Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Особенности трансформаций культурных процессов информационного общества 15
1.1 Социокультурное информационное пространство как объект современного философского исследования 15
1.2 Влияние информационных технологий на современные социокультурные процессы .33
1.3 Особенности трансформации культуры в рамках современных социальных процессов 49
Глава II Формирование сетевой идентичности в контексте социокультурных изменений информационного пространства 75
2.1 Влияние глобальных культурных перемен на самоидентификацию личности в условиях информационного пространства 75
2.2 Развитие виртуальной культуры – как отражение трансформации культурных процессов 92
2.3 Перспективы развития сетевой идентичности в новых культурных реалиях информационного общества 105
Заключение .122
Список использованных источников
- Влияние информационных технологий на современные социокультурные процессы
- Особенности трансформации культуры в рамках современных социальных процессов
- Развитие виртуальной культуры – как отражение трансформации культурных процессов
- Перспективы развития сетевой идентичности в новых культурных реалиях информационного общества
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена научной необходимостью теоретического осмысления социокультурных изменений и социальных взаимодействий в сфере трансформации современного цивилизационного развития и культуры, глобального сообщества в целом, культурной среды современной России в частности. Охваченный разнообразными широкомасштабными процессами сегодняшний мир стремительно меняется. Соответственно активизируется и расширяется процесс глобализации современного общества, претерпевает глубинные изменения и сама его структура.
Расширение международных политических и социально-культурных контактов, интеграция мировой экономики и финансов, настоящая революция в области средств массовой информации, изобретение и распространение сети Интернет - все это ведет ко все большей глобальной связанности мирового сообщества, углублению степени культурной коммуникации этносов. При этом становится особенно заметно как позитивное, так и негативное влияние современных коммуникационных технологий на жизнь и функционирование общества. В исследовательском аспекте актуальными становятся проблемы концептуализации, моделирования культурной коммуникации как таковой, всестороннего исследования глобальных и локальных тенденций культурного развития, роли и места самого субъекта грандиозных культурных изменений, его сетевой идентичности.
Рамки реального общества, в котором существует человек, быстро расширяются, и социальные нормы трансформируются в корпоративные новые нормы пользователей сети Интернет. Путем приобщения к культурным ценностям индивидов-носителей к противоположной или даже чуждой этнокультурной, психологической установке происходит изменение персонального духовного континуума и самой личности. Безусловно, подобные коммуникационные процессы не могут не учитываться при разработке социокультурных технологий трансляции знаний, мировоззренческих и деятельностных установок, поскольку именно это и является объектом пристального внимания современной культурной политики и систем безопасности государства в культурной сфере.
В условиях динамических плюралистических изменений культуры общества, её глобализации с участием сети Интернет и необходимости рассмотрения этих проблем как важных тем философского дискурса и социального изучения, учитывая, что в научных исследованиях эта проблема не нашла достаточного освещения, проблема сетевой идентичности представляется весьма актуальной.
Процесс становления идентичности, изменения исторических представлений о ней, взглядов и понимания самоопределения личности показывает, что исследование проблемы идентичности связано с анализом и интерпретацией процесса социальной самоорганизации. Кроме того, все большую значимость приобретает личное, продуктивное, творческое, особенное, в силу чего субъективное, национальное, социальное выходят на первый план, что и актуализирует тему исследования, тем более, что понятие идентичности, которое охватывает и субъективное время, и личную деятельность, и национальные особенности, стало одной из главных тем в научном сообществе с конца XX столетия. Многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана, в конечном итоге, оказываются вопросами об идентичности.
Особую значимость проблеме придаёт и тот факт, что в период глобальных изменений современный человек закономерно оказался в ситуации кризиса идентичности. Он обнаруживает себя в различных формах: депрессии и апатии, бессмысленной жестокости, неоправданной агрессивности, различных формах зависимости и беспомощности, стремлении убежать от реального мира, проявлениях избыточной властности, аморальности, разных формах мистицизма, средневековой религиозности и суеверий, нигилизма и нарциссизма, в алкоголизме, употреблении наркотиков, сексуальных извращениях. Эта тенденция ведет к «негативной автономии», идеологии безвременья, дезинтеграции и отсутствия жизненных планов, т. е. к потере идентичности.
Кризис идентичности актуален во всем мире в связи с «наступлением» культуры постмодерна и неолиберализма, информационной экономики, глобальной политики. Кроме того, он проецирует внимание к тем технологическим методам информационного поля, которые позволяют находить пути выхода из этого кризиса, а также поиску новых форм и видов идентичности, прежде всего в культурном пространстве.
Исследование проблемы сетевой идентичности затрагивает множество взаимосвязанных вопросов и понятий. Среди них можно выделить философские, социологические, культурологические, биологические, антропологические и другие понятия. Кроме того, сама предметная область исследования идентичности в рамках современного информационного общества обосновывает значимость анализа феноменов сетевого общества и виртуальной культуры.
Важно понять и теоретически выразить, как в начале XXI века мы осознаем себя, воспроизводим в современную личность, и тогда мы поймем, почему такие понятия, как «личность», «идентичность», «локальные интересы», «культурные национальные ценности», становятся фундаментальными проблемами современности.
В связи с этим возникает необходимость анализа стилевых установок как моделей для самоидентификации личности, а также процессов построения самопрезентаций в Интернет-среде, предоставляющих человеку новые возможности для самоопределения, не связанные с его физическими и биографическими характеристиками.
В связи с возникновением глобального информационного пространства и связанных с ним трансформаций культурных процессов, изменения факторов, воздействующих на мироощущение личности особого внимания требует также дальнейшее научного осмысления сетевого пространства как особой среды виртуальной культуры, создающей возможности самореализации личности в условиях модификации культурных процессов информационного общества.
Степень научной разработанности проблемы
Проблематика постиндустриального и информационного общества, помогающая раскрыть научную рефлексию сущности и специфики сетевой идентичности в культуре современного информационного общества, находила отражение в общеизвестных трудах Д. Белла, Д. Гэлбрайта, Ж. Бодрийяра, И. Валлерстайна, А. Вебера, Э. Гиденса, Э. Кассирера, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Маклюэна, К. Манхейма, Г. Маркузе, И. Масуда, А. Моля, М. Понятовского, У. Ростоу, П. Сорокина, О. Тоффлера, А. Турена, Ж. Фурастье и других выдающихся мыслителей XX – XXI веков.
Важную роль в теоретическом и методологическом обосновании исследования сетевой идентичности сыграли труды отечественных учёных, формирующих современное представление о культуре, закономерностях её развития и функционирования. Значительное место при этом заняло осмысление научных трудов Р.Г. Абдулатипова, С.С. Аверинцева, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, М.А. Ариарского, М.Н. Афасижева, Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, Н.П. Безугловой, Н.А. Бердяева, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, Е.В. Мареевой, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, А.А. Пелипенко, М.Я. Сарафа, Э.В. Соколова, Т.Н. Суминовой, В.А. Тихоновой, А.Я. Флиера, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, М.М. Шибаевой и др.
Так как одной из задач исследования явилось изучение самоидентификации личности в условиях глобальных культурных перемен, значительную теоретико-методологическую ценность представили труды, в которых отражена структура мировоззрения и характеристика её роли в формировании ценностных ориентаций человека: О.Н. Астафьевой, В.Ф. Асмуса, А.С. Богомолова, Л.С. Выготского, А.А. Гусейнова, В.М. Кириллина, Ю.В. Китова, Л. Кольберга, И.В. Малыгиной, В.М. Межуева, Ж. Пиаже, Е.А. Покровского, В.А. Ремизова, А.В. Сикорского, А.Тойнби, М. Херсковица, Э. Эриксона и др. Научный интерес также представляют исследования В.В. Бибихина, Л.Н. Воеводиной, Э. Кассирера, Ф. Ницше, А.Ю. Плетникова, Э.Тайлора, А.Шопенгауэра, К. Ясперса и др.
Особый вклад в разработку концепции сетевых (информационных) сообществ и их воздействия на культурную среду информационного общества внесли Д.Д. Барни, С.Д. Беркович, М. Кастельс, М. Тьюрофф, С.Р. Хилтс и др. Значительный интерес представляют теоретические работы А. Бюля, М. Вэйнстейна, Д.В. Иванова, А. Крокера, М. Паэтау, посвященные проблемам виртуального сообщества.
Однако при всём множестве концептуальных идей пока отсутствует специальное исследование относительно сущностных особенностей сетевой идентичности и её воздействия на культуру информационного общества. Учитывая ценность и практическую значимость подобного исследования, мы и определили его темой диссертации.
Объект исследования: сетевая идентичность как социокультурный феномен.
Предмет исследования: формирование сетевой идентичности в динамике социокультурных изменений информационного общества.
Цель исследования: раскрыть сущность и тенденции развития сетевой идентичности в условиях динамики трансформации социокультурного пространства.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-
Выявить особенности трансформации культурных процессов современного информационного общества;
-
Проанализировать философско-культурологические концепции сущности культурных процессов информационного общества;
-
Выявить воздействие информационных технологий на изменение культурно-нравственных ценностей человека;
-
Проанализировать социокультурные основания кризиса идентичности и выявить пути его преодоления;
-
Исследовать влияние виртуальной культуры на формирование сетевой идентичности;
-
Определить сетевую идентичность как специфический феномен современной культуры информационного общества.
Гипотеза исследования. Феномен сетевой идентичности в контексте культурных процессов информационного общества играет одну из важнейших ролей в трансформации реальной социальной идентичности человека, создавая его виртуальную личность.
Теоретико-методологические основы исследования
Методология исследования является комплексной и определяется спецификой предмета исследования, его целью и задачами, а также междисциплинарным подходом к изучаемой проблеме. При анализе сетевой идентичности в контексте культурных процессов информационного общества изучены положения о концепции идентичности, отражённые в учении М.Кастельса о сетевом индивидуализме, персонализируемым сообществом, концепции Д. Белла об информационном пространстве как обществе сетевых структур, а также концепции «третьей волны» А. Тоффлера, трактующего современное информационное общество в контексте постмодернистских терминов. При осмыслении понятия идентичности, в её различных измерениях большое значение имеют идеи, отражённые в исследованиях И.В. Малыгиной об онтологии, морфологии и динамике этнокультурной идентичности. Серьёзной теоретико-методологической базой исследования явились выводы М.М. Шибаевой о многоаспектном характере межэтнического общения в современной социокультурной ситуации, А.А. Пелипенко о смыслогенетические основаниях идентичности, И.Г. Яковенко о трансформациях базовых идентичностей, В.М. Межуева о культурных и цивилизационных особенностях российской модернизации. При анализе природы и сущности сетевой идентичности в контексте динамики социальных процессов и проблематики трансформации культуры теоретической базой послужили труды отечественного учёного А.И. Арнольдова, прежде всего, такие, как «Цивилизация грядущего столетия (Культурологические размышления)». «Человек и культура», «Теория культуры: историзм и вопросы методологии», «Человек и мир культуры». Теоретическая база диссертации опирается также на взгляды Готтхарда Бехмана на концепцию информационного общества и социальную функцию информации, идеи Л.В. Скворцова об информационной культуре и цельном знании и концепции, положения Т.Н. Суминовой об информационной составляющей художественной культуры.
Методы исследования
В процессе исследования использовались научные методы, соответствующие комплексу исследовательских задач и обусловленные его предметом и целью: общефилософский и философско-культурологический, диалектический, структурно-типологический, компаративный, аналитический, исторический и др.
Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании феномена сетевой идентичности в контексте культурных процессов современного информационного общества:
1. выявлены особенности трансформации культурных процессов современного информационного общества, проявляемые в широком распространении виртуальной культуры, новейших компьютерных технологий, предоставляющие человеку качественно новые возможности коммуникации, получения знаний, всестороннего развития его культурного уровня и др.;
2. найдены новые аспекты философско-культурологических подходов к изучению культуры информационного общества;
3. определён диапазон воздействия информационных технологий на мир культурно-нравственных ценностей современной личности;
4. выявлен ряд новых аспектов современного кризиса идентичности и определены некоторые пути его преодоления в границах сетевой идентичности;
5. исследовано позитивное и негативное влияние виртуальной культуры на процессы формирования сетевой идентичности;
6. прослежен процесс формирования феномена сетевой идентичности в контексте современных культурных процессов в обществе.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении смысловых граней понятия «сетевая идентичность», определении сущностных, а также социальных характеристик информационного общества и виртуальной культуры. Кроме того, теоретическое обоснование получили выявленные пути преодоления разрыва между идеальным и реальным в феноменологии сетевой идентичности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дискуссионных и малоизученных проблем в области теории и истории культуры, философии и культурологии, для определения критериев оценки роли и места информационных технологий в социокультурном пространстве современного мира, а также при разработке программ и чтении лекций и спецкурсов по вопросам сетевой идентичности в культуре информационного общества, в рамках учебных курсов по «визуальной культуре», «истории повседневности», «философии», «социологии», «истории культуры».
Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Диссертация «Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества» соответствует п. 2.2. «Культура как ценность и как понятие. Причины бесконечного многообразия определений культуры», п. 2.6. «Культура и цивилизация: общее, особенное, единоличное», п. 2.11. «Культурно-исторический процесс», п. 2.26. «Постмодернистская философия культуры» паспорта специальности 24.00.01 – теория и история культуры (философские науки).
Основные положения, выносимые на защиту:
-
-
Информационное общество, основанное на новых технологиях, глобальной интеграции экономики, с присущей ей динамической мобильностью рынков труда и индивидов, отрывает человека от традиционной локальной культуры и создает предпосылки для формирования качественно нового типа личности, для которого характерна свобода в определении собственных мировоззренческих ориентиров.
-
Влияние информационных технологий на современные социокультурные процессы становятся одним из важнейших факторов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок мировоззрения человека. Информационное технологии, являясь одним из механизмов воспитания и обучения, влияют на основы общественного сознания, становясь практикой социокультурных отношений. Они, по своей сути, являются также социальными технологиями и определяют метод освоения действительности на основе достижений как технической, так и гуманитарной научной мысли.
Процесс функционирования и развития информационных технологий выходит за рамки чисто технической проблемы, так как включает в себя широкий комплекс философских, социальных и культурологических аспектов, что обусловливает острую необходимость адекватной оценки его влияния на общество.
-
-
В культуре постиндустриального общества в связи с разрушением традиционной социальной реальности как упорядоченной и центрированной системы координат большое значение приобретает виртуальная культура как пространство смыслов и ценностей. Виртуальность становится новым жизненным пространством человека, обусловливающим его социальное и индивидуальное существование и предполагающим новые способы и модели идентификации в контексте культурных процессов информационного общества.
-
Человек информационного общества представляет собой неукорененного в социокультурном пространстве индивида. Главными детерминантами его существования являются процессы индивидуализации и персонализации, связанные с утратой человеком тотальных смысложизненных ориентаций и ценностей, что дает основания для формирования автономного, самодетерминированного субъекта, испытывающего потребность в обретении себя. Эта потребность реализуется посредством построения сетевой идентичности, которая в культуре современного постиндустриального общества предстаёт креативной, фрагментированной и множественной.
-
Сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает набор символов, уже имеющийся в личности, но может отражать желание ощущать себя в новых ролях, испытывать новый опыт — в проявлениях «открытой идентичности», то есть, такого состояния идентичности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития. В связи с чем взаимовлияние сетевой и реальной идентичности требует в современных условиях усиления особого внимания научного сообщества.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 12 научных публикациях автора, в том числе – в 3 статьях в журнале, входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ для кандидатских и докторских диссертаций.
Исследование получило апробацию в: выступлениях автора на международных, российских, региональных, межвузовских конференциях: научно-практической конференции «Науки о культуре: современный статус» (12 декабря 2007 г.), международной научно-практической конференции «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (16 декабря 2008 г.), научно-практической конференции «Инновационные модели и проекты институтов культурного воспитания» (23 декабря 2009 г.); международной научно-практической конференции «Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире» (19 ноября 2009 г.); международной научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности» (11 апреля 2010 г.), международной научно-практической конференции «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (20-21 ноября 2011 г.), научно-практическом семинаре «Стрельцовские чтения» (14 декабря 2011 г.); II Московском Форуме культуры (20 июня 2011 г.); III Московском Форуме культуры (21 июня 2012 г.); IV Московском Форуме культуры (20 июня 2013 г.).
Материалы и выводы исследования используются в учебном процессе кафедры социально-философских наук, кафедры теории культуры, этики и эстетики и кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств при чтении следующих учебных курсов: «Визуальная культура», «История повседневности», «Философия», «Социология», «История культуры».
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 11 от 02.07.2013 г.)
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Влияние информационных технологий на современные социокультурные процессы
Друкер делает оговорку, что начало 3 периода носит весьма условный характер. В этот период продолжается снижение доли физического труда. Путем для попадания в средний класс становится вуз. Друкер предполагал, что к 2010 г. доля занятых физическим трудом составит не более 10% от всего числа работающих граждан. Как мы можем заметить, знания – ключ к личному и материальному успеху, хотя традиционные факторы успеха – природные ресурсы, капитал и труд не исчезли, а отошли на второй план.
Важно, что в рамках третьего этапа ведущие мировые компании перманентно совершенствуют системы своего управления в направлении повышения эффективности использования человеческого капитала7.
Новоявленная социальная структура в качестве сетевого социума, которая характерна для большей части мирового сообщества, основывается на инновационной экономике8. Конечно, она не является прямым продолжением устоявшихся отношений. Это совершенно новый вид социально-культурной системы, информационной и глобальной. В подобной среде, знания и информация – ключевые источники, подпитывающие два главных и решающих основания любой экономики – производительность и конкурентоспособность. Формирование принципов информационных технологии напрямую влияет на уровень знаний людей соответствующей технологической инфраструктуры и воздействует на качество образованности личности, её умения управлять инновационными информационными системами. Сегодня и при условии, что подавляющее число разнообразий форм деятельности, особой специфики
"электронного правительства" / Дис. канд. социол. наук, Москва, 2005. рабочих мест, широкие массы людей до сих пор остаются национальными и локальными, глобализация во всех странах связала воедино все экономические центры, в связи с чем все экономики в мире теперь в значительной мере зависят от мировых финансовых рынков, международной торговли и планетарного разделения труда, производства и сферы услуг. Именно инвестиции, независимо от их характера, составляют не только модель, но и положения развития большинства стран планеты. Новый тип экономики организовывается теперь вокруг не имеющих центра информационных сетей, основывается на постоянном взаимодействии между ними, в независимости от того, являются ли они локальными или глобальными.
Но глобализация не ограничивается исключительно экономикой. Медиа-сети используются как в бизнес-взаимодействии, так и в глобальном информационном обмене как звуковой, так и в виде изображения. Интернет стал широко распространяющейся горизонтальной сферой человеческой коммуникации, включающей в себя сейчас более 2 млрд.9 пользователей с перспективой роста. Благодаря сетевым формам организации обеспечивается существенная гибкость фирм, отдельных индивидов и стран. Потребность адаптации к непрерывным изменениям в области производства оборота капитала, технологий — суть новых форм взаимодействия в информационном обществе, которые уже не придерживаются устоявшихся правил в том, что они находятся в постоянном процессе трансформации, в зависимости от требований нового сетевого пространства.
При таких условиях традиционно обособленное суверенное национальное государство неизбежно вступает в условия непреодолимого кризиса. Это не означает необходимость его исчезновения, но в наши дни оно, меняя свои основания, существенно трансформируется. Это коренным образом меняет и всю культурную среду обитания современного человека.
В условиях современной конъюнктуры национальные государства начинают объединять усилия, в попытке защититься от мировых финансовых рынков, медиа, Интернета, а так же мировой преступности, терроризма, в борьбе с встающими страшными социальными проблемами, уничтожением природы в результате становясь более защищенными и эффективными, но при этом уже все более удалёнными от собственных традиционных специфических узконациональных основ. Чтобы легитимировать утрату своих полномочий, путем передачи полномочий и доходов региональным и местным правительствам, а также различным неправительственным организациям проводится политика децентрализации власти. Это позволяет умножить связи между всеми гражданами и государством в целом, создает качественно новые социально-культурные отношения. Подобные действия порождают чувства территориальной идентичности и целостности. Результат подобного процесса закономерна – недееспособность любой возможной власти в различных национальных государствах в будущем. Следовательно, государство информационной эпохи представляет собой специфический тип власти, и её политических институтов, которые подвержены изменениям под влиянием новых вызовов современных реалий.
По этим же причинам глубокая трансформация происходит в сфере культуры труда, в его сущности и системе его оплаты. Мы можем наблюдать за небывалой концентрацией капитала и управленческих ресурсов за счет явных и завуалированных мегаобъединений и суперконгломератов. Традиционная разница между крупным, средним и малым бизнесом неизбежно ветшает и стираются. Крупные организации осуществляют внутреннюю децентрализацию, что придаёт их конституции характер сетей, согласующихся с другими организациями в пределах отдельно выделенных проектов. Собственные сети создаются малыми и средними предприятиями
Особенности трансформации культуры в рамках современных социальных процессов
Философские споры о технологии в XX веке касались вопросов о нейтральности взаимодействия технологий с человеческими ценностями, внеположными по отношению к их использованию, и способности современных технологий создавать или определять человеческие ценности и отношения. Каждое из направлений этой полярной схемы рассмотрения онтологических и этических вопросов, связанных с технологиями, развивалось самостоятельно, но подозрения насчет технологий никуда не исчезли, особенно в коммунитаристской мысли. И Интернет особенно сложен в технологическом отношении в силу своей относительной интерактивности. Невозможно говорить об Интернете, как о чем-то едином, — это то же самое, что говорить об «обществе» или «экономике», не выделяя классов, профессий, семей, коммерческих предприятий, органов исполнительной и законодательной власти, гражданских организаций, общественных форумов, различных институтов, - всей очеловеченной окружающей среды и т.д. Вопреки или, возможно, благодаря его военному происхождению, развитие Интернета во многом определялось коммерческими компаниями, большими и малыми, служившими экономической глобализации (а точнее — доктрине «свободной торговли»), Тем не менее, в Интернете можно найти самые разные авангардные места, совершенно особые уголки и даже источники реального политического влияния.
Философ Эндрю Финберг справедливо замечает, что «компьютер по самой своей технологической сути не должен был стать средой коммуникации... по первоначальному замыслу технократов и инженеров, крупные сети, наподобие французского "Телетеля" и Интернета, должны были служить инструментами распространения информации»19. Но «в ходе внедрения этих сетей пользователи стали пользоваться ими иначе, чем было задумано, и превратили их в средства коммуникации»20. В этом отношении Интернет как технология уникален: даже если многие пользователи ведут пассивную жизнь в Интернете, сама среда потенциально — и зачастую действительно - интерактивна и, в этом смысле, достаточно гибка, чтобы отвечать человеческим потребностям, связанным с миром вне Сети. В случае с Интернетом технология превращается в службу знакомств и других опций, но она также удовлетворяет множество других интересов и потребностей, принесенных технологии из реального мира.
Рассмотрим недавний расцвет блогов – программы для ведения сетевых дневников, которые позволяют пользователям участвовать в интерактивных обсуждениях в Интернете. Важно, что программное обеспечение не требует особых познаний в компьютерном программировании для своей установки и использования, благодаря чему оно и свою постоянную прописку в Интернете — по оценкам, на сегодняшний день (со времени создания в середине 1990-х годов) можно насчитать более полмиллиона сайтов, предназначенных для ведения блогов. Эта технология стала особенно важной на политической арене. Обычно в блогах комментируются политические события и идеи и даются гиперссылки на соответствующие тексты, другие блоги, противоположные точки зрения и другие ресурсы. Сайты часто оказываются намного лучшими источниками информации и анализа, чем СМИ или иногда даже самые лучшие газеты.
Несомненно, что Интернет — это дополнительный и мощный инструмент мобилизации и подстегивания политической активности, которая имеет реальные последствия в мире за пределами Интернета. Многие международные движения — за права человека, против войны, в защиту окружающей среды и другие — стали сильнее благодаря Интернету, который позволил расширить средства влияния на правительственную и межправительственную власть и соглашения. Джеймс Розенау заметил, что «в обычном пространстве и киберпространстве произошел сетеподобный взрыв организаций, но появление последнего стало основным стимулом для роста числа объединений в первом»21. Сила этих организаций во многом связана со способностью использования Интернета в качестве организационного инструмента. Можно добавить, что, помимо самой внутренней структуры таких организаций, их влияние способствует созданию, развитию или распространению общих условий, которые могут сделать возможным в будущем возникновение более разнообразной и включающей Интернет – сферы.
Кроме того, Интернет может способствовать усилению черт, которые и без того сопряжены с серьезными проблемами в более широком обществе (такие, как сокращение равенства, ослабление социальных обязательств, угрозы публичному обсуждению и частной жизни). В «Декларации» ООН отмечаются некоторые из этих проблем, причем одни из них (неприкосновенность частной жизни) поддаются решению легче, чем другие (равенство). Чтобы ответить на вопрос о том, действительно ли Интернет неизбежно ведет к обострению этих проблем, необходимо разобраться с тем, какая культура до сих пор определяла развитие Интернета (и будет определять его в обозримом будущем). Называемые обычно отрицательные черты связаны с более широкой культурой, и они существовали задолго до создания Интернета. Также существует возможность того, что глобальный доступ приведет к большему разнообразию использования и общения в Интернете и даже — более идеалистично — большей солидарности в мире за пределами Интернета.
Развитие виртуальной культуры – как отражение трансформации культурных процессов
Обращая внимание на специфику человеческого бытия в условиях постиндустриального общества, важно провести анализ сущности кризисного состояния идентичности и рассмотреть основные проблемы идентификации, которые возникают за счет утраты индивида своих прежних смысложизненных ориентаций и ценностных установок.
Стимулом для возникновения подобного рода проблем стала гибель символического универсума, в пределах которого осуществлялась и регулировались все формы жизнедеятельности каждого индивида и который выступает посредником между индивидом и обществом. С трансформацией человеческого бытия напрямую соприкасается и проблема кризиса власти в постиндустриальном обществе, поскольку только в этом аспекте можно порассуждать о насущном строительстве любого смыслового пространства, гарантирующего устойчивость в самой социальной системе58.
Следует заметить, что определяющую роль в появлении радикальных процессов освобождения играет делигитимация, а она, в свою очередь, приводт к сильнейшей волне индивидуализации. Особое значении тут имеют и вызванные ею глобализация и процессы, которые представлены в виде двух основных тенденций. Первая из них проявляется в усилении жёсткой взаимной зависимости всего человечества как общемирового целого, вторая же выражается в ослаблении роли и значения практически всех общественных институтов. Сама по себе глобализация была импульсом в изменении всех сфер человеческого бытия, она раздвинула рамки мировосприятия личности, чётко 58 См.: А.В. Матецкая Социология культуры и социологическое знание XX века, - статья. С 15. обозначив неправомерность деятельности различных социальных институтов, которые были узаконены традицией, и сняв ограничения с будничного опыта индивида. Глобализация, которая состоит одномоментно в унификации, как распространении общеизвестных универсальных стандартов и моделей, и сегментации мира, разделения социокультурного пространства, возникновение все более мелких групп и культурных ниш, открывающее перед индивидом широкий спектр возможностей, но при этом затрудняя процесс самоидентификации.
Необходимо выявить специфику делигитимации. Легитимация - это процесс разъяснения, утверждения и оправдания тех или иных установок или порядков, которые придают смысловую канву и доказанность социального существования человека. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, легитимация означает процесс смысловой объективации «второго порядка»59. Сущность смысловой объективации заключается в следующем: различным процессам происходящим в социуме придаются соответствующие значения (первого порядка), но по ходу их слияния непременно складываются новые, вследствие которых социальная действительность не только исполняет различные запланированные функции и обладает при этом особым значением, но и придаёт интерсубъективный смысл, чётко легитимирующий жизнь конкретных людей. Легитимация, первостепенно, даёт возможность придать смысловым значениям институциональную установку для всех участников определённого сообщества (это называется горизонтальным срезом интеграции) и предоставляет любому человеку реальную возможность переосмыслить не исключительно только свой будничный опыт и обыденную жизнь, но и всю свою биографическую историю в целом, в пределах названной интерсубъективной системы (вертикальный срез интеграции). На сегодняшний день проблема легитимности наиболее широко представлена в работах уже упоминавшихся исследователей Лукмана и 59 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. — С 218. Бергера, но первым выведшим эту проблему за рамки привычного понимания исключительно политических и идеологических исследований, был разумеется М. Вебер, называвший понятием «легитимный порядок» целиком весь нормативный аспект существующей социальной системы в полном объёме.60 По мнению учёного, такой порядок не существует отдельно, но с неизбежностью связан с известными социальными группами, слоями, коллективом. Следовательно, социетальное сообщество (представляющее собой групповой аспект социальной системы) являет собой коллектив, существующий в определенных границах и имеющий определенные усвоенные обязательства.
Высшим уровнем легитимации61 является символический универсум, являющийся целостной системой отсчета, объединяющей различные смысловые горизонты. В рамках символического универсума все переживания и опыт, относящиеся к различным сферам действительности, осмысливаются исходя из общей ценностной системы координат.
В пространстве символического универсума существуют так называемые смысловые горизонты как измерения человеческой жизни, в рамках которых человек имеет возможность формирования собственного Я и осмысления своей жизни. Смысловые горизонты конструируются на базе религиозных установок, традиций, которые воздействуют на человека, на его ценностную матрицу. «Ни один художник никогда не напишет своей картины, ни один полководец не одержит победы, ни один народ не завоюет свободы без таких горизонтов», -писал Ф. Ницше62.
Перспективы развития сетевой идентичности в новых культурных реалиях информационного общества
Мир компьютеров достаточно сильно изменяет мир людей — психологи уже давно говорят об опасности эффекта перезагрузки, который может переноситься из сетевой реальности на реальность пребывания. Многие компьютерные команды, связанные с применением пароля, перезагрузки, становятся настолько привычными, что их не хватает в общении с людьми не в игровой реальности, а реальности «пребываниия». Это опасно не для умеренных пользователей, а для тех кто проводит в Сети по шестнадцать часов в день.
Культурное основание информационного общества М. Кастельс рассматривает как культуру «реальной виртуальности», осуществляющуюся в пространстве Сети, в особом «кибер-пространстве» и «вневременном времени»85. Реальность этой среды определяется ее повсеместным распространением, а виртуальность — тем, что влияние мультимедиа (не только собственно сетевого мира) в процессах формирования личности — ее картины мира, ценностной системы, представлений о мире — оказывается основополагающим, гораздо более значимым, чем влияние живых, в том числе, самых близких, людей. И если в 6о-8о-х годах прошлого столетия говорили о манипуляции сознанием, осуществляющимся средствами массовой коммуникации, в наше время обозначают эти процессы, как «мягкое управление» и «соблазн». Фактически, виртуализация сознания и есть одна из технологий управления им. Как ни парадоксально это выглядит, но сознание тех, кто пребывает в Интернет-среде, также подчиняется практикам управления — Сеть предлагает столько соблазнов, среди которых и новостные сайты, где основное внимание уделяется не просто горячим, а «жареным» новостям, и интим-сайты, и многочисленные предложения — от товаров до услуг и т.д.
Погружение в виртуальную реальность приводит к пересмотру всей реальности, которая начинает обретать не присущие ей особенности — наделяться новыми качествами и рассматриваться как более или менее совершенная версия программы. Общение через Интернет становится настолько привычным, что люди предпочитают сетевое общение общению реальному, обращаясь друг к другу, даже находясь в одном помещении, при помощи компьютера. Компьютеру задают вопросы и излагают просьбы, даже вполне личностного плана, наподобие знакомства. В Жизни начинает представляться столь же актуальной, как и в компьютерном мире, практика тестирования операций.
В среде сетевиков чрезвычайно распространено «геймерство» (от англ. game — игра), практически все они являются участниками оп-line игр. У этих компьютерных игр есть те качества, которых лишены игры стационарные, «приставочные», не предполагающие коммуникации с теми, кто также находится в этом игровом пространстве. Во-первых, это совершенная графика, которая постоянно улучшается в очередных версиях, что усиливает эффект виртуализации, во-вторых, это разнообразие пространства и детальная проработка ландшафта, что создает иллюзию пребывания в огромном, практически бескрайнем мире и будит любопытство исследователя, в-третьих, — это самое позитивное — эти игры проводятся в режиме реального времени, что позволяет объединять усилия многих людей по реализации определенных игровых целей. Наконец, в-четвертых, — и это самое негативное — достижение игровых целей предполагает добывание артефактов, которые становятся объектом купли-продажи в реальном пространстве. Именно для геймеров характерно формирование тех измененных форм сознания, которые проявляются в перенесении свойств игровой реальности в реальность пребывания. Этим правилам и закономерностям подчиняется весь. реальный мир, изменяющий свою политическую окраску на игровую.
Однако общение с компьютером порождает и целый целую череду весьма положительных эффектов. Постоянная работа с программой, стремление ее улучшить, перманентное обновление программ, установка новых их версий, увеличение памяти — все это приводит к уверенности человека в своих качествах «субъектности», когда он ощущает себя в качестве творца того мира, в котором он пребывает. Эти свойства культуры, предопределяющей повышение значимости отдельного индивида, не встроенного в различные общности, связаны с формированием в развитых странах информационного общества. В обществе этого типа изменяется не только характер труда и источник богатства, которым становится информация, но и характер самих общественных отношений. В «супериндустриальном обществе», «сверхиндустриальной цивилизации», все предполагаемые аспекты развития личности — образование, профессиональный рост, экономическая деятельность, реализация политической активности, сфера досуга — могут осуществляться в информационной сфере. Культура при этом обретает высочайший уровень инновативности, начинает характеризоваться демассификацией и дестандартизацией всех сторон политической и экономической жизни; «персонализацией» — то есть, ориентацией культуры и общества на каждого человека, утрачивающего при этом черты «массовизированного индивида», обитающего в «массовом обществе»; трансформацией всей палитры межличностных отношений, изменяющих всю систему ценностей и ориентаций человека в сторону психологических, социальных и этических целей.
Похожие диссертации на Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества
-
-