Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков Набиуллин Ленар Габбасович

Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков
<
Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Набиуллин Ленар Габбасович. Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков : Дис. ... канд. пед. наук : 20.02.02 : СПб., 2000 189 c. РГБ ОД, 61:00-13/1502-7

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Теоретические основы анализа воспитательной направленности воинских ритуалов в армиях различных государств 17-59

Раздел 2. Сущность и основные функции воинских ритуалов, особенности их реализации в конкретно-исторических условиях 60-92

Раздел 3. Роль воинских ритуалов в условиях формирования новых ценностных ориентации как основы государственно-патриотического и воинского воспитания российских военных моряков 93-124

Раздел 4. Пути и средства повышения эффективности воинских ритуалов в процессе формирования модально-боевых качеств российских военных моряков 125-152

Заключение 152-160

Приложения 161-176

Список литературы 177-189

Введение к работе

Вся военная история России является ярким свидетельством того, что во все времена героизм, мужество защитников Отечества, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства, а служба :,№ Вооруженных Силах всегда считалась в народе делом почетным, поднимающим в сознании молодых людей волну патриотического энтузиазма и романтической жажды подвига.

Еще А.С. Макаренко обратил внимание на то, что «... подростки тянутся к армии, инстинктивно чувствуют в воинской жизни необычайное, интересное, настоящее. Он хорошо понимал значение героики, романтики в деле воспитания подрастающего поколения» \

В каждодневном приобщении к сдержанной красоте воинских ритуалов зарождалась истинная романтика, жажда подвига. В современных условиях, в период проведения в армии и на флоте глубоких преобразований, связанных с военной реформой, переосмыслением и переоценкой духовно-нравственных ориентиров, в сознании личного состава Вооруженных Сил, воинские ритуалы, как неотъемлемая часть нашей жизни, выступают как важный фактор формирования морально-боевых качеств российских воинов.

Актуальность исследования проблемы как фактора формирования морально-боевых качеств российских воинов подтверждается следующими причинами: во-первых: эта проблема является частью решения более широкой воспитательной задачи, изложенной в положениях Конституции РФ, военной присяги, требованиях приказов МО РФ № 226 от 6 июля 1995 г. № 235 от 3 июля 1995 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» и Директивы ГК ВМФ ДФ -40 от 26 июля 1999 го да «О совершенствовании системы воспитательной работы в Военно-Морском Флоте», суть которой заключается в том, чтобы... «целью воспитания личного состава Военно-Морского Флота считать формирование и развитие у каждого военнослужащего качеств гражданина-патриота, военного профессионала, нравственного и законопослушного защитника своего Отечества..., ... воспитание верности Военной присяге, ... развитие воли и мужества, чести и достоинства, других необходимых военному моряку моральшьнраветвенных качеств.1

Во-вторых, проблема воинских ритуалов тесно переплетается с необходимостью повышения идейной стойкости, формирования высоких морально-психологических качеств российских воинов. Ситуация, сложившаяся в обществе в силу происшедших радикальных изменений в общественно-политической жизни страны, реализация планов военной реформы во многом зависит и от степени сознательного, активного участия военнослужащих в их осуществлении. А так как личный состав Вооруженных Сил - это прежде всего люди молодого возраста, то и военная служба в свою очередь оказывают решающее значение на процесс его самоутверждения как активно-деятельной личности современного типа. Известный русский философ И.А. Ильин писал: «Каждый воин, независимо от своего высшего или низшего ранга, должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие» и далее .. «он должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела и черпать свой мотив и свою решимость в государственной цели и в воле к ней»2

В условиях воинской службы и боевых действий романтические устремления, которые возникают под влиянием ритуалов, побуждают воинов к высоконравственным поступкам, действиям, к подвигам. Еще в Древней Греции юно ша, принимающий гражданство, произносил клятву: «Буду оборонять святилище и священные обряды и почитать святыни моей Родины». Подобное этому мы находим и у римлян, например, у Цицерона: «Здесь моя вера, здесь мой род, здесь след моих отцов; я не могу выговорить, какой восторг охватывает мое сердце и мое чувство...».1

В=третьих, эта проблема тесно связана с проблемой становлення новой сис=-темы военно-профессиональных ценностей реформируемых Вооруженных Сил в связи с формированием и возрождением общекультурных ценностей нашего народа, распространением в нашем обществе идеологии национально-государственного возрождения. Это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования средств и способов военно-патриотического сознания молодежи, а также повышения ее общественного морального сознания под воздействием воинских ритуалов, поскольку воинские ритуалы здесь выступают в роли социально-психологического механизма, преобразовывающего эмоциональную тягу молодых людей к воинской деятельности в осознанную необходимость формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств. (См. Приложение Ш 1).

В-четвертых, исследование проблемы воинских ритуалов обусловлено потребностями непрекращающегося идеологического противостояния с сфере духовных ценностей российской молодежи, а также необходимостью разоблачения использования воинских ритуалов для идеологической обработки военнослужащих других государств, в первую очередь, США, других стран НАТО, проявляющих особенно в последнее время, в ходе так называемых «миротворческих операций» на территориях других государств агрессивную политику подавления стремления других народов к свободе и независимости, избавления от диктата и дискриминации в политике и экономике. Имперская политика руководства США, других западных стран, призывы и лозунги различных профашистских и других организаций у нас в стране и за рубежом, всячески рекламируют свою авантюристическую деятельность, широко используя при этом западные воинские ритуалы прошлых и настоящих несправедливых захватнических войн и локальных военных конфликтов.

Анализ педагогического воздействия воинских ритуалов необходим, поэтому для всестороннего разоблачения попыток реакционных сил, их спекуляций на психологической тяге молодежи к воинским ритуалам вообще.

В-пятых, в обстановке происходящих изменений социально-политических, экономических и духовных основ общества, которые в полной мере отражаются на изменениях в системе индивидуальных ценностей и ценностных ориентациях в Вооруженных Силах... в воинском воспитании определенное место занимает религия и церковь, так как «... В мировой истории религия всегда была тесно связана с воспитанием, это обусловлено ее огромным влиянием на развитие об щества, на мировоззрение, культуру и нравственность человека».1 «Религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность выступают в качестве регуляторов поведения людей».2

Поэтому обрядовые, культовые религиозные действия (освещение оружия (кортика) в церкви, панихиды по погибшим воинам и молебны, освещение корабля при спуске, напутствие молодым офицерам и молодым воинам, принявшим клятву на верность Родине и др.) в настоящее время являются органической частью воинских ритуалов, широко практикуемых во многих частях и подразделениях российской армии и флота.

Поэтому, на наш взгляд, назрела острая необходимость обобщить, привести в систему все многообразие воинских ритуалов, сложившихся в армии и на флоте, т.к. на кораблях и в частях флота складываются и создаются новые воен но-морские ритуалы, которые еще не приобрели всеобъемлющий и устойчивый характер. К сожалению, еще мало литературы, обобщающей опыт их создания и внедрения, вследствие чего проявляется незнание и неумение использовать их в воспитательной работе и педагогической деятельности.

В ВВУЗах, готовящих офицеров, эти вопросы не изучаются ни в одной дисциплине, не разрабатываются практические рекомендации по их использо= ванию в войсках. Поэтому давно назрела необходимость описать воинскую ритуальность в соответствующей научной военно-педагогической литературе более глубоко и подробно с учетом изменений в духовно-нравственной сфере нашего общества в условиях реформирования Вооруженных Сил.

Степень научной разработанности проблемы:

Воинские ритуалы исследовались и исследуются в настоящее время специалистами в различных отраслях знаний. В дооктябрьский период этой проблеме уделялось недостаточное внимание, вследствие чего были произведены лишь отдельные попытки описания и обобщения некоторых ритуалов армии и флота.

Надо отметить, что в то время авторы не раскрывали социальной природы воинских ритуалов, давали ненаучную их трактовку, и лишь впоследствии проблема ритуалов получила определенное освещение в трудах таких ученых, как: А.К. Алиев, З.К. Антипина, И.Э. Батурин, Ю.В. Бромлей, А.И. Гомонов, И.Ф. Дроздов, Н.М. Закович, И.И. Исмаилов, П.П. Кампарс, В.И. Новиков, В.Д. Пла хов, B.C. Саламонов, Н.С. Сарсенбаев, Ю.М. Сафронов, М.Б. Садыков, Н.С. Солнцев, И.В. Суханов, А.И. Фарафонов и другие1, где дается общий теоретический анализ сущности и природы такого явления, как ритуал, его социальной роли и форм проявления в жизни общества.

Впоследствии проблема воинских ритуалов нашла свое отражение в трудах таких советских военных исследователей, как: Д.А. Волкогонов, Г.И. Датчиков. А.С. Миловидов, В.П. Новиков, В.В. Серебренников, Г.В. Средин, Н.Д. Табунов, С.А. Тюшкевич, Н.М. Хмара, Н.А. Чалдымов, М.И. Ясюков и другие. Большой вклад в разработку проблемы внесли отечественные педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, Б.Д. Парыгин, И.П. Павлов, В.М. Доброштан, B.C. Лу-кашов, В.И. Бегун, А.Н. Печников, В.В. Шаронов и другие.

Проблема воинских ритуалов исследована в определенном смысле в работах: СП. Арутюняна, Л.А. Бублика, А.Д. Глоточкина, Ю.И. Зверева, Н.Ф. Козьмина, В.И. Коновалова и др."

В исследовании собственно отдельно воинских ритуалов выделяется следующая группа авторов. Так, некоторые проблемы возникновения и эстетики воинских ритуалов впервые раскрыты в диссертации и монографии Г. А. Ашева. Доктор философских наук Л.В. Рощин дает анализ взаимосвязи воинских ри-туалов и их роль в эстетическом воспитании и традигптагіїрирода-войнеких-ри-туалов и их роль в эстетическом воспитании и воинском быту раскрыта в трудах доктора философских наук Н А. Костикова. Определенный научный вклад в исследование взаимосвязи воинских ритуалов и воинской символики составляет диссертация и отдельные работы Р.В. Бобкова. Идейно-эмоциональное воздействие воинских ритуалов на формирование личности советского воина исследовано в диссертации И.В. Серебрякова.

История и развитие воинских ритуалов раскрыта в монографии В.Д. Серых. В совместной работе А.С. Миловидова, Н.Е. Сапегина, А.С. Симонова исследована структура воинских ритуалов и их роль в героико-патриотическом воспитании.

Вопрос влияния воинских и патриотических ритуалов на воспитание допризывной молодежи и их подготовку к военной службе рассмотрен Г.С. Кар-неевым.

В диссертации кандидата философских наук В.Д. Карандашова исследована проблема воинских ритуалов как фактора формирования высоких морально-политических и боевых качеств советских воинов, в том числе моряков Военно-Морского Флота и курсантов ВМУЗов.

К сожалению, в дальнейшем проблема воинских ритуалов в прямой постановке не исследовалась, а лишь косвенным образом была затронута в диссертациях Ю.К. Усынина и A.M. Цыбульки, исследующих проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей и ценностных ориентации офицеров современной российской армии в условиях реформы Вооруженных Сил.

Важное место среди источников диссертации занимают законодательные акты Российской Федерации, определяющие статут воинских ритуалов в совре-менных российских Вооруженных Силах.1

В Общевоинских уставах, Корабельном уставе ВМФ, приказах и директивах МО РФ, ГК ВМФ, наставлениях и инструкциях определеныконкретные— правила и порядок проведения воинских ритуалов. Но, несмотря на наличие ряда этих документов, исследований по проблеме воинских ритуалов, их воспитательное воздействие на формирование высоких нравственных и морально-боевых качеств российских воинов, изучено пока недостаточно.

В вышеперечисленной литературе недостаточно четко определена классификация воинских ритуалов, неполно разработана проблема воспитательного воздействия через воинские ритуалы на личность воинов и раскрыта природа наших ритуалов. P.B. С

Не рассматривается место и роль религиозных культовых обрядов и ритуалов, проводящихся в современных условиях в частях и подразделениях армии и флота, как составной части воинских ритуалов, и их воздействие на формирование нравственно-духовных качеств защитников Отечества. Не до конца продумана систематизация воинских ритуалов. С целью повышения качества и эффективности воспитательной работы система воинских ритуалов в общевоинских уставах и быта воинов требует дальнейшего развития и внедрения новых воинских ритуалов.

Все эти факторы и определили основные направления и задачи исследования.

Объектом исследования выступают воинские и военно-морские ритуалы во всем многообразии их форм и факторов педагогического воздействия.

Предметом исследования является воспитательное воздействие воинских ритуалов на формирование у российских воинов высоких морально-психологических и боевых качеств. Дело в том, что в современной научной и военно-педагогической литературе нет ни одной научной работы, в которой бы в прямой постановке исследовалась проблема формирования высоких нравст-: венных и морально-боевых качеств российских воинов.

Ввиду актуальности и недостаточной разработанности данной проблемы автор избрал ее в качестве диссертационного исследования.

Основная цель диссертации состоит в том, чтобы:

- исследовать сущность, структуру и функции воинских ритуалов как специфического фактора формирования высоких морально-психологических и боевых качеств;

- определить степень их педагогического воздействия на определение и становление в сознании воинов новых ценностных ориентации и военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России;

Эта цель предполагает решение следующих задач:

- изучение и обобщение теоретического материала, посвященного проблемам воинских ритуалов как социального явления, выяснение их сущности и уточнение понятий «воинский ритуал», «ритуальность воинская» и их соотношение с понятиями «обряд», «церемония», «обычай»;

- анализ структуры воинских ритуалов, их гносеологической природы; показ их мобилизующих возможностей, мотивов и целей в воспитательной деятельности;

- определение путей и средств повышения воспитательной роли воинских ритуалов в процессе формирования высоких морально-психологических и боевых качеств российских воинов.

Гипотеза исследования заключается в:

- раскрытии и показе мировоззренческого характера воздействия воинских ритуалов на сознание и духовный мир личности воина; выявлении роли воинских ритуалов как генератора социально-активных чувств, настроений, побуждений, стремлений к практической деятельности личного состава российских Вооруженных Сил;

Научная новизна диссертации состоит:

- в выборе направления и постановке проблемы исследования;

- в уточнении понятия «воинский ритуал» и классификации воинских ритуалов применительно к всестороннему воспитанию военнослужащих;

- в рассмотрении, наряду с уже устоявшимися воинскими ритуалами, новых ритуалов, формирующих высокие духовно-нравственные качества воинов в процессе становления системы военно-профессиональных ценностей и ценностных ориентации в условиях реформы Вооруженных Сил России;

- в вовлечении в научный оборот нового фактического материала, подтверждающего необходимость, целесообразность использования воинских ритуалов, в том числе и новых, как средства воспитания российских воинов;

- в использовании новых требований и подходов в совершенствовании сие темы воспитательной работы.

Основные научные результаты, выносимые на защиту:

- исследование основных конкретно-исторических форм воинских ритуалов.

- анализ объективных предпосылок и субъективных истоков возникновения воинских ритуалов и специфики их проявления в служебной деятельности российских воинов;

- выработка практических рекомендаций командирам, воспитателям, преподавательскому составу вузов по повышению роли воинских ритуалов в воспитательной работе по формированию у воинов высоких морально-психологических и боевых качеств.

Практическая значимость исследования заключается:

- в исследовании воспитательного воздействия воинских ритуалов на фор= мирование высоких морально-психологических и боевых качеств российских воинов;

- в обобщении и анализе имеющегося опыта воспитательной работы, существующей системы воспитания посредством воинских ритуалов и формирование моршіьно-психологических и боевых качеств российских воинов;

- в разработке некоторых практических рекомендаций по повышению воспитательной роли воинских ритуалов как важного фактора формирования высоких морально=психологических и боевых качеств личного состава;

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; комплексным характером методики исследования; логикой проведения исследования в соответствии с целями и задачами; апробацией результатов исследования в практической деятельности и в теоретических разработках.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в период подготовки и проведения воинских ритуалов в ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, ВМИИ, при разработке «Методики по организации и проведению воспитательной работы в военно-морских учебных заведениях МО РФ».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретической и методологической основой диссертации являются Конституция РФ, законы РФ, произведения военных деятелей, видных ученых-теоретиков, их взгляды на войну, мир, армию, приказы и директивы МО РФ и ПС ВМФ.

Диссертант в своем исследовании использовал важнейшую военно-философскую, военно-педагогическую литературу, а также исследования и труды военных психологов, социологов, юристов, политологов.

При исследовании широко изучен и обобщен опыт использования в истории России военно-морских ритуалов выдающимися русскими флотоводцами Ф.Ф. Ушаковым, Л.Н. Сенявиным, М.П. Лазаревым, В. А Корниловым, В.И. Истоминым, П.С. Нахимовым, СО. Макаровым, Г.И. Бутаковым и др. Диссертантом критически изучен опыт внедрения и культивирования воинских ритуалов армий и флотов США и других стран НАТО. При этом использовались материалы Центрального государственного архива Российской Армии (ЦГАРА), Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), текущих архивов воинских частей и военных училищ (институтов). Использовались и анализировались публикации центральной и региональной печати, материалы исторических документов, военно-мемуарные источники, данные социологических исследований, публицистическая и художественная литература. Теоретические выводы и практические рекомендации рассматривались в связи с требованиями МО РФ, ГК ВМФ к практике воспитательной работы с российскими воинами.

В качестве эмпирической основы диссертационной работы по вопросам российских воинских ритуалов использовшшсь материалы, собранные и обобщенные автором в результате многолетней службы в Туркестанском военном округе, Северной группе войск, Одесском военном округе, на Черноморском флоте, в Военно-морском инженерном училище (институте).

Диссертант был организатором и участником многих воинских ритуалов, таких как:

- принятие военной присяги, военных и военно-морских парадов; встреч молодого пополнения; проводов воинов в запас, проводов и в стреч кораблей с дальнего похода и боевой службы, вручение Боевого знамени, вымпела Министра обороны СССР за мужество и воинскую доблесть, государственных наград; вручение боевого оружия; освящение морских кортиков, панихид по погибшим российским воинам, молебнов о памяти российских адмиралов и др.

Апробация работы Основные положения диссертации апробированы:

- в шести научных публикациях общим объемом 2,3 печатных листа:

- в выступлениях на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и заседаниях кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского и ВМИИ;

- в процессе организации учебно-воспитательного процесса, проведения лекционных и семинарских занятий с курсантами ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского и ВМИИ;

- в докладах, выступлениях, лекциях перед курсантами, мичманами и офицерами ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, личным составом частей и подразделений Туркестанского военного округа, Северной группы войск, Одесского военного округа, Черноморского флота.

Характер материала и логика решения исследовательских задач определили структуру диссертации, состоящую из введения, четырех разделов и заключения.

Теоретические основы анализа воспитательной направленности воинских ритуалов в армиях различных государств

Ритуал - это сложное общественное явление, занимающее большое место в жизнедеятельности каждого человека, и, обладая относительной самостоятельностью, испытывает сильное воздействие политики, морали, права, философии, религии.1

Ритуалы тесно связаны с экономикой и культурой, изучаются разными науками: историей, педагогикой, психологией, культурологией, этнографией, этикой и эстетикой и имеют историю своего развития.

Говоря о роли ритуалов в жизни общества, можно вспомнить слова Д.С. Лихачева, который говорил: «Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. По-строить этот мост между прошлым и будущим - это дело сегодняшнего поколения, и для этого нужно использовать любую возможность».

Далее он продолжает: «... тысячелетние культурные традиций ко многому обязывают. Мы должны ... продолжать оставаться великой державой... в силу той великой культуры, которой должны быть достойны,... ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом».3

Несмотря на проделанную большую работу по изучению и исследованию ритуала и воинских ритуалов, в частности, определение их роли как социально исторического явления, а также как важного средства педагогического воздей ствия на человека и воинский коллектив в целом, необходимо четко определить само понятие «ритуал» в современных условиях, так как определенность понятия является важным условием достижения истины в теории и движения вперед на практике.

В период развития капиталистического общества прогрессивные общественные деятели того времени обращали свое внимание и критиковали противоречия, существовавшие в армиях в классово-антогонистическом обществе. Так, рассматривая сущность воинского обучения и воспитания в прусской армии, К.Маркс разоблачал и подвергал критике бездушную муштру, издевательство над воинами со стороны юнкеров и офицеров, негодовал из-за того, что «... в прусской армии к солдатам применяют как главное средство воспитания кнут».1

В то время, когда в ряде западных стран личность подчиненного всегда унижалась, солдат считался низшим существом, дисциплина держалась на палке капрала, которой, по выражению Фридриха, солдат должен бояться больше, чем пули неприятеля, в России еще Г.А. Потемкин, будучи президентом Военной коллегии (1784 г.), требовал самого внимательного отношения начальников к подчиненным и, в частности, относительно низших чинов напоминал, что «солдат есть название частное, коим и первые чины именуются». А когда генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев отменил в своей армии побои, то удивленный современник по этому поводу писал: «Однако же при том дисциплина и чиноначалие в должном уважении оставались».2 Когда Суворова А.В. однажды спросили, каким образом ему удается оказывать казалось бы магическое влияние на подчиненные войска, он ответил: «Помни, что ты - человек и твои подчиненные такие же люди и твои братья. Люби солдата и он будет любить тебя. Вот и вся тайна».1

Большое место в подготовке войск, подъема морального духа солдат всегда занимали воинские ритуалы. Ф.Энгельс придавал особое значение при проведении воинских ритуалов стройной подтянутости, вьшравке и красоте внешнего вида. Он писал, что «... всякое отклонение от предписанного способа неизбежно связано с некоторым нарушением порядка и отсутствием согласованности и последовательности, что создает у наблюдателя не только впечатление небрежности выполнения, но и влечет за собой и определенную потерю времени и заставляет солдат думать, что отдельные положения устава - это пустой вздор»2.

В настоящее время в сфере героико-патриотического воспитания российских воинов важнейшую роль играют такие средства идеологического воздействия, как система воинских ритуалов.

Еще в 1970 году военным исследователем воинской службы и быта Н.А. Костиковым отмечалось, что офицеру-политработнику, на плечи которого ложится львиная доля забот по практическому использованию воинских ритуалов, буквально нечего почитать по данной проблеме, если не считать нескольких газетных статей3, то в настоящее время мы имеем на вооружении такие серьезные работы, как: монография Г.А. Ашева «Воинские ритуалы» (М.: 1977), В.Д. Серых «Воинские ритуалы» (М.: 1986), В.Д. Карандашова «Воинские ритуалы как фактор формирования высоких морально-политических и боевых качеств советских воинов» (М.: 1989), Г. С, Карнеева «Воинские и патриотические ритуалы» (М.: 1989). Однако ввиду появления новых ценностных ориентации и становления системы военно-профессиональных ценностей в жизнедеятельности российских воинов, изменений, возникших в силу произошедших перемен в общественно-политической жизни нашей страны, они уже не отвечают полностью современным требованиям и не исчерпывают всего содержания проблемы.

Воинские ритуалы - это конкретное историческое явление, появившееся вместе с возникновением войн, армии и флота и имеющее вместе с ними и историю своего развития. «Меняется, их классовое содержание, способы, формы и методы удовлетворения духовных потребностей, но они были и будут неотъемлемой стороной такого социального механизма, как армия»1. Это положение не утратило своей актуальности и в настоящее время.

В последние три десятилетия в советской, а затем и в российской литературе, целом ряде диссертационных исследований были сделаны попытки дать научное определение понятия «воинский ритуал». Для того чтобы перейти к определению понятия «воинский ритуал», вначале необходимо выявить сущность понятия «ритуал», а затем характер и взаимодействие и взаимосвязи этих понятий с такими понятиями, как «традиция», «обряд», «церемония», так как в-научной литературе единая точка зрения по этому вопросу отсутствует.

История свидетельствует, что цивилизация со времени возникновения человеческого общества развивалась благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к отдельному человеку систематически передавались знания, нормы поведения, трудовые навыки, духовные и материальные ценности, т.е. постепенно сложились и утверждались формы, способы и механизмы сопряжения и передачи социального опыта, которые в совокупности назьшаются традицией.

.Сущность и основные функции воинских ритуалов, особенности их реализации в конкретно-исторических условиях

Характер и развитие Вооруженных Сил, их социальная сущность находит свое отражение и в воинских ритуалах. В.Д. Карандашов пишет: «Представляя собой явление социальное, воинские ритуалы находятся во взаимодействии со всеми проявлениями общественного сознания, обладая при этом специфическими чертами и выполняя присущие только им функции в системе воинской службы».1

В настоящее время в современном российском обществе наблюдается духовный кризис, общество расколото на группы и группки, и лишено единой объединяющей платформы. «Этот раскол есть прямое порождение ценностного кризиса, вызванного социальной нестабильностью, политической дезориентацией и деморализацией населения. Кризис разразился вслед за крушением тоталитарной идеологии, подразумевающей наличие у всего населения единообразной системы ценностей и довольно успешно формировавшей эти ценности через общегосударственную систему идейного воспитания и пропаганду».2

Разрушению этих ценностей не сопровождалось появлением сколько-нибудь равноценных новых.

«В российском обществе, - отмечает Ю.К. Усынин, - развился кризис духовно-нравственных ценностей. Социалистическое, классовая мораль отвергнута, тип морали, основанной на общечеловеческих ценностях, не сформировался. Границы между хорошим и плохим, добром и злом оказались размытыми».3 Это в полной мере относится к положению в Российских Вооруженных Силах. Современные военные исследователи отмечают1, что в настоящее время в России нарушена система духовно-нравственного воспитания в армии, которая была непременно весомой на протяжении всей истории России, ... воин воспитывался в наставлениях о благородстве и почетности своей миссии, в осознании своей роли в жизни страны.

Имеющий в нашей жизни место духовный кризис непосредственно связан с изменением ценностных ориентации в обществе и армии, попытками поиска духовно-нравственной системы ценностей, получения морального обоснования цели и смысла жизни вообще и воинской службы, в частности.

Цель исследования требует изучения социальных функций воинских ритуалов на этапах развития российского общества и его Вооруженных Сил для дальнейшего определения их места и роли в становлении новых ценностных ориентации в воспитании российских воинов.

При рассмотрении социальных функций воинских ритуалов исследователями 2 выделяются две группы функций воинских ритуалов.

Первая группа -_по социальной направленности, вторая группа - по характеру воздействия воинских ритуалов на личность воинов.

К первой группе, по мнению диссертанта, можно отнести такие, как:

- мировоззренческая;

- познавательная;

- нормативная;

- нравственная;

- коммуникативная;

- профессионально-деятельная.

Вторая группа ритуалов включает в себя:

- идейно-воспитательную;

- общественно-организующую (интегрирующую);

- служебно-строевую;

- эстетическая; -адаптивную;

- регулятивную;

- гедонистическую;

- гносеологическую;

- аксиологическую; -утилитарную;

- эмоционально-психологическую;

- эвристическую;

- социально-культурную;

- когнитивно-сигнификативную,

Мировоззренческая функция воинских ритуалов, на наш взгляд, является базовой и в первую очередь определяется восприятием окружающего мира и происходящих на этом фоне событий в жизни каждого воина, воинской чести в виде воинских ритуалов, других проявлений обычаев и традиций.

Сущность нормативной функции воинских ритуалов заключается в том, что их организация и проведение осуществляются в соответствии с имеющимися законодательными актами, правилами, инструкциями и т.д.

Познавательная функция воинских ритуалов заключается в приобретении и приращении не только общих знании о причине события, явления, но и приращении новых, специальных, специфических знаний, касающихся особенностей воинского труда.

Нравственная функция предполагает наличие благородства целей и идеалов, сопровождающих проведение воинских ритуалов, объединяющих воинов в единый, сплоченный воинский коллектив.

Воинским ритуалам присуща и коммуникативная функция, так как их проведение осуществляется в определенных границах, т.е. ограничены той социальной группой, в которой каждый военнослужащий и осуществляет свою служебную деятельность.

Профессионально-деятельная функция воинских ритуалов заключается в том, что она предопределяет мотивацию поведения и действий каждого военнослужащего во время организации и проведения воинских ритуалов.

В данном исследовании мы рассмотрим более подробно функции второй группы: идейно-воспитательную, общественно-оргашвующую, служебно-строевую, эстетическую, гедонистическую и эмоционально-психологическую функции, представляющие для нас большой интерес ввиду их определяющего воздействия на личность воинов в условиях становления у них новых ценностных ориентации в период реформирования Вооруженных Сил.

Идейно-воспитательная функция воинских ритуалов, с нашей точки зрения, способствует пропаганде образцов высоконравственного поведения, добросовестного отношения к воинскому труду, воспитанию верности революционным, боевым и трудовым традициям русского народа, уважительного отношения к национальной гордости и самосознанию каждой нации и народности России.

Многие воинские ритуалы по мере поэтапного развития общества и его Вооруженных Сил постоянно обогащались как в идейном, так и в художественном отношении, становились все более содержательньмизосіштующими

. Роль воинских ритуалов в условиях формирования новых ценностных ориентации как основы государственно-патриотического и воинского воспитания российских военных моряков

В условиях проводимых в стране и армии реформ все большее значение приобретает учет новых ценностных ориентации, формирующихся в обществе и армии, как важное условие успешной воспитательной деятельности. Прежде чем выяснить сущность государственно-патриотического и воинского воспитания, место и роль в нем воинских ритуалов, рассмотрим вначале такое понятие, как «ценностные ориентации».

Ценность, будучи результатом деятельности людей, выступает необходимым условием их деятельности. Наряду с ценностями, важное место в структуре мотивации людей занимают требования объективной реальности, выступающие для личности в виде ее потребностей и интересов.

Социальное расслоение общества, многообразие потребностей и интересов людей привело к появлению новых ценностных ориентации. Понятие «ценностная ориентация» основано на понятии «ценность» и зависит от его трактовки.

Оно было впервые введено в социологию в 20-е годы Ч. Томасом и Ф.Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации в качестве социальной установки личности («социальный аттитюд»), регулирующей ее поведение.1

В отечественной литературе в середине 60-х годов установилось следующее определение: «Под ценностными ориентациями... понимается установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры лич- ности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии». !

Больнвднство ученых, рассматривая ценностные ориентации как связующее звено между «мотивом (побудительной силой) и целью (ориентиром) деятельности, жестко увязывали ценностные ориентации личности или же социальной группы с их мотивированной структурой и пришли к выводу, что «ценностные ориентации - это мотивы, потребности, интересы и другие детерминанты деятельности, рассматриваемые в ценностной парадигме».2

Ввиду того, что в данном исследовании нас интересуют ориентации не столько отдельного индивида, сколько определенного общества или социальной группы, не отдельные ценности, а системы ценностей, которые им присущи, то мы примем такое определение этого понятия: «Ценностные ориентации - это установки индивида или социальной группы на те или иные системы ценностей, в качестве которых могут выступать материальные или духовные явления, способные удовлетворять их потребности или интересы».3

При этом необходимо отметить, что им присущи свойства во-первых, выступать в качестве связующего звена между объективной социальной средой и индивидуальным сознанием человека, с одной стороны, а с другой, - между его сознанием, деятельностью и поведением;

во-вторых, являться составной частью структуры сознания личности. Стабильные гармоничные ценностные ориентации - свидетельство активности личности;

в-третьих, быть регулятором социального поведения личности.

Ценностные ориентации могут выступать в следующих видах:

а) нравственные ориентации, ориентированные на труд, семью, воинский долг, любовь, гуманизм;

б) политические ориентации, состоящие на самореализацию как субъекта политических отношений, формы власти, защита Родины, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми;

в) правовые ориентации, включающие реализацию себя как субъекта права, соблюдение норм права;

г) искусства, творческой деятельности;

д) мировоззренческие ориентации - состоящие из определенных тшюв ми ровоззрения.1

Выяснив понятие «ценностные ориентиры», мы можем исследовать влияние происходящих в них изменений на содержание государственно патриотического и воинского воспитания российских воинов, место и роль воинских ритуалов при этом.

Так, еще во второй половине XIX века, в период решения сходных с нынешними задачи реформирования общества и армии, воинскому воспитанию, формированию высоких нравственных ориентиров у защитников Отечества, начиная с юных лет, придавалось огромное значение.

В своей работе «Воспитание нравственных ориентиров в военных гимназиях России» Ю.Л. Сотников пишет: «... Первейшим качеством, необходимым для защитника Отечества, всегда считались: патриотизм, ... достоинство, ... товарищество, ... смелость, ... благопристойность,... честность, ... трудолюбие, ... бережливость,... гуманизм».2

Похожие диссертации на Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков