Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Университет в системе городской культуры Конкин Александр Иванович

Университет в системе городской культуры
<
Университет в системе городской культуры Университет в системе городской культуры Университет в системе городской культуры Университет в системе городской культуры Университет в системе городской культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Конкин Александр Иванович. Университет в системе городской культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Конкин Александр Иванович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2007.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/614

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Город как феномен культуры 17

1.1. Понятие городской культуры 18

1.2. Возникновение первых университетов как новых элементов городской культуры 32

1.3. Новоевропейская культура и развитие университетов 52

Глава II. Социокультурный статус университетов в системе городской культуры 66

2.1. Градообразующая и градоформирующая функции университетов 66

2.2. Взаимовлияние университета, пространственной структуры города и городской культуры 78

Глава III. Культуросозидающая миссия университетов 95

3.1 .Исторические типы университетов 95

3.2. Университет в процессах глобальной урбанизации 112

Заключение 126

Список литературы 130

Введение к работе

Актуальность исследования. Образование является важнейшей частью жизни общества, по своей сути, - стратегической частью1 Первостепенная важность образования определяется многими обстоятельствами оно является механизмом подготовки высококвалифицированных специалистов, инструментом формирования образованных членов данного общества, способом воспроизводства интеллектуального потенциала будущего и важнейших элементов духовной культуры Процесс «образования человека высококультурного» сопровождается также глубокими изменениями в способах осуществления повседневной жизни, одним из аспектов которой выступает жизнь Города Университет как вершина образовательной пирамиды создается в городе, рождается в лоне городской культуры и становится ее активным компонентом Университет влияет на город, в котором существует, но и город оказывает существенное воздействие на свой университет Формы этого воздействия разнообразны, различна и степень его эффективности, поэтому прослеживание взаимовлияния университета и города актуально и с точки зрения анализа путей реализации национального проекта образования, и с точки зрения исследования градообразующих функций города и, наконец, в аспекте исследования развития городской культуры в целом

Возникновение университетов в средневековой Европе было событием эпохального значения, продолжившим европейскую культурную традицию образования и подготовившим условия для рождения новой структуры знания В современном же обществе, ориентированном на инновации, динамизм и приоритет информации, университеты занимают особое место, поскольку позволяют наиболее органично интегрировать в одно целое подготовку высококвалифицированных специалистов, их переподготовку, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение инноваций в производственную сферу Более того поскольку образование человека не сводится лишь к передаче готовых знаний, а предполагает также «достраивание» его в общекультурном смысле, университеты играют важнейшую культуросозидательную роль

Сегодня европейское высшее образование вступило в новую стадию интернализации Перемены, вызвавшие к жизни Болонскую Декларацию (под которой стоят подписи большинства европейских стран), связаны с процессом становления реального европейского рынка труда Программа действий, намеченная в Болонской декларации, направлена на создание

! Садовничий В Высшая школа России ориентиры на будущее Доклад на VI съезде Российского союза ректоров // Alma Mater 2000 №12 С 5

4 европейского пространства высшего образования, а также на разрешение противоречия между «высоким уровнем безработицы среди дипломированных специалистов» и «острой их нехваткой в ключевых областях жизни общества»2 Однако европейское пространство высшего образования, как и любое социальное пространство, не будет гомогенным Среди множества европейских университетов неизбежно развернется (и уже разворачивается) конкурентная борьба прежде всего за студентов (а также за финансирование) Престижность университета определяется системным образом, причем город, в котором находится университет, входит в качестве важного элемента этой системной характеристики Г Хауг отмечает, что «университеты Великобритании, США или Австралии привлекательны для иностранных студентов не только потому, что учат на английском языке, но и потому, что долгие годы вкладывали средства в отработку курсов, разработку дружественно ориентированной среды, понятных степеней» и т п «В Европе может возникнуть новое расслоение в среде университетов размещенных в ряду стран и полностью интегрированных в мировое пространство высшего образования, и прочих, которые такого измерения не имеют»3

Таким образом, качественные изменения, происходящие в современном социуме, настоятельно требуют осмысления и уточнения роли и возможностей университетов по отношению к культуре, а также городской культуры и городских сообществ - по отношению к университетам

Степень разработанности проблемы. Изучение культурного потенциала города велось до недавнего времени преимущественно в рамках социологии города и городской антропологии Начиная с Чикагской социологической школы, возникла тенденция при изучении социопростран-ственного анализа городского образа жизни и городской культуры рассматривать человека как детерминированное существо, элемент сложного социального организма В рамках городской антропологии сложилось направление по изучению современных городских процессов Так, Р Рэд-филд, опираясь на выделенный им идеальный тип «народного общества» (folk society), анализировал особый статус города в трансформации культуры Эту тенденцию в известной мере продолжили отечественные исследования, посвященные социально-культурной инфраструктуре городов, воспроизводственной роли городской среды (см , например, работы Д А Алисова, А Г Кобилева, Е С Шоминой, О Н Яницкого и др )

1 Хауг Г Европа будущего Болонья и далее // Alma mater 2000 № 10 С 17 г ХаугГЦт соч С 19

Другим направлением исследования городской культуры явилось изучение привычек, стереотипов поведения, образа мышления и мироощущения «старых» и «новых» горожан под влиянием развития современных городов Начало этому направлению положила идея Л Вирта об урбанизме как форме социального существования, порождающая соответствующую систему ценностных ориентации4 В рамках этого направления также изучались появление различных городских субкультур и социальных движений (И А Гуськов, Д. Десятерик, С И Левикова), стадии процесса интернализации мигрантами из села элементов городской культуры (А Д Хлопин)

Российские урбансоциологи (А С Ахиезер, А Г Вишневский, В Л Глазычев, ГА Гольц, ТМ Дридзе, ГМ Лаппо, ЮЛ Пивоваров) внесли значительный вклад в понимание специфики российской урбанизации, процессов формирования городских сообществ, влияние города на личностное развитие, особенностей социально-психологического облика горожан, влияния статусных позиций горожан на контрастность социального пространства, феноменологии и сущности городских субкультур Однако только средствами социологии изучить городскую культуру во всем богатстве ее проявлений, сущностных особенностей и перспектив развития нельзя Культурологи же (напр, В И Кравченко) часто отождествляют городскую культуру с индустриальной культурой (что неправомерно, поскольку города возникли задолго до промышленной революции) и культурой города Однако такое определение не выявляет собственной специфики городской культуры, а лишь указывает на ее локализацию Культурный потенциал городской жизни, системы разнообразных отношений граждан изучали 3 А Арабад-жян, Р Витли, 3 Н Галич, И Е Данилова, А В Журавский, Е Г Журавская, Л А Зеленов, Ю С Колесников, Г П Мельников, А С Панарин, Е Б Раш-ковский, Л И Рейснер, Э В Сайко, В В Сумский и др )

Заслуживают внимания исследования духовных, культовых основ зарождения города, анализ соответствия между моделью мира данной культуры и типом пространственной организации поселения, «формулой гра-доустройства», которые предпринимают В Л Глазычев, А Э Гутнов, С Д Домников, Г Г Ершова

Отметим также исследования, в которых анализируется культурный возраст города и строится возрастная периодизация городов Здесь город рассматривается как субъект развития, имеющий свой культурный возраст*

4 Wirt L Urbamsm as a Way of Life// American Journal of Sociology 1938 44 ' Правоторова А А Городская культура и возраст города // Мастер-класс 1997 №2-3

Однако сущность городской культуры сегодня нуждается в более систематическом рассмотрении Вместе с тем угол зрения для такого системного анализа может быть разным Мы избрали в качестве отправной точки для нашего исследования (но не в качестве индикатора возникновения городской культуры) такой сложный феномен городской жизни, как университет

Действительно, среди социокультурных проблем урбанизации, требующих своего разрешения с помощью фундаментальной культурологии (социокультурная стратификация городского пространства, конфес-сионализм как элемент городской культуры, ее «поколенческая структура» и многие другие), отметим проблему изучения университета как элемента городской культуры Связь университета с городом как специальная проблема культурологического знания в отечественном варианте еще не ставилась Подобная постановка вопроса — о связи города и «невидимых колледжей» - была предпринята в фундаментальной работе М К Петрова «История европейской культурной традиции и ее проблемы»6, при этом М К Петров опирался на зарубежные науковед-ческие исследования научной продуктивности городов7

Связь города с университетом в аспекте пространственного положения университета исследовалась теоретиками архитектуры Вопросы размещения и архитектурно-планировочной организации университетов и университетских комплексов рассматривались Н Я Матвеевой, РГ Люд-мирской и др

Исследование университетов как важнейшего элемента образовательной системы - активно разрабатываемая область педагогического, социологического и исторического знания

В педагогической теории накоплен богатый материал о развитии учебно-воспитательных учреждений, о реализации педагогических теорий в практике воспитания и образования, (см работы А Е Иванова, В Г Кинелева, Д И Латыниной, Л Н Модзалевского, Р Г Эймон-товой и др )

Проблемы совершенствования структурных звеньев высшего образования, особенности управления высшим образованием рассматриваются А Л Арефьевым, Ю.Н Афанасьевым, Н М Дмитриевым, А С Запесоц-ким, Ф Зиятдиновой, И М Ильинским, В Я Нечаевым, Б М Ременнико-вым, Г И Ушаковым, Ф Э Шереги

6 Петров МК История европейской культурной традиции и ее проблемы -М,2004

1 Price D J de S Measuring the size of science Preprint May, 1969

О миссии университета в контексте исследования образования как историко-культурного феномена рассуждали Ф Г Альтбах, Е Белозер-цев, А Грудзинский, Г Максимов, X Ортега-и-Гассет, Р Стронгин

Концептуально принципиальным для нашего исследования явился анализ тенденций в пракгике образования XX века, проведенный С Н Булгаковым и К Манхеймом8.

Большой интерес представляют исследования социальной истории западноевропейских (см работы П А Вандермеша, О Петерсона, П Скотта, Н Хаммерштейна, В Шмидт-Виггеманна и др ) и отечественных (см работы ТА Артемьевой, В В Григорьева, А Е Иванова, Дж де-Кар-ло, X Кессона, ДИ Латыниной, РГ Эймонтовой и др) университетов Интересные факты университетской жизни мы находим в историко-куль-турологических работах И Е Даниловой, М Дефурно,Ж Дюби,П Шоню и других исследователей

Таким образом, собственно культурологической целостной разработки проблемы места и роли университета в системе городской культуры в современной литературе нет

Гипотеза исследования. Университет является не только важнейшим элементом образовательной структуры, но выступает и в качестве культурного концепта европейской культуры, объективированного в разных типах университета и, одновременно, представленного в менталитете современных людей в качестве одного из важнейших символов, идей и ценностей, стимулирующих потребность в достижении высокого уровня образованности и культуры.

Поскольку университет рождается в городе, в лоне городской культуры, возникает проблема изучения университета не только как вещественной структуры, но и как элемента городской культуры - элемента, концентрирующего в себе ценности, идеалы и противоречия социума на определенных этапах социокультурной динамики Университет вступает в сложные отношения с реальной городской культурой, поэтому его можно представить как «ось», вокруг которой происходит структурирование значительной части городской культуры.

Объект исследования - европейская городская культура

Предмет исследования - взаимовлияние города и университета, образующее специфическую целостность городской культуры

Цель диссертационной работы состоит в выявлении особенностей формирования социокультурных связей между городом и университетом

8 Булгаков С Н Под знаменем Университета // Булгаков С Н Соч В 2 т Т 2 -М , 1993, Манхейм К Диагноз нашего времени - М Юрист, 1994

8 и их воздействия, с одной стороны, на процессы урбанизации, с другой -на процессы развития образования, а в целом - на совершенствование городской культуры

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач

выявить сущность городской культуры,

определить качественно новое состояние городской культуры в связи с появлением университета,

проследить формирование университета как градообразующего фактора,

показать системность социокультурного взаимовлияния города и университета,

зафиксировать одновременность сосуществования нескольких типов университетов в новоевропейской культуре,

раскрыть культурную значимость понятия «академический дух»,

проанализировать сущность культурного концепта «университет»,

определить место университета в системе всемирных тенденций развития городов

Теоретико-методологические основы исследования Данная работа основана на социокультурном подходе к изучению социальных феноменов и процессов, использовались также системно-функциональный, исторический, сравнительный методы анализа Поскольку университет рассматривается не только как элемент образовательного процесса, но и как концепт, то большое значение приобрели для нашего исследования герменевтические исследовательские практики - понимание и интерпретация

Теоретическую основу диссертационной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по истории университетов, антропологии и социологии города, теория «репрезентативности культуры» Л Г Иоанна, подчеркивающая активную формообразующую роль культурных ценностей по отношению к социуму, понятие «концепт культуры», исследованный Ю С Степановым

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем

показано, что хотя в городской культуре можно вычленить различные аспекты - соответственно основным подходам к определению культуры, но по своей сути в узком смысле слова городская культура есть система ценностных и нормативных регулятивов, определяющих и стимулирующих активность людей в обществе,

зафиксировано качественно новое состояние городской культуры в связи с появлением университета,

показана системность взаимодействия города и университета на основе рассмотрения университета как субъекта социокультурных и урбани-зационных процессов,

сосуществование нескольких типов университета рассмотрено как процесс поиска наиболее адекватного типа образовательной системы в рамках того или иного исторического этапа развития городской культуры,

проанализирована сущность культурного концепта «университет»,

показано, что перспективы развития университета в системе всемирных тенденций городов связаны с их существованием в виде наукоградов или больших университетских комплексов, расположенных на периферии больших городов, что вписывается в современные процессы субурбанизации

Положения, выносимые на защиту.

1 Городская культура - это система выработанных в условиях городского образа жизни способов (к которым относятся в первую очередь нормы и образцы городского поведения, парадигмы мышления и система ценностей, выработанная под влиянием специфического городского образа жизни), благодаря которым стимулируется и реализуется активность людей в социуме

Понятие «городская культура» не совпадает по объему с понятием «культура города» Последнее является собирательным понятием, обозначающим всю созданную в городе искусственную среду и порядков существования и самореализации людей Это организованная совокупность физических и символических объектов, технологий, а также нормативных и ценностных образований Таким образом, в культуру города включаются не только материальные образования, составляющие признаки города (монументальные сооружения, общественные и производственные здания, многоквартирные жилые дома, дороги, площади, парки и скверы и т д), но и образования духовные (т.е нормы и ценности данной городской общины, социальная психология городского сообщества, образ жизни и менталитет горожан, социальное проектирование и т п ) Границами культуры города выступают внешние по отношению к нему административно-территориальные рамки, тогда как городская культура таких внешних границ не знает, поскольку ее содержание составляют духовные регулятивы, регулирующие поведение людей Города гетерогенны, в них сосуществуют люди с разным «стажем» городской жизни, поэтому, помимо «носителей» собственно городской культуры, в городе могут существовать «носители» традиционной культуры и квазигородской культуры

Собственно городская культура - это способ организации жизни, возникающий в результате преломления универсальных культуротворных процессов в конкретно-индивидуальной городской среде Разные типы городов формируют свои типы культуры города, однако городская культура по своей сути едина и оказывает мощное воздействие на культуру общества в целом

  1. Для городской культуры доиндустриального типа характерен ряд признаков моностилистической культуры иерархия (прежде всего творцов культуры и ее экспертов), канонизация форм культурных репрезентаций, упорядоченность, строгое регулирование культурной деятельности в" пространственно-временном отношении, исключение, вытеснение «чуждых» культурных элементов, телеологичность Используя методологию Л Г Ионина, современную городскую культуру можно охарактеризовать как полистилистичную, однако это не значит, что в ней автоматически проявляются все черты полистилистической культуры В качестве проявленных ее признаков назовем деиерархичность, понимаемую как отсутствие сакрального идейного ядра, очерчивающего не подлежащую критике область жизни и отсутствие особо отличаемой группы бюрократов, экспертов или творцов культуры, стоящих на вершине культурной иерархии9 Важнейшее социокультурное качество, зародившееся вместе с городской культурой и упрочивающееся вместе с ней, — рационализация — рационализация действий, познания и даже наметившееся в современности вытеснение чувственности - разумом Носителями разумности были мудрецы, ученые, образованные люди и учреждения образования, которые их готовили К числу последних относится университет

  2. Появление университетов в XI—XII вв и их развитие в Европе можно рассматривать как процесс, ограниченный определенным хронологическим периодом (некоторые из открывшихся университетов теряли под влиянием различных обстоятельств свое значение) Но можно рассматривать рождение Университета и как начало потока преемственных изменений, повлиявших не только на систему образования и европейскую культуру в целом, но и на развитие городов Для любого исторического периода развития университета его существование означало для города увеличение количества образованных людей, приток потребителей градооб-служивающих функций, перспективу для появления научных учреждений и новых предприятий Наконец, университет - это один из институтов культуры, к которому сохраняется доверие населения на фоне общего кризиса доверия ко многим социальным институтам современного общества

Таким образом, с появлением университетов городская культура приобретает не просто новый элемент, а становится качественно иной она получает импульс своего совершенствования в направлении высоких идеалов всесторонней образованности, широты мировоззрения, гуманизма, ответственности и научной этики

9 Ионин Л Г Социология культуры путь в новое тысячелетие - М Логос, 2000

4 В условиях наблюдающейся в истории диверсификации городов
(разнообразия, базирующегося на различии генетических условий их воз
никновения, выполняемых градообразующих функций и т д ) и типов выс
шего образования, вершиной которого является университет (в его раз
личных видах), выкристаллизовывается и совершенствуется язык взаимо
понимания разных народов и культур, язык воспроизводства человечества
в смене поколений - язык научного познания, научение которому состав
ляет высшую цель университета

Рождение университета нового типа - инновационного университета -есть попытка удовлетворения потребности постиндустриального общества в создании структуры, ответственной как за подготовку кадрового состава науки и производства, так и за преодоление «дисциплинарного консерватизма» в ряде областей современного научного знания

5 Сущност ь «академического духа» состоит в объединении роли ис
следователя и преподавателя Такое объединение ролей сформировалось
на основе корпоративной ассоциации студентов и преподавателей, а так
же независимого объединения различных школ, составивших средневеко
вые университеты Исторические сложившаяся автономность универси
тетов (университеты не входили в городскую общину и не признавали вла
сти городских советов, но зато им было предоставлено право присуждать
дипломы, признававшиеся во всей стране) явилась условием формирова
ния академического духа университета

В единстве с ответственностью университета перед студентами и обществом автономия - важнейшее условие поддержания нужного разнообразия, эффективности и привлекательности европейского высшего образования

6 В современной системе высшего образования сложился коммерчес
кий сектор, основой для чего послужили рыночные принципы реформи
рования знаниево-ориентированного общества, испытывающего потреб
ность в узких специалистах Однако нельзя забывать, что городская куль
тура в значительной степени поддерживается силами выпускников уни
верситетов традиционного, классического типа, которые воспитывались в
сознании своей ответственности перед обществом, для служения обще
ственному благу, у которых сформировано критическое мышление Узость
специальной профессиональной подготовки нельзя путать с узостью ми
ровоззренческого горизонта и линейностью мышления, преодолеть кото
рые возможно только в условиях университетского образования

7 Университет выступает носителем, транслятором не только знания,
но и образовательных ценностей, он есть особый социокультурный орга
низм, субъект социокультурных и урбанизационных процессов Одновре-

12 менно в сознании общества университет является ментальным образованием, культурным концептом, влияющим в значительной степени на ми-ровидение индивида и общества в целом

В современном социуме университет выступает необходимым элементом культурной картины мира, отражая сущностное содержание «знание-вой экономики» Взаимодополнительность разных типов университетов выступает важнейшим фактором развития общества

  1. Университет есть новая форма духовного развития человека, аккумулирующая и развивающая высшие достижения науки и образования, и в этом качестве он определяет новое состояние городской культуры В свою очередь, город должен быть готов принять у себя университет городское население должно иметь определенный образовательный уровень, быть настроенным толерантно по отношению к науке, город должен обладать также потенциалом для развития технико-лабораторной базы университета

  2. К основным тенденциям развития городов относятся формирование нескольких субевропейских региональных систем, возрождение части периферийных регионов и превращение их в элементы новых общемировых сетей городов, развитие технополисов (городов, генерирующих базовые элементы информационной экономики, как назвали их М Кастельс и П Холл), появление новой иерархии городов и «глобальных городов» Университеты играют важную социокультурную роль в развитии технополисов, не только подготавливая для них кадровый состав, но и выступая прямым воплощением одного из типов технополисов - в виде наукоградов

Научно-практическая значимость исследования

Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области теории и истории культуры, связанные с проблемами социокультурной динамики и совершенствования духовного мира человека Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии Они имеют значение для управленцев сферой образования и градостроительства

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в пяти публикациях общим объемом 3,2 п л и выносились на обсуждение на межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Обеспечение экономического роста России в условиях глобализации» (Ростов н/Д, 2007)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы

Понятие городской культуры

Культура по своей природе тотальна. Однако это положение не отменяет факта наличия центров, «ядер» культуры, инициирующих, поддерживающих, развивающих, совершенствующих общенациональную культуру. Такими центрами являются города. Гердер, отмечая огромную историческую роль, которую пришлось сыграть средневековым городам, писал, что города в Европе являются как бы постоянными лагерями культуры, очагами трудолюбия и началом лучшего государственного устроения, без которого страна до сих пор оставалась бы пустыней.

С появлением городов выкристаллизовывается новая форма культуры - городская культура, Она формировалась под влиянием специфического образа жизни, складывающегося в городах, специфической системы ценностей, объединяющей горожан и отличающей их от другой части населения - сельских оседлых жителей, хуторян, кочевников, купцов, путешественников, монахов, отшельников и других. И, конечно, несла в себе содержание общенациональной культуры и общечеловеческой культуры в целом.

Город, по удачному выражению Льюиса Мамфорда, является «символом возможностей». Действительно, крупный город - это не только узел разнообразных проблем и противоречий, но и место, в котором достигнуто более высокое качество жизни (здесь, как показывают разнообразные исследования, выше, чем в малых и средних городах, продолжительность жизни и ниже детская смертность, более квалифицированная медицинская помощь, шире возможности получить образование и найти работу, большие заработки, комфорт и т.д.). Это обстоятельство является неиссякаемым источником притяжения к городу все новых потоков людей. Город не только формирует особый, городской образ жизни, но выстраивает новую систему ценностей, способствуя разрушению традиционных укладов. Насыщенность и разнообразность городской жизни, привлекательность перспектив, открывающихся перед человеком в городе, сопряжены со столь же разнообразными соблазнами и опасностями, распространяющимися не только на отдельного индивида, но и на общество в целом. Так, для российского общества опасно снижение рождаемости, которое фиксируется прежде всего в городах. Однако ведущей тенденцией современного мирового развития выступает бурный рост городского населения. В начале XIX столетия в мире проживал один миллиард человек и в городах - 9% населения. Оптимальная мировая урбанизированность не отличалась резко от региональной: в городах наиболее развитых стран сососредоточивалось в среднем - 10,8% и развивающихся - 8,% населения". Эти расчеты П. Бэрока являются самыми высокими, у других исследователей они несколько ниже. Так, по данным Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН в 1800 году только 2% населения мира проживало в городских поселениях, в 1950 году - 30%), в 2000 году - уже 47%. Ожидается, что к 2008 году каждый второй человек будет проживать на городских территориях, а к 2030 году доля горожан в мире достигнет 60%) .

Следует отметить, что уже сам факт роста городского населения обязывает более пристально посмотреть на его качественный состав не только с демографической, экономической, социологической позиций, но и с точки зрения культурологии, которая предполагает выявление систем значений и ценностей, выступающих двигательными мотивами, побуждающими людей действовать определенным образом. С этой точки зрения интересно рассмотреть не только уже существующие возможности, которыми располагает город для полноценной самореализации людей, но и сам процесс и результат создания важнейших элементов культуры, к числу которых, без сомнения, принадлежит университет как феномен городской жизни.

Город с момента своего возникновения и по сей день является гетерогенным образованием, состоящим из множества не сводимых друг к другу составных частей и социальных групп, часть которых формирует определенные целостности, часть является маргинальными образованиями. Но городская власть всегда находила способы обеспечить целостность этому социальному организму - городу. Разнообразие этих средств варьируется от прямых декретов и городских установлений до культивируемого духовного единства - чувств общности, гордости, патриотизма горожан, перерастающих в чувства иного масштаба - общности, гордости, патриотизма по отношению к своей стране.

Когда мы рассматриваем городскую культуру, то предполагается, что необходимо ответить на ряд вопросов. Одним из них является вопрос: какие формы духовного саморазвития порождает город? Что обеспечивает воспроизводство этих форм? Ответ, казалось бы, ясен: храмы, дворцы, библиотеки, музеи, университеты и академии появляются именно в городах. Они являются «носителями» городской культуры. Но достаточно ли такого ответа? Нам представляется, что этот ответ необходимо не только развернуть, но и обосновать, ибо в разные исторические эпохи превалировали разные формы духовного самовыражения, и им соответствовали разные виды их материальных носителей. Это в первую очередь относится к университетам.

Определение исходного состояния и распределения культурного потенциала в социально-территориальном плане предпринималось отечественными исследователями неоднократно13. При этом понятие «городская культура» сводилось к социально-культурной инфраструктуре; соответственно, рассматривалось разветвление сети культурно-просветительных учреждений (домов культуры, клубов, библиотек, театров, филармоний, музеев, кинотеатров, музыкальных и художественных школ и училищ, радио- и телетрансляционных точек и т.д.), фиксировалось количество радиоприемников, телевизоров, киноустановок, количество посещений музеев, театров и кинотеатров в год, приходящихся на одного жителя и т.д. Этот анализ был необходим для количественно-статистического подтверждения перехода экстенсивного развития городской культуры на интенсивный уровень, для исследования удовлетворенности или неудовлетворенности жителей «состоянием культурного обслуживания» и в целом представлял собой прикладной аспект культурологического знания. Однако этот анализ недостаточен в плане выявления социально-культурных аспектов процесса урбанизации в целом. Более того: прикладной уровень исследования городской культуры возможен при условии наличия фундаментального культурологического знания, предлагающего свои варианты решения таких проблем, как социокультурная стратификация городского пространства, конфессионализм и другие элементы городской культуры, ее «поколенческая структура» и многие другие.

А.И.Кравченко отождествляет городскую культуру, культуру города, индустриальную культуру, урбазизированную культуру. Нам представляется, что такое отождествление неправомерно, хотя можно согласиться с утверждением, что городская культура - это «культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров» . Однако такое определение не выявляет собственной специфики городской культуры, а лишь указывает на ее локализацию, которая и так ясна, поэтому данное определение можно отнести к разряду тавтологических. Города возникают в глубокой древности, соответственно, в них вырабатывается и городская культура. Поэтому отождествить городскую и индустриальную культуру нельзя, хотя индустриальная культура является формой городской культуры.

Принципиально новый социальный организм - город - возникает как новый тип поселенческой организации людей в результате разложения отношений первобытнообщинного строя. Специфика этого организма состоит не только (и не столько) в его размерах, численности населения, сколько в том, что в нем люди занимаются преимущественно несельскохозяйственным трудом, причем уровень и содержание производственной деятельности городского населения постоянно усложняется, как усложняется и его организация. Появление храмовых сооружений, выделяющихся своими размерами и более сложными архитектурными формами, дворцовых комплексов, разнообразие планировки и дифференциация самих поселений также были показателями появления городов.

Если исходить из основных подходов к определению культуры, то в соответствии с ними культура, складывающаяся в городе, может быть определена как то, что включает в себя совокупность принятых в городе порядков и материальных объектов; это «возделанная» (в виде улиц, площадей, кварталов, домов, скверов, парков и т.п.) среда обитания; это мир сосуществования разнообразных социальных групп и субкультур; это совокупность особых городских нормативных порядков (от правил дорожного движения до внешних норм вежливости); это опыт совместной жизнедеятельности; это мир символических обозначений для фиксации и трансляции социально значимой в пределах горда информации; это мир горожан, чье поведение регулируется городской культурой, специфическим образом преломляющей культуру данной страны и общечеловеческую культуру в целом.

Новоевропейская культура и развитие университетов

В конце Средневековья и на всем протяжении эпохи Возрождения роль университетов постоянно возрастала. Городские советы в XV в. все настойчивее демонстрировали светским властям Европы ту пользу, которую могут принести университеты и благодаря подготовке образованных людей, и благодаря нахождению более эффективных методов управления городами и государствами.

Вместе с тем цели университета (даже если прямо они не оговаривались учредителями) незаметно трансформировались В Средние века в университетах доминировал и воплощался идеал универсальности. С XV же века на первый план выдвигается идея национального самоопределения. Необходимость формирования чувства национальной общности позволило «отозвать» в графство Мейсон 1409 членов немецкой нации из Пражского университета51: Лейпцигский университет, основанный в 1409 г., рос вместе с Лейпцигом, который как раз в XV в. становится одним из главных городов Саксонии.

Следует отметить, что высокое значение обучения и университетов, обеспечивающих обучение, получило поддержу со стороны движения гуманистов. Деятельность гуманистов была направлена на освобождение индивида и на утверждение понимания eruditio и sapientia как гарантий более цивилизованного типа этического поведения. Культивирование образованности в итоге способствовало достижению теоретически более высокого уровня самосознания, и, в конечном счете, - изменению условий существования людей. В обществе уважением пользовались прежде всего культурные и образованные люди, благодаря чему обучение становилось обязательным этапом жизни для всех, кто собирался посвятить себя общественной деятельности.

Ориентация на светское практическое и этическое начала встретила препятствие со стороны Лютера. Сам Лютер считал университеты опасными агентами папства, центрами культа язычника Аристотеля. Однако политическая смута, трудности распространении новой системы обучения и, прежде всего, советы и поддержка со стороны Филиппа Меланхтона в скором времени привели его к выводу, что школы и университеты вполне могут стать особым инструментом новой веры. После этого светским властям уже настоятельно рекомендовалось содействовать становлению соответствующих учебных заведений. Представители других конфессий тоже понимали значение университетов и оказали им поддержку. По мере своего развития университеты обретали все более независимый, постреформационный и постренессансный облик . Правители считали необходимым получать в свое распоряжение и квалифицированных клириков, и светских служащих, которые, с одной стороны, должны были быть «ортодоксами» в вопросах веры, а с другой, - способными решать задачи, стоящие перед государством и церковью. Поэтому количество университетов стало увеличиваться, а уже существующие учебные заведения подвергались реформированию.

В XVI в. складываются три типа университетов, соответствующих трем конфессиям: католические, протестантско-лютеранские и кальвинистские. Виттенбергские реформы после 1530 г. оказали влияние и на другие учебные центры. Так, в Страсбуре создает свою модель Джон Штурм. Большинство католических университетов после того, как они попали под влияние иезуитов, последовали их примеру. Основание в связи с этим в Риме в 1533 г. Немецкого и Венгерского коллегиумов сыграло важную роль, так как было непосредственно связано с функционированием университетов в тех странах, которым угрожал протестантизм, особенно на территории Священной Римской Империи и в немецко говорящих регионах Европы.

Для кальвинистов самой авторитетной стала Академия Женевы (1599), но этот авторитет она завоевала лишь после того, как в Цюрихе, Берне и Лозанне в конце 1520-х гг. были организованы "центры высшего обучения", частично под влиянием Цвингли. Вдохновленная моделями Страсбура и северного немецкого университета, которые не пользовались привилегиями со стороны императора, нобилитета и даже папы, Академия Женевы, подобно многим другим академиям (школам высшего обучения или гимназиям), приобрела весьма необычную структуру, в основе которой не было деления на факультеты (хотя имелся факультет искусств - самый многочисленный, а иногда и теологический) и фиксированной программы, включавшей предписанный перечень экзаменов. Основу Академии составляли кафедры права и медицины, иными словами, предметы, которые не требовали формирования факультета, но делали возможным инцидентальное обучение. Герборн, Бремен, Штейнфурт, Седан, Саумур - все эти учебные заведения взяли такое решение за образец33.

Кальвистский тип университетов следовал более традиционной университетской модели (включая Гейдельберг и Лейден). В 1570-1610 гг. Гейдельберг был в числе ведущих кальвинистских университетов в Европе. Эти (и подобные им) учебные заведения теологически были менее нагружены, в них меньше внимания уделялось Аристотелю (по сравнению с Женевой), пользовались они и большей свободой в своих отношениях с церковью. Кроме того, несмотря на крепкую связь с ортодоксальными кальвинистскими властями, в этих учебных заведениях было достаточно ощутимо влияние гуманистического наследия.

В Англии университеты разработали и адаптировали систему колледжа. Но и они отслеживали общую тенденцию организации обучения - в соответствии с действиями государства и церкви в смысле поддержки sapiens et eloquens pietas (мудрости и благочестия). В разных уголках Европы университеты и изучаемые в них науки - после застоя и частичного спада в эпоху Реформации - вновь возрождали диспуты по вопросам, далеко не всегда связанным с профессионально значимыми результатами. С другой стороны, сами научные исследования все еще были подчинены церкви.

Большое значение университетов в конфессиональной и политической сферах жизни возродило и попытки усилить влияние на них со стороны светских и религиозных властей. Построение правильного учебного процесса стала заботой органов управления на уровне принцев, тайных советников, городских магистратов. Предпринимались усилия по обеспечению систематичности, контроля и управления с помощью инструкций и декретов правительственных органов, контрольных посещений. Стала распространяться практика различных подписок о верности вере и принятие соответствующих обязательств (например, при окончания учебы приносилась клятва Деве Марии). Однако централизация все еще была слабой. Вплоть до XIX в. университеты оставались независимыми от государства, хотя и шли на некоторые компромиссы.

Светская и церковная ветви власти с XVI в. боролись между собой за верховенство над университетами. Так было в католической Европе, особенно во Франции, на католических территориях Германии, в испанских Нидерландах, Преуспевавший орден иезуитов стал активно выступать в роли учредителя или спонсора университетов. В католических странах церковь сильнее ограничивала автономию университетов, чем в протестантских. После буллы 1564 г. при окончании университета давалась присяга на верность ортодоксальности. Но возможности вмешательства государства в дела университета была невелики.

В католических университетах проводилась единая линия при изучении всех искусств и теологических дисциплин. Однако при этом соблюдалось правило, чтобы содержание преподаваемых дисциплин не противоречило светским интересам. Правила по поддержанию дисциплины, внедренные иезуитами, оказывали правителям поддержку в их борьбе за объединение, проведение централизованного территориального контроля и управления. Однако в XVIII в. сильное влияние иезуитов стало мешать светским властям.

Начиная с XV в. государство включило в рамки своей юрисдикции самые разные области общественной жизни; но светские правители и духовенство, скорее, дополняли друг друга. Единство наблюдалось и в признании важной роли учености. Таким образом, университеты продолжали существовать, поддерживая равновесие отношений и с церковью, и с государством. Но культ учености все еще рассматривался как одно из наиболее благородных направлений работы правителя.

Несмотря на влияние церкви, в некоторых областях знания стали формироваться и признаваться надконфессиональные курсы обучения. Кроме того, в XVI и XVII вв. представители благородных сословий могли позволить себе посещение «неортодоксальных» университетов за границей (особенно студенты, изучающие право и медицину). Для этих целей были организованы специальные учебные заведения (например, Немецкий коллегиум в Риме, Диллинбург - в Священной Римской Империи, Грайц, а позже Вильнюс - для стран Восточной и Центральной Европы. Женева и Лейден, а со временем Гейдельберг, оказывали те же услуги кальвинистам, Страсбур, Лейпциг и Виттенберг - лютеранам. Университеты оставались центрами христианства в целом, поэтому в ряде университетов культивировались надконфессиональные традиции: в Священной Римской Империи - в Гейдельберге, Гельмштадте, Иене, Франкфурте-на-Одере и Зальцбурге; во Франции - в Орлеане, Бурже и Монпелье, в Италии - в Болонье, Сиене и Падуе54.

Взаимовлияние университета, пространственной структуры города и городской культуры

Взаимосвязи города и университета разнообразны: функциональные, планировочно-пространственные, демографические (в связи с перспективами рационального расселения внутри города или района), духовные.

При размещении университета в городе необходимо учитывать социальные и фадостроительные особенности данного города. Неправильное размещение вузов в структуре города и нерациональное архитектурно-планировочное решение их участков нарушает нормальную деятельность институтов, дезорганизует город и приводит к неэкономичному расходованию государственных средств80. Р.Г.Людмирская в своей диссертации убедительно показывает, что перспективным путем решения проблемы размещения университета в городе является тенденция комплексного размещения вузов.

Преимущества университета перед другими формами высшего образования состоят в том, что в них достигнуто сочетание естественнонаучных и гуманитарных наук, база научных исследований приближена к учебному процессу, тем самым обеспечивается комплексность как важнейшего требования в условиях углубляющейся дифференциации и взаимопроникновения наук, кроме того, университеты готовят научные и педагогические кадры для других звеньев системы образования. Университет является ведущей формой обучения в высшей школе, поскольку обеспечивает единство общетеоретической подготовки специалистов, учебного процесса с научной работой.

Под влиянием социально-исторических, экономических, политических, природных и фадостроительных факторов изменялась структура и назначение университетов. Если в ранний период университеты имели, в основном, гуманитарное направление, то с XVII в. в связи с развитием естественных наук при университетах стали образовываться технические школы и факультеты. Современные университеты имеют различную организационную структуру.

В современных развитых странах университеты представляют собой объединение самых различных факультетов, школ, институтов, колледжей в одно компактное учебное заведение. Большинство из них являются частными. Стратегия развития университета определяется образовательной политикой государства, финансированием, общей экономической конъюнктурой в стране.

В Советском Союзе университеты и институты являлись достоянием государства, основу для подготовки кадров составляла плановая система народного хозяйства. Набор специальностей, численность студентов планировались. Существовала и система распределения молодых специалистов.

При размещении вузов в условиях плановой экономики учитывалось прежде всего связь соответствующего вуза с производством. В советское время были разработаны экономические обоснования развития технических вузов. Главным принципом, заложенным в экономических обоснованиях, является создание институтов и факультетов, которые готовят специалистов для развивающихся отраслей промышленности данного района или области; вузы должны были размещаться в тех городах, где создано соответствующее производство. Горные, нефтяные, металлургические, рыбные и другие институты организуются в тех местах, где есть сырьевая база, которая обусловливает развитие соответствующих отраслей промышленности, это способствует улучшению подготовки специалистов и стабильности производственных кадров. Принцип территориального приближения технического вуза к производству заложен и при создании сельскохозяйственных, лесотехнических, зооветеринарных и др. инститтов, которые располагаются при опытных полях, фермах, совхозах.

Экономические обоснования размещения нетехнических вузов, готовящих специалистов для работы в области образования, здравоохранения, культуры и в государственно-административном аппарате, не составлялись, хотя учитывалась перспективная потребность в специалистах этого профиля.

Развитие городов определяется градообразующими факторами, к которым относятся и высшие учебные заведении. Основным средством развития современных городов является государственное планирование развития градообразующих основ, получающее свое отражение в проектах районной планировки и генпланах городов.

В 60-е годы в нашей стране предполагалось приоритетное развитие малых городов и ограничение роста крупных . Главную роль при этом должны были играть промышленные, энергетические и транспортные объекты, а также вузы и научные учреждения, которые представляют собой исходные градообразующие факторы. В ходе перестройки малые монофункциональные города оказались на грани существования, в противоположность этому крупные полифункциональные города показали свою жизнеспособность.

Научно-исследовательской группой «Гипровуза» в начале 60-х гг. было проведено исследование, дающее представление о характере размещения вузов в городах СССР и о количественном соотношении студентов и городского населения. Как следует из табл 1, большинство вузов располагается в основном в городах с населением 100 тыс. чел. и более.

Как видим, доля студентов дневного обучения по отношению к населению городов колеблется от 1,2 до 6,4%, а в перспективе удельный вес сотрудников научно-исследовательских организаций, вузов и студенчества будет возрастать, следовательно, именно эти группы населения будут приобретать все большее влияние на городскую культуру. Хотя можно предположить, что при неправильном структурировании университетов в системе городской культуры ее нижние этажи могут оказывать существенное воздействие на существование университетов.

В истории градостроительства известны примеры существования населенных мест на базе высшего учебного заведения - университета. В университетских городах доминирующее положение в градообразующей группе занимает университет, который играет и градоформирующую роль. На базе научно-исследовательских и учебных заведений создаются города-спутники, что является подтверждением градообразующей и градоформирующей функции университетов. В этих городах должны возникать лишь относительно небольшие промышленные объекты, обслуживающие потребности своего собственного городского населения, а также потребности строительства и самих научно-исследовательских организаций и университетов.

Людмирская Р.Г. показывает, что организация научных городков как спутников крупных городов является рациональной и перспективной по нескольким причинам. Во-первых, там могут быть созданы более хорошие условия для деятельности учебно-научных организаций, чем в крупном городе. Во-вторых, вывод учреждений градообразующего значения способствует решению проблемы разуплотнения крупного города и ограничения его роста. В-третьих, образование учебно-научного центра на базе небольшого населенного пункта или даже на новом месте способствует его развитию. Кроме того, перспективность научных городков подтверждается и наметившейся тенденцией комплексного размещения вузов .

Вопросы размещения вузов в структуре города взаимосвязаны с градостроительными и транспортными проблемами. Исследуя градостроительную практику сложившихся городов (на материале Москвы, Ленинграда, Киева, Ростова-на-Дону, Тбилиси, Баку, Новочеркасска, Еревана, Алма-Аты) Людмирская Р.Г. отмечает такой прием, когда ряд вузов объединяются на одном участке или в одном районе города При этом используется групповая (когда несколько вузов компактно размещаются на одном или смежно расположенных участках) или линейная схемы.

Положительными характеристиками группового размещения (в виде «куста», например, в Ереване) является возможность слияния досуговой, общественно-политической и спортивной деятельности студентов и преподавателей. Но в кустовой схеме есть и отрицательный момент в том случае, если территориально объединяются вузы различного профиля с отрывом от необходимых им научно-учебных баз. Кроме того, в условиях большого и крупного города центральное размещение «куста» перегружает центр и отрицательно сказывается на организации транспорта84. Таким образом, рациональность компактного объединения нескольких институтов зависит, прежде всего, от учебного профиля институтов и их взаимосвязей с соответствующими производственными базами, а место расположения «куста» - от общей схемы города.

Университет в процессах глобальной урбанизации

Город - это особый организм, для существования которого важны его месторасположение, социальная структура городского сообщества и факторы, обеспечивающие его внутреннюю динамику. В современную эпоху города «встроены» в систему всемирной экономики, поэтому одни города теряют былое могущество, другие обретают новое. Сегодня, в связи с глобальными экономическими изменениями, ростом международных связей и достижением большей самостоятельности городских сообществ, развитие городов приводит к формированию трех основных типов городских систем: приматнои, сбалансированной и транснациональной94. Особенностью современной приматнои городской системы является создание нового неравенства между городами, что связано с имплантацией точек роста мировой экономики в традиционные приматные системы городов. При этом инвестиции и другие механизмы, обеспечивающие получение городом выгоды, внедряются в те места, которые связаны с развитием туризма, международным производством и финансами. Специфика современного состояния сбалансированной городской системы (которая присуща в основном Европе и США) состоит в новой тенденции к существенному росту малых европейских и американских городов, тогда как исторические городские центры в ряде случаев приходят в упадок. Однако с середины 80-х гг. стали намечаться изменения в росте численности населения крупных городов и увеличение их экономического потенциала (конечно, есть и исключения - например, периферийные области вокруг Неаполя, Марселя, старых английских индустриальных центров Бирмингема и Манчестера). Одна из причин, повлиявших на рост малых городов Европы и США, состоит в возросшем внимании к семейным ценностям и пригородному образу жизни.

В последние годы проявились несколько основных тенденций в развитии всех трех типов городских систем в Западной Европе. Это прежде всего - формирование нескольких субевропейских региональных систем на основе городов, расположенных в приграничных районах и узловых транспортных точках. Это явление стало поводом для формирования нового представления о периферийности городских центров и нового понимания "центрального" места.

Другим феноменом, представляющим новую тенденцию в развитии городских систем, является возрождение части старых портовых городов и центров периферийных регионов благодаря обретению ими новых функций и превращению их в элементы новых общемировых сетей (например, Лиль и Глазго). Другие города (например, приморские городки Андалусии) сумели стать центрами туризма и местом приобретения "второго дома". Растущее число состоятельных британцев и немцев приобретают загородные дома и "замки" в Ирландии, многие части которой оказались нетронутыми промышленностью. Некоторые из этих городов стали центрами предоставления коммерческих образовательных услуг, связанных прежде всего с изучением иностранного языка. Их привлекательность зачастую обусловлена тихим, спокойным городским окружением и хорошим климатом, В то же время в Европе много примеров того, как некогда процветавшие порты в малых и средних городах окончательного утрачивают свое значение. Так, в частности, произошло с Марселем, не выдержавшим конкурентную борьбу с Роттердамом и другими крупнейшими европейскими портами. Целый ряд европейских городов (Берлин, Вена) получили мощный импульс для своего развития в результате выгодности своего места в плане сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Часть городов Восточной Европы (Будапешт, Прага, Варшава) начали стремительно возвращать свое довоенное значение в европейских делах. Таким образом, складывается новая городская иерархия внутри общеевропейской городской системы.

Что касается третьего типа городских систем - транснациональной - то она появилась в результате формирования нового типа экономических связей между ключевыми производственными фирмами, их филиалами в разных странах и сервисными компаниями. Интернационализация основных финансовых рынков позволила финансовым потокам окончательно перешагнуть национальные границы. Формируются глобальные города (Нью-Йорк, Лондон, Токио), выступающие субъектами глобальных экономических процессов.

Следует отметить еще одну тенденцию в развитии современных городов - формирование технополисов. Во времена индустриальной революции характерными чертами облика городов были задымленность (воспринимавшаяся тогда как признак прогресса) и вторичность бедных жилых районов рабочих, рассматриваемых как придаток производства. Облик современного города - города постиндустриальной эпохи - рисуется как гармонично спроектированное место, в котором живут творческие люди, производящие инновационную, высокотехнологическую продукцию93.

М.Кастельс и П.Холл дали этому городу название технополис - города, генерирующего базовые элементы информационной экономики. Этот термин включает в себя разнообразные попытки планирования и продвижения в одной концентрированной зоне инновационной, высокотехнологически ориентированной продукции.

Как правило, эти города появились в результате сознательно планируемых усилий со стороны федеральных правительств, региональных и городских властей, а также частного капитала и торговцев недвижимостью. В них концентрируются неприбыльные организации, такие как университеты и исследовательские институты.

Появление технополисов стало возможным благодаря трем взаимосвязанным историческим процессам: технологической революции, глобальной экономики, новой информационной формы экономического производства и управления.

Города, концентрирующие у себя те или иные производства, вступают сегодня в активную конкурентную борьбу друг с другом. В результате этой борьбы происходит улучшение предпринимательского климата в том или ином месте. Одни города утрачивают свое былое влияние, техническое преимущество, благосостояние, другие их приобретают. В числе наиболее известных технополисов сегодня называют: Силикон Вэлли в Калифорнии, Силикон Глен в Шотландии, Бари в Испании, целый ряд мест в Японии, Корее, Тайване, Гонконге.

Среди приемов, способствующих превращению обычного города в технополис, называют: наличие венчурного капитала, университета, налоговых и организационных инициатив, направленных на создание благоприятных условий для малого бизнеса. Однако М.Кастельс не считает эти приемы достаточными. Необходимы также исторические факторы, инспирировавшие их рост. Помимо этого, необходим также определенный синергетический эффект, складывающийся из социальных, институциональных, организационных, экономических, территориальных структур, создающих условия для постоянного генерирования экономического роста и удовлетворения потребности в политическом и социальном престиже. В создании технополисов не меньшую роль, чем собственно экономические и технологические причины, играют соображения государственной и территориальной политики. И как во всяком социокультурном феномене, в изучении причин появления технополисов следует различать явные и скрытые цели их появления.

М. Кастельс при составлении типологии технополисов во всем мире стремился именно к тому, чтобы в ее основе лежали как имплицитные, так и эксплицитные факторы. Всего он выделил 4 типа технополисов. Первый тип включает в себя индустриальные комплексы высокотехнологичных фирм, строившихся на основании инновационного комплекса в стороне от мест традиционной концентрации промышленности. Типичным примером такого рода является Силикон Вэлли. В рамках этого же типа выделяются технополисы, созданные в индустриальных регионах, которые в результате появления там новых производств переживают процесс реиндустриализации. Типичным примером такого рода является Бостонский Рут-128. Решающую роль в появлении технополисов в упомянутом случае сыграли правительства и университеты.

Другой тип технополисов - научные города, которые отличает отсутствие тесной связи с производством. Один из типичных образцов -Академгородок близ Новосибирска.

Еще одним типом технополисов являются технологические парки, задачи которых при создании виделись в пробуждении нового индустриального роста за счет целенаправленных усилий по повышению эффективности производства. Для этого в местах их дислокации создавались привилегированные условия для ведения бизнеса. Образцами такого рода являются София-Антиполис во Франции, Кембридж в Британии.

Похожие диссертации на Университет в системе городской культуры