Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв. Войтенко Антон Анатольевич

Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв.
<
Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв. Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв. Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв. Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв. Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Войтенко Антон Анатольевич. Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2002.- 290 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/405-2

Содержание к диссертации

Введение 2

Источники 6

Изучение египетского монашества в западно
европейской и американской историографии 45

Изучение египетского монашества в отечест
венной историографии 61

ЧАСТЫ 97

1) Начальные формы монашеской организации

и их предполагаемая эволюция 97

  1. Социальный состав монашеского движения 173

  2. Монастырь и внешний мир 194

ЧАСТЫ1 232

  1. Подвижничество (аактіотд) 234

  2. Молитва (еЬхц) 247

  3. Помысл (XoyLCTjios1) 262

Заключение 273

Библиография 279

Сокращения 289

Агиография - это литература памяти Реджинальд Грегуар

Введение к работе

Данное исследование изначально задумывалось как двуединое — проследить эволюцию египетского монашества в плоскости социальной истории и в рамках изменения монашеских представлений (если таковое, конечно, имело место). Однако при исследовании материалов источников выяснилось, что необходимо решить ряд параллельных задач. Для начала необходимо было выяснить типы монашеских поселений, социальный состав самого монашества, круг социальных контактов монашества с «миром» и их мотивацию — чтобы затем попытаться сделать предположения об эволюции на столь разных «линиях» социальной истории раннего монашесгва. Необходимо было разработать методику для работы с аскетической терминологией, чтобы выяснить, насколько вообще возможно говорить об эволюции термина в исследуемых текстах.

Первоначально, круг источников был шире, чем тот, который представлен в работе, но затем, по вполне объективным причинам, его пришлось сужать: так, фактически за рамками исследования остался столь интересный источник как Apophthegmata Patrum, поскольку, приступив к его изучению, мы поняли, что подробное его исследование отнимет очень много времени и непомерно расширит объем работы. Поэтому, в результате, мы решили остановиться на трех классических источниках по истории раннего монашества в Египте: «Житии св. Антония» свт. Афанасия Великого, «Лавсаике» еп. Палладия и «Истории монахов», греческая версия которой принадлежит неизвестному монаху, а латинский перевод, как предполагается, был сделан Руфином Аквилейским. Отбор источников определил и хронологические рамки исследования: последнее посещение Палладием Египта (которое, как предполагается, было зафиксировано в отдельных главах «Лавсаика») относится к 406-413 гг., т. е. к началу V в.

Структурно работа разбивается на три части и краткое заключение: первая (вводная) содержит очерки об основных наших источниках и историографии. В разделе «Источники» мы постарались дать некоторые наши методические соображения относительно работы с ранними агиографическими текстами, а также осветить степень разработки наших источников в современной науке, включив сюда и сведения об их восточных версиях, жанровом своеобразии и разбор тех текстологических проблем, которые могут серьезно повлиять на интерпретацию содержащейся в них информации. Все это делалось с одной целью — показать, на каком уровне сейчас находится научная разработка этих текстов, чтобы определить для себя ту планку, ниже которой уже не следует опускаться. Весьма любопытная вещь выяснилась при знакомстве с историографией вопроса: оказалось, что в отечественной науке интересующие нас сюжеты практически не рассматривались, да и в западной им не всегда уделяется должное внимание. Поэтому мы сочли возможным в наших историографических очерках осветить основные направления в исследовании египетского монашества (а не только тех вопросов, которые нас непосредственно интересовали). При этом очерк об отечественной историографии по объему почти в два раза превышает очерк об историографии западной, хотя статей и монографий на русском языке во много раз меньше. Но мы не видим в том большой беды. Скорее, наоборот. Мы просто воспользовались доступностью материала и его относительной компактностью, чтобы рассмотреть его более подробно, ведь речь идет об отечественной традиции: перед тем как что-то всерьез исследовать, необходимо сначала оглянуться назад и по сторонам. Объем и труднодоступность западной научной литературы не позволил нам рассмотреть ее подробно, но надеемся, нам все-таки удалось высветить основные ее направления и методические приемы.1 Основное внимание в последнем случае мы уделяли западным статьям и работам, исследующим интересующие нас сюжеты социальной истории египетского монашества.

Следующая часть нашего исследования рассматривает круг вопросов социальной истории: типология монашеских поселений и основные модели ее эволюции, социальный состав монашества, круг его контактов с «миром». Внутри каждой главы материал разбит по источникам, отдельное деление есть внутри первой главы (главным образом, по типам монашеских поселений) — последнее было сделано, чтобы избежать путаницы при чтении работы.

Сходную структуру имеет и следующая часть работы, посвященная исследованию аскетической терминологии. Ее открывает небольшое введение, где мы излагаем методику нашей работы с этим непростым материалом. Для исследования были избраны три ключевых термина христианской аскетики — подвижничество (аакгрід-), молитва (еЬхц) и помысл (XoyiajiosO.

В заключении излагаются основные выводы, к которым мы пришли в результате работы, и намечаются новые перспективы для исследования.

Пользуясь случаем, нам хочется поблагодарить тех коллег, без которых наша работа либо могла бы вовсе не состояться, либо имела бы куда более бледный вид, кто помогал нам либо советом, либо щедро делился тем материалом, который имел сам — что в нынешних непростых условиях немало: прежде всего, А.В. Муравьева (нашего научного руководителя), а также А.И. Сидорова, И.С. Чичурова, Е.Б. Смагину, Н.Л. Носову, Д. Бумажнова, А. Лайтара и Т. Дерду (Польша).

Мы сердечно благодарим сотрудников Института египтологии Мюнхенского Университета (проф. Р. Шульц (Балтимор/Мюнхен), проф. Г. Буркарда, проф. Д. Кесслера, А. Вербовчек, М. Ульман, С. Виммера), Института египтологии и коптологии Мюнстерского Университета (проф. М. Краузе, проф. С. Еммеля, М. фон Фалька, С. Ходак и

Часть западной историографии подробно разобрана нами в статье: «Житие пред. Антония Великого» свт. др.) и проф. М. Ван Эсбрука (Мюнхен) за помощь и поддержку во время нашей краткосрочной научной командировки в Германию, осуществленной по линии Немецкой Службы Академических обменов (ДААД) и позволившей нам поработать с научной литературой, недоступной в России.

Афанасия Александрийского и начало христианского монашества. II В.В., т. 60 (85), М., 2001, стр. 83-98.

Похожие диссертации на Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв.