Содержание к диссертации
Введение
Глава I. НАЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР 10
I. Проблемы анализа систем управления и возможности деловых игр II
2. Причины, замедляющие совершенствование систем управления и возможности деловых игр 22
3. Деловые игры в СССР и за рубежом 41
Глава II. КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР 62
I. Моделирование бухгалтерского учета 64
2. Деловая игра ОСТАП 87
3. ТИГРА - Транспортная ИГРА. Серия деловых игр по оперативному управлению перевозками 106
Глава III. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР 131
I. Методика проведения игровых экспериментов 133
2. Научные результаты проведения деловых игр 148
3. Оценка эффективности разработанных деловых игр 158
Заключение 171
Выводы 173
Литература 175
Приложение I. ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАВШИХ В РАЗРАБОТАННЫХ ДЕЛОВЫХ ИГРАХ 187
Ситуация I. Порожний рейс (ТИГРА-2) 187
Ситуация 2. Новый путь (ТИГРА-2) 187
Ситуация 3. Финансы - пружина деятельности (ОСТАП) .. 191
Ситуация 4. Рабочий день водителя Сабировой (ТИГРА-2) 194
Приложение П. ОЦЕНКА ИГР СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ.... 206
- Проблемы анализа систем управления и возможности деловых игр
- Моделирование бухгалтерского учета
- Методика проведения игровых экспериментов
Введение к работе
Актуальность исследования. В постановлении июньского Пленума ЦК КПСС 1983 г. среди особенно актуальных вопросов, решения которых партия и правительство ждут от ученых - обществоведов, и, в частности, от экономистов, названы улучшение системы планирования и управления, обеспечение приоритета общенародных государственных интересов /Ч, с. 3/. Одна из важнейших задач совершенствования управления, как было отмечено тов. Ю.В. Андроповым, заключается в том, чтобы обеспечить точный учет интересов отдельных личностей и социальных групп, "добиться их оптимального сочетания с интересами общенародными и таким образом использовать их как движущую силу роста советской экономики ..."/7, с. ІЗ-І4/Ч Это положение следует рассматривать как важнейшее требование к методологии экономического исследования. Другое требование: "всестороннее изучение присущих зрелому социализму неантагонистических противоречий, особенностей их разрешения в условиях крепнущего социально-политического и идейного единства советского общества" /Б, с. I/.
Важнейшая задача ученых-экономистов - экономическое образование и воспитание трудящихся. На июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 г. было подчеркнуто, что необходимо "всецело подчинить экономическую пропаганду и экономическое воспитание потребностям интенсификации народного хозяйства, выработке современного экономического мышления, социалистической предприимчивости и деловитости" /9, с. З/. В массовой политической, а соответственно и экономической учебе, требуется "всемерно развивать активные формы занятий, придать им большую практическую направленность, искоренять начетничество и формализм" /Ч, с. 3/.
Весь этот единый комплекс хозяйственных, исследовательских, и тем более воспитательных задач, поставленных партией, невозможно решить без отображения в научных моделях личности работника с ее интересами. Определенную пользу могут здесь сослужить правильно построенные и проведенные деловые игры. Они как бы изначально задуманы, чтобы динамично воспроизводить действительность, вскрывать присущие ей конфликты интересов и мнений, требовать от участников активности в действиях и инициативы в принятии решений, и тем самым воспитывать экономическое мышление.
Отражение в деловых играх формальных и неформализуемых факторов действительности в их взаимосвязи позволяет воплотить и развить часть существенных сторон концепции системы оптимального функционирования социалистической экономики (СОФЭ), основные положения которой сформулированы в трудах советских ученых Н.П. Федоренко /97, 103, 104/, С.С. Шаталина /89, 105/, К.А. Багри-новского /Ї2, 19/, В.А. Волконского /29, 30/, 10.Н. Гаврильца /31/, СМ. Мовшовича /85/, Ю.В. Овсиенко /88/, Н.Я. Петракова /20, 93/ и других. В области игрового имитационного моделирования известны работы И.М. Сыроежина /34/, придающего особое значение вопросам согласования хозяйственных интересов, В.Н. Буркова /24, 25/, выводящего применение игр из теории активных систем, В.М. Ефимова /39, 40/ и В.Ф. Комарова /39, 50/, предлагающих использовать управленческие игры на этапах проектирования и внедрения автоматизированных систем управления (АСУ), Е.Г. Ясина /41, 109/, связывающего игры с анализом вариантов хозяйственного механизма, а также работы М.М. Бирштейн /21-23/, К.К. Вальтуха /26/, А.А. Вербицкого /28/, Ю.В. Геронимуса /32, 33/, СР. Гидрович /34/, Р.Ф. Жукова /42/, Л.Н. Иваненко /44, 45/, Д.Н. Кавтарадзе /17, 47/, М.В. Лычагина /73, 95/, В.И. Маршева /77/, Н.Б. Мироносецкого /84/, А.К. Попова /96/, В.И. Рыбаль- ского /37, 79/, A.M. Сшлкина /Ї007, Н.В. Сыскиной /76/, В.Я. Шатровой /Ї0б7 и других, посвященные обсуждению вопросов теории и практики применения деловых игр в исследовательских и учебных целях. Настоящая работа выполнена в том же русле. Ее научная актуальность заключается в попытке расширить и углубить способы отражения в деловых играх преаде всего личностных интересов (не трактуя их как узкохозяйственные) и исследовать их взаимозависимость с интересами предприятия и общества в целом.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка методологических основ создания и проведения деловых игр для совершенствования систем управления.
В рамках общей цели диссертации поставлены и решены следующие задачи: классификация причин, замедляющих общий процесс совершенствования систем управления в разрезе основных его этапов (обследование, анализ, проектирование, внедрение) и типов причин (организационные, общеэкономические, технические, научно-методические, психологические), рассмотрены существующие способы их устранения и отмечены их недостатки; обоснование возможности использования деловых игр в качестве образных моделей, способных на основе синтеза формальных и неформальных знаний о процессах управления отображать сущностную сторону последних, что позволяет добиться более полного устранения названных причин, чем известные способы; классификация советских и зарубежных деловых игр, позволившая сформулировать требования к играм, применяемым для анализа и синтеза систем управления; создание с учетом этих требований системы имитационных игр ПАУТИНА (Планирование, Анализ, Учет - Типовые Игры На Авто- транспорте), включающую в себя игры ОСТАП (Отработка Составления Трансфинплана Автотранспортного Предприятия), БУГАТТИ (Бухгалтерский Учет на Грузовом Автомобильном Транспорте - Типовая Игра) и три игры серии ТИГРА (Транспортная ИГРА) по оперативному управлению перевозками мебели в магазины (ТИГРА-І), строительных грузов (ТИГРА-2) и мебели населению (ТИГРА-3);
5) проведение перечисленных игр с различными контингентами пользователей.
Объектом исследования явились такие функции управления, как технико-экономическое планирование, оперативное планирование и управление, бухгалтерский учет на автомобильном транспорте; зависимость этих функций от существующих методов принятия решений, взаимоотношений, деловых и личностных качеств управленческого персонала и исполнителей. Реальным объектом моделирования в деловых играх явилась производственно-хозяйственная деятельность автотранспортных предприятий (АТП) В 33 Управления торгового транспорта г. Москвы, В I и В 29 Управления Мосстрой-транс (ЛИСТ) и организаций - УМСТ, Мострансагентства, Главмос-автотранса.
Метод исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и правительства, направленные на решение задач дальнейшего совершенствования планирования и управления народным хозяйством. Кроме того широко использовались труды советских и з ару беленых ученых по экономико-математическому моделированию и деловым играм, периодическая литература по исследуемой проблеме. В основу конструирования и проведения игр положено также обобщение собственного опыта участия в различных игровых экспериментах (об- щее количество которых - 50). Затем разработанные игры были использованы в качестве метода обучения и сследования названного объекта.
Научная новизна работы. К результатам проведенного исследования, имеющим научную новизну, относятся: рассмотрение понятия пространственно-временного типа (ПВТ) деловой игры, определяющего ее характеристики как образной модели исследуемой действительности; оно положено в основу классификации существующих деловых игр; разработка конкретных рекомендаций относительно элементной базы конструирования деловых игр с учетом их ПВТ; создание имитационной модели бухгалтерского учета как универсального финансового блока, пригодного для использования в качестве составной части в имитационных моделях и деловых играх уровня предприятия; создание системы взаимосвязанных по входам и выходам имитационных игр и модели, охватывающих такие важные функции управления, как технико-экономическое планирование, оперативное планирование и управление, бухгалтерский учет; каждая из этих игр представляет собой оригинальную разработку; создание и реализация на практике методики проведения деловых игр с.особым акцентом на анализе результатов проведения каждого игрового этапа и хода игры в целом, что способствует максимальному расширению ее исследовательских и познавательных возможностей.
Практическая ценность работы. В результате проведенного теоретического исследования выработаны и опробованы на практике принципы, могущие служить методическими рекомендациями для конструкторов и организаторов проведения исследовательских и учеб- ных деловых игр. Разработанные деловые игры пригодны для обучения студентов вузов и слушателей системы повышения квалификации руководящих работников и преподавателей автотранспортных специальностей, а также для исследования эффективности различных форм и методов планирования и управления на автомобильном транспорте.
Реализация работы. Игры системы ПАУТИНА проводились с сотрудниками ЦЭМИ АН СССР, МГУ, ВЦ Главмосавтотранса, а также с сотрудниками, студентами ІУ курса автотранспортного факультета и слушателями ФПК МИУ им. С. Орджоникидзе. Деловые игры ТИГРА-I, ТИГРА-2 и ОСТАП внедрены в учебный процесс МИУ и с 1979 г. регулярно проводятся в рамках курса "Автоматизированные системы управления". Эти же игры были использованы на ВЦ Главмосавтотранса для обсуждения экономических проблем, выявления узких мест в существующих методах планирования и управления на автотранспорте, что способствовало их совершенствованию.
Апробация работы. Результаты исследования по вопросам диссертации были доложены и одобрены на конференции молодых ученых и специалистов (1979 г.), на заседаниях лаборатории "Теоретические проблемы анализа и синтеза систем управления" (1978-1980 гг.) и лаборатории оптимизации отраслевого текущего планирования (1980 г.), на методологическом семинаре "Имитационное моделирование экономических систем" (1980 г.) ЦЭМИ АН СССР, на Всесоюзном семинаре "Деловые игры и их программное обеспечение" (г. Звенигород, 1979 г. и г. Пущино, 1983 г.), на конференции по активным методам обучения управлению и на заседаниях кафедры "Экономика, организация и АСУ на автомобильном транспорте МИУ им. С.Орджоникидзе (1978-1980 гг.), на П и ІУ научно-технических школах "Применение активных методов обучения управлению" (г. Ленинград,
1980 и 1982 гг.)і на Республиканском семинаре "Оптимизация решений и обучение с помощью деловых игр" при Научном Совете по проблеме "Кибернетика" АН УССР (г. Киев, 1981 г.), на семинаре "Математическое обеспечение программных методов управления народным хозяйством и его отдельными блоками" сектора математической экономики ВЦ АН СССР (1981 г.)» на рабочем совещании по проблеме "Игра как форма организации коллективной мыследеятель-нооти" в Институте психологии АПН СССР (1981 г.), на семинаре "Реалистическое моделирование" кафедры математических методов анализа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова (Ї98І г.)» на заседании секции "Имитационное моделирование экономических систем" Научного Совета по комплексной проблеме "Оптимальное планирование и управление народным хозяйством" при Президиуме АН СССР (1982 г.), на семинаре для преподавателей и научных сотрудников Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР по разработке и использованию управленческих деловых игр (1982 и 1983 гг.), на семинаре Московского региона "Теоретические и методические основы игровых методов обучения" (1983 г.).
Публикации. По результатам проведенного исследования опубликовано 28 работ общим объемом 38 печатных листов.
Объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений и содержит 186 страниц основного машинописного текста, из них 31 страница таблиц и рисунков; список литературы включает 115 наименований.
Проблемы анализа систем управления и возможности деловых игр
Целью данного параграфа является сопоставление отдельных методов анализа систем, качественная оценка их эффективности и обоснование необходимости дополнения их таким особым и относительно новым инструментом анализа, как деловые игры.
Известно, что анализ существующих систем управления обычно опирается на результаты сплошного или выборочного обследования. При этом применяются такие методы как изучение типовых положений, действующих на обследуемом объекте должностных инструкций, периодической и оперативной документации. Работа с указанными материалами дополняется наблюдением, интервьюированием, личными беседами с работниками системы. Содержание бесед при этом направлено прежде всего на исследование производственно-экономических вопросов, то есть на объемы и содержание информационных и материальных потоков, на способы заполнения документации, на выявление недостатков и выяснение мнений относительно способов борьбы с этими недостатками. На основании проведенного обследования составляются отчеты, разрабатываются графики, диаграммы, схемы (в частности, структурные информационно-временные схемы - СИВС /39, с. 149/, позволяющие, по распространенному мнению, наглядно представить процессы, происходящие в изучаемой системе.
Объем такого рода отчетов и графического материала колоссален и подавляет в первую очередь самих исследователей. Между тем создана только база для анализа. За этим должен последовать собственно анализ, то есть вторичная переработка собранного. материала, ведущая к его систематизации и получению выводов относительно узких мест системы и рекомендаций по ее совершенст - 12 вованию. Эта работа сравнима по объему с работой по обследованию, что вместе с боязнью потери информации при агрегировании, создает психологический барьер для ее проведения.
Перед анализом стоят и другие препятствия. Обследование проводит, как правило, большая группа работников, организация деятельности которых невозможна без разделения труда. В результате каждый созданный документ, схема, график и пр. отражают тольку одну из сторон функционирования объекта. Для того же, чтобы систематизировать полученный материал, привести его к единству взгляда, необходимо наложить разработанные односторонние картины, совместить и обобщить их. Рассмотрим предпосылки решения этой проблемы.
В ходе проведения обследования исследователь получает некоторые неформальные знания. Более того, для большинства научных сотрудников, составление требуемых нормативными актами отчетных документов является лишь поводом и институциональной формой для получения этих знаний. Наиболее полное неформальное знание системы имеется у самих работников системы, но, во-первых, получение информации от них сопряжено с трудностями, о которых частично было сказано, а, во-вторых, они лишены весьма важной возможности взглянуть на систему извне. Исследователь же, которому в поисках необходимой информации, приходится проводить довольно много времени в коллективе сотрудников,на время как бы "вживается" в систему и, становясь почти профессионалом, в результате получает особое представление о ней на интуитивном уровне. Оно непосредственно, в силу тесного контакта с работниками системы управления в ходе их деятельности, но оно и опосредовано, поскольку полного слияния с ней не происходит, не утрачивается исследовательское отношение.
link2 Моделирование бухгалтерского учета link2 \
Управление общественным производством невозможно без адекватного средства отображения этого процесса в умах людей, его мысленного обобщения, или, выражаясь современным языком, без создания его различных моделей. Бухгалтерский учет представляет собой одну из таких моделей, способную охватить многообразные свойства реального производства, купли, продажи и т.д. и обобщить, свести их воедино для оценки состояния конкретного объекта и принятия определенных решений о его развитии, т.е. для управления. Это значение бухгалтерского учета как средства мысленного обобщения процесса производства было подчеркнуто К. Марксом: "Бухгалтерский учет как средство контроля и мысленного обобщения этого процесса становится тем необходимее, чем более процесс производства совершается в общественном масштабе и утрачивает чисто индивидуальный характер; следовательно, ведение бухгалтерского учета более необходимо при капиталистическом производстве, чем при раздробленном ремесленном и крестьянском производстве, оно более необходимо при общественном производстве, чем при капиталистическом" /2, с. 153/.
Место бухгалтерского учета в системе управления определяется, во-первых, тем, что он фиксирует реальные результаты хозяйствования и рассматривает их с точки зрения соответствия плановым заданиям и нормативам, т.е. осуществляет обратную связь. Во-вторых, он является базой анализа финансово-экономической деятельности как предприятия в целом, так и отдельных его цехов и участков, и в этом смысле - исходным пунктом выработки плановых и других управленческих решений. Можно сказать, что с помощью бухгалтерского учета на разных уровнях замыкается контур управления.
Таким образом, бухгалтерский учет является одновременно и моделью и функцией управления. В этом втором своем качестве он, как и остальные функции управления, требует тщательного изучения, анализа и совершенствования. Специалистами неоднократно отмечалась необходимость использования для этого математических методов, в т.ч. имитационного и игрового моделирования (см., например, ,/38, с. 357 и /$0, с. II4-II57. Учитывая сложность самого бухгалтерского учета, желательно, чтобы модель, позволяющая понять его сущность и возможности, была простой, обобщенной и доступной для обозрения. Подобная модель предоставит исследователю и другие возможности, не относящиеся непосредственно к изучению самого бухгалтерского учета.
Так, для предприятий, объединений и других хозрасчетных подразделений нужно,наряду с моделями составления плана, анализа хозяйственной деятельности, производства, трудовых ресурсов и т.д., иметь модель бухгалтерского учета, которая даст возможность замкнуть контур управления обобщенной модели объекта.
Методика проведения игровых экспериментов
Подробно опыт проведения игр серии ТИГРА описан в работах /,о"9, 63-65, 91/, а игры ОСТАП - в /SO/. Они проводились с сотрудниками ЦЭМИ АН СССР, экономического факультета МГУ, ВЦ Глав-мосавтотранса, со студентами ІУ курса автотранспортного факультета и со слушателями факультета повышения квалификации (ФПК) МИУ им. С. Орджоникидзе. Всего пятнадцать экспериментов с различными контингентами участников.
В ходе этих испытаний выработался некоторый общий порядок организации проведения игр, отраженный на рис. 22. С небольшимимодификациями в зависимости от содержания конкретных моделируемых процессов он, на наш взгляд, может быть легко распространен и на другие деловые игры, соответственно, по оперативному управлению и по планированию. Кратко расскажем о специфике перечисленных этапов,
1. Лекцию или цикл лекций по специальности, на которую ори ентирована игра, при проведении наших игр читать не понадоби лось, поскольку в них принимали участие либо люди знакомые с отражаемыми в игре процессами по роду своей производственной де ятельности (ЦЭМИ, МГУ, ВЦ Главмосавтотраноа, ФПК МИУ им. С. Орд жоникидзе), либо студенты, которым эти лекции уже были прочитаны в ходе обучения в МИУ им. С. Орджоникидзе по дисциплинам "Эконо мика автомобильного транспорта", "Организация и планирование пе ревозок", "Автоматизированные системы управления" - для игр. се рии ТИГРА и, кроме перечисленных, еще "Анализ производственно хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия", "Бух галтерский учет на автомобильном транспорте", "Финансы автомо бильного транспорта" - для деловой игры ОСТАП. При проведении этих игр в менее подготовленной аудитории необходимо прочитать хотя бы по одной лекции по каждой из перечисленных дисциплин. Ориентировка на материал каждой конкретной игры позволит отоб рать минимум информации, связанной с расчетом заработной платы водителей, расходов и доходов АТП, методов решения транспортной задачи и задачи маршрутизации по играм серии ТИГРА, и связанной с расчетом показателей по всем основным разделам трансфинплана и составлением бухгалтерского баланса по игре ОСТАП.
2. Лекция по деловым играм может быть построена на матери але 3 главы I настоящей работы. Желательно провести ее в активной форме. Для этого нужно рассказать о характеристических свойствах игр с ПВТ, расположенными в крайних точках и в центре нашей классификации, а затем раздать методические разработки по конкретным играм для самостоятельного определения слушателями к какому классу может быть отнесена каждая из них. Опыт показывает, что такая форма лекции, во-первых, способствует расширению кругозора слушателей в области данного метода, во-вторых, резко увеличивает вероятность использования полученных знаний в будущем, способность легко ориентироваться при оценке любых, попадающих им в руки разработок по деловым играм. Кроме того, это ведет к повышению критического восприятия демонстрируемых игр.