Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец" Мартыненко Алла Валентиновна

Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена
<
Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мартыненко Алла Валентиновна. Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец" : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Мартыненко Алла Валентиновна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/104

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения логики фантастического 17

1.1. Область определения понятий «фантастическое» и «логика фантастического» 17

1.2. Универсальная логика фантастического в свете проблемы соотношения мифа, авторского мифотворчества и фантастического 35

1.3. Конкретно-культурная логика фантастического в истории европейской культуры 66

1.4. Взаимодействие универсального и конкретно-культурного уровней логики фантастического в фэнтези как модификации авторского мифотворчества 89

Глава 2. Историко-культурный анализ логики фантастического в мифотворчестве Дж.Р.Р. Толкиена на материале трилогии «Властелин колец» 116

2.1. Предпосылки и основания формирования логики фантастического в трилогии Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец» 116

2.2. «Властелин колец» в контексте литературной традиции, творчества Дж.Р.Р. Толкиена и места в литературном процессе XX века 135

2.3. Структурная модель фантастического мира «Властелина колец» 165

2.4. Мифотворчество Дж.Р.Р. Толкиена в культуре рубежа ХХ-ХХ1 веков

208

Заключение 225

Библиографический список 231

Введение к работе

Сегодня уже невозможно представить духовный мир человека без фантастического как выражения своеобразной человеческой способности мысленно объединять и трансформировать разнородные предметы окружающего мира, совмещать несовместимое в образы и создавать с их помощью иную реальность.

Категория действительности является одной из фундаментальных для культурологического знания. Кризис культуры, о котором писали многие современные мыслители и деятели искусства, обусловлен в том числе беспрецедентным в истории европейской (и мировой) культуры падением статуса действительности, и на его фоне - релятивизацией ценностного сознания» и прогрессирующим мировоззренческим плюрализмом.

В условиях, когда в современной культуре очертания реальности утратили свою четкость, необходимо обратиться к важнейшей задаче: установить границы вымысла, границы фантастического как продукта человеческого мышления.

Фантастическое выступает своеобразным индикатором изменения статуса действительности в, сознании людей, что в свою очередь является реакцией на перемены в духовном, социально-психологическом климате той или иной эпохи. Только всесторонне изучив фантастическое, вскрыв логику его функционирования, определив его место в культуре и то влияние, которое оно оказывает на конкретные историко-культурные ситуации, можно объективно исследовать специфику взаимоотношений фантастического и действительного, понять механизмы этих взаимоотношений и «выйти к границам» реальности на совершенно новом научном уровне. Категория фантастического существенно расширяет горизонт интеллектуальных возможностей человека и играет заметную роль в культурном процессе, позволяя выражать самые смелые представления о скрытых возможностях и потаенном смысле происходящего, способствуя тем самым как развитию культуры, так и развитию самосознания индивида.

В культуре XX века резко активизировался интерес к фантастическому и любым сферам его воплощения. Ярче всего фантастическое проявилось, оформилось и нашло оптимально креативное выражение в художественной литературе, особенно в фэнтези. Среди всех современных жанровых форм именно в фэнтези наиболее активно осваиваются новые сферы объективации фантастического. Здесь фантастическое вышло за пределы сугубо литературных и кинематографических рамок, образовав нечто наподобие субкультуры.

Одним из выдающихся представителей фэнтези является английский писатель Дж.Р.Р. Толкиен. Его творчество представляет собой реализацию созданного им авторского мифа, не имеющего аналогов по художественной монолитности, целостности, четкой структурированности и культурной достоверности фантастического.

Трилогия- Дж.Р.Р; Толкиена «Властелин колец» является не только каноном жанра, но и примером влияния фэнтези на культурные контексты, современности через их ремифологизацию. Чтобы наиболее полно оценить место этого произведения в культуре рубежа XX—XXI веков; необходимо исследовать.в, нём специфику воплощения логики фантастического через создание и культурно- историческую адаптацию авторского мифа.

С другой стороны, творчество Дж.Р.Р. Толкиена дало толчок- для формирования самостоятельной субкультуры. Понять логику реализации^ фантастического в, игровых и виртуальных контекстах современной культуры* чрезвычайно' важно, так- как это даёт возможность прояснить социально- психологические, когнитологические аспекты фантастического, его функциональный потенциал, степень изменчивости и каналы влияния на различные стороны современной действительности.

Кроме того, анализ творчества Дж.Р.Р. Толкиена позволяет лучше понять механизмы формирования и реализации авторских мифов в художественном дискурсе, выявить их роль в передаче культурной традиции.

Степень разработанности проблемы.

Вплоть до второй половины XX века фантастике не уделялось должного внимания. Это объяснялось ее относительно подчиненным положением и позиционированием в качестве второсортного жанра художественной литературы сугубо развлекательной направленности.

В историческом контексте явление фантастического восполнения реальности в религиозных и художественных текстах впервые стало предметом самостоятельного философского, этнографического и культурологического осмысления в работах романтиков: Новалиса, А. Шлегеля, В.Ф. Шеллинга, братьев В. и Я. Гримм, Э.Т.А. Гофмана, Ш. Нодье. Однако в их работах фантастическое трактовалось либо как «недостаток рационального», либо как проявление «незрелого» (мифологического) мышления. И. Гердер, И. Гёте, Г.-В. Гегель, Ф. Шиллер пытались уже не только осмыслить историческую природу фантастического, но и выявить его гносеологический, культуропорождающий, креативно-эвристический потенциал, феномен фантастического стал пониматься как сложное явление, подчиняющееся объективным закономерностям развития культуры, общества и человеческого сознания.

В отечественной традиции изучение фантастического прошло ряд этапов и также было связано с областью этнографических, филологических, философских и историко-культурологических исследований.

В трудах современных отечественных структуралистов Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, В.Я. Проппа фантастическое рассматривалось как производное архаического мифа, отражающее особенности архаического мифологического мышления* и его проявления в структуре современных художественных произведений.

Отечественные филологи изучали фантастику в первую очередь как тип художественной условности. Показательны в этом плане исследования Ю.В. Манна о фантастике в произведениях Н.В. Гоголя, работы В.М. Чумакова и Г.И. Гуревича о научной фантастике и жанровых разновидностях литературной фантастики, а также публикации Б.В. Ляпунова, посвященные обзору научно- фантастической и художественно-фантастической литературы.

Из философских работ, посвященных проблемам фантастики и фантастического, следует выделить исследования! Ю.В". Кагарлицкого, Т.А. Чернышевой, А.Н. Осипова, в монографиях и статьях которых рассматриваются сущность, место, классификация форм научной фантастики, особенности воспроизведения фантастического в художественной литературе, соотношение фантастического и утопического.

В советский период особое внимание уделялось научной литературной фантастике как наиболее «серьезной» ее ветви, также формировалась тенденция к

пониманию многообразия фантастического как явления художественной культуры. Теоретические достижения этого периода в области изучения фантастики в основном ограничиваются рассмотрением особенностей функционирования литературной фантастики, вопросами ее происхождения и воспитательного значения.

В. 1990-е годы наметилась тенденция к осмыслению фантастики как особого культурного феномена. Появляются справочные издания, посвященные фантастике, среди которых можно отметить краткий энциклопедический справочник «Фантастика от «А» до «Я» А.Н. Осипова, библиографический справочник «Наука о фантастическом» Е.В. Харитонова, справочник «Русская- фантастика XX века в именах и лицах» под редакцией М.И. Мещеряковой. В. них авторы обосновывают различные подходы к классификации литературной фантастики, анализируют ее- место в современной культуре, проводят ее эстетический анализ.

В данный период все чаще звучит тезис о кризисе научной^ фантастики, наиболее полный и глубокий анализ которого представлен в работах Т.А. Чернышевой и Ю.В. Кагарлицкого. В это же время на основе сравнительного изучения отечественной^ и европейской фантастической литературы стала складываться новая, традиция рассмотрения фантастического как особого типа- вымысла, сопряженного с соответствующими процессами символизации и дискурсивной представленности. Особый интерес с этой точки зрения представляет монография E.H. Ковтун, где фантастика рассматривается' как «вторичная художественная условность», исследуются критерии существующих классификаций фантастической литературы, приводится сравнительная характеристика1 основных направлений современной европейской фантастики, в частности фэнтези.

Среди зарубежных исследователей особый вклад в изучение фантастики и логики фантастического внесли Ц. Тодоров, С. Лем, Р. Кайуа, К. Хьюм, в работах которых обосновывались. оригинальные трактовки фантастического, прослеживалась специфика его реализации в различных контекстах современной культуры, выявлялись и исследовались многочисленные функции фантастического, его сопряжения с воображаемым, утопическим, иллюзорным.

Последнее время внимание зарубежных и отечественных специалистов сосредоточилось на изучении фантастического в произведениях массовой культуры, в феноменах виртуальной реальности, в постмодернистском дискурсе (фэнтези, альтернативная история, киберпанк, постмодернистские литературные эксперименты). При этом фантастическое чаще всего позиционировалось как основание для создания нового культурного мифа.

Первые работы, специально посвященные фэнтези как явлению литературы, в отечественной науке стали появляться с середины 1970-х годов, однако они были крайне малочисленны. Феномен фэнтези долгое время оставался на периферии научных интересов из-за его восприятия как развлекательного несерьезного чтения. Большинство работ этого времени носили критическую направленность и писались классическими литературоведами или литературными критиками. Ситуация стала меняться, когда сущность и специфику фэнтези как своеобразной модификации фантастического стали осмысливать сами писатели-фантасты: Дж.Р.Р. Толкиен, р. Лем, Р. Желязны, А. Сапковский, С. Логинов, А. Балабуха, Н. Перумов. Показательно в этом плане знаменитое эссе Дж.Р.Р. Толкиена «О волшебных сказках», где впервые системно выделены и проанализированы теоретические основания фэнтези. Интересна также работа К.Н. Мэнлава «Современная фэнтези: Пять исследований», в которой рассматриваются особенности фэнтези-литературы на материале творчества Ч. Кингсли, Дж. Макдональда, К.С. Льюиса, Дж.Р.Р. Толкиена, М. Пика, в чьих произведениях с помощью логики фантастического наиболее последовательно осуществляется создание целостных альтернативных миров.

Разнообразные проблемы, связанные с изучением фантастики и логики фантастического, воплощенной в литературных текстах, поднимаются в отечественных специализированных журналах «Если», «Полдень. XXI век», «Мир фантастики», «Средиземье».

За последнее время наиболее интересные специальные работы, посвященные . фэнтези и логике фантастического, написаны М.И. Мещеряковой, В.Г. Кузнецовым, М.С. Галиной, В.А. Губайловским, В. Гончаровым, Н. Мазовой. Появилось и несколько диссертационных исследований, посвященных непосредственно фантастической литературе.

В кандидатской диссертации Т.В. Тимошенко «Научная фантастика как социокультурный феномен» рассматриваются социокультурные характеристики фантастики, дается ее определение как особого «языка культуры». Докторская диссертация E.H. Ковтун «Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века» посвящена глубокому теоретическому анализу фантастической образности в современной зарубежной литературе. В кандидатских диссертациях Р.И. Кабакова, С.А. Лузиной, Н.Г. Медведевой, С.Б. Лихачевой, М.А. Штейнман, A.M. Приходько, О.С. Потаповой, К.А. Соболевой рассматриваются разные аспекты современной зарубежной фантастической прозы — мифотворческие, иносказательные, утопические. При этом фантастическое анализуруется только в узком филологическом контексте.

Изучением трилогии Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец» занимались филологи, теологи, психологи, культурологи, философы, антропологи, историки. Библиография трудов, посвященных этому произведению, занимает сегодня десятки страниц.

Среди зарубежных исследований трилогии необходимо выделить работы X. Карпентера, К.Н. Мэнлава, Р. Хелмса, Т. Шиппи, П. Кочера, К. Килби, М. Уайта.

В отечественной гуманитарной науке творчество Дж.Р.Р. Толкиена изучалось не так интенсивно как за рубежом в силу того, что в нашей стране читатели' познакомились с этим автором только в конце 1980-х годов. Из наиболее интересных и фундаментальных отечественных исследований, посвященных творчеству Дж.Р.Р. Толкиена, необходимо отметить статьи и диссертации С.Л. Кошелева, С.Б. Лихачевой, Р.И. Кабакова, E.H. Ковтун, С.А. Лузиной, М.А. Штейнман. Однако проблема логики фантастического в историко-культурном контексте в этих исследованиях не рассматривалась.

Таким образом, можно констатировать, что логика фантастического изучалась чаще всего, с какой-то одной точки зрения - литературоведческой, философской, этнографической, исторической. Комплексного культурологического исследования логики фантастического, предпринятого на основе всесторонней рефлексии авторского мифотворчества Дж.Р.Р. Толкиена в трилогии «Властелин колец», никогда не осуществлялось. Данная диссертация - одна из первых работ, восполняющих указанный пробел.

Цель и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования состоит в выявлении специфики фантастического в мифотворчестве Дж.Р.Р. Толкиена в контексте трансформации фантастического в европейской культуре.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. исследовать теоретико-методологические подходы к изучению логики фантастического, на основе чего уточнить понятийный аппарат и выявить содержательные компоненты вводимых дефиниций;

  2. проследить динамику конкретно-исторических форм логики фантастического в рамках европейской культуры;

  3. проанализировать особенности реализации логики фантастического в произведениях фэнтези, трактуемых как модификация авторского мифотворчества;

  4. исследовать своеобразие логики фантастического в трилогии Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»;

  5. определить роль и место авторского мифотворчества Дж.Р.Р. Толкиена в культуре рубежа ХХ-ХХ1 веков.

Методологические и теоретические основания данного исследования определяются спецификой поставленной цели и решением вытекающих из этой цели задач.

Ведущим в данном исследовании является культурологический подход, который позволяет изучить логику фантастического в широком историко- культурном контексте. В диссертации применяется интегративный метод, вследствие междисциплинарного характера культурологического подхода и нахождения объекта исследования на пересечении нескольких гуманитарных дисциплин - культурологии, философии, филологии, истории, искусствознания, эстетики.

Сравнительно-исторический метод позволяет всесторонне проанализировать конкретно-исторические формы реализации логики фантастического в различные периоды существования культуры и выявить закономерности функционирования и идентификации фантастического.

Метод структурного анализа способствует последовательному выявлению глубинного универсального сказочно-мифологического пласта логики фантастического, конкретно-культурных и авторских надстроек над базовыми мифологическими структурами в произведениях, связанных с авторским мифотворчеством.

Герменевтический подход является наиболее ценным при изучении логики фантастического в художественном произведении. С помощью содержательных интерпретаций и понимающих стратегий определяются разнокачественные предпосылки и основания формирования фантастического образа мира, постигается. авторский замысел, ценностно-смысловое содержание, художественная, шире — культурная* ценность произведения, в котором присутствует фантастическое.

С помощью метода логической^ реконструкции устанавливается соотношение мифа, авторского мифотворчества и фаитастического дискура литературы, а также- значение и место фантастического образа мира на различных этапах развития» культуры.

Диалектический подход позволяет рассматривать категории фантастического'и реалистического как взаимозависимые, взаимодополнительные, а логику фантастического исследовать в исторической; ретроспективе через диалектическое взаимодействие общекультурного и частного- (авторского) уровней; через культурную обусловленность, формы, и содержания-* фантастического- в, отдельном- художественном произведении.

Из общенаучных методов исследования в работе используется системный подход, который ориентирует на рассмотрение объекта исследования в качестве сложного, целостного явления,, тесно-связанного с такими элементами культуры как картина мира; мировоззрение; мироощущение, ценностные ориентации, представления; идеалы. Системный,подход позволяет выявить различиям уровнях и способах реализации логики фантастического в конкретном произведении, установить характер взаимосвязи между ними, проследить степень их изменчивости.

Особое теоретико-методологическое значение при написании данного- диссертационного исследования имели труды основоположника структурной антропологии К. Леви-Строса и представителей отечественной школы структурного анализа - Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, В.Я'. Проппа; труды основателей философской герменевтики М. Хайдеггера и Г.-Х. Гадамера; теории мифа Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, К.Г. Юнга; работы отечественных филологов - исследователей фантастической литературы Т.В. Чернышевой, E.H. Ковтун, М.И. Мещеряковой; статьи и диссертации отечественных и зарубежных толкиеноведов Р.И. Кабакова, Д.О. Виноходова, С.Л. Кошелева, С.Б. Лихачевой, Т. Шиппи, М. Уайта.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

  1. впервые системно исследована логика фантастического и обосновано ее культурологическое понимание: выявлены закономерности генезиса фантастического, определены границы бытования и реализации фантастического в культуре, проанализированы его конкретно-исторические формы и способы их объективации в культурных контекстах различного типа, установлены причины и факторы трансформации фантастического, прослежены особенности и закономерности воплощения фантастического в разнокачественных художественных дискурсах;

  2. на основе подробного анализа теоретико-методологических подходов к исследованию логики фантастического выявлено содержание базовых понятий, в которых закрепляется опыт фантазийного (фантастического) отражения и восполнения реальности («фантастическое», «воображаемое», «иллюзорное», «виртуальное», «генезис фантастического», «авторское мифотворчество», «фантастическое повествование», «уровни фантастического», «формы фантастического», «типы фантастического», «дискурс фантастического» и др.);

  3. авторское мифотворчество в диссертации представлено в тесной связи с логикой фантастического, что позволяет раскрыть грани его комплексного художественного восприятия и культурологической интерпретации - как литературное инобытие мифа и одновременно как фантастическое повествование;

  4. модификация авторского мифотворчества в фэнтези впервые изучена с точки зрения логики фантастического как целостное явление, имманентное современной культуре, отличающееся особенностями генезиса, характерной связью с литературной традицией, спецификой трансляции в ценностно- смысловом поле современной эпохи;

- трилогия Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец» впервые рассмотрена с культурологических позиций: раскрыта логика и культурно-историческая обусловленность воплощенного в данном произведении авторского мифа; определены структурные и содержательные компоненты альтернативной реальности, отраженной в трилогии; показано значение творчества Дж.Р.Р.Толкиена для развития художественной традиции и динамики субкультурных феноменов в широком культурном контексте рубежа XX — XXI веков.

Научная новизна обосновывается следующими положениями, выносимыми < на защиту:

1. Как категория, отражающая возможность фантазийного (фантастического) восполнения реальности и создания ее альтернативных (вариативных) образов, «фантастическое» существует и осмысливается в тесном сопряжении с категорией «действительность»: в зависимости от изменения понимания содержания, данного понятия, меняется набор свойств и качеств, приписываемых фантастическому. Фантастическое обладает своей особой логикой (внутренней закономерностью существования^ и объективации), в которой различаются два взаимосвязанных уровня - общий (универсальный) и частный. Универсальная логика фантастического отражает и определяет общие закономерности его генезиса, факторы формирования, функционирования^ и_ трансформации дискурса фантастического в культуре, характер связи фантастического с мифологическим, вне- и нефантастическим. Универсальная логика фантастического объективируется в конкретно-исторических формах и является условием формирования и эффективного функционирования частной логики фантастического. Частная логика фантастического определяет закономерности воплощения фантастического в конкретном произведении в соответствии с творческими принципами и замыслами автора, художественно-эстетическими целями произведения; художественными традициями и культурными контекстами той или иной эпохи. Частная логика фантастического позволяет осуществлять субординацию авторских подходов к воплощению фантастических образов мира и универсальных закономерностей бытия фантастического в художественном пространстве культуры.

    1. Генезис фантастического сопряжен с девальвацией мифа, утрачивающего в процессе развития культуры свою изначальную подлинность, сакральность и синкретизм. В какой-то мере фантастическое позволяет восполнить утрату мифа с помощью ремифологизации реальности и создания ее альтернативных образов. Авторское мифотворчество, реализуемое в художественных контекстах культуры и связанное с разнообразными формами творческой активности личности, дает возможность создавать вариативные образы реальности, обладающие формально- структурным сходством с мифом, и подчинять их логике фантастического.

    2. Динамика фантастических жанров в художественных контекстах той или иной культурно-исторической эпохи определяется взаимодействием двух тенденций: «реалистической», ориентированной на почти буквальное воспроизведение действительности, и «романтической», опирающейся на фантазийное восполнение реальности. Активный интерес к фантастическому и его активизация в культуре, как правило, проявляются на рубеже эпох, в кризисные периоды, когда граница между реальным и воображаемым, доступным и недоступным, идеальным и реальным сглаживается, или почти исчезает. Фантастическое начинает функционировать в культуре как «буфер» при столкновении с действительностью, либо раскрывать в последней скрытые, непроявленные возможности. Логика фантастического в данной ситуации способствует формированию особого дискурса прогностической направленности, существенно расширяющего горизонты восприятия и позволяющего человеку позиционировать себя в более широком смысловом, ценностном и темпоральном контексте. Будущее в этом случае начинает означиваться через прошлое, которое целенаправленно мифологизируется и с помощью фантастического вписывается в синхронные и диахронные порядки культуры.

    3. Ярким примером фантастической аберрации художественного хронотопа, связанной с модификацией авторского мифотворчества, является фэнтези. Здесь логика фантастического ориентирована на активное использование формально- структурных оснований мифа, на ремифологизацию массового сознания и компенсаторное восполнение утраченного синкриза. Фэнтези объедяет разнообразные элементы мифа, сказки, эпоса и является результатом реализации в художественной культуре и литературе XX - XXI вв. неомифологических и

    неоромантических тенденций. Главный принцип фэнтези - «вторичное творчество» (создание целостных альтернативных миров), основанное на сюжетно и структурно устойчивых формах повествования и архетипических характерах. Фэнтези в современной культуре манифестирует эскапизм, антисциентизм, возврат к фолыслорно-мифологическим основаниям культуры, отрицание антропоцентризма и «западоцентризма», использование ярко выраженной национальной-специфики, национальных художественных дискурсов, ценностную определенность.. Фэнтези выступает как психологическая и моральная компенсация, неоромантический протест против кризисных тенденций современной культуры и одновременно - как закономерное порождение этого кризиса,. что выражается в, преобладании сказочно-мифологических сюжетов и персонажей, в возвращении к стилизованной старине и ценностям прошлого, в воспроизведении эскапистских сценариев.

    5. Одним из основоположников авторского мифотворчества, в жанре фэнтези является Дж.Р.Р: Толкиен. На своеобразие логики фантастического в трилогии* «Властелин колец» оказали влияние следующие факторы: характер религиозности Дж.Р.Р: Толкиена (сочетание христианского мировоззрения и языческого мироощущения); его профессиональные исследования, древних языков, литератур, фольклора и мифов- Северной Европы, способствующие глубокому; проникновению* В! мифологические пласты культуры и особенности мифологического сознания; активное членство в клубе «Инклинги», давшее возможность «реабилитировать» фантазию как сложное культурное, эпистемологическое, социально-психологическое и когнитивное явление, лежащее в основе конструирования образов альтернативной реальности; ориентация^ в творчестве на эскапизм, эвкатастрофу, моральную и религиозную неприложность.

    6: Авторское мифотворчество Дж.Р.Р. Толкиена в трилогии «Властелин колец» базируется1 на- фольклоризации и ремифологизации сюжетных линий, художественных образов и хронотопических построений. Это обусловило совокупность принципов, лежащих в основе реализации логики фантастического в данной эпопее: принцип правдоподобия, принцип архетипической узнаваемости, принцип безусловности морали, принцип хронологической соотнесённости,

    принцип построения сюжетных линий в соответствии с традиционной мифологической схемой, принцип стилизации по фольклорному типу и др.

        1. Структурная модель фантастического мира «Властелина колец» повторяет космологическую модель традиционного мифа, откорректированную Дж.Р.Р. Толкиеном в соответствии с хронотопом современной культуры. Смысловым стержнем авторского мифотворчества является архетипическое противоборство Добра и Зла, разворачивающееся в четырех контекстах: пространственном, временном, языковом и ценностно-смысловом. В каждом контексте проявляется сложное взаимодействие дискурсов фантастического различного типа: сказочно- мифологического, конкретно-исторического, индивидуально-авторского, определяющего уникальную специфику этого взаимодействия. Логика фантастического в трилогии «Властелин колец» предстает в виде строгой ценностно-смысловой структурированности, обусловленной творческими принципами, писательским кредо и мировоззрением Дж.Р:Р. Толкиена.;

        2. Логика фантастического в трилогии «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиена реализована с наибольшей убедительностью' и полнотой- в рамках фэнтези, что сделало данную эпопею признанным образцом жанра. Авторское мифотворчество Дж.Р.Р. Толкиена дало толчок для формирования целого^ субкультурного направления-в рамках современной массовой культуры, со своим символизмом, «сакральными» текстами, игровыми сценариями, коммуникативными стратегиями, узнаваемыми чертами быта, развитыми ритуально-обрядовыми практиками и особым языком. Этой субкультуре присущи эскапизм, неоромантизм, антисциентизм, псевдоисторизм, «отрицательное богословие», маргинальная замкнутость, псевдокельтская эстетика, инфантилизм. Значение творчества Дж.Р.Р. Толкиена не только в своеобразной реабилитации фантастического, но и в акцентировке прежде всего его компенсаторной, восполняющей, креативно-эвристической, творческой функции. Авторский миф этого писателя, растиражированный в различных типах художественных текстов, позволил не только выявить объективные и субъективные основания конструирования альтернативных образов реальности, противостоящих современной цивилизации, но и доказал право человека использовать логику фантастического для понимания основных тенденций и закономерностей развития современной культуры.

        Теоретическая значимость, исследования. Основные теоретические положения, выводы и обобщения диссертации имеют значение для комплексного изучения феномена фантастического, механизмов его объективации в различных культурных контекстах и социокультурных практиках, а также для дальнейшего исследования актуальных проблем художественного творчества, закономерностей развития и функционирования современной культуры.

        Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке курсов лекций по культурологии, эстетике, истории зарубежной литературы, философии культуры, истории и теории культуры, а также в качестве теоретико-методологической основы для подготовки спецкурсов по проблемам художественного творчества.

        Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы в выступлениях на Международной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации» (Москва, 2005), XIII и XIV Всероссийских научно- практических конференциях «Человек в культуре России» (Ульяновск, 2005, 2006), 1-Ш Всероссийских научно-практических конференциях «Человек. Культура. Образование» (Ульяновск, 2006, 2007, 2008), Самарской научной конференции «Культура XXI века» (Самара, 2006). Результаты диссертационного исследования изложены в семи публикациях автора, две из которых помещены в научных журналах центральной рецензируемой печати в соответствии со списком ВАК.

        Диссертация была обсуждена на заседании кафедры культурологии факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета и рекомендована к защите.

        Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии.

        Область определения понятий «фантастическое» и «логика фантастического»

        В бытовой речи слова «фантастика», «фантастический» имеют два оттенка значения. Произнесенное в пренебрежительно-насмешливой форме «фантастика» означает бесплодный вымысел, пустую идею, неосуществимую в действительности; в восторженно-патетической форме это слово приобретает эмоциональную окраску, оттенок чего-то необычайного, удивительного, поразительного. Очевидная противоречивость этих двух оттенков значения выражает ту неоднозначность отношения к фантастическому, его оценки, которая присутствует в культуре.

        В современной науке фантастическое — одна из широко трактуемых категорий, адекватное представление о которой может быть сформировано, через рассмотрение его в связке смежных понятий «воображение», «фантазия», «фантастика», «художественный вымысел».

        Воображение и фантазия - две важнейшие способности человеческого разума, две главные составляющие саморазвития культуры без которых было бы немыслимо культурное творчество. Однако сколь бы рядом не стояли эти два понятия, отношение к ним противоречиво.

        В силу определенных традиций, идущих еще от средневековья, и отрицательного опыта последних десятилетий у современного человека сложилось своего рода предубеждение против фантазии - и как индивидуального дара, и как измерения культуры. Фантазия часто воспринимается как некое наваждение, разжигающее человеческий ум пустыми помыслами. По мнению отечественного публициста М.Н. Эпштейна, «такой взгляд слишком подозрителен к духовной природе человека, отсекая одну из благодатных способностей - воображать, предвидеть, прозревать невидимое, создавать небывалое». Одними из первых, кто поставил вопрос о соотношении фантазии и воображения в творческом процессе, были европейские философы-идеалисты и теоретики романтизма, высоко оценивавшие роль фантазии в художественном творчестве.

        Ф. Шиллер" полагал, что соотношение воображения, фантазии и рассудка в художественном творчестве должно быть сбалансированным. Понятие является «частичным представлением», абстракцией, живой образ - это «цельное представление», чувственно-конкретное изложение понятия. «Живой образ» есть прерогатива фантазии. «Волшебная сила прекрасной речи» (поэзия) заключается в счастливом отношении внешней свободы (произвольной игры фантазии) с внутренней необходимостью (рассудочной закономерностью).

        Ф.В. Шеллинг определял фантазию как «интеллектуальное созерцание в искусстве». «Способность воображения в ее отношении к фантазии я определяю как то, в чем продукты искусства зачинаются и формулируются, а фантазию как то, что созерцает их извне,-что их как бы извлекает из себя, а тем самым и изображает. Таково же соотношение между разумом и интеллектуальным созерцанием. В разуме образуются идеи, интеллектуальное же созерцание есть то, что внутренне изображает». Ф.В1. Шеллинг предсказал, что будущее искусства связано с возвратом к мифологическому мышлению, к синтезу поэзии с наукой, фантазии с логикой, и тем самым охарактеризовал стремление современной культуры обогатить взаимным сближением односторонне развившиеся формы познания.

        A.B. Шлегель в «Берлинском курсе» не отрицал, что искусству присущ «элемент подражательности», но отмечал, что «прекрасным искусством» его делает только «преобразование того, чему подражают, в соответствии с законами нашего духа, в творчестве самой фантазии, независимо от внешнего образца для подражания». При этом A.B. Шлегель настаивал, что фантазия «может подняться над природой, но никогда не может вырваться за ее пределы: составные элементы ее творений, как бы на были преобразованы ее замечательной деятельностью, должны быть всегда взяты из ... реальной действительности». Э.Т.А. Гофман считал фантазию непременным элементом художественного творчества, его ферментом, активным началом. Она способна вырвать из обыденности и унести «в романтическое царство духов». Но это не основная ее задача. Фантазия «дорисовывает» картину действительности, отвлекаясь от случайного и выделяя главное. «Есть у художника понятия, стремления, желания, симпатии и антипатии, - поясняет мысль Э.Т.А. Гофмана отечественный литературовед A.A. Аникст, - которые он может выразить иначе - в образах вымышленных, взятых не из жизни, но имеющих косвенное к ней отношение». Фантазия, по глубокому убеждению Э.Т.А. Гофмапа, не должна отгораживаться от правды жизни, а непременно должна быть закреплена в ее реальной почве. «Тогда, как бы высоко ни залетела авторская фантазия, читателям будет видна связь между его и их собственной-жизнью, и они сами будут считать себя близкими этому волшебному царству фантазии». В противном случае творческая фантазия поэта создает бредовые фантомы.

        A.B. Шлегель и Э.Т.А. Гофман, подчеркивая значительную роль фантазии в художественном творчестве, признавали важность ее связи с действительностью.

        Г.В.Ф. Гегель полагал, что даже жалкая выдумка, пришедшая в голову человеку, выше любого - создания природы, поскольку во всякой фантазии присутствует нечто духовное, присутствует свобода. Искусство черпает из творческой фантазии. Мысль перед лицом неизмеримого богатства фантазии как бы теряет мужество и готова отказаться от претензии подвести образы

        Универсальная логика фантастического в свете проблемы соотношения мифа, авторского мифотворчества и фантастического

        Дж.Р.Р. Толкиена с юных лет огорчал тот факт, что в его родной Англии нет собственных преданий (связанных с ее языком и почвой): «Есть эпос греческий и кельтский, романский, германский, скандинавский и финский (последний произвел на меня сильнейшее впечатление); но ничего английского, кроме дешевых изданий народных сказок». Артуровский цикл, по мнению писателя, не вполне прижился, поскольку он «больше британский, чем английский»; «его «фаэри»-составляющая слишком уж обильна и фантастична, слишком непоследовательна»; кроме того, «артуриана не только связана с христианством, но также явным образом его в себе содержит». Последний момент видимо сильно смущал Дж.Р.Р. Толкиена своей откровенностью. Сам он, несмотря на глубокую религиозность, в своих произведениях стремился максимально абстрагироваться от внешних проявлений религии (культа, атрибутики, вероучения), что составляет одну из загадок творчества писателя.

        Первоначальный вариант мифологии- Дж.Р.Р. Толкиена - «Книга забытых сказаний» - была задумана как своего рода эльфийская «Младшая Эдда» - собрание эльфийских мифов и преданий от сотворения мира до конца света. При этом писатель отмечал, что языки и имена от сюжета неотделимы: «они только фон и мир, в котором находят выражение мои лингвистические вкусы». Одними из первых появились легенда о падении королевства эльфов Гондолин, сказание о Турине Турамбаре и легенда о Берене и Лутиен. Эти три легенды как наиболее эмоционально насыщенные и глубоко личностные (например, с Береном и Лутиен Дж.Р.Р. Толкиен ассоциировал себя и свою любимую жену Эдит) впоследствии войдут в «Сильмариллиоп». Все события, о которых говорится в «Книге забытых сказаний», происходили в «мифологическое правремя».

        Предания Дж.Р.Р. Толкиена напрямую не заимствованы из других мифов и легенд, но содержат в себе большую долю, древних широко распространенных мотивов и элементов.1 Например, Турин - герой, победивший в жестокой схватке дракона, опустошавшего Средиземье, по неведению женится на собственной сестре. Корни этого сюжета находим в руне о злосчастном Куллерво из «Калевалы». Дж.Р.Р. Толкиен значительно переработал сюжет и добавил мотивы и эпизоды из саги о Сигурде и «Беовульфа». Берен, мужественный, сильный и прекрасный герой, совершает подвиги ради своей возлюбленной Лутиен, их любовь выдерживает все испытания и становится идеалом для потомков. Эта легенда, по мнению исследователя Е.М. Апенко, представляет собой вариацию на тему весьма распространенного фольклорного сюжета — преодоление препятствий при добывании невесты. Основная особенность мифологии Дж.Р.Р. Толкиена раннего периода, как отмечает исследователь А. Хромова, - ее близость к «фольклорной», исконной мифологии. «Ей свойственна яркая, цветистая, варварская фантазия и безыскусственность. «Книга забытых сказаний» - не более чем красивая и длинная сказка. Ее нельзя принять всерьез - да она и не рассчитана на это. Это детство мифологии Дж.Р.Р. Толкиена - беспечное цветение буйной фантазии». «Книга забытых сказаний» осталась незавершенной из-за чрезмерного стремления писателя к совершенствованию уже существующих текстов.

        Вскоре после создания первых легенд «Книги забытых сказаний» Дж.Р.Р. Толкиен принимает очень важное для всей его дальнейшей творческой деятельности решение. Много лет спустя он- писал об этом так: «Я задумал создать цикл, который я мог бы посвятить, просто моей стране, Англии. Ему должны быть присущи желанные мне тон и свойства: нечто холодное и ясное, что дышит нашим «воздухом» (климат и почва северо-запада, под коими я разумею Британию и ближайшие к ней области Европы); обладая той волшебной, неуловимой красотой, которые некоторые называют кельтской, эти легенды должны быть «возвышенны», очищены от всего грубого и непристойного и соответствовать более зрелому уму земли, издревле проникнутой поэзией. Циклы должны быть объединены в некое грандиозное целое — и, однако, оставлять место для других умов и рук, для которых орудиями являются краски, музыка, драма». К моменту выхода в свет «Хоббита» (1937) начинается зрелый период мифологии Дж.Р.Р. Толкиена, когда уже можно говорить о «Сильмариллионе» как таковом, который приобретает форму своеобразного эпического повествования. Мифология «Сильмариллиона» - это строгий упорядоченный иерархический мир со своей космогонией и «Предначальной эпохой». Основная особенность мифологии этого периода - строгая, классическая выверенность, последовательность и логичность. Окончательный вариант «Сильмариллиона» был подготовлен к публикации только сыном Дж.Р.Р. Толкиена Кристофером, поскольку педантизм и перфекционизм писателя не позволял при его жизни закончить это произведение. Тем не менее на этом этапе мифология Дж.Р.Р. Толкиена действительно была стройной системой.

        Дж.Р.Р. Толкиен настаивал на публикации «Властелина колец» вместе с «Сильмариллионом» в хронологическом порядке, но рецензент признал за мифами «Сильмариллиона» некую «кельтскую красоту, в больших дозах для англосаксов непереносимую», и в публикации отказали. Однако дело здесь, как представляется, не столько в «кельтской красоте», сколько в том, что «Сильмариллион» является произведением сложным и слишком необычным для восприятия простого массового читателя. Исследователь Е.М. Апенко назвал «Сильмариллион» «жанровым экспериментом», искусственным литературным эпосом, в котором Дж.Р.Р. Толкиен попытался воссоздать основные жанровые признаки архаического слоя эпоса: наличие мифической эпохи первотворения, своеобразный способ обобщения исторического прошлого (происхождение людей и вещей, вражда племен «людей» и «демонов»), наличие «точных» этнических, бытовых и пространственных координат. Но архаическая оппозиция «хаос - космос» заменяется у Дж.Р.Р. Толкиена абстрактной оппозицией «добро - зло» в соответствии с его философско-религиозными воззрениями.

        Предпосылки и основания формирования логики фантастического в трилогии Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»

        Сэм Гэмджи - наиболее тщательно выписанный статично-динамический персонаж, истинный хоббит. Дж.Р.Р. Толкиен отмечает, что «Фродо не так интересен, потому что по необходимости возвышен и обременен миссией. Сэм задумывался как персонаж обаятельный и смехотворный... Он — наиболее типичный хоббит из всех; и в результате этого в нем ярче всего проявляется пошлость - не просто приземленность, но духовная близорукость, собою весьма гордая, самодовольство и самоуверенность, и готовность все мерить и оценивать исходя из ограниченного опыта, воплощенного в навязших в зубах сентенциях «житейской премудрости». " При этом Сэм — единственный в эпопее, кто носил Кольцо и смог без борьбы от него отказаться. Он тоже испытывает искушение, но его любовь и преданность оказываются сильнее власти Кольца, и выбор его стоит между любовью к хозяину и долгом закончить его миссию, но побеждает любовь.

        Дж.Р.Р. Толкиен лишил своих героев легковесных надежд, заставив их следовать высоким идеалам «северного мужества»: герои «Властелина колец» борются со злом в атмосфере грядущего поражения и рока, дамокловым мечом довлеющего над ними. Весь мир Средиземья окрашен, печалью и пронизан ощущением хрупкости и недолговечности. «Следуя духу древнескандинавской мифологии, Дж.Р.Р. Толкиен, по его собственному определению ставит монстра в центр мира и противопоставляет ему обнаженную волю и храбрость героя». В борьбе со злом положительные персонажи следуют высокому долгу, четко сознавая при этом, что они неминуемо должны погибнуть в этой войне, поскольку зло сильнее. На стороне Темного Властелина черная магия Кольца и множество рабов, не скованных никакими моральными законами, кроме страха перед могуществом своего Владыки, а на стороне добра только мужество и стойкость, ведомые долгом без надежды на победу. Именно долг заставляет хоббита Фродо нести Кольцо в центр мирового зла, триждьь отказываясь от предоставляемого судьбой выбора повернуть назад и перебросить миссию на чужие плечи (дома, в Ривенделле и в Лориэне). Долг велит Гэндальфу пожертвовать собой на морийском мосту. Долг же заставляет Арагорна сначала идти гибельной Стезей мертвецов, затем под стенами Мордора с маленьким войском храбрецов.сделать вызов десятикратно превосходящему по силе Врагу. Однако отличие толкиеновского героя от героя древнегерманских легенд состоит в. первую очередь в понимании долга. Доктрина «северного мужества» включает в понятие долга лишь бесстрашие, безрассудную храбрость перед лицом неминуемой гибели. Беовульф, став королем, выходит в- одиночку против дракона, отказавшись от помощи дружины. Он побеждает чудовище, но сам гибнет, оставив «обезглавленным» свое королевство, которое рушится под натиском врагов. Такое поведение короля не осуждается современниками, поскольку свой «долг» он выполнил: стяжал славу. Толкиеновский король принимает вместе с долгом и бремя ответственности: Арагорн знает, что от его решений зависит судьба его-подданных, и оставляет в стороне свои личные амбиции.

        В мире Дж.Р.Р. Толкиена правят не столько честь и отвага, сколько милосердие и жалость, поскольку без них добрые намерения могут стать опасными. «Фродо и миссия были спасены благодаря Милосердию: благодаря высшей ценности и действенности Жалости и прощения обид». Хоббиты становятся главными героями, потому что их уникальное достоинство — способность любить (Сэм совершает героические подвиги из любви к Фродо; Фродо спасается, поскольку пожалел Голлума; Пин и Мерри преображаются в лордов через любовь к королям, которым они служат). Дж.Р.Р. Толкиен в соответствии с христианским духом героизирует и облагораживает слабых: «слабые не раз спасали мир, мужественно и честно выполняя свой долг, когда у сильных не хватало сил». Смирение и стойкость слабых порой более действенное оружие перед искушением, чем гордыня и мощь сильных.

        Похожие диссертации на Логика фантастического : историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец"