Введение к работе
Актуальность темы исследования. Либерализм принадлежит к числу тех общественных идейно-политических явлений, содержание и структура которых, при всей кажущейся очевидности, остаются не вполне определенными. За долгую историю своего существования либерализм, либеральное политическое сознание вобрали в себя множество разных смыслов. Поэтому представляется целесообразным начинать всякое обсуждение проблем, связанных с либерализмом, с уточнения значения, в котором этот термин употребляется, и с определения содержания, которое вкладывается в это явление и понятие. По мнению отечественного специалиста В.П. Макаренко, содержание категории «либерализм не поддается однозначному определению. Представители всех политических идеологий постоянно дискутируют по таким фундаментальным для политического знания вопросам как грань между политическими и неполитическими объектами, конституирующие свойства государства, необходимые и достаточные условия правопорядка и т.д. В этом отношении либерализм не отличается от своих идеологических конкурентов – консерватизма, социализма и т.д.». Все эти идеологические течения в равной степени являются дискутируемыми проблемами. Как отмечает В. П. Макаренко, различие между конкурирующими идеологиями может быть проведено только по их отношению к конкретным политическим вопросам. Тем не менее, «позиция по одному из них еще ничего не говорит о точке зрения на другие вопросы социально-политического бытия». Самым показательным в этом смысле представляется положение либеральной идеологии о сведении к минимуму роли государства. Однако на практике либералы могут выступить за увеличение правительственных субсидий, к примеру, на военно-промышленный комплекс. Таким образом, получается, что «равноценность идеологий на политическом рынке сопровождается постоянным конфликтом между теорией и практикой любой идеологии». Это в полной мере можно отнести и к либерализму.
Исследователи склонны полагать, что феномен либерализма в современном политическом обиходе имеет, по крайней мере, четыре самостоятельных, хотя и взаимосвязанных значения.
Во-первых, под либерализмом подразумевается либеральная теория, некая система философских и политических идей, оформившаяся на Западе в конце XVIII-начале XIX веков и опирающаяся на целую традицию в европейской общественной мысли, представленную именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, А. Смита, В Гумбольдта, Дж. Мэдисона, Дж. С. Милля и др. В этом смысле либерализм представляет собой определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические и политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Отдельные составляющие либеральных доктрин приобретают большую или меньшую значимость в зависимости от конкретных исторических условий, имеют свои собственные обоснования и поэтому иногда рассматриваются в отрыве друг от друга. Именно этим объясняются различия между английской, американской и французской либеральными традициями: они не только опирались на разные теоретические источники, но, что более важно, решали разные исторические задачи.
Во-вторых, словом «либерализм» обозначают определенную часть политического спектра, представленную приверженцами постепенных, умеренных, сугубо легальных перемен. В этом смысле либерализм является представлением о тесной взаимосвязи либеральных ценностей и «либеральных», т.е. постепенных, умеренных, опирающихся на право методов их осуществления.
В-третьих, о либерализме говорят как о некоем складе ума, отличающемся рационализмом, терпимостью, открытостью, готовностью объективно воспринять критику, способностью взглянуть на рассматриваемый предмет с разных точек зрения. Данный подход подразумевает в большей степени обыденное, а не теоретическое мышление.
Наконец, термин «либерализм» относят к определенному типу политической практики и институтов, включающему в себя религиозную терпимость и свободу дискуссий, ограничение вмешательства государства в частную жизнь, конституционное правление, опирающееся на разделение властей и свободные выборы, а также экономику, основанную на частной собственности, рынке и свободе контракта. Соответственно, «либеральными» называют те политические силы, которые настаивают на развитии такой практики и институтов.
В совокупности перечисленных характеристик в диссертации отдается предпочтение первому и последнему значению феномена либерализма применительно к эволюции американского либерализма как политической теории и практики, вобравшей в себя ряд вышеприведенных черт. Примерно в таком ключе трактуют категорию «либерализм» многие современные исследователи. «Либерализм – сумма социальных воззрений и принципов, экономических, политических, нравственных взглядов, оформившихся в XVI-XVII вв., а также особая социальная теория и главная политическая сила Просвещения, - пишет Е.Л. Дубко. - …Это философское мировоззрение, служащее обоснованием конституционного строя и политического господства буржуазии, оперирующее понятиями «польза», «контракт», «естественное право», означает буржуазный социальный строй и даже еще шире – узнаваемый либеральный образ жизни».
Многообразие подходов, оценок свидетельствует о том, что такое комплексное явление, как либерализм, его структура исследованы еще недостаточно, необходим дальнейший научный поиск и уточнение социально-политических характеристик либеральной идеологии.
На современном этапе общественного развития обострилась идейно-политическая борьба вокруг феномена либерализма в связи с крахом политического курса российских реформ 1990-х годов, проводившихся под знаком либерализма. В современном российском обществе продолжается оживленная дискуссия по проблемам содержания либерализма, соответствия либеральной идеологии рыночным преобразованиям, возможности применения либеральных идей с точки зрения перспектив общественного развития, совпадения их с российской исторической традицией.
В 1990-е годы российские реформаторы стремились копировать государственный социально-политический опыт США. Слепое копирование этого опыта не привело к положительным результатам, более того, отрицательно сказалось на эффективности российских реформ. Поэтому обращение к опыту становления и развития в США либеральной идеологии в целом, и концепции социального либерализма в частности, имеет в настоящее время не только теоретическое, но и практическое значение.
Наконец, в современном мировом сообществе с момента крушения биполярной системы международных отношений ведется непрекращающаяся дискуссия о способах построения и будущих очертаниях нового мирового порядка, о перспективах глобальной его либерализации. Для определения роли и места США в новых геополитических построениях обращение к историческому опыту, к истокам современной внешнеполитической теории и практики американского государства также представляется целесообразным. Вышеперечисленными обстоятельствами определяется актуальность данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. История изучения становления и развития концепции либерализма в США XIX-начала XX веков проходит несколько этапов.
Первый период систематического изучения истории либерализма в США приходится на временной отрезок от начала XX века до начала Второй мировой войны.
В послереволюционной советской историографии проводилась линия на критическую, сугубо негативную оценку роли США в мире, их идеологии при абсолютно позитивных характеристиках социалистического строя, идеологии марксизма-ленинизма, внешней политики СССР, роли международного рабочего движения. Критики американского либерализма зачастую действовали в духе «Краткого курса истории ВКП(б)» и установок сталинизма, оставляя за рамками своих исследований подлинно научные аргументы.
В зарубежной, прежде всего американской, историографии данного периода появились первые обобщающие труды по истории либерализма в США, наложившие отпечаток на весь ход дальнейших исследований проблемы. Видную роль в исследовании идеологии либерализма в его социальной форме сыграл американский социолог Л. Уорд и его работа «Прикладная социология: Исследование о целенаправленном совершенствовании общества самим обществом». В ней социолог обосновывал положение о способности человека и общества вершить свою судьбу и выбирать альтернативы своего развития. В 1909 г. в Нью-Йорке вышла работа журналиста Г. Кроули «Будущее Америки», сделавшая ее автора одним из популярных идеологов социального либерализма. Фундаментальной идеей работы стала идея сильного национального правительства, поставленного на службу всеобщему благоденствию, классовому миру. Эту идею Г. Кроули назвал «новым национализмом».
Идеи Л. Уорда, Г. Кроули и других мыслителей того времени обобщили социальные, экономические, политические аспекты исторического опыта США, современных им Европейских государств, а выводы, сделанные ими, заложили основы социального либерализма, выступившего на идейно-политической арене в начале XX столетия. Именно в это время либерализм в США приобрел новый облик, преобразовавшись в социал-реформистскую доктрину, которая нашла в той или иной степени отражение в политическом курсе президентов Т. Рузвельта и В. Вильсона. К данной группе относятся также работы создателей доктрины американской глобальной экспансии. В трудах Д. Фиске, Д. Барджесса, Д. Стронга, Ф. Тернера, А. Мэхэна на основе глубокого анализа жизнедеятельности античных и средневековых обществ представлены теории «превосходства англосаксов» (Д. Фиске, Д. Барджесс), теория «подвижной границы» (Ф. Тернер), теория «влияния морской силы» на политическую и экономическую мощь государства. В этих работах не только изучалась история становления либерализма в американском политическом и внешнеполитическом мышлении, но и была заложена идеологическая база всей американской внешней политики XX века.
Фундаментальным трудом этого периода стало трехтомное сочинение В. Паррингтона «Основные течения американской мысли», в котором раскрыта история идейных течений в США с конца XVIII века. Она представлена как противоборство между локковской и антилокковской традициями. Сторонниками первой автор объявлял А. Гамильтона, федералистов начала XIX в., социал-дарвинистов рубежа XIX-XX вв.; сторонники второй – Т. Джефферсон, Э. Джексон, А. Линкольн. Идейное противостояние Паррингтон свел к конфликту антилокковского либерализма Джефферсона и пролокковского консерватизма Гамильтона, влиявших на последующую эволюцию политической идеологии в США.
В 1925 г. в Нью-Йорке вышла работа Я. Холландера «Экономический либерализм», в которой исследовались взгляды либеральных идеологов на экономические проблемы.
Второй период историографии проблемы хронологически совпадает с «холодной войной» - со второй половины 1940-х годов до рубежа 1980-1990-х годов. Советские издания этого периода испытывали сильное влияние идеологического противостояния «холодной войны». В советских справочно-энциклопедических изданиях тех лет либерализм определялся как «идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя и буржуазных «свобод» в экономической, политической и других сферах». При подобной трактовке либерализм представлялся как негативное идейно-политическое течение, выражавшее классовые интересы либеральной буржуазии. Такое отношение было характерно для научных исследований по истории либеральной идеологии в США. Среди научных трудов данного периода, содержащих такую трактовку и косвенно имеющих отношение к проблеме нашего исследования, можно назвать работы Р.Ф. Иванова, И.А. Белявской, Л.И. Зубока , И.П. Дементьева, А.А. Мурадян, Б.Д. Козенко, А.А. Кормилец, С.А. Поршакова, М.О. Трояновской и др.
Значительный вклад в изучение истории американского либерализма на этом этапе внес А.В. Валюженич, монография которого посвящена анализу тенденций развития американского либерализма от истоков до начала 1970-х годов.
Особую роль сыграли исследования, посвященные жизнедеятельности государственных деятелей США либеральной ориентации, чьи идейные воззрения оказывали существенное влияние на формирование государственной идеологии и политического курса. Среди этих исследований можно отметить, к примеру, работу В.О. Печатнова «Гамильтон и Джефферсон», посвященную анализу воззрений ведущих идеологов американского либерализма рубежа XVIII-XIX веков, и многие другие.
Для американской историографии указанного периода характерно утверждение конструктивной роли, которую сыграла либеральная традиция в приспособлении американского общества к потребностям общественного прогресса. Выдающийся американский историк Р. Хофстедтер, труды которого прочно вошли в классику американской исторической и политической мысли, пишет: «Либеральная традиция, свойственная американской политической жизни, начала функционировать со времен демократии Джефферсона и Джексона и проявилась затем в Популизме, Прогрессизме и Новом курсе. Это делало американскую систему более человечной, исправляло ее недостатки и обеспечивало расширение круга лиц, которые могли пользоваться ее благами. Не будь этой постоянно действующей традиции…, американская система напоминала бы собой джунгли, …и, вероятно, никогда не смогла бы превратиться в ту замечательную систему производства и распределения, какой она является в настоящее время».
В американской научной литературе данного периода определяющим сочинением также стало исследование Л. Харца «Либеральная традиция в Америке», изданное в Нью-Йорке в 1955 г., признанное классическим в историографии США. Л. Харц доказывал, что в истории идеологической мысли США преобладало не противостояние либерализма и консерватизма, а либеральное единомыслие, принципиальное согласие по основополагающим общественно-политическим вопросам.
Еще одним фундаментальным исследованием, представляющим интерес в рамках нашей темы, является работа А. Шлезингера-младшего «Циклы американской истории». А. Шлезингер признает, что в Америке существует борьба между капиталистическими ценностями (неприкосновенность частной собственности, культ свободного рынка, выживание сильнейших) и демократическими ценностями (равенство, социальная ответственность, всеобщее благосостояние). Однако историк утверждает, что между двумя этими различными категориями ценностей нет непримиримых противоречий, ибо «в Америке капитализм включает в себя демократию, а демократия – капитализм».
Большой интерес для данного исследования представляет также работа М. Лернера «Развитие цивилизации в Америке», вышедшая в русском переводе в 1992 г. Автор подробно рассматривает историю становления американской нации, а также анализирует факторы, обусловившие тот или иной поворот в развитии американского образа мышления.
Кроме работ Л. Харца, А. Шлезингера, М Лернера в США в этот период были изданы исследования Л. Страусса, С. Файна, Н. Розенблума и др. В фокусе внимания этих авторов находится история либеральных идей в Америке, сравнительный анализ тенденций развития американского либерализма на разных исторических этапах, а также наиболее дискутируемые на протяжении длительного времени проблемы, такие как идеология “laissez-faire”.
В сборнике «Американское прошлое: конфликтные интерпретации спорных вопросов» также обсуждались наиболее острые проблемы американской истории XIX в., в том числе либеральные традиции в процессе реализации демократических ценностей. В сборнике «Либералы о либерализме» рассматривались различные аспекты американской либеральной идеологии: кризис либерализма и его проявления, влияние либеральной традиции на политические процессы и т.д.
Особое место в историографии США 1960-70-х годов занимали исследования, посвященные истокам либеральных реформ. В литературе конца 1970-х годов появился тезис о кризисе либеральной идеологии США, что и вызвало оживленный интерес к историческому опыту реформирования.
Третий период историографии проблемы начался на рубеже 1980-1990-х годов. На содержании отечественных исследований этого периода благотворно сказался отход от наследия и подходов «холодной войны». Авторы научных трудов данного периода отказывались от сугубо негативных оценок либеральной идеологии и политики, более объективно осмысливали проблемы либерализма в США. Кроме того, была значительно расширена проблематика исследования либерализма в США, в научный оборот вводились новые источники, ранее не доступные исследователям. С начала 1990-х годов в отечественной историографии появились труды по истории либерализма США, основанные на объективных оценках. Наибольшую ценность для данного исследования представляет сборник «Либеральная традиция в США и ее творцы», в котором последовательно прослеживается история эволюции либерального мировоззрения от Т. Джефферсона до Б. Клинтона, анализируется широкий спектр проблем либеральной теории и практики, четко прослеживается гибкость либеральной идеологии, ее способность приспосабливаться к конкретным историческим условиям.
С 1990-х годов появились учебники и учебные пособия по истории США, в которых она рассматривается по-новому, с позиций объективного изучения историко-политических событий американской политической истории.
Значительный вклад в разработку истории идеологических течений в США внес видный отечественный историк В.В. Согрин. Особо в плане нашей диссертации выделяются его труды «Идеология в американской истории: от отцов-основателей до конца XX века» и «Президенты и демократия: Американский опыт». Специально историю эволюции либеральной идеологии в США В.В. Согрин не исследовал, а ограничился рассмотрением ее места среди других идеологических направлений в общем контексте американской политической истории.
В период с 1990-х годов в России было продолжено издание биографий ведущих американских политиков, в т.ч. представителей либерального лагеря, что внесло определенный вклад в разработку проблемы либеральной идеологии в США.
В настоящее время проблемы либерализма в США рассматриваются на стыке ряда общественно-гуманитарных наук – они представляют интерес для историков, юристов, философов, политологов, социологов, занимающихся анализом идеологического содержания американского либерализма XIX – начала XX веков, в частности по проблемам политической философии.
В американской историографии 1990-2000-х годов появились новые научные труды по истории либерализма в США. В связи с кризисом идей традиционного, классического либерализма, авторы стали обращаться к поиску новых, более адекватных реалиям времени концепций. Так, возникает концепция «прагматического либерализма» Ч. Андерсона, который предлагается политологам в качестве альтернативы формализму классического, утилитарного либерализма. Автор вводит термин “practical political reason”, и предлагает использовать его при выстраивании экономического и политического курса как альтернативу любым, в том числе и либеральным, догмам.
Примечательно, что, несмотря на заявления о кризисе и даже полной деградации либеральной идеологии, многие авторы остаются в русле традиционного восприятия либерализма как основополагающей идеологии Соединенных Штатов. Так, оценивая роль либерализма в истории США, авторы сборника «Либерализм для нового века» пишут: «Либерализм… был не просто течением красивых мыслей и благих намерений. Он был основной концепцией в сотворении Америки…».
Проблемы истории американского либерализма нашли отражение в ряде диссертаций. Российские диссертационные исследования, посвященные либеральной проблематике, можно условно разделить на два основных направления. К первой группе относятся работы, посвященные теоретическим, этическим, философским аспектам либеральной идеологии. Среди них для данного исследования интерес представляет, например, работа Н.А. Ведениной «Современный политический либерализм и проблема социальной справедливости». Диссертация представляет собой исследование ценностных основ социально-политического порядка в рамках либеральной теории, прослеживает условия формирования и развития классической либеральной мысли на примере европейских стран (Англии и Франции), а также США и России. В работе выявляется отражение идей политического либерализма в современной исторической науке, рассматриваются перспективы развития либеральных идей социальной справедливости.
Ко второй группе диссертационных исследований, касающихся рассматриваемой темы, можно отнести исследования, посвященные более узкой проблематике в рамках либерального мировоззрения, конкретным социально-экономическим и политическим аспектам, таким как государственное регулирование экономики, внешнеполитическая экспансия и т.д. Среди них следует отметить труды С.В. Афанасьева, Н.В. Батулина, З.М. Казачковой, О.Л. Говориной, В.Н. Ермольева и других.
Также интерес представляют диссертации, посвященные проблемам российского либерализма, так как их авторы так или иначе обращаются к американскому опыту. В этой категории можно выделить работы А.В. Пешняка, О.В. Хомякова и др.
Проведенный анализ научной литературы по теме диссертации показал, что, несмотря на, казалось бы, достаточную изученность истории либерализма в США в XIX – начале XX столетий, некоторые аспекты проблемы, в частности идеология социального либерализма, ее эволюция, исследованы недостаточно, другие нуждаются в пересмотре с привлечением дополнительных источников, новых методологических подходов, позволяющих изучать тему с позиции современного уровня развития исторической науки. Это касается, в частности, таких проблем как роль государства в экономике и внешняя политика США. Данные аспекты активно изучались в либеральной американской литературе, но всегда оставались в высшей степени дискуссионными. В настоящее время, в условиях сложной экономической и политической ситуации во всем мире, вопросы государственного регулирования и необходимость пересмотра внешнеполитического курса вновь встали в США с особой остротой. Высокая степень полемичности данных аспектов жизни Соединенных Штатов на современном этапе и объясняет сужение фокуса данного диссертационного исследования.
Таким образом, анализ истории изучения проблемы позволил сделать вывод об отсутствии комплексной работы по теме, а также о наличии многообразных подходов, суждений, оценок, требующих обобщения и систематизации. В итоге проблема истории становления и эволюции социального либерализма в США в обозначенный период оказалась теоретически и историографически фрагментарной, и нуждается в дальнейшем объединении усилий ученых по созданию комплексной монографии по истории американского либерализма, куда были бы включены такие аспекты как сущность, идейное содержание, истоки, практика американского либерального сознания на разных исторических этапах.
На основе анализа истории изучения эволюции американского либерализма XIX – начала XX веков нами сформулирована цель диссертации – исследование эволюции теории и практики американского либерализма, выявление факторов и закономерностей, определявших развитие либерального мировоззрения на протяжении XIX - начала XX века.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
- определить место либерализма в развитии идеологических трендов в рамках американской политической истории XIX - начала XX века;
- проанализировать концепции американской либеральной идеологии по проблемам государственного регулирования в XIX - начале XX века;
- рассмотреть содержание и влияние либеральных доктрин на экономическую ситуацию в США на рубеже XIX-XX вв.;
- изучить влияние либеральной идеологии на формирование и эволюцию внешнеполитического курса США в XIX – начале XX вв.;
- исследовать роль и место либерализма в генезисе феномена глобализма в обозначенный период.
Объект исследования – идейно-теоретическая основа идеологии либерализма в США в XIX – начале XX столетий.
Предмет исследования – формы и методы теоретической и практической деятельности либералов США в различных сферах жизнедеятельности американского общества в XIX – начале XX веков.
Хронологические рамки диссертации охватывают исторический период с начала XIX по начало XX веков, т.е. около столетия. Этот период в истории США характеризовался подъемами и спадами, успехами и неудачами американской либеральной идеологии, которая к началу XX в. пришла в своей эволюции к форме социального либерализма и заняла доминирующее положение в системе государственной власти, в определении приоритетных направлений внутренней и внешней политики США. Начальный этап исследования выбран в связи с президентством одного из ведущих лидеров американского либерализма Т. Джефферсона (1801-1809 гг.), когда либеральные идеи стали последовательно претворяться в политическом курсе государства. Конечная дата исследования – 1913 год – год вступления в должность президента США В. Вильсона, который проводил свою внутреннюю и внешнюю политику уже в рамках обновленного американского либерализма.
Источниковой базой диссертации являются разнообразные документы и материалы, которые можно объединить в следующие группы.
К первой группе источников следует отнести государственные документы США исследуемого периода – Конституцию, Билль о правах, поправки к Конституции США и др. В них содержатся фундаментальные принципы либеральной идеологии, на основе которых формировались либеральные доктрины по конкретным проблемам внутренней и внешней политики США.
Вторая группа источников представлена сочинениями основоположников либерализма А. Смита, Дж. Бентама, Дж. Миллса, Г. Спенсера, Т. Грина и др. Их идеи, восходящие к концу XVIII-первой половине XIX столетия, об индивидуализме, свободном рынке, частной собственности составили основу либеральной идеологии в США.
К третьей группе источников относятся выступления и статьи ведущих государственных деятелей США либеральной ориентации, опубликованные в различных сборниках. Эти материалы имели основополагающее значение для формирования политического курса США в рамках либеральной идеологии.
В четвертую группу источников следует включить мемуарную литературу – воспоминания, письма, записки либеральных идеологов – политических и общественных деятелей США, видное место среди которых занимают письма, статьи Т. Джефферсона, Т. Пейна, А. Линкольна, Т. Рузвельта и т.д. Мемуарная литература позволяет не только познакомиться со взглядами ведущих американских политиков на те или иные проблемы, но также выявить их личностные характеристики. Однако, она носит весьма субъективный характер и должна использоваться с учетом конкретных условий ее написания.
Пятую группу источников составляет периодическая печать, в которой также широко обсуждались теоретические и практические аспекты либерального мировоззрения. Среди периодических изданий в первую очередь следует отметить газеты “ The New York Times” и “Washington Post”, архивы которых позволяют проследить споры вокруг либеральной доктрины, эволюцию общественных взглядов на либерализм с 1850-х годов до наших дней. В частности, вызывают интерес публикации, посвященные определению целей и задач либералов в начале XX столетия, оценивающие особенности европейского либерализма на конкретных исторических этапах, взаимоотношениям либерализма и христианства и т.д.
“Washington Post” также уделяла немало внимания различным аспектам либерализма, в частности проблеме определения понятия «либерализм», изменениям, происходившим с либеральной идеологией в начале XX столетия и т.д.
Представленные источники обладают высокой степенью достоверности и позволяют в полной мере исследовать историю становления и эволюции американского либерализма в рассматриваемый период.
Методологической основой диссертации являются принципы объективности и историзма. Принцип объективности дал возможность избежать политической и идеологической предвзятости при анализе эволюции американского либерализма. Принцип историзма позволил изучить либеральную идеологию в ее развитии, во взаимовлиянии с иными идеологическими течениями. В диссертации реализовались и общенаучные методы исследования – исторический и логический, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системный и др. Соблюдение указанных принципов и применение отмеченных методов позволило воссоздать процесс эволюции либеральной идеологии в США в течение довольно продолжительного исторического периода.
Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе эволюции американской либеральной идеологии и практики XIX – начала XX вв. через призму формирования в ее рамках ведущей разновидности американского либерализма – социального либерализма, в попытке синтезировать и систематизировать результаты научных поисков в этом направлении. В диссертации также исследованы проблемы, не получившие достаточно полного освещения в исторической литературе, либо являющиеся дискуссионными в настоящее время: о роли государственного регулирования в идеологических построениях американского либерализма, о либеральных подходах в оценке и формировании внешнеполитического курса США и др. В научный оборот впервые вводятся новейшие исследования американских авторов, не ставшие предметом научного анализа в отечественной историографии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наряду с доминированием принципов классического либерализма в экономической жизни США в XIX в. отчетливо прослеживается тенденция усиления государственного вмешательства в экономику, что свидетельствует об эволюции либерализма в США и формировании концепции социального либерализма.
2. На рубеже XIX-XX вв. в США закладываются основы социально-ответственного государства, получившие свое дальнейшее развитие в период президентства В.Вильсона и в особенности Ф.Д. Рузвельта. Либеральная доктрина трансформировалась в модель социального либерализма, что означало отказ от основных постулатов классического либерализма, но не вело к разрыву с общими политическими, философскими и морально-этическими либеральными ценностями.
3. Будучи тесно связанной с развитием американской национальной идентичности, либеральная идеология являлась одним из факторов становления экспансионизма во внешнеполитическом курсе США в XIX веке. Либеральные принципы свободы и равенства, государства, призванного защищать нерушимость идеалов частной собственности и прав человека стимулировали стремление США проводить политику их распространения сначала на государства американского континента, а затем и на весь мир.
4. Сформировавшаяся к началу XX в. концепция социального либерализма значительно расширила полномочия государства в сфере внутренней и внешней политики, и стала предтечей развития глобалистского мышления в США.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в возможности ее теоретического и прикладного применения. Результаты и содержание исследования могут быть использованы в написании обобщающих научных трудов по истории США, политологии, истории политической мысли, в учебной и учебно-методической работе при подготовке элективных и специальных курсов.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации соискателем опубликовано 5 статей. Соискатель неоднократно выступал с сообщениями на ежегодных научных сессиях Воронежского государственного университета, принимал участие в региональной научной конференции «Международные отношения в глобализирующемся мире».
Структура и объем работы отвечают цели и задачам диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.