Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Структура антропологической концепции Карла Ранера 25
1.1. Теологические источники антропологической концепции Ранера богословие Фомы Аквинского 29
1.2. Философские источники богословия Ранера критический идеализм И. Канта, субъективный идеализм И. Г. Фихте, фундаментальная онтология М. Хайдеггера 34
1.3. Отличительные черты богословской парадигмы Ранера на фоне западноевропейской теологии 52
1.4. Краткие выводы 72
Глава 2. Влияние игнатианскои духовности на содержание и структуру антропологической концепции Ранера 78
2.1. Теологическое содержание и особенности структуры «Духовных упражнений» 86
2.2. Ощущаемый смысл как основа действия «Духовных упражнений» - философская концепция Ю. Гендлина как метод интерпретации текста 101
2.3. Ощущаемый смысл «Духовных упражнений» в понятиях теологии Ранера 114
2.4. Краткие выводы 124
Заключение 136
Библиографический список 151
- Теологические источники антропологической концепции Ранера богословие Фомы Аквинского
- Философские источники богословия Ранера критический идеализм И. Канта, субъективный идеализм И. Г. Фихте, фундаментальная онтология М. Хайдеггера
- Теологическое содержание и особенности структуры «Духовных упражнений»
Введение к работе
Актуальность исследования определяется, прежде всего, текущими философскими, религиоведческими и психологическими вопросами относительно способов ассимиляции субъективного опыта теоретической гуманитарной наукой. В контексте заявленной темы эти вопросы приобретают следующее звучание - каким образом индивидуальный мистический опыт Игнатия Лойолы соотносится с концептами и понятиями антропологической теологии Карла Ранера, становление которой неразрывно связано с историей разработки философских гносеологических и онтологических понятий? Как текст наставлений по духовной жизни XVI века соотносится с конкретной всеобъемлющей теологической парадигмой, которая составляет важную часть современного католического богословия? Какой метод позволяет выявить связь систематического теологического учения немецкого богослова с личностным религиозным опытом испанского мистика? Все эти вопросы указывают на проблему соотношения логико-практического измерения знания с его ощущаемым измерением.
Современная ситуация гуманитарного знания характеризуется поиском новых подходов в освоении ощущаемого измерения знания. Обилие понятий и символизации, которыми оперирует современная наука при изучении ощущаемого (субъективного) опыта познания, зачастую не позволяют непосредственно рассмотреть этот изначальный дологический уровень познавательного процесса, который наличествует в виде ощущения некого значения, смысла. Понятия, сформированные на логических основаниях, не включают в себя содержание данного ощущаемого смысла, и, таким образом, заслоняют собой изначальный субъективный опыт. В виду этого дальнейшее исследование опыта познания происходит только путем постепенного наслоения дефиниций и выделения их аспектов, которые не соотносятся с самим опытом, как таковым. По сути, логическая
4 модель осмысления опыта оставляет сам опыт вне пределов своего рассмотрения в виду его субъективности и дологической природы. Искажение и омертвение опыта1 в ходе логического преобразования в свою очередь ставит под вопрос все здание эмпирической науки.
Эта насущная проблема гуманитарного знания напрямую связана с текущим состоянием прагматико-позитивистскои и постпозитивистской парадигмы науки, которая постулирует эквивалентность концепций и идей, а также отмечает одинаковую степень их схожести и ошибочности. В свою очередь, такой глобальный характер вопроса указывает на то, что проблема согласования всех измерений знания и выработка понятий, которые бы указывали и вводили в научный оборот данные непосредственного субъективного ощущения, актуальна не только для некоторых областей гуманитарной науки, таких как психология, искусствоведение, философия, но и для всех дисциплин, которые связаны с культурной деятельностью человека.
Если ответы на раннее означенные вопросы относительно рассмотрения внутренней связи теологических концептов Ранера с духовным наследием Игнатия Лойолы существуют, то они, скорее всего, имеют междисциплинарный характер. История, философия, психология -эти гуманитарные дисциплины лишь отчасти рассматривают субъективный опыт познания центральных символов христианства, который в свое время повлиял на развитие современной западноевропейской теологии. Представленная работа сообразно использует данные указанных
1 На это обстоятельство в начале XX века указывали А. Бергсон и Ж. П. Сартр (проблема интуитивного познания). Проблема соотношения ощущаемого субъективного опыта с логическим измерением знания рассматривалась и получала самые различные интерпретации в немецкой философии идеализма (И. Кант, И. Г. Фихте, Г.Ф.Г. Гегель, В. Шеллинг), в феноменологии (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, а также в феноменологии религии Р. Отто, Ф. Хайлер, К. Гольдаммер, Г. Виденгрен, П. Рикер, В. Гантке), в философии экзистенциализма (М. Хайдегтер, Ж. П. Сартр). В настоящий момент новое видение возможных решений этой проблемы предлагает философия диалога, представленная М. Бубером, М. М. Бахтиным, В. С. Библером. Основным нововведением философии диалога в данную проблему является понятие межсубъектного бытия, которое затрагивает все измерения знания - как логико-практическое, так и дологическое.
5 направлений гуманитарной науки, которые относятся к исследуемой проблеме. В виду этого данное исследование не является историко-философским, а подпадает под категорию философии религии, религиоведения и культурологии.
Степень разработанности представленной темы сравнительно невелика. Теология Ранера исследуется в современной гуманитарной традиции преимущественно с философской точки зрения. Использование дефиниций и концепций, принадлежащих различным философским системам, делает работы Ранера интересными для многих философов-специалистов. Свою роль здесь также играет особый язык антропологического богословия Ранера, который во многое перенял (это относится как к структуре работ, так и к используемым понятиям) из экзистенциальной философии М. Хайдеггера. Проблемы XX века (такие как многообразие форм религиозности, тенденции индивидуализма, развитие секулярного общества, начало перехода от индустриального типа общества к информационному, и многие другие) особенно выделены Ранером, который посвящает некоторым темам отдельные работы (широко известный концепт «анонимного христианина» являет собой яркий пример исследования, которое призвано по мысли автора стать ответом на современные проблемы). По этим причинам теологическая концепция Ранера считается многогранной и весьма сложной системой, которая не только вводит современные философские понятия в язык богословия, но и придает новое звучание идеям теологов и философов нескольких эпох.
Среди многочисленных западных исследователей теологии Ранера необходимо, прежде всего, выделить Г. Форгримлера2, К. Р. Фишера3, К.
2 Среди множества теологических сочинений Форгримлера, некоторые из которых написаны в соавторстве с Ранером, для диссертации особо ценны работы «Karl Rahner verstehen» и «Karl Rahner. Gotteserfahrung im Leben und Denken», полностью посвященные исследованию различных аспектов теологии Ранера.
Килби4, Ф. Индина5, Л. Д. О'Донована6, Л. Грубера7, Д. Вайзмана8, Р. Гибеллини9, Б. Маршала10, М. Майера11, Р. Уильямсона12 и Р. Леннана13. Работы зарубежных ученых носят, прежде всего, сравнительный, а также критический характер. Это выражается в рассмотрении теологии Ранера в
3 Работа Фишера «Der Mensch als Geheimnis. Die Anthropologic Karl Rahners»
представляет особую важность для представленной работы, так как в ней впервые был
поставлен вопрос об обширности влияния игнатианского наследия на теологию Ранера.
4 Работы Килби затрагивают проблему актуальности теологии Ранера на фоне
глобальных процессов внутри христианской Церкви. Особое место в исследованиях
Килби уделено рассмотрению понятийного ядра теологической концепции Ранера.
Ключевыми работами Килби являются «Karl Rahner: Theology and Philosophy» и «A
Brief Introduction to Karl Rahner». На фоне многих исследований теологии Ранера,
некоторые из которых имеют четко выраженный конфессиональный подход,
немаловажным обстоятельством является академический язык работ Килби.
5 Монография Индина «Karl Rahner and Ignatian Spirituality» представляет широкую
историческую и теологическую проработку влияния духовности Игнатия на учение
немецкого теолога. Особое место в других работах Индина (в такой как «Rahner,
Christology, and Grace» // Heythrop Journal #37) уделено анализу теологии благодати, а
также рассмотрению практического применения систематической теологии Ранера.
6 Публикации ученика Ранера, О'Донована, примечательны всесторонним
рассмотрением его учения. Центральной темой размышлений О'Донована является
социальная перспектива развития теологии Ранера в нынешнее время.
7 Особой темой исследований Грубера является влияние идеалистической немецкой
философии на современную теологию. Работа «Transzendentalphilosophie und Theologie
bei Johann Gottlieb Fichte und Karl Rahner» детально изучает влияние идей И. Г. Фихте
на теологическую концепцию Ранера.
8 Основной темой работ Вайзмана является развитие религиозного опыта в рамках
западноевропейского христианства. Внутренняя связь теологии Ранера с духовным
наследием Игнатия является предметом рассмотрения работы «"I have Experienced
God": Religious Experience in the Theology of Karl Rahner».
9 Теологические изыскания Гибеллини носят, прежде всего, компаративный характер.
Большая часть его работ посвящена развитию теологии в XX веке. Для данной
диссертации особый интерес представляет работа «Handbuch der Theologie im 20.
Jahrhundert».
10 Работа Маршала «Christology in Conflict: The Identity of a Saviour in Rahner and Barth»
представляет особый интерес для диссертации, так как является исследованием
современного развития теологических дефиниций. В рамках означенной работы
Маршал анализирует методологические аспекты теологии Ранера и К. Барта.
11 Предметом исследования Майера является теологическое измерение «Духовных
упражнений» Игнатия. Тенденции интерпретации «Духовных упражнений»
рассматриваются им на примере учения Ранера в работе «La Theologie des Exctcices de
Karl Rahner».
12 Статья Уильямсона «Balthasar and Rahner» в сборнике «Analogy of Beauty: The
Theology of Hans von Balthasar» посвящена сопоставлению теологии Г. фон Бальтазара
и Ранера.
13 Работы Леннана рассматривают социологическое измерение развития христианской
Церкви в XX веке. Монография «The Ecclesiology of Karl Rahner» посвящена
исследованию социальных аспектов теологии Ранера.
7 свете истории христианской традиции, изучении его концепции в рамках межконфессионального диалога, критическом осмыслении составных элементов философского ядра его учения, а также в создании планов дальнейшего развития католической теологии с учетом идей и ключевых понятий немецкого теолога.
Изучение обширного теологического наследия Ранера не могло обойтись без использования трудов русскоязычных ученых, которые исследовали различные аспекты ранеровской концепции, а также темы, неразрывно связанные с его теологией. Особенно в этом плане показательны работы К. И. Никонова14, Б. Ю. Кузмицкаса15, Ю. А. Кимелева16, А. Н. Красникова17, П. П. Гайденко18, Р. М. Габитовой19, А. Н.
и Прежде всего, это работы «Современная христианская антропология» и «Критика антропологического обоснования религии», в которых теология Ранера рассматривается в рамках анализа различных антропологических аспектов теологических учений. В этих и других работах («Религиозен ли человек по природе», «Христианская антропология и современность») представлены основные направления современной христианской антропологии. В свете заявленной темы особый интерес представляет курс лекций «Христианская антропология и современность», подготовленный для философского факультета МГУ.
15 Работа «Философские концепции католического модернизма» и публикация
«Теология "жизненной действительности" К. Ранера» посвящены изучению
философских основ современной католической теологии, а также рассмотрению
процесса модернизации теологического языка в соответствии с данными современной
науки и новыми общественно-политическими реалиями. Обозначенные темы
рассматриваются на примере теологии Ранера.
16 Основными работами, в которых особое место уделено теологии Ранера являются
«Современная западная философия религии» и «Философия религии. Систематический
очерк». Они затрагивают проблематику взаимосвязи философских и теологических
элементов теологии Ранера. Многие другие работы Кимелева («Философия истории»,
«Методологические проблемы современного религиоведения», «Современная
философско-религиозная антропология») являются важнейшим источником по
изучению философии религии. В рамках данной работы особого внимания заслуживает
его концепция философско-религиозной антропологии.
17 Работа «Методология современного неотомизма» анализирует концепцию Ранера на
фоне католической теологии XX века.
18 Во многих работах Гайденко особое внимание уделено историческому развитию
философии экзистенциализма, который оказал значительное влияние на теологию
Ранера. Ключевой темой работы «Прорыв к трансцендентному: новая онтология 20
века» является изучение истоков экзистенции, особая направленность человеческой
природы к трансцендентному началу. Для диссертации также важны работы
посвященные истории философии («Трагедия эстетизма. Опыт характеристики
миросозерцания С. Киркегора», «Философия Фихте и современность»).
8 Типсиной20, Е. Б. Тимерманис21, С. А. Коначевой22 и А. С. Богомолова23. Многие из перечисленных работ стали основой отечественной традиции исследования учения Ранера24. При этом необходимо отметить, что большая часть упомянутых исследователей уделяет в своих работах особое внимание философской составляющей теологической концепции Ранера.
В свою очередь «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы, как правило, рассматриваются в отечественной историографии либо в рамках истории Общества Иисуса (ордена иезуитов), либо через призму сравнительного изучения христианской духовности. Наряду с такими исследованиями имеются также работы, посвященные особой «игнатианской» мистике и истории становления Общества. Подобные работы имеют историографическую и религиоведческую направленность. Текст «Духовных упражнений» является наставлением и путеводителем в
19 Среди множества работ посвященным философии экзистенциализма, для диссертации
является ценной работа «Человек и общество в немецком экзистенциализме»,
предметом рассмотрения которой являются антропологические аспекты философии М.
Хайдеггера и К. Ясперса. В работе отмечено развитие этих аспектов в различных
философских и теологических концепциях современников немецких философов. Также
рассматриваются иррационалистические тенденции в философии экзистенциализма.
20 Монография «Немецкий экзистенциализм и религия», в котором исследуется
различные аспекты экзистенциализма и их связь с традиционными теологическими
концептами представляет особую важность для данной работы. Особое внимание
уделено анализу влияния экзистенциализма на развитие западноевропейской теологии в
XX веке.
21 В исследовательском фокусе кандидатской диссертации «Христианская антропология
К. Ранера» находятся проблемы дальнейшего развития теологии Ранера. Работа
поэтапно рассматривает синтезирующий характер антропологических аспектов
теологии Ранера, а также уделяет особое внимание перспективам социального развития
христианства в секулярном мире.
22 Множество докладов и выступлений («Хайдеггер и современные вопросы
богословия», «Интерпретация кантовской теории истины в трансцендентальном
томизме», «Историчность вот-бытия и опыт "последнего Бога": теологические аспекты
философии М.Хайдеггера» и др.) посвящено анализу католического и протестантского
богословия XX века. Особое внимание уделено проблемам влияния философии М.
Хайдеггера на современное богословие.
23 Работа «Экзистенциальная диалектика: от "качественной диалектики" к
диалектической теологии» исследует процесс развития экзистенциальной мысли, а
также анализирует философско-исторические аспекты этого развития.
24 Прежде всего, это работы К. И. Никонова, Б. Ю. Кузмицкаса, Ю. А. Кимелева, Е. Б.
Тимерманис, а также С. А. Коначевой. Примечательно, что работы данных ученых с
одной стороны рассматривают теологию Ранера на фоне общего развития христианской
мысли в XX веке, а с другой прослеживают развитие ее антропологических аспектов.
9 духовном поиске и имеет весьма опосредованное отношение к теологии, как к таковой. Согласно Игнатию, духовные упражнения - это свод наблюдений и советов по духовной жизни, который позволяет «Творцу непосредственно содействовать со своим творением, а творению - с Творцом и Господом своим»25. Другими словами, «Духовные упражнения» предназначены для исследования внутреннего субъективного опыта общения с Богом. Фокусирование этого текста Игнатия на личном опыте, на переживании сопричастности Творцу делает его интересным для исследования религиоведами, занимающимися изучением мистических практик католической церкви, а также психологами, рассматривающим процессы трансформации личности.
Наследие Игнатия было детально исследовано преимущественно в работах западных мыслителей, таких как Ж. де Гибер26, Ф. Караман27, Д. О'Мелли28, X. Ранер29, Д. Ганс30, Ф. Индии31, Р. Барт32, Д. Л. Флеминг33, Ж.
25 Игнатий Лойола. Духовные упражнения. Духовный дневник. М.: Институт
философии, теологии и истории святого Фомы, 2006. Стр. 29.
26 Труды де Гибера посвящены анализу внутренней духовной практики Общества
Иисуса. Фундаментальной обобщающей работой о взаимосвязи систематической
теологии и духовного наследия является «Lecons De Theologie Spirituelle». Для
диссертации особую ценность имеет его исторический очерк «Духовность Общества
Иисуса».
27 Историческое исследование «Ignatius Loyola: A Biography of the Founder of the Jesuits»
содержит обширный материал относительно ранних периодов деятельности Игнатия.
28 Работа «The First Jesuits» привносит новый взгляд на структуру Общества Иисуса. В
работе проведено детальное рассмотрение начальных этапов основания Общества
Игнатием. В ходе этого рассмотрения автор подвергает сомнению многие
традиционные для исторической науки представления о роли и назначении Общества.
29 Имя X. Рансра связано с переоткрытием игнатианской духовности. Среди
многочисленных работ X. Ранера для данной диссертации особо важны работы
«Ignatius von Loyola als Mensch und Theologe» и «Ignatius von Loyola. Briefwechsel mit
Frauen».
30 Важная для данной диссертации работа «Spiritual Exercises of Saint Ignatius» является
одновременно переводом, комментарием и руководством по проведению духовных
упражнений. Особый интерес представляет пристальное изучение автором нюансов
различных положений, которые высказывает Игнатий в тексте «Духовных
упражнений».
31 Работа «Ignatian Prayer of the Senses» анализирует специфику игнатианской
духовности на примере молитвы.
32 В своей работе «Sade, Fourier, Loyola» Барт исследует лингвистические особенности
«Духовных упражнений» Игнатия. Описанная им структура текста «Духовных
упражнений» представляет особый интерес для данной диссертации.
10 Боттро34, В. Мейсснер35, а также Д. Фатрелл36. Основной областью изысканий данных работ были психологические аспекты «Духовных упражнений», выявление места духовной традиции Игнатия в контексте истории католической церкви, а также рассмотрение влияния «Духовных упражнений» на современную теологическую доктрину католической Церкви.
Целью исследования является рассмотрение влияния исторически сложившейся христианской духовной традиции - текста «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы - на становление современной католической теологии, на примере антропологической богословской концепции Ранера. В ходе исследования осуществляется последовательный анализ теологии Ранера, который выявляет ее внутреннюю связь с «Духовными упражнениями» Игнатия, наряду с многочисленными теологическими и философскими влияниями. Подобный анализ выявляет не только влияние игнатианской мистики на общее концептуальное содержание учения Ранера, но и на формирование основных понятий его богословия, влияние которого особенно ощутимо в современной католической теологии. На возможность подобного рассмотрения в первую очередь указывают неоднократные высказывания самого Ранера37 о том,
33 Сравнение стилистики и лингвистические аспекты «Духовных упражнений» являются
основными предметами рассмотрения в работах Флеминга «The Spiritual Exercises of St.
Ignatius: A Literal Translation and A Contemporary Reading» и «Like the Lighting: The
Dynamics of the Ignatian Exercises».
34 Работа Боттро «Личная молитва Игнатия Лойолы» кратко анализирует
псігхологические черты Игнатия, его внутренний мир.
35 Психологическое исследование особенностей восприятия и понимания духовности
Игнатием является основой работы «Ignatius of Loyola: The Psychology of a Saint». В
работе сравниваются различные аспекты совершающего упражнения и наставника,
описанные в «Духовных упражнениях», а также психологические черты Игнатия.
36 В сводной работе «Словарь "Духовного Дневника"» Фатрелл поэтапно рассматривает
ключевые понятия и обороты, использованные в «Духовных упражнениях». Каждое
понятие не только получает определенную интерпретацию, но и соотносится с
определенными паттернами применения.
37 К. Ранер, как и его старший брат Хуго, был членом Общества Иисуса, в который
вступил в 18 лет (в 1924 году).
что духовный опыт основателя Общества Иисуса является ключом к пониманию всей его теологии. Немецкий мыслитель высоко оценивал роль Игнатия в истории развития христианства, и помещал его в один ряд с М. Лютером и Ж. Кальвином, считая его «одним из тех великих людей, которые видели основу христианского существования в мистическом опыте Бога»38.
Обозначенная цель достигается путем определения ключевой проблематики трудов Ранера в ходе рассмотрения теологических и философских источников, которые повлияли на становление применяемых Ранером понятий. Реализация заявленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
Провести краткий теоретический анализ теологических и философских источников богословия Ранера. Сравнить при помощи данного анализа содержание ранеровской концепции с другими примерами теологии XX века для определения особенности структуры антропологической теологии Ранера.
Используя философский метод Ю. Гендлина39, определить особенности функционирования субъективного опыта («ощущаемого смысла»40 в терминологии Гендлина) в тексте «Духовных упражнений». Определить характер ощущаемого смысла и на основании этого определения раскрыть возможные варианты интерпретации опыта Игнатия. Выявить принцип, в соответствии с которым Игнатий составляет «Духовные упражнения».
38 Цит. по Endean P. Karl Rahner and Ignatian Spirituality. N.Y.: Oxford University Press,
2004. P.30.
39 Юджин Гендлин - широко известный американский психотерапевт и философ,
лауреат множества премий Американской психологической ассоциации (АЛА), автор
многочисленных работ (более 240 публикаций) по психологии и философии, среди
которых особо выделяются монографии «Focusing» и «Thinking at the Edge»,
посвященные изучению имплицитного содержания психологических понятий и
процедуры мышления.
4 Термин Гендлина «felt meaning» в данной работе переводится как «ощущаемый смысл». Наряду с этим термином американский философ также использует другие его варианты такие так «experienced meaning» и «felt sense».
3. Раскрыть связь субъективного опыта, который является
основанием «Духовных упражнений», с концептуальным содержанием
теологии Ранера. Проанализировать функционирование субъективного
опыта в определениях богословской парадигмы Ранера.
4. Выявить и отобразить соотношение используемых Игнатием
понятий с содержанием антропологической концепции Ранера.
Методологические основания работы имеют междисциплинарный характер. Глобальность проблемы, которая определяет актуальность диссертации, требует с одной стороны использования устоявшихся в науке методов, таких как критическо-аналитический подход к содержанию материала и системно-комплексный метод для выявления целостности и взаимосвязанности концептуального содержания. С другой стороны критическое отношение к текущей практико-позитивистской научной парадигме, обозначенное самим наличием проблемы, обуславливает применение новых междисциплинарных методов, которые не только содержат новые терминологические системы, но и позволяют органично сочетать эти новые "термины с корпусом устоявшихся в гуманитарной науке понятий.
Исследование с необходимостью считается с тем историко-философским проблемным фоном, который определяет содержание, как текста «Духовных упражнений», так и многочисленных работ Ранера. Это обусловлено применением сравнительного историко-философского анализа, который направлен на выявление влияния субъективного ощущаемого опыта (на примере духовности Игнатия) на идейное развитие католической теологии (на примере учения Ранера).
Философско-аналитическая позиция, заявленная в работе, опирается, несмотря на широкое привлечение данных современной философско-исторической мысли, прежде всего, на философский метод Гендлина, а также на аналитические работы западных исследователей теологии
13 Ранера41. Работы отечественных ученых используются в диссертации для последовательного рассмотрения и сравнения ключевых идей и понятий, которые образуют концептуальное содержание теологии Ранера. Такой характер работы позволяет выявить неординарную структуру теологии Ранера, а также определить принципиальные отличия, которые вьщеляют его учение на фоне христианского богословия XX века.
Основной задачей философского метода Гендлина является включение в рамки научного исследования данных субъективного переживания. Изучаемую проблему американский ученый описывает следующим образом: «в прошлом смысл анализировался в основном с точки зрения ... логической структуры. Конечно же, при таком рассмотрении смысл соотносился с переживанием, но при этом "переживание" обычно обозначалось как некая логическая схема, которая организует ощущаемое восприятие, либо как логический конструкт, который сопоставляет и прогнозирует наблюдение поведения. ... [что] приводит к проблеме эффективного изучения непосредственно ощущаемого опыта, применения его смысла в науке и жизни, создания возможности помыслить его для более чем нескольких посвященных -другими словами, к проблеме приложения (курсив - Гендлина) понятий к ощущаемому опыту без его искажения или притупления»42.
Метод Гендлина строится вокруг ряда понятий, которые сформировались в ходе его изысканий в области психологии. Основной задачей своего метода Гендлин считает создание понятий, которые бы непосредственно отсылали к ощущаемому смыслу. Основные элементы и структуру своего метода Гендлин представил в работе «Experiencing and
41 Прежде всего, это работы К. Килби, К. Р. Фишера, Л. Д. О'Донована, Ф. Индина, Л.
Грубера и Р. Гибеллини.
42 Gendlin Е. Experiencing and the Creation of Meaning. Chicago: Northwestern University
Press, 1997. P. 23
14 the Creation of Meaning»43, посвященной разработке проблемы содержания имплицитного субъективного опыта в различных направлениях современной гуманитарной науки.
Философская концепция Гендлина44 выходит за пределы постструктуралистской парадигмы в исследовании языка и культуры. Американский мыслитель, вслед за постструктуралистами (например, Ж. Лаканом), отмечает имплицитное наличие языка и культурных норм в человеческом опыте. Также он отмечает, что понятия, при помощи которых человек оформляет свое знание об окружающем мире, также содержат этот имплицитный опыт. Это обстоятельство, по мнению Гендлина, приводит к проблемам при генерации корпуса научного знания, так как логически выстроенные понятия не в состоянии охватить поток восприятия, который вызван окружающим миром. Процесс ощущаемого восприятия в этом значении не является концептуальным, и превосходит логический метод систематизации знания. Другими словами, логические понятия, выводимые человеком для описания опыта, имеют дологическое основание. Соответственно, полное понимание окружающих человека событий возможно только при наличии прямой отсылки к процессу субъективного восприятия. Согласно Гендлину, наличие такой прямой отсылки позволяет в зависимости от ситуации генерировать более адекватные понятия для интерпретации событий. При этом логическое обоснование самих понятий будет более точным.
Необходимость обращения к ощущаемому смыслу Гендлин показывает на множестве примеров из области поэзии, философии,
43 Это одна из двух философски значимых работ Гендлина. Вторая работа «A Process
Model» посвящена описанию вариантов применения его метода к изучению
имплицитного содержания в философских понятиях.
44 Необходимо отметить, что на философскую позицию Гендлина повлияла не только
философия экзистенциализма и феноменология (в лице М. Хайдеггсра и М. Мерло-
Понти), но и концептуальные работы К. Роджерса посвященные проблемам
гуманистической психологии.
15 психологии. Нижеследующий пример45 демонстрирует функционирование ощущаемого смысла при интерпретации части диалога Платона «Менон».
В данной части диалога Сократ обращается к мальчику, одному из рабов Менона. Вначале философ демонстрирует мальчику квадрат, каждая из сторон которого равна двум футам.
е-
Затем он делит квадрат на четыре равные части. Мальчик подтверждает, что теперь квадрат состоит из четырех малых квадратов. Сократ спрашивает мальчика о том, сколько малых квадратов будет содержать фигура, которая будет вдвое больше имеющейся. Мальчик отвечает, что такая фигура должна содержать восемь малых квадратов. Он полагает, что знает решение задачи - по его мнению, сторона такого квадрата должна составлять четыре фута. Сократ следует указаниям мальчика и рисует означенный квадрат.
45 Приведенный здесь пример содержится в публикации Гендлина «Введение в философию» (Introduction to Philosophy - .
*-
4ф
При этом он отмечает, что данная фигура больше начальной в четыре раза, и, следовательно, эту фигуру составляют не восемь, а шестнадцать малых квадратов. Сократ отмечает, что сторона восьмифутовой фигуры должна быть больше двух и меньше четырех футов. Мальчик соглашается и предлагает нарисовать меньшую фигуру, сторона которой равна трем футам. Сократ вновь следует предложению мальчика. Однако новый квадрат состоит из девяти малых квадратов, вместо необходимых восьми. Мальчик думает и отвечает, что не знает правильного ответа.
В данный момент диалога Сократ обращается к Менону и отмечает состояние мальчика по отношению к решаемой задаче. Это высказывание Сократа о затруднении мальчика в отношении того, чего тот не знает, указывает на то, что мальчик знает, что правильный ответ больше двух и менее трех. То есть выражение мальчика «я не знаю» отнюдь не указывает на полное отсутствие у него знания ответа. В данном случае у мальчика имеется ощущаемый смысл ответа. То есть полностью его ответ на вопрос Сократа звучал бы как: «я знаю, что ответ больше двух и менее трех, но Сократ, я не знаю промежуточного числа между двумя и тремя».
17 Дело не в том, что подобный ответ невозможно высказать, а скорее в том, что мальчик не может выразить ощущаемое знание ответа при помощи обычных слов и чисел.
Необходим новый способ выражения этого ответа, такой как возможность преобразовательного действия по отношению к заданным условиям. Далее Сократ демонстрирует это преобразовательное действие.
Философ берет пример первой попытки решения задачи, квадрат, состоящий из шестнадцати малых квадратов. Сократ проводит четыре дополнительные диагональные линии, которые образуют новый квадрат и делят половину имеющихся малых квадратов. Данный новый квадрат содержит необходимые восемь малых квадратов.
Ранее Менон спрашивает Сократа относительно возможности вопроса о неизвестном. При таком вопросе человек не будет знать, о чем он спрашивает. С другой стороны, если человек знает то, о чем спрашивает, то в чем состоит необходимость спрашивать? В ответ Сократ говорит о припоминании, которое является необходимым атрибутом
18 человеческой души. В потусторонней жизни душа обладает абсолютным знанием. Поэтому человек, согласно древнегреческому философу, припоминает то, что было видено душой ранее.
Так как Сократ задает лишь наводящие вопросы, то мальчик самостоятельно приходит к заключению, что два малых квадрата для каждой стороны слишком мало, а три слишком много. После этого философ спрашивает у Менона об обучении мальчика геометрии. Менон подтверждает, что тот не был обучен геометрии. Это побуждает его согласиться с утверждением Сократа о припоминании - на всем протяжении беседы мальчик припоминал верное решение геометрической задачи Сократа.
Согласно Гендлину, представление Сократа о припоминании является способом указания на появляющееся внутреннее чувство понимания. Состояние относительного знания и незнания того или иного ответа определяется через обращение к субъективному ощущению происходящего (ощущаемому смыслу). Далее ощущаемый смысл получает интерпретацию, в ходе которой возникает мысль о необходимости преобразовательного действия. Без подобного обращения к ощущаемому смыслу задача Сократа была бы неразрешимой.
Понятие «ощущаемый смысл» составляет философское ядро работ Гендлина. При этом американский философ основывает необходимость применения этого понятия следующим образом. Человек постоянно непосредственно взаимодействует с миром. При этом проводником этого взаимодействия является тело человека. То есть сам человек, по сути, есть взаимодействие, коммуникация с окружающим миром, который непосредственно влияет человека. Это взаимодействие постоянно меняется и обладает разной степенью интенсивности и различным содержанием. Вся жизнь, понимаемая как взаимодействие, на всем пути своего развития претерпевает постоянный процесс мотивации - действия (будь то поглощение пищи или теологическое рассуждение) всегда подразумевают
19 следующий шаг (т.е. содержат в себе дальнейшее развитие). То есть, ежеминутное действие, которое мы ощущаем, порождает вариацию последующих действий, смысл которых заложен (имплицитно содержится) в предшествующем действии. При последовательном анализе чувств человек может обозначить (при помощи отсылки) и интерпретировать ощущаемый смысл, содержащийся в том или ином действии.
Ощущаемый смысл отличается от обычного эмоционального чувства - он является осведомленностью нашего тела о происходящих действиях. Ощущаемый смысл является живым, постоянно меняющимся взаимодействием с миром. В силу этого он отличается от понятий о мире, которые сформулированы логикой. При этом ощущаемый смысл имеет особые характеристики и очень точен по сравнению с понятиями, которые строятся на логической основе. Демонстрация функционирования ощущаемого смысла в логических понятиях используемых психологией и философией составляет основу философии Гендлина. При взаимодействии с имеющимися понятиями, ощущаемый смысл позволяет более точно сформулировать содержание понятия, а также более подробно интерпретировать контекст применения понятий.
Согласно Гендлину, при нарушении концептуальной связи между понятиями человек может расширить область своего знания за счет обращения и интерпретации «ощущения», которое содержит смысл произошедшего действия. Подобное ощущение может отчасти выражаться логическими понятиями, которые в свою очередь зависимы от непосредственного ощущаемого взаимодействия человека с миром.
Основываясь на этих положениях, Гендлин выстраивает свой философский метод на материале психологических наблюдений. Центральным объектом его рассмотрения является не конкретный метод терапии или психологическая теория, а сам субъект терапии (клиент). В ходе наблюдения американский мыслитель приходит к заключению, что терапия (независимо от типа или практического опыта терапевта) успешна
20 лишь тогда, когда клиент начинает обращаться к своему переживанию, к непосредственным ощущениям сложившейся ситуации. При этом Гендлин отмечает, что не все субъекты терапии способны выработать в себе навык такого обращения. Роль терапевта в таких случаях состоит в том, чтобы интерпретировать опыт субъекта терапии и помочь ему самостоятельно проводить отсылку к ощущаемому опыту. Таким образом, способность обращения к начальному опыту оказывается ключевым фактором в успешности терапии.
Правомерность применения метода Гендлина в данной работе обусловлена, прежде всего, междисциплинарным характером его метода. Американский мыслитель полагает, что исследование субъективного ощущения человека способно значительно расширить текущие рамки гуманитарной науки. Примечательно, что сам американский философ указывает на широкую применимость своего метода именно для изучения философских, теологических и мистических текстов. «Переживание как источник смысла, является составной частью множества теоретических
проблем Другие примеры (проблем — С. X.) являются философскими
дискуссиями относительно того, как утверждения "основываются на" переживании или "обусловлены" им. Там, где переживание имеет смысл, и там, где необходимо обозначить этот смысл, возникает проблема: как ощущаемый смысл должен соотноситься с выраженным смыслом, чтобы последнее, можно было бы назвать выражением первого?»46. Научная установка Гендлина совпадает с задачами, которые призвана решить данная работа - выявить влияние субъективного переживания на становление дискурса, использующего философские и теологические понятия. Другими словами, философский метод американского психотерапевта позволит проследить влияние субъективного опыта познания Игнатия на современную антропологическую теологию Ранера.
46 Gendlin Е. Experiencing and the Creation of Meaning. Chicago: Northwestern University Press, 1997. P. 55
21 Использование метода Гендлина для выявления обширной связи
между текстом по духовному совершенствованию и богословской
парадигмой проводится впервые.
Общими методологическими основаниями для данной работы стали
работы В. В. Бибихина, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, Н. В.
Мотрошиловой, В. И. Молчанова.
Отдельное замечание касается источниковедческой стороны
диссертации. Источниковедческую основу первой главы составили
фундаментальные работы Ранера, такие как «Grundkurs des Glaubens»,
«Geist in Welt», «Horer des Wortes», а также «Schriften zur Theologie»47.
Основным источником для второй главы данной работы является текст
«Духовных упражнений»48.
Научная новизна диссертации видится в том, что представленная работа впервые рассматривает «Духовные упражнения» Игнатия, как один из важных источников влияния на теологию Ранера. Рассмотрение связи антропологической концепции немецкого богослова с духовной католической традицией до недавних пор проводилось лишь частично в отечественных философских, религиоведческих и исторических исследованиях, и не являлось темой самостоятельного исследования. Данная работа призвана, отчасти, заполнить эту лакуну49.
В работе подробно рассматриваются основополагающие темы и понятия антропологической теологии Ранера, которые выделяются в ходе
47 Некоторые из этих работ также рассматривались в многочисленных переводах,
преимущественно на английском языке.
48 В рамках данной работы широко использовался перевод, выполненный А. Н.
Ковалем. По признанию критиков (например,
chtcniya/ad maiorcm dci gloriam) этот перевод носит принципиальное качественное отличие от всех раннее сделанных, так как при его составлении использовался не только опыт предыдущих переводов «Духовных упражнений» на русский язык, но и их современные переводы на английский и французский. Не остался без внимания и ранний перевод «Духовных упражнений» на латинский язык.
49 Некоторые положения диссертации были изложены раннее в журнале
«Религиоведение» (Харьков С.А, Философско-теологические источники
трансцендентальной теологии К. Ранера // Религиоведение №3, 2006. Стр. 119-129).
22 последовательного анализа богословских и философских источников, повлиявших на становление ранеровской концепции, а также прослеживается связь этих концепций с содержанием текста Игнатия. Особенность изучения влияния игнатианской духовности на богословие Ранера состоит в применении философского метода Гендлина для выявления субъективного ощущаемого опыта, который содержится «Духовных упражнениях». Указанный метод получил признание в среде философов, психологов и психотерапевтов, однако опыт его применения для исследования философских и теологических текстов, а также памятников литературы сравнительно невелик. Применение метода Гендлина для исследования антропологической концепции Ранера позволяет также говорить о новизне подхода данной работы к рассмотрению поставленной темы. В рамках такого подхода данные субъективного опыта получают детальное рассмотрение и интерпретацию при образовании теологических понятий Ранера. Особое внимание уделено понятиям, которые непосредственно отсылают к этим данным. Это позволяет выявить глубину и обширность влияния субъективных интенций на формирование логико-практического дискурса.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в осуществлении нового подхода к рассмотрению соотношения духовной литературы и теологических учений на основе применения философского метода Гендлина. Представленная в работе схема, которая отражает обширность влияния игнатианской духовности на теологию Ранера, позволяет по-новому оценить значение индивидуального мистического опыта в истории становления христианства. Данная схема также отображает особую направленность теологической концепции Ранера на исследование внутреннего духовного опыта. Вместе с тем, примененный в диссертации подход к изучению «Духовных упражнений» может быть
23 широко использован для религиоведческих исследований по христианской духовности.
Материалы диссертации могут быть использованы в спецкурсах при преподавании различных религиоведческих и философских дисциплин, а также послужить основой дальнейших научных разработок.
Структура диссертационной работы определена поставленными задачами и опирается на проблемно-исторический принцип исследования материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего более 170 наименований.
Первая глава посвящена рассмотрению основных теологических и философских источников, повлиявших на богословский дискурс Ранера. Концепция немецкого теолога последовательно соотнесена с категориями и дефинициями учения Фомы Аквинского, с идеями представителей философии немецкого идеализма на примере И. Канта и И. Г. Фихте, а также с экзистенциальной философией М. Хайдеггера. Затем проводится краткое сравнение богословия Ранера с теологическими учениями, которые повлияли на становление христианской мысли в XX веке. Для такого сравнения использованы либеральная теология Ф. Д. Э. Шлейермахера, богословское учение С. Кьеркегора, теоцентрическая теология К. Барта, а также керигматическое богословие Р. Бультмана. Краткое рассмотрение позволяет выделить особые черты теологического мышления Ранера. Первая глава завершается обозначением понятийной конструкции антропологической концепции Ранера.
Во второй главе содержится подробное рассмотрение связи теологического мышления Ранера с духовным наследием Игнатия. Вначале главы представлена структура текста «Духовных упражнений», для анализа которой активно используется работа Р. Барта. Затем при помощи философской концепции Гендлина анализируется субъективный (ощущаемый) опыт Игнатия, являющийся основой «Духовных
24 упражнений». После этого исследуется соотношение субъективного опыта испанского мистика с важнейшими темами ранеровской теологии. Особое место уделено рассмотрению интерпретации Ранером понятий игнатианского дискурса, который, во многих отношениях, является движущей силой теологического мышления Ранера. В заключение этой главы представлена схема последовательного использования Ранером различных дефиниций и философских концептов, наряду с обращением к ощущаемому опыту Игнатия.
Благодарности
Представленная диссертация выполнена под руководством ректора Института философии, теологии и истории святого Фомы, д. п. н. Н. Л. Мусхелишвили, которому автор выражает глубокую благодарность за конструктивную критику, безграничное внимание и неизменную помощь в проработке основных положений диссертации.
Автор выражает особую признательность к. ф. н. М. А. Пылаеву за благожелательное отношение, посильную поддержку и ценные замечания на протяжении всей работы. Автор благодарен руководителю Учебно-научного Центра изучения религий РГГУ, к. к. Н. В. Шабурову, а также всему преподавательскому составу Учебно-научного Центра изучения религий РГГУ за проявленную помощь и методические рекомендации. Автор признателен оппонентам, д. ф. н. К. И. Никонову и к. ф. н. А. В. Михайловскому, за проведенный анализ диссертации и уделенное внимание.
Автор также выражает благодарность своим близким за терпение и понимание.
Теологические источники антропологической концепции Ранера богословие Фомы Аквинского
Как уже отмечалась ранее, одним из основных теологических источников для Ранера является теология Фомы Аквинского. В некоторой степени концепция Ранера может рассматриваться как продолжение и развитие положений томизма с учетом последних философских идей57. На это часто указывают отечественные исследователи: «Ранер не ограничивается идеей богословской антропологии, венчающей все-здание науки о человеке и питающейся ее достижениями. По его мысли, вся теология должна стать антропологией. ... Теология является антропологией уже потому, полагает он, что не может быть по самой своей природе ничем иным, как философской теологией, философской наукой»58. Томизм является для немецкого мыслителя необходимой составляющей всякой теологии. Однако, как полагает Ранер, в учение Фомы необходимо привнести элемент живого личностного познания Творца. При этом он говорит о необходимости освоения теологического наследия Аквината. Это необходимо для использования и сопоставления новых философских течений и методов, которые в будущем могут составить часть католической теологии. Таким образом, по мнению немецкого мыслителя, присущие современной секулярной культуре дефиниции будут адекватно пониматься современной церковью.
В свое время папа Пий X утверждал, что без «Суммы теологии» Фомы, невозможно понять учение католической Церкви. Более того, он считал, что учение канонизированного в 1323 году Аквината не является одной из множества теологических концепций и интерпретаций учения, а представляет собой основание любого теологического рассуждения59. Подобный особый статус трудов Фомы в католическом мире, безусловно, влияет на любую форму теологического дискурса внутри католической Церкви. Работы Ранера не являются в этом смысле исключением, но при этом немецкий мыслитель не только использовал понятия томизма, но и сделал modus operandi теологии Аквината основой создания своей теологии60.
Ранер поддерживает схоластическую традицию, согласно которой философия рассматривается как «служанка теологии». Он «постоянно говорит о зависимости своих взглядов от учения Фомы Аквинского, ссылается на "первоначальное философское событие", которое дало толчок для развития томистской теологии»61. Работы немецкого мыслителя можно в определенном смысле рассматривать как наглядное доказательство того, что теология может успешно применять философские методы и понятия для собственного развития. Именно философия позволяет теологии идти в ногу со временем, позволяет ей быть всегда актуальной и соответствующей реалиям окружающего мира. Более того, по мысли Ранера философия имманентно содержится в богословии, так как «крест Господа является «мудростью» Бога и истинная «любовь к мудрости» (фило-софия) является нечем иным как преданностью любви Бога в Иисусе Христе»62.
Обосновывая широкое применение философских понятий, Фома, в противовес августинианству63, считал, что Откровение постигается разумом, а не внутренней интуицией. Гармония двух начал - истина разума и истина Откровения образовывают фундамент теологии Аквината. Истины Откровения постижимы при помощи разума, который использует для этого философию. Применение философских дефиниций и методов позволяет не только гармонизировать понимание истин Откровения и систематизировать учение Церкви, но и перестроить язык теологии, сделать его более созвучным духу времени. Вполне вероятно, что без подобного использования философии теология в будущем не смогла бы ничего противопоставить нарастающему влиянию эмпирической науки64. В рамках этого сочетания философия сохраняет свою автономию, ее понятия и методы отличны от теологических.
Философские источники богословия Ранера критический идеализм И. Канта, субъективный идеализм И. Г. Фихте, фундаментальная онтология М. Хайдеггера
Описывая возможности познания Бога, Ранер следует общей методологической установке Фомы - созидание гармонии разума и веры70. Вместе с тем, как отмечалось ранее, немецкий теолог считает необходимым развить учение томизма в динамическую систему познания и именно для этого он привлекает метод трансцендентального познания И. Канта71. Такой переход в рассуждении Ранера обусловлен тем, что, по мнению немецкого богослова учение Фомы имплицитно содержит в себе предпосылки трансцендентального метода. Это, прежде всего, выражается в использовании Аквинатом понятия трансцендентальні12, которые он понимает как характеристики, сопряженные с сущим. Эти характеристики используются разумом для всякого рассуждения, так как являются его (разума) неотъемлемой частью, его неотделимым атрибутом.
Трансцендентальный метод последовательно анализирует познавательный процесс, исходя из общего положения философии Канта о невозможности полного познания вещи73. Основания для вопрошания заключены не в предмете вопрошания, а в самом вопрошающем (пример подобного рода рассуждения: очевидным является не то, что таковым является, а то, что полагают очевидным).
Вместе с тем, вопрошание строится в зависимости от предпосылок вопрошания, которыми обладает человек. Для человека такими предпосылками являются время, пространство, причинность и другие априорные формы сознания74. В этом заключается сущность сознания человека и она, в свою очередь, задает рамки вопрошания. Каждый из предметов исследования рассматривается, с точки зрения возможного рассмотрения его человеком. Опытная часть познания удостоверяется в свою очередь в сравнении с объективностью познаваемого объекта. Важность такого шага заключается в необходимости верификации опыта с точки зрения его всеобщей значимости.
«Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори»75. Этим высказыванием Кант обозначает необходимость преодоления устойчивого, в так называемой догматической философии, мнения о том, что окружающий мир пассивно познается сознанием. Кант полагает, что в процессе познания окружающий мир содействует с возможностями познания человека, и, следовательно, в этом процессе сознание является не пассивным, а активным агентом, чья деятельность преобразует сам мир.
Знание, по Канту, является совокупностью содержания данного внешним миром (которое достигается через непосредственное ощущение) и субъективным методом, при помощи которого сознание постигает ощущения. В данном случае для обозначения содержания и метода Кант использует понятия «материи» и «формы». Получаемое знание является итогом взаимодействия «материи» и «формы», и именуется Кантом как «опыт». Этот опыт является исключительно субъективным, так как основан на индивидуальных ощущениях и методах познания. Таким образом, Кант приходит к выводу о необходимости различения окружающего мира как он есть (мир сам по себе, вещь-в-себе, находящаяся вне поля деятельности сознания) и мира, как явления, мира, данного в опыте через чувства76.
Эта основополагающая мысль кантианской философии преобразуется Ранером в процедуру вопрошания о возможности познания Откровения. Если Фома ставил перед собой задачу обоснования предмета веры, подробное исследование взаимоотношения сущего и Творца, то немецкий теолог, прежде всего, интересуется сокрытыми в человеке возможностями взаимодействия с Богом. Для Ранера важным является сам факт возможности Откровения - если Откровение возможно, то что является для человека условием познания Откровения? Ответ на этот вопрос кроется, по мнению Ранера, в трансцендентальной философии. «Теология в качестве обдумывающего слушания Откровения необходимо имплицирует философию»77.
Таким образом, по Ранеру следует, что человек обладает определенными познавательными возможностями, которые помогают ему понять Слово Бога. Однако, постижение Бога невозможно без наличия Откровения (которое можно сравнить у И. Канта с явлением, которое воспринимается чувствами). Если познание окружающего бытия с помощью трансцендентального метода является преддверием познания Бога, это отнюдь не означает возможность напрямую познать
Теологическое содержание и особенности структуры «Духовных упражнений»
Текст «Духовных упражнений» разделяется на четыре тематические части, а именно: 1) рассмотрение грехов, 2) рассмотрение жизни Христа до Вайи (Вербного воскресения), 3) рассмотрение страданий Христа, 4) и рассмотрение события Воскресения. Сама структура «Духовных упражнений» во многом схожа с планом последовательной терапии. Сравнение текста Игнатия с терапевтической процедурой подтверждается неоднократным обращением Игнатия к наставнику, дающему упражнения. В этих обращениях Игнатий рекомендует уделять особое внимание к личным наклонностям и особенностям характера совершающего упражнения. В семнадцатом примечании Игнатий говорит: «весьма полезно, чтобы дающий упражнения, не стремясь разузнать ни о мыслях, ни о грехах принимающего их , всё же был точно осведомлен о различных душевных движениях и помыслах, внушаемых различными духами, дабы сообразно с большим или меньшим успехом упражняющегося он мог дать ему некоторые духовные упражнения, уместные и отвечающие потребностям души, обуреваемой помыслами»160.
Этим обращением Игнатий отмечает необходимость максимальной индивидуализации упражнений. Следующее, восемнадцатое примечание к упражнениям указывает на то, что истины, содержащиеся в тексте, полезны всем, но не могут полностью подходить каждому. Подобная избирательность действия упражнений также указывает на психологический аспект игнатианского метода. Для обозначения этого аспекта далее приведено поэтапное сравнение действий совершающего упражнения и субъекта терапии (клиента). Количество этапов соответствует указанным тематическим частям «Духовных упражнений».
Первый - этап:
- Следуя наставлениям Игнатия, совершающий упражнения размышляет над своими личными прегрешениями перед лицом Творца. В ходе длительного процесса размышления над собственной жизнью (Игнатий называет это испытанием совести и полной исповедью161) совершающий упражнения выявляет личные прегрешения, соотнося их с предлагаемыми Игнатием образами.
- В начале терапии субъект обозначает проблемную ситуацию, и с помощью советов терапевта анализирует ее. Субъект определяет ключевую проблему, которую необходимо разрешить. Второй этап:
- Согласно Игнатию, для преобразования своей греховной жизни совершающий упражнения должен последовать примеру жизни Христа. Созерцание основных событий жизни Христа, наряду с их переживанием, является основной задачей совершающего упражнения на протяжении второй недели.
- На данной стадии терапевт приводит пример успешного разрешения проблемы субъекта, и предлагает ему последовать данному примеру. Однако для разрешения проблемы субъект должен ощущать правильность выбранного примера, так как терапевт полагается лишь на теоретический материал и собственный терапевтический опыт.
Третий этап:
- Сопереживание Христу, которое совершает совершающий упражнения, достигает кульминации в момент Его страстей и смерти. По Игнатию, через это сопереживание совершающий упражнения понимает важность служения Христу для своей жизни. Служение Христу является предназначением, которое настолько важно и значимо, что преобразует всю э/сизнь совершающего упражнения. Другими словами, совершающий упражнения делает служение Христу неотъемлемой частью себя — своей жизни.
- Достижение необходимого результата в разрешении проблемы указывает на необходимость психологической перемены, которую должен совершить субъект. Терапевт может в точности описать необходимый результат, однако без ощущения и понимания субъектом терапии данного результата, проблема будет неразрешимой.