Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вологодский регион в средневековом культурогенезе Прокофьев Александр Александрович

Вологодский регион в средневековом культурогенезе
<
Вологодский регион в средневековом культурогенезе Вологодский регион в средневековом культурогенезе Вологодский регион в средневековом культурогенезе Вологодский регион в средневековом культурогенезе Вологодский регион в средневековом культурогенезе Вологодский регион в средневековом культурогенезе Вологодский регион в средневековом культурогенезе Вологодский регион в средневековом культурогенезе Вологодский регион в средневековом культурогенезе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прокофьев Александр Александрович. Вологодский регион в средневековом культурогенезе : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : СПб., 2004 154 c. РГБ ОД, 61:05-24/46

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки изучения культуры средневековья Вологодской земли 9

1 Методологические аспекты исследования культурогенеза Вологодского региона 9

2 Историографический анализ источников по культуре Вологодской земли. 20

Глава II. Культурное пространство Вологодской Земли в древности и раннем средневековье: основные циклы развития культуры 30

1. Особенности демогенеза на территории Вологодской Земли в древнейший и древний период 30

2. Историко-культурологическая типология Вологодского региона в раннем средневековье. 46

Глава III. Формирование общего и локальных типов культуры Вологодской Земли в период развитого средневековья 66

1. Становления историко-культурного пространства Вологодской Земли в ходе колонизационных процессов Московской Руси 66

2. Вологодская земля в культурном пространстве Московского

Государства. Региональный тип культуры 102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ , 137

Список литературы 141

Введение к работе

Диссертационная работа посвящена изучению процессов культурогенеза Вологодской земли в эпоху средневековья.

Актуальность темы исследования связана со сложившейся в последние годы необходимостью изучения особенностей культурно-исторического развития регионов России. В значительной степени это обусловлено обострением проблемы культурной идентификации на личностном и государственном уровнях в современной ситуации, вызванной глубоким преобразованием бывшего советского социокультурного пространства. Вместе с тем каждый новый этап культурно-исторического развития требует переосмысления имеющегося социокультурного опыта и выработки новых ценностных установок эквивалентных современной реальности. Вследствие этого вопросы об исследовании прежних форм межкультурного взаимодействия и выявления исторических ресурсов культурного развития регионов обретают особую актуальность. Сохранение уникального наследия различных культур является важным фактором формирования толерантности при преодолении различных кризисов современных межэтнических отношений и должно являться приоритетным аспектом региональной культурной политики, а также обязательным условием содержания общего и высшего образования.

В настоящее время значительное развитие получают дисциплины, занимающиеся региональными характеристиками культурно-исторического бытия. Сложность и многоплановость этно- и культурогенетических процессов требует интегративного характера используемых методов. Культурологическое исследование учитывает данные различных гуманитарных знаний, и предполагает применение междисциплинарного подхода к изучаемому явлению. Такой подход позволяет целостно проследить динамику развития культурных процессов для данного региона и выявить его своеобразие.

Обращение к исследованию культуры Вологодского региона эпохи средневековья продиктовано недостаточной ее изученностью как сложного, исторически меняющегося феномена. Недостаточно освящены вопросы, связанные с определением роли Вологодского региона в судьбе России, а также с особенностями развития его культурной традиции, родившейся на стыке славянского и финно-угорского миров. Актуальна характеристика Вологодской земли как регионального типа культуры, то есть заданного в соответствующих пространственно-временных координатах комплекса с особым, неповторимым сочетанием культурных черт1. Специальных монографических или диссертационных работ на эту тему до сих пор нет.

Степень изученности:

На сегодняшний день существует значительное количество отдельных трудов по истории, археологии, этнографии, искусствоведению, затрагивающих частные аспекты истории культуры Вологодского региона.

Значительный фактологический материал археологии по древности и средневековью Вологодского края представлен в основном в работах Брюсова А.Я., Равдоникаса В.И., Черницына Н.А., Ошибкиной СВ., Голубевой Л.А., Арсаковой М.Е., Зимина М.П., Кочкуриной СИ., Гуслистова Н.В., Макарова Н.А., Никитина А.В., Савельевой Э.А., Башенькина А.Н., Иванищева Н.В., Иванищевой И.В.

Вопросы этнической истории финно-угров и славян Вологодчины с привлечением данных лингвистики, фольклористики, антропологии, рассмотрены исследователями Пименовым В.В., Битовым М.В., Бубрихом Д.В., Рябининым Е.А., Власовой И.В., Кузнецовым А.В., Бондалетовой В.Д., Чайкиной Ю.И., Славгородской Н.А., Криничной Н.А., Пульпиным В.И., Петровым К.М. и др.

Фундаментальный, обобщающий характер в отношении археологии финно-угорских древностей региона носит работа Рябинина Е.А. «Финно-угорские племена в составе Древней Руси».

История Вологодского края и его городов, основанная на материале летописей, уставных грамот, легенд, житийных свитков собрана в трудах Засецкого А.А., Степановского И.К., Волощина Л.Я., Суворова Н.И., Швецова М.Н., Мерцалова А.Е., Непеина С.А., Верюжского И., Коновалова Ф.Я. и др.

Историко-географический аспект Вологодского средневековья в контексте формирования территории Древней Руси, а затем России отражен в работах Насонова А.Н., Кучкина В.А., Любавского М.К.

Традиции хозяйствования, землевладения, монастырская история края представлены в работах Камкина А.В., Васильева Ю.С., Воскобойниковой Н.П., Данилова Л.В., Вопросы истории градостроительства, развития изобразительного, декоративно-прикладного, архитектурного искусств освящены в работах Тихомирова М.Н., Лукомского Т.К., Рыбакова А.А., Седова М.В., Иванищевой М.В., Ушакова Ю. С, Бочарова Г., Золотовой О.А., Пуцко В.Г., Белова СП., Воропанова В.В., Чайкиной Ю.И., Петровоа Т.Г., Иванова Г.О., Серебряковой Г.С., Никитиной Т.П., Щенниковой А.А. и т.д.

Существует значительный пласт исследований по фольклористике, словесно-музыкальной, обрядовой и материальной культуре представленный в трудах Славгородской Л.А., Марушковой Н.А., Пульпина В.И,, Мокиной Г.Г., Криничной Н.А., Петрова К.М. и др.

Широкий круг вопросов по истории и культуре Вологодской земли, а также ее письменные памятники (писцовые и уставные книги, деяния святых, воспоминания путешественников, нарративные источники) представлены в сериях краеведческих альманахов: «Вологда», «Устюжна», «Великий Устюг», «Тотьма», «Вытегра», «Белозерье», «Чагода», «Череповец».

Общие основания и принципы историко-культурологического исследования регионов России представлены в работах Кагана М.С., Щедриной Г.К., Мосоловой Л.М., Маркаряна Э.С, ГердаА.С, Лебедева Г.С, Розенберг Н.А., Арцыбашевой Т.Н., Васильевой Е.В., Махтиной В.М., Чукурова А.Ю., Прозоровой Е.К., Вагиновой Л.С и др.

Объектом исследования является история культуры Северо-Запада России.

Предметом исследования является процесс средневекового культурогенеза на территории Вологодской земли.

Цель данного исследования - выявить характер содержания и динамики культурогенетических процессов на территории Вологодского региона и определить его типологические особенности в период средневековья.

Задачи исследования:

- Рассмотреть теоретические основания исследования региональной культуры.

- Исследовать региональную культуру Вологодской земли как пространство поликультурного взаимодействия народов в древности и средневековьи.

Дать историко-типологическую характеристику культурной традиции Вологодского региона с древности до XVII века.

- Рассмотреть трансформацию культурной традиции различных общностей Вологодского региона в ходе колонизационных процессов Древней Руси.

- Выявить общий и локальные типы культуры, сложившиеся в ходе историко-кульурных процессов средневековья в пространстве Вологодской земли.

- Осмыслить значение «монастырской традиции» Севера и ее влияния на культурогенез Вологодского региона.

- Через анализ репрезентативных топохронов Вологодской земли осветить генезис духовно-содержательной сферы Вологодской культуры.

- Проследить связи культурной традиции Вологодской земли с другими регионами Руси.

Методология исследования.

В связи с необходимостью системного подхода к эмпирическому материалу различных наук, в данной работе предполагается взаимодействие разноплановых, взаимодополняющих друг друга методов и приемов анализа. Среди них: метод междисциплинарного взаимодействия позволяет изучить различные стороны культуры на стыке наук; источниковедческий анализ и синтез, применяемый для изучения исследовательской литературы; генетический - рассматривающий культуру в ее происхождении и историческом развитии; контекстный -при анализе событийной истории; типологический - направленный на изучение специфической комбинаторики явлений культуры; герменевтико-феноменологический - для выявления смыслов различных видов памятников и их интерпретации.

Основные положения регионалистики, предполагающие системное исследование культуры конкретного региона с учетом целостного историко-культурного контекста и результирующие междисциплинарное взаимодействие разработаны А.Гердом и Г.Лебедевым. Методологической базой по проблеме средневековой культуры, культурной традиции, культуро- демо- и этно- генеза, общего и локального типов культуры послужили работы Арутюнова С.А., Кагана М.С., Лурье СВ., Маркаряна Э.С., Флиера А.Я., Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен культурологический анализ материалов, представленных различными науками и сделана попытка построить историю культуры края на собственно культурологических основаниях. Культура Вологодского края рассматривается в целостности и преемственности культурогенетического процесса. Впервые прослежена многоплановость культурогенеза в контексте этно-культурных процессов северо-запада России и выявлены Западный, Центральный и Восточный локальные типы в культурном наследии средневековья Вологодской земли. Специфика генезиса культуры Вологодского региона раскрыта посредством анализа его культурной традиции, формирование и развитие которой связано с высокой интенсивностью этнокультурного диалога, а также особой ролью монастырей Севера в ее культуроформирующем процессе. На защиту выносятся следующие положения:

- Центральным понятием при изучении культурогенеза Вологодской земли может служить культурная традиция как основа культурогенетического процесса, выполняющая аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции, обуславливающая включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает устойчивость и развитие культурных систем.

- Территория Вологодского региона испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время зоной непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в разной степени в зависимости от этапа и локальных особенностей вплавляются в существующую культурную традицию. В культуре Вологодской земли преемственно закрепились традиции различных исторических эпох и этносов, населявших северо-запад с эпохи неолита.

Самобытность культуры Вологодского края строится на преломлении многих традиций, многообразии локальных вариантов, на одновременности существования «индоевропейского и финно-угорского», «славянского и финского», «христианского и языческого», непрерывности и цикличности культурного взаимодействия региональных общностей.

- Специфика формирования культурной традиции Вологодской земли связана с высокой интенсивностью этнокультурного диалога, обусловленного включением региона в систему Волжско-Балтийского Пути. Характерной чертой культурной традиции Вологодского региона является его инновационная восприимчивость и высокая трансляционность по отношению к другим культурам.

Становление монастырской культуры объединяющей и стабилизирующей культурные потоки, выполняющей роль культурного авангарда, является центральным в культуроформирующем процессе Вологодского региона, в период его вхождения и дальнейшего развития в культурном пространстве Руси в период средневековья.

- Феномен монастырской культуры Вологодской земли представляет собой специфическое явление культурной традиции Севера; в художественном наследии которой воплощены духовные смыслы, образы, ментальность населения региона того времени.

- В средневековом пространстве Вологодской земли сформировался общий поликультурный региональной тип, в котором выявлены локальные культурные типы на долгое время сохранившие специфические черты в народной культуре; Западный, сложившийся в ранний период средневековья, во взаимодействии славян и западнофинских групп населения, Центральный образовавшийся при столкновении двух славянских потоков новгородского и ростово-суздальского происхождения и Восточный, где славяне вошли в контакт с восточнофинскими общностями.

- В процессе своего исторического развития культура Вологодской Земли оказывает значительное влияние на культуру соседних регионов и на культуру России в целом.

Теоретическая значимость работы. Исследование способствует расширению теоретико методологической базы историко-культурологических исследований, развитию регионалистики и науки об истории культуры России в целом.

Практическая значимость работы.

Результаты работы могут служить основанием для осуществления прикладных культурологических исследований региональной жизни, определения культурных ресурсов развития региона и выявления принципов культурной политики.

Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования.

Фактический материал работы может быть использован в практике преподавания и воспитания, в частности, учебных программах, курсах, пособиях по истории русской культуры для высшей и средней школы, а также при разработке национально-регионального компонента образования.

Апробация диссертации.

Положения и результаты исследования нашли отражения в докладах на научно-практических конференциях: «Молодые исследователи региону» (Вологда., 2003), «Русская культура на рубеже веков: опыт истории» (Нижний Новгород., 2004), «Новгород и Новгородская земля» (Новгород., 2004).

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры художественной культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, на заседаниях теоретического семинара кафедры художественной культуры.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Методологические аспекты исследования культурогенеза Вологодского региона

Культурогенез - процесс постоянного самообновления культуры, структурным элементом которого является образование новых культурных форм и человеческих сообществ. Он также включает в себя изучение процесса становления и развития субкультур, описание их ментальносте, образа и стиля жизни, системы ценностей и мировосприятия. Культурогенез позволяет выявить реальную динамику изменчивости культуры, очертить смысловое поле новаций, их взаимосвязь с традициями и культурным наследием, полифункциональность и полисемантику культуры, историческое изменение значений, смыслов и символов, которыми наделялись в истории явления культуры. Культурное формообразование предполагает по Флиеру А.Я.3 несколько фаз, среди которых: появление соответствующих условий, рождение новации, ее «конкурсный отбор», и внедрение в социальную практику. Однако новый элемент войдет в культуру только если будет соответствовать тенденциям внутреннего развития культуры, обусловленного движением традиции. В свою очередь новация, принятая и стереотипизированная, становится инновацией, первым этапом формирования традиции4. Инновации являются источником стереотипов культурной традиции. «Любая традиция - это бывшая инновация, в свою очередь, любая инновация - в потенции будущая традиция» . Внедрение новшества порождает, с одной стороны, большую способность культуры к заимствованию, с другой стороны, активизацию сохранения собственной специфики, строгий отбор внешних влияний. Таким образом, традиционная и инновационная составляющие есть аспекты единого -культуры, вместе они образуют организм культурной традиции.

При исследовании культурогенеза в условиях того или иного ареала наиболее результативным является междисциплинарный подход, являющийся основным для такой синтезирующей гуманитарной дисциплины как «регионалистика». Регионалистика—это своего рода макродисциплина, которая оперирует обобщенными, итоговыми результатами специализированных исследований, выполненных в рамках отраслевых гуманитарных дисциплин, таких как археология, антропология, этнография, лингвистика, история, география и др.

В регионалистике культурная традиция входит в понятие «культурно - исторического потенциала» (КИП), суммарной характеристики данных историко - культурной зоны (ИКЗ). В рамки КИП входит культурный фонд, то есть вся совокупность созданных данным населением внеприродных явлений, материальных (артефактов) и идеальных ( ментифактов ). В обобщенном виде эти артефакты и ментифакты образуют абстрагируемые от конкретных вещей и явлений культурно - исторические типы (КИТ). КИТ—научная абстракция, но абстракция, вобравшая в себя отличительные черты реального состояния ареала, заполнения в определенный исторический период. КИТ— элемент сложных систем КИП, где факты одних наук коррелируют с данными других. За словами стоят вещи, за вещами—люди с их антропологическим обликом, языком, традиционной бытовой культурой и социальной ментальностью. КИТ предстает как вариант модели, характеризуемый, в частности рядом признаков с этнической нагрузкой. На основании этих признаков, в принципе можно сказать, что например, тип в этническом отношении может быть определен как -угорский» или «восточнославянский».

Представляется возможным выделить типы более общие, инвариантные и типы более частные, вариантные. При этом в инвариантных типах могут быть выделены базовые, выступающие как «архетипы» по отношению к другим.

Культурная традиция выступает способом использования культурного фонда, обеспечивающим эффективное взаимодействие населения ( человека ) с окружающей средой ( природой ). Таким образом она является одним из важных элементов становления конкретного культурного типа в целом, при этом ее задача состоит в обеспечении целостности и сохранении свойственных культурному типу качеств.

Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретно-историческое сообщество внутренне неоднородно, включает в себя и определенные вкрапления - группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и иными признаками.

Термин «локального» используется для обозначения индивидуальной специфики любой системы культуры. «Общий исторический тип культуры» в силу того уровня абстракции на котором данное понятие строится, способен интегрировать исторические типы, формируемые путем отвлечения от локальных, конкретно данных пространственно - временных условий. «Общее» призвано выразить некоторые инвариантные характеристики всего класса исследуемых систем культуры.

«Общее и локальное» выделяет два взаимопредполагающих вида типологизации культурно - исторического процесса, позволяющих пропорционально сочетать присущие ему качественно различные группы признаков. Через «общее и локальное» интегрируются любые случаи типологического обобщения, от конкретно - данных пространственно -временных условий обитания человеческих коллективов, до, наоборот, рассматривающих объекты исследования в рамках этих условий и усредненно отражающих локальные связи этих коллективов с их окружением.

Основная непосредственная функция того слоя опыта, который охватывает понятия «локальная культурная традиция» состоит в поддержании и воспроизводстве регионально ограниченного определенными рамками, прежде всего пространственно - временными, разнообразия культуры в развитии человечества. В локальных традициях фиксируется специфический жизненный опыт человеческих объединений, отражающий индивидуальные черты их исторических судеб и особых условий существования. Одна из важнейших функций локальных традиций - поддержание стабильности и воспроизводство исторических общностей как специфических систем, обладающих неповторимым обликом. Иначе неизбежно растворение любого общества в окружающей исторической среде. В отличие от локальных традиций «общие традиции», благодаря своему воспроизводству, поддерживают стабильность человеческих коллективов безотносительно к их локальной специфике. Источник индивидуальной неповторимости культур заключается в комбинации общих элементов исторического опыта и специфических черт п. Маркарян Э.С. выделяет три источника общности явлений культуры. Один из них связан с действием идентичных законов функционирования и развития общества, результатом чего может стать выработка сходных явлений культуры. Другим источником общности явлений культуры может быть единство их происхождения. Наконец, общность культурных явлений может быть итогом их взаимовлияния.

В связи со сказанным следует четко различать структуру и основные познавательные функции понятий «локальный исторический тип культуры» и «культурный регион». Любой культурный регион представляет собой заданный в соответствующих пространственно-временных координатах комплекс с особым, неповторимым сочетанием черт. Но при этом не учитывается то, что культурным регионам наряду с неповторимыми чертами присущи и общетипологические характеристики.

Особенности демогенеза на территории Вологодской Земли в древнейший и древний период

В рамках данного параграфа определяются основные этапы, выявляются условия древнего заселения территории Вологодской земли. Рассматривается динамика развития и смен археологических культур в контексте формирования древнейших элементов культурной традиции Вологодской земли.

Первое проникновение человека на территорию края фиксируется в эпоху верхнего палеолита, 25 тысяч лет назад. Об этом свидетельствует остроконечное кремниевое орудие, лежащее вместе с костями мамонта и бизона, обнаруженное в 1983 году Иванищевым A.M. на нижнем течении реки Сухоны, около села Нюксенцы. Появление человека на данной территории было возможно в силу того, что в позднегляциальный период оледенение практически не коснулось района Посухонья54. Эта ценная находка еденична, что не позволяет говорить об освоении данной земли в верхнем палеолите. Однако частые находки костей вымерших животных, а также находка стоянки верхнего палеолита еще севернее, в республике Коми, позволяет ожидать новых свидетельств.

Постоянное население в регионе появилось в эпоху мезолита. Около 12-10 тысяч лет назад происходит резкое потепление. С отступлением ледника, 8,2 тыс. лет назад на территории края установился теплый благоприятный климат, распространились сосново-березовые леса, в составе которых были и широколиственные породы . Однако заселение края осложнялось высоким уровнем вод. Наиболее заболоченной являлась территория северо-запада (Вытегорский район, Прионежье), восточные и южные берега Онежского озера вообще были затоплены56.

Именно в это время (IX-VI тыс. до н.э.) считает Башенькин А.Н., происходит полное освоение человеком территории области. На участке реки Сухоны от Котельного до Коченьги известны 22 мезолитических стоянки Сухонской культуры датируемые VII-VI тыс. до н.э.57 В районе Устюжны на берегах реки Мологи известны еще 5 мезолитических стоянок, относящихся к VIII-V тыс. до н.э. Только одна из них, находящаяся у деревни Куреваниха раскопана на настоящий момент. Еще 13 находятся в Вытегорском районе, на 3-х велись раскопки. Общее количество зафиксированных на территории Вологодского края стоянок эпохи мезолита около двухсот. Они разбросаны от Вытегры и Чагоды на западе до Великого Устюга и Никольска на востоке.

Большинство стоянок того времени невелики по размерам, отложившийся культурный слой незначителен. Стоянки устраивались на высоких боровых террасах от 10 до 16 метров высотой от современного уровны воды. Наземные жилища ставились с выходом к реке. Основные находки на мезолитических стоянках - каменные изделия, изготовленные из кремня и сланца. Найдены наконечники стрел из ножевидных пластин, концевые скребки, резцы на пластинах, вкладыши составных орудий, небольшие овальные топорики, ножи на крупных пластинах58. Ошибкина СВ. считает это население продвинувшимся, вероятно, из Волгоокского междуречья. В отличие от Ошибкиной СВ., Иванищев A.M. в предметах, обнаруженных в Вытегорском районе, помимо волгоокских традиций, усматривал также карельские. Башенькин А.Н. связал это с тем, что несмотря на общие черты в материальной культуре, обнаруженный инвентарь не составляет единства в культурном отношении. По его мнению, в эпоху мезолита, на Вологодскую землю проникали группы населения из различных районов запада и юга.

Если рассмотреть карту размещения поселений того времени, то мы увидим, что они преимущественно располагаются по берегам рек и озер, соединяющих Онежское озеро и Северную Двину с Волгой. Вероятным представляется, что именно Волжская водная система являлась магистральной для древних переселенцев.

Ошибкиной СВ. был исследован могильник Попово, находящийся рядом с озером Лача в Каргопольском районе. В могильнике, датированном VII тыс. до н.э., было обнаружено семь погребений. По костным останкам удалось определить древний европеоидный тип жителей. Особенно отмечалось отсутствие каких-либо монголоидных черт. Погребения располагались в неглубоких ямах и были засыпаны красной охрой и углями, а черепа умерших раскалывались камнем. В могилы были положены орудия труда и украшения-ожерелья из зубов животных. Около большинства могил найдены раздробленные кости животных: лося, бобра, собаки, а также рыб, которые по мнению Ошибкиной СВ., являются остатками тризны по умершим59.

По данным погребения можно заключить, что мир живых и мир мертвых находятся в явной оппозиции, они разделены огненной преградой. Это также следует из стремления оградить себя от проникновения из потустороннего мира. Разрушая череп покойного, его сородичи, видимо, разрушали хранилище его души. Однако мир мертвых во многом походил на мир живых. Покойник нуждался в тех же вещах, орудиях труда, коими пользовался при жизни.

Ошибкина СВ. пишет, что жители оставившие могильник Попово обнаруживают сходство с индоевропейским населением мезолитических стоянок Латвии и Украины, где были обнаружены похожие погребальные обряды.

Исследователь Вологодской топонимики Кузнецов А.В. предполагает, что эти поселенцы были представителями индоевропейского населения. В некоторых памятниках древней индийской литературы отмечено самобытное название Северного Ледовитого Океана - Ksira samudra - Молочное море. Молочное море, как название крупного географического объекта, возникло еще очень давно, видимо, в каменном веке, когда этнос расселился и на северо-востоке Европы, в непосредственной близости от океана. Возможно немалую роль в этом сыграл Волго-Двинский речной путь.

Замечено, что самые большие реки на Восточно-Европейской (Русской) равнине имеют и самые древние по времени возникновения названия. Многие из них по происхождению являются индоевропейскими. Кузнецов А.В. соотнес названия некоторых рек Вологодского региона с санскритом - древнеиндийским литературным языком60.

Сухона - самая большая река в области. Матвеев А.В. рассматривая возможные версии происхождения ее названия, совершил предположение о русском происхождении топонима от слова «сухая». Однако, в основу топонима Сухона оно не могло быть заложено по той причине, что название реки возникло задолго до появления в регионе славян. В санскрите есть слово suhana, означающая легкоодолимая. Если же под легкоодолимостью подразумевать мелководность реки, наличие бродов, то не исключено, что русское слово «сухая» как-то связано с санскритским suhana. С этим могло быть связано изменение звука «а» на «о» в русской системе. На карте Московии 1546 года англичанина Антония Дженкинсона река подписана - suhana. Скорее всего звук «о» появился под влиянием северно-великорусского окающего говора.

Двина - начинающаяся от слияния Реки Сухоны с рекой Юг имеет толкование в русском, финском, эстонском, готском, древнеисландском языках. Вероятно некогда существовал язык, скорее всего индоевропейский, и было в нем слово «Двина», которое русские сблизили со словом «два». Ближайшие финно-угорские народы именуют Двину по-другому - у финнов и карелов она Вина или Виэна. В финно-угорских языках в начале слова никогда не встречаются вместе две или больше согласных. Заимствовав у своих предшественников-индоевропейцев название большой полноводной Двины, финно-угорские этносы в соответствии с законами своих языков преобразовали его в Виэну.

Кубена - река, вытекающая из крошечного озера около станции Коноша в Архангельской области и впадающая в одноименное озеро Кубенское, одно из трех больших озер Вологодской области. Сравнивая топонимы Двина, Сухона, Кубена, Кузнецов А.В. выделяет одинаковый формант - часто повторяющийся элемент в окончаниях топонимов - «на», что характерно для индоевропейской топонимии. Основа же выходит из cubha - хорошая, прекрасная. Что же касается сочетания звуков «bh», то они встречаются только в санскрите, в других индоевропейских языках ему соответствует звук «б».

Становления историко-культурного пространства Вологодской Земли в ходе колонизационных процессов Московской Руси

В рамках данного параграфа планируется раскрыть процесс формирования собственной культурной традиции Вологодской земли, с общими и локальными ее чертами, из синтеза культурных инноваций, связанных с процессом ее колонизации различными этносами. Необходимым для этого представляется анализ направлений и специфики этнических миграций в контексте межкультурного взаимодействия, а также исследование развития коммуникативных связей Северо-Запада.

Сведения о начальном периоде заселения Севера славянами впервые появилсь в XI-XII веках в скандинавских сагах, в датской и англосаксонской хрониках о походах скандинавов на Север и взаимоотношениях их с местными жителями-биармийцами (низовье северной Двины), а также в древнерусских летописях, повествующих о начале славянского расселения по Северу и встрече с племенами меря, весь, пермь, чудь заволоцкая. На территории Вологодской земли упоминается весь и чудь: «...на Белом озере сидит весь»; «...И посади Светослав сына своего Глеба... и бежа за Волок и убища чудь».104

О ранних контактах с чудью в «варяжский период» истории Вологодчины (XI-XII вв.) имеются свидетельства в местных легендах и преданиях, сохранившихся до XX века. В одном из народных стихов,

бытовавших в Белозерье, где у д. Росляково, по преданиям, находилось захоронение Синеуса, говорится:

Вон Белое озеро... Когда-то варяги оттуда пришли... Как праотцы наши словени-народ Изгнаши варяги и сами к себе Почаши владети... Понеже варяги-пришельцы те суть Ипреже ко беша Словении и Чудь...105 Термин «чудь» весьма широко трактуется в историографии. Как этноним он впервые упоминается у Иордана и Адама Бременского. У Иордана под этим именем понимается какой-то народ или народы в Северной части сложившейся позднее Русской земли.106 Адам Бременский помещает земли чуди в глубине Прибалтики, к востоку от шведов и «земли женщин» (имеется в виду Квенландия, территория современной Финляндии). Тиандер К. (1906) считает, что scuti Адама Бременского означает население прибалтийских берегов. Таким образом, средневековые западные источники дают лишь упоминания терминов, похожих на русское название чуди. Конкретная локализация этого народа в них отсутствует.

Более конкретные и надежные сведения о чуди содержатся в русских летописях; в Афетовой части чудь упоминается в числе народов-ближайших соседей северных славян. Летописи последовательно упоминают чудь в ХП-ХШ вв. в связи с походами новгородцев на Чудскую землю (Эстонию). Под 1190 г. летопись упоминает поморскую чудь (эстов) для отличия от других групп чуди. Одновременно упоминается заволоцкая чудь в Новгородском Заволочье (Двинская земля «за Волоком» обширным водоразделом, отделяющим бассейны Онеги и Двины от бассейна Волги).

В топонимии Русского Севера, Северо-Запада и Приуралья этнический термин чудь имеет весьма широкое распространение, что дает многим исследователям основание делать выводы о весьма широком распространении соответствующего народа. Термин «чудь» бытует в той или иной мере среди всех народов, населяющих Европейский Север - не только на территории бывшего СССР, но и у саамов Швеции, Норвегии, Финляндии.

У русских название чудь относится к широкому кругу финно-угорских народов. В первую очередь это собирательный термин для всех прибалтийских финнов, а также для каждого прибалтийско-финского этноса в отдельности.

В начале XIX в академик Лерберг А.Х. включал в понятие чуди прибалтийско-финские племена: кревинги (Южная Латвия), ливы, эсты, ингерманландцы (он имел в виду потомков древней води и ижоры), карелы и финны, также заволочская чудь.

Бубрих Д.В. причисляет к чуди водь, волховскую чудь и весь, отождествляемую с современными вепсами. Он считал, что термин чудь с самого начала относился не только к племенам у западных рубежей, но и к племенам с относительно восточным географическим положением. По отношению к вепсам название чудь впервые документально засвидетельствовано в 1251 г. (часть населения у озера Кубенского, которое трактовалось уже не как весь, ибо весь Белозерья к этому времени уже потеряла свое самоназвание, а просто как чудь). Позднее это название по отношению к тому же населению начинает упоминаться все чаще и чаще. В наше время русское население называет вепсов чудью или родственными названиями.

Таким образом, по Бубриху Д.В., термин чудь стал применяться к вепсам лишь с середины XIII века, а до того употреблялся по отношению к целому ряду других финно-угорских племен.

В литературе также бытует мнение о том, что заволочская чудь -смешанное вепсско-карельское население Заволочья. По мнению Лыткина В.И., вепсские и карельские заимствования в коми языке говорят о каких-то древних связях между коми-зырянами и вепсско-карелами. Видимо, эти слова проникли в коми язык из языка летописной заволоцкой чуди, которая была еще тысячу с лишним лет назад в бассейне Северной Двины, в непосредственной близости к коми. В XV-XVI веках в Двинском крае заволоцкая чудь, видимо, обитала в виде остатков среди русского населения. Таким образом, заволоцкая чудь жила в бассейне Северной Двины, предположительно с IX в н.э. и кончая XV-XVI вв., в первое время значительной массой, а впоследствии островками среди русских, заселявших этот край с запада, юго-запада., и отчасти среди коми, двигавшихся в Северо-Двинский край с юга, из пределов современной Кировской и Пермской областей.

По народным преданиям, сохранившимся в памяти от эпохи новгородской колонизации, заволоцкая чудь занимала следующую территорию: почти все пространство Архангельской губернии, от Кандалашской губы Белого моря до реки Коротаихи, за Болыпеземельской тундрой, берега Коротаихи, устье Печоры, берега Ижмы и Мезени в Мезенском уезде, Пинеги и Немнюги в Пинежском уезде, прибрежья Белого моря, известные под именем Зимнего и Летнего берега, устье Двины в Архангельском уезде, берега Онеги в Онежском уезде, прибрежья Кандалашской губы в Кемском и, наконец, берега Двины в Холмогорском и Шенкурском уездах и впадающих в нее рек: Емцы, Мехреньги, Ваги и притоков последней.

Вот одно из преданий о чуди, записанное в 1970 г. в городе Каргополе: «Чудь? Белоглазые племена? Так они пришли с севера! Каждую зиму приходили, вот горе!...Коренное население здесь было великорусы, отбивались много лет: отбили чудь - ушла опять на север. А битвы, видно большие были, потому что когда строят дома, то находят большие — как и нечеловеческие - такие большие кости. Были битвы -недаром ведь Валушки стоят! Где какая битва была - там и церковь поставлена, в честь этих битв с чудью, деревянная церковь. Церковь деревянную сожгли, стали на этом месте жить, колодец копать - нельзя колодцев копать, нельзя жить: везде огромные кости. Поставили на тех местах каменные церкви. Тут ведь не зря эти церкви, они как памятники над могилами этих убитых ».

Во время своих путешествий Кастрен М.А. слышал сведения, распространенные среди русских крестьян Заволочья, что пермяки, зыряне, карелы и др. принадлежат чудскому роду, однако они всегда отличаются от старой, настоящей чуди, которая имела другую религию, поселения и образ жизни, чем русские.

Похожие диссертации на Вологодский регион в средневековом культурогенезе