Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРА КРИВОСПИЦКАЯ Яна Вадимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

КРИВОСПИЦКАЯ Яна Вадимовна. ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРА: автореферат дис. ... кандидата : 24.00.01 / КРИВОСПИЦКАЯ Яна Вадимовна;[Место защиты: Кемеровский государственный университет культуры и искусств].- Кемерово, 2013

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Активная трансформация общественного сознания современности формирует новый тип культуры - постписьменный, в котором авторитет знания (и связанной с ним «знаниевой культуры») во многом вытесняется технологиями прагматического использования информации, а, соответственно, и новым типом экранной, аудиовизуальной культуры. В рамках настоящей работы выявляются аспекты, создающие образно-символический тип виртуальности театра, в котором объективная реальность сценического пространства, способна изменять границы обычного восприятия, взаимодействуя с субъективной реальностью всех участников театрального процесса.

Реалии современного мира наглядно показывают, как динамично развивается театральное искусство от классического, в истоках которого лежит школа переживания К. С. Станиславского, к новому, имеющему в своих арсеналах множество технологических, мультимедийных, интерактивных решений, световых, звуковых систем и других средств, созданных человеком для расширения художественно-функциональных возможностей театра. Эти новации, несомненно, влияют на условия создания и восприятия зрителем пространства сценического искусства, заставляют обратить особое внимание на условия взаимодействия современного театра и зрителя с позиции осмысления «виртуальности» театра.

Формулировка виртуальности как совокупности различных видов, форм, элементов реальностей, а также специфическая среда и атмосфера, созданная с применением компьютерной графики, видеопроекций и звуковых эффектов создает возможность рассматривать виртуальность театрального искусства.

Большинство исследователей акцентируют внимание на одной из характеристик виртуальной реальности - ее вторичности, производности от объективной реальности. Театральное искусство тоже вторично, оно воспроизводит заново, «погружает» человека в другую среду - творческую, вымышленную, в мир возвышенный, идеальный, или не идеальный, но способный быть соотнесенным с жизненной правдой. Именно поэтому мы можем рассматривать театр как иммерсионную технологию, посредством сценического действа создающую «виртуальную реальность».

Новый взгляд на природу театра с применением особенностей виртуа-листики предполагает историко-культурологический и психологический аспект трактовки «виртуальности театрального искусства» как феномена культуры. Важным обстоятельством, обуславливающим актуальность данного диссертационного исследования, является то, что процессы, совершенствующие современный театр новейшими техническими средствами, меняют сущность театрального действа и пространства. Осмысление этих изменений имеет не только практическое, но и теоретическое значение, поскольку такие

процессы расширяют наши представления о сущности и формах воздействия театрального и других видов искусств на человека.

Степень научной разработанности темы «виртуальности» театрального искусства связана с многочисленными попытками дать определение «виртуальности» в целом, как части проблематики множественности реальностей, в контексте философских теорий Начиная с Античности и раннего Средневековья, проблеме различных видов реальности и понимания сущности mime-sisa (подражания, воспроизведения в искусстве) уделяется пристальное внимание в трудах Аристотеля, Платона, Исаака Сирина. Подробно анализируется семантика «другой реальности» Марком Туллием Цицероном (сочинение «О природе Богов»), Августином Блаженным (трактат «О сущем и сущности»), рассматриваются категории «потенциальное» (возможное), «актуальное» (действенное) философами Ф. Аквинским и Н. Кузанским. Дальнейшее развитие идея «виртуальной реальности», пусть терменологически не всегда четко оформленная, обретает в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Г. Лейбница, Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Дж. Локка, М. К. Мамардашвили, М. Хайдеггера и других. К литературе общего характера следует отнести труды, в которых, рассматриваются виды различных реальностей сосуществующих друг с другом, что нашло отражение у русских философов: М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, Ф. Федорова, П. А. Флоренского.

Теоретические аспекты понимания виртуальной реальности применительно к различным сферам художественной и научной жизни отражены в работах М. Б. Абсалямова, И. А. Акчурина, В. С. Бабенко, И. Т. Красавина, А. А. Малышко, Г. П. Меньчикова, С. А. Наумова, А. М. Орлова, А. В. Россохина, М. Т. Рюминой, А. В. Шестаковой, Е. В. Уханова, С. Г. Хоружего, О. Г. Яцюк.

Среди современных отечественных авторов разрабатывающих тему философских аспектов виртуальной реальности, имеющих культурную направленность, - И. А. Акчурин, П. С. Борсука, Е. В. Грязнова, Е. В. Ковалев-кая, И. Г. Корсунцев, Д. И. Репкин. Виртуальная реальность, как феномен культуры, и предпосылки конвергенции театрального искусства и виртуальной реальности рассматриваются в трудах П. И. Браславского.

Следует отдельно выделить наиболее крупных теоретиков исследователей виртуальной реальности Н. Б. Маньковскую, В. В. Бычкова, В. М. Ро-зина и Н. А. Носова. Последний дает такое широкое определение виртуальной реальности: это реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.) обладающая такими свойствами, как порожденность, актуальность, автономность и интерактивность. Все эти свойства соотносятся и с театральной реальностью. В исследованиях Н. Б. Маньковской и В. В. Бычкова содержится комплексная классификация видов виртуальной реальности, ориентированных, прежде всего, на параметры эстетического переживания: реальности сновидений, грез, фантазий; реальности арт-практик, психоделического искусства, видеоинсталяций и синтетических лазерных шоу. Рядом авторов - О. И. Немыкиной, М. Ю. Опенковым, С. И. Ореховым, В. М. Розиным и др. выделяется виртуальная

реальность погружения (основанная на иммерсионном качестве человеческого сознания, способности погружаться в конструированную автореальность) и коммуникативную виртуальную реальность технологий Интернета. Технологические виды реальностей, новации в мультимедиа рассматривают Р. Ф. Абдеев, А. А. Давыдов, С. А. Дацюк, В. А. Кутырев, А. И. Каптерев.

В сферу исследования театральной реальности включается теоретический материал основных драматических систем XX века, содержащийся в трудах основателя русской драматической школы переживания К. С. Станиславского; создателя «Театра и его двойника» А. Арто; режиссера театра смерти Т. Кантора; основоположника антропологического театра Е. Гротовского и автора «Пустого пространства» П. Брука. Обобщенный взгляд и анализ творчества великих режиссеров, деятелей театра XX века, представлен в трудах В. И. Березкина, Н. Я. Берковского, Б. Е. Захавы, В. А. Петрова, О. Я. Ремеза, Л. Л. Рудницкого, Ю. А. Стромова, А. М. Смелянского, Л. Я. Сулержитского, М. Р. Сулимова, В. В. Фокина, Е. М. Ходуновой, Л. М. Шихматова. Специальная работа, основанная на ретроспективе интеграции виртуально-технических средств в театре, написана выдающимся английским актером и теоретиком искусств С. Диксоном.

Вместе с тем, несмотря на широкое распространение идей виртуали-стики, наличие различных подходов к пониманию виртуальной реальности, осмысление виртуальной природы отдельных видов и форм художественной деятельности и искусства в современных философско-культурологических исследованиях явно недостаточно; насущно необходим тематически-определенный и концептуально-выраженный подход к пониманию театра как виртуальной реальности, а так же всесторонний анализ виртуальной природы театрально-сценического искусства.

В основе проблемы диссертационного исследования реальное противоречие современной театральной практики между стихийными процессами виртуализации художественной деятельности и отсутствием адекватной концептуально оформленной рефлексии по этому поводу, способной вписать эти новации в общий историко-культурный контекст эволюции театра.

Объектом данного исследования является театральное искусство как феномен, сочетающий множество видов различных реальностей.

Предмет исследования - процессы виртуализации театрального искусства в XX- началеХХІ века.

Цель данного исследования - выявление факторов и тенденций формирования виртуальной реальности в современном театре.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты становления понятия «виртуальная реальность», в контексте его применения к театральному искусству.

  2. Раскрыть природу театра как особого вида виртуальной реальности и специфические механизмы, меняющие зрительское восприятие.

  1. Исследовать истоки виртуализации театра в основных драматических системах XX века и современном театральном искусстве.

  2. Выявить роль виртуализации как основы театральных новаций.

Теоретико-методологической базой исследования. Ведущими методологическими подходами диссертационного исследования являются: дея-тельностный, историко-генетический, феноменологический, структурно-функциональный.

Основные положения исследования диссертант базирует на общенаучных методах: анализа и синтеза, сравнения, логико-типологическом; используются также методы классификации в процессе упорядочения культурных феноменов на основе одного или нескольких признаков, абстрагирования.

В качестве теоретико-методологического основания исследования виртуальной реальности выступают положения, изложенные в трудах философов и культурологов Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Ж. Ф. Лиотара, М. Маклюэна, М. Хайдеггера, Д. Ховштадтера, а также работы отечественных исследователей: Р. Ф. Абдеева, Е. В. Грязновой, Е. В. Ковалевской, Н. Б. Маньковской, Н. А. Носова, А. Я. Флиера, С. С. Хоружего и др.

Эмпирической базой исследования стал анализ театральных постановок российских и зарубежных театров XX-XXI веков. При рассмотрении избранных постановок используется анализ их ведущими критиками, исследователями театра и журналистами, видеозаписи спектаклей, собственный 13-летний опыт работы в качестве актрисы и 10-летний опыт работы преподавателем актерского мастерства.

Научная новизна диссертационного исследования: 1. Проанализированы истоки возникновения понятия «виртуальная реальность»; проведены параллели виртуальной реальности и виртуальности театрального искусства в ряду подобных реальностей (физической, психической, символической, социальной и т. п.). На основании анализа исторической эволюции в понимании виртуальности (включая подходы не оперировавшие этим термином формально, но подразумевающие его по существу), автор предлагает концептуальные основы генезиса театральной виртуальности, на основании синтеза психо-, техно- генной, символической виртуальности и механизмов социального конструирования реальности.

2. Определены функции театральной виртуальности, как способа особого эмпирического сверхчувственного существования, которое объясняется специфическими особенностями драматического искусства, актуализирующими теорию виртуальной реальности: вторичность - воспроизведение «правды жизни» в условиях сцены, сиюминутность - существование «здесь и сейчас», наличие собственного пространства и законов существования в нем, интерактивность - осуществление обратной связи, контакт со зрителем. Установлены средства формирования и создания виртуальности театрального искусства, опосредованно фиксирующие его влияние на сознание зрителя.

  1. Осуществлено сопоставление феномена виртуальности театрального искусства в рамках основных драматических систем XX века, воплощенных в творчестве К. С.Станиславского, В. Э. Мейерхольда, А. Арто, Т. Кантора, Е. Гротовского и П. Брука. Эволюция драматических систем в дискурсе виртуальности представлена в следующих вариациях осмысления и практического соединения виртуального и реального: психологическая, протовиртуальная (технологическая), сюрреалистическая, метареалистическая (паравиртуаль-ная), медитативная и реалистическая виртуальность.

  2. Выявлена специфика применения электронно-технических средств в театральном искусстве, а также актуальные тенденции новых художественных форм, представленных: а) технологической виртуальной реальностью, визуализирующей мир воображения, использующей морфинг, - совмещающий экранных персонажей с живыми актерами, создающий возможность их взаимодействия и превращения одних в других; б) использованием жанра verbatim, обладающего безусловной виртуальной достоверностью докумен-тализма и сохранением жизненной правды.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Теоретико-исторический анализ осмысления проблемы множественности реальностей и природы виртуальной реальности свидетельствует о многоаспектности трактовок данного понятия (начиная с Античности до современного периода). Природа театрального искусства представлена в двуедином контексте существования зрительского восприятия: фактического реального бытования (постановки, декорации, актеры) так и виртуального: условного, мнимого мира, основывающегося на субъективном ощущении участия в конструируемых событиях, существующего только «здесь и сейчас».

  2. Театральное искусство, погружающее человека в иную среду (творческую, вымышленную, в мир возвышенный, идеальный, или не идеальный, но способный быть соотнесенным с жизненной правдой), выступает как иммерсионная технология, создающая особую виртуальную реальность. Жан-рово-стилевое разделение театрального искусства определяет различные вариации прочтения виртуальности через метафорические и образно-символические основания: метафору, метаболу, фантазм.

  3. Динамика проявлений виртуальной природы театра на примере основных драматических систем XX века, нашедших свое воплощение в творчестве великих режиссеров, способствует выявлению различий в соотношении виртуального и реального в театральном действии. Она предполагает следующую последовательность прочтения виртуальности театрального искусства: психологическая виртуальность (К. С. Станиславский), протовиртуальная экранная технологическая виртуальная реальность (В. Э. Мейрхольд), сюрреалистическая виртуальность (А. Арто), метареалистическая виртуальность (Т. Кантор), медитативная виртуальная реальность погружения (Е. Гротовский), реалистическая виртуальность (П. Брук).

  4. На современном этапе развития театра актуальным фактором его виртуализации становится технологическая составляющая реальности благо-

даря информационно-компьютерным и техническим средствам. Примером такой виртуализации театральной реальности является развитие жанра verbatim, понимаемого как «виртуализация документального»: соединение документального и художественного начал. Театр и пространство спектакля есть «виртогенез», рождающий реальность, существующую в сознании человека под влиянием психологических документальных аспектов («виртуализация документального») и новейших мультимедийных технологий (технологической виртуальной реальности театрального действия).

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты конкретизируют методологические принципы дальнейшего анализа форм виртуальной реальности, виртуального характера современного искусства. Теоретические положения диссертации эксплицируются на исследования современного состояния многообразных форм современного театра. Материалы данной работы могут быть использованы и востребованы в высшей школе в учебных курсах культурологии, философии, других искусствоведческих и гуманитарных дисциплин, а так же в ряде курсов профессионального театроведческого цикла - «Теория драматического искусства», «История театра», «Анализ новых театральных форм и направлений» и др. Разработанные в диссертации научные положения могут служить основой для разработки и внедрения специализированных учебных дисциплин: «Философия театрального искусства», «Культурологические аспекты виртуальной реальности», «Виртуальность театра: культурологический аспект» и других. Основные идеи диссертации могут успешно использоваться в качестве методологии режиссерского и постановочного процесса с порождением новых направлений театрального искусства.

Апробация работы осуществлялась автором в процессе обсуждения на заседаниях кафедры театрального искусства, кафедры культурологи и социологи, на семинаре-практикуме аспирантов и соискателей РИФКИ Челябинской государственной академии культуры и искусств, в выступлениях и докладах на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ (2006-2013 гг.), IV Всероссийской конференции студентов и аспирантов «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2008); Всероссийской конференции «Создание документального спектакля в технике «вербатим»» (Москва, 2008); Международной конференции «Новая драма в России» (Лион, 2009); Международной конференции «Особенности языковой толерантности в восприятии зрителем театрального искусства» (Лион, 2010); Всероссийской конференции «Проблемы современной драматургии» (Омск, 2010).

Основные идеи диссертации нашли отражение в педагогической деятельности автора с 2004 г. в цикле практических занятий по дисциплине «Мастерство артиста драматического театра», в постановке дипломных студенческих спектаклей, в чтении спецкурса «Виртуальность театра». Результаты исследования также были использованы в создании и проведении научно-

практического мастер-класса для студентов театрального факультета Таджик-ско-Славянского университета.

Основные положения и выводы исследования нашли отражение в 13 публикациях общим объемом 3,5 п.л., в том числе 3 в изданиях включенных в перечень ведущих рецензируемых изданий ВАК РФ.

Диссертация обсуждена в 2013 г. на заседании кафедры культурологии ЧГАКИ и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации обусловлены последовательностью разрешения цели и основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка используемой литературы (300 наименований).

Похожие диссертации на ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРА