Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Ильина Ольга Александровна

Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология
<
Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильина Ольга Александровна. Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ильина Ольга Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки].- Москва, 2009.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/804

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальные и политические особенности еврейской эмиграции в конце XIX - начале XX вв 25

Раздел 1. Социально-экономические и политические предпосылки эмиграции российских евреев в Палестину в конце XIX в 25

Раздел 2. Подход российского правительства к эмиграции евреев из России в Палестину 42

Раздел 3. Политика османских властей в отношении иммиграции российских евреев в Палестину 61

Глава 2. Еврейские эмигранты из России в Палестине. 1882 - 1904 гг. 77

Раздел 1. Начальный этап еврейской эмиграции, эмиграция билуйцев в 1882 г. 77

Раздел 2. Участие российского палестинофильского движения в деятельности евреев-иммигрантов по созданию сельскохозяйственных поселений в Палестине в 1881- 1904 гг. 96

Раздел 3. Деятельность западноевропейских еврейских благотворительных организаций по оказанию помощи поселениям еврейских иммигрантов в Палестине 115

Глава 3. Особенности адаптационного процесса российских евреев в Палестине 134

Раздел 1. Общество «Билу»: Идеология и реальность 134

Заключение 176

Список источников и литературы 186

Приложение 1 207

Введение к работе

Постановка проблемы. Еврейская эмиграция из России в Палестину в конце XIX - начале XX в. представляет собой первоначальный этап переселенческого движения евреев на историческую родину. Процесс переселения российских евреев и их адаптации в Палестине был сравнительно длительным и очень непростым. Еврейские переселенцы, руководствуясь различными идеологическими концепциями, пытались создать новые поселения на земле своих предков. В ходе реализации идеологических программ на практике еврейским переселенцам пришлось столкнуться с многочисленными проблемами. Российские и османские власти пытались использовать еврейских эмигрантов в своих интересах либо нейтрализовать их деятельность. Процесс обустройства и адаптации российских евреев в Палестине был обусловлен деятельностью международных еврейских благотворительных организаций, а также отношением к новым переселенцам уже существовавших в Святой земле еврейских общин. В целом еврейское переселенческое движение развивалось в соответствии с объективной ситуацией, сложившейся в Палестине в конце XIX в., а также под влиянием позиций властных структур и других сил, связанных с переселенческим движением евреев.

Несмотря на довольно обширную литературу, посвященную еврейскому переселенческому движению, этот исторический феномен изучен, на наш взгляд, все еще недостаточно. Различные факторы, порождавшие еврейскую эмиграцию, влиявшие на нее и определившие характер адаптации российских евреев в Палестине, должны быть рассмотрены в своей совокупности. Такое исследование должно выявить характер переселенческого движения и последствия его развития. Тем более что современное состояние исторической науки побуждает нас задавать прошлому новые вопросы и позволяет использовать новые исторические источники.

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами. Комплексный анализ вопросов, связанных с историей создания государства Израиль, неизбежно приводит исследователя к теме появления на территории Палестины крупного сообщества евреев-выходцев из Российской империи. Изучение особенностей эмиграционного движения евреев из России в Палестину в исследуемый период представляет собой актуальную научную задачу, поскольку позволяет в значительной степени понять истоки ряда процессов, происходивших на Ближнем Востоке и имеющих свое продолжение в настоящее время. Первая крупная волна эмигрантов в Палестину в конце XIX -начале XX в. состояла, в основном, из российских евреев. Изучение идеологических концепций, которыми руководствовались первые еврейские переселенцы, позволяет выявить историческую преемственность между идеологическими программами участников первой переселенческой волны и следующих волн эмиграции. В целом исследование малоизученной в российской и, на наш взгляд, недостаточно изученной в израильской историографии истории первой волны эмиграции из России в Палестину имеет существенное значение для выявления общих тенденций всех волн еврейской эмиграции, что, по нашему мнению, будет способствовать лучшему пониманию истории Ближнего Востока в XX столетии.

Объектом исследования является процесс развития эмиграционного движения евреев из России в Палестину.

Предмет настоящего исследования составляют социальные, политические и идеологические особенности переселенческого движения российских евреев в Палестину в конце XIX - начале XX в., основные причины, толкнувшие часть российских евреев на эмиграцию, а также произошедший процесс трансформации их идеологии, образа жизни в трудовой, общественно — политической, духовной и бытовой деятельности.

Основной целью диссертационной работы является комплексное изучение истории еврейской эмиграции из России в Палестину в 1880 -1904 гг. Автор стремится выявить сформировавшийся в этот период комплекс проблем, противоречий и конфликтов, которые имели продолжение в последующих волнах еврейской иммиграции в Палестину. Для достижения поставленной цели потребовалось выполнение следующих задач:

проведение анализа причин, условий и специфики динамики еврейской эмиграции из России в Палестину;

рассмотрение способов реализации целей и практических методов работы участников эмиграционного движения по переселению в Палестину, созданию и развитию еврейских сельскохозяйственных поселений;

выявление структурных составляющих адаптации российских
евреев в Палестине;

сравнительный анализ факторов, способствующих и препятствующих приспособлению российских евреев к новым условиям жизнедеятельности в эмиграции;

раскрытие механизма взаимоотношений различных групп и течений внутри еврейского сообщества в Палестине и еврейских переселенцев из России;

установление особенностей идеологии еврейских эмигрантов из
Российской империи;

анализ процесса трансформации специфической идеологии общества «Билу» в сторону более умеренной и приемлемой в условиях Палестины;

Движение «Билу» (акроним фразы: «Бейт Иаков леху ве-нелха» («О, дом Иакова! Придите, и будем ходить [во свете Господнем]») (Исайя, 2:5)) - еврейская организация, созданная в г. Харькове в 1882 г, которая стала символом первой переселенческой волны евреев в Палестину.

характеристика политики властей Османской империи и России в отношении эмиграции;

оценка роли деятельности представителей палестинофильского движения , барона Э. Ротшильда и Еврейского колонизационного общества в конце XIX - начале XX в. по созданию и укреплению первых сельскохозяйственных колоний в Палестине, в работе которых участвовали еврейские переселенцы из России.

Научная новизна и оригинальность диссертации состоят в том, что она представляет собой первую в отечественной историографии попытку создания комплексного многоаспектного исследования эмиграции российских евреев в Палестину в указанный период. В работе рассматривается целый спектр малоизученных проблем, анализ которых может внести коррективы в распространенные стереотипы представлений о первой волне еврейской эмиграции. Не претендуя на всеохватывающий анализ тем, связанных с рассматриваемой проблематикой, автор предпринимает попытку исследования идеологической составляющей эмиграционного движения евреев в Палестину, с учетом реалий изучаемого периода, политики заинтересованных держав, внутренних противоречий еврейского национального движения. Это предопределило работу с различными источниками, отражающими как точку зрения самих участников переселенческого движения, так и других сторон - российских дипломатов, османских властей, представителей еврейских благотворительных организаций. Диссертационное исследование написано с привлечением широкого круга источников, часть из которых либо впервые вводится в научный оборот, либо была недостаточно изучена отечественными востоковедами.

2 Палестинофильское движение ( «палестинофильство», «палестинское движение», «Хиббат-Цион» (иврит - «Любовь к Сиону»))- принятое в историографии название еврейского национального движения, основанного из разрозненных кружков и групп (главным образом из России), которое стало связующим звеном между идеей возвращения на историческую родину евреев и началом политического сионизма.

Методологическая основа диссертации определяется принципом системности научного познания, который предполагает рассмотрение объекта исследования в качестве сложно организованной целостной системы, включающей в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Необходимо указать, что целостность системы выступает как продукт взаимодействия ряда компонентов, которые возникают и развиваются в рамках целого, находясь в неразрывной связи друг с другом, и вне этой связи не могут быть изучены и поняты. Соответственно, в качестве методологического средства реализации системного подхода при исследовании особенностей эмиграционного движения российских евреев в Палестину в конце XIX - начале XX в. использовался комплексный анализ отдельных групп, участвовавших в эмиграционном движении (в частности, деятельность общества «Билу»), как частей целого исторического явления. Рассматривались как прямые, так и обратные связи между экономическими, политическими и социальными факторами, способствовавшими эмиграции евреев в Палестину.

В работе также используются сравнительно-исторический и ретроспективный (историко-генетический) методы научного исследования. Первый из них позволяет проанализировать предпосылки возникновения эмиграционного движения в Палестину путём привлечения сравнительного материала, касающегося эмиграции российских евреев в Северную Америку. Второй метод помогает выявить особенности политики властей Османской империи по отношению к эмиграции российских евреев в Палестину в сравнении с правительственным подходом Высокой Порты к переселению других групп эмигрантов.

Практическое значение работы состоит в расширении исторического знания по одной из ключевых и актуальных тем в области изучения истории сионизма. Материалы и результаты исследования можно использовать при проведении практических и семинарских занятий по

проблемам, связанным с историей Ближнего Востока соответствующего периода. Привлеченный и проанализированный в диссертации исторический материал может найти применение в вузовском преподавании истории Османской империи XIX-XX вв. Надеемся, что диссертация будет способствовать более глубокому пониманию хода и сути основных событий, имеющих отношение к созданию государства Израиль.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1880 по 1904 гг. В израильской историографии нередко встречается мнение, что первая волна стихийной еврейской эмиграции в Палестину началась в 1882 г. В данной работе хронологические рамки исследования расширены, так как анализ ряда событий 1880-1882 гг. представляет в новом свете переселенческое движение российских евреев в Палестину. Верхняя хронологическая граница - 1904 г. - совпадает с окончанием первой волны еврейской эмиграции в Палестину. За период с 1880 по 1904 г. была создана система еврейских поселений, сформирован организационный и идеологический фундамент для создания еврейского национального центра в Палестине.

Обзор источников. Решение задач, поставленных в настоящем диссертационном исследовании, потребовало обращения к широкой источниковой базе, включающей весьма значительный объём оригинальных материалов. Источниковую основу исследования составили в значительной степени архивные материалы, большая часть которых не опубликована и впервые вводится в научный оборот. Автор использовал документы Центрального сионистского архива (Иерусалим) и Архива внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Среди материалов Центрального сионистского архива значительный интерес представляет документы следующих фондов: А109 - фонд И. М. Пинеса; А164 - фонд Амнона Горвица; А192 - фонд Давида Иделовича; А112 - фонд Гдалии Вильбушевич; А242 - фонд Хаима Хисина; К13 -

собрание манускриптов; S25 - политический департамент. Материалы, собранные в этих фондах, можно подразделить на несколько групп.

В первую группу источников вошли документальные материалы палестинофильских организаций: уставы, протоколы и постановления палестинофильских съездов и совещаний, отчеты делегатов палестинофильского движения, побывавших в Палестине, договоры о покупке земельных участков и т.д. Учитывая, что члены общество «Билу» руководствовались собственной специфической программой и принимали собственные уставы, программные документы данной организации были подвергнуты более тщательному анализу.

В диссертации использовались архивные источники личного происхождения: 1) неопубликованная часть дневника одного из участников билуйского движения Х.Хисина; 2) частная переписка членов движения «Билу» (И. Белкинда, Х.Хисина, М. Мэировича, З.Дубнова, Я. Хазанова и других) с представителями палестинофильских кружков в России, с руководством «Билу», оставшимся в России (Одесское бюро); 3) переписка первых участников палестинофильского движения, приехавших в Палестину (И.М. Пинес, З.Д. Левонтин, И. Файнберг и другие) с лидерами палестинофильского движения, оставшимися в России (Л. Пинскер, р. Ш. Могилевер, М.Л. Лилиенблюм, П.Смоленскин, Ахад-ха-Ам); 4) переписка между членами различных палестинофильских кружков, находящихся в России, а также в Палестине («Бней Цион», «Бней Моше», «Ахават-Цион»).

Приведенные в диссертации материалы Центрального сионистского архива позволяют, по нашему мнению, более адекватно представить систему ценностей и мировоззрения еврейских переселенцев из России, бытовые условия первых эмигрантов, их взаимоотношения, модели поведения, правила, действовавшие в различных поселениях, уровень знаний и навыков, которыми обладали приехавшие в Палестину российские евреи.

Важное место в источниковой базе диссертации занимают документы Архива внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации (АВПРИ МИД РФ): 1) исторические справки и записки, подготовленные Азиатским департаментом МИД; 2) официальная переписка консулов Российской империи в Иерусалиме, послов Российской империи в Константинополе и директора Азиатского департамента Министерства иностранных дел; 3) отношения российских консулов в Иерусалиме и российского посла в Константинополе; 4) секретно-политические донесения управляющего российским консульством в Палестине российскому послу в Константинополе; 5) предписания российского посла в Константинополе консулу Российской империи в Иерусалиме; 6) переписка директора Азиатского департамента МИД с Одесским градоначальником и др.

Особого внимания заслуживают донесения, записки и отчеты российских консулов и сотрудников российского консульства, работавших в Палестине. Во многие дипломатические документы включены подробные описания еврейских земледельческих колоний, в которых содержится информация о разногласиях русской дипломатии с османскими властями по поводу гражданства приехавших из России евреев. Стоит выделить записку одного из сотрудников российского консульства в Иерусалиме Г. Соломяка «О русско-еврейских земледельческих колониях в Палестине» от 1890 г. Данный документ содержит сведения о ходе еврейской колонизации Палестины, о реакции на нее властей Османской империи, о проблемах еврейских эмигрантов, многие из которых оставались российскими подданными. Кроме того, в составленной в 1894 г. титулярным советником Воеводским записке «Еврейские земледельческие колонии в Палестине» присутствует довольно объективная оценка положения еврейских поселенцев в Палестине. Оценки и выводы, содержащиеся в этих документах, оказали серьезное влияние на политику российского правительства в вопросе об эмиграции евреев.

Отдельную категорию источников составляют опубликованная
переписка участников и очевидцев происходивших в 1880-1904 гг.
событий. Наиболее крупные публикации были осуществлены крупными
израильскими специалистами. Стоит отметить А. Друянова, - архивиста и
историка сионистского движения, который в 1900 - 1905 гг. был
секретарем «Общества вспомоществования евреям - земледельцам и
ремесленникам Сирии и Палестины в Одессе» . Трехтомное издание писем
участников первой переселенческой волны, осуществленное А.
Друяновым, - одно из самых полных собраний источников по истории
поселенческого движении, которое выгодно отличается при сопоставлении
с другими источниками своей представительностью,

структурированностью и обширностью сведений о почти всех наиболее значительных этапах развития поселенческой деятельности в Палестине. Израильский историк и архивист Ш. Ласков выполнила переиздание данного сборника с дополнениями и комментариями . Помимо материалов, касающихся политической ситуации, политики палестинофильских и западноевропейских благотворительных организаций, в сборнике содержатся документы, касающиеся эволюции идеологии движения «Билу». Эти источники позволяют восполнить некоторые пробелы в истории билуйского движения, посмотреть на историю первой переселенческой волны глазами ее участников.

Также стоит отметить сборник «Книга сионизма» Ш. Явниэли. В издании собраны письма, связанные с деятельностью Всемирного еврейского союза (более распространенное название - «Альянс», «Alliance Israelite Universelle») в Палестине.

Существенную помощь в уяснении процесса переселения российских евреев в Палестину оказали дневники и мемуары

3 Ктавим ле-толдот Хибат-Цион ве-ишув Эрец-Исраэль (Документы по истории Хиббат-Цион и поселения в Земле Израиля)/ А. Друянов. - Одесса, 1918. - Т. 1.

4 Ктавим ле толдот Хиббат-Цион ве-ишув Эрец-Исраэль (Документы по истории Хиббат-Цион и поселения в Земле Израиля)/ Ш.Ласков. - Тель-Авив, 1982-1993.

непосредственных участников рассматриваемых в диссертации событий. Работы одного из первых билуйцев, приехавших в Палестину, X. Хисина: «Из дневника палестинского эмигранта», «Обетованная земля» и «Заиорданье» - достаточно объективно и подробно рассказывают о первых годах еврейской колонизации Палестины и деятельности российских организаций палестинофилов. Дневник X. Хисина расценивается рядом исследователей как наиболее достоверное и полное описание жизни в Палестине переселенцев из России, их ощущений, их мировоззрения. К этой же группе источников относится «Воспоминания» И. Белкинда, дневник Ц. Горовица, воспоминания М. Смилянского, З.Д.Левонтина, И. М. Пинеса . Данные источники содержат информацию о повседневной жизни и психологическом состоянии еврейских переселенцев в Святой земле, о сложностях и разочарованиях, об их проблемах и успехах. Эти материалы довольно субъективно освещают происходившие события, но без них невозможно обойтись при формировании целостной картины.

К следующей группе источников относятся материалы прессы. Назовем выходившие в большом количестве в России периодические издания на русском языке - «Восход», «Русский еврей», «Рассвет», «Еврейская старина», а также ивритоязычные газеты и журналы «Ха-Маггид», «Ха-Мелиц», «Ха-Шахар», в том числе и изданные в Иерусалиме - «Ха-Леванон», «Ха-Цви» и другие. Информация, содержащаяся в этих еврейских газетах и журналах, касается вопросов еврейской эмиграции в Палестину и создания сельскохозяйственных поселений.

Особый интерес для изучения идеологической составляющей эмиграционного движения российских евреев представляют труды идеологов национального движения конца XIX в., которые сыграли

5 Хисин X. Ми-йоман ахад ха-билуим (Из дневника одного из билуйцев). - Иерусалим, 1937; Хисин. Е. Дневник билуйца. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1973; Смилянский М. Мишпахат ха-адама (Семья земли). - Тель-Авив, 1951. - Т.З; Смилянский М. Перкей бе-толдот ха-ишув (Некоторые разделы истории ишува). - Тель-Авив, 1959. - Т. 1; Бе-нативей ха-билуим. Зихронот Исраэль Белкинд. (По тропе билуйцев. Воспоминания Исраэля Белкинда), - Иерусалим, 1983. - С. 26. Горовиц Ц. Ми-йамим ришоним (С первых дней). - Иерусалим, 1964

важную роль в развитии поселенческого движения, - Ц.Г. Калишера, И. Алкалая, М. Гесса, Л. Пинскера, З.Д. Левонтина, И.М. Пинеса, Ахад ха-Ама, М.Л.Лилиенблюма .

Привлечение упомянутых выше источников позволяет по-новому взглянуть на историю эмиграции российских евреев в Палестину в конце XIX в.

Историография. Исследуемая тема получила различную трактовку в российской, израильской и западной (американской и западноевропейской) историографии.

Среди работ российских исследователей, затрагивающих заявленную проблематику, в первую очередь, стоит выделить основополагающе труды по истории османского государства. Значительную ценность для систематизации научных знаний по истории Османской империи представляют труды российских востоковедов М.С. Мейера, Д.Е. Еремеева, Н.И. Иванова, Н.А. Дулиной. Труды этих исследователей являются очень важными для понимания формирования внутригосударственной и международной политики властей Османской империи.

Большую пользу в понимании административного и государственного устройства, земельных отношений и городского строя Османской империи, а также проблем, стоявших перед османскими властями в Палестине, оказали работы И.М. Смилянской, Д.Р. Жантиева, А.В. Крылова. Все эти работы отличаются высокой культурой научного исследования, детальным анализом изучаемого предмета, точностью оценок и выводов. Они затрагивают важные аспекты османской истории в конце XIX в. и помогают понять ситуацию, в которой оказались еврейские переселенцы, приехавшие в Палестину в конце XIX в.

6Пинскер Л. Автоэмансипация. - Петроград, 1917; Левонтин 3. Д. Ле-эрец авотейну (В страну отцов наших). - Тель-Авив, 1924; Пинес И. М. Собр. соч. Бней ха-арец (Сыновья земли). - Тель-Авив, 1926; Коль китвей Ахад ха-Ам. (Поли. собр. соч. Ахад ха-Ама). - Тель-Авив-Иерусалим, 1950.

Особо стоит выделить кандидатскую диссертацию В.Т. Панькова «Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине (1881-1914 гг.)». Заметим, что В.Т. Паньков стал одним из первых исследователей, кто обратился к деятельности организаций российских сионистов конца XIX — начала XX в. по созданию в Палестине еврейского национального центра. В своей работе В.Т. Паньков использовал широкий круг источников, немалая часть которых впервые вводилась в научный оборот, или же те, которые были слабо изучены в отечественной исторической науке. В работе рассматриваются проблемы создания евреями - выходцами из Российской империи первых сельскохозяйственных колоний в Палестине в конце XIX - начале XX в. и проводится анализ экономической и общественной деятельности целого ряда российских сионистских организаций. Автор концентрирует свое внимание на вопросах практического участия организаций российских сторонников палестинофильского, а затем и сионистского движения в непосредственной работе по осуществлению целей сионизма. К последним В.Т. Паньков относит переселение евреев в Палестину и создание там еврейского национального центра, что выражалось, в первую очередь, в приобретении земельных участков и строительстве на них еврейских земледельческих поселений. Признавая ценность работы В.Т. Панькова, стоит отметить, что исследование далеко не исчерпывает тему. В нашей работе при разработке тематики создания нового еврейского анклава в Палестине, мы постарались обратиться к проблематике трансформации идеологии еврейского национального движения, а также вопросам политики российских и османских властей в отношении эмиграции, деятельности международных еврейских организаций, выявления механизма взаимоотношений различных групп и течений внутри еврейских сообществ в Палестине и российскими переселенцами. Соответственно, это потребовало привлечения новых источников, в том числе из Центрального сионистского архива, АВПРИ.

Для раскрытия проблематики диссертации значительный интерес представляют опубликованные материалы проходивших в Москве международных научных конференций «Российский сионизм: история и культура» (2001 г.), «Еврейская эмиграция из России. 1881-2005» (2006 г.), посвященных многим смежным с диссертационной тематикой вопросам. В частности, большое внимание было уделено проблематике генезиса сионизма, вопросу эволюции политики царской администрации по отношению к сионистскому движению, истории палестинофильства и сионизма в дореволюционной Москве и другим актуальным вопросам.

Ценным пособием по социально-экономическому и политическому аспектам истории становления государства Израиль является коллективная работа И.Д. Звягельской, Т.А. Карасовой, А.В. Федорченко «Государство Израиль». В работе уделяется внимание проблемам создания государства Израиль в широком международном контексте, в том числе вопросу эмиграции евреев из России в Палестину, на основе документальных свидетельств и архивных материалов.

Наиболее обширной, что вполне понятно, историографией истории еврейского переселенческого движения является израильская. Работы израильских исследователей можно разделить на несколько направлений, различающихся задачами и подходами к оценке исследуемой проблемы.

В первую группу мы объединили наследников сионистской историографии, то есть авторов, подчеркивающих тот факт, что российские евреи несли в Палестину совершенно сформировавшиеся духовные идеалы, развитое национальное самосознание, поселенческую идеологию; их целями были переселение всего еврейского народа в Палестину и возрождение там еврейского государства. Среди этих авторов - И. Маор, И. Клаузнер, А.Херцберг, Э. Ледерхендлер, И. Кацнельсон и другие. В работах авторов, отнесенных к данной группе, акцент при изучении первой волны переселенческого движения российских евреев в Палестину делается на идеологический аспект еврейской эмиграции. При этом не

уделяется должного внимания роли социальных, экономических и политических факторов, в значительной мере влиявших на развитие эмиграционного движения евреев.

Ко второй группе мы отнесли оппонентов сионистской историографии - представителей направления, известного сегодня как «израильские новые историки», в числе которых - независимые исследователи, научные сотрудники и преподаватели (Б. Киммерлинг, Г. Шафир, И.Паппе и др.). «Новые историки» рассматривают поселенческое движение евреев как пример колониального проекта заселения европейцами далеких территорий на Востоке. Сторонники «новой истории» считают, что начало массовой эмиграции евреев в Палестину послужило основанием сначала для экспроприации земель коренного арабского населения, а затем для подавления всех потенциальных акций протеста арабов. Признавая ценность исследовательских работ сторонников «новой истории», стоит отметить, что ревизионистски-ориентированные исследователи пытаются внести историю поселенческого движения в теоретическую модель, разработанную для объяснения европейского колониализма - совершенно иного исторического феномена. Происходит затушевывание важных различий между поселенческим проектом евреев и европейским колониализмом.

В третье направление израильской историографии мы условно включили авторов, не связанных с сионистским движением, но сочувственно относящихся к деятельности лидеров сионистского движения, критически рассматривающих политическую активность турецкой администрации Палестины. Представители данной группы (Д.Кушнер, А.Кармел, И.Фридман, М.Маоз, Дж.Ландау и др.) определяют характер миграционной политики османских властей в рамках той международной ситуации, в которой оказалась Османская империя в конце XIX в. Пытаясь сохранить контроль над Палестиной, османские власти были вынуждены прибегнуть к ограничению еврейской эмиграции.

Четвертую группу израильских ученых представляют сторонники
религиозного направления в исследованиях первой волны иммиграции в
Палестину (Х.З.Хиршберг, М.Эльяв, И.Салмон). В этом контексте важной
для исследователей является проблема национально-религиозной
составляющей эмиграции евреев. Историки, придерживающиеся данной
ориентации в исследованиях, в первую очередь рассматривают
поселенческое движение как продолжение эмиграции религиозных евреев,
отсчитывая начало современной еврейской истории в Палестине от
эмиграционного движения евреев в XVIII в. В свете данной концепции
представители еврейской эмиграции из России в Палестину являются
модернизированными наследниками переселенческих волн

ортодоксальных евреев.

Особого внимания заслуживает то направление израильской
историографии, представители которого рассматривают различные аспекты
развития сельскохозяйственных поселений, созданных и

функционировавших с участием выходцев из Российской империи. Проблемы создания и развития первых поселений достаточно подробно освещены в работах историков РАаронсона, И.Бен-Арье, И.Бен-Арци, И.Бен-Цви, Д.Гилади, Ш.Ласков.

Проблемам истории иммиграции российских евреев в Палестину в конце XIX - начале XX в. посвящено немалое число работ американских и западноевропейских авторов. После создания государства Израиль в западной историографии стали появляться общие работы по истории создания Израиля, в которых определённое место отводилось и эмиграции российских евреев в 1880 - 1904 гг. Большая часть данных исследований отличалась широтой тем и объёмностью поставленных проблем. Переселенческое движение российских евреев в Палестину в конце XIX -начале XX в. рассматривалось в рамках посвященных сионистскому движению работ, в которых предпочтение отдавалось изучению политической истории, истории дипломатии, деятельности крупных

лидеров сионистского движения. Наибольший интерес представляют собой работы американских и британских авторов.

Развитие современной западной историографии по изучаемой проблематике свидетельствует о растущей специализации исследований, которые касаются вопросов иммиграции российских евреев в Палестину в конце XIX - начале XX в. в рамках изучения проблемы зарождения националистических течений. В этом плане значительным вкладом в изучение рассматриваемой проблемы стали работы Д. Витала, Б. Халперна, И. Рейнхарца, С. Кудмэна, Э. Смита. Данные авторы добились больших успехов в изучении синтеза идеологических влияний и фактических событий, связанных с переселением российских евреев в Палестину в конце XIX в. Ряд исследователей проводит идею восточноевропейского происхождения современного еврейского национализма, рассматривая в качестве источника национального еврейского движения еврейскую традицию. Однако влияние только одной еврейской традиции не объясняет развития еврейской национальной идеологии, в формировании которой участвовали российские евреи-переселенцы.

Одним из приоритетным направлений в изучении вопросов, связанных с переселенческим движением российских евреев, является проблематика становления первых поселений, а также различные аспекты развития сельскохозяйственных поселений, в создании и деятельности которых принимали участие выходцы из Российской империи. Исследователи, занимающиеся разработкой подобного рода тем (Д. Пенслар, Д. Вейнберг, Дж. Биггер, С. Шама), едины во мнении о том, что при создании поселений российские евреи сталкивались с вопросами достижения максимальной производительности, экономической независимости и безопасности. Особое внимание уделяется вопросам технического развития первых еврейских сельскохозяйственных поселений, внедрения новых достижений в сельское хозяйство и промышленность.

Изменения в западной историографии, связанные с переосмыслением ставших уже традиционными направлений исследований, привели к развитию социальной истории. Многие исследователи стали рассматривать эмиграцию российских евреев в конце XIX - начале XX в., уделяя значительное внимание истории отдельных семей, вопросам, связанным с историей повседневности, женской истории. В частности, работы Д.Бернштейн, Р. Карк, М. Шило, П. И. Химан, С.М.Коэна представляют собой серьезные исследования, в которых авторы связывают в одно целое разноплановые сюжеты - экономическое, политическое, социальное, тендерное состояние принимающего общества евреев в Палестине и новоприбывших евреев, выделяя проблемы взаимовлияния сообществ эмигрантов и старожилов.

В целом существует довольно обширная литература, в которой рассматривается еврейская эмиграция из России в Палестину в конце XIX - начале XX в. Современная зарубежная историография, прежде всего Израиля и англоязычных стран, посвященная еврейской иммиграции в Палестину в 1880-1904 гг., не охватывает всего спектра проблем, связанных с еврейской эмиграцией из России в Палестину в изучаемый период. Преимущественно внимание уделялось отдельным аспектам данного исторического явления: идеологии эмиграционного движения российских евреев в Палестину, проблемам становления первых поселений и учреждения общественных институтов в Палестине, развитию сельскохозяйственных поселений, социальному развитию еврейского сообщества на территории Палестины, проблематике национально-религиозной составляющей эмиграции евреев, процессам политической самоорганизации еврейского ишува.

Опираясь на существующую историографию (что не исключает критического отношения к работам предшественников) мы пытаемся идти дальше, ставя новые вопросы и привлекая новые источники. Мы надеемся, что наше исследование станет еще одним кирпичиком в построении здания

полной научной истории поселения евреев в Палестине в конце XIX -начале XX вв.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложения, включающего словарь терминов, понятий, иноязычных названий.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем изложения основных положений в докладах на кафедре иудаики Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и на конференциях: 1) «Ломоносовские чтения», г. Москва, 2008 г.; 2) Шестнадцатая ежегодная международная конференция по иудаике», г. Москва, 2009 г.; 3) «Ломоносовские чтения», г. Москва, 2009 г.).

Основные положения диссертации отражены в публикациях в научной периодике.

Социально-экономические и политические предпосылки эмиграции российских евреев в Палестину в конце XIX в

Еврейская эмиграция из России представляет собой переселенческое движение и является частью общего эмиграционного движения из Российской империи, ставшего массовым социальным явлением в 70-е - 80-е гг. XIX в. Выезд отдельных лиц или групп из России по политическим, религиозным и национальным мотивам без специального поручения или царского позволения фиксируется с ХУ1-ХУП вв. В XVIII в. эмиграция из России продолжается во все возрастающем объеме . В XIX в. выезд за рубежи России, а стало быть, и эмиграция принимает массовый характер накануне и, в особенности, после крепостной реформы 1861 г. В целом, эмиграцию XIX - начала XX вв. принято подразделять на трудовую (экономическую), национальную, религиозную и политическую .

Трудовая или экономическая эмиграция, бесспорно, была самой массовой. На заработки из России выезжали в двух направлениях — в Европу (Германию, Швецию, Данию) и за океан (США, Канада, Южная Америка , Австралия). В 1894 г. в Германию отправились около 80 тыс. чел., в 1902- 348 тыс. чел. В среднем в начале XX в. уехавших на заработки насчитывалось около 400-500 тысяч человек ежегодно. Отъезд в Германию облегчался благодаря межгосударственному соглашению 1897 г., регулировавшему движение сезонных рабочих .

В количественном исчислении религиозная эмиграция, затронувшая главным образом духоборов, молокан, старообрядцев, субботников и штундистов была незначительной. По религиозным мотивам из России уехало, по-видимому, не менее 30 тысяч человек. Наиболее интенсивно эмиграция проходила в 1890-1905 гг. (около 18 тысяч человек) .

Политическая эмиграция из России не была многочисленной, однако отличалась своей сложностью, связанной с наличием широкого спектра политических оппозиционных сил в России. Количественное значение политических эмигрантов выросло с 30 тыс. человек в 1887 г. до 291 тыс. человек в 1913 г. .

Национальная эмиграция была представлена выездом из Российской империи представителей некоторых национальных меньшинств (ногайцев и татар Таврической губернии (свыше 190 тысяч человек ), горцев Западного Кавказа (около 470 тыс. чел.) и других народностей). В 1881-1914 эмигрировали 1,98 млн. евреев, из них 1,56 млн. чел. (79,6%) - в США (незначительная часть - в Палестину, Аргентину, европейские страны) .

В основном Россию покидали жители западных губерний, однако к началу XX в. не было ни одной губернии в России, которая не питала бы эмиграционное движение за счет своих жителей . Статистика эмиграции в России не велась в связи с отсутствием закона, регулирующего эмиграцию,

Фиксировались исключительно лица с легитимными паспортами, легально пересекавшими границы империи .

В целом, динамику эмиграции можно проследить следующим образом: по данным зарубежной статистики в 1820-1916 гг. Россию покинуло свыше 4,5 млн. чел. (из них ок. 75% нелегально, пользуясь услугами контрабандистов). Около 3 млн. человек уехали в США, динамика их отъезда была следующей: в основном менее 100 человек в год (1820-1857гг.), 100-1000 человек в год (18581869 гг.), свыше 1 тысячи человек (с 1879 г.), свыше 10 тысяч человек (с 1881 г.), 45 тысяч человек (в 1891 г.), свыше 100 тысяч человек (в 1902 г.), свыше 291 тысячи человек (в 1913 г.). Основная масса российских эмигрантов переселялась в Северную Америку, европейские страны, а также на южноамериканский континент. В 1899-1913 большинство российских иммигрантов в США (статистика по этнической принадлежности велась с 1898 г.) составляли евреи — 41% и поляки - 29%, литовцев и латышей насчитывалось 9%, финнов и эстонцев - 7%, русских — 7% .

Данный раздел посвящен анализу факторов, способствовавших еврейской эмиграции, а также изучению становления палестинофильского движения, определившего идеологическую составляющую эмиграции в Палестину.

В первую очередь, стоит отметить, что еврейская эмиграция в целом была обусловлена многочисленными ограничениями, налагавшимися на еврейское население в России. Говоря о российских евреях, стоит определиться, что в понятие «российское еврейство» мы объединяем всех евреев, проживающих на территории черты оседлости. Необходимо указать, что украинские, белорусские, литовские, польские и бессарабские евреи являлись отдельными общинами, но не расплывчатым географическим или региональным понятием .

Начальный этап еврейской эмиграции, эмиграция билуйцев в 1882 г.

Начало массовой эмиграции российских евреев, вызванной внутренними религиозными и социальными проблемами еврейской общины, а также внешними факторами, относится к 1881 - 1882 гг. Начальный этап, эмиграции был обусловлен серией погромов, прокатившихся по югу Российской империи после убийства Александра II в марте 1881 г. Десятки тысяч еврейских беженцев устремились на Запад, в первую очередь в Северную Америку. Тогда же обозначилась первая заметная волна переселенцев в Палестину. В данном разделе будет рассмотрена основная проблематика начального этапа эмиграции, включающая социальный состав первых эмигрантов, организационную поддержку, оказываемую палестинофильскими обществами, особенности эмиграции общества «Билу», члены которого создали специфическую идеологическую программу.

Исследование особенностей эмиграции евреев из России осложняется отсутствием адекватных статистических данных. Российские власти не вели подсчет еврейских эмигрантов. До 1898 г. американская иммиграционная статистика учитывала, как правило, лишь страну происхождения иммигранта без указания его этнического происхождения. Проблемы с выявлением численности российских евреев существовали и в других пунктах прибытия. Об этом говорит, в частности, посол России в Османской империи: «К сожалению, консулы наши сначала обратили главное внимание на эту фамильную сторону паспортного дела, не осветив достаточно самый факт нового обширного колонизаторского движения. Да за отсутствием в Турции каких бы то ни было различных статистических сведений и трудно было составить себе точное понятие о значении этого явления» . Проблема выявления численной информации об эмигрантах обуславливается тем, что во многих случаях эмигранты выезжали из России и прибывали в пункты назначения без соответствующих документов. Всего за период с 1881 по 1914 гг. Россию покинуло около 1,9 миллиона евреев, из которых более 1,5 миллиона прибыло в США, остальные иммигрировали в Палестину, Аргентину, Бразилию, Австралию, государства Западной Европы и другие страны. Статистика показывает, что российские евреи составляли в эти годы около 70% евреев- эмигрантов в США. В Палестину в 1880 - 1904 гг. прибыло от 25 до 35 тысяч евреев.

Эмиграция в Соединенные Штаты после погромов на юге России стала массовой, хотя и не организованной и не инициированной идеологическими мотивами . «Вопрос о переселении в Америку не перестает быть злобой дня для наших евреев. Куда вы не заглянете, везде поговаривают об Америке, как о единственном якоре спасения для наших несчастных единоверцев. Ничто не останавливает евреев в деле эмиграции» . Эмиграция в Северную Америку явилась в тот момент настоящим исходом: «Эмиграция в страны Нового Света, имевшая до погромов довольно скромные размеры, превратилась в массовое движение и приобрела параметры настоящего исхода» . В 1880 г. в американских портах было зарегистрировано около 8 тысяч еврейских эмигрантов. С 1881 по 1890 г. их число стабильно увеличивалось: от 15-20 до 40 тысяч эмигрантов в год. В 1891 - 1892 гг., после изгнания евреев из Москвы, количество эмигрантов увеличивается до 76 тысяч. Позже численность приезжающих евреев снижается, но сохраняется стабильное число 25-45 тысяч эмигрантов в год .

Эмиграция в Палестину уступала по популярности эмиграционному движению в Америку, однако особенностью эмиграции евреев в Палестину стал идеологический мотив эмиграции. Идея возвращения в Сион, в «страну отцов наших» была широко распространена среди палестинофилов и националистической части сторонников еврейского Просвещения. Возможность реализации на практике идеологических концепций сторонников палестинофильского движения появилась после погромов 1880-х гг. Погромы вызвали у еврейской молодежи и большей части еврейской интеллигенции глубокое разочарование из-за равнодушного отношения к ним со стороны передовых русских кругов. Во многих городах и местечках черты оседлости были основаны палестинофильские кружки, участники которых стремительно вытесняли прежнюю ориентацию на союз с российскими властями. Часть палестинофильских ячеек движения возникла в результате произошедшей в считанные месяцы трансформации некоторых общественных групп для помощи пострадавшим от «бури на юге». Документы этих организаций свидетельствуют, что уже к концу 1881 г. часть из них превратилась в общества по подготовке к эмиграции.

Общество «Билу»: Идеология и реальность

Общество «Билу» стоит особняком среди других групп эмигрантов благодаря специфической идеологии, социальный и национальный элементы которой были ярко выражены. Именно эта группа эмигрантов стала первой, попытавшейся перенести теоретические схемы изменения форм- еврейской жизни - социальной, экономической и политической - в реальные условия Палестины. Именно эта группа несла в себе зачатки идеологии, ставшей символом последующих переселенческих волн в Палестину.

Идеология билуйцев родилась в Российской империи. Глубокий социальный, культурный и религиозный кризис, охвативший российскую еврейскую общину во второй половине XIX в., не мог не оказать влияния на вызревание идеологии билуйцев. В их системе взглядов можно найти как идеи, распространенные в российском обществе (народнические и социалистические), так и характерные только для еврейской общины (основы еврейской традиции, а также идеалы еврейского Просвещения).

В первую очередь стоит отметить, что идеология «Билу» была обусловлена традиционным образом Земли Израиля в еврейской традиции и преданностью народа древней родине. Основой идеологии билуйцев, как и большинства палестинофильских обществ, стала мысль о возвращении еврейского народа на историческую родину. В своём оригинальном виде данная идея является одной из основ еврейской традиции: "И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земли их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой" (Амос, 9:14-15). Многие билуйцы с детства обучались в традиционных еврейских образовательных учреждениях. Библия использовалась в качестве букваря, по которому мальчиков с 4-5 лет учили грамоте. С 7-9 лет начиналось тщательное изучение Талмуда. В старшем возрасте многие еврейские подростки обучались в гимназиях, а потом и в высших учебных заведениях. При этом билуйцы сохранили знание иврита, библейской истории, осознания единства с религией и культурой своего народа.

Один из первых эмигрантов в Палестину И. Белкинд так описывает формирование своего мировоззрения: «Большое влияние на меня оказал ТаНаХ, который я изучал с детства и знал хорошо. К нему можно добавить книги первого из воспевающих Сион - Авраама Many — «Любовь к Сиону» и "Вина Самаритянина". Когда мне было 12 лет, я поступил в гимназию и начал изучать общие науки, приближаясь к мировой литературе. Из всех наук меня притягивала история. Я любил читать о деяниях великих людей во благо своего народа и родины. Постепенно во мне укрепилась мысль пойти по их стопам и посвятить все свои силы своему народу и стране, то есть возрождению нашего народа и нашей земли, более точно - возрождению народа на нашей земле. Мне тогда было 14 лет» .

Не менее существенное влияние на формирование идеологической платформы билуйцев оказали движения за национальную эмансипацию, появившиеся в первой половине и середине XIX в. в Европе, а в Российской империи в 1860-е гг. В декларации, созданной в марте 1882 г., билуйцы провозгласили, что первый шаг на пути возрождения еврейской нации, возвращения народа в Эрец-Исраэль должен осуществиться через создание в Палестине еврейских сельскохозяйственных поселений. Новые еврейские поселения в Эрец-Исраэль мыслились как центры не только концентрации народа, но и его многовековой культуры. Земля предков представлялась одним из решающих условий развития еврейской национальной идеи и еврейского национального самосознания. Подчеркивалось, что со дня изгнания со своей родины евреев рассматривают как чужаков во всех странах и, хотя на протяжении веков немало евреев изъявляли готовность «отказаться от своей национальной принадлежности в надежде получить в обмен на это право быть принятыми как свои в среде европейских народов», ничего из этого не получалось и никогда не получится . Таким образом, билуйцы пропагандировали национальную цель, которая должна объединить всех евреев с помощью приобретения свободы и автономии.

В первой листовке билуйцев было описано, как евреи возвращаются в Эрец-Исраэль, начинают обрабатывать землю, причем свою землю: «Не заставляйте сердца ваши обращать надежды к модернизации и культуре Европы! Если народ Израиля останется в том же состоянии и на том же месте, или переедет в Европу, у нас будет два пути: возвратиться и работать с огнем и водой, выносить, как и в начале нашего пути, страдания, горе, мучения, которым нет конца. Второй путь - бежать и умереть. Мы твердо верим в жизненную силу нашего народа, и мы убеждены, что Иосиф сражался за свое существование. Однако, как велико было поражение в этой войне. Потому что у нас нет базиса для изменений, чтобы создать национальный портрет, основу, которая способствовала бы формированию культуры евреев. Мы должны создать национальную еврейскую основу. Ни один народ не может существовать без территории, для нас эта территория Эрец-Исраэль» . О целях «Билу» было написано в посланиях спонсорам, предоставляющим финансовые средства: «Стать первопроходцем значительного еврейского национального движения, целью которого является экономическое возрождение нашего дома. Один лишь Господь знает, что ожидает нас! Мы можем голодать или трагически умереть, может выясниться, что многие из нас даже не увидят землю Обетованную. Лучше мы сами узнаем все, это совсем не кажется ужасным для нас, каждый из нас готов отдать свою жизнь, наполненную энергией, с радостью, если это освободит наш народ, измученный, порабощенный в течение нескольких поколений» .

Похожие диссертации на Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880-1904 гг.: идеология, практика, мифология