Введение к работе
Актуальность исследования определяется границами пространства человеческой деятельности, тенденциями развития общекультурных составляющих эволюции цивилизации
С одной стороны, реальность создает образцы, которым искусство подражает, с другой стороны - искусство дает формы жизненному поведению людей, моделируя новые схемы Широкое внедрение новых технологий масс-медиа приводит к быстроскоростной смене образов, активно влияющих на индивида Происходит падение традиционной системы ценностей, изменение критериев отбора в знаковой среде при ситуации кризиса идентичности Тем актуальнее обращение к театральной реальности как к средству самоопределения в современных процессах материальных и духовных трансформаций.
На сегодняшний день обозначились две тенденции, определяющие взаимоотношения субъекта и театра
Во-первых, субъект, увлеченный массовой культурой, жаждет зрелища и выполнения от театра неких релаксационных функций, а театр, балансируя между исторически закрепившимися за ним функциями и стремлением к самовыражению, теряет свой сверхстатус
Во-вторых, современные театральные постановки нагружены интеллектуально, в спектаклях присутствует многоплановость и многопласто-вость, которую необходимо расшифровывать, опираясь на концепцию режиссера Современный театр настаивает на повышении интеллектуального уровня субъекта - зрителя, расширении его кругозора, в связи с чем отмечается качественное изменение театральных представлений Театральное действо все реже может быть одновременно умным и простым, увлекательным и глубоким, талантливым и общедоступным
Современные театральные режиссеры в попытке найти свой неповторимый почерк теряют связь с действительностью, что приводит к трансформации существующих форм театральной реальности
Подобная трансформация привела к изменению театральной реальности, существующей в театре кукол Парадокс заключается в отказе театра кукол от основного выразительного средства данного вида искусства, то есть самой куклы Современные культурологические научные работы и эмпирика свидетельствуют об использовании разнообразных средств выразительности в театре кукол, кроме собственно самой куклы, что требует анализа
Степень изученности проблемы. Массив литературы, отражающей тенденции трансформации реальности, недостаточно обширен и носит междисциплинарный характер. Каждый исследователь, философ рассматривает изменение реальности на основе одного из аспектов явления культуры
В культурно-антропологических исследованиях А.Авдеева,
Н С Арсеньева, С А Арутюнова, С П Батраковой, М М Бахтина, А И Белецкого, П И Браславского, Йорика, И А Крывелева, А П Кулиша, В В Латышева, Л Леви-Брюля, Б Леоне, Э.С Макаряна, Ш Маньяна, Ф Ницше, В Новацкого,
ВЛЛроппа, Н.И Смирновой, И Н Соломоник, Ф А. Степуна, Э Б Тайлора, В Н. Топорова, Дж Фрейзера, X. Юрковского анализируются религиозные истоки театральной реальности В данных работах представлена идея об истоках театральной реальности, берущих начало в магии обряда.
В художественно-эстетическом аспекте формирование театральной реальности рассматривалось как зарубежными (Аристотелем, А Арто, Б Брехтом, П Бруком, Б Манфредом), так и отечественными исследователями театра (С ДБатраковой, ЕМГашковой, МЛСМамардашвили, МВЛетелиной и др)
Значимыми оказались работы П Бергера, Т Гатаевой, Л Г Григорьева, А Ю Семаша, А Шюца, где была предпринята попытка выявления сущности повседневной реальности
К вопросу взаимосвязи театра и действительности обращались А.Арто, Ю Б Борев, П И Браславский, С И.Бэлза, Г Дебор, Н Н Евреинов, Б.И Каверин, Ю М Лотман, В С Соловьев, В Шекспир В данных исследованиях раскрывается взаимопроникновение и взаимовлияние обеих реальностей, подчеркивается связь развития театрального искусства с особенностями мировоззрения той или иной эпохи
Осмыслением феномена карнавализации сознания, изучением смеховой культуры в историко-культурном аспекте занимались Л А.Абрамян, М М Бахтин, А Вулис, Д С Лихачев, А С Ляшок, А И Мазаев, А М Панченко, В Я Пропп, Б.А.Успенский Была определена и рассмотрена специфика карнавального мировоззрения, выявлена его структура, но в то же время взаимосвязь карнавальной и театральной реальностей рассмотрена недостаточно глубоко.
Для определения игровых компонентов в структуре театральной реальности важными оказались исследования Аристотеля, Н Бартрама, П Брука, А.М Веселовского, Л С Выготского, А П Кулиша, Ю М Лотмана, А.ФЛосева, Б Манфреда, С Моэма, Платона, Н И Смирновой, Ф Фребеля, Й Хейзинга, О В.Хлебниковой, М Эпштейна В работах этих авторов выявлены отдельные компоненты, связанные с понятием «игра», но не сформулирована дефиниция театральной игры.
Исследования, посвященные роли театра кукол в формировании личности, представлены работами Н Бартрама, И М Бархаша, А Бруштейна, С.В Образцова, Н И Сац, Л Г Шпет
Раскрыть социокультурные функции театральной реальности стало возможным благодаря исследованиям Н А.Бердяева, Д И Грядового, А Ф.Мерзлякова, В.В Миронова, И.М Москалева, С.В Образцова, Я В Ратнера, Л Г.Шпет.
Фундаментальные философские идеи о сущности театра кукол высказывали такие мыслители, как Аристотель, Платон, А Авдеев, С С Аверинцев, А Веселовский, Б П Голдовский, М.М Королев, Ш Маньян, А Ф.Некрылова, Ш Нодье, В И Перетц, Н Я Симонович-Ефимова, И Н.Соломоник, Е. Сперанский, И П Уварова, О М Фрейденберг В данных исследованиях раскрывается символическое значение куклы в историко-культурном контексте, представлена идея куклы как связующего звена между природным и социальным бытием человека.
Куклу как проекцию социальной коммуникации и основу социализации человека определяют А П Кулиш, Ю М Лотман, X Юрковский
О двойственности актерского бытия, о функциях артиста в формировании театральной реальности в разные эпохи писали Д Дидро, Б К Коклен-старший, Г В Кристи, Г Крэг, М А Чехов и др Раскрыта суть существования артиста в спектаклях драматического театра, но не затронута специфика актерскої о бытия в театре кукол
История античного и средневекового европейского искусства отражена в искусствоведческих изысканиях Л Винничук, В В Латышева, А А Тахо-Годи Сведения о театре кукол эпохи античности представлены в трудах Апулея, Геродота, Ксенофонта, Тита Ливия, Лукиана, Овидия, Петрония, Ювенала В работах этих авторов анализируется роль куклы в художественно-эстетическом аспекте различных исторических эпох
Необходимо отметить, что во второй половине XX века наблюдается возрастающий интерес к феномену режиссуры и ее роли в формировании театральной реальности В частности этому посвящены исследования А Васильева, А К.Гладкова, Н П Наумова, С В Образцова, Л В Романовой, Е Сперанского, где предлагается определить режиссера как основного стратега, а современный театр как режиссерский
Выявление специфики режиссерского театра стало возможным благодаря работам Б Брехта, П Брука, К С Станиславского, Г А.Товстоногова, ВЛ Шрай-мана, А В.Эфроса
Е Колмановский, М М Королев, БЛеоне, А Ф Некрылова рассматривают современные проблемы театра кукол, связывая их с общекультурными тенденциями в обществе
Для характеристики эпохи постмодерна важными стали работы Р Барта, Ж Бодрийяра, Ж Делеза, Ж.Деррида, И П Ильина, Л Г Ионина, В Вельша, М Давыдовой, С Ф Денисова, И Н Жаровцевой, П Козловски, Ж Ф Лиотара, Г.Макаровой, М Фуко, СМ Хвошнянской, изучающих культурные феномены второй половины XX века, не затрагивая явлений, происходящих в театре кукол
Вышеперечисленные исследования внесли большой вклад в осмысление значения театральной реальности, помогли определить роль театра кукол и самой куклы в конкретных явлениях человеческого бытия (ритуала, игры, коммуникации, художественной деятельности) Однако в этих работах отсутствует целостное философское видение феномена театральной реальности, формирующейся в театре кукол
Проблема исследования - определение социокультурной специфики театральной реальности, может быть выражена в следующих вопросах 1 В чем заключаются культурные и антропологические основания театральной реальности'' 2 Какова специфика театральной реальности, возникающей в театре кукол? 3 Каково значение субъективной концепции режиссера в трансформации театральной реальности7
Целью исследования является выявление специфики театральной реальности в процессе трансформации в эпоху постмодерна
Задачи исследования:
раскрыть базовые основания театральной реальности,
выявить культурные традиции, лежащие в основе театральной реальности,
определить игровые компоненты театральной реальности,
рассмотреть социокультурные функции театральной реальности в современном обществе,
- проанализировать причины трансформации театральной реальности,
формирующейся в театре кукол во второй половине XX века
Объект исследования - театральная реальность
Предмет исследования - трансформация театральной реальности в театре кукол
Методологическая основа диссертационного исследования и теоретические источники.
Методология основывалась на принципах системности при выявлении философских интерпретаций понятий реальности, междисциплинарности при раскрытии повседневных, карнавальных, театральных оснований реальности, интегративности при анализе игровых компонентов в структуре театральной реальности
При рассмотрении различных концепций формирования реальности были использованы методы сравнительного анализа, синтеза и принцип дополнительности.
Диссертационное исследование опиралось на следующее базовое определение театральной реальности- театральная реальность - это особый мир, создаваемый театром, в процессе театрального действия, существующего по законам, определяемым драматургией, актерской игрой, сценографией, режиссурой
За основу берется дефиниция реальности ММ Бахтина реальность существует между личностями как необходимое условие коммуникации Данный тезис близок к определению Н А.Бердяева, которое заключается в том, что только субъект своей активностью делает форму формой, реальностью, но в то же время придает реальности статус коммуникации и диалога, так как театр - искусство диалогичное
Под трансформацией подразумевалось существенное преобразование, качественное изменение сути данного явления
Положения, выносимые на защиту:
В противовес повседневной реальности человек в процессе творчества создает иную реальность Во время театрального представления возникает акт сотворчества, диалога, в результате которого формируется театральная реальность, опирающаяся на составляющую «артист - зритель».
В представлениях театра кукол формируется реальность, имеющая свою социокультурную специфику
3. Специфика театральной реальности, возникающей в театре кукол,
проявляется в использовании такого выразительного средства, как кукла, преобразующего структуру театральной реальности «артист - зритель» в «артист - кукла - зритель»
Доминирование режиссуры в эпоху постмодерна преобразует ранее существовавшую структуру в новую - «режиссер - артист - кукла - зритель»
Изменение структуры театральной реальности приводит к смене функций артиста в формировании данной реальности, преобразуя его (артиста) в промежуточное звено, некий транслятор субъективной концепции реальности режиссера
Влияние субъективной концепции реальности режиссера приводит
к трансформации театральной реальности, что определяет возникновение новых тенденций и течений в театре кукол, выразившихся в отказе от куклы, что, в свою очередь, преобразует сущгость театра кукол
Научная новизна исследования и его результат ы состоят в следующем
Выявлены базовые основания театральной реальности Обозначены составляющие структуры театральной реальности, определены ее игровые компоненты
Сформулированы причины трансформации театральной реальности
в театре кукол, обусловленные общекультурными тенденциями в обществе второй половины XX века, а также процессами, протекающими внутри самой театральной реальности
3. Введено понятие «Театра рассказчика», как определение нового жанра, сформировавшегося на стыке театра драматического и кукольного в процессе трансформации театральной реальности
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем во-первых, материалы диссертации могут выступать в качестве методологической основы для дальнейшего изучения театра кукол и связанных с ним процессов трансформации реальности, во-вторых, в работе представлены современные концепции становления театра кукол, основанные на междисциплинарном подходе; в-третьих, положения диссертационной работы могут быть использонаны для чтения лекционных курсов по истории и теории культуры, философии и театроведению
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на следующих международных и отечественных научных конференциях «Визуальная культура, дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2006, 2009), «Творчество молодых дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2006, 2008, 2009), «Местная культура Методология, история, практика» (Омск, 2001), «Человек и кукла pro end contra» (Омск, 2007, 2008, 2009), «Дизайн, искусство, архитектура весь мир -театр» (Омск, 2009)
Структура » объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 172 наименования Общий объем диссертации составляет 128 страниц