Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Современные аспекты изучения детской литературы 13
1.1. Детская литература как явление культуры 13
1.2. Психологические аспекты изучения детской литературы 22
1.3. Социальные аспекты изучения детской литературы 32
Глава 2. История развития детской литературы Великобритании 48
2.1. Детская литература до 1840 года 51
2.1.1. Предыстория детской литературы 51
2.1.2. Зарождение детской литературы 56
2.1.3. Культурно-исторические ориентиры эпохи 66
Межличностные ценности 68
Семейные ценности 68
Социальные ценности 68
Межкультурные ценности 69
2.2. Детская литература 1840-1915 г.г 70
2.2.1. Приключенческий роман 70
2.2.2. Семейно-бытовой и социально-бытовой роман 74
2.2.3. Литературная сказка и фантастика 79
2.2.4. Школьный рассказ 83
2.2.5. Рассказы о животных 84
2.2.6. Поэзия 88
2.2.7. Культурно-исторические ориентиры эпохи... 90
Межличностные ценности 92
Семейные ценности 92
Социальные ценности 92
Межкультурные ценности 93
2.3. Детская литература 1915-1945 г.г 94
2.3.1. Фантастика для детей 94
2.3.2. Исторический роман 98
2.3.3. Социально-бытовой роман и роман о карьере 99
2.3.5. Рассказы о животных 100
2.3.4. Поэзия 101
2.3.5. Культурно-исторические ориентиры эпохи 103
Межличностные ценности 104
Семейные ценности 104
Социальные ценности 104
Межкультурные ценности 104
2.4 Детская литература 1945 - 1975 г.г 106
2.4.1. Фантастика для детей 106
2.4.2. Исторический роман 113
2.4.5. Реалистический роман 116
2.4.1. Книги о войне 118
2.4.2. Приключенческий роман 119
Содержание З
2.4.6. Рассказы о животных 121
2.4.7. Культурно-исторические ориентиры эпохи 123
Межличностные ценности 124
Семейные ценности 124
Социальные ценности 124
Межкультурные ценности 125
Глава 3. Современная детская литература Великобритании 126
3.1. Межличностные ценности 126
3.1.1. Дружба 126
3.1.2. Любовь 128
3.2. Семейные ценности 131
3.2.1. Взаимопонимание внутри семьи 131
3.2.2. Забота о членах семьи 133
3.3. Социальные ценности 137
3.3.2. Коллектив. Единство 137
3.3.1. Коллектив. Лидерство 139
3.3.3. Феминизм 143
3.3.4. Природа 145
4 Защита окружающей среды. Экология 146
Природа и современные технологии 149
3.4. Межкультурные ценности 151
3.4.1. Мультикультурализм 151
3.4.2. Глобализация 157
Заключение 161
Приложения
- Психологические аспекты изучения детской литературы
- Социальные аспекты изучения детской литературы
- Культурно-исторические ориентиры эпохи
- Реалистический роман
Психологические аспекты изучения детской литературы
В последние годы научно-критическое осмысление феномена детской литературы идет через привлечение данных других наук - не только фольклористики, "взрослого" литературоведения, но и психологии, социологии, культурологии. Именно необходимостью изучения предмета в динамике определяется универсальный, мультипарадигмальныи характер науки о детской литературе.
Детскую литературу составляют книги, которые адресованы непосредственно детям-читателям, произведения устно-поэтического народного творчества, а также отечественной и зарубежной литературы, которые первоначально не предназначались для детей, но с течением времени вошли в круг их чтения и изданы либо без сокращения и адаптации, либо в отрывках, обработках и пересказах. В соответствии с универсальным интересом растущего и развивающегося человека литература для детей и юношества энциклопедична, охватывает разнообразные отрасли знаний, отвечает своеобразным возрастным мотивам отношения читателя к ним, его нравственным, эстетическим потребностям и жизненным позициям.
Один из самых сложных и противоречивых - вопрос о возникновении детской литературы, ибо он отражает понимание разными исследователями сути предмета. Общий вывод отечественных исследователей следующий:
Современные аспекты изучения детской литературы детская литература возникла в древности из педагогических потребностей народа в образовании и воспитании детей и, впоследствии, в восемнадцатом - девятнадцатом веках развилась в самостоятельную отрасль искусства. Ученые по-разному обосновывают как возникновение, так и особенности литературы прошлых веков: Ф.И. Сетин тесно связывает детскую литературу с просвещением, утверждает, что познавательная детская книга генетически старше художественной; Н.М. Демурова пишет о социальном феномене детства, о соотношении литературы и детского чтения; Э.З. Ганкина начинает историю детской литературы от иллюстрированных книг художественного типа середины восемнадцатого века в Англии; Н.В. Чехов считает началом подлинной детской литературы создание оригинальных (непереводных) художественных произведений (30-40 годы XIX века); И.П. Токмакова включает детскую литературу в контекст поступательного развития общекультурного процесса; Е.О. Путилова указывает вершинные книги детской литературы в каждом из отрезков исторического времени; И.П. Мотяшов в своем Литературном энциклопедическом словаре пишет, что
Как специфический род художественного творчества детская литература в своих основных чертах складывается в Европе во 2-й половине 18 века. Ее развитие связано с эпохой Просвещения, с достижениями педагогической мысли (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н.И. Новиков), с укреплением буржуазной государственности и расширением системы образования. Детская литература не была изолирована от общего литературного процесса, и на ее произведениях отразилось влияние фольклора и основных литературных течений и стилей 18-20 вв. Вместе с тем ее развитие в значительной степени тормозилось господствовавшим представлением о детской книге как о прямом воплощении педагогических идей и требовании. Отвлеченное морализование, дидактизм считались важнейшими специфическими чертами детской и юношеской литературы. В результате почти все произведения, написанные специально для детей вплоть до
Глава 1. Современные аспекты изучения детской литературы середины 19 в., остались за пределами художественной литературы. [6, 91-95]
Направленность детской литературы, предпочтительное отношение читателей, издателей к тем или иным ее видам, жанрам своеобразны. Они зависят, прежде всего, и главным образом, от возраста читателя, а также от состояния, тенденций развития культуры, образования в тот или иной отрезок истории общества.
Специфичные черты детской литературы XV-XVIII веков: малочисленность источников, избранность проблематики, просветительский, дидактический и церковный характер детских книг. В XIX веке детская литература эмансипирует от взрослой и определяется в собственной специфике. Рождаются сложные взаимодействия с общей литературой при переходе произведений в детское чтение. В XX веке устанавливаются границы исторического развития детской литературы, решаются вопросы периодизации. Рождается книжная индустрия детской литературы как средства социального воспитания личности.
Детская литература - несомненная часть общей литературы, она идет параллельно общему литературному процессу, вбирает в себя все то ценное, что выявилось на его пути, но все же детская литература представляет особый уникальный феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя стать - им надо родиться: "Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гений..." Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование. Специфика детской литературы вызвана своеобразием читателя: уровнем его психического развития, его возрастными возможностями, интересами и потребностями.
Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для
Глава 1. Современные аспекты изучения детской литературы взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом "детском языке" и т. д.
Современные критики детской литературы (И.П. Мотяшов и др.) считают, что в детской литературе могут затрагиваться любые проблемы, если они преподносятся в доступной форме, если детям понятен и интересен язык произведения, его структура. Такое понимание доступности позволяет не ограничивать проблематику детского чтения узким кругом тем, не отделять мир детей от мира взрослых и жизни всей страны, создает предпосылки для развития формы "детского" произведения.
Детская литература как вид искусства (наряду с другими видами -музыкой, живописью, кино, театром) показывает жизнь с художественной точки зрения и благодаря этому одновременно оказывает на растущего человека воспитательное, познавательное и эмоционально-эстетическое воздействие.
Многофункциональность - одна из главных особенностей детской литературы. Познавательная функция выражает информационно-гносеологический уровень чтения. Это познание мира и самого себя через накопленный человечеством опыт и знания - обществоведческие, природоведческие, нравственные, эстетические...
Воспитательная функция отражает нравственно-мировоззренческий уровень чтения. Литература формирует мировоззрение, заставляя переживать чужие судьбы, волноваться чужими чувствами как положительными, так и отрицательными, что-то принимать, что-то отвергать, она воздействует, убеждает, формирует наш духовный мир, то есть воспитывает.
Социальные аспекты изучения детской литературы
Психические качества не возникают сами собой, они формируются в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Поэтому дать общую характеристику ребенка определенного возраста невозможно, не учитывая условий его воспитания и обучения. Формирующийся организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они подчас оказывают на всю дальнейшую жизнь. Поэтому обучение, проводимое в детстве, значительно продуктивнее для развития психических качеств, чем обучение взрослого человека.
Что касается личности ребенка, находящейся в процессе развития, то применительно к ней мы говорим лишь о формировании предпосылок, необходимых для достижения всестороннего развития. Предпосылки на каждой ступени психического развития создают личностные образования, которые имеют непреходящее значение, определяющее дальнейшее развитие личности. Для правильного понимания психического развития очень важно подчеркнуть, что все новые формы психики, раз возникнув, не остаются нейтральными, а в свою очередь начинают определять поведение и деятельность ребенка, его взаимоотношения с окружающей средой и, следовательно, дальнейший ход формирования его личности. [331]
Развитие личности ребенка младшего школьного возраста происходит уже не в замкнутом кругу семьи, а в социальной среде. Социальное пространство в современной жизни людей не очерчено однозначными правилами и обязанностями - оно обусловлено многими составляющими, которые не доступны ребенку. Это - провозглашаемая или подразумеваемая идеология государства, традиционные нормативы,
Современные аспекты изучения детской литературы нравственные требования религий, реалии межэтнических и экономических отношений людей, естественноисторическая нестабильность правовых и моральных критериев. Безусловно, столь сложная система зависимостей, обязанностей и свобод находится за пределами самосознания ребенка младшего школьного возраста. Лишь при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослых ребенок овладевает миром человеческой культуры, дети постепенно усваивают вложенный в нее общественный опыт, те знания, умения, психические качества, которые свойственны человеку. Каждое новое поколение получает от предыдущих все, что было создано раньше, вступает в мир, "впитавший" в себя деятельность человечества. Этот процесс называется социальным наследованием.
Социальное наследование - важное звено структуры самосознания. Родовая культура уже содержала в себе определенную совокупность идей и взглядов, отражающих в традиционной форме (мифы, табу) отношения родового человека к окружающей действительности, другим людям и служащих воспитанию нового поколения. Все формы традиционного родового воздействия (мифы, сказания, ритуалы, обычаи и пр.) на новые поколения имели исключительное воспитательное влияние. Именно они определяли содержание формирующегося мировоззрения родового человека и давали ему те традиционные поведенческие формы межличностных отношений, которые обеспечивали выживание, трудовую деятельность и воспроизводство нового поколения.
Детская художественная литература также представляет собой механизм воспитания нового поколения. Влияние литературы на развивающуюся психику ребенка настолько велико, что в психологии появилось целое направление, изучающее влияние художественной литературы на поведение ребенка, получившее название «сказкотерапия».
Художественная литература используется в практической психотерапии для коррекции поведения ребенка. Психотерапевт Н. Пезешкян в своей книге «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия» говорит:
Современные аспекты изучения детской литературы Мне стало ясно, что истории имеют много общего с медикаментами. Если их применять вовремя и в соответствии с рекомендациями, то они могут стать отправным пунктом для терапевтических усилий врача и способствовать изменению жизненной позиции и поведения пациента. [340, 11]
Сказки созданы многовековой мудростью народа, в них есть и коммуникативный, и эстетический, и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне. Термин сказка используется авторами книг по сказкотерапии в самом широком смысле и в настоящей главе мы будем понимать под ней истории, рассказы и книги, написанные специально для детей.
Культурно-исторические ориентиры эпохи
Детская художественная литература играет важную роль в процессе обучения и формирования личности ребенка. Направление в психологии, в рамках которого проводятся исследования о воздействии сказок, историй, книг на психику ребенка, называемое «сказкотерапией», со всей определенность показывает ту силу воздействия, которой обладают книги. Читая интересную книгу или слушая историю, ребенок идентифицирует себя с персонажами этой книги. Это отождествление рождает в его душе целую гамму чувств, помогают перебороть страх, разрешить определенные конфликты.
Для младшего школьного возраста (5-11 лет) характерны психологические процессы, связанные со становление личности ребенка в обществе. Социальная деятельность выходит для него на первый план, ребенок оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.
Еще в 1918 году профессор В.В. Зеньковский в своей книге «Социальное воспитание, его задачи и пути» говорил: организация воспитания должна соответствовать действительности, - ведь смысл сознательной организации воспитания означает только одно, - что то бессознательное , случайное воздействие общества на детей, которое имеет место в обществе, должно стать сознательным и планомерным. Следовательно, организация воспитания должна исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе всего развития ребенка. Но это значит вместе с тем, что идеалы воспитания относятся не к отдельной, искусственно изолированной личности, но к социальному целому. [334]
Сознательное и планомерное воздействие на подрастающее поколение является важным аспектом государственной образовательной программы.
Современные аспекты изучения детской литературы Необходимость изучения и подбора рекомендуемой детской и юношеской литературы, т.е. формирование круга детского чтения с учетом влияния на формирование личности, прекрасно осознается правительством Великобритании. В настоящее время предпринимаются беспрецедентные меры по претворению в жизнь реформы, которая позволила бы государственному образованию выйти на мировой уровень, показателем которого являются сравнительные статистические характеристики. Об эффективности реформ говорить еще рано, но приводимые официальной статистикой данные заслуживают внимания.
Следует особо отметить, что до начала описываемых реформ список книг, предлагаемых для изучения в младших классах английских школ, определялся на уровне школьной администрации, и не было единого подхода, позволяющего говорить о том, что определенные произведения известны абсолютному большинству школьников. В настоящее время произведения, предлагаемые ученикам младших классов государственных английских школ, строго оговорены в рекомендациях, издаваемых Qualifications and Curriculum Authority (QCA) и в настоящей диссертации рассматриваются книги только из этого списка.
Книги, предлагаемые для чтения младшим школьникам, написаны, в основном, после 1975 года. Однако это не значит, что из образовательного процесса изымаются классические произведения. Согласно современным достижениям психологических наук, ребенка необходимо подготовить к восприятию сложных произведений. Подготовительный этап продолжается вплоть до шестого класса (10-11 лет). Начиная с шестого класса и до окончания обучения в школе (3-4 ступень) ребенок постепенно знакомится с произведениями классиков, список которых содержится в Национальной программе образования. [263, 36]
Опираясь в исследовании на современные концепции и разработки неразумно было бы пренебрегать историей. Все развитие человека движется по спирали и только история дает нам возможность понять насколько прошлое похоже на настоящее и в чем состоит различие. В своем физическом и психическом развитие ребенок проходит
Современные аспекты изучения детской литературы определенные этапы вне зависимости от того, в какой стране и в какое время он родился. Однако культурные ценности, отношение к окружающему, мыслительные процессы, отношение к детству претерпели значительные изменения. Изменилась сама жизнь: колоссальный поток информации, невероятное расширение сферы коммуникации, активный полилог культур, процесс глобализации; все это повлияло на современную детскую литературу Великобритании, но масштаб этих изменений становится очевидным, только если обратиться к истории вопроса.
Реалистический роман
Джоан Айкен написала более восьмидесяти произведений для детей и взрослых, включая пьесы, романы, сборники стихов и коротких рассказов. Она очень удачно подбирает названия своих произведений. Ее последующие книги о темных интригах королей Ганноверской династии носят названия "Черные души в Баттерси" (Black Hearts in Battersea, 1964), и "Ночные птицы на Нантакет" (Night Birds on Nantucket, 1966); кроме того, ее перу принадлежат книги "Шепот гор"(The Whispering Mountain, 1968), и "Дерево кукушки" (The Cuckoo Tree, 1971). Многие читатели и литературные критики отмечали талант Джоан рассказывать истории, окутанные атмосферой тайны и неопределенности, создавать в своих книгах и поддерживать дух давно ушедшего времени.
Льюис (С. S. Lewis, 1898-1963) написал целую серию популярнейших книг для детей ( Narnia books), первой из которых была "Лев, ведьма и шкаф" (The Lion, the Witch and the Wardrobe, 1950), а последней "Последняя битва" (The Last Battle, 1956). В одной из своих работ Льюис подчеркивал, что единственной причиной, побудившей его писать книги для детей, стало то, что это лучший вид искусства, чтобы выразить свои мысли. [292, 207—20.]
Материалом к этой серии книг послужила литература: Льюис черпал идеи своих книг в средневековых аллегориях, норвежских мифах и классических легендах, в его книгах есть такое редкое сегодня качество как вера.
Прямой противоположностью глубоко аллегоричным произведениям Льюиса стала серия книг Заемщики (Borrowers), Мэри Нортон (Магу Norton). Серия книг "Заемщики" (The Borrowers, 1952), "Заемщики за границей" (The Borrowers Afield, 1955), "Заемщики на море" (The Borrowers Afloat, 1959) и "Заемщики в воздухе" (The Borrowers Aloft, 1961) посвящена приключениям маленьких человечков (домовых), которые обитают в самых дальних уголках дома. Эти книги отличает стройность и прямолинейность сюжета, а так же очевидное внимание автора к самым мелким деталям повествования.
Книга Уайта (Е. В. White) "Паутина Шарлоты" (Charlotte s Web, 1952) -одно из самых выдающихся произведений послевоенной американской фантастики для детей. Книга пользуется заслуженной популярностью в Великобритании, и была не раз переиздана. В "Паутине Шарлоты" сарай и скотный двор представляют для их обитателей целый мир, в котором есть сильный и слабый, зло и добро, ему противопоставлен "иной мир", который находится за пределами фермы. В книге, как и во многих других произведениях автора ("Маленький Стюарт" (Stuart Little, 1945), "Лебедь трубит" (The Trumpet of the Swan, 1970)), человеческие проблемы и конфликты проецируются на животных. Этот прием позволяет Уайту со всей остротой показать внутренние противоречия общества.
1960-е годы в Великобритании ознаменовались появлением Алана Гарнера (Alan Garner). Алан Гарнер, писатель-фантаст, чьи книги с удовольствием читают все от мала до велика, сделал все, чтобы английская детская литература стала еще более респектабельной. Его первые произведения "Камень силы Брисингамена" (The Weirdstone of Brisingamen, 1960) и "Луна Гомрата" (The Moon of Gomrath, 1963) представляют собой жестокие, дикие фантазии, основанные на старинных легендах. Сюжет историй, рассказывающий о том, как теряется, а затем находится Камень силы, и два ребенка попадают в руки сил тьмы, полон мистики и динамизма. Магия, описываемая в книгах, достаточно замысловата: есть Древняя Магия (магия солнца, луны и крови, которая существует с незапамятных времен); есть Высокая Магия (магия мыслей и заклинаний, которая сдерживает Древнюю Магию); а есть Черная Магия - зло, которому можно противопоставить только Древнюю Магию.
В книге "Элидор" (Elidor, 1965) Гарнер вводит понятие "вторичный мир" (параллельный) - пришедшие в упадок земли, которые нужно спасти четырем детям из нашего мира, оказавшихся там в результате загадочного перемещения. Этот классический сюжет о ребенке-спасителе был взят автором за основу и переработан:
В "Элидоре" заложен богатый контекст и огромный скрытый смысл. Чтобы в полной мере понять смысл метафор, используемых Гарнером и добраться до их мифологической сущности, нужно как с луковицы слой за слоем снимать кожуру с каждой из них. [290,577]
В своих произведениях многие писатели-фантасты стараются отойти от реальности, создавая свой мир, живущий по своим законам. Мир созданный Урсулой ЛеГуин (Ursula Le Guin), в книгах "Волшебник Земли вод" (A Wizard of Earthsea, 1968), "Могилы Атуанов" (The Tombs of Atuan, 1971) и "Самый дальний берег" (The Farthest Shore, 1972) называется "Земля вод" (Earthsea). Он очень похож на привычный нам, но состоит в основном из архипелагов, а не континентов. В этом мире живут ремесленники, крестьяне и мореплаватели и совершенно нет машин, он весь окутан магией и каждая деревня имеет своего волшебника, а более высокие ступени магии преподают в главном магическом университете. В мире, изображаемом автором, конфликт между природой и цивилизацией разрешился в пользу природы и Урсула ЛеГуин противопоставляет его окружающей действительности.
Необходимо также упомянуть о книге Роалда Дала (Roald Dahl) "Чарли и шоколадная фабрика" (Charlie and the Chocolate Factory, 1964). Действие книги начинается с того, что Чарли получает возможность воплотить в жизнь свою самую заветную мечту: посетить кондитерскую фабрику... Все издатели, читатели и литературные критики сходятся в одном - это одна из лучших книг автора.
Charlie and the Chocolate Factory is a thick rich glutinous candy-bar of a book, all children find this exciting adventure in Willy Wonka s amazing chocolate factory entirely irresistible! [300, 255]
В книге "Чарли и шоколадная фабрика" Роалд Дал показывает, что ожидает бесхарактерных, вечно хныкающих, испорченных и бесчестных детей и как вознаграждается честность и прямота главного героя Чарли, который в конце книги получает главный приз - шоколадную фабрику Вилли Вонка. Образность книги и захватывающий сюжет скрывают заложенный автором дидактизм и заставляют ребенка критически взглянуть на свое поведение.
Книга Рассела Хобана (Russell Hoban) "Малыш и мышонок" (The Mouse and his Child, 1967) достаточно многогранна, однако доступна для детского восприятия. Для ребенка это история о приключениях игрушек из часов, а для взрослого - о постоянном развитии человека. Путешествие мышонка и малыша (пары связанных друг с другом игрушек), их сильное желание стать самостоятельными также имеет очевидный аллегорический смысл.
Английский писатель Уильям Мейн (William Маупе) долгое время избегал обращения к жанру фантастики пока в 1966 после тринадцати лет писательской карьеры не написал "Земные причалы" (Earthfasts, 1966), книгу, в которой он все же обратился к сверхъестественному. Так в книге "На холмах и далеко в прошлом" (Over the Hills and Far Away, 1968), герои отправляются на пони в далекое прошлое. Хелен Крессвел (Helen Cresswell) в книгах "Кулинары" (The Piemakers, 1967) и "Оформители афиш" (The Signposters, 1968) пошла по иному пути, чем Урсула ЛеГуин или Алан Гарнер. Действие книг происходит в Англии, они посвящены моменту истории, который мог быть, а мог и не быть много веков назад. Похожей идеей руководствовалась Филиппа Пиаре, создавая "Полуночный сад Тома". В этой самой известной из ее книг наш современник, мальчик по имени Том, может посещать сад, который был разбит вокруг его дома много лет назад и на данный момент уже не существует.