Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Происхождение, современное состояние и признаки тайноведческих концепций.
1.1. Гайноведение, его понятие, виды, происхождение и эволюция. .. 15
1.2. Современность как контекст изучения тайноведения 48
Глава 2. Базовые парадигмы и идеи строй современного тайноведения
2.1. Основные принципы учения Блаватской 69
2.2. Гностицизм и «логика» жизненного пути человека у К.Кастанеды 82
2.3. Связь теософской парадигмы Е.П.Блаватской с наукой и христианской религией XIX века 94
Глава 3. Роль и место тайноведения в духовной культуре России ІХ-ХХІ веков
3.1. Зарождение и особенности тайного знания в древней и средневековой Руси 109
3.2. Гайноведение в культуре России XVIIJ - XX веков 122
3.3. Гайноведение как явление российской культуры в конце XX начале XXI века 144
Заключение 166
Библиография 170
- Гайноведение, его понятие, виды, происхождение и эволюция.
- Основные принципы учения Блаватской
- Зарождение и особенности тайного знания в древней и средневековой Руси
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Осмысление и анализ тай поведения, укорененность его в культуре и востребованность этого феномена социумом, представляет собой одну из важнейших проблем становления современной культуры. Думается, что очевидное обострение в наши дни внимания к разным видам тайноведения напрямую связано с кризисом классической рациональности Просвещения и пересмотром сложившейся научной картины мира. XIX и XX века дали огромный толчок человечеству в раскрытии духовного и интеллектуального потенциала, благодаря которому стали возможны качественные прорывы в науке и дальнейшее развитие культуры. Это, прежде всего, научно-техническая революция, преобразившая весь мир. Однако в 60-х гг. XX в. мировой проект модерна, который ассоциировался с идеей прогресса, вступил в полосу кризиса. Например, начались такие процессы, как глобализация, тотальное распространение массовой культуры, появилась ощутимая угроза мирового терроризма. К признакам кризиса модерна можно отнести и всплеск тайноведения во всем многообразии его форм, являющегося темой данного диссертационного исследования, и его распространение по миру.
Со второй половины XX века мир вступил в фазу, которую в ряде философских и культурологических концепций принято называть постмодернизмом. Постмодернизм - это конец целого периода европейской цивилизации - Нового Времени, это возможность обратиться к тем ценностям и идеям, на отрицании которых базируется современная цивилизация, в том числе и к тайноведению.
В нашей работе состояние общественной культуры европейских стран конца XX - начала XXI века оценивается как постмодернистское. Данный эпитет, как представляется, достаточно точно указывает на перемены в современном нам мире, на то, что его отличительной чертой сегодня являются не столько новые технологии, сколько смена мировоззренческих установок, которая заключается в вытеснении модернистского способа мышления иными умонастроениями. Будучи состоянием западного менталитета, постмодернизм распространяется и на самосознание постсоветской России. В данном контексте уместно привести известную фразу Б.Парамонова: «...Россия - постмодернистская страна» [133. с. 12].
Бурное возрождение «тайных знаний» и их большое влияние на мировоззрение россиян, неосознанная потребность в оккультных и эзотерических представлениях большого числа людей, претензии современного тайноведения на особый тип научного знания представляют, на наш взгляд, одну из важнейших практических проблем современной культуры. Свидетельством тому множество возникших за последние годы сект и организаций оккультно-ми ста чес кого характера, в бум изданий соответствующего содержания на издательском рынке, появление большого числа целителей, колдунов и экстрасенсов, нарастающая тенденция пересмотра научной картины мира и включения в нее внерациональных элементов.
Тайные знания и основанные на них технологии последние десять лет активно внедряются и в стратегию управления массовым сознанием - через СМИ, и в конкретную административную управленческую практику. Сайентологи, в частности, создали свою систему обучения управленческих кадров, основанную на идеях создателя секты Рона Хаббарда. Данную систему обучения прошли в числе прочих некоторые высшие российские должностные лица. С 1989 года секта устанавливает контакты с российскими политиками. Berliner Zeitung в марте 1998 года сообщала о том, что С.Кириенко еще до назначения его премьер-министром посещал курсы сайентологии. Крупные специалисты во многих отраслях опасались в то время давления со стороны сайентологов [62, с. 195].
Возникает вопрос, как и почему тайн о ведение - знание, носящее явный религиозный оттенок, - возродилось в массовом масштабе в бывшей атеистической стране? Какими особенностями современного сознания обусловлена актуализация этого явления? Какие изменения условия повлияли на масштабность его распространения в культуре России? Степень разработанности проблемы.
Проблематика тайноведения в теории и истории культуры затрагивает целый комплекс различных направлений: философских, научных, религиозных социальных, историко-культурных, психологических, и др. Поэтому изучение тайноведения оказывается достаточно многоаспектным.
Проблема тайноведческих идей и деятельности оккультно-мистических объединений, их роли и влияния в обществе, на протяжении веков была предметом внимания различных мыслителей, начиная с Пифагора и заканчивая современными исследователями эзотеризма. Однако тайноведение как линия в развитии культуры, альтернативная доминирующим и легитимным взглядам, институтам и формам' познания, с современных культурфилософских позиций, по нашему мнению, осмыслено явно недостаточно. Особенно это относится к духовной культуре современной России. Причины уклонения науки от всестороннего обсуждения данной темы, главным образом, связаны с идеолого-мировоззренческим характером, как науки, так и самой темы.
Тайноведение является естественным противником религии в понимании её российских адептов, что неоднократно отмечалось Архиерейскими соборами РПЦ, и даже Съездом Всемирного совета церквей 1995 года, поэтому его объективное исследование было всегда затруднено в рамках религиозно-ориентированных гуманитарных наук и долгое время встречало и встречает противодействие со стороны соответствующих клерикальных кругов. Что касается атеистически ориентированной гуманитарной науки в России, то за редчайшим исключением (Т. Парнов. «Трон Люцифера») на протяжении всех лет Советской власти она избегала глубокого изучения тайноведения из опасений либо быть обвиненной в религиозности, либо огрубить и исказить предмет под влиянием
6 коммунистической установки. Исследования подобного рода, как будет отмечено далее, велись только в 30-х гг. XX века в учреждениях НКВД.
В целом, европейская наука, будучи картезианской, по существу, игнорировала, например, паранормальные явления и попытки их изучения и научного конституирования, как не отвечающие сложившейся во времена модерна научной картине мира. Внимание к ним изначально маркировалось как непроходимая глупость. И лишь в последние годы данная проблема стала приобретать научный статус, в силу развития и оформления культурологии. Появилась возможность исследования не паранормальных, конечно, явлений, а самого тайноведения как реально существующего культурного процесса, воссоздающегося и воспроизводящегося наперекор давлению как клерикальных, так и научно-академических кругов, и пытающегося создать свою субкультуру.
К исследованию феномена эзотеризма обращались ученые из различных отраслей знания: философы, этнографы, психологи, историки, теологи, физики, и даже математики [160]. Анализу и творческому осмыслению подвергались рациональные и иррациональные способы мышления, системы знания о человеке и окружающей его Вселенной. Д.Фрезер и Б.Малиновский - основатели социальной антропологии впервые с научных позиций подошли к изучению и анализу первобытных верований и магии.
Оккультные феномены в славянском язычестве, эзотерическая традиция средневековой Руси и ее влияние на культурную жизнь России были рассмотрены в трудах Е.Аничкова, А.Афанасьева, Ф.Буслаева, Д.Зеленина, С.Максимова, Б.Рыбакова, И.Сахарова и др.
Феномен тайноведения в русской культуре с точки зрения религиозной философии рассматривался [-/.Бердяевым, С.Булгаковым, В.Зеньковским, Н.Лосским, А.Лосевым, В.Розановым, В.Соловьевым, Н.Трубецким, П.Флоренским и некоторыми другими мыслителями.
Эзотерические мотивы явно прослеживаются в творчестве писателей и поэтов серебряного века: А.Блока, К.Бальмонта, А.Белого, В.Брюсова, М.Волошина, З.Гиппиус, М.Кузьмина, А.Минцловой. Хорошо аргументированную монографию, посвященную этой стороне их творчества, выпустил исследователь тайноведения в русской литературе начала ХХ-го века Н.Богомолов.
В различных видах эзотеризм всегда присутствовали в мировоззрении масонства и составлял основу его доктрины. Следует отметить, что эта проблематика разработана наиболее полно. Из исследований, посвященных анализу масонских орденов в России, назовем работы ряда отечественных исследователей: из досоветских трудов особого внимания заслуживают работы В.Башилова, В.Иванова, В.Лонги нова, А.Селянинова, А.Соколовской, В.Шмакова и др., с позиций советской науки эту проблему рассматривали А. Аврех, Л.Замойский, Е. Парнов, А.Старцев, Е.Черняк, И.Яковлев.
В конце XX - начале XXI века в связи с всплеском массового интереса к эзотерическим, оккультным феноменам и их носителям появляется целый ряд новых работ, написанных в обстановке творческой свободы, с различных методологических позиций. Речь идет о трудах таких авторов, как Н.Боголюбов, Ю.Воробьевский, М.Назаров, А.Никитин, А.Острецов, О.Платонов, А.Серков, О. Соловьев и др.
Деятельность эзотериков, мистиков, и оккультистов после Октябрьской революции 1917г., таких, как А.Барченко, А.Кондиайн, Г'.Мебес, Н. и Е.Рерихи, Г.Бокия и др., подверглась серьезному осмыслению и анализу в трудах современных исследователей А.Андреева, А.Никитина,
А.Первушина, О.Шишкина, Л.Юзефовича. Жизни и эзотерическим исканиям Е.П.Блаватской посвящены работы ее последовательницы, одной из основательниц Русского Теософского общества Е.Писаревой,
Современные объединения тоталитарного и оккультно-мистического характера подверг критическому разбору и анализу известный российский специалист по сектоведению А.Дворкин.
Н.В. Ковтун исследуя, в том числе и эзотерические аспекты утопического сознания, в своём труде «Русская литературная утопия второй половины XX века», преимущественное внимание уделяется вопросу о соотношении «рационального» и «иррационального» начал в формировании отечественной утопической традиции, выявлению характера связи утопии и эзотерических практик. Важнейшие вопросы монографии - вопросы взаимовлияния утопии и масонства, утопии и древнего гностицизма, до сих пор не становившиеся предметом самостоятельного критическої о анализа.
Теоретик эзотеризма XX века Рсне Ген он в своих исследованиях и трудах разработал один из современных видов тайноведения - эзотерический традиционализм и оказал серьезное влияние на таких современных российских эзотериков, как Е.Головин, А.Дугин, Ю.Мамлсев и др., чье мнение следует также принимать во внимание, чтобы избежать чрезмерной односторонности.
Среди работ, посвященных анализу феномена тайноведения, важное место заиимаюі' труды ученых в области теории культуры, (И.Бескова, В.Визгин, В.Розин, Г.Йонас и др.). Вопрос об истине как единстве многообразия рассматривал Ю.В.Ларин.
Ряд исследователей рассматривают эзотерическую и философскую мысль в общих рамках всемирно-исторического процесса. Среди них -современный российский индолог В.К.Шохин. Его сравнения Индии и Европы, Индии и Китая являются частью новой стратегии историко-философского исследования, призванной открыть основания единства человеческого мышления.
Активный интерес к вопросам тайноведения проявляют зарубежные авторы, среди которых Ж.Бержі.е, М.Байджент, Р.Вильнсв, С.Грофф, А.Дарол, М.Маромарко, Р.Лей, Л.Повелье, В.Рассел, Т.Равенскрофт, И.Регардье, М.Серрано, Э Канселье, В.Жерсон, М.Холл, Ю.Эвола, С Ютен и др. Рассматриваются различные аспекты тайноведения, характеризуются <> разные его виды и формы, они становятся богатым материалом для творческого осмысления, рассматриваемого социокультурного феномена.
Большой резонанс вызывают литературные произведения с использованием эзотерических мотивов (Г.Гессе, Ж.-П.Сартр, У.Эко, У Холдинг и др.) или напрямую на оккультно-мистические темы (П.Коэльо, Д.Браун и др.). В России эзотерические мотивы можно отметить в творчестве Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.А.Булгакова, В.Пелевина и др., не говоря уж о таких авторах, как С.Лукьяненко, об экранизации его сочинений/ о текстах многих музыкальных групп и т.д.
Однако следует отметить, что авторы во всех вышеупомянутых трудах изучали главным образом отдельные аспекті.] и тенденции развития тайноведения. IT а основании анализа степени изученности этого вида духовной культуры можно сделать следующий вывод: требуется более комплексный подход к тайноведению как культурно-историческому феномену, применительно к духовной жизни России конца XX- начала XXI века.
Источниками реконструирования тайноведческих парадигм как культурно-исторических феноменов наряду с научной и публицистической литературой послужили собственно эзотерические, оккультные, гностические и пр. тексты прошлого и настоящего.
Источники, характеризующие предмет исследования.
При анализе литературы и источников, посвященных тайноведению, прежде всего, следует выделить многочисленные работы мистиков и эзотериков. Это в первую очередь труды легендарного Гермеса-Трисмегиста, составившие так называемый «Герметический корпус», а так же сочинения гностиков и неоплатоников: Валентина, Василида, Маркиона, Плотина, Прокла, Ямвлиха и их духовных наследников, творивших в средние века: Я. Беме, Альберта Великого, Джона Ди, А.Беттесгеймского, Р.Луллия, Парацельса, Э.Сведенборга, М.Экхарта и др.
Однако современное представление о тайноведении сформировали такие известные эзотерики, как Е.П.Блаватская, А.Безант, А.Бейли, Е. и Н.Рерихи, Г.Гурджиев, П.Успенский, Р.Штайнер, Д.Андреев, А.Кроули, К.Кастанеда и др.
Ряд изданий носит энциклопедический характер, например «Энциклопедия оккультизма», «АУМ (Синтез мистических учений Востока и Запада)», «Масонство в его прошлом и настоящем» (Под ред. СП. Мельгунова и Н.П.Сидорова), Мэнли П.Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розен крей церовской символической философии», Г.Шустер «Тайные общества, союзы и ордена», «Словарь эзотерических терминов (Сост. А. Вудь.)», Энциклопедия мистицизма, Энциклопедия «Мистики XX века», Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Сост. В. Андреева и др., Магия Запада, Энциклопедия мудрецов, мистиков и магов: От Адама до Юнга.
Из более свежих публикаций особую ценность представляет сборник документального характера «Мистические общества и ордена в Советской России». Материалы книги, публикация, вступительные статьи, комментарии, указатели подготовлены А.Л.Никитиным.
Заслуживают большого внимания антологии под редакцией И.Т. Касавина: «Знания за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1-14 веков» и «Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре 13-19 вв.»
В ходе проведения настоящего исследования мы использовали также отечественные и зарубежные периодические издания, в которых печатаются материалы тайноведческого характера. Это, в частности, такие журналы, как «Восхождение», «Милый Ангел», «Наука и религия», «Орион», «Путь к себе», «Розенкрейцер», «Элементы». В данной работе также была использована литература, связанная с общим обзором религиозных систем, в частности работы А. Гарнака, К. Каутского, Э. Ренана и др.
Объектом исследования выступает современная российская культура.
Предметом исследования является тайноведческое пространство в ] ] культуре современной России и его предпосылки.
Цель исследования - определение места, и роли тайноведения в современной российской культуре.
Исследование продвигается к цели посредством решения следующих задач:
Обоснование филоеофско-методологических подходов к познанию тайноведения и определение понятия тайноведения. Описание происхождения и эволюции тайноведения.
Вычленение основной идеи теософии Е.П.Блаватской и анализ её влияния на тайноведческие взгляды современной России.
3) Определение основной идеи философско-литературного гностицизма К.Кастанеды как наиболее популярной сегодня формы тайноведческих взглядов Запада, влияющих на российскую культуру.
Выявление взаимодействия тайноведения с наукой и религией на примере теософии Е.П.Блаватской.
Описание исторических и регионально-культурных предпосылок формирования и распространения тайноведения в России.
6) Характеристика воздействия тайноведческих идей на индивидуальное и массовое сознание современного социума и в целом на духовную культуру современности.
Теоретические и методологические основы исследования Современное тайноведение рассматривается нами как проявление постмодернистского состояния культур европейского типа. Этим обусловлено наше обращение к концепциям западной постмодернистской философии, включенной в непосредственно переживаемую эпоху, и в первую очередь к метафоре ризомы Ж. Делеза.
Представляется, что постмодернизм как состояние является интеллектуальной формой выражения в философии, искусстве, литературе, религии, науке, политике и т.д., той качественной трансформацией культуры, которую Л.В.Павлов применительно к России называет «межцивилизационной эпохой». Поэтому идея межцивилизаиионного качества современной культуры, восходящего к ойкуменады-юсти природы человека, выступает основным методологическим принципом нашего исследования.
Таиноведение, с нашей точки зрения, способ и форма отношения человека с непознанным в его собственной природе, альтернативные науке, искусству и традиционной религии, хотя и связанные с ними. Поэтому оно априорно для любых типов человеческого разума и беспрестанно воспроизводит эзотерическую субкультуру, являющуюся то потенциалом культуротворчества, то источником распада культуры. Поскольку непознанное в человеческой природе в последние десятилетия распознается как «бессознательное», то для нашего исследования имеют методологическое значение идеи создателей и теоретиков психоанализа З.Фрейда, Э.Фромма, К. Г.Юнга, и в первую очередь идея индивидуального, коллективного и исторического бессознательного.
Анализ источников требует, чтобы значения и смыслы этих текстов были поняты в контексте современного эзотеризма как его предпосылки.
Отсюда необходимой для данной работы становится герменевтика.
Герменевтика привлекается нами и для построения самой структуры работы, поскольку история мирового и российского таиноведеипя рассматривается в диссертации как основная предпосылка понимания его современного состояния в конкретном культурном регионе - в России.
Изучение и сопоставление в контексте современности ряда традиций, сложившихся в разных цивилизациях, потребовало применения компаративных методологических приемов.
Данные методологические ориентиры позволяют выявить в разных эзотерических традициях параллели и различия, которые, в свою очередь помогают создать теоретическую и концептуальную модель исследуемого феномена.
Научная новизна исследования.
Сформулировано понятие тайиоведения как тайноведческого пространства, определены его место и роль в культуре современной России.
Выявлены истоки и историко-культурные этапы эволюции тайиоведения в России. Показана связь западноевропейского и русского эзотеризма и отличительные особенности последнего.
Установлены принципиальные отличия и сходство эзотеризма с другими формами культуры, такими, как наука, религия, мифология.
Реконструированы основные идеи эзотеризма на примере теософии Е.П.Блаватской и К.Кастанеды и их последователей.
Показана связь между массовым всплеском эзотеризма в России в конце прошлого века и вступлением современных культур в состояние постмодерна и в межцивилизационую эпоху.
Основные положения, выносимые на защиту.
1 .Предлагается понятие тайноведческого пространства, обозначающего весь круг оппозиционных науке и рациональной философии форм и результатов познания,
2. Утверждается, что неизбежность существования тайиоведения в любую историческую эпоху обусловлена ойкуменалыюй природой рационального мышления, которое, с одной стороны, не владеет с абсолютной полнотой ни самим собой, ни окружающим миром, а с другой стороны, стоит перед необходимостью практического преобразования неисчерпаемой реальности для продолжения человеческого и общественного существования.
3. Утверждается, что эзотеризм в целом деструктивен, так как нацелен на разрушение сложившейся системы ценностей, обеспечивающей целостность культуры и человеческого мировоззрения. Вместе с тем, он выражает собою творческий потенциал мышления и способен ставить перед наукой, и особенно перед философией, новые проблемы.
4. На примере теософии Е.П.Блаватской, К.Кастам еды и их последователей утверждается, что эзотерическая картина мира характеризуется следующими признаками; а) Мир - един, объективен и существует независимо от человеческого сознания и помимо него, и он бесконечно больше того, что рациональное сознание способно о нем знать. б) Непосредственно за пределами и человеческого, и общественного сознания существует нечто, обладающее собственным мышлением и способное влиять на человеческую и общественную жизнь. Это «нечто» представляет собою многообразие «сил», персонифицированных в виде своеобразных «сверхличностей». Взаимодействие между этими сверхличностями составляет рисунок мировых законов и правил, которые человеку необходимо соблюдать для успешной жизни. в) По воле этих сверхличностей (Е.Блаватская) или по своей воле (К.Кастанеда) человек способен «узнать» эти мировые правила либо в форме «научного» знания (Е.Блаватекая), либо путем самонастройки своего сознания и бессознательного (К.Кастанеда). г) Существуют люди, обладающие таким сверхзнанием и способные ему научить. Овладению этими «сверхзнаниями» помогает объединение учеников вокруг учителей в более или менее организованные союзы, в которых воспроизводится собственная субкультура со своей системой ценностей, крайне оппозиционная культуре и общественной системе ценностей.
5. Учения, возникающие на базе таких ценностей, либо категорически отрицают любое развитое монистическое мировоззрение в научном или в религиозном его виде, либо переосмысляют монизм и интерпретируют его под раинеп-юстическим, а то и «де-монистическим» углом зрения. Причем плюрализм эзотерических концепций не является плюрализмом естественного диалога и полилога разных взглядов или культур, идущего в условиях многообразной современности. Напротив, это - плюрализм.
15 возникающий при разрушении исторически сложившегося монизма. Сегодня этот плюрализм образуется вследствие распада классической рациональности Просвещения и перехода культуры в состояние постмодерна. В России ом обусловлен распадом советского типа рациональности.
6. Современный эзотеризм неправомерно разыскивает свои истоки в раннеисторических, первобытных языческих и мифологических взглядах человечества. Он интерпретирует первобытное язычество под утлом зрения господствующих в современности типов рациональности (под углом науки -Е.Блаватская, под углом философии бессознательного - К.Кастанеда). Поэтому эзотеризм является «миметической субкультурой». Осуществляя такую интерпретацию, современный эзотеризм «досоз.дает» недостающие ему элементы мировоззрения и является не столько наследием прошлого, сколько творчеством новых форм язычества, характерных для современности, и, следовательно, может быть идентифицирован как «неоязычество».
Гайноведение, его понятие, виды, происхождение и эволюция
Тайиоведение существует во множестве разнообразных форм, различие между которыми не четко осознается как в научной литературе, так и в среде самих адептов тайного знания. Это может быть эзотеризм, оккультизм, герметизм, гностицизм и т.д.
Теоретически названные формы тайноведепия можно отделить друг от друга, например путем анализа и сравнения друг с другом господствующих среди них концепций. Однако на практике каждая форма тайноведения опирается на мистическое основание, получаемое адептами интуитивно. Мистическое же основание не допускает рациональных различий. Поэтому в действительности, имея дело с разными формами тайноведения, мы имеем дело с культурно-историческими вариациями одного и того же явления, меняющего название в зависимости от случайных обстоятельств, е том числе и от моды. [198, с 84].
Так, гностицизм характеризует древнегреческую мысль и достигает высшего расцвета в первые века нашей эры под влиянием распространенного в ту пору манихейства. Затем, в эпоху Ренессанса, в связи с завершением п публикацией «Corpus gcrmeticiun», на смену названию «гностицизм» пришло имя «герметизм». В XIX и начале XX века ориентация герметизма на подражание господствующей естественнонаучной парадигме поставило его перед необходимостью новой смены названия, так возникает «оккультизм», заявляющий себя в специфической форме теософской рациональности, пытающейся соединить религиозное и естественнонаучное мировоззрение, по, в конечном счете, противопоставившей себя и тому, и другому. И наконец, развитие в XX веке особой, отличающейся от естественнонаучной картины мира гуманитарных наук потребовало нового переориентирования и переименования тайгюведения. Б его составе развились историософские, культурософские и психософекие учения (Д. Андреев, Г.1 урджиев, П.Успенский, К.Каетанеда, Р.Геион и др.). Со второй половины XX в. оно обозначает себя как «эзотеризм», противопоставляяеь «экзотеризму» как явному, преимущественно научному знанию. Уже с XIX в. тайноведение активно стремится заявить о себе как о философии.
Далее, во избежание терминологической путаницы, мы будем употреблять термин «эзотеризм» и «эзотерическое учение» применительно к этой новейшей стадии эволюции, а для обозначения всех его культурно-исторических обликов прибегнем к термину «тайноведение», хотя следует отдавать себе отчет, что в сущности это синонимы.
Основные принципы учения Блаватской
Современный эзотеризм имеет множество обличий. Однако сама рыхлость и ризоматичность этого интеллектуального дискурса ставит его в зависимость от принадлежности к определенному типу цивилизации. Если под цивилизацией понимать исторически сложившийся порядок общественной жизни людей, проявляющийся в нормах этой жизни, то можно заметить, что при всей диалогичное в отношениях культур, при том, что в условиях современности каждая цивилизация репрезентативно представлена в других цивилизациях, с которыми она сосуществует и взаимодействует культурными образами, знаками и значениями образов и знаков, при всем этом в переплетении эзотерических взглядов современности можно проследить их цивилизационное происхождение.
В данной главе мы предполагаем сопоставить российское по происхождению учение Е.П.Блаватской и абсолютно западное учение К.Кастанеды, найти их общие черты и определить взаимоотношение тгих черт с наукой.
Доктрина Блаватской зародилась в России в эпоху безусловного господства естественнонаучного знания, выступающего в целом синонимом науки. Учение К.Кастанеды появилось в 50-60 гг. XX века, когда естествознание было уже потеснено с господствующих позиций психологической наукой. По этой причине, думается, дискурс Ьлавачскон организован в виде классического философско-научиого трактата, а дискурс Кастанеды - в виде литературно-психологического произведения. При этом видимая наукообразность Блаватской перекликается с распространенными в ее пору в России тоталитаристскими философиями славянофильства, акцентирующими приоритет национального, коллективного и в целом социального единства над личностью, и является их предельным выражением. Мы не настаиваем, но можно предполагать, что в некоторой степени под ее влиянием сформировалась и предельно социоцентристская советская философия.
Что касается К.Кастанеды, то в нем в столь же предельной эгоистической форме выразил себя западный индивидуализм.
Наш выбор Блаватской и Кастанеды обусловлен тем, что не смотря на многообразие аналогичных учений в обеих цивилизациях (Н. и В. Рерихи в России, Р.Бах и У.Голдинг на Западе и др.), у обоих исследуемых нами эзотерических писателей, как представляется, отличительные признаки рационального и литературного эзотеризма выражены наиболее отчетливо и систематично.
Зарождение и особенности тайного знания в древней и средневековой Руси
Тайное знание в духовной культуре Древней Руси занимает свое достойное место и имеет тысячелетнюю историю. Эта система знаний о космое, окружающей таинственной природе и самом человеке была основой выживания славянских родов. На Руси эти знания были доступны особого рода сведущим людям или ведунам волхвам, объединявшимся иногда в целые жреческие корпорации, как это было па острове Руяп, в храме солнечного бога Свентовита. С целью сохранения сокровенных тайн учения излагались в зашифрованном виде (символика, аллегория и т.п.), допускавшем два варианта прочтения: экзотерический (направленный вовне) - для непосвященных и эзотерический (направленный внутрь) - для посвященных, знавшим ключ шифра.
Сохранившиеся свидетельства о тайноведческих знаниях древней Руси не такие уж и скудные. Помимо свидетельств древних историков, помимо традиций, впитанных в себя русским Православием эпохи так называемого «двоеверия» (когда язычество тесно переплеталось с христианством), помимо сохранившейся в народной культуре Їрадиционной символики, узоров, орнаментов и т.п., дошли до наших дней и некоторые устные традиции, связанные с ремеслами, магией, духовным пением, ратными искусствами («Велесова борьба», т.н. «Перунов пляс») и некоторыми другими явлениями. До сих пор живы прямые потомки скоморохов, офеней-коробейников, кулачных бойцов и других групп, обладавших своим оригинальным миропониманием, учением и сохранивших уникальные практики работы с душой и телом.
Несмотря на то, что исторические памятники, дошедшие до наших дней из глубокой древности, приводят ученых-историков к порой совершенно противоположным взглядам, а сохранившиеся сведения достаточно противоречивы, это может смутить лишь нашу ((официальную» науку, привыкшую в любом мировоззрении находить четкие догматы, подобные тем, которые существуют в монотеистических религиях. І 1о язычество по определению не может иметь таких догматов. Оно всегда целостно, то есть охватывает все без исключения (и разделения) сферы жизни человека и всегда естественно, А то, что естественно, с трудом поддается омертвляющему догматизированию. Причем «противоречия» -эти -не внутренние, а внешние, относящиеся к экзотерической, бытовой стороне религиозной традиции, а не к ее сакральной Сути. Например, в языческой Индии наблюдается точно такая же картина: в разных ее областях исповедуются весьма различные формы религии, именуемой в совокупности «индуизмом»; и не случайно говорят, что в Индии можно встретить практически любое религиозное учение, но все равно это будет плоть от плоти индуизма. Аналогичную картину, очевидно, можно было наблюдать и у древних славян. Но самое главное, почему возрождение язычества возможно всегда и везде, заключается в самой природе язычества -естественной, базовой религиозности человека.