Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Телесность человека в гуманитарных исследованиях 16
1.1. Представление о телесности в исторической динамике культуры 16
1.2. "Телесность" как новый этап в антропологических исследованиях 31
1.3. Культурологический взгляд на телесность 57
1.4. Смыслогенетические основания бытия культуры и телесности 72
Глава 2. Смысловыражение телесности в культуре ханты и манси 79
2.1 Специфика традиционной культуры 79
2.2 Телесность в культуре повседневности ханты и манси 89
2.2.1 Смысловое поле телесности в одежде и семантике орнамента 100
2.2.2 Смысловой контекст телесности в «мужском» и «женском» 112
2.3 Телесность в литературном художественном творчестве обских угров 124
Заключение 130
Библиография 136
- Представление о телесности в исторической динамике культуры
- "Телесность" как новый этап в антропологических исследованиях
- Специфика традиционной культуры
Введение к работе
Познание человека, фундаментальных основ его бытия еще со времен Сократа является приоритетным направлением в научном и философском познании. Все процессы, протекающие в мировой истории, так или иначе, связаны с человеком как субъектом деятельности и культуры.
Развитие гуманитарных наук в XXI веке, дифференциация знаний отражается на понимании человека и его сущности. Вместе с тем, становится очевидной проблема констатации материально-духовной стороны бытия человека как такового, в каком «виде» он, возникает, становится и является субъектом деятельности и культуры. Проблематику телесности можно расценивать как новый уровень в познании человеческой сущности, фундаментальных основ его бытия.
Понятие «телесность» в философско-культурологической мысли трактуется как «преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и смыслами и выполняющее определенные функции» [71,464]. Понимание «телесности человека» не сводимо к представлению о теле только как о биологическом организме. Это мир смыслов и символов, сконцентрированный в теле.
Вопрос осмысления проблемы телесности с позиций гуманитарного познания сложен. Подходов к изучению данного объекта довольно много, и все они разнохарактерны, неоднородны и многоаспектны. Это вызывает, с одной стороны, все больший интерес к телесности в настоящее время представителей разных отраслей социокультурного знания, а с другой -очевидна фрагментарность внушительного количества исследований.
В гуманитарных науках существует два основных методологических подхода в анализе материально-духовной составляющей бытия человека -дихотомический и холистический. В соответствии с холистическим подходом, все функции организма и психики взаимосвязаны. Тело человека трактуется в единой системе как равноправный с другими атрибутами человеческого бытия элемент.
Дихотомический подход представляет совершенно иное отношение к телу, утверждая его отделенность, выделенность. Человек с этой точки зрения трактуется как состоящий из души и тела. В предельном своем варианте он выражается метафорой «тело — темница души».
Для каждого временного периода в истории развития человеческой мысли характерны свои представления о взаимоотношениях души и тела в соответствии с конкретными историческими и философскими традициями данной эпохи. Классическая парадигма изучения человека (дихотомический и холистический подходы) уходят в прошлое. Сегодня актуальным в рассмотрении человека является целостный подход, согласно которому неразделенность человеческого существа, его тело, душа, дух в своем сочетании не только приводят к гармоничному развитию личности, но в своем взаимодействии являют на свет новую составляющую человеческого естества - телесность.
Задача культурологического подхода в изучении телесности заключается в интерпретации человека как целостного существа. Телесность - это та часть человека, где успешно воссоединяются тело и душа, формируя целостность и неделимость сущего. "Культура - это то, что неизбежно обнажает дисгармонию существования человека, дает возможность ее понимания и преодоления" [21,104]. Человек должен восприниматься и воспроизводиться как целостное телесно-духовное существо. В этом видится задача культуры и культурологии, как науке о культуре, и особенно, применительно к решению проблематики телесности.
Понятия "культура" и "человек" взаимосвязаны. Изучение человеческой телесности невозможно без рассмотрения оснований культуры. Субъектно-объектные отношения "человек - культура", "культура - человек" являются основополагающими в раскрытии темы телесности как феномена культуры. Исследования в области культурной антропологии в XX веке дали следующие результаты. При изучении, так называемых, примитивных обществ выяснилось разительное несоответствие между обычаями, традициями, ценностями различных культур. Оказалось, что даже способность мыслить, которая казалась универсальной, существенно зависит от специфики культуры.
Каждая культура вырабатывает определенную систему ценностей. Она создает также определенный комплекс смыслов, образов и символов, с помощью которых обеспечивается психологическое равновесие индивидов.
В условиях модернизации, интеграции, глобализации происходит постепенное стирание межкультурных границ, и фактор этничности приобретает особую значимость как способ идентификации человека, личности. Человек рождается в определенной культуре, которая, в дальнейшем, создает его как члена общества, придавая его биологическому существованию некий культурный и социальный смысл. Человек, в свою очередь, развиваясь, стремится овладеть нормами, ценностями, традициями своей культуры, тем самым идентифицирует принадлежность себя (свои внутренние, внешние качества) с этой культурой. Именно в этом процессе телесность, выступая определенной биосоциокультурной характеристикой человека, наделенной социокультурными значениями и смыслами, играет важную роль.
В человеке живет потребность идентифицировать себя с какой-либо культурной, этнической общностью. Идентификация есть не что иное, как демонстрация своей социокультурной принадлежности. При этом телесность выступает самым значимым и доступным способом идентификации человека с культурой, т.к. в феномене «телесность» аккумулируется комплекс психологических и физиологических реакций человека на окружающую действительность.
В реализации данной исследовательской позиции телесность представляется не как биологическое образование, а как предмет, порожденный обществом и культурой.
Телесность как основа бытия человека в данном исследовании рассматривается в контексте традиционной культуры коренных народов Тюменского Севера (ханты, манси). Изучая традиционную культуру данных народов, как материальную, так и духовную, ее особенности, колорит, мы получаем представление о телесности человека, характерной для этой культуры. Современные исследования телесности обычно основаны на анализе западной, инновационной культуры, что явно недостаточно для построения картины многообразного, полиэтнического современного мира. В данном исследовании имеется возможность сравнить телесность в западной, инновационной культуре с телесностью в традиционной культуре «малых народов». Это представляется актуальным, т.к. современная эпоха - эта эпоха рисков, цивилизация порой балансирует в силу социальных и экологических факторов на острие выживания, поэтому так важно разнообразие моделей сохранения и существования человечества.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью гуманитарных наук в мире и спецификой идентификации человека со своей традиционной культурой, где телесность имеет семантическое значение. Человеческое тело - это предмет изучения не только естественных наук, но и социально-гуманитарных, которые в настоящее время открывают в изучении человека новые смысловые горизонты. Анализ телесности - это новая ступень в процессе философско-культурологических исследований.
Человек в современном мире стремится к самоопределению и самоидентификации. Телесность выступает в качестве средства реализации данных устремлений, проявляя внешнюю сторону индивидуальности. Телесность выступает маркером культуры, через нее передается информации о социокультурной принадлежности.
Актуальность исследования усиливается следующим обстоятельством. В современном поликультурном мире, в едином социальном пространстве, сосуществуют многочисленные сообщества, каждое из которых стремится сохранить свои культурные различия и тем самым выделиться, идентифицировать себя с определенной культурой. На фоне этого и наблюдается интерес к традиционности, истокам культур, к возможности познания через прошлое, настоящее и будущее. В поликультурном пространстве этнокультурная идентичность приобретает особое значение.
Культура ханты и манси находится в состоянии активного изучения. Существует достаточное количество монографий, посвященных изучению материальной культуры этих народов, жилища, быта, одежды. Подвергаются научному анализу также, и мифология, и литературные произведения с целью выявления специфичности и особенности данных культур.
Исследование феномена телесности в традиционной культуре является одним из способов понимания и решения проблемы самоопределения человека в пространстве современной поликультурности.
Фиксация специфики телесности в традиционной культуре ханты и манси - довольно сложная задача в связи с тем, что описание тела здесь, даже-как природой созданного предмета, практически отсутствует. Интерес к этой теме состоит в том, чтобы выявить отношение к телу в традиционной,. культуре ханты и манси и познать не только данную культуру, но и другие -методами аналогии, сравнения и сопоставления.
Состояние научной разработанности проблемы
Так или иначе, многие исследователи, при анализе проблемы бытия человека в мире, касаются вопросов его телесного существования. И этого не избежать, так как проблема телесности, на наш взгляд, является ключевой при изучении некоторых тем, таких как, невербальная коммуникация, дихотомия «социальное-биологическое», «природное-культурное» в человеке, проблемы самосознания, особенности субкультур, этнокультур и многих других. "Телесность"- есть понятие, прежде всего, связанное с телом и душой человека, поэтому невозможно не обратиться к трудам таких мыслителей, как Аристотель, Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Платон, Ф. Фейербах, И.Г.Фихте. Философская антропология А. Гелена, X. Плеснера, М. Шелера способствует пониманию места человека в жизненном пространстве.
Феноменологический подход в анализе телесности представлен в работах Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, Ж.П. Сартра. Эти мыслители, так или иначе, повлияли на оформление концепции данной работы, в частности той идеи, что тело выступает носителем смысла, субъективности, семиотизации пространства.
Существенное значение в исследовании феномена телесности имеют работы философов постмодернизма Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, М.Фуко. Телесность в работах этих ученых является средством «создания себя», причем произвольными средствами. Постмодернистская парадигма, используемая в данной работе, позволяет рассматривать телесность как выражение знаков, символов, текста, связать понятие "телесность" с такими явлениями как одежда, мода, сексуальность, вещное окружение.
В работах российских ученых человек представлен как биосоциокультурное существо (И.М. Быховская, П.С. Гуревич, М.С. Каган, И.С. Кон, Ю.В. Ларин, Ю.В. Рождественский), а его тело функционирует на разных уровнях бытия, следуя законам природы, общества, культуры. Таким образом, тело рассматривается как природное тело, социальное тело и культурное тело.
Телесность человека в рамках физической культуры представлена в работах следующих российских ученых: И.М. Быховской, Н.Н. Визитей, В.И.Столярова, Ю.В. Рождественского. Физическая культура в данных исследованиях рассматривается как способ воздействия на телесную природу человека и ее модификацию.
Значимыми для раскрытия понятия "телесность" являются работы Р.А. Гальцсвой, Л.В. Жарова, В.Л. Круткина, В.М. Розина, П.Д. Тищенко, Г.Л. Тульчинского, М. Эпштейна.
Герменевтика телесности представлена в работах С.С. Хоружего, СВ. Чебанова. О. Булгакова акцентирует свое внимание на изучении техник тела в киноискусстве. В. По дорога анализирует специфику проявлений тела в художественных текстах, литературе, киноискусстве, живописи.
Заслуга И.М. Быховской заключается в развитии взглядов на тело человека как предмет социокультурного исследования, актуализации понятия «телесность», раскрытие его значения в гносеологическом и аксиологическом аспектах. И.С. Кон анализирует социокультурные значения тела в культуре повседневности западного общества, большое внимание уделяется при этом обнаженному телу в истории культуры.
Проблема тела затрагивается в этнографических работах К. Леви-Стросса, М. Мосса, Э.Б. Тайлора. Прикладные аспекты изучения тела человека в пространстве русской народной культуры опубликованы в сборнике статей «Тело в русской культуре», где затронуты темы наготы в изобразительной культуре, символики тела в русских заговорах, отношение к себе и своему телу в русской модели мира, язык тела и кинесика, тело и душа в славянских народных представлениях (И. Кон, Г. Крейдлин, С. Толстая, А. Топорков, Т. Цивьян, ) и др.
Теоретико - методологическое значение в осмыслении проблемы данного исследования имеют работы Ю.М. Лотмана, А.А. Пелипенко, Г.Фреге, М.Н. Щербинина. Эти труды дают возможность оценить необходимость смыслогенетического подхода в исследовании культуры, когда смысл выступает условием ее существования и развития, а телесность есть способ передачи смыслов. Работы Ю.М. Лотмана важны также при анализе специфики традиционной культуры, в особенности те, где автор «Семиосферы» обращает внимание на механизм образования смыслов в культуре, на прочтение одежды и телесности как текста.
Большое внимание изучению телесности в психиатрии уделяли А. Лоуэн, В. Райх, 3. Фрейд. Для З.Фрейда тело человека является первичной точкой анализа культуры в целом, что также важно для настоящего исследования.
В отечественной телесно-ориентированной психотерапии телесность исследуют В.Баскаков, В.Б. Березкина - Орлова, Д.А.Бескова, И.В Бирюкова, Е. Э. Газарова, В.П. Зинченко, Т.С. Леви, В.В. Летуновский, И.Г. Малкина -Пых, В.Н.Никитин, А.Ш. Тхостов, А.Ю. Харитонова и другие. Их взгляды также повлияли на выработку авторской позиции относительно феномена телесности.
Изучению особенностей материальной и духовной культуры ханты и манси посвящены работы следующих исследователей: П.С. Бахлыковой, А.А Дунин - Горкавича, В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной, Е.И. Ромбандеевой, З.П. Соколовой, В.Н. Чернецова. Рассматривают нравственные аспекты культуры ханты и манси М.А.Лапина, Е.В. Перевалова. Мифологию, религиозные представления и обряды ханты и манси подробно исследуют И.Н. Гемуев, Е.И. Ромбандеева, З.П. Соколова, В.Н. Чернецов. Работы данных авторов дают представление о своеобразии традиционной культуры малочисленных народов Севера.
В.И. Сподина анализирует язык ханты и манси. Изучением одежды, орнаментов и декоративно-прикладного искусства ханты и манси занимаются А.А. Богордаева, В.Т. Кудрявцев, Н.В. Лукина, Т.А. Молданова, Н.Ф. Прыткова, Р.Г. Решетников, О.М. Рындина, A.M. Сязи, Е.Г. Федотова, Н.Ф. Южанинова. Эти работы дают возможность осмыслить такие проблемы, как место и значимость тела человека в жизни ханты и манси, представление о теле и душе, феномен одежды и ее символическое наполнение как аспект телесности, особенность выражения телесности в традиционной культуре ханты и манси.
Художественная культура ханты и манси, в особенности литературное творчество, в данном исследовании представлена анализом произведений мансийского поэта Ювана Шесталова, хантыйских поэтов Романа Ругина, Микуля Шульгина, поэтессы Марии Вагатовой. Произведения данных авторов дали возможность наглядно представить феномен телесности, отношение к телу в культуре данных народов через образную систему художественной литературы.
Объект исследования - телесность как феномен культуры.
Предмет исследования — телесность как выражение смысловых концептов культуры ханты и манси.
Гипотеза исследования сопряжена с реализацией идеи о том, что телесность есть репрезентация смысловых концептов культуры. В традиционных культурах телесность существует как способ трансляции вариативности смыслов и демонстрации репрезентативных вариантов. Телесность можно рассматривать как один из методов сохранения и поддержания субъектами культуры своих этнокультурных особенностей.
Цель работы - определить понятие "телесность" в контексте современных гуманитарных исследований, на основе чего проанализировать данный феномен на примере культуры ханты и манси. Показать, что смысловое наполнение и выражение телесности различно в традиционных и инновационных культурах, что является источником культурного многообразия современной цивилизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать концепции соотношения души и тела в западноевропейской философии и культуре с целью выявления предпосылок формирования проблематики телесности; показать специфику понятия «телесность» в современных гуманитарных исследованиях; зафиксировать специфику понятия «телесность» с позиции культурологического знания; выявить соотношение телесности и смыслового содержания культуры; сравнить понимание телесности в инновационной и традиционной культуре; проанализировать специфику телесности в тра диционной культуре ханты и манси как выражение культурных смыслов, на основе исследования культуры повседневности обских угров; зафиксировать специфику смыслового содержания телесности в следующих компонентах культуры ханты и манси: одежда и семантика орнамента, телесные практики, тендерные отношения; выявить природосообразность представлений о телесности на основе анализа поэтического творчества ханты и манси.
Методологическая основа исследования
В качестве ключевых методологических принципов в работе выступают общенаучные методы теоретического постижения действительности: анализ, синтез, систематизация, формализация, позволяющие в данном исследовании концептуализировать весь спектр теории и практики телесности.
Диссертационная работа опирается на специфические методы гуманитарных наук. Теоретическая часть работы основана на феноменологической методологии, что позволяет телесность зафиксировать в качестве феномена, как спектр сознательных представлений человека в отношении тела. Семиотическая методология дает возможность рассмотреть тело как систему знаков. Аксиологический метод дает возможность обосновать значимость тела как ценности. Следует подчеркнуть, что феноменологический подход является основным при анализе культуры как выражении смысла и последующей фиксации телесности как способа выражения культурных смыслов.
Данное исследование придерживается антропоцентрического направления культурологического анализа, позволяющего рассмотреть объект исследования с учетом взаимосвязи человека и культуры.
Междисциплинарный характер проведенного исследования фиксирует специфику философского, психологического, культурологического знания о телесности и формах ее проявления.
Научная новизна исследования заключается в следующем: сделана попытка систематизации представлений о понятиях «телесность» и «тело» в гуманитарных науках; выявлено соотношение культуры тела с контекстом смысловой семантики; исследована "телесность" как система смыслов, заключенных в теле человека, транслирующих ценностную информацию, свойственную культуре народов ханты и манси; о обоснован методологический принцип анализа телесности как феномена культуры; выявлены, посредством сравнительного анализа, представления о телесности в инновационной и традиционной культуре; обоснована значимость смыслового пространства телесности культуры ханты и манси на основе исследований природных и социокультурных функций тела, техник тела, тендерных отношений, одежды и семантики орнамента. выявлены природосообразные представления, характеризующие телесность в литературном творчестве ханты и манси; осуществлена экстраполяция теоретических исследований феномена телесности на традиционную культуру ханты и манси.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, при разработке курсов теории и истории культуры, культурной антропологии, психологии, этнопсихологии, при изучении культуры коренных народов ханты и манси.
Апробация работы. Концептуальные положения данного исследования обсуждались на заседании кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса, кафедры культурологии Тюменской государственной академии культуры и искусств.
Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором на секциях региональных, российских научно-практических конференций: «Культурное пространство региона» (14-15 апреля 2005 года, г. Тюмень), «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности» (4-7 апреля 2006 года, г. Санкт-Петербург), «Художественная культура Тюменской области» (13-14 апреля, 2006 года, г. Тюмень), «Мультикультуральная современность: Урал-Россия-Мир» (2-3 апреля 2009 года, г. Екатеринбург).
Имеются научные публикации в материалах конференций, в сборниках коллективного авторства, а так же научном журнале «Вестник Тюменского Государственного Университета» (№ 5 / 2008). Положения, выносимые на защиту:
Телесность не тождественна телу, феноменально, она есть единство материального и духовного, субъективного и объективного, взятого в контексте понятия (явления) «тело». Согласно концепциям современных культурологов и психологов, телесность включает в себя четыре уровня своего бытия: физический, психический, социальный, культурный. Данное исследование доказывает идею о том, что культурный уровень детерминирует все указанные компоненты телесности.
Культуросообразность уровней бытия телесности предполагает соотношение феномена телесности с аксиологическими, символическими, смысловыми содержаниями. На этом основании телесность выражает смыслы культуры.
Смыслогенез, связанный с семиотическими концептами культуры, конституируется на двух уровнях своей значимости: денотативном и коннотативном. Денотативные смыслы указывают на непосредственные значения и назначение элементов телесности.
Коннотативные смыслы указывают на замысел определенного значения, его предназначение, что характерно для телесности традиционной культуры, в частности культуры ханты и манси.
Анализ телесности как феномена культуры целесообразен на примере традиционной культуры ханты и манси. Телесность в культуре ханты и манси - это не просто физиологический феномен или демонстрация социальной иерархии. Это культуросообразная символическая реальность смыслов и значений, а ее специфика задается природосообразными мировоззренческими установками и представлениями о мироздании мифологического характера.
Телесность является способом демонстрации смыслов культуры. Наиболее полно это выражено в элементах повседневности: действиях по отношению к своему телу, различиях в «мужском» и «женском», одежде и семантике орнамента. Телесность человека отражает специфику ценностно-нормативной системы общества и выступает ключом к осознанию смыслов культуры ханты и манси.
В условиях поликультурного мира телесность выступает способом самоидеитификации народа, сохранения и репрезентации культурной информации, что показано на примере изучения телесности в культуре ханты и манси.
Представление о телесности в исторической динамике культуры
Человеческое тело как предмет исследования вышло за рамки изучения только естественными науками. Интерпретация понятия "тело" в академических философских изданиях появилась сравнительно недавно, в «Новой философской энциклопедии» (2001 г.), и в настоящее время «тело -понятие философского дискурса, характеризующее:
1) физически ограниченную часть вещественной материи, устойчивый комплекс качеств, сил и энергий;
2) живой организм в его соотнесенности или сопряженности с душой.
Первая точка зрения характерна для физики, «как науке о естественных, природных телах вплоть до середины 19 века, когда на передний план выдвинулось изучение природных процессов, были развиты наряду с механистическим динамический и энергетический подходы» [102,25]. В этом русле работали ученые на протяжении указанного времени, начиная с периода Античности вплоть до периода творчества немецких философов.
Вторая точка зрения также развивалась с античности. Здесь «тело, понятое как выражение души, не тождественно телу как системе физико-химических элементов, сил и процессов, а образует целостность сенсорно-моторных действий, переживаний, чувств, волевых усилий, мыслительных актов. Соотношение тела и души интерпретируется либо дуалистически, когда они составляют две принципиально различные субстанции, либо монистически, когда они составляют два разных способа существования и проявления одной субстанции, которая может быть понята спиритуалистически (тело тождественно душе) или материалистически (душа - функция тела)»[102,27]. Этой точки зрения придерживались Фалес, Платон, Аристотель, философы средневековья, Нового времени, философы XX века Ф.Ницше, Э.Гуссерль, М. Мерло-Понти и др.
Проблема человека, его тела и телесности оформляется в философии далеко не сразу.
Первобытность является первым исторический этапом становления человека и культуры. Ее важнейшей отличительной чертой является синкретизм - нерасчлененность, недифференцированность форм, свойственная неразвитому состоянию. Вся жизнь человека проходила в выполнении множества процедур и обрядов. Важнейшей характеристикой души, внутреннего мира первобытного человека является тождество индивида и рода, «невыделенность индивидуального существования из коллективного». «Первобытный человек отождествлял себя не с самим собой, а с той общностью, которой принадлежал. Вне своей общности он терял себя, пропадала его самоидентификация, он переставал в своем сознании быть кем-то» [124,73]. Наступал распад души и гибель не менее страшная, чем под воздействием внешних сил. Божество или пантеон богов являлось душой всей общины. Именно в боге первобытный человек видел источник, движущую силу своих поступков. «Человеческое выражает себя через «мы» и далее через то, что ему заповедовано богами» [124,74]. Как видно, индивидуальное самоощущение на данном этапе отсутствуют.
В душе первобытного человека отсутствовала «грань между восприятием внутренних, душевных состояний и внешнего мирам. Душевный аффект мог отождествляться с каким-либо внешним событием» [124,75]. Внешнее и внутреннее, таким образом, было одним и тем же.
На этом этапе духовным основанием культуры становится мифологическое сознание. Оно отличается тем, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в себе. В мифах отражалось мировоззрение первобытного человека. Зарождающаяся мифологическая символика выражается в знаковых структурах обрядов, украшениях оружия, пения, танца, татуирования. Здесь мы сталкиваемся с телом первобытного человека как способом выражения определенных убеждений. "В первобытных культурах тело было чрезвычайно важным агентом практикуемых ценностей. Сами эти ценности как грамматический код записывались на телах людей, без чего ни ценности, ни тела не имели бы шанса на сущестовование"[93,12].
По фактам дошедших до нас изображений женских божеств, фигур, можно сказать, что в древности женщина не могла позволить себе быть худой. «Палеолитическая Венера», Башкирская Альбасты, армянская Анахит, хурритская Кубаба — всех их изображали пышными женщинами. Возможно потому, что все они отвечали за будущее рода, общины, рассматриваемые как «сосуд плодородия».
Античная культура по своему духу, мировоззрению - «культура чувственно-материальная» [20,49]. Вся система мироздания, весь космос в представлении древнего грека - не что иное, как огромное тело живого человеческого существа. «Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства» [70,183]. Таким образом, утверждаются эстетические категории, связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве - красота, мера, гармония.
"Телесность" как новый этап в антропологических исследованиях
Факт наличия тела у человека плохо поддается объяснениям традиционными философскими категориями. В вопросе постижения феномена тела будем отталкиваться от тезиса: тело - не часть человека, а весь человек. Это вид его целостности, точнее - своеобразный показатель этой целостности. Поэтому, тело человеческое не следует рассматривать как объект, ибо есть отношения, в которых тело выступает сферой человеческой субъективности: деятельности и самовыражения.
Э. Гуссерль - один из первых, кто обратил внимание на понятие "телесность". Феноменология Э. Гуссерля в отношении исследуемого объекта заключается в разведении понятий тела и телесности, "Когрег" и "Leib" соответственно.
"Когрег" есть "пространственно постигаемое материальное физическое тело". "Leib" есть тело как переживаемая субъектом часть самого себя и отражающее сущностные стороны понятия "телесность". По Гуссерлю, "Когрег" воспринимается субъектом посредством "Leib".
Согласно Э. Гуссерлю, тело может рассматриваться в четырехуровневом пространстве отношений с миром:
1) тело как материальный объект (вещь);
2) тело как плоть (живой организм);
3) тело как выражение и компонент смысла;
4) тело как элемент - объект культуры.
Наше тело, по Э.Гуссерлю, воспринимается одновременно и как тело-объект, и как тело - субъект. Телу - объекту присуще качество "несуществования", существуя при этом лишь во взаимодействии с внешним субъектом - наблюдателем.
Таким образом, следуя воззрениям Э. Гуссерля, телесность можно понимать как способ восприятия материального физического тела, как некую оболочку физического тела, его смысловое содержание, то, что доступно интеллектуальному созерцанию.
М.М. Бахтин "разбивает" тело человека на внутреннее и внешнее. "Внутреннее тело - мое тело как момент моего самосознания - представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира" [11,48]. "Внешнее тело объединено и оформлено познавательными, этическими и эстетическими категориями, совокупностью внешних зрительных и осязательных моментов"[11,51]. Внешнее тело проявляется в "глазах другого" "как эстетически значимый момент и предметный мир как окружение внешнего тела"[11,94].
Внешнее тело рассматривается в отношении "Я" и "другой" или "автор" и "созерцатель". Телесность представляется именно как внешнее тело с позиции восприятия другого человека. Внутреннее тело, есть телесность для самого себя, складывающая из переживаний, самоощущений, чувствования себя.
Бахтин М.М. обосновывает ценностно-эстетическую значимость тела. Проблема тела как ценности лежит в плоскости этической, эстетической, отчасти религиозной. "Эстетическое осмысление и устроение внешнего тела и его мира есть дар другого сознания"[11,95]. Внешнее тело выступает ценностью для другого человека. Красота человеческого тела может воспринимается и переживается лишь по отношению к другому. "В категории другого мое тело может стать эстетически значимым, но не в контексте моей жизни для меня самого, не в контексте моего самосознания", по причине того, что "я и другие движемся в разных планах видения и оценки"[11,59].
Одновременно с философами над проблемой телесности размышляют психологи, подразумевая под ней особую реальность, а тело воспринимают как "инструмент" воздействия на душу. 3. Фрейду принадлежат слова: "Я есть прежде всего выражение телесного Я". Но в своей работе он не уделял большого внимания телу и не представлял себе генетического родства психологических и соматических явлений. Развивать это направление стали его ученики (Ш. Ференци, В. Райх, А.Лоуэн), некоторым образом дополняя и критикуя теорию учителя.
Основоположником телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) считается Вильгельм Райх. Именно он раскрывает взаимосвязь тела и психики и выстраивает новую психологическую теорию и метод исследования личности. Райх настойчиво и упорно подчеркивал единство тела и разума и в свои психотерапевтические учения включал проблемы, связанные с человеческим телом. В лечение своих пациентов исходил из того, что эмоциональные проблемы человека можно понять, лишь рассматривая его как цельное существо. Он первым подчеркнул, что важно обращать внимарше на физические способы выражения, в особенности на хронические мускульные зажимы, которые называл мышечным панцирем. Суть его метода "панцирь характера" состоит в следующем: мышечные зажимы блокируют три эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх приходит к выводу, что характер человека включает в себя психологические установки и ценности, стиль поведения и физические установки, например, поза, привычка держаться и двигаться, владеть собственным телом. Идея метода заключается в том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать с помощью воздействия на тело.
Специфика традиционной культуры
В основном, все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека. Культура — основное понятие для обозначения формы организации жизни людей.
В мире существует огромное количество видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура является результатом деятельности своего творца - этноса или этнической общности. Развитие и функционирование культуры представляет собой особый способ жизнедеятельности этноса. Поэтому каждая культура выражает специфику уклада жизни се создателя, его поведения, его особый способ мировосприятия в мифах, легендах, религиозных верованиях и ценностях, придающих смысл существованию человека.
Антропологическое изучение культур включает в себя противопоставление и сравнение традиционного и современного ее типов (или инновационного типа культуры в терминологии М.С. Кагана и Ю.Н.
Солонина, или либерального типа цивилизации по А.С. Ахиезеру). В целом, вся культура человечества может быть поделена надвое: «с одной стороны традиционная культура, а с другой - тот слой культуры человечества, который может быть обозначен как культура письменная, профессиональная, государственная (городская), индустриальная и постиндустриаль ная»!; 126,13].
Традиционный тип культуры (в некоторых источниках синонимом выступает понятие тип общества) учеными выделяется на основании того, что в данных обществах изменения незаметны для жизни одного поколения. Аналогами понятия традиционной культуры называют народную культуру, этнографическую культуру, иногда «архаическую» или «примитивную» культуру.
В этнографическом контексте, в основе определения традиционной культуры, лежит принцип деятельности и «понимается та сфера культуры человечества, которая возникла в рамках и в результате особых, специфических способов человеческой деятельности, а именно: оседло-земледельческой (крестьянской), кочевническо-скотоводческой, охотничье-рыболовческо-собирательской деятельности или в их сочетании» [126, 12].
Традиционная культура представляет собой систему отношений, включающей в себя нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителя данного этноса.
Традиционная культура обладает рядом общих признаков, отличающих ее от других типов культур, в данном случае, от инновационной:
бесписьменность;
« социальная и территориальная замкнутость, самодостаточность и локальность;
традиционность и обрядность; в синкретизм;
мифологичность;
высокий уровень нормативности; в символичность.
Обозначив некоторые характерные черты, присущие традиционной культуре, наметим некоторые точки отличия данного типа культуры от, так называемого, инновационного или современного.
Традиционная культура порождает особый тип ментальности и специфические нормы социальной жизни и поведения.
Важнейшим свойством традиционной культуры является ее синкретизм, выражающийся, прежде всего, в целостности, нерасчлененности трех форм бытия: культуры, общества и человека. Большую роль в традиционной культуре играет коллективность. Для нее характерно то, что человек не отделяет себя от природы, считает себя ее частью, такой же как растения, животные, горы, реки. Синкретизм проявляется также в структуре самой культуры, не расчлененной еще на отдельные сферы с выработанными самостоятельными функциями.
В традиционной культуре человек не стремится выделиться из общества. Концепт личности в современном его понимании (превалирование уникального «Я» над социальным «Мы») фактически не выделим. По отношению к категории «Я» более значимым в традиционной культуре выступает «Мы». При этом человек все равно обладает свойством самосознания. Персонификация, индивидуальное бытие человека в большей степени характерны для инновационной культуры.
В инновационной культуре высоко ценятся знания, образование, самостоятельность мышления, в традиционной главным источником знаний является миф. Такой способ восприятия и объяснения мира определяет место человека в нем, формирует чувство уверенности существования и деятельности. Религиозно-мифологические представления окружают человека повсюду, определяя смысл его жизни, нормы поведения, и, в целом, его жизнедеятельность. Отступление от общепринятых норм «наказывается» волей богов, а также, в таких случаях, огромную силу имеет общественное мнение. В традиционных культурах сложились отличные представления о душе, которые соотносятся с общей этнической картиной мира и задают смыслы жизнедеятельности человека.
В этом типе культуры господствуют обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Данная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, внутри нее человек не чувствует разлада с обществом. Такая культура органично взаимодействует с природой, едина с ней, она ориентирована на сохранение самобытности, своего культурного своеобразия.