики2; индийско-пакистанских договоров и соглашений3, заявлений и выступлений официальных лиц4, мемуаров

См, например Резолюцій СБ ООН 38 (1948) от 17 января 1948 г // www un org. Резолюция СБ ООН 47 (1948) от 21 апреля 1948 г // www un org. Indian Complaint to the Security Council , 1 января 1948 г II www kashmir-information com/ LegalDocs/SecuntvCouncil html. Resolution

adopted at the meeting of the UNCIP, 5 January 1949 II Официальный сайт Министерства иностранных дел

Пакистана, www mofa pk

1 См, например Acceptance of Instrument of Accession of Jammu and Kashmir Slate II

www kashmir-information com/histoncaldocuments html. Claim over Laddakh II www kashmir-

mformation com/LegalDocs/LaddakhAccession html. Indian Independence Act, 1947 r II

www geocities com/capitolhill/congress/4568/memorandum/al 13-204 html. Instrument of

Accession of Jammu and Kashmir State. 26 октября 1947 г II www kashmir-

lnformation com/histoncaldocuments html. Kashmir Accord. 13 ноября 1974 г II www kashmir-

lnformation com/histoncaldocuments html. Kashmir-Pak Standstill Aggrement Telegram from

Pnme Minister. Kashmir State, to Sardar Abdur Rob Nishtor. States Relations Department.

Karachi. 12 августа 1947 г II www kashmir-information com/histoncaldocuments html. Treaty of

Amntsar. 16 марта 1846 г II www kashmir-information com/histoncaldocuments html. Trealy of

Lahore, 1846 г II www kashmir-information com/histoncaldocuments html з

Cm , например Islamabad Declaration, 6 января 2004 г II Внешняя политика Индии хрестоматия /

С -Петерб гос ун-т, фак междунар отношений - СПб Изд-во С -Пстерб ун-та, 2006, Lahore Declaration,

государственных деятелей5, официальных материалов и документов (заявления, сообщения для печати, «белые книги» и тп) правительств, внешнеполитических, оборонных и разведывательных ведомств Индии и Пакистана б

Привлекались информационно-аналитические ресурсы официальных
интернет-сайтов международных организаций, национальных

внешнеполитических ведомств, специализированных аналитических и исследовательских центров, индийских и пакистанских партий и общественно-политических организаций7 Кроме того, автор использовал сведения, почерпнутые им в ходе бесед с представителями МИД России и" Пакистана, пакистанских общественно-политических и академических кругов, дипломатического корпуса в Москве и Исламабаде

Была изучена российская научная литература, посвященная общеполитической истории стран Южной Азии, их двусторонним

21 февраля 1999 г // http //pircenter org/data/resources/LahoreDeclaratton pdf, Simla Agreement, 2 июля 1972 г II www kashmir-information com/LegalDocs/SimlaAgreement html. Tashkent Declaration. 10 января 1966 г II www kashmir-information com/htstoncaldocuments html

Cm , например Address by President Pervez Musharraf to the 61я Session of the United Nations General Assembly New York, 19 September 2006 II Foreign Office Year Book 2006-2007 II Официальный сайт Министерства иностранных дел Пакистана, www mofa pk. Address by President General Pervez Musharraf to the 341 ICFM held in Islamabad on 15-17 May 2007// Foreign Office Year Book 2006-2007 II WWW mofa pk. Address by the Foreign Mmister Khurshid M Kasun on "Challenges Confronting Pakistan's Foreign Policy" at the Lowy Institute, Sydney, 13 May 2005II Foreign Office Year Book 2004-2005II WWW mofa pk

Pervez Musharraf In the Line of Fire A Memoir - New York, London, Toronto, Sydney Free Press, 2006 -354 p

См , например India - Pakistan Joint Statement, 8 сентября 2004 r II Внешняя политика Индии хрестоматия I С -Петерб roc ун-т, фак междунар отношений - СПб Изд-во С -Петерб ун-та, 2006, Joint Statement after the meeting between Foreign Secretaries of India and Pakistan, 28 декабря 2004 r II Внешняя политика Индии хрестоматия IС -Петерб roc ун-т, фак междунар отношений - СПб Изд-во С -Петерб ун-та, 2006, Joint Statement after the meeting between Prune Mmister Dr Manmohan Singh and Pakistan President Mr Pervez Musharraf, 24 января 2004 г II Внешняя политика Индии хрестоматия / С -Петерб гос ун-т, фак междунар отношений - СПб Изд-во С -Петерб ун-та, 2006, Press-release of the Ministry of Foreign Affairs of Pakistan of March 15,2008 on OIC Contact Group on Jammu and Kashmir support to the Kashrruri people on the sidelines of 11 OIC Summit II www mofa pk

Официальный сайт Правительства Республики Индии (РИ) www India gov in. Официальный сайт Правительства Исламской Республики Пакистан (ИРП) www Pakistan gov pk. Официальный сайт МИД РИ www meaindia ntc in. Официальный сайт МИД ИРП www mofa gov pk. Официальный сайт Министерства обороны РИ WWW mod ntc in. Официальный сайт МВД РИ WWW mha ntc in. Официальный сайт правительства штата Джамму и Кашмир www lammukashmir me in/. Интернет-портал, посвященный проблемам терроризма в Южной Азии (South Asia Terrorism Portal) www satp org. Интернет-портал индийского научного сообщества South Asia Analysis Group WWW saag org

отношениям и внешней политике Следует выделить работы известных
востоковедов, специалистов по Южной Азии Л Б Алаева,

В Я Белокреницкого, Ю В Ганковского, С Н Каменева, Б И Клюева, А А Куценкова, С И Лунева, В Н Москаленко, Р М Мукимджановой, О В Плешова, М А Плешовой, Ф Н Юрлова, Е С Юрловой 8 Видное место в научной литературе, посвященной кашмирской проблеме, занимают монографии и статьи Т Л Шаумян9 Полезным оказалось также ознакомление с работами В П Кашина, М Ю Крысина и др 10

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей Диссертационное исследование выполнено на базе общей теории конфликта, в рамках которой основные направления исследования были связаны с изучением причин и функций данного феномена, динамики конфликтного поведения Особое

Алаев Л Б Индия, национально-освободительное движение и обострение конфессиональных разногласий

// История Востока, т V - М Восточная литература, 2006 - С 308-362, Белокреницкии В Я Исламский радикализм, кашмирский кризис и геополитическая ситуация в центре Азии// Ближний Восток и современность - М, 2003 - С 3-11, Белокреницкии В Я Исламский фактор в истории и политике Пакистана// Ислам на современном Востоке- М, 2004- С 140-152, Белокреницкии В Я Международные отношения в Южной Азии // Современные международные отношения и мировая политика - М, 2004 -С 627-644, Белокреницкии В Я Этнические, религиозные и сектантские конфликты в Пакистане // Этносы и конфессии на Востоке конфликты и взаимодействие - М, 2005 - С 407-432 , Москаленко В Н Исламский радикализм и этнический регионализм в Пакистане // Ислам на современном Востоке - М, 2004 - С 248-257, Москаленко В Н Проблемы обеспечения безопасности России н геополитическая ситуация в Южной Азии // Проблемы безопасности в Азии - М, 2001 - С 98-119, Белокреницкии В Я, Москаленко В H , Шаумян T Л Южная Азия в мировой политике - М Международные отношения, 2003 - 368с, Ганковский Ю В, Москаленко ВН Три конституции Пакистана - М Наука, 1975 - 124 с, Куценков А А Российско-индийские отношения взгляд в будущее// Россия и Индия на пороге третьего тысячелетня -М 1998 -С 10-17, Лунев С И Международные отношения в Южной Азии // Современные международные отношения Учебное пособие -М, 1998 — С 330-348, Лунев С И Российско-индийские отношения в 90-е годы // Россия и Индия на пороге третьего тысячелетия - М 1998 - С 28-42, Лунев СИ Внешняя политика России и возможности создания стратегического альянса с Китаем и Индией / Индия достижении и проблемы - M, 2003 - С 50-61, Плешов О В Ислам и политическая культура в Пакистане — М, 2005 - 235 с , Плешов О В Пакистан исламский фундаментализм и военный режим // Мусульманские страны у границ СНГ- М, 2001 - С 157-164, Юрлов ФН Геополитика и стратегическое партнерство России и Индии // Россия - Китай - Индия проблемы стратегического партнерства.-М,2000-С 56-64

Шаумян Т Л Кто и почему воюет в Кашмире'' Индо-пакистанское вооруженное противостояние в Каргиле причины и последствия / Т Л Шаумян, Междунар обществ организация Центр стратег и полит исследований - М, 1999 - 63 с, Шаумян Т Л Изменение геополитической ситуации в Центральной Азии и позиции России, Китая и Индии // Взаимодействие России, Индии и Китая в XXI веке - М, 2004 - С 46-55, Шаумян Т Л Индия на пороге третьего тысячелетия // Год планеты - М, 2000 - С 517-523, Шаумян Т Л Права человека в контексте межцивилнзационных контактов // Народы Евразии - М Восточная литература, 2005 - С 142-176, Шаумян ТЛ Спор вокруг Кашмира истоки конфликта // Индия Достижения и проблемы Материалы научной конференции -М.002 -С 61-76

Крысий МЮ История необъявленной войны в Кашмире (1947-1948) / М Ю Крысин, Т Г Скороходова, Пензенский гос ун-т архитектуры и стр-ва. - Пенза, 2004 - 298 с, Клюев Б И Проблемы национальной интеграции -Индия 1983 Ежегодник М.1985 -216 с , Клюев Б И Религия и конфликт в Индии -М.2002 -236с

внимание было уделено трудам следующих авторов К Боулдинг, Й Галтунг, Р Дарендорф, Л Козер, Л Крисберг, Г Ласуэлл, П А Сорокин, К Уолтц, КХолсти, СЧейс Использовалась типология конфликтов известных конфликтологов ГЛапидуса, А Рапопорта, У.Юри, ЯЭтингера и дри В качестве концептуального подхода был избран системный Кроме того, исследование конфликтогенных факторов осуществлялось в контексте теоретических представлений о взаимодействии и конфликтах цивилизаций

Большое внимание было уделено отечественной исторической, а также политологической литературе по современным международным отношениям и конфликтологии, теории и политическому анализу международных отношений Практический интерес представили, в частности, монографии и научные статьи таких российских ученых, как АДБогатуров, А В Барановский, А Д Воскресенский, И Д Звягельская, Н А Косолапое, М М Лебедева, А А Празаускас, Д М Фельдман, П А Цыганков, М А Хрусталев и др 12

Козер Л Функции социального конфликта // Социальный конфликт современные исследования -М, 1991, с 22-27, Козер Л Завершение конфликта//Социальный конфликт современные исследования -М, 1991, ДарендофР Элементы теории социального конфликта //Социологические исследования 1994 №5, Dahrendorf R. The Modern Social Conflict An Essay on the Politics of Liberty - London, 1988, Крисберг Л Миросозидакие, миросохранение и разрешение конфликта //Comic 1990 №11, Bouldmg К Conflict and Defence A General Theory -New York, 1962, Gaining J A Structural Theory of Aggression. II Journal of Peace Research, 1991, № 2, Gaining J Peace by Peaceful means Peace and Conflict Development and Civilization. -London, 1996, Фишер P, Юри У Путь к согласию Или переговоры без поражения -М. Наука, 1990, Ryan S Ethnic Conflict and International Relations Second edition Aldershot ao, Dartmouth Company, 199S, Rapoport A Fights, Games, Debates Ann Arbor, University of Michigan Press, 1960 Burton J, Dukes F Conflict Practices m Management, Settlement, and Resolution - London, 1990, Mitchell ChR. The Structure of International Conflict - NY, 1981, Resolving International Conflicts The Theory and Practice of Mediation I ed by JBercovitch — Boulder, London Lynne Rienner Publishers, 1995,

Звягельская И Д Этно-политические конфликты в современном мире // Этносы и конфессии на Востоке конфликты и взаимодействие- М, 2005- С 12-31, Звягельская ИД Угрозы, вызовы и риски «нетрадиционного ряда» // Восток/Запад Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений — М МГИМО, РОСПЭН, 2002, Лебедева М М Мировая политика учебник для вузов /ММ Лебедева. - М Аспект Пресс, 2003 - 351 с , Лебедева М М Политическое урегулирование конфликтов Учеб пособие -М Аспект Пресс, 1999 -271с, Лебедева ММ Межэтнические конфликты на рубеже веков (методологический аспект) // Внешняя политика и безопасность современной России, 1991-2002 Хрестоматия В 4 т - М, 2002- С 433-446, Лебедева ММ Вестфальская модель мира и особенности конфликтов на рубеже XXI века // Космополис, Альманах, 1999 - С 132-173, Лебедева М М, Отечественные исследования процесса ведения переговоров истории развития и перспективы // Вестник МГУ, Сер 18 Социология и политология. - 2000 - №1 - С 154-165, Празаускас А А Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Полис, 1997, № 2, с 63-73, Международные отношения теории, конфликты, организации учеб пособие для вузов / под ред П А Цыганкова, МГУ им М В Ломоносова, Социол фак - М Альфа-М, 2004 - 283 с , Фельдман Д М. Политология конфликта учеб пособие /ДМ Фельдман - М Стратегия, 1998 - 198 с , Фельдман Д М Конфликты в мировой политике -М, 1997, Попов А А Причины возникновения и диалектика развития межнациональных конфликтов //

При написании диссертации использовались исследования зарубежных авторов - индийских13, пакистанских14, американских и британских15 Индийских и пакистанских политологов, как правило, характеризует тенденциозная, односторонняя (проиндийская и пропакистанская, соответственно) подача материала При этом если пакистанские исследователи в условиях традиционной для Пакистана авторитарной системы управления страной далеко не всегда имеют возможность высказывать собственную точку зрения, кардинально отличающуюся от официальных подходов, то политологи из Индии во многом руководствуются «самоцензурой» и идеями «национального консенсуса»

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред М Олкотг, В Тишкова, А Малашенко -М Моек ЦентрКариеги, 1997 -С 15-43

Behera N Ch. Demystifying Kashmir - Washington The Brookings Institution, 2006 - 359 p, Chopra V D Genesis of Indo-Pakistan Conflict on Kashmir - New Delhi Patriot Publications, 1990 - 260 p, Ganguly S Conflict Unending India-Pakistan Tensions since 1947 -NY, 2001 - 187 p, Ganguly S The Origins of War in South Asia. - Lahore, 1988 - 182 p, Gupta J В Islamic Fundamentalism and India. - Kolkata, 2002 - 234 p, Gyryraj Rao H S Legal Aspects of the Kashmir Problem - Bombay Asia Publishing House, 1967 - 379 p, Jha PS Kashmir, 1947 Rival Versions of History -Delhi Oxford University Press, 1996 - 151 p, Rai M Hindu Rulers, Muslim Subjects islam, right and the history of Kashmir - London, 2004 - 335 p Studies in Indo-Pak Relanons/ed VD Chopra.-New Delhi Patnot Publishers 1984 -299 p

Abbas H Pakistan's Drift into Extremism Allah, the Army, and America's War on Terror - Armonk M E Sharpe, 2005 - 275 p, Akhtar Sh Terror in Indian Held Kashmir Massive Violahon of Human Rights -Islamabad Institute of Regional Studies Press, 1993 - 178 p, Hussain Z Frontline Pakistan The Struggle With Militant Islam - Lahore, 2007 - 220 p, Jalalzai MK The Foreign Policy of Pakistan Sectarian Impacts on Diplomacy - Lahore Dua Piblications, 2000 - 242 p, Jalalzai M К The Holy Terror Islam, Violence and Terrorism m Pakistan - Lahore Dua Piblications, 2002 -238 p, Malik I Kashmir Ethnic Conflict, International Dispute - Karachi Oxford University Press, 2005 - 392 p, Mazan Sh The Kargil Conflict 1999 - Islamabad, 2003 - 162 p, Perspectives on Kashmir / Ed К F Yusuf - Islamabad, 1994 - 384 p, The Kashmir Imbroglio Looking Towards the Future I Ed PI Cheema, M H Nun -Islamabad Islamabad Policy Research Institute, 2005 -p 238 p, Political Violence and Terrorism in South Asia / Ed PI Cheema, M H Nun A R.Malik. - Islamabad Islamabad Policy Research Institute, 2006 - 203 p, Razdan О The Trauma of Kashmir The Untold Reality -Karachi Oxford University Press, 1999 - 263 p, Rizvi H A. Military, State and Society in Pakistan - Lahore, 2003 -307p

15 BakerWW Kashmir Happy Valley, Valley of Death -Las Vegas, 1994 - 175 p. Lamb A. Birthofa

Tragedy -Karachi Oxford University Press, 1995 - 177 p, Lamb A Kashmir A Disputed Legacy, 1846-1990 -Hertingfordbury, Hertfordshire Roxford Books, 1991 - 368 p, Cohen S Ph. The Idea of Pakistan - New Delhi Oxford University Press, 2006 - 382 p, Cooley J К Unholy Wars Afghanistan, Amenca and International Terronsm. - London Pluto Press, 1999 - 276 p, Jones О В Pakistan Eye of a Storm - London, 2002 - 328 p, Schofield V Kashmir m Conflict India, Pakistan and the Unfinished War - New York, 2000 - 286 p, Kux D The United States and Pakistan 1947-2000 Disenchanted Allies - London, 2001 - 470 p, Pakistan Nation, Nationalism and the State / Ed. Ch Jaffrelot - Lahore Vanguard Books, 2005 - 352 p, Weaver M A Pakistan in the Shadow of Jihad and Afghanistan - New York, 2002 - 284 p, Widmalm S Kashmir m Comparative Perspective Democracy and Violent Separatism in India. - London RoutledgeCurzon, 2002 -212p

Британские и американские ученые гораздо менее «ангажированы» и, в большинстве своем, предлагают достаточно объективный экспертный анализ по вопросам диссертационного исследования Они активно обращаются к документам и первоисточникам, собирают обширный фактологический материал Вместе с тем следует отметить, что некоторые авторы из США и Великобритании дают предвзятые положительные оценки действиям Исламабада в отношении кашмирской проблемы, в определенной степени оправдывая его действия

Особое место в использованной научной литературе в плане исследования кашмирской проблематики занимают монографии на языке урду16 (специфика заключается в том, что традиционно в Пакистане урду используется в качестве «внутреннего» языка, и информация, полученная из урдуязычных источников, отличается от материалов на английском языке большей «откровенностью» и подчас агрессивностью притязаний Пакистана на Кашмир Тем более значительными представляются две работы пакистанского автора М Ф Хана «Проблема Кашмира история, нынешнее состояние и пути решения» и «Джихад и терроризм в свете кашмирского проблемы» Обе книги представляют весьма взвешенный взгляд на историю индийско-пакистанского противостояния в Кашмире, объективно без искажений излагают факты

Основные положения и выводы диссертации, выносимые на защиту 1 Кашмирский конфликт относится к числу в высокой степени комплексных и разноплановых конфликтов, с характерным циклическим ритмом развития О комплексности его характера свидетельствует то, что

16 АД Накли Пак-бхарат талу кат -Лахор, 2001 -301 с, М С Надим Пакистан ки хариджи палией

аор алами таказе -Лахор, 1995 - 546 с , А ІІШаша. Пакистан ки хариджи палили -Лахор, 1996 - 312 с , А Ш Паша Проблема Кашмира. - Лахор, 2002 - 178 с , М Ф Хан Джихад ба-мукабила дахшатгарди масайла-е Кашмир ке хусуси таназир ме - Лахор, 2001 - 56 с , М Ф Хан Масайла-е Кашмир пас-е манзар, маоджуда сурат-е хал аор хал - Лахор, 2002 - 68 с , М А Рана. Джихади танзимеаор мазхаби джамаатон ка эк джайза. - Исламабад, 2002 - 204 с, X Рахман, А.Махмуд Кашмири мухаджириц хакаик, масаил аор лфйха-амал - Исламабад, 2007 -99 с, А Махмуд Масайла-е Кашмир ке имкани хал -Исламабад 1996 -140 с, М Ариф Кашмир инкилаби фикр ки раошни ме - Исламабад, 1996 - 107 с, Н Ахмад Ташна Тарих-е Кашмир 1324 - 2005 - Исламабад, 2006 - 142 с, 3 Амин Кашмир ме техрик-е музахнмат -Исламабад, 1998 -192 с

этот конфликт протекает на нескольких уровнях, имея в основе своей значительный конфликтогенный конфессиональный потенциал

  1. В зависимости от уровня изменяется тип данного конфликта Он является конфликтом как внутренним (для Индии), так и межгосударственным в рамках индо-пакистанского противостояния Кроме того, втягивает в себя такие страны региона как Афганистан и Китай

  2. По мере усиления цивилизационного фактора в международных отношениях, конфликт приобрел черты глобального противостояния (мусульманской и немусульманской, в данном случае индусской, идентичностей)

  3. Особую опасность конфронтация в Кашмире представляет с учетом обладания Индией и Пакистаном ядерного оружия, которое не является надежным средством, удерживающим обе стороны от военных столкновений

  4. Спор вокруг Кашмира перешел из разряда хотя и центральной, но изолированной проблемы индийско-пакистанских отношений, в число ключевых вопросов двустороннего взаимодействия Нью-Дели и Исламабада Такое положение он сохранит, вероятно, и в обозримой перспективе

  5. Оппозиционное движение в индийском штате Джамму и Кашмир крайне неоднородно, что в сочетании со сложным политическим раскладом сил в штате и включенностью политических процессов в нем в общеиндийскую динамику осложняет переговоры центральных индийских властей с представителями различных политических сил штата и препятствует достижению прогресса на двусторонних, с участием Пакистана, переговорах

  6. Крайне опасным для развития ситуации не только в самом Кашмире, но и в регионе в целом (включая и соседние страны — Китай и Афганистан) является фактор международного исламистского терроризма, серьезно дестабилизирующий обстановку Урегулирование кашмирской проблемы невозможно без ликвидации экстремистских сил, которые базируются на

территории Пакистана и пользуются поддержкой определенных политических кругов этой страны

8 При базовой разнице в подходах двух стран процесс урегулирования может растянуться еще на долгие годы При сохранении столь отличных друг от друга исходных позиций Дели и Исламабада по Кашмиру существует большая вероятность принципиальной юридической неурегулируемости этого конфликта Вместе с тем это отнюдь не исключает возможности паллиативного решения, как это происходит в настоящее время в рамках процесса по укреплению мер доверия между странами

Апробация работы Основные выводы и положения настоящей диссертации выносились на обсуждение кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД России (протокол № 10 от 23 июня 2008 г) Отдельные результаты исследования были использованы автором в выступлениях на отечественных и зарубежных научных конференциях и семинарах, в частности научной конференции «Россия, исламский мир и глобальные процессы в исторической ретроспективе и современных тенденциях» (27-29 ноября 2006 г, Москва, Институт востоковедения РАН), на ежегодных научно-практических конференциях в Центре региональных исследований при Пешаварском университете (2004, 2006 гг) Кроме того, диссертационные материалы апробировались автором и в ходе ее практической работы в посольстве России в Исламабаде

Поиски компромисса и посредничество ООН. Война из-за Кашмира 1965 г

Особую озабоченность в связи с этим вызывает и то, что определенную не только моральную поддержку кашмирским сепаратистам оказывает Пакистан. В пакистанском военно-политическом истеблишменте довольно сильны исламистские настроения. Кашмирский вопрос всегда был для Исламабада не только территориальным, но и идеологическим. Тем самым для Пакистана, созданного под знаменем ислама и ради обретения индийскими мусульманами своей родины, Кашмир имеет огромное символическое значение.

Ситуация в Кашмире затрагивает интересы безопасности и других стран региона. Существенную роль играет военно-стратегическое положение высокогорной области, бывшего княжества, граничащего с Синьцзяном и Тибетом и лишь узкой полосой Афганистана (Ваханским коридором) отделенного от Центральноазиатского региона.

Борьба в Кашмире и за Кашмир является напрямую следствием раздела Британской Индии и появления на карте мира в августе 1947 г. в соответствии с «планом Маунтбэттена» двух доминионов - Индии и Пакистана. Решающим принципом раздела стал принцип конфессиональной принадлежности населения различных районов Британской Индии. Провинции с преобладающим индусским населением должны были стать частью Индии, с мусульманским - Пакистана.

Наиболее сложным оказалось определение статуса т.н. индийских княжеств (Indian Princely States), формально не входивших в состав Британской Индии, к числу которых относилось и княжество Джамму и Кашмир. Решение о дальнейшей судьбе, т.е. присоединение к одному из новообразованных доминионов или сохранение независимости от обоих при непризнании их в качестве доминионов, должно было быть принято правителями самих княжеств с учетом географического положения и желания подданных. В данном случае вопрос религиозной принадлежности, безусловно, тоже учитывался, хотя и не был определяющим.

История княжества Джамму и Кашмир является своеобразным зеркальным отражением истории всей Индии, где на протяжении столетий бок о бок проживали представители различных национальностей, этносов и вероисповеданий, вполне мирно сосуществовавших в периоды стабильного развития государства. Однако, как это часто бывает, и как неоднократно доказывала история многих стран, в периоды радикальных политических преобразований, крушения всей государственной системы в полиэтнических и поликонфессиональных обществах наиболее остро проступают противоречия именно по национальному и религиозному принципу2. В данном случае судьба княжества Джамму и Кашмир представляется во многом показательной.

Вышесказанное свидетельствует об актуальности данного диссертационного исследования.

Объектом исследования является эволюция кашмирского конфликта как одного из дестабилизирующих факторов в контексте регионального противостояния двух ключевых стран Южной Азии Индии и Пакистана.

Предметом анализа являются комплекс причин и специфика динамики развития конфликта в Кашмире; выявление типологических особенностей его протекания; анализируются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие конфликтного противостояния. Особое внимание уделено процессу урегулирования и возможным вариантам решения данного конфликта.

Теоретические и методологические основы исследования:

Теоретической основой диссертации стали современные концепции теории международных отношений и конфликтологии. Автор исходит из представлений о многоярусности и многовекторности мировой политики, в которой участвуют как государственные, так и негосударственные субъекты. Последние играют все возрастающую роль.

В ходе исследования использовался метод исторической реконструкции, проблемно ориентированный исторический метод и метод системного анализа международных отношений и конфликтологии.

Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу. Данный подход позволяет проследить эволюцию и выявить специфику исследуемых проблем на различных этапах исторического развития. Используются современные методы исследования, которые не только обеспечивают глубину и системность содержащегося в работе исторического анализа, но и позволяют делать практические выводы по диссертационной теме.

Хронологические рамки исследования охватывают 60-летний период развития конфликта в Кашмире, т.е. с момента его зарождения с 1947 г. по настоящее время (с целью выяснения истоков конфликта рассматриваются и некоторые существенно важные аспекта истории княжества в колониальный период). Рассмотрение конфликта в таких исторических рамках обусловлено тем, что для лучшего понимания нынешних процессов, связанных с конфликтным противостоянием в Кашмире, требуется серьезное осмысление всего прошедшего развития, выявления ключевых факторов прошлого, влияющих на современный этап эволюции.

Основные цели и задачи исследования. Основная цель исследования -провести комплексное исследование и выявить на основе изучения фактического материала специфику эволюции кашмирского конфликта, исследовать основные узлы противоречий между его участниками, определить на этой базе конфликтный потенциал и выявить факторы, препятствующие урегулированию проблемы. В итоге это позволяет прояснить перспективы дальнейшего развития ситуации и проанализировать возможные пути решения Кашмирского конфликта.

Достижение этой комплексной цели предполагает решение целого ряда задач, конкретизируемых в ходе исследования: - изучить генезис, выделить геополитические, историко-политические, этно-конфессиональные особенности, предпосылки и причины возникновения конфликта в Кашмире; - выявить основных и косвенных участников, вовлеченных в конфликт, и проанализировать степень их влияния на ситуацию в Кашмире; - исследовать влияние внутренних и внешних факторов регионального и глобального значения на развитие данного конфликта, обратив особое внимание на специфику «новых» факторов современной постбиполярной эпохи (снижение глобального геополитического значения конфликта, усиление фактора исламорадикализма и превращение Индии и Пакистана в страны, обладающие ядерным оружием); - проследить эволюцию взглядов политического руководства Индии и Пакистана на вопрос будущего статуса спорной территории; - выявить особенности взаимовлияния кашмирского фактора и индийско-пакистанских отношений;

Фактор исламорадикализма и экстремизма в националистическом и сепаратистском движении в Кашмире

Кашмирский вопрос развивался не только на полях сражений, но и в рамках относительно нового на тот момент международного механизма, которым стала созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций.101 31 декабря 1947 г. Индия направила в Совет Безопасности ООН жалобу на Пакистан, обвиняя его в агрессии в Кашмире. 17 января 1948 г. СБ ООН принял резолюцию № 38, которая юридически закрепила вовлечение этой организации в конфликт в Кашмире. В этой резолюции содержался призыв к правительствам Индии и Пакистана действовать в рамках «их полномочий, направленных на улучшение положения, и воздерживаться от любых заявлении... и действии, которые могут ухудшить положение». Спустя три дня, в соответствии с резолюцией СБ ООН № 39 от 20 января 1948 г., была создана специальная комиссия ООН по Индии и Пакистану, основной работой которой стала подготовка к проведению плебисцита.104

Индия продолжала обвинять Пакистан в незаконном вторжении в Кашмир, а Пакистан в свою очередь заявлял, что при сохранении индийских войск на территории бывшего княжества честные выборы состояться не могут.105

Дальнейшие резолюции, принятые Советом Безопасности, детально оговаривали вывод с территории Кашмира всех пакистанских войск и пуштунских племен, сокращение до минимума индийских войск при сохранении там сил для поддержания мира и порядка и учреждении после этого поста администратора по плебисциту.106

Последующая резолюция от 13 августа 1948 г. призвала стороны к прекращению огня, а таюке еще раз закрепляла, что правительство Пакистана должно согласиться на вывод своих войск с территории Кашмира, а также обеспечить вывод представителей племен и вооруженных бойцов из Пакистана, находящихся в Кашмире с военными целями. Индийское правительство в соответствии с резолюцией должно было вывести из бывшего княжества основную часть своей армии, оставив лишь силы, необходимые для поддержания порядка. В дальнейшем будет проводиться подготовка плебисцита на всей территории Джамму и Кашмира.

Пакистанская сторона была недовольна такими условиями, так как они предусматривали вывод всех его войск и лишь частично индийских. Даже присутствие представителя Комиссии ООН не обеспечило бы, по его мнению, должного наблюдения за «прозрачностью» проведения плебисцита.

После новой вспышки боев в конце 1948 г. Индия и Пакистан все же согласились на прекращение огня, что было закреплено в резолюции СБ ООН от 1 января 1949 г. 5 января 1949 г. Комиссия ООН по Индии и Пакистану приняла резолюцию, согласно которой для урегулирования кашмирской проблемы необходимо проведение плебисцита, разработанного в резолюции от 13 августа 1948 г. 27 июля 1949 г. Индия и Пакистан подписали в Карачи соглашение о линии прекращения огня в Джамму и Кашмире, что означало разрешение основной проблемы разведения войск.109

В декабре 1949 г. посредником между Индией и Пакистаном ООН назначила канадского генерала А.Г.Л.Макнотона. Он предложил свой план, предусматривающий демилитаризацию штата в качестве необходимого этапа подготовки плебисцита. Особенностью плана было то, что армия Пакистана и войска Азад Кашмира не рассматривались как одно целое. Вывод пакистанской армии предусматривался, однако, военные формирования Азад Кашмира должны были быть просто разоружены. Пакистан с интересом воспринял такое предложение, в то время как индийская сторона выступила против, так как, по ее мнению, это придало бы законный статус Азад Кашмиру.110

В 1950 г. председателем Комиссии ООН по Индии и Пакистану был назначен известный австралийский юрист О.Диксон, выступивший с идеей «региональных плебисцитов».111 Тем не менее, ни этот план, ни другие предложения представителей Комиссии ООН по Индии и Пакистану не увенчались успехом, не встретив поддержки обеих сторон.112

Между тем зимой 1951-52 гг. состоялись выборы в законодательные собрания индийский штатов, в том числе, и в собрание Джамму и Кашмира. На этих выборах победила Национальная конференция во главе с Шейхом Абдуллой. Летом того года в Дели прошли переговоры между премьер-министром Дж.Неру и другими членами индийского правительства, с одной стороны, и кашмирскими лидерами во главе с Ш.Абдуллой, с другой. В результате 24 июля 1952 г. было подписано т.н. «Делийское соглашение»113, которое в августе того же года было одобрено Законодательным собранием штата.

Согласно этому соглашению, штат Джамму и Кашмир, оставаясь частью Индии, получал особый статус и привилегии. Право президента Индии вводить там чрезвычайное положение имело форму рекомендации и вводилось только с согласия законодательного собрания штата. Штат получал право на собственный флаг, а кандидатура главы штата (садар-е-риясат, букв, президент) рекомендовалась законодательным органом штата на рассмотрение президенту Индии.

Это соглашение продемонстрировало, что Ш.Абдулла смог добиться довольно широкой автономии для штата, а противоречия по поводу статуса Джамму и Кашмира привели впоследствии к серьезным разногласиям между центральным правительством и властями штата. Нельзя сказать, что эти противоречия не существовали с самого начала, однако, если в первые годы независимости индийское правительство могло не придавать им большого значения, добиваясь хоть какого-нибудь «присоединения» Кашмира, то со временем, когда речь зашла о реальных условиях этого присоединения, противоречия не могли остаться второстепенными.

Идея широкой автономии Кашмира, отстаиваемая Ш.Абдуллой, вероятно, настораживала Дели, который предположил, что это оттолкнет Кашмир в сторону Пакистана. Однако, центральные власти не учли, что Ш.Абдулла никогда не планировал вхождение Кашмира в состав Пакистана, а лишь добивался статуса автономии, «полузависимости» для штата в составе Индии. Он хотел, чтобы Индия обеспечила бы внешнюю защиту при сохранении экономической самостоятельности Кашмира. По всей видимости, эти планы не совпадали с представлением центральных властей о судьбе штата, поэтому Ш.Абдулла был обвинен в сепаратизме и в августе 1953 г. на длительный срок посажен в тюрьму.

Эволюция подходов Индии и Пакистана к урегулированию конфликта (2004 - 2008 гг.).

В 1996 г. власти штата смогли провести выборы в местное законодательное собрание. Победу одержала партия «Национальная конференция» во главе с Фаруком Абдуллой, которая оставалась у власти до 2002 г. Сотрудничество кашмирских властей с правящей в Индии Бхаратия джаната парти было крайне негативно воспринято кашмирскими экстремистами, которые перешли к тактике террора и устрашения местного немусульманского населения, а также «коллаборационистов» из числа мусульман. Индийские власти были вынуждены дислоцировать здесь регулярные армейские части, численностью от 400 до 700 тыс. человек.245

Особенно напряженной оставалась ситуация на линии контроля в Кашмире, через которую и забрасывались в индийскую часть штата боевики. Частые перестрелки на линии контроля, террористические акты против военных и мирного населения постоянно осложняли обстановку в Кашмире и отравляли отношения между Дели и Исламабадом. Боевики принимали активное участие и в разразившемся в мае 1999 г. Каргильском кризисе, когда стороны вплотную подошли к возможности начала четвертой воины.

Ожесточенная борьба спецподразделений индийской армии с вооруженными боевиками привела к усилению межобщинных разногласий и оттоку немусульманского населения из Долины в Джамму. Началось массовое бегство из штата кашмирских пандитов - индусов (уехало около 400 тыс. чел), подвергавшихся террору со стороны исламских боевиков. Правительство, неспособное защитить индусскую общину, члены которой жили по всей Кашмирской долине, от террористов, которые легко могли скрываться среди местного населения, создало в Джамму и Дели лагеря для пандитов и пыталось поддерживать иллюзию того, что индусское население однажды вернется домой. Для Дели массовая высылка индусов из

Кашмирской долины, где они в течение многих поколений жили бок о бок с мусульманами, стала настоящим политическим ударом. Кашмир всегда был не только витриной, демонстрировавшей возможность для индусов и мусульман жить в мире и согласии, но и подтверждал жизнеспособность Индии как светской и многорелигиозной страны, архитектором которой был кашмирский пандит Дж.Неру.

В 1998 г. центр повстанческого движения переместился из Кашмирской долины в Джамму, особенно в районы Пунч, Раджури и Дода. В Кашмирской долине местные боевики обычно нападали на солдат и полицейских, однако, в Джамму террористы, менее связанные с местным населением, перешли к тактике устрашения и убийств местного гражданского индусского населения. Ведению партизанской войны способствовала и гористая местность этих районов, крайне неудобная для

Поскольку такую местность практически невозможно оборонять, местные жители организовывали своего рода деревенские комитеты защиты, которые поддержало правительство. Хотя по сравнению с боевиками они были гораздо хуже вооружены, действовали они зачастую так же жестоко, как и повстанцы. Даже за подозрения в оказании помощи сепаратистам комитеты защиты совершали произвольные карательные действия и убийства, которые нередко были связаны всего лишь с конфликтами из-за собственности или соперничества кланов. В итоге же всё это списывалось на военные действия.248 Однако подлинный успех индийских властей был связан не с борьбой с боевиками, а с тем, что оно смогло натравить боевиков друг на друга. Поворотный момент произошел в 1994-95 гг., когда власти стали набирать местных «дезертиров» из числа сепаратистов, в обмен на обещание правительства закрыть глаза на их прежние (а в некоторых случаях и нынешние) преступления. Бывшие повстанцы, перешедшие на сторону властей, имели статус специальных политических офицеров, получали жалование от правительства в дополнение к тому, что им платили их полевые командиры.249

Тем не менее, в Кашмире оставалось и много «бесхозных» вооруженных бродяг из числа дезертировавших наемников. Их бывшие соратники вносили их в списки мщения как дезертиров, соседи относились к ним как к предателям, а правительство не доверяло им.250

Ощущалась резкая нехватка рабочих мест для местного населения, что было гораздо важнее политических соглашений. Кашмир нуждался в массовых инвестициях и программах по развитию экономики, которая в 90-е гг. поддерживалась только за счет военного строительства и снабжения гарнизонов. Парадоксально, но именно война поддерживала штат на плаву.

До восстания экономика Джамму и Кашмира опиралась на туризм, но эта область индустрии была разрушена волной терактов. Таким образом, нападения террористов препятствовали развитию туризма, создавая поколение молодых людей, которые могли найти работу только в качестве партизан.

Однако и после разрядки напряженности ситуация в штате продолжала оставаться крайне нестабильной и взрывоопасной. Индийские власти постоянно обвиняли Исламабад в оказании прямой поддержки кашмирским экстремистам, требовали выдать подозреваемых в совершении терактов боевиков.

Среди оппозиционных индийским властям сил условно выделяются два основных потока. Первый составляют кашмирские националисты, главная цель которых состоит в получении автономии княжества Джамму и Кашмир в составе Индии либо Пакистана, или в достижении независимости в виде суверенного политического образования. 51

Главной силой, вокруг которой сплачиваются оппозиционеры этого крыла, является созданный в 1978 г. «Фронт освобождения Джамму и Кашмира», который по существу возглавил «восстание» 1989-1993 гг. Однако в начале 90-х гг. с расколом в исламистском движении Кашмира одно крыло «Фронта освобождения Джамму и Кашмира» во главе с Амануллой Ханом заняло непримиримые позиции, а другое, лидер которого Ясин Малик отказался от ведения вооруженного сопротивления, вошло в созданную в 1993 г. организацию «Всепартийная конференция «Свобода». (См. Приложение 13) Лидирующие позиции в «Конференции» занимала кашмирская «Джамаат-е-ислами», но примерно половину вошедших в альянс партий можно отнести к экстремистским. Тесно связана с «Конференцией» и не вошедшая в нее «Хизб уль-муджахидин».

Циклический характер кашмирского конфликта. Возможные пути и перспективы урегулирования

По мнению некоторых индийских специалистов, еще на начальной стадии кашмирского конфликта плебисцит, как «идеальное» и по сути демократическое решение, был крайне трудно осуществим.355 С этим мнением трудно не согласиться, учитывая полиэтнический и поликонфессиональный состав населения бывшего княжества.

Если плебисцит будет проведен на всей территории бывшего княжества, то его результат будет во многом определяться голосованием в самой густонаселенной части — в Кашмирской долине, где проживают мусульмане. Вряд ли в этом случае итоги референдума отразят пожелания всего населения Джамму и Кашмира, и, следовательно, они могут быть поставлены под сомнение и обжалованы. Проведение референдума отдельно в каждой административной части Джамму и Кашмира может привести к разделению территории на более мелкие образования, дроблению в первую очередь «индийского» Кашмира, так как результаты голосования в Джамму и Ладакхе скорее всего будут отличаться от результатов в Долине. К тому же может возникнуть ситуация, когда одни «мусульманские районы» проголосуют, например, за присоединение к Пакистану, а другие — за независимость. Едва ли это удовлетворит и Исламабад, и Дели. Не следует забывать и о том, что на территории Джамму и Кашмира по-прежнему действуют террористические организации, которые вряд ли останутся «в стороне» и в период подготовки референдума, и в момент его проведения. Вряд ли голосование «под дулом автомата» будет объективным. Также остается открытым вопрос о том, что большинство кашмирцев могут отдать свои голоса за независимость и от Индии, и от Пакистана, а этот вариант по большому счету неприемлем ни для Дели, ни для Исламабада. К тому же если относительная политическая независимость Джамму и Кашмира еще возможна, то вряд ли он сможет стать независимым экономически, а, следовательно, как это «государство» будет существовать? Возможным источником дохода для «независимого» Кашмира мог бы стать туризм. Однако создание необходимой туристической инфраструктуры потребует больших финансовых затрат и времени. Но главной проблемой все же остается необходимость обеспечения безопасности, в частности, уничтожение террористических бандформирований, искоренение очага исламистского радикализма в Кашмире.

Проведение референдума в современных условиях, а особенно претворение в жизнь его результатов - совершенно невозможно и крайне опасно. За 60 лет обе части Кашмира и политически, и экономически интегрировались соответственно в Индию и в Пакистан. Уже несколько поколений кашмирцев выросло фактически в разных государствах. Если даже плебисцит и удастся провести, то сложно предположить, что какая-то территория одной страны безболезненно войдет в состав другой. Ситуация особенно осложняется тем, что среди жителей Кашмира все больше усиливается нежелание входить ни в Индию, ни в Пакистан, а крепнет стремление к независимости. Совершенно ясно, что проведение в таких условиях фактически насильственного присоединения части территории одного государства к другому приведет к еще большему кризису. Один из предполагаемых вариантов решения кашмирской проблемы — предоставление ему независимости, т.н. «третий вариант» (имеется ввиду после гипотетического присоединения к Индии или к Пакистану). Согласно этому варианту, должен быть восстановлен статус Джамму и Кашмира, который был до раздела, и создано независимое государство. Это предложение имеет довольно много сторонников в Кашмире, например, известное и влиятельное политическое движение «Фронт освобождения Джамму и Кашмира». В частности, глава «Фронта» Аманулла Хан в одной из своих статей с середине 1990-х гг. писал: «Будущий независимый Кашмир должен быть, подобно Швейцарии, нейтрален, имея дружественные отношения и торговые связи со всеми соседними странами».358 Правда, этот же лидер выступает за вооруженную борьбу для достижения «нейтрального» Кашмира. По словам Амануллы Хана, независимый Кашмир будет включать в себя пять федеративных образований (Долина Кашмира, Джамму, Ладакх, «Азад Кашмир» и Гилгит-Балтистан), каждый с внутренней автономией и избираемыми правительствами. Всё государство будет подчиняться двухпалатному парламенту. Подобная государственная и административная структура, по мнению лидера «Фронта», лишь закрепит уже существующие социально-экономические, политические и административные связи между «индийским» Кашмиром, «Азад Кашмиром» и Гилгитом-Балтистаном.359

Кашмир и без независимости, как представляется, сталкивается с национальными, религиозными и этническими противоречиями, которые сторонниками независимости не учитываются. Для создания единого независимого государства представляется необходимым если не единство народа, то по крайней мере отсутствие межнациональных и межрелигиозных противоречий. Борьба кашмирских националистов ведется под флагом самоопределения для кашмирцев, в основе чего лежит идеология «кашмирской идентичности» (т.н. кашмирийат). Под ней понимается, что индусы и мусульмане, проживающие в Джамму и Кашмире, представляют собой некую национальную общность - кашмирский народ - и ассоциируют себя не столько с Индией или Пакистаном, сколько с Кашмиром. Вопрос о единстве кашмирского народа, о кашмирской идентичности и о том, готово ли кашмирское население к объединению и независимости, обсуждается многими исследователями, и пока остается открытым. Создание независимого Кашмира возможно скорее всего под исламскими лозунгами, что в свою очередь может способствовать развертыванию борьбы под лозунгом самоопределения на религиозной почве.

Похожие диссертации на Кашмирский конфликт: эволюция, типология и пути урегулирования