Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. Кильдюшкина Татьяна Ивановна

Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв.
<
Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кильдюшкина Татьяна Ивановна. Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 Саранск, 2006 247 с. РГБ ОД, 61:07-7/114

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПРОВИНЦИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX в 26

1.1. Провинция как социокультурная среда 26

1.2. Провинция и центр: диалог культур 49

Глава 2. КУЛЬТУРНЫЕ СООБЩЕСТВА В МОРДОВСКОМ КРАЕ 58

2.1. Театральная жизнь провинции 58

2.2. Земские народные библиотеки как очаги культуры и просвещения 111

2.3. Издательская деятельность, фотография, кинематограф 132

Глава 3. ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК НОСИТЕЛЬ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ 148

3.1. Публицист и литератор Николай Васильевич Прозин 150

3.2. Историк и краевед Григорий Павлович Петерсон 158

3.3. Общественный деятель Алексей Илларионович Масловский 169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 183

ПРИЛОЖЕНИЯ 201

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что обращение к культуре последней четверти XIX и начала XX в. позволяет более глубоко понять историческую преемственность культуры, ее влияние на развитие российского государства в условиях реформирования общества. Современный этап культурного развития России отражает общий кризис переходного периода страны, связан с противоречиями, существующими внутри общества и на межгосударственном уровне. Это не случайность. Прав был П. А. Сорокин, отмечавший в свое время, что «творческая энергия каждой формации постепенно истощается, ее ценности начинают обесцениваться, идеалы тускнеть. Начинается ее деградация и распад. В свою очередь, цивилизацион-ный подъем, общественное возрождение требуют обновления и очищения идеалов, утверждения новой системы ценностей»1.

Интегрирующая сущность культуры как явления, охватывающего собой все стороны человеческого бытия, заключает в себе важное консолидирующее начало. Объединение различных социальных сил в деле освоения, сохранения, развития и дальнейшей трансформации культурных основ общества придает ему целостность, способствует единению и взаимному пониманию, что столь важно для нас сегодня.

Одним из шагов к выполнению поставленных задач является всестороннее изучение различных структурных составляющих отечественной культуры, ее типичных и особенных проявлений, в том числе русской провинциальной культуры.

Социокультурная ситуация в современной России, как и на рубеже XIX - XX вв., характеризуется пробуждением научного и общественного интереса к проблемам культуры, в частности провинциальной. Культура провинции есть творческое выражение исторически сложившихся духов- 1 Сорокин П. А, Главные тенденции нашего времени : пер. с англ. / П. А. Сорокин. - М., 1997.-С. 13. ных, материальных и общественных потребностей ее жителей. Именно они придают провинциальной культуре тот оригинальный облик, который отличает ее от культуры столичной. В современной культурологии наиболее перспективным представляется рассмотрение русской культуры как системы субкультур. Провинция - это особая социокультурная система, обладающая уникальным укладом жизни, своей спецификой, но являющаяся при этом, наряду со столичной, частью многоликой русской культуры.

Обращение к теме социокультурного развития мордовского края рубежа XIX - XX вв. важно еще и потому, что с конца XIX в. произошла значительная эволюция в представлениях о провинциальной России. Провинция начала осознавать свою значимость и значительность, провинциальная культура перестала быть пассивной. Повышение роли провинции в культурном процессе России связано с либеральными реформами 60 - 70-х гг. XIX в., когда в модернизационные процессы были вовлечены представители интеллигенции. Творческую энергию провинциальная интеллигенция реа-лизовывала через общественно-просветительскую деятельность. Историческая реконструкция культурного процесса, протекавшего в провинции в конце XIX - начале XX в., позволяет не только раскрыть истоки провинциальной культуры, но и понять современные проблемы социокультурного развития регионов, сформировать новые воспитательные модели, основанные на культурно-исторической преемственности и патриотизме. Без изучения провинциальной культурной жизни картина российской культуры в целом будет неполной и неадекватной исторической действительности.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом конца XIX - начала XX в., когда происходили важные изменения в культурной жизни страны, в центре и на местах начался подъем общественно-политической, творческой и научной деятельности российской интеллигенции, К концу 90-х гг. XIX в. культурная жизнь провинции активизирова- лась, что выражалось в развитии театральных кружков, появлении новых типов библиотек, проведении народных чтений, организации книжных складов и магазинов, увеличении количества выставочных экспозиций. Верхняя хронологическая граница исследования определена событиями Первой мировой войны. Вместе с тем отметим, что избранный временной рубеж не может быть абсолютизирован, поскольку многие процессы, определившие облик провинциальной культуры рубежа веков, восходят к началу XIX в.

Территориальные рамки исследования определяются современным административно-территориальным положением Мордовии. В диссертации под мордовским краем понимается территория уездов, входивших в конце XIX - начале XX в. в Симбирскую (Ардатовский, частично Алатырский и Карсунский уезды), Пензенскую (Инсарский, Краснослободский, Саранский и частично Наровчатский), Тамбовскую (Темниковский и частично Спасский) и Нижегородскую (частично Лукояновский и Сергачский уезды) губернии, В связи с этим в исследовании использовались данные по перечисленным уездам.

Объект исследования - российская провинциальная культура рубежа XIX - XX в.

Предмет исследования - процессы, происходившие в социокультурной сфере мордовского края в конце XIX - начале XX в.

Степень научной разработки проблемы. Изучение рассматриваемой проблемы, анализ общей и специальной литературы периода XIX - начала XX в., исследований советского периода и современного этапа показывает, что создан огромный научный потенциал теоретических и практических разработок по теории и истории провинциальной культуры России.

На основе анализа и оценки общей и специальной литературы по исследуемой проблеме в диссертации выделены три периода.

Первый период охватывает последнюю четверть XIX - начало XX в. и характеризуется синтезом всех элементов культуры. Это был период единения всех духовных сил народов России.

Ядром духовности русской культуры в указанный период явилась философия. Философы рассматривали культуру как общественное явление под углом ее влияния на прогрессивное развитие России. Подобной точки зрения придерживались ученые, литераторы, критики: Н. А. Бердяев, С. М. Булгаков, Н. Я. Данилевский, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.2

Анализ взглядов прогрессивных представителей России позволяет выделить три основных подхода к общественной оценке национальной культуры: ее значение в истории человечества, соотношение культуры и религии, личностное отношение к культуре через призму морали и религии.

Русская философия уделяла значительное внимание проблеме национальных и патриотических взглядов на культуру, пытаясь проанализировать сущность и содержание духовного фактора, его влияние на формирование культурно-ценностных ориентации.

Специальная литература представлена многими авторами, и это объяснимо. К осмыслению места и роли культуры в прогрессивном развитии страны обращались крупные мастера российской культуры, литературы и искусства. В их числе М. Волошин, И. Н. Крамской, М. П. Мусоргский, И. Е. Репин, М. Г. Савина, В. В. Стасов и др.3 2 См.: Бердяев Н. А Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. - М., 1990; Он же Славянофильство и славянофильская идея. - М., 1990; Он же. Смысл истории. - М., 1990; Булгаков С Н Мир философии. Ч. 2. Человек. Общество. Культура / С. Н. Булгаков. - М., 1991; Данилевский Н. Я. Россия и Европа /Н. Я. Данилевский. - СПб., 1895; Федоров Н Ф Философия общего дела / Н. Ф. Федоров. - М., 1982; Флоренский П. А. Смысл идеализ ма/П. А. Флоренский. - СПб., 1915; Франк С Л Духовные основы общества / С. Л. Франк. - М., 1992 и др. 3 См.: Волошин М. Суриков / М. Волошин. - СПб., 1916; Крамской И Н Письма, статьи / И.Н. Крамской.-М., 1966.-Т. 1 -2; Мусоргский М П Письма и документы/М. П. Мусоргский -

Россия в конце XIX - начале XX в., как никакая другая страна мира, достигла небывалого расцвета литературы. Духовную пищу российскому обществу дали многие писатели и поэты: А. А. Блок, А. М. Горький, Л. Н. Толстой и др.4 Активно развивалась русская художественная культура, хотя многие ее достижения были не востребованы и ждали своего времени не только в России, но и в мировом цивилизованном обществе. Значительного успеха в рассматриваемый период достигла историческая наука в лице В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, А. С. Лаппо-Данилевского, Н. А. Рожкова, М. Н. Покровского, С. Ф. Платонова и др.5

Анализ трудов, посвященных проблемам развития российской науки, литературы, культуры и искусства, свидетельствует, что в них освещались многие аспекты исследуемой проблемы, раскрывался вклад культуры (в широком понимании этого слова) в прогресс России.

Второй период - советский. Особенностью этого периода является проявление значительного интереса к исследованию истории культуры прошлого. В 1920 - 1930-е гг. сложился областной принцип культуроведения, или культурологическое краеведение. Ряд авторов поставил вопрос о комплексном изучении провинциальной культуры. Предметом их исследований выступила эволюция областных культурных «гнезд» - относительно крупных провинциальных городов, имевших значительный культурный потен-

М. ;Л., \9Ъ2; Савина М, Г. Горести и скитания. Записки. 1854- 1877/ М. Г. Савина. -Л.; М., \961; Стасов В, В Избр. соч./В. В. Стасов.-М., 1952.-Т. 1, 2. 4 См.: Блок А А Соч.: в 8 т. / А. А. Блок. - М.; Л., 1962 - 1963; Горький А М Собр. соч.: в30т./А. М.Горький.-М., 1953; Толстой Л Н Поли. собр. соч.: в 30 т./Л. Н. Толстой. - М., 1934-1955 и др. 5 См.: Ключевский В О Соч.: в 9 т. / В. О. Ключевский. - М., 1990; Милюков П Н Очерки по истории русской культуры / П. Н. Милюков. - СПб., 1905. - Ч. 1, 21; Очерки по истории русской культуры. - СПб., 1909.-Т. 1; JIanno-Данилевский А. С. История русской общест венной мысли и культуры XVII - XVIII вв. / А. С. Лаппо-Данилевский. - М., 1990; Рожков Н. А Город и деревня в русской истории (Краткий очерк экономической исто рии) / Н. А. Рожков. - Пг., 1918; Покровский Ы Н. Очерк истории русской культуры. Ч. 1 / М. Н. Покровский. - 3-е изд. - М., 1914; Платонов С. Ф. Соч. Т. 1. Статьи по русской истории (1883 - 1912) / С. Ф. Платонов. - 2-е изд. - СПб., 1912 и др. циал . Авторы выдвинули идею региональных форм культуры и локальных культурных центров, составлявших географию российской культуры. Наметившаяся работа была прервана войной.

Активная исследовательская работа по вопросам истории русской культуры началась со второй половины 1950-х гг., что было обусловлено более благоприятными экономическими условиями и, главное, расцветом советской культуры. Активизировалась работа по изданию книг, посвященных истории культуры, искусству, библиотечному делу и другим актуальным проблемам культурологии7. В 1980-е гг. наметилась тенденция к осмыслению русской культуры в контексте культуры мировой. Характерной чертой этого периода является стремление рассмотреть в качестве единого целого такие компоненты русской культуры, как просвещение, печать, литература, журналистика, эстетика, наука, музыка, изобразительное искусство, театр8.

Третий период - постсоветский. Он охватывает временные рамки с 1992 г. по настоящее время. Особенностью этого периода является возрастание интереса к русской и, прежде всего, к мировой культуре, о чем свидетельствует перечень изданий. В 1990-е гг. сложилось новое отношение к региональное как к социокультурному явлению, к провинции как форме российской государственности, к ценности всего культурного наследия. Так, Е. И. Кириченко и Е. Г. Щеболева рассматривали феномен русской 6 См.: Пикетов Н. К Областные культурные гнезда / Н. К. Пиксанов. -М.; Л., 1928; Богословский М М Областная история России, ее научное обоснование и современные задачи / М М. Богословский // Вопросы краеведения. - [Н. Новгород], 1923. - С. 118 - 124; Анциферов И П. Краеведный путь в исторической науке (Историко-культурные ландшафты) / Н. П. Анциферов /Краеведение. - 1928. -Т. 5; № 6. - С. 321 - 328.

См.: Стернин Г, Ю Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков / Г. Ю. Стернин. - М., 1970; Он же Художественная жизнь России начала XX века. - М., 1976; История русского искусства: в 13 т. - М., 1953 - 1969; Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. - М., 1976.

См.: Мировое значение русской литературы XIX века. - М., 1987; Дмитриев С С Очерки русской культуры начала XX века / С. С. Дмитриев. - М, 1985; Козьмш Б П. Литература и история / Б. П. Козьмин. - 2-е изд. - М, 1982; СарабьяновД В История русского искусства второй половины XIX века / Д. В. Сарабьянов. - М, 1989. провинции через архитектуру и изобразительное искусство . Б. Н. Миронов осуществил комплексный анализ русского города середины XVIII - конца XIX в.10

Характерным для этого периода является выход в свет учебников и учебных пособий по культурологии, в которых рассматриваются вопросы истории культуры на рубеже XIX - XX вв. и в современных условиях11. Знакомство с трудами по культурологии дает возможность выявить взгляды авторов и выявить их подходы к исследованию культуры в рассматриваемый период. В ряде трудов основное внимание уделено управлению культурой, ее материальной базе. Авторы работ критически осмысливают современное состояние культуры, обращают внимание широкой общественности России на место и роль культуры в цивилизованном обществе. Авторское видение перспектив развития культуры различно. Одни склонны следовать Западу (Д. Я. Резун, В. В. Шкода, М. Могилънер), другие (Ю. В. Яковец, И. Т. Янин) обосновывают пути восстановления самобытной культуры12.

Продолжается переиздание книг по истории русской культуры13. Кроме того, в свет вышли книги, отражающие новые исследования по русскому искусству и музыке, а также некоторые теоретические вопросы в области культуры и литературы14. 9 См.: Кириченко Е И Русская провинция / Е. И. Кириченко и др. - М., 1997. 10 См.: Миронов Б Н Русский город в 1740 - 1860-е гг.: Демографическое, социальное и экономическое развитие / Б. Н. Миронов, - Л., 1990. 11 См.: Культурология : учеб. пособие, - М., 1993; Культура: теория и проблемы : учеб. пособие для вузов. - М., 1995; Культурология: История мировой культуры : учеб, посо бие для вузов. - М., 1995; Культурология : учеб. пособие. -М., 1997 и др.

См.: Могилънер М На путях к открытому обществу: Кризис радикального сознания в России 1907- 1914 гг. /М. Могилънер. -М., 1997; Резун Д Я. Может ли Россия построить открытое общество? (Историко-культурный аспект) / Д. Я. Резун. - М., 1997; Шкода В В Чему открыто открытое общество? / В. В. Шкода. - М., 1997; Яковец Ю В История цивилизаций / Ю. В. Яковец. - М., 1997; Янин И Т. Оправдание культуры или искусство жить в России / И. Т, Янин,-М., 1997 и др.

См., например: Милюков П Н Очерки по истории русской культуры / П. Н. Милюков. -М., 1994.-1995.-Т. 1-3. 14 См.: Лифшиц М Очерки русской культуры / М. Лифшиц. - М., 1995; Актуальные проблемы культуры XX в, - М., 1993; Ильина Г В История искусства / Г. В. Ильина. - М.,

Исследуемая проблема получила освещение в диссертациях по истории и теории культуры, философии, социологии и другим наукам. Из анализа содержания диссертаций следует, что наиболее широко представлены диссертации, освещающие художественную культуру15. Значительная часть диссертаций, защищенных по философским специальностям, также касается вопросов культуры16.

Подводя итог краткому анализу некоторых диссертационных работ, следует отметить, что немногие из них обращены к осмыслению прошлого опыта художественной культуры России в контексте современного этапа развития российской культуры. Но обращение исследователей к прошлому веку, повышенный интерес к культуре России свидетельствуют о начале поисков путей возрождения культуры с учетом прошлого опыта и национальной (общероссийской) потребности его творческого использования в современных условиях.

В местной историографии можно выделить те же этапы. Во второй половине XIX в. усилился интерес к национальному историческому опыту, расширилась поисковая, архивная, музейная, библиотечная деятельность. Этот период отличает рост общественного самосознания. Более острой стала проблема отношений центра и провинции. Многие деятели провинциальной культуры отмечали как характерное центростремительное явление -

1994; Набоков В Лекции по русской литературе / В. Набоков. - М, 1996; Формозов А А Классики русской литературы и историческая наука / А. А. Формозов. - М., 1995; История русской литературы XX век: Серебряный век. - М., 1995 и др.

См.: Горбатько Д А Русский стиль и возрождение национальных традиций в культуре России в конце XIX - начале XX вв.: автореф. дис..,. канд. ист. наук / Д. А. Горбатько. -М., 1997; Дьяконов В А Театральное движение в просветительной России XIX - начала XX веков (на материалах Среднего Поволжья): автореф. дис.... канд. ист. наук / В. А. Дьяконов. - Саратов, 1995.

См.: Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции : автореф. дис.... канд. филос. наук / Г. И. Маркова.-М., 1996; Серебрянникова Ю Л. Национальное самосознание и национальная культура: сущность, специфика и взаимодействие : автореф. дис.... д-ра филос. наук / Ю. Л. Серебрянникова. - Иркутск, 1997; Сущий С Я Пространство российской культуры (Центры и ареалы): автореф. дис..., д-ра филос. наук / С. Я. Сущий. -Ростов н/Д, 1997 и др. «вытягивание» столицей из провинции всего талантливого, жизнеспособного. Проблема культурной автономии для крупных провинциальных городов была поставлена на научную основу губернскими учеными архивными комиссиями (ГУАК).

Инициатива создания ГУАК принадлежит директору Императорского археологического института Н. В. Калачову. В 1884 г. была образована Тамбовская, 1901 г. - Пензенская, в 1895 г. - Симбирская ГУАК. Они стали архивными службами, функционировавшими с целью изучения важных исто-рических документов . Основную массу членов ГУАК составляли либеральная интеллигенция, чиновники, священники, студенты. Попечителем ГУАК являлся губернатор, финансирование деятельности осуществлялось Археологическим институтом, губернскими и уездными земскими организациями, а также частными лицами. Однако, например, в Пензенской ГУАК наиболее активными авторами публикаций выступают менее именитые горожане - Г. П. Петерсон, В. П. Попов, М. И. Сацердотов, А. Л. Хвощев, В. X. Хохряков. Кроме них действительными членами комиссии были саранский фотограф Н. С. Левшиновский, священник саранской Казанский церкви А. И. Любимов и др.

В 1901 г. была собрана первичная информация о наличии архивов в уездных городах, монастырях и церквах мордовского края. Г. П. Петерсон подготовил «Опись делам и документам саранского полицейского управления 1794 года». С этого периода начались сбор документов, их опись и обработка. В музей ГУАК стали поступать предметы из городов мордовского края. В 1903 - 1905 гг. были изданы 3 тома трудов Пензенской ГУАК18, где среди рефератов и докладов были помещены материалы о городах мордов-

См.: Макарихин В П Губернские ученые архивные комиссии и их роль в развитии общественно-исторической мысли в России в конце XIX - начале XX в. / В. П. Макарихин // История СССР. - 1989. - № 1. - С. 160 - 170. 18 См.: Труды Пензенской ученой архивной комиссии. - Пенза, 1905. - Кн. 1 - 3. ского края, подготовленные Г. П. Петерсоном (описи) и В. X. Хохряковым (сторожевые черты и крепостные города). Вся деятельность ГУАК опиралась на идеологию позитивизма - на культ факта при отсутствии серьезных исторических концепций. Это привело провинциальную историографию к кризису: обнаружилось несоответствие большого количества фактической информации и теоретического вакуума. Также выявился контраст исторической науки столичной, так или иначе базировавшейся на теории, и провинциальной, которая могла лишь заимствовать концептуальную базу у наиболее влиятельных столичных историков.

ГУАК отличались широкой издательской деятельностью. Они публиковали множество описей архивных документов, указателей, библиографий, каталогов, путеводителей, юбилейных сборников. В губернских ведомостях регулярно печатались работы уездных краеведов, выполненные по архивным документам или по самостоятельным изысканиям. При ГУАК функционировали библиотеки, ставшие центрами хранения информации для профессиональных историков и любителей старины.

С 1834 г. начали создаваться губернские статистические комитеты, также внесшие значительный вклад в провинциальное краеведение. Из государственных организаций, занимавшихся сбором первичного статистического материала, они превратились в авторитетные учреждения, служащие которых детально анализировали обширный исторический материал. В 1867 г. они переключились на изучение местной истории, в частности археологических памятников и документов судебных архивов. Краеведческая деятельность священников широко известна. Так, членом Пензенского губернского статистического комитета являлся архимандрит Григорий, священник И. Н. Беляев из г. Краснослободска в 1867 - 1868 гг. опубликовал серию статей о городе и уезде , плодотворно работали в краеведении смотритель Темниковского уездного училища Н. С. Рейтаров, публиковавшийся в 1870-е гг.20, и священник саранской Троицкой церкви А. И. Масловский21.

Значительный вклад в изучение мордовского края внесли В. И. и Г. И. Холмогоровы, опубликовавшие в 1890-е гг. исторические материалы по г. Темникову и Симбирской губернии , председатель Тамбовской ГУАК А. Н. Нарцов, описавший в начале 1900-х гг. г. Темников XVI - XVII вв.23 Собранная ими информация не утратила научной ценности и в середине XX в., когда отрывки из трудов ГУАК были опубликованы в сборниках серии «Документы и материалы по истории Мордовской АССР» (1939 -1952 гг.).

Отметим, что историографической особенностью конца XIX в. является публицистический характер исследований. Реальным достижением краеведения XIX в. стали устойчивый массовый интерес к местной истории, а также суммирование значительного фактического материала, повышение его достоверности и нравственно-патриотический пафос всей деятельности в целом.

В 1930-е гг. в соответствии с областным принципом культуроведения началось комплексное изучение провинциальной культуры, начали выхо-

См.: Беляев И. Город Краснослободск и его уезд до 1700 года / И. Беляев // ПЕВ. - 1867. -№ 19. - С. 560 - 572; № 20. - С. 594 - 602; № 21. - С. 626 - 629; № 22. - С. 669 - 676; Он же Эпизоды из истории города Краснослободска и его уезда в XVIII столетии // Там же. -1868.-№11.-С.355-37б;№12.-С.419-434;№13.-С.478-483идр.

См.: Рейтаров Н С Город Темников и его уезд / Н. С. Рейтаров // Памятная книжка Тамбовской губернии на 1876 год. - Тамбов, 1877. - С. 24 - 36.

См.: Масловский А Город Саранск (Историко-статистическое описание) / А. Масловский // ПЕВ. - 1880. -№ 18. - С. 3 ~ 19; № 19. -С. 25 - 31; Он же. Город Саранск в религиозном отношении 80 лет назад и в настоящее время//Там же, - 1881.-№6. -С. 4- 17. 22 См.: Холмогоров В Материалы для истории Симбирского края / В. Холмогоров, - Симбирск, 1898; Холмогоров В Материалы для истории, статистики и археологии города Тем-никова и его уезда XVII и XVIII ст. (Темниковская десятина) / В. Холмогоров, Г. Холмогоров ~ Тамбов, 1890.

См.: Нарцов А. Н Археологическая поездка по Темниковскому уезду в августе 1901 года. Доклад председателя Тамбовской ученой архивной комиссии А. Н. Нарцова на заседании 17 декабря 1901 года / А. Н. Нарцов // Изв. ТУАК. - 1902, - Вып. 46. - С. 32 - 56 дить труды, посвященные отдельным сторонам культурной жизни мордовского края24.

После перерыва, связанного с советским идеологическим диктатом в обществоведении, исследования провинциальной культуры возобновились в 1950-е гг. За три десятилетия было опубликовано много исследований комплексного историко-краеведческого характера, в частности по истории городов Среднего Поволжья - О. М. Савиным, городов мордовского края - И. Д. Ворониным, А. Е. Захаркиной, Д. К. Ишуниным, С. С. Колесниковым, И. М. Корсаковым, А. А. Чернухиным, Н. И. Сыгониным, Н. П. Шмыревым25. Эти историко-д оку ментальные очерки достаточно информативны, хотя в них довлеет социально избирательный подход к явлениям культуры: гипертрофированное внимание к событиям 1910 - 1920-х гг., отсутствие концепций и четкой методологии, описательность.

Следующий период изучения провинциальной культуры начался в 1990-е гг. О саранской ярмарке писала Н. И. Воронина, о городских сословиях в мордовском крае - В, А. Юрченков, об архитектурной истории городов и монастырей мордовского края - С. Б. Бахмустов, В. И. Лаптун, В. Б. Махаев, А. И. Меркулов; о творческой интеллигенции мордовского края -О. М. Савин26. В 2000-е гг. вышли в свет книги С. Б. Бахмустова (о вкладе

См.: Костин Н. Н Краткий очерк истории Краснослободского уезда и города Красносло-бодска Пензенской губ. / Н. Н. Костин // Прилож. к журналу «Известия КУОН». - [Красно-слободск], 1921. 25 См.: Воронин И Д Саранск / И, Д Воронин. - Саранск, 1961; Захаркана А Е Ардатов / А. Е. Захаркина, С. С. Колесников, Д. К. Ишунин. - Саранск, 1966; Корсаков И. М. Крас-нослободск / И. М. Корсаков. - Саранск, 1966; Чернухин А А Темников / А. А. Чернухин. -Саранск, 1973; Сыгонин Н. Инсар / Н. Сыгонин. - Саранск, 1975; Шмырев Н. П Ковыл-кино /Н. П. Шмырев. - Саранск, \969;Онже Троицк.-Саранск, 1982. 2 См.: Воронина Н И Саранская ярмарка: культурные доминанты / Н. И. Воронина // Исторические и политические науки в контексте современных культурных традиций. - Саранск, 1999. - С. 188 - 191; Юрченков В А Люди духовного звания / В. А. Юрченков // Саранские епарх. ведомости. - 1994. - № 8-10. - С. 20 - 27; Он же Саранск : в 2 кн. - Саранск, 1997. - Кн. 1; БахмустовС Б Разорванное ожерелье / С. Б. Бахмустов, В. И. Лаптун. - Саранск, 1991; Mzra-евВ Б Архитектурная история мордовского края / В. Б. Махаев, А. И. Меркулов. - Рузаевка, 1998; Савин О М Живая память / О. М. Савин. - Саранск, 1981; Он же Твое имя помнят лю- монастырей в духовную жизнь мордовского края), В. И. Канаевой (о непрофессиональном театре провинции), О. М. Савина (о судьбах историков, этнографов, филологов, лингвистов, представителей духовенства, причастных к истокам национального краеведения), Н. И. Ворониной (о жизни деятелей науки и культуры и роли «культурных гнезд» мордовского края), В. Л. Жи-таева (о культурно-просветительской деятельности в Мордовии)27.

В последнее десятилетие были защищены кандидатские диссертации по проблемам провинциальной культуры И. Г. Косихиной, Н. И. Тарасовой, Е. Ю. Дементьевой, Т. М. Гусевой, Г. Н. Рябовой и др.

Важную роль в осмыслении развития провинциальной культуры, в том числе конца XIX - начала XX в., сыграла научно-практическая конференция «Центр и периферия: Культура российской провинции» (2005 г.), состоявшаяся в г. Саранске на базе НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. Стиль жизни провинциального города, провинциальная благотворительность в мордовском крае, историко-культурная деятельность современных краеведов Мордовии стали предметом обсуждения на заседании секции «Типологические черты провинциальной культуры». ди... Страницы мордовской Пушкинианы. - Саранск, 1987; Он же Времен связующая нить... -Саранск, 1991. 27 См.: Бахмустов С. Б Монастыри Мордовии / С. Б. Бахмустов. - Саранск, 2000; Канаева В И Высокое служенье малой сцене / В. И. Канаева. - Саранск, 2002; Савин О М Судьбы и память / О. М. Савин. - Саранск, 2003; Воронина Н И Лики провинциальной культуры / Н. И. Воронина. - Саранск, 2004; Житаев В Л Культурно-просветительская деятельность в Мордовии / В. Л. Житаев. - Саранск, 2006. 28 См.: Косихина И Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в- 60-е гг. XIX в. - феврале 1917 г. : автреф. дис.... канд. ист. наук / И. Г. Косихина. - Курск, 1998; Тарасова Н И Культурно-художественная жизнь российской провинции в конце XIX - начале XX в.: По материалам периодической печати Центрального Черноземья : автореф. дис.... канд. ист. наук / Н. И. Тарасова. - СПб., 1998; Дементьева Е. Ю. Провинциальное дворянство Среднего Поволжья первой половины XIX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е. Ю. Дементьева. - Самара, 1999; Гусева Т М Социокультурное развитие рос сийской провинции во второй половине ХГХ в. (на примере Мордовии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Т. М. Гусева. - Саранск, 2004; Рябова Г. Н Провинциальная культура Рос сии в конце XVIII - первой половине XIX века (на материалах Пензенской губернии): ав тореф. дис.... канд. ист. наук / Г. Н. Рябова. - Саранск, 2004 и др.

Историографический анализ приводит нас к выводу о том, что ученые внесли серьезный вклад в изучение отдельных сторон истории провинциальной культуры, собрав и проанализировав значительный фактологический материал. Однако история культуры мордовского края рубежа XIX - XX вв. изучена недостаточно, о чем свидетельствует отсутствие комплексных работ, в которых был бы осуществлен целостный анализ культуры как таковой.

Источниковедческую базу исследования составил широкий круг опубликованных источников, а также архивные материалы. Это преимущественно правительственные постановления, относящиеся к выработке культурной политики России в области просвещения и искусства, отчеты и доклады уездных исправников и других чиновников. Использованы также сведения о формировании и развитии художественной культуры и книгоиздательства, содержащиеся в сборниках документов, а также статистические материалы о состоянии народного просвещения в мордовском крае, отчеты о деятельности земских учреждений. Эти источники дают основной массив статистических данных, который позволяет показать и осмыслить динамику культурных процессов в крае.

Нами использованы документы, содержащиеся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА), в частности, ф. 17,481,482 (о развитии театрального искусства, управлении театрами и их репертуаре); ф. 733 (о формировании учебных заведений в России в пореформенный период, документы о народном просвещении, об учебных заведениях и их программах).

Наибольшую ценность представляют данные Государственного архива Пензенской области (делопроизводственные источники): документы и материалы канцелярии пензенского губернатора (ф. 5), Пензенского губернского статистического комитета (ф. 9), Дирекции народных училищ Пензен- ской губернии (ф. 81), Пензенской губернской земской управы (ф. 158). В их число входят такие важные документы, как ежегодные губернские отчеты и обзоры, доклады комиссии по народному образованию, списки литературных обществ, повременных изданий, переписка с Департаментом полиции пензенского губернатора об устройстве и открытии в уездах библиотек, театров, проведении литературно-музыкальных вечеров, рапорты уездных исправников о театрах, клубах, прошения пензенскому губернатору об устройстве книжных магазинов, лавок, о разрешении на открытие периодических изданий, библиотек, народных театров. Нами были изучены отчеты обществ, библиотек, уставы, программы кружков, периодических изданий, библиотек, журналы Пензенской и Тамбовской ученых архивных комиссий, отчеты Саранского и Краснослободского комитетов народных чтений, афиши театральных представлений. Следует отметить, что разнообразные явления культурной жизни мордовского края конца XIX - начала XX в. представлены документальными материалами государственного архива на протяжении всего рассматриваемого в диссертации периода.

Наряду с этим мы обращались к материалам периодической печати: статьям по вопросам просвещения и культуры в журналах «Русская школа», «Исторический вестник», «Памятная книжка адрес-календарь Симбирской губернии», а также публикациям в «Пензенских губернских ведомостях», «Симбирских губернских ведомостях», «Тамбовских губернских ведомостях», «Вестнике Симбирского земства», которые позволили более глубоко и разносторонне рассмотреть процесс развития культуры в изучаемый период.

В диссертации использовались также источники личного происхождения - воспоминания очевидцев тех или иных событий. XIX - начало XX в. - время расцвета мемуарной литературы и эпистолярного жанра. Получили развитие все мемуарные формы - от обшир- ных сводов воспоминаний до наблюдений и зарисовок из прожитого и передуманного. Бывший пензенский губернатор И. Ф. Кошко, окончивший свои мемуары 26 марта 1914 г., причины их написания, например, попытался определить следующим образом: «Думается, что необычность пережитых Россией за эти годы потрясений и невзгод так велика, что освещение их со стороны человека, стоявшего в это время в провинции у власти, а следовательно, и близко их наблюдавшего, представит читателю некоторый интерес, даже и в том случае, если это освещение в литературном смысле окажется слабым»29.

Каждый мемуарист оценивал описываемые им события с позиций, которые чаще всего пытался представить как объективные. И. Ф. Кошко писал: «Все, что в свое время меня особенно волновало и казалось мне значительным, постараюсь изложить здесь правдиво и просто...»30. Несмотря на это утверждение, в его воспоминаниях встречаются весьма субъективные оценки, порой переходящие в явную тенденциозность. Достаточно обратиться к его характеристике издателя саранской газеты «Мужик» В. Кажанова. Следует отметить субъективный характер записок князя И. М. Долгорукова и статского советника В. И. Беккера.

Мемуаристы порой делают записки о прожитом без расчета на публикацию. Князь И. М. Долгоруков, например, отмечал: «Прочтет ли кто его [дневник] иль нет, о том я не забочусь: довольно награжден в трудах моих и тем, что сократил им длину осенних вечеров и не чувствовал жестоких припадков той мучительной болезни, которую зовут: скука»31.

Тематическая направленность мемуаров разнообразна. Они могут быть посвящены отдельным событиям и встречам, например, описание са-

Кошко И Ф Воспоминания губернатора (1905 - 1914) / И. Ф, Кошко. - Пг., 1916. - С. 3. Там же.

Долгоруков И М Журнал путешествия из Москвы в Нижний, 1813 год / И. М. Долгоруков. -М, 1870. -С. 1. ранской ярмарки у И. М. Долгорукова. Могут фотографически точно запечатлеть события жизни, как в воспоминаниях И. К. Макарова о Саранске конца XIX в. В первом случае для мемуаров характерны этюдность, незавершенность, отрывочность, во втором - стремление к возможно большей полноте.

Особо следует упомянуть о воспоминаниях Л. М. Жемчужникова и В. Д. Фалилеева. Первый описывает саранскую живописную школу и ее основателя - К. А. Макарова, второй - собственные творческие поиски 1905 -1906 гг.

Мемуары, путевые очерки, дневники, письма XIX - начала XX в. являются различными, порой противоречивыми источниками, однако, несмотря на это, они позволяют воссоздать образ эпохи и людей того времени.

Всесторонний анализ имеющихся источников, их классификация и научное осмысление позволяют раскрыть социокультурную динамику развития мордовского края в целом, вместе с тем неполнота данных по некоторым параметрам затрудняет освещение отдельных аспектов развития егокультурного потенциала.

Методология исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют идеи и положения выдающихся ученых (Ю. М. Лотмана, А, И. Ракитова, А. Гулыги, Е, М. Жукова, Д. С. Лихачева, В. К. Егорова и др.32), исследовавших различные аспекты российской культуры, сущности историко-культурных традиций, социокультурные процессы развития общества на рубеже XIX - XX вв.

См.: Лотман Ю М Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX в. / Ю. М. Лотман. - СПб., 2002; Он же История и типология русской культуры. - СПб., 2002; Он же Воспитание души. - СПб., 2003; Ракитов А И Историческое познание: Системно-гносеологический подход / А. И. Ракитов. - М., 1982; Гу-лыга А Искусство истории / А. Гулыга - М,, 1980; Жуков Е. М. Очерки методологии истории / Е. М. Жуков. - М,, 1980; Егоров В К История в нашей жизни / В. К. Егоров. - М, 1990; Лихачев Д С Земля родная / Д С. Лихачев. -М, 1983 и др.

Методологической основой работы являются принципы объективно- г сти и историзма. В работе использованы методы системного и комплексно- го анализа, исторического описания, а также специально-исторические ме тоды исследования: сравнительно-исторический и проблемно- исторический. Учитывая, что исторические параллели всегда условны, при исследовании поставленных вопросов, наряду с методом сравнительно- исторического анализа, логическим и познавательным подходами, исполь зовался культурологический подход, позволивший проследить состояние . отдельных видов культуры в указанных временных рамках, их место в культуре России с учетом национального своеобразия и накопленного ду ховного наследия.

Терминология. В контексте исследования требует истолкования используемый нами термин «культурный герой». Под «культурным героем» мы понимаем просвещенного интеллигента, человека, освоившего в той или иной степени культурные достижения своей эпохи, участника культурного процесса, модель поведения которого является своего рода образцом для подражания.

Цель исследования - реконструкция ряда важных сторон культурной жизни мордовского края в конце XIX - начале XX в., анализ культурных процессов в их взаимодействии.

Цель исследования обусловила решение следующих задач: -определить роль провинции как социокультурной среды, ее место в формировании культурного потенциала России конца XIX - начала XX в.; -изучить взаимовлияние культурной жизни столицы и провинции; -показать влияние города, усадьбы, сельского населенного пункта на 7** развитие культуры в мордовском крае; -проследить взаимодействие различных сторон культурной жизни мордовского края в конце XIX - начале XX в.; -исследовать стороны культурной жизни провинции, которые способствовали внешкольному образованию, распространению полезных знаний и культурных достижений (театральная деятельность, библиотечное дело, периодическая печать, фотография, кинематограф); -выделить «культурных героев» провинции конца XIX - начала XX в.; -показать роль провинциальной интеллигенции как носителя новой культуры, а также вклад отдельных лиц в культурную жизнь края.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем комплексно рассматривается состояние провинциальной культуры России в конце XIX -начале XX в. как сложного, многообразного и противоречивого общественного явления, обосновывается авторское понимание категории культурного потенциала. В работе показана связь различных культурных процессов в мордовском крае в конце XIX - начале XX в., определено участие в них городского и сельского населения. Исследовано влияние столичной культуры на культурную жизнь провинции, показаны направления и содержание «культурных потоков»: губернский город - уездный город - село. Ряд архивных материалов в данной исследовательской работе впервые введен в научный оборот, что позволило полнее реконструировать картину культурной жизни мордовского края.

Теоретическая значимость исследования обусловлена использованием комплекса историко-культурных методов исследования, позволивших осуществить всесторонний анализ культурных процессов, происходивших в мордовском крае на рубеже XIX - XX вв., осмыслить роль интеллигенции в этих процессах, определить направления и содержание «культурных потоков».

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании исторической преемственности российской куль- туры для решения современных проблем в специфических условиях поиска т- путей преодоления кризисных явлений, в сохранении и развитии культурно- го потенциала России, духовных ценностей общества с учетом историко-культурных традиций России. Полученные результаты способствуют дальнейшей углубленной разработке актуальных вопросов развития российской культуры, сохранения и приумножения историко-культурных традиций, обогащения духовного наследия российского общества.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке ,. лекций и спецкурсов по отечественной истории, культурологии, истории культуры России в высших и средних специальных учебных заведениях. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Провинция - особая социокультурная система, обладающая уни кальным укладом жизни, своей спецификой, но обладающая при этом типо логическими чертами многоликой русской культуры, Многообразная в ви довых формах, она включала в себя на рубеже XIX - XX вв.: города, «го родки», соответствующие в российском контексте губернским и уездным -f городам, поместья (усадьбы), сельские населенные пункты, монастыри.

2. Провинциальный город составлял существо провинции как куль турной среды, поскольку концентрировал в себе различные направления в культуре, как традиционные для данной провинции, так и пришедшие из столиц. Усадьба являлась целостным феноменом русской культуры. Она выступала своеобразным способом выражения творческой и эстетической энергии русского дворянства.

3. В конце XIX - начале XX в. динамика развития культурного про- у., странства и процессов, происходивших в нем, были связаны с развитием различных форм культурной жизни. В мордовском крае активно развивались театральная деятельность, библиотечное дело, периодическая печать, книготорговля, фотография, кинематограф. Воскресные школы, народные чтения, народные театры, спектакли создавались, велись и ставились земскими городскими служащими, врачами, юристами, учителями и другими представителями интеллигенции.

На рубеже XIX - XX вв. культурную среду мордовского края активно формировали любительские театры. В начале 1900-х гг. театр способствовал появлению в крае кружков, которые ставили драматические произведения в основном в благотворительных целях.

История развития библиотек в определенной степени отражает общественно-политическую и культурную жизнь мордовского края. Библиотеки стали проводниками культуры в селах, они поддерживались любителями театрального искусства, отдававшими для этой цели сборы от благотворительных спектаклей. Потребность в самовыражении провинциального общества, прежде всего интеллигенции, заключалась в расширении печатного производства и независимой прессы. В провинции главную информационную функцию взяли на себя, наряду с официальными «Ведомостями», местные частные газеты.

Рубеж XIX - XX вв. стал периодом всеобщего увлечения новым видом искусства фотографией. Ценность снимка заключалась в документальной подлинности изображения. В 1900-е гг. фотография превратилась в культурную индустрию, она проникла в каждый уездный город России, в том числе мордовского края.

В начале XX в. появилось новое средство художественного изображения и передачи - кинематограф, ставший одним из любимых развлечений демократической публики. Кинематограф выработал язык, в одно и тоже время самый похожий и самый не похожий на жизнь, которым когда-то обладало искусство. Если театр возник именно как искусство, то кинемато- граф осознавал себя с самого начала балаганным развлечением и только позже вырос до статуса искусства. Со временем киноленты начали в определенном смысле выполнять просветительскую роль,

8. В конце XIX - начале XX в. провинциальная интеллигенция выступала носителем новой культуры, «культурный герой» в мордовском крае был выходцем из чиновников, врачей, священнослужителей. Наиболее яркими представителями были Н. В. Прозин, Г. П. Петерсон, А. И. Масловский. Их отличала тяга к изучению истории мордовского края, активная жизненная позиция, стремление преобразовать действительность. Через «культурных героев» осуществлялся диалог провинции и столицы. Духовный потенциал отдельных личностей явился одним из основополагающих элементов культурного потенциала мордовского края, способствовал образованию многих ценностей провинциальной культуры,

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, ее выводы и обобщения, а также практические рекомендации обсуждались в отделе истории и теории культуры мордовского края НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия; опубликованы в 4 статьях. Полученные научные результаты исследования апробированы также в выступлениях на региональной научно-практической конференции «Центр и периферия: Культура российской провинции» (Саранск, 2005), всероссийской научно-практической конференции «Первая русская революция 1905 - 1907 гг.: Исторический опыт разрешения внутриобщественно-го кризиса и современность» (Ульяновск, 2005), международной научно-практической конференции «Проблемы развития регионального социума. К 75-летию А. И. Сухарева» (Саранск, 2006).

Структура и объем работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Провинция как социокультурная среда

Понятие провинции начиная с XVIII в. служило в России определением административно-территориальной единицы. В 1711 — 1712 гт. в стране поя вились отдельные провинции, к 1719 г. их насчитывалось сорок пять. Каждая губерния подразделялась на разное количество провинций: Петербургская на одиннадцать, Московская - девять, Киевская - четыре, Рижская - на две провинции и т. д. Составной частью провинции являлись уезды (дистрикты).

Во главе провинции стоял воевода, в губернских городах правил губернатор, упри котором находилась провинциальная канцелярия. Территориально административное деление на провинции было упразднено в 1775 г. «Учреждениями о губерниях». Несмотря на это понятие «провинция» прочно вошло в обиход, обозначая с XVIII в. и до сих пор места, удаленные от столиц, в которых течет «серая» жизнь.

Подобное понимание провинции было характерно для литературы, публицистики XIX - начала XX в., а также соответствовало бытующему среди столичных жителей мнению. Провинция и провинциальные нравы служили темой для сатирических жанров, являлись объектом для ироничных и гротесковых интерпретаций в художественных произведениях. Один из фелье-тонов Ф. Соллогуба начинается словами: «...за Петербургом есть довольно обширное пространство, именуемое Россией. Это пространство разделяется на значительное количество губерний; в каждой губернии находится по од 1 ному губернскому городу. В числе губернских городов город... отличается своим живописным положением, но вместе и некрасивостью зданий...» . Однако российская провинция, представляя собой определенную социо культурную среду, многообразна в видовых формах и является многосоставным целым. Она включает в себя: города, «городки» («местечки»), соответствующие в российском контексте губернским городам и уездам рубежа XIX - XX вв., а с точки зрения современного территориально-административного деления - об ластным городам и городам - районным центрам. Данные номинации относятся V к типу «большой провинции», которому противостоит тип «малой провинции», включающий деревни и поселки. Кроме того, существовали еще два типа провинции, включавшие поместья (усадьбы) и монастыри. Эти типы являются промежуточными между «большой» и «малой» провинцией. В иерархии типов провинции особое место принадлежит городу. Провинциальный город составлял существо провинции как культурной среды, поскольку концентрировал в себе различные направления в культуре, как исконные, традиционные для данной провинции, так и пришедшие извне, например из столиц. С понятием «провинциальный город» связана судьба мно-гих Личностей (личностей с большой буквы), выдающихся, внесших значительный вклад в отечественную и мировую культуру.

Феномен города был привлекателен во все времена - его исследовали, изучали, описывали историки, литераторы, философы, художники и т. д. В ка кой-то мере образ города - из категории вечных в творческих и научных кон цепциях. Среди философско-социологических теорий о городе особого внима ния заслуживает работа М. Вебера «Город». Хотя в ней концепция города осно вывается преимущественно на его социоэкономическом и политическом значе нии (социокультурный образ города автором не интерпретирован), типология f города, данная М. Вебером, весьма актуальна для российских городов конца Соллогуб Ф. Симбирский театр / Ф. Соллогуб // Русский театральный фельетон. - Л 1991.-С. 154. XIX - начала XX в. Поскольку каждый российский город - это многообразный конкретно-исторический феномен, а множество отечественных городов соответствует определению Вебера, согласно которому, город - это «поселения с сильно выраженным торгово-промышленным характером» .

По экономическому признаку Вебер различает город потребителей и производителей, условно подразделяет город на аристократический и ремесленный, а также - город торговцев (в контексте России - купеческий). В действительности социальная структура конкретного города обычно синтезирует в себе черты всех указанных типов, поэтому в одном городе присутствуют и рабочие, и аристократические районы, слободы-местечки и др. Взаимодействие различных слоев населения в сочетании с этническим своеобразием его отдельных групп формирует то единое и многообразное социокультурное пространство, которое и является городом.

Театральная жизнь провинции

По замечанию Ю. М. Лотмана, «искусство - одна из форм коммуникации и, с этой точки зрения, особым образом организованный язык... „. Искусство тоже имеет свои языки... ... Театр так похож на жизнь, что кажется, что у него нет своего специфического языка. Условность и изобразительность не воплощаются в чистом виде ни в одном из типов знаков... Эти тенденции должны бороться, но не должны побеждать друг друга. Именно взаимное их напряжение порождает богатство художественного языка»1.

Жизнь российской провинции в конце XIX в. становилась многообразнее благодаря различным профессиональным и любительским театральным обществам. В конце XVIII - начале XIX в. в усадьбах привилегированных классов начали ставиться домашние спектакли. И. К. Макаров, правнук основателя Саранской школы живописи К. А. Макарова и внук академика И. К. Макарова, вспоминал: «В те времена каждый состоятельный помещик... старался обзавестись собственным театром... так как, живя часто безвыездно в своих деревнях, не всегда имел возможность бывать в ближайшем городе... чтобы посмотреть в театре пьесу. К тому же далеко не во всех провинциальных городах в то время существовали театры... Бывали среди помещиков и дворянской знати и настоящие ценители искусства. У них были отличные те- атры с целыми оперными труппами, замечательные оркестры...»2 Художник Л. М. Жемчужников добавляет: «Устройство театров частными лицами похвально и полезно, но вопрос в том, для кого устраивается зрелище, с какою целью и на какие средства... Во время крепостничества... на сцене домашних театров выступали дворовые; и творились дела, от которых содрогается душа на расстоянии многих десятков лет»3.

В 1791 г. из г. Санкт-Петербурга в г. Пензу на должность вице-губернатора приехал князь И. М. Долгоруков. Он построил здесь специальное здание для театра на 100 мест. 24 ноября 1793 г. состоялась премьера комедии «Обманщик», роли в которой исполняли дворяне-любители. До появления любительского народного театра в г. Саранске, как и везде, ставились домашние спектакли у дворян, как в городе, так и в имениях. Эти спектакли не имели цели собирать деньги, а служили развлечением.

Только во второй половине XIX в., после отмены крепостного права и коренных изменений во всех областях жизни России, стали появляться любительские народные театры интеллигенции, рабочих и крестьян. Они пришли на смену народному фольклорному театру, связанному с устным народным творчеством. Несмотря на монополию императорских театров (императорским театрам принадлежала монополия на публичные театральные представления в столицах), начало которой было положено в 1803 г., драматическую цензуру, влиявшую на репертуарную политику, театр играл все более заметную роль в общественно-культурной и идейной жизни страны. Монополия была уничтожена лишь в 1882 г. Эта мера расценивалась как отмена «крепостного состояния» театра. В столичных и губернских городах артисты-любители стали объединяться в любительские драматические кружки и ставить платные спектакли не только в пользу нуждавшихся, но и для эстетического удовольствия. В этом был смысл их общественной деятельности. В 1868 г. пензенский губернатор получил циркуляр, в котором требовалось предоставлять сведения о том, в каких уездных городах «имеются театры, в каких зданиях помещаются, кем содержатся и на какой срок, и как велик состав труппы, и к сему присовокупить общий отзыв об артистических достоинствах труппы и сценического исполнения оною пьес...»4. Из Пензы были посланы запросы во все уезды губернии. Уездные полицейские исправники сообщали: «В настоящее время в г, Краснослободске и уезде оного клубов, маскерадов, общества музыкантов и штукмейстеров нет...»; «...Поименованных в том предписании в г. Инсаре не имеется»; «В Саранске постоянных содержателей маскерадов, обществ музыкантов и разных штукмейстеров нет. Относительно приезжих артистов будем иметь наблюдение»5.

Начиная с 1868 г. пензенский губернатор ежегодно получал сведения о театрах из уездов. Каждый раз в рапортах из Саранска, Инсара и других городов губернии повторялись одни и те же слова: «нет», «не было», «не имеется», «будем иметь наблюдение». Однако сведения уездных исправников не всегда были точны. В последней трети XIX в. любительские спектакли уже начали ставиться. Но некоторые исправники не сообщали о них, так как это явление было эпизодическим, редким.

Публицист и литератор Николай Васильевич Прозин

Осенью 1861 г. на страницах «Пензенских губернских ведомостей» появились корреспонденции из г. Краснослободска, в которых шла речь «по поводу ярмарки», сообщалось «несколько слов по случаю открытия женского приходского училища». Эти небольшие информации - начало многолетней газетной деятельности видного краеведа и фольклориста, а тогда молодого врача Николая Васильевича Прозина, прибывшего на службу в уездный город после окончания Казанского университета. Пензенская губерния была для него родной: в г. Пензе 7 лет назад он окончил классическую гимназию, в Пензенской духовной семинарии преподавал медицину его отец, жили братья и сестры. Профессия медика стала у Прозиных семейной. Кроме Николая врачом был его брат Василий.

Живя в Краснослободске, занимаясь лечебной практикой, Н. В. Прозин интересовался бытом города. Цикл очерков «Город Краснослободск и Красно-слободский уезд», который с 30 сентября 1864 г. печатали «Пензенские губернские ведомости»4, Николай Васильевич начал с экономических сведений. Автор знакомил с топографическим положением уезда, в котором «по последним сведениям насчитывалось 5 392 жителя», торговлей в городе и уезде, флорой и фауной, народонаселением, местоположением «естественных источников богатства». «Краснослободск с виду довольно красивый городок. Когда вам случится весной кататься во время половодья по разливу Мокши, то вы невольно станете любоваться рисующимся перед вашими глазами городом. Отсюда Краснослободск показывается с лучшей стороны: вы увидите каменные постройки, между которыми виднеются колокольни церквей, там и сям садики, а влево от вас далеко протягиваются в длину мелкие деревянные строения... Город невелик, но все-таки в нем 19 каменных домов, 843 деревянных вместе с флигелями и избами и 5 церквей, все каменные,. ,»5.

Н. В. Прозин отмечал, что в городе «нет общественной библиотеки... проживают чиновники купцы, мещане, государственные крестьяне и разночинцы. Краснослободск в настоящее время можно назвать торгующим городом.. . Торговля в Краснослободске дробиться до мельчайших степеней»6.

В своем очерке краевед касался «геологической стороны местности», отмечал, что «селитренные земли находятся как близ города Краснослобод-ска, так и в других местах уезда» - по границе с Наровчатом, что «выработка селитры может принести достаточные выгоды». В селах производился по-таш, были богаты они и «торфяными местами» .

Сообщив, что «мордовские селения большею частию попадаются по близости реки и в таких местах, где их окружает лес», Н. В. Прозин называл села, в которых, видимо, бывал: Каныуши на Мокше (ныне Ельниковского

района РМ), Кичатово и Волгапино (Ковылкинского), Базарная Дубровка (Атюрьевского района), говорил, что на моховых болотах есть утки, тетерева и журавли, «зайцев много во всех лесах уезда», а около Пурдошанского выселка водятся медведи8.

Краевед касался и истории краснослободских мест, записывал рассказы, которые «уцелели до сего времени между старожилами, большею частью заимствовавшими их от своих отцов и дедов». Он опубликовал предание о походе Ивана Грозного на г. Казань, с которым были связаны наименования 2 населенных пунктов. Когда царь проходил через один из них, то остановил крестьянскую девушку, спросив, где Мокша мельче, чтобы перейти ее вброд. Та указала направление, а так как платье у нее было с длинными рукавами, то и село стало зваться: «Девичий рукав». «Когда же царь, - записывал фольклорист, -дошел до другого, указанного ему села, то велел протекавшую по близости его реку Мокшу запрудить находившимся в том месте на берегу камнем... и перешел здесь реку. Это село получило название "Каменного брода"»9.

Н. В. Прозин записал несколько рассказов, которые остались в «изустных преданиях» от времен Е. Пугачева, свидетельствовал, что к восставшим крестьянам присоединялось «много в то время экономических крестьян села Селищи Краснослободского уезда», что «Пушкарская улица получила свое имя, как уверяют, от того, что по ней во время пугачевского бунта расставлены были для защиты города пушки», что близ города, в «казачьем» лесу, есть овраг, известный под именем «золотого», где богатые горожане прятали золото и драгоценности10.

Похожие диссертации на Социокультурное развитие Мордовского края в конце XIX - начале XX вв.